единство каких дисциплин представляет собой искусствознание
ИСКУССТВОЗНАНИЕ
Полезное
Смотреть что такое «ИСКУССТВОЗНАНИЕ» в других словарях:
искусствознание — искусствознание … Орфографический словарь-справочник
Искусствознание — искусствоведение, в широком смысле комплекс общественных наук, изучающих искусство художественную культуру общества в целом и отд. виды искусства, их специфику и отношение к действительности, их возникновение и закономерности развития,… … Художественная энциклопедия
ИСКУССТВОЗНАНИЕ — (искусствоведение), комплекс общественных наук об искусстве художественной культуре общества в целом, отдельных видах искусства, их отношении к действительности, взаимосвязи с социальной жизнью и с различными явлениями культуры, проблемах формы и … Современная энциклопедия
ИСКУССТВОЗНАНИЕ — (искусствоведение) комплекс общественных наук, изучающих искусство художественную культуру общества в целом, отдельные виды искусства, их отношение к действительности, закономерности развития, взаимосвязи с социальной жизнью и с различными… … Большой Энциклопедический словарь
ИСКУССТВОЗНАНИЕ — искусствоведение, совокупность наук о всех видах худож. творчества, их месте в общей сфере человеч. культуры. Фундаментом своим граничит с собственно историей, необходимой базой, фоном и средой, и с философией, прежде всего… … Энциклопедия культурологии
Искусствознание — (искусствоведение), комплекс общественных наук об искусстве художественной культуре общества в целом, отдельных видах искусства, их отношении к действительности, взаимосвязи с социальной жизнью и с различными явлениями культуры, проблемах формы и … Иллюстрированный энциклопедический словарь
искусствознание — искусствоведение Словарь русских синонимов. искусствознание сущ., кол во синонимов: 1 • искусствоведение (1) Словарь синонимов ASI … Словарь синонимов
ИСКУССТВОЗНАНИЕ — ИСКУССТВОЗНАНИЕ, искусствознания, мн. нет, ср. То же, что искусствоведение. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
искусствознание — я; ср. = Искусствоведение. * * * искусствознание (искусствоведение), комплекс наук, изучающих искусство художественную культуру общества в целом, отдельные виды искусства, закономерности их развития, взаимосвязи с духовной и социальной жизнью и… … Энциклопедический словарь
Искусствознание — в узком смысле рассматривается как искусствоведение, включающее теорию искусства, историю искусства и художественную критику. Предметом теории искусства являются общие и особенные свойства конкретных видов художественного творчества.… … Эстетика. Энциклопедический словарь
Искусствознание — искусствоведение, в широком смысле комплекс общественных наук, изучающих искусство художественную культуру общества в целом и отдельные виды искусства, их специфику и отношение к действительности, их возникновение и закономерности… … Большая советская энциклопедия
ИСКУССТВОЗНАНИЕ
Полезное
Смотреть что такое «ИСКУССТВОЗНАНИЕ» в других словарях:
искусствознание — искусствознание … Орфографический словарь-справочник
Искусствознание — искусствоведение, в широком смысле комплекс общественных наук, изучающих искусство художественную культуру общества в целом и отд. виды искусства, их специфику и отношение к действительности, их возникновение и закономерности развития,… … Художественная энциклопедия
ИСКУССТВОЗНАНИЕ — (искусствоведение), комплекс общественных наук об искусстве художественной культуре общества в целом, отдельных видах искусства, их отношении к действительности, взаимосвязи с социальной жизнью и с различными явлениями культуры, проблемах формы и … Современная энциклопедия
ИСКУССТВОЗНАНИЕ — (искусствоведение) комплекс общественных наук, изучающих искусство художественную культуру общества в целом, отдельные виды искусства, их отношение к действительности, закономерности развития, взаимосвязи с социальной жизнью и с различными… … Большой Энциклопедический словарь
Искусствознание — (искусствоведение), комплекс общественных наук об искусстве художественной культуре общества в целом, отдельных видах искусства, их отношении к действительности, взаимосвязи с социальной жизнью и с различными явлениями культуры, проблемах формы и … Иллюстрированный энциклопедический словарь
искусствознание — искусствоведение Словарь русских синонимов. искусствознание сущ., кол во синонимов: 1 • искусствоведение (1) Словарь синонимов ASI … Словарь синонимов
ИСКУССТВОЗНАНИЕ — ИСКУССТВОЗНАНИЕ, искусствознания, мн. нет, ср. То же, что искусствоведение. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
искусствознание — я; ср. = Искусствоведение. * * * искусствознание (искусствоведение), комплекс наук, изучающих искусство художественную культуру общества в целом, отдельные виды искусства, закономерности их развития, взаимосвязи с духовной и социальной жизнью и… … Энциклопедический словарь
