есенин какой век поэзии
Сергей Есенин
краткая биография
Роль и место в литературе
Поэзия Сергея Есенина стоит обособленно по отношению к другим литературным течениям. На ней не отразилось влияние поэтов «Серебряного века». Именно самобытность его творчества обеспечила Есенину всеобщее признание.
Особенность поэзии Есенина в том, что он, подобно Маяковскому, общается с читателем посредством монолога. Но монолог Есенина не экспрессивен, далек от митинговой формы речи Маяковского, ему присуща интимность и доверительность.
Следующая черта его лирики – напевность. Многие стихи Есенина легко ложатся на музыку. Простой язык, не перегруженность образами, плавная ритмичность – все это напоминает народную песню.
Происхождение и ранние годы
Сергей Александрович Есенин – уроженец села Константиново Рязанской губернии. Родился 21 сентября 1895 года в семье Александра Никитича и Татьяны Федоровны Есениных. Отец не любил заниматься крестьянским хозяйством, и жил отдельно от семьи в Москве. В 1912 году к нему приехал Сергей, и устроился на работу в мясную лавку.
Образование
В 1904 году Сергей поступил в начальную земскую школу, и окончил ее с отличием. Родители очень хотели видеть сына учителем, и в 14 лет отдали его в профильную школу.
Во время обучения юноша понял, что его призвание – поэзия. Оставив работу в мясной лавке, он, в 1913 году поступает в Московский народный университет вольнослушателем. Одновременно работает в типографии Сытина, и пишет стихи.
На какое-то время Есенина захватили идеи социал-демократов. Он участвовал в распространении листовок, выступал с агитационными речами перед рабочими заводов, принимал участие в крупной забастовке против гонений на пролетариат.
Творчество
В 1914 году было опубликовано стихотворение «Береза». Оно вышло в детском издании «Мирок». Вскоре появились очередные стихи: «Пороша», «Поет зима – аукает». Другие издательства также начинают печатать работы молодого автора.
Подогреваемый амбициями, Есенин в 1915 году едет в Петроград. Здесь он знакомится с представителями литературной богемы – А. Блоком и З. Гиппиус. Столичные издательства начинают интересоваться его стихотворениями.
Есенин пишет стихи
В этот период он вступает в литературные сообщества «Краса» и «Страда». Членами их были поэты «новокрестьянского» течения, воспевающие Россию. В 1916 году публикуется сборник «Радуница». Он вызывает большое одобрение критиков, оценивших автора за новизну образов.
В том же 1916 году Есенин был призван на фронт. Во время службы ему довелось какое-то время провести в дисциплинарном батальоне. Таким было наказание поэта за отказ от написания оды царю.
В 1918 году поэт возвращается в Москву. Здесь издается сборник его стихов, написанных еще до революции, «Голубень». Есенин становится одним из организаторов «Ордена имажинистов». В это сообщество входили поэты, писавшие лирику, наполненную выразительными метафорами и яркими образами.
Сергей Есенин и Айседора Дункан
В начале двадцатых годов выходят «Трерядница», «Москва кабацкая», «Исповедь хулигана» и «Стихи скандалиста». В 1921 году поэт отравляется в путешествие. Он посещает Урал и Оренбург. Особый восторг у него вызывает поездка по Средней Азии, особенно посещение Ташкента и Самарканда.
По возвращении из путешествия Есенина ожидало знакомство с Айседорой Дункан. Американская балерина стала музой поэта. Вместе они очень много путешествовали по Европе и США. Однако вскоре их брак распался.
Всю первую половину двадцатых годов Есенин посвятил написанию и продаже своих книг. «Хулиган», «Исповедь хулигана», «Любовь хулигана» изданы в этот период. За 2 года до смерти поэта выходит «Анна Снегина».
Постепенно Есенина начинает душить столичная жизнь. Он снова отправляется в путешествие. Теперь его маршрут пролегает через Азербайджан и Кавказ. Несколько раз он посещает родные места на рязанщине. В этот период поэт расстается с обществом имажинистов.
Фрагмент стихотворения
Отговорила роща золотая… С.А. Есенин
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Главные произведения
«Персидские мотивы» представляют собой цикл стихотворений, относящихся к любовной лирике. Написан он был как результат впечатлений от поездки в Азербайджан. Знаменитые стихи «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Ты сказала, что Саади…» стали выражением любви, грусти, измены, надежды.
