если бы вы были композиторами написавшими крайние части сюиты то какую мысль вы развивали бы
Тема урока » А. Шнитке «Гоголь-сюита» из музыки к спектаклю «Ревизская сказка»
Тема. А. Шнитке «Гоголь-сюита» из музыки к спектаклю «Ревизская сказка»
Тип урока. Изучение нового материала.
Форма урока. Музыкально-литературная гостиная.
Цели урока:
Просмотр содержимого документа
«Тема урока » А. Шнитке «Гоголь-сюита» из музыки к спектаклю «Ревизская сказка»»
Тема. А. Шнитке «Гоголь-сюита» из музыки к спектаклю «Ревизская сказка»
Тип урока. Изучение нового материала.
Форма урока. Музыкально-литературная гостиная.
Познакомить обучающихся с творчеством А. Шнитке на примере «Гоголь-сюиты»;
Продемонстрировать учащимся, как один феномен искусства порождает другой. Показать, как связаны искусство слова, музыки, тетра;
Развивать музыкальную память, внимание, умение слушать и воспринимать произведения;
Развивать навыки монологической речи; вокальные способности обучающихся;
Учить воспринимать и анализировать музыкальные произведения разных жанров;
Прививать вкус к подлинному искусству, учить пониманию предназначения искусства и его роли в жизни общества;
Оборудование: музыкальная запись «Гоголь-сюиты» Альфреда Шнитке («Увертюра», «Завещание», «Шинель»); презентация; видеоряд; раздаточный материал.
Музыка — вся порыв. Она вдруг, одним разом
отрывает человека от земли его, оглушает
его громом могучих звуков и разом погружает
его в свой мир. Она властительно ударяя
клавишам, по его нервам, по всему его
существованию и обращает его в один трепет.
О, будь же нашим хранителем, спасителем,
Музыка! Не оставляй нас.
1. Организационный момент. Знакомство. Музыкальное приветствие.
2. Мотивация деятельности.
Я приглашаю вас на вечер, посвященный музыке и поэзии в музыкально-литературную гостиную, где я буду главной ее ведущей, а вы не просто моими гостями-слушателями, но и помощниками и главными почитателями мира прекрасного – искусства.
Чтение эпиграфа к уроку. Это слова Н.Гоголя. Что вам известно об этом человеке, кто он? Знакомы ли вам произведения этого писателя?
Николай Васильевич Гоголь был большим почитателем музыки, он знал нотную грамоту, по сюжетам его произведений созданы оперы. (напомнить за мюзикл «Ночь перед рождеством»). Хотя некоторые произведения писателя считаются сложными для восприятия читателю, но многие из них смогли вдохновить одного композитора на создание музыкального произведения.
Сегодня на уроке мы познакомимся с таким произведением, в основе которого лежат несколько произведений Н.Гоголя. Тема нашего урока «Гоголь-сюита» Альфреда Шнитке из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». На примере этого произведения мы повторим особенности такого музыкального жанра как сюита, вспомним основные элементы композиции музыкального и литературного произведений, конечно же научимся воспринимать и анализировать музыкальные произведения, передавать свои чувства, мысли при помощи слова, движений и даже красок.
Прежде чем мы познакомимся с произведением А. Шнитке «Гоголь-сюита», вспомним, что такое сюита. Недавно вы изучали «Кармен-сюиту» Р.Щедрина и знакомились с этим музыкальным понятием. (Сюита – это набор музыкальных фрагментов, сгруппированных вместе. Слово «сюита» происходит от глагола «следовать» и указывает на последовательность пьес, сменяющих одна другую). Так же и в основе «Гоголь-сюиты» положено несколько музыкальных фрагментов, которые объединены общим названием «Ревизская сказка».
Ревизия – это перепись населения. Ревизская сказка – это список населения каждой губернии (Оренбургской, Донецкой) с указанием имен, фамилий, возраста всех жителей. А главным героем «Гоголь-сюиты» является Н.Гоголь в окружении персонажей своих героев – Павла Чичикова, Аксентия Поприщина, Андрея Черткова, Акакия Башмачкина и других. Вот отсюда и такое название спектакля «Ревизская сказка». А написать музыку к этому спектаклю был приглашен Альфред Гарриевич Шнитке (1931 – 1998), который хорошо знал и любил творчество Гоголя. Мысли писателя и композитора во многом были созвучны. Оба умели горько смеяться над жизнью, в которой много шутовского…
Моя музыкально-литературная гостиная рада встрече с новыми почитателями прекрасного. Вашему вниманию предлагаю «Гоголь-сюиту» Альфреда Шнитке из музыки к спектаклю «Ревизская сказка».
5. Восприятие произведения и его анализ.
«Гоголь-сюита» состоит из 7 частей, их названия вы видите на доске. Попробуйте расставить их в нужном порядке, как это задумал композитор. (Увертюра, «Детство Чичикова», «Портер», «Шинель», «Чиновники», «Бал», «Завещание»).
Показать правильный вариант и соотнести иллюстрации к частям сюиты.
Начнем знакомство с музыкой сюиты с сопоставления двух ее частей:
Увертюры №1 и «Завещания» №7. Вспомним, что такое увертюра в музыкальном произведении. (вступление, которое раскрывает всё содержание и замысел композитора)
Прослушайте Увертюру сюиты, в образный мир каких персонажей вводит она слушателей? Какая знакомая интонация завершает эту часть? (восприятие произведения)
Вашему вниманию предлагаю прослушать последнюю часть сюиты – «Завещание». Как изменился ее образный строй по сравнению с Увертюрой? Как музыка рисует самого писателя – Великого Насмешника России?
Если бы вы были композитором, написавшим крайние части сюиты, которые мы только что прослушали, то какую мысль (идею) вы развивали бы в ее средних частях? Аргументируйте свое мнение. Перу Н.Гоголя принадлежит статья «Скульптура, живопись и музыка», в которой о музыке он сказал: Будь же нашим хранителем и спасителем, музыка. Пусть при могущественном ударе смычка твоего смятенная душа грабителя почувствует, хотя бы на миг, угрызение совести, спекулятор растеряет свои расчеты, бесстыдство и наглость и невольно выронит слезу перед созданием таланта». Эти слова писателя являются кратким описание того, что происходит на сцене во время спектакля. А. Шнитке умело переносит нас в страшную сказку о правде жизни. Парадоксально, но вся музыка «Ревизской сказки» построена на шлягере, который вы давно узнали (Л.Бетховен «Так судьба стучится в дверь»).
Представьте себя в роли музыканта симфонического оркестра. Я ваш дирижер, называю музыкальный инструмент, на котором вы играете (имитируете).
7. Восприятие части №4 сюиты «Шинель».
А теперь мы прослушаем ту часть «Гоголь-сюиты» Альфреда Шнитке, которая мне больше всего понравилась. Соберите ее название из карточек-пазлов. Главным героем этой части является титульный советник – Акакий Башмачкин, простой переписчик бумаг, но страстно любящий свою работу. Однажды в морозный день он рассматривал свою старую шинель и обнаружил, что она прохудилась на плечах и спине. Портной утверждает, что ничего сделать с ней нельзя, а следует сделать новую шинель. Цена кажется Акакию завышенