егисз что это с какого времени
Представлен проект обновленного положения о ЕГИСЗ
В пояснительной записке к проекту постановления говорится, что ЕГИСЗ дополняется функционалом по сбору и представлению сведений об организации оказания специализированной и высокотехнологичной медпомощи федеральными медцентрами в соответствии с едиными требованиями базовой программы ОМС. Новшество связно с тем, что с 2021 года для федеральных клиник появился особый порядок и отдельное финансирование работы в этом сегменте.
В числе функций ЕГИСЗ появилось ведение «вертикально интегрированных медицинских информационных систем по отдельным профилям оказания медицинской помощи, заболеваниям, состояниям». На стадии запуска в настоящее время находится такая ВИМИС по профилю «онкология».
Также, согласно пояснительной записке, в функционал ЕГИСЗ должно входить ведение подсистем по обращению препаратов и по поддержке функционирования ситуационного центра. Последняя подсистема предназначена для «повышения качества взаимодействия информационных систем, входящих в инфраструктуру, обеспечивающую информационно-технологическое взаимодействие единой системы и информационных систем в сфере здравоохранения, а также для обеспечения управления качеством обслуживания поставщиков и пользователей инфраструктуры информационного взаимодействия, непрерывностью и доступностью услуг и сервисов, формирования отчетности о ее работе, управления информационной безопасностью и управления инцидентами в работе инфраструктуры единой системы».
Независимая антикоррупционная экспертиза проекта постановления продлится до 17 мая 2021 года, общественное обсуждение – до 25 мая.
В декабре 2013 года единственными исполнителями работ по созданию были назначены ГК «Ростех», ПАО «Ростелеком» и НИИ «Восход». В июле 2019 года дочерняя компания «Ростелекома» «РТ Лабс» и входящий в состав «Ростеха» Национальный центр информатизации создали совместное предприятие (СП) «Цифровые медицинские системы» для разработки медицинских решений и поддержки программного обеспечения для нужд ЕГИСЗ. Инвестиции в проект не раскрывались, а доли в СП распределились почти поровну – 51% получил «РТ Лабс», 49% – ООО «Национальный центр информатизации».
В апреле 2021 года стало известно, что компания «Национальная медицинская экосистема здравоохранения» (АО «НМЭЗ», принадлежит АО «Фармстандарт» Виктора Харитонина) намерена приобрести долю в 49% в ООО «Цифровые медицинские системы».
В декабре 2019 года «Ростех» продлил монопольный статус единственного поставщика до 31 декабря 2020 года, а «Ростелеком» и «Восход» потеряли статус по направлению ЕГИСЗ, при этом госкорпорация «Ростех» получила право привлекать субподрядчиков для исполнения контрактов при единственном условии – личном выполнении не менее 1% от всего госзаказа по ЕГИСЗ.
Общая стоимость строительства ЕГИСЗ превысила 41 млрд рублей. В декабре 2020 года в Минфине РФ сообщили, что бюджет федпроекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе ЕГИСЗ» к 1 декабря был исполнен на 57,5% (26,72 млрд рублей из 46,481 млрд).
Как федеральным клиникам интегрироваться с ЕГИСЗ: практические кейсы
Для реализации этого проекта Минздрав установил достаточно короткие сроки: два года на полную интеграцию с ЕГИСЗ и еще меньше времени – до мая текущего года – на интеграцию с подсистемами РЭМД и ИЭМК. «До конца 2021 года можно отложить различные сопутствующие доработки, не связанные напрямую с передачей документов в ЕГИСЗ, например, формирование статистической отчетности или автоматизацию внутрибольничной аптеки. Сроки действительно сжатые, особенно учитывая, что до 2020 года в архитектуру ЕГИСЗ не были включены федеральные медучреждения. И никаких практических методик и руководств, как это сделать, не было», – отмечает Андрей Васильченко, специалист компании Master Lab, проводившей подключение Центра им. А.Н. Бакулева и МНТК им. С.Н. Федорова к Единой государственной информационной системе.
Городские и районные ЛПУ взаимодействуют с ЕГИСЗ через региональные подсистемы, поясняет Васильченко, и федеральные учреждения теоретически также возможно интегрировать в ЕГИСЗ через эту «прослойку». Но все зависит от региона и конкретной ситуации – в случае с Центром им. А.Н. Бакулева и головной организацией МНТК специалисты приняли решение интегрировать учреждения напрямую.
Что делать, когда в медорганизации нет МИС, удовлетворяющей требованиям Минздрава
Оптимальный алгоритм, с точки зрения специалистов Master Lab, выглядит следующим образом:
1 этап: установка интеграционного шлюза, который позволяет конвертировать хранимые в унаследованной системе данные в формат, подходящий для передачи в ЕГИСЗ;
2 этап: установка тестового сервера, подключение МИС к тестовому контуру ЕГИСЗ через шлюз;
3 этап: тестирование на корректность взаимодействия шлюза и параллельной МИС с теми подсистемами ЕГИСЗ, с которыми медучреждение планирует взаимодействовать в рабочем контуре (например, ИЭМК и РЭМД), доработка, исключение ошибок;
4 этап: подключение к рабочему контуру ЕГИСЗ через API-шлюз, получение необходимых доступов, устранение ошибок и обучение сотрудников взаимодействию с ЕГИСЗ;
5 этап: выгрузка пилотного документа, запуск функционала в полноценную эксплуатацию.
Расчетный срок от начала работ до пилотной выгрузки составляет 3-4 месяца.
В девяти филиалах МНТК «Микрохирургия глаза» им. С.Н. Федорова установлены МИС, разработанные до создания Единой государственной информационной системы, поэтому взаимодействовать с ЕГИСЗ они не могут.
У учреждений было три выхода из ситуации:
1) полностью удалить существующее решение и заменить его на новую МИС;
2) доработать свою информационную систему так, чтобы она «дотягивала» до требований Минздрава и ЕГИСЗ;
3) поставить параллельно более современную МИС, которая будет взаимодействовать с первой и передавать данные в ЕГИСЗ через специальный шлюз.
«Второй вариант был отклонен, поскольку для каждого филиала потребовалось бы существенно переработать свои МИС, что могло потребовать серьезнейших финансовых затрат и очень длительных сроков реализации, – поясняет Андрей Васильченко из Master Lab. – Первый способ был дешевле, но «не проходил» по времени – тоже слишком долго. Поэтому мы выбрали третий вариант, с установкой шлюза, позволяющего не отказываться в авральном режиме от используемых в медорганизациях МИС и не заменять их другими. К началу подключения филиалов МНТК к ЕГИСЗ этот программный интерфейс уже был готов – мы начали его создание сразу же после того, как Минздрав принял решение о подключении федеральных центров к ЕГИСЗ».
Master Lab работает на рынке медицинских информационных систем уже более 25 лет, поэтому специалисты компании ожидали, что многие федеральные медорганизации окажутся в аналогичной филиалам МНТК ситуации. И действительно, из 100 подведомственных Минздраву центров не менее чем у 70 возникли проблемы соответствия МИС требованиям министерства.
Использование API-шлюза позволяет центрам собирать данные из старой медицинской информационной системы учреждения и отправлять их в новую, установленную параллельно. Именно в ней информация конвертируется в СЭМД-формат для передачи в ЕГИСЗ, подписывается ЭЦП и автоматически отправляется в Единую государственную информационную систему. Если какие-либо обязательные для передачи данные в старой МИС отсутствуют, их можно внести в новую систему вручную в момент проверки подготовленного к передаче в ЕГИСЗ документа и перед подписанием его электронной подписью. Такой «симбиоз» обеспечивает обмен документами с сервисами РЭМД, получение и передачу информации о записи на прием к врачу через ФЭР, выгрузку и получение документов из сервисов ИЭМК, автоматически обновляя федеральные справочники, которые используются для передачи корректных данных в систему ЕГИСЗ.
Интеграция филиалов МНТК им. С.Н. Федорова с Единой государственной информационной системой через API-шлюз началась в сентябре 2020 года. Сегодня большая часть учреждений уже подключилась к рабочему контуру ЕГИСЗ и занимается запуском решения в промышленную эксплуатацию.
Что делать, когда в организации есть МИС, удовлетворяющая требованиям Минздрава
Оптимальный алгоритм здесь выглядит так же, как в случае со шлюзом, за исключением первого пункта: работы начинаются с установки тестового сервера, подключения МИС учреждения к тестовому контуру ЕГИСЗ напрямую.
Расчетный срок от начала работ до пилотной выгрузки – 2-3 месяца при условии, что в существующей системе достаточно данных для формирования СЭМД. Но в некоторых случаях доработки могут занять до года, замечают в Master Lab.
В Центре им. А.Н. Бакулева, головной организации МНТК им. С.Н. Федорова в Москве и его краснодарском подразделении установлены МИС MedWork, в архитектуру которых заложена не только возможность полноценно взаимодействовать со всеми подсистемами ЕГИСЗ, но и выгружать информацию в систему ФСС. Медицинские информационные системы данных учреждений относятся к открытому типу – в них есть необходимый набор фундаментальных средств, позволяющий дорабатывать системы и приводить в соответствие с актуальными требованиями.
Например, в Центре сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева МИС MedWork устанавливали в 2001–2006 годах, но ее почти без проблем интегрировали с ЕГИСЗ, которая начала разрабатываться в 2011 году. Потребовались лишь небольшие доработки существующей конфигурации МИС под новые требования, связанные с выгрузкой данных в ЕГИСЗ.
«Но не стоит думать, что при наличии МИС, соответствующей требованиям Минздрава, подключиться к ЕГИСЗ будет легко и просто, – предостерегает Андрей Васильченко из Master Lab. – Интеграция в систему федеральных медучреждений до этого никогда не проводилась, подключение идет напрямую. Это совершенно новый процесс, во время которого каждый раз при работе с каждым новым учреждением возникает целый ряд нетривиальных и достаточно сложных задач. Например, при работе с Центром им. А.Н. Бакулева мы вместе со службой техподдержки ЕГИСЗ потратили около трех месяцев в тестовом контуре, прежде чем нашли решение по интеграции с подсистемой ИЭМК».
Процесс подключения к ЕГИСЗ МИС MedWork, установленной в головной организации МНТК «Микрохирургия глаза», начался в апреле 2020 года. Это первое медучреждение, которое Master Lab интегрировала в ЕГИСЗ, все процессы отрабатывались с нуля. Затем полученные опыт и понимание были экстраполированы на краснодарский филиал МНТК и Центр сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева. Подключение этих медорганизаций стартовало в начале сентября.
За сравнительно короткое время специалисты смогли провести все необходимые работы в тестовом контуре ЕГИСЗ и пройти процедуры подключения к рабочему. Уже в конце ноября – начале декабря медучреждения провели пилотные выгрузки первых документов в Единую информационную систему и начали обучение сотрудников.
Уникальный опыт интеграции федеральных медучреждений в ЕГИСЗ, который специалисты Master Lab получили при работе с Центром сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева и МНТК «Микрохирургия глаза» им. С.Н. Федорова, уже распространен на другие организации. Специалисты начали процесс подключения к ЕГИСЗ двух обособленных подразделений РНИМУ им. Н.И. Пирогова – Российской детской клинической больницы и Научно-исследовательского клинического института педиатрии им. академика Ю.Е. Вельтищева. По оценкам Master Lab, интеграция займет около двух-трех месяцев.