Цикл «Любовь хулигана» можно смело назвать романом, в котором воспевается чистая любовь, а любимая девушка ассоциируется со святым ликом.
Комната в доме-музее Есенина
Тема природы – одна из главных в творчестве поэта. Автор вдыхает в нее жизнь, она существует не отдельно от человека, а вместе с его мыслями и настроением. Ярким примером этому может служить стихотворение «Отговорила роща золотая…», в котором роща наделена человеческими эмоциями и чувствами. Вызывают восхищение стихи «Край любимый! Сердцу снятся…», «Закружилась листва золотая», «Береза», «Поет зима – аукает…», «Нивы сжаты, рощи голы…» и многие другие.
Любовь к русской природе была неотделима от любви к России в целом. Свои чувства поэт выразил в стихах: «В этом мире я только прохожий…», «Край ты мой заброшенный…», «Гой ты, Русь моя, родная…».
Лучшим своим произведением Есенин называл поэму «Анна Снегина». В ней читателю предлагается история о безответной любви на фоне войны и революции.
Народный бунт показал Есенин в поэме «Пугачев». Поэт, рассказывающий о крестьянском восстании, делает акцент на отваге и смелости бунтовщиков, а также на том, что для борьбы подходят любые средства.
Последние годы
В последние годы жизни поэт регулярно подвергался нападкам и обвинениям в распущенности и пьянстве. Сам он к этому времени окончательно разочаровался в Советской власти.
Депрессия приводит к тому, что у Есенина развивается мания преследования. Тайно он приезжает в Ленинград, а 28 декабря 1925 года его находят мертвым в гостинице «Англетер». По другой существующей версии, он был убит по приказу спецслужб. Так закончилась яркая короткая жизнь великого русского поэта Сергея Есенина. Похоронили его на Ваганьковском кладбище.
Хронологическая таблица (по датам)
Год (годы) | Событие |
1895 | Год рождения С.А. Есенина |
1904 | Начало учебы в земском училище |
1912 | Переезд в Москву |
1914 | Первая публикация стихотворений |
1915 | Переезд в Петроград |
1916 | Выход сборника «Радуница», призыв в армию |
1918 | Выход книги «Голубень» |
1919 | Примкнул к группе имажинистов |
1920 | Поэмы «Русь уходящая», «Анна Снегина» и др. |
1921 | Знакомство с А. Дункан |
1924-2925 | Путешествия по Закавказью |
1925 | Смерть С.А. Есенина |
Интересные факты
Память о поэте
В 1995 г. в Албании выпустили марку с изображением Есенина.
611 улиц и площадей российских городов носят имя С. Есенина.
В 1995 г. в России выпустили серебряную монету к столетнему юбилею поэта.
В Москве функционирует государственный музей С. А. Есенина.
Парк Есенина расположен в Санкт-Петербурге.
Государственный университет имени С. А. Есенина есть в Рязани.
Сергей Есенин
С первых же стихов в поэзию Есенина входят темы родины и революции. Поэтический мир становится более сложным, многомерным, значительное место в нем начинают занимать библейские образы, христианские мотивы.
Есенин становится знаменитым, его приглашают на поэтические вечера и в литературные салоны.
События 1917 года вызвали резкий перелом в творчестве поэта, ему казалось, что наступает эпоха великого духовного обновления, “преображения” жизни, переоценки всех ценностей. В это время он создает цикл из 10 небольших поэм; в них он воспевает “буйственную Русь” и славит “красное лето” (“Товарищ” (1917), “Певучий зов” (1917), “Отчарь” (1917), “Октоих” (1918), “Пришествие” (1918), “Преображение” (1918), “Иония” (1918), “Иорданская голубица” (1918).
Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения 1918 года, как “Серебристая дорога. ”, “Песни, песни о чем вы кричите?”, “Я покинул родимый дом. ”, “Закружилась листва золотая. ” и т.д.
Поэма ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину “родины любимой” во всем многообразии ее оттенков. Это и является высшим идеалом поэта.
Поэма “Анна Снегина” (1915) стала во многом итоговым произведением, в которой личная судьба поэта осмыслена с судьбой народной.