Искусствознание — в узком смысле рассматривается как искусствоведение, включающее теорию искусства, историю искусства и художественную критику. Предметом теории искусства являются общие и особенные свойства конкретных видов художественного творчества.… … Эстетика. Энциклопедический словарь
Искусствознание — искусствоведение, в широком смысле комплекс общественных наук, изучающих искусство художественную культуру общества в целом и отдельные виды искусства, их специфику и отношение к действительности, их возникновение и закономерности… … Большая советская энциклопедия
Искусствознание
Общественное значение искусствознания определяется как научной ценностью его выводов и результатов, так и деятельностью по пропаганде и популяризации искусства (научная и научно-популярная литература, лекции, экскурсии), приобщением широкого круга читателей к произв. искусства и к их пониманию. Выбор предмета исследования и изложения, характер анализа, оценок и выводов, отражая какие-либо эстетические воззрения и вкусы, способствуют и их дальнейшему формированию. Выступая с оценкой, поддержкой или осуждением произведения, художественная критика обращается не только к публике, но и к художникам, оказывая непосредственное активное влияние на процесс развития современного искусства. Но и теория, и история искусства, устанавливая ту или иную систему оценок в сфере современных эстетических принципов и художественного наследия, также глубоко воздействуют на творческий процесс своего времени.
В XIX в. завершилось сложение искусствознания как науки, систематически охватывающей широчайший круг проблем искусства всех эпох и стран, обладающей своей методологией и находящей опору в развитии философско-эстетической мысли, в прогрессе общественных и точных наук, в мощных социальных движениях и идеологической борьбе. В первой половине века воздействие идей Великой французской революции (1789-94), влияние эстетических концепций И. Канта, Ф. В. Шеллинга, братьев А. В. и Ф. Шлегелей и особенно Г. Ф. Гегеля создали возможность для возникновения, хотя и на идеалистической основе, мировоззренчески цельного представления об искусстве, проникнутого идеями исторического развития и взаимосвязей общественных и культурных явлений. Размах археологических исследований, накопление многочисленных фактов развития искусства, открытие публичных художественных музеев способствовали быстрому формированию профессиональной научной истории искусства. В атмосфере бурной общественной жизни, успехов выставочного дела и журналистики складывается художественная критика, активно участвующая в развитии искусства и в воспитании взглядов и вкусов публики. Теория, история и критика в небывалой мере наполняются борьбой общественных идей и направлений. Теория искусства классицизма, поднимавшаяся в период Великой французской революции до высокой гражданственности и предвосхищения архитектурных и градостроительных рационалистических открытий XX в. (Э. Л. Булле, К. Н. Леду), позже стала догматической доктриной, утверждавшей нормы «хорошего вкуса» (Г. Мейер в Германии, А. К. Катрмер де Кенси во Франции). С зарождавшимся романтизмом во многом связаны отрицание этих норм, обращение к наследию средних веков и Раннего Возрождения, к народному творчеству (С. и М. Буассере в Германии, Т. Б. Эмерик-Давид во Франции, Т. Рикман в Великобритании). Опережают свою эпоху многие исторические и критические суждения Стендаля во Франции и Дж. Констебла в Великобритании, утверждавших жизненность и творческую свободу искусства, а также капитальные исследования К. Ф. Румора в Германии, положившие начало научному изучению искусства на основе стилистического анализа. Наряду с косной академической критикой французских салонов в 1820-40-х гг. появилась блестящая и свободная романтическая критика Э. Делакруа, Г. Планша, Г. Гейне, Ш. Бодлера; начала складываться и критика, обосновывавшая демократическое реалистическое искусство, во главе с Т. Торе. В России с начала XIX в. растёт интерес к истории национального искусства (И. А. Акимов, П. П. Свиньин, И. М. Снегирёв) и к его гражданской программе (А. X. Востоков, А. А. Писарев). Противовесом академической теории и критике (И. И. Виен, А. Н. Оленин, В. И. Григорович), в 1830-х гг. воспринявшим консервативные стороны романтических теорий (П. П. Каменский, Н. В. Кукольник, С. П. Ше-вырёв), стали критические этюды К. Н. Батюшкова, Н. И. Гнедича, В. К. Кюхельбекера, основанные на живом общении с художественным произведением, взгляды А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Н. И. Надеждина, утверждавших философское значение, жизненность и народность искусства. В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарёв, преодолевая идеалистическую методологию, дали русскому искусству глубоко обоснованную реалистическую программу; её воздействие сказалось в статьях В. П. Боткина, В. Н. Майкова, А. П. Баласогло. И. И. Свиязев и А. К. Красовский высказали ряд прогрессивных для своего времени положений о природе и задачах архитектуры.