Подключение к ЕГИСЗ
Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)
Личный кабинет ЕГИСЗ
сайт для входа в личный кабинет
Вход в личный кабинет ЕГИСЗ для частных лиц осуществляется через единый сайт Госуслуги
Вход в личный кабинет ЕГИСЗ для юридических лиц осуществляется через портал РОСМИНЗДРАВ
Заявка на подключение к ЕГИСЗ
Концепция ЕГИСЗ
Создание ЕГИСЗ предопределено согласно Постановлению Правительства от 05.05.2018 г. № 555 «О единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения» утвержденное в соответствии со частью 2 статьи 91 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Правительства РФ. Методическими рекомендациями в соответствии с «Концепцией создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения», утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 28 апреля 2011г. № 364; «Методическими рекомендациями для организации защиты информации при обработке персональных данных в учреждениях здравоохранения, социальной сферы, труда и занятости» Минздравсоцразвития России от 24.12.2009г. и письмом Минздравсоцразвития России от 21 февраля 2011г., регламентирующим порядок организации и функционирования защищенного межведомственного взаимодействия по телекоммуникационным каналам передачи данных общего пользования при обмене электронными документами между участниками корпоративной информационной системы на основе технологии ViPNet.
Цели и задачи ЕГИСЗ
Какие данные необходимо передавать в ЕГИСЗ?
ФРМО – Федеральный реестр медицинских организаций; ФРМР – Федеральный регистр медицинских работников; ИЭМК – Интегрированная электронная медицинская карта; РЭМД – Реестр электронных медицинских документов; ФНСИ – Федеральный реестр нормативно-справочной информации в сфере здравоохранения.
В настоящее время достаточно зарегистрировать свою медицинскую организацию в реестр ФРМО и внести медицинских работников в регистр ФРМР.
При технической возможности МИС (Медицинская Информационная Система) можно настроить передачу данных в ИЭМК. В настоящее время достаточно передавать следующие электронные медицинские документы (РЭМД): Эпикриз по законченному случаю амбулаторный, Эпикриз в стационаре выписной, Протокол консультаций.
Регистрация на портале ЕГИСЗ
Процесс регистрации медицинской организации в системе ЕГИСЗ (в частности в подсистемах ФРМО и ФРМР) не такой трудоемкий, как может показаться на первый взгляд. Для этого необходимо следовать следующему алгоритму.
Зарегистрироваться на сайте: https://nr.egisz.rosminzdrav.ru. Для доступа необходимо иметь учетную запись на портале государственных услуг (войти можно с учетной записью физического лица) При первом входе в систему ЕГИСЗ, она будет заблокирована для дальнейшей работы (сверху будет только одна зеленая шапка). Для полноценной работы необходимо зарегистрировать свою медицинскую организацию. Для этого нужно отправить заявку на почту: di@rosminzdrav.ru. Методические материалы можно скачать с сайта: http://portal.egisz.rosminzdrav.ru/materials. Инструкцию по регистрации и работе в ФРМО и ФРМР можно скачать здесь. В течение нескольких часов вы получите ответ с подтверждением регистрации вашей медицинской организации. После подтверждения регистрации необходимо снова войти в личный кабинет, внести недостающую информацию о вашей медицинской организации и заполнить реестр медицинских работников.
На данном этапе ваша работа с порталом ЕГИСЗ закончена.
По поводу передачи данных в подсистему ИЭМК. Первые инструкции для разработчиков МИС появились в ноябре 2018 г. На текущий момент рынок еще не готов к таким разработкам, по нашим оценкам процесс модернизации текущих информационных систем и доработка их под требования ЕГИСЗ может занять еще не один год.
О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)
07 мая 2018 года на портале правовой информации было опубликовано Постановление Правительства РФ от 05.05.2018 № 555 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения» (далее – ПП РФ № 555, Положение о ЕГИСЗ) (вступил в законную силу 15.05.2018).
Положение о ЕГИСЗ нацелено на более детальную регламентацию функционирования единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (далее – ЕГИСЗ), включая вопросы структуры ЕГИСЗ, порядка доступа к информации, содержащейся в ней, порядка и сроков предоставления информации в ЕГИСЗ, порядка обмена информацией с использованием ЕГИСЗ, требования к программно – техническим средствам ЕГИСЗ и порядка защиты информации в ЕГИСЗ. При этом базовые нормы о ЕГИСЗ были закреплены Федеральным законом от 29.07.2017 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья».