Издания
Прижизненные
Поэты серебряного века список известных литературных деятелей
Поэты серебряного века основали новое течение в литературе конца девятнадцатого века. В тот момент в атмосфере уже чувствовались грядущие перемены и неудивительно, что в создавшейся ситуации появились новые звезды на поэтическом небосводе России.
В этот период становятся известными такие великие поэты и поэтессы, как Блок, Гумилев, Ахматова, Цветаева, Маяковский, Есенин, Белый и многие другие.
Основными темами их стихов стали идеи нравственных поисков и духовного совершенства в непростое для отечества время. В данной статье будет представлен краткий обзор литературных направлений этого периода и их представителей.
Серебряный век русской поэзии
Это период, временные границы которого начинаются с конца 19 века и оканчиваются концом Октябрьской революции (начало 20 века). Этот промежуток длился в общей сложности двадцать семь лет и совпал с расцветом эпохи модерна.
Определение «серебряный» вошло в обиход лишь только во второй половине двадцатого века, а в европейской культуре обозначенный период известен как «fin de siècle» («конец века»).
Понятие «серебряный» было сформировано под влиянием русской эмиграции, что совершенно не удивляет, так как многие великие умы покинули Россию после смены власти семнадцатого года.
Можно проследить аналогию с «золотым веком» так называемой пушкинской эпохой (первая треть девятнадцатого века). В сравнении с золотым, серебряный век символизирует упадок, деградацию и декаданс, так же в нем изобилуют стихи и поэмы о любви, но им присущ сильный эротизм.
Поэты и поэтессы серебряного века – список по алфавиту
Известные деятели поэтической эпохи представлены кратко в списке.
Самыми яркими представителями направления, любимые многими, считаются:
Именно их сочинения стали символами серебряной эпохи. Ещё в школьных учебниках для детей можно найти их лучшие произведения, и чем старше становится учащийся, тем глубже изучается жизнь и творчество стихотворцев.
Литературные направления Серебряного века
Серебряный век включает в себя разные течения и направления. Иногда авторы в течение своего творческого пути относили себя то к одному стилю, то к другому.
Основные направления следующие:
Символизм и его основные черты
Символизм появился как проявление депрессивных настроений в культуре конца девятнадцатого века. В этот момент в России подходят к концу крестьянские идеи и становится все популярнее идеалистическая философия.
Александр Александрович Блок (1880 — 1921) — русский поэт, писатель, публицист, драматург, переводчик, литературный критик.
Символизм в свою очередь разделяется на два подвида:
Поэты-символисты в русской литературе
К младшим символистам относят Блока, Белого и Иванова, которые воспринимали символизм как философию. К старшим причисляют Брюсова, Бальмонта, Сологуба и Минского.
Валерий Яковлевич Брюсов (1873 — 1924) — русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик и историк.
Эти поэты считали символизм как нечто эстетическое и рисовали депрессивную атмосферу в своих стихах.
Футуризм и его признаки
Основной идеей футуризма является идея будущего, где упор сделан на урбанизацию и технический прогресс. Представители футуризма через свое творчество продвигали так же идею крушения стереотипов в культуре.
Русские поэты-футуристы
Владимир Владимирович Маяковский (1893 — 1930) — русский советский поэт. Помимо поэзии ярко проявил себя как драматург, киносценарист, кинорежиссёр, киноактёр, художник, редактор журналов «ЛЕФ» («Левый фронт»), «Новый ЛЕФ».
Футуризм достаточно неоднороден, он разделяется на несколько подтипов:
Крестьянская поэзия – эта группа выделяется условно, так как поэты не причисляли себя к такому течению и не создавали какие-либо объединения. Но можно заметить общие черты, присущие их работам, например, связь с природой и народом.
Сергей Александрович Есенин (1895 — 1925) — русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и лирики, а в более позднем периоде творчества — имажинизма.
Основные представители:
Акмеизм и его основные принципы
Это течение символизма в поэзии выделяет материальное над духовным, четко очерчивает образы и использует отточенность слова. Оно установилось во многом благодаря поэтическому объединению «Цех поэтов».
Акмеисты серебряного века
Считается, что именно представители акмеизма создавали самые красивые и пронзающие стихи.