Учение В. И. Ленина о двух культурах в каждой национальной культуре антагонистического общества, об искусстве как отражении социальной действительности, о партийности искусства, о причинах разложения буржуазной культуры послужило базой для марксистской критики предреволюционных лет (В. В. Воровский, М. С. Ольминский, А. В. Луначарский) и для развития советского искусствознания. Под руководством Коммунистической партии, опираясь на её программу и решения по вопросам искусства, советское искусствознание провело большую работу по разработке марксистско-ленинских принципов теории и истории искусства, обоснованию художественного метода социалистического реализма, разоблачению буржуазных идеалистических теорий. В сотрудничестве с археологами и этнографами советские искусствоведы участвовали в раскрытии и исследовании до того неизвестных художественных культур, изучали и помогали развитию народного искусства многих, в т. ч. ранее отсталых народов. Была заново освещена история искусства народов СССР; в свете марксистско-ленинского мировоззрения получила научное осмысление вся история мирового искусства; изданы или издаются капитальные труды по всеобщей истории искусств, всеобщей истории архитектуры, искусству народов СССР, искусству разных республик, справочники, учёные труды музеев, НИИ, учебных заведений и т. д.
Искусствоведение как наука
Вы будете перенаправлены на Автор24
Искусствоведение — это комплекс научных дисциплин, изучающих искусство.
Искусствознание и искусствоведение
Многие теоретики и специалисты склонны разделять понятия искусствоведения и искусствознания. По этой причине главной формой классического искусствоведения считается всеобщая история искусств. В рамках этой научного предмета решаются задачи открытия, накопления, атрибуции, и предварительной классификации художественных объектов.
Искусствоведение включает в себя ряд смежных дисциплин:
Нужно уточнить, что искусствознание отличается от искусствоведения умозрительностью, большей аналитичностью, абстрагированием терминов и понятий, стремлением к синтезу, созданию гипотез, концепций и теоретических моделей. К области искусствознания относятся следующие научные дисциплины:
К специфическим областям искусствознания можно отнести следующие:
Становление теории искусства
Среди специалистов в области искусств, учёных и философов ведутся постоянные споры, как лучше всего определить термин «искусство». Есть множество трудов, книг, журнальных статей, где можно найти споры относительно того, что вообще нужно понимать под искусством. Немецкий социолог, философ и музыкальный композитор Теодор Адорно считал, что относительно искусства ничего нельзя считать очевидным. Сегодня специалисты в совершенно различных отраслях, программисты, дизайнеры, психологи, киноактёры используют понятие искусства в своей области, все они определяют искусство по-своему.
Готовые работы на аналогичную тему
Искусство – это образное осмысление действительности, процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе. Это творчество, которое отражает не только то, что интересно творцу, но и других людям.
Искусство играет важную роль в жизни общества. Оно показывает человеческую природу, отражает социальные противоречия, пытается решить какую-то проблему через призму художественных методов и приёмов. Так или иначе каждый человек причастен к искусству, он либо создаёт, либо потребляет его. Искусство возникло около 40 тыс. лет назад, хотя древнейшие его произведения, такие как ожерелье из раковин, появились ещё 75 тысяч лет назад.
Древнегреческий философ Платон, а затем Аристотель предприняли первые попытки создать теорию искусства. Среди литературных памятников античности можно найти практические руководства по искусству (Ветрувий), описания художественных памятников (Павсаний, Филострат Старший). Большой каталог культурных артефактов составил Плиний Старший. Ряд подобных трудов появятся во времена Возрождения. Вначале это были биографии знаменитых и выдающихся художников. Яркий пример такого труда – «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» автора Джорджо Вазари (1550 г.).