И хотя данный акт ожидался уже давно, особо радоваться пока не приходится, так как многие нормы о ЕГИСЗ привязаны к дополнительной нормативной базе, которая еще не принята. Более того, сам ПП РФ № 555 по отдельным нормам оставляет желать лучшего.
PS: Обращаем внимание на то, что в соответствии с п. 4 ПП РФ № 555 Положение о ЕГИСЗ в части, касающейся представления информации в ЕГИСЗ, не применяется в отношении медицинских организаций частной системы здравоохранения до 01.01.2019, если такие медицинские организации ранее не приняли решения о представлении информации в указанную систему.
Таким образом, получается так, что с 1 января 2019 года медицинские организации частной системы здравоохранения обязаны влиться в ЕГИСЗ в обязательном порядке.
Задачи и функции ЕГИСЗ
Прежде чем перейти к краткому анализу ПП РФ № 555, отметим, что весь спектр задач (5) и функций (16) ЕГИСЗ отражен в п. п. 2-3 Положения о ЕГИСЗ. По нашему мнению, наиболее интересными из них являются следующие:
Что входит в структуру ЕГИСЗ
В структуру ЕГИСЗ как и предполагалось ранее вошли следующие подсистемы:
Обращаем внимание на то, что специализированные регистры пациентов представлены в виде федерального регистра лиц, инфицированных ВИЧ, федерального регистра лиц, больных туберкулезом, федерального регистра лиц, страдающих орфанными заболеваниями, федерального регистра лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей, Национального радиационно- эпидемиологического регистра.
Особо подчеркнем, что многие подсистемы ЕГИСЗ функционируют уже давно, однако это происходило вне рамок правового поля. И даже принятый ПП РФ № 555 не решил законодательную проблему, поскольку, во – первых, данный акт не содержит никаких требований к функционированию подсистем ЕГИСЗ, а во – вторых, установление подобных требований возложено на Минздрав России (п. 31 Положения о ЕГИСЗ).
В настоящее время имеются несколько подсистем ЕГИСЗ, которые попали под регулирование следующих актов:
Однако отметим, что вышеназванные акты также требуют изменений, поскольку были приняты задолго до выхода базового акта о ЕГИСЗ (ПП РФ № 555). Кроме того, многие из них прямо не устанавливают требования к функционированию подсистем ЕГИСЗ (например, приказ № 1159н).
Участники информационного взаимодействия
В соответствии с Положением о ЕГИСЗ участники ЕГИСЗ поделены на 3 категории: оператор ЕГИСЗ (коим является Минздрав России), поставщики информации (их перечень установлен п. 40 Положения о ЕГИСЗ, в том числе и медицинские организации государственной, муниципальной и частной системы здравоохранения), а также пользователи информации (перечень установлен п. 42 Положения о ЕГИСЗ).
Напомним, что условия взаимодействия иных информационных систем, в том числе ИС медицинских организаций, с ЕГИСЗ, а также требования к программно – техническому и лингвистическим средствам таких организаций установлены ПП РФ от 12.04.2018 № 447.
О порядке и сроках размещения информации в ЕГИСЗ
Главным «трендом» Положения о ЕГИСЗ следует считать состав информации и сроки ее размещения в данной системе (ее подсистемах) (приложение № 1 к Положению о ЕГИСЗ). Сама информация в приложении № 1 разделена в зависимости от структурной единицы (подсистемы) ЕГИСЗ.
При этом представление сведений в ЕГИСЗ осуществляется с использованием следующих информационных систем: ИС в сфере ОМС, автоматизированная ИС ФНС России, ФГИС «Федеральный реестр инвалидов», ФГИС «Единая интегрированная информационная система «Соцстрах» ФСС РФ», медицинские ИС медицинских организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и другие. Полный исчерпывающий перечень таких информационных систем представлен в п. 51 Положения о ЕГИСЗ.