Николай Степанович Гумилёв (1886 — 1921) — русский поэт, создатель школы акмеизма, прозаик, переводчик и литературный критик.
Основателями течения считают Гумилева и Городецкого. Уже позже к ним присоединяются Ахматова, Мандельштам, Зенкевич и Иванов.
Имажинизм и его главные признаки
Имажинизм — литературное направление, возникшее в послереволюционный период в России. Основной особенностью имажинизма является создание образов через метафоры и метафорические цепочки, сравнение прямого и переносного.
Вадим Габриэлевич Шершеневич (1893 — 1942) — русский поэт, переводчик, один из основателей и главных теоретиков имажинизма.
Хотя данное направление возникло всего спустя два года после революции, по своему содержанию и направлению ничего общего с революцией не имела. Это была последняя нашумевшая школа русской поэзии XX века.
Имажинисты серебряного века и их произведения
Часто в поэмах и любовной лирике у имажинистов можно увидеть идеи анархизма и эпатажа.
В. Г. Шершеневич, сборник «Романтическая пудра. Поэзы. Opus 8-й», 1913 г.
Самые популярные деятели:
Заключение
Поэтов серебряного века объединяет не только блистательное творчество, пронизанное декадентскими идеями, но и сложная судьба. Через анализ их произведений можно проследить переломные события в истории России и мира.
Стоит отметить, что именно в этот век женщины признаются полноправными деятелями искусства, и женская поэзия набирает популярность. Например, Анна Ахматова впервые опубликовала свой сборник «Вечер» в 1912 году.
Серебряный век русской поэзии тесно связан с философией и историей эпохи потому, что внимание интеллигенции было переключено с социальных и политических вопросов на мистику и вопросы духовности.
Антология поэзии серебряного века
Серебряный век — образное название периода в истории русской поэзии, относящегося к концу XIX — началу XX века. Никогда, ни до, ни после, русская культура не достигала таких высот новаторства, такого разнообразия школ и направлений, такого масштаба литературного эксперимента.
Антология русской литературы серебряного века раскрывает характеристику основных идейно-художественных направлений, которые оставили свой поэтический след.
Поэзия развивалась и становилась на фоне крушения народничества, революционных бурь, Гражданской войны и пролетарского Октября.
Жизнь, наполненная бесконечностью чувств, раздумий, миром бытия, задавала новые вопросы и проблемы. В глобальных ситуациях страны и её перемен, появились различные поэтические течения.
Почти сразу появилось новое литературное направление, как «Символи;зм» — это одно из крупнейших течений в искусстве, характеризуется стремлением к новаторству, использованием символики, недосказанности, намёков, таинственных и загадочных образов.
Русский символизм зарождался в годы крушения народничества и широкого распространения пессимистических настроений. Хронологические рамки русского символизма — 1890-е годы — 1910 год.
Поэты-символисты первого поколения: Валерий Брюсов, Константин Бельмонт, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Федор Сологуб и др. Поэты-символисты второго поколения: Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов и др.
Не наслаждение, не мука,
Не вдохновение страстей,
Удел живых — тупая скука,
Пустое бремя лишних дней.
Я не ропщу и не страдаю,
Я к одиночеству привык:
Часы, часы, я понимаю
Ваш утомительный язык.
На жизнь смотрю я хладнокровно,
Где нет друзей и нет врагов.
И бьется сердце ровно, ровно,
Как сердце мертвое часов.
Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьется
Чуждый чарам черный челн.
Чуждый чистым чарам счастья,
Челн томленья, челн тревог,
Бросил берег, бьется с бурей,
Ищет светлых снов чертог.
Мчится взморьем, мчится морем,
Отдаваясь воле волн.
Месяц матовый взирает,
Месяц горькой грусти полн.
Умер вечер. Ночь чернеет.
Ропщет море. Мрак растет.
Челн томленья тьмой охвачен.
Буря воет в бездне вод.
Ты и во сне необычайна.
Твоей одежды не коснусь.
Дремлю — и за дремотой тайна,
И в тайне — ты почиешь, Русь.
Русь, опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями,
И с мутным взором колдуна,
Где разноликие народы
Из края в край, из дола в дол
Ведут ночные хороводы
Под заревом горящих сел.
Где ведуны с ворожеями
Чаруют злаки на полях
И ведьмы тешатся с чертями
В дорожных снеговых столбах.
Где буйно заметает вьюга
До крыши — утлое жилье,
И девушка на злого друга
Под снегом точит лезвее.
Где все пути и все распутья
Живой клюкой измождены,
И вихрь, свистящий в голых прутьях,
Поет преданья старины…
Так — я узнал в моей дремоте
Страны родимой нищету,
И в лоскутах ее лохмотий
Души скрываю наготу.
Тропу печальную, ночную
Я до погоста протоптал,
И там, на кладбище ночуя,
Подолгу песни распевал.
И сам не понял, не измерил,
Кому я песни посвятил,
В какого бога страстно верил,
Какую девушку любил.
Живую душу укачала,
Русь, на своих просторах ты,
И вот — она не запятнала
Первоначальной чистоты.
Дремлю — и за дремотой тайна,
И в тайне почивает Русь.
Она и в снах необычайна,
Ее одежды не коснусь.
АКМЕИЗМ(от греч. аcme – «высшая степень чего-либо, расцвет, вершина, острие») – течение русского модернизма, сформировавшееся в 1910-е годы. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова, в то время как символисты прибегали в текстах к недосказанности и загадочности.
Основоположниками были Н. Гумилев и С. Городецкий, к ним примыкали также О. Мандельштам, В. Нарбут, М. Зенкевич, Н. Оцуп, А. Ахматова – провозглашали необходимость частичного отказа от некоторых заветов «традиционного» символизма.
ОСИП МАНДЕЛЬШТАМ – поистине считается одним из самых великих поэтов ХХ века.
Я вернулся в мой город, знакомый до слез,
До прожилок, до детских припухлых желез.
Ты вернулся сюда, так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей,
Узнавай же скорее декабрьский денек,
Где к зловещему дегтю подмешан желток.
Петербург! я еще не хочу умирать!
У тебя телефонов моих номера.
Петербург! У меня еще есть адреса,
По которым найду мертвецов голоса.
Я на лестнице черной живу, и в висок
Ударяет мне вырванный с мясом звонок,
И всю ночь напролет жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных.
Только змеи сбрасывают кожи,
Чтоб душа старела и росла.
Мы, увы, со змеями не схожи,
Мы меняем души, не тела.
Память, ты рукою великанши
Жизнь ведешь, как под уздцы коня,
Ты расскажешь мне о тех, что раньше
В этом теле жили до меня.
Самый первый: некрасив и тонок,
Полюбивший только сумрак рощ,
Лист опавший, колдовской ребенок,
Словом останавливавший дождь.
Он совсем не нравится мне, это
Он хотел стать богом и царем,
Он повесил вывеску поэта
Над дверьми в мой молчаливый дом.
Я люблю избранника свободы,
Мореплавателя и стрелка,
Ах, ему так звонко пели воды
И завидовали облака.
Высока была его палатка,
Мулы были резвы и сильны,
Как вино, впивал он воздух сладкий
Белому неведомой страны.
Память, ты слабее год от году,
Тот ли это или кто другой
Променял веселую свободу
На священный долгожданный бой.
Знал он муки голода и жажды,
Сон тревожный, бесконечный путь,
Но святой Георгий тронул дважды
Пулею не тронутую грудь.
Сердце будет пламенем палимо
Вплоть до дня, когда взойдут, ясны,
Стены Нового Иерусалима
На полях моей родной страны.
Предо мной предстанет, мне неведом,
Путник, скрыв лицо; но все пойму,
Видя льва, стремящегося следом,
И орла, летящего к нему.
Крикну я. но разве кто поможет,
Чтоб моя душа не умерла?
Только змеи сбрасывают кожи,
Мы меняем души, не тела.
Ведь, если звезды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — кто-то называет эти плевочки
жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит —
чтоб обязательно была звезда! —
клянется —
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
«Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!»
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами.
БЫТЬ ЗНАМЕНИТЫМ НЕКРАСИВО
Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.
Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.
И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.
И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.
Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.
И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.