Систематизирование изучение художественных предметов зародилось сравнительно недавно. Одной из первых работ в новой научной дисциплине стал труд И. Винкельмана «История искусства древности» (1764). Большой вклад в развитие новой научной области внесли Дени Дидро и Г. Э. Лессинг.
В 19-20-ых столетиях искусствоведение получает широкое развитие, в этой отрасли появляется множество течений и школ. Серьёзные исследования в этой области были проведены Якобом Буркхардтом, Алоизом Риглем, Вильгельмом Любке, Антоном Шпрингером, Генрихом Вёльфлином, Карлом Вёрманом, Гастоном Масперо, Эженом Виолле-ле-Дюком, Аби Варбургом, Гансом Зедльмайром и многими другими.
Области искусствоведения и искусствознания
Давайте рассмотрим лишь некоторые отдельные дисциплины в искусствоведении.
История искусств. Данная отрасль знания является частью искусствознания и истории. В различные периоды развития общества, искусство по-разному классифицировалось. К примеру, в тёмную эпоху средних веков было принято выделять семь свободных искусств, особо выделили механическое искусство, включающее в себя архитектуру, ткачество, сельское хозяйство, кулинарию, торговлю, боевые искусства, и металлургию. В 20-ом столетии в искусстве выделяли уже 9 категорий. Кроме того, стремительно развивались техника и технологии, менялась культура, и к искусству стали относить совершенно новые явления: кинематограф, фотографию, рекламу, компьютерную графику и видеоигры.
Музыковедение. Эта область знаний изучает музыку как специфическую форму художественного освоения мира. В музыковедение включён целый ряд смежных предметов, например, всеобщая история музыки, музыкальная история национальных культур, история видов и жанров. К этой науке также относится множество теоретических дисциплин: ритмика, метрика, гармония, полифония, инструментовка, мелодика. Есть специфические направления: музыкальная фольклористика, музыкальная эстетика, музыкальная социология, а также смежные науки: музыкальная акустика, инструментоведение, нотография и др.).
Художественная критика. В этой научной отрасли проводится анализ, оценка и интерпретация произведений изобразительного искусства. Среди специалистов принято критиковать искусство в контексте эстетики или теории красоты. Разнообразие художественных течений и школ привело к разделению художественной критики на разные отрасли и дисциплины, каждая из которых применяет собственные критерии для своих суждений.
Искусство — это разновидность духовной деятельности людей, вид духовного освоения действительности человеком, имеющий целью формирование и развитие его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты и гармонии. В отличие от других сфер общественной деятельности (науки, политики и т.д.) искусство удовлетворяет потребность человека в восприятии окружающей действительности в развитых формах человеческой чувственности. Речь идет о специфической человеческой способности эстетического восприятия явлений, фактов, событий объективного мира, предполагающей развитое творческое воображение.
Понятие «искусство» имеет несколько значений. В широком смысле это совокупность всех разновидностей художественного творчества — литературы, скульптуры, театра, кино и др. В узком смысле это только изобразительное искусство. Кроме того, искусством называют высшую степень мастерства в какой-либо сфере Деятельности.
Решающую роль в возникновении и развитии искусства сыграл труд. Исторически искусство развивается как система конкретных видов искусства (музыки, литературы, архитектуры, изобразительного искусства и др.), в которых многообразие реального мира предстает во всем своем богатстве. Произведения искусства формируют человека, понимающего искусство и способного наслаждаться красотой. Благодаря многообразию своей видовой сущности искусство объединяет в себе все те формы общественной деятельности и познания, где проявляется отношение индивида к действительности и к самому себе. Именно этим определяется специфика искусства, его уникальность как особого способа духовного производства. Поскольку искусство включает в себя отражение всех форм социальной деятельности, сфера его воздействия на жизнь практически безгранична. В связи с этим искусство приобретает социальный характер.
В XIX в. возникали попытки создания «чистого искусства», «искусства для искусства», которое должно было быть самоценным, автономным, независимым от общественной жизни, морали, науки и политики. Идеологи этой концепции полагали, будто только в сфере «чистого искусства» возможна личная независимость художника и свобода художественного творчества. На деле искусство не может не отражать реальный окружающий мир и возникающие в нем отношения.
Вопрос, что такое искусство, до сих пор остается предметом споров между материалистами и идеалистами. Материализм рассматривает искусство как отражение реальной действительности и видит именно в общественной жизни тот объективный источник, который внутренне связывает и обусловливает взаимодействие искусства с политикой, наукой, моралью и т. п. Идеалисты пытаются показать искусство в отрыве от практической деятельности.
Искусство — это особая форма общественного сознания. С этой точки зрения можно дать объяснение роли искусства в развитии общечеловеческой культуры. Основой искусства служит художественный образ — чувственное воссоздание действительности на основе субъективной позиции автора. Обладая, по словам Гегеля, способностью «менять нашу точку зрения на предмет», искусство силой творческого воображения преображает мир в представлении, делая это свободно, т.е. по законам красоты. Процесс свободного формирования предметного мира в сфере художественного творчества происходит с позиций определенного эстетического идеала и завершается созданием произведений или образов искусства.
Благодаря целостному, всеобщему характеру отражения предметов и явлений окружающего мира искусство воздействует одновременно на чувства, мысли и волю людей, пробуждая и развивая в них творческое отношение к действительности. Развитие и сила социального воздействия искусства зависят от условий жизни общества, которые могут быть более или менее благоприятными для творческой деятельности человека.
Изучением искусства занимается искусствознание — совокупность наук, исследующих социально-эстетическую сущность искусства, его происхождение и закономерности развития, особенности и содержание видового расчленения искусства, природу художественного творчества, место искусства в социальной и духовной жизни общества. Современное искусствознание исследует искусство в контексте духовной культуры.
Структура искусствознания отличается комплексностью и проявляется в следующем:
Во-первых, искусствознание разделяется на общее и частное соответственно членению самого искусства на различные виды художественного творчества. Как система частных наук об отдельных видах искусства искусствознание включает в себя литературоведение, театроведение, музыкознание, архитектуроведение, искусствоведение (наука об изобразительных искусствах), киноведение и т.д. Каждая из этих частных наук имеет относительно самостоятельный характер и в то же время входит в качестве составной части в общую структуру искусства как системы целостного знания о художественном творчестве.
Во-вторых, в наиболее общем виде искусствознание представляет собой совокупность трех дисциплин: истории искусства, теории искусства, художественной критики. Соответственно частные науки об искусстве включают в себя аналогичные дисциплины: театроведение — историю театра, теорию театра, театральную критику; музыкознание — историю музыки, теорию музыки, музыкальную критику и т.д.
Общей теорией искусства выступает эстетика (от греческого — чувствующий) — наука о сущности и закономерностях творческого освоения действительности по законам красоты. Эстетика представляет теоретическую основу по отношению к частным искусствоведческим наукам.
Распространение средств массовой коммуникации — периодической печати, звукозаписи, кино, радио, телевидения и других — существенно изменило художественную жизнь общества в XX в. Эти средства позволили приобщить к достижениям мировой культуры широкие слои населения, которые ранее практически не имели доступа к художественным ценностям. При этом в процессе полиграфического, звукового или экранного тиражирования произведения традиционных видов искусства (в первую очередь живописи, скульптуры, театра) претерпевали существенные изменения, теряя ряд своих свойств, таких как уникальность рукотворного творения, прямой контакт между актерами и аудиторией в театре и т.д.
Определенную роль играет взаимосвязь искусства и морали. Искусство и мораль — это две формы общественного сознания и духовно-практической деятельности человека, тесно связанные и взаимодействующие друг с другом.
В истории искусства существовали два подхода к проблеме взаимоотношения искусства и морали:
1) моралистический, утверждавший единство искусства и морали и подчинение художественного творчества нравственным целям и задачам;
2) имморалистический, построенный на противопоставлении морали и искусства, оправдании аморальных тенденций в искусстве.
Взаимосвязь искусства и морали надо искать в контексте общих морально-этических проблем: добра и зла, интереса и долга, смысла жизни, счастья, любви и т.д. Мораль устанавливает нормы поведения, а искусство решает эти проблемы в художественной форме и художественными средствами.
Искусство отражает реальный моральный опыт, утверждает нравственный идеал общества, заглядывая далеко вперед, проверяя действительное содержание и жизненную силу действующей морали. Выражая стремление к высокой человечности, потребность человека во всестороннем раскрытии своих творческих сил и возможностей, искусство, подобно морали, своими средствами выполняет и прогностическую функцию. Силу нравственного воздействия искусства не следует ни преувеличивать, ни преуменьшать. Оно не обладает способностью, как отмечал Аристотель, превращать злого человека в доброго. Для восприятия искусства нужно, чтобы человек был уже в какой-то степени готов достойно оценить моральный образ мыслей героев произведений, нравственную направленность их поступков. Не учитывая этого обстоятельства, иногда неправомерно возлагают на искусство всю ответственность за «падение нравов», тогда как такую ответственность надо возлагать на социальную действительность.
Моральное воздействие искусства на людей может осуществляться примером нравственного поведения героя произведения или силой вызываемого художественным произведением эстетического переживания, побуждающих личность к размышлению. Сила нравственного воздействия искусства не исчезает с прекращением непосредственного контакта с произведением, а, напротив, только начинается, уходя в глубь сознания человека, где незаметно для него затрагивает все сферы жизнедеятельности, влияя на мотивы, стимулы, ценностные установки и в результате — на поведение, человеческую личность в целом.
Тесная взаимосвязь существует и между искусством и религией. Для религии характерна вера в сверхъестественные объекты, почитание их, поклонение им. развитая система культовых действий. В искусстве важно отображение реальной действительности в художественных образах. Тесная взаимосвязь искусства и религии объясняется наличием в них целого ряда общих черт. Искусство и религия выражают ценностное отношение человека к действительности. Они чаше опираются на противоречащие формальной логике представления, на образно-символическое мышление, чем на понятийное. Отсюда — их обращение к чувственно-эмоциональной, не сознательной, стороне психики человека.
Эмоциональное возбуждение, духовное переживание сопровождают и восприятие произведения искусства, и религиозные ритуалы, только в первом случае они значимы сами по себе, а во втором — осмысливаются как формы общения со сверхъестественным миром. В связи с этим художественные и религиозные элементы были тесно переплетены в структуре древнего мифологического сознания. В первобытнообщинный период развития общества искусство еще не было самостоятельным и выполняло прикладные функции в рамках первобытных культов и ритуалов. Религиозный ритуал строился на художественно-эстетической основе, сопровождался плясками, пением, музыкой, содержал элементы театральности. Художественные элементы ритуала воспринимались как действие сверхъестественных сил на человека, как духовный контакт с объектом поклонения. Такие же отношения перешли в религии древних цивилизаций.
С возникновением мировых религий отношения между искусством и религией стали развиваться сложно и противоречиво. Все явления культуры и искусства стали оцениваться с позиции той или иной религии. Все, что соответствовало религиозным нормам или могло быть использовано для их поддержания и распространения, принималось, а остальное, как правило, отрицалось. Так, в исламе долгое время запрещалось изображать людей и животных, что существенно затормозило развитие изобразительного искусства в исламском мире. Раннее христианство отрицательно относилось практически ко всем видам искусства, так как усматривало в них связь с языческими культами. Однако уже с IV—V вв. пение, ораторское искусство, декоративно-прикладное искусство, живопись начали проникать в христианский культ, а несколько позже и христианские идеологи признали необходимость активного использования искусства в религиозных целях. В Византии, например, церковное богослужение представляло собой целостное художественное действо, в которое включались архитектура, живопись, декоративные и песенно-поэтические искусства, ораторское искусство, хореография, светоцветовая и даже обонятельная атмосфера в храме.
Средневековые христианские идеологи ориентировали искусство на выражение религиозного мировоззрения и связанной с ним морали, стремились сосредоточить творческий потенциал искусства на основных духовных идеалах своего времени. В результате возрос интерес искусства к сфере идеального, оно достигло высокого уровня художественного выражения общечеловеческих Духовных ценностей. Шедевры византийской и древнерусской живописи и архитектуры, готические храмы, средневековая музыкальная и певческая культура поражают своей художественной силой и духовной глубиной даже далекого от религии человека XXI в. Однако религиозное искусство было в значительной мере обособлено от конкретной социально-исторической действительности, от повседневной жизни народа. Это было искусство вневременных духовных идеалов. Церковь часто активно боролась с внецерковными, светскими, развлекательными видами и жанрами искусства. Христианство, например, долгое время запрещало театральные представления, постоянным гонениям подвергало традиционную народную культуру (в России это коснулось скоморошества).
Важным регулятором взаимоотношений искусства и религии был канон. Практически все культовое искусство было канонизированным, т.е. введенным в определенные, исторически сложившиеся и закрепленные церковными установлениями строгие рамки. Они существенно ограничивали художественное творчество не только на содержательном, но и на формальном уровне. Свою творческую индивидуальность средневековый художник часто мог проявить только в сфере чисто выразительных средств (цвета, линии, музыкальной интонации и т.п.). Но здесь он нередко достигал удивительных высот.
Начавшаяся в период Возрождения секуляризация (отделение от церкви и религии) культуры разделила искусство и религию. Новый этап сближения наметился в XX в. Кризис религиозного сознания заставил церковь искать поддержку у искусства, использовать для своих целей его новейшие виды и направления (кино, видео- и звукозапись, электронную музыку).
Многие виды искусства, особенно в настоящее время, требуют определенных технических средств, совершенствующихся по мере развития общества. Это касается музыки, кино и др. Искусство и техника взаимосвязаны так же, как и материальная и духовная культура общества. С развитием техники меняются образный строй и материальные возможности архитектуры, пластических искусств, музыки и т.д. Появившееся в ходе научно-технической революции новые виды и разновидности искусства — фотоискусство, кино, телевидение, электронная музыка и другие — обогатили и усложнили эмоциональный мир человека. Техническое накопление фактов, их систематизация и обработка с помощью компьютерных технологий, возможность репродуцирования множества произведений искусства полиграфически, в звуко- и видеозаписях активно воздействуют на структуру и развитие художественной культуры в целом, повышают критерии социально-эстетической значимости репродуцируемых произведений искусства, эстетических идеалов и вкуса народа.
Термин «техника», нередко применяемый для характеристики навыков, приемов в различных видах человеческой деятельности, может выступать и как личное умение, мастерство авторов и исполнителей произведений искусства. Так, мы говорим о технике живописи, исполнительского искусства музыканта, актера, танцора и т. д. В то же время как высокая степень мастерства искусством в широком смысле слова может называться совершенное техническое исполнение спортивного выступления, производственного задания и т.д. В связи с этим можно сделать вывод, что искусство и труд — это две стороны единой материально-практической и духовной деятельности людей. Труд включает в себя и творческую деятельность в искусстве, которое своим происхождением обязано трудовой, созидательной деятельности людей. Первые человеческие постройки, одежда, утварь, орудия труда, став неотъемлемой частью материальной культуры, являются также и древними памятниками искусства, воплотившими эстетические представления людей. Опираясь на ритмы труда, возникли первые музыкальные и хореографические произведения. Изображения животного и растительного мира, создававшиеся первобытными людьми для магических целей, для организации коллективных действий в охоте, земледелии, несли художественное содержание, присущее искусству.
В свою очередь развитие искусства вызывает к жизни целые отрасли производства и обслуживающей его трудовой деятельности, как это видно на примерах (строительства театров и кинотеатров, музеев, библиотек, развития полиграфического производства, кино- и фототехники, создания музыкальных инструментов, совершенствования телевидения и радиовещания и т.д.).
1. Что такое искусство? Чем оно отличается от других видов деятельности человека?
2. Как возникло искусство? Какую роль в этом сыграл труд?
3. Какие виды искусства вы знаете? Какие из них преобладают в наше время?
4. В чем проявляется социальный характер искусства? Почему несостоятельными оказались попытки создания «чистого искусства»?
5. В чем различие взглядов на искусство материалистов и идеалистов?
6. Что такое художественный образ? Как он может воздействовать на людей?
7. Что выступает предметом исследования искусствознания? Какова структура искусствознания?
8. В чем состоит взаимосвязь искусства и массовой коммуникации в современную эпоху?
9. Чем искусство связано с моралью?
10. В чем состоит взаимосвязь искусства и религии? Как развивались их отношения в истории человечества?
11. Прочитайте высказывание Л. Фейербаха. В чем он видит различие искусства и религии: «. искусство не выдает свои создания за нечто другое, чем они есть на самом деле, т.е. другое, чем создания искусства; религия же выдает свои вымышленные существа за существа действительные».
12. В чем состоят особенности развития современного искусства? Какую роль в этом процессе играют технические средства?
Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.
Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.
Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.
Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.
© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.