Срок предоставления информации в ЕГИСЗ в зависимости от ее содержания варьируется от 1 до 5 рабочих дней.
Однако стоит заметить, что в ПП РФ № 555 отсутствуют положения о последствиях нарушения установленных сроков, в том числе за непредоставление информации, а также предоставление информации за пределами установленного срока.
О коллизиях в нормах о составе информации размещаемой в ЕГИСЗ
Нельзя оставить без внимания и информацию, которую обязаны предоставлять поставщики в ЕГИСЗ.
Так, в федеральном регистре медицинских работников (на основании Приказа № 1159н привязан к персонифицированному учету в отношении лиц, оказывающих МП) согласно Приложению № 1 к Положению о ЕГИСЗ (п. 3) в число сведений о медицинском работнике входят сведения о его трудоустройстве (медицинская организация, структурное подразделение МО, должность, тип занятия должности, ставка, дата начала трудоустройства, дата окончания трудоустройства, основание окончания). Между тем, данное положение противоречит ст. 93 ФЗ № 323, которым не предусмотрена информация о типе занятия должности медицинским работником, ставке, дате начала и окончания трудоустройства, основание окончания (установленный перечень является исчерпывающим). Более того, такие сведения не содержит и Приказ № 1159н.
Также, одним из видов информации, предоставляемой в подсистему ЕГИСЗ «Федеральная электронная регистратура» является протокол телемедицинской консультации. Однако, на наш взгляд, здесь законодатель допустил небольшую неточность в терминологии, поскольку согласно Порядку организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий, утвержденному Приказом Минздрава России от 30.11.2017 № 965н (п. 24) по результатам проведения консультации (консилиума врачей) консультант оформляет медицинское заключение (протокол консилиума врачей). И именно указанные документы составляются в электронной форме при оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий, но никак не протокол телемедицинских технологий.
Кроме того, в качестве информации в подсистеме … мониторинга организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи … представлен такой документ как «направление на госпитализацию для оказания высокотехнологичной медицинской помощи». Между тем, согласно Порядку организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи с применением специализированной информационной системы, утвержденному Приказом Минздрава России от 29.12.2014 № 930н, подобный документ оформляется вручную или в печатном виде без применения специализированной информационной системы, то есть не является электронным документом, который может быть размещен в специализированной информационной системе. В то время как талон на оказание ВМП оформляется с применением данной системы ( однако он является отдельным документом и также фигурирует в приложение № 1 к Положению о ЕГИСЗ ). Требования к электронной форме направления на госпитализацию ВМП не установлены и иными актами, регулирующими правоотношения по оказанию ВМП. Таким образом, возникает вопрос: каким образом направление будет вносится в ЕГИСЗ, если электронная форма документа не предусмотрена законодательством РФ? Может быть законодатель имел ввиду сведения, отраженные в направлении на госпитализацию для оказания ВМП?
Представляется сомнительным требование ПП РФ № 555 о подтверждении достоверности сведений, предоставляемых в ЕГИСЗ в электронном виде, гражданами посредством использования усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи посредством применения единой системы идентификации и аутентификации (п.п. «б» п. 35 Положения о ЕГИСЗ). Факультет Медицинского Права уже не раз писал в своих заметках и статьях, что с установлением таких требований от участия в ЕГИСЗ отсекается значительная прослойка пациентов, не зарегистрированных в единой системе идентификации и аутентификации, несмотря даже и на то, что единственной информацией, которая предоставляется в ЕГИСЗ гражданами является «запись на прием пациентов или вызов врача на дом» в подсистеме «Федеральная электронная регистратура».
«Каша» о статотчетности в подсистеме ЕГИСЗ
Не вполне понятным остается вопрос о работе подсистемы ЕГИСЗ «Подсистема автоматизированного сбора информации о показателях системы здравоохранения из различных источников и представления отчетности ».
Так, в данную подсистему входят сведения о показателях системы здравоохранения, в том числе медико – демографические показатели здоровья населения. Поставщиками указанных сведений являются в том числе и медицинские организации всех систем здравоохранения.