НОВОКРЕСТЬЯНСКАЯ ПОЭЗИЯ– это течение поэтов, вышедших из народной среды. Они опирались на фольклорную традицию и литературную традицию XIX века (Некрасов, Кольцов, Никитин, Суриков). Основные мотивы – жизнь деревни, природы, родство жизни деревни с жизнью природы. К «новокрестьянским» поэтам традиционно относят Николая Клюева, Сергея Есенина, Сергея Клычкова, Александра Ширяевца и другие.
РАЗБУДИ МЕНЯ ЗАВТРА РАНО
Разбуди меня завтра рано,
О моя терпеливая мать!
Я пойду за дорожным курганом
Дорогого гостя встречать.
Я сегодня увидел в пуще
След широких колес на лугу.
Треплет ветер под облачной кущей
Золотую его дугу.
На рассвете он завтра промчится,
Шапку-месяц пригнув под кустом,
И игриво взмахнет кобылица
Над равниною красным хвостом.
Разбуди меня завтра рано,
Засвети в нашей горнице свет.
Говорят, что я скоро стану
Знаменитый русский поэт.
Воспою я тебя и гостя,
Нашу печь, петуха и кров…
И на песни мои прольется
Молоко твоих рыжих коров.
НАБУХ, ОТТАЯЛ ЛЁД НА РЕЧКЕ
Набух, оттаял лед на речке,
Стал пегим, ржаво-золотым,
В кустах затеплилися свечки,
И засинел кадильный дым.
Березки — бледные белички,
Потупясь, выстроились в ряд.
Я голоску веснянки-птички,
Как материнской ласке, рад.
Природы радостный причастник,
На облака молюся я,
На мне ино;ческий подрясник
И монастырская скуфья.
Обету строгому неверен,
Ушел я в поле к лознякам,
Чтоб поглядеть, как мир безмерен,
Как луч скользит по облакам,
Как пробудившиеся речки
Бурлят на талых валунах,
И невидимка теплит свечки
В нагих, дымящихся кустах.
ПОЭТЫ НЕ СВЯЗАННЫН С ОПРЕДЕЛЁННЫМ ТЕЧЕНИЕМ
К ним относятся М. Волошин, С Черный, М. Цветаева, В. Ходасевич и другие.
От поэтов Серебряного века М. А. Волошин отличался, пожалуй, наибольшей художественной амплитудой. В его творчестве сошлись стили и жанры строгие по форме, сонеты, громоздкие произведения, архисложные философские поэмы, и страстная гражданская лирика. Он вошел в историю литературы как «гений места».
Как мне близок и понятен
Этот мир – зеленый, синий,
Мир живых, прозрачных пятен
И упругих, гибких линий.
Мир стряхнул покров туманов.
Четкий воздух свеж и чист.
На больших стволах каштанов
Ярко вспыхнул бледный лист.
Небо целый день моргает
(Прыснет дождик, брызнет луч),
Развивает и свивает
Свой покров из сизых туч.
И сквозь дымчатые щели
Потускневшего окна
Бледно пишет акварели
Эта бледная весна.
Я ждал страданья столько лет
Всей цельностью несознанного счастья.
И боль пришла, как тихий синий свет,
И обвила вкруг сердца, как запястье.
Желанный луч с собой принес
Такие жгучие, мучительные ласки.
Сквозь влажную лучистость слез
По миру разлились невиданные краски.
И сердце стало из стекла,
И в нем так тонко пела рана:
«О, боль, когда бы ни пришла,
Всегда приходит слишком рано».
Мне нравится, что Вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не Вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной
Распущенной-и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.
Мне нравится еще, что Вы при мне
Спокойно обнимаете другую,
Не прочите мне в адовом огне
Гореть за то, что я не Вас целую.
Что имя нежное мое, мой нежный, не
Упоминаете ни днем ни ночью — всуе.
Что никогда в церковной тишине
Не пропоют над нами: аллилуйя!
Спасибо Вам и сердцем и рукой
За то, что Вы меня — не зная сами! —
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши не-гулянья под луной,
За солнце не у нас на головами,
За то, что Вы больны — увы! — не мной,
За то, что я больна — увы! — не Вами.
Поэзия начала века – сложнейшее явление русской культуры. Творческая практика настоящих больших поэтов была всегда неизмерима шире групповых манифестов и деклараций. Всё лучшее из опыта поэтов стало достоянием нашей страны.