Из понятия указанной подсистемы ЕГИСЗ (п. 21 Положения о ЕГИСЗ) следует, что она представляет собой подсистему ЕГИСЗ, предназначенную для оптимизации и упрощения процедур сбора статистической и иной отчетной информации о показателях в сфере здравоохранения от подведомственных Минздраву России организаций, федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их полномочиями, органов управления здравоохранения субъектов РФ, медицинских организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также для сокращения временных затрат на подготовку сводной отчетности по данным, собираемым и обрабатываемым в подсистемах ЕГИСЗ.
Известно, что в РФ действуют 3 вида статистических наблюдений: федеральное, отраслевое и региональное.
Однако, если со сбором первичных данных (федеральное наблюдение) в форме электронного документа все понятно ( подобные положения предусмотрены ПП РФ от 18.08.2008 № 620, Приказом Росстата от 27.10.2010 № 370 ), то что касается отраслевого статистического наблюдения, то здесь нам следует говорить о глубокой правовой яме, поскольку Минздравом России до сих пор не разработан нормативный документ о порядке проведения отраслевого статистического наблюдения в сфере здравоохранения, не говоря уже о том, что сбор подобных данных может осуществляться и в электронном формате. Что касается регионального наблюдения, то и здесь нормами субъектов РФ ясно не прописаны положения о предоставление отчетности в электронном виде. Например, в соответствии с Положением об автоматизированной информационной системе Москвы «ЕМИАС», утвержденным ПП Москвы от 20.01.2015 №16-ПП, к функциям ЕМИАС отнесено лишь формирование и ведение медицинской отчетности медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы, медицинских организаций, не входящих в государственную систему здравоохранения города Москвы и осуществляющих медицинскую деятельность на территории города Москвы (п. 1.6.7 Положения).
О доступе к информации, содержащейся в ЕГИСЗ
Что касается доступа к информации ЕГИСЗ, то согласно п. 46 Положения о ЕГИСЗ подобный доступ получают зарегистрированные пользователи. При этом регистрация пользователей ЕГИСЗ устанавливается в соответствии с требованиями Минздрава России ( в настоящий момент еще не приняты ).
Несмотря на это одним из условий доступа к информации ЕГИСЗ в соответствии с ПП РФ № 555 является прохождение идентификации и аутентификации с использованием системы идентификации и аутентификации.
Кроме того, регулятор определил состав информации, которая предоставляется пользователям ЕГИСЗ и лицам, которым она предоставляется в зависимости от подсистемы ЕГИСЗ (приложение № 2 к ПП РФ № 555).
Одним из пользователей ЕГИСЗ, как отмечено в ПП РФ № 555, являются граждане. В соответствии с приложением № 2 они имеют право получить доступ к следующей информации:
Однако, как мы видим из приложения № 2 к ПП РФ № 555 дистанционное ознакомление пациента с медицинской документацией в электронном виде не предусмотрена. Таким образом, не понятно каким образом будет реализовываться право пациента на ознакомление с медицинской документацией в форме электронных документов, предусмотренное ч. 5 ст. 22 ФЗ № 323.
И напоследок
Кроме изложенного выше, ПП РФ № 555 установил требования к программно – техническим средствам ЕГИСЗ, порядку обмена информацией с использованием ЕГИСЗ, а также некоторые положения о защите информации, содержащейся в ЕГИСЗ. Несмотря на принятие столь продвинутого нормативного акта о главной информационной системе в здравоохранении многие вопросы продолжают оставаться открытыми. Так, например, из Положения о ЕГИСЗ непонятно каким образом будет работать ЕГИСЗ с теми медицинскими организациями, которые расположены в населенных пунктах где скорость Интернета составляет 1 Мб? За счет каких финансовых средств будет обеспечиваться доступ к ЕГИСЗ медицинских организаций и пациентов, расположенных и проживающих в малочисленных населенных пунктах? И т.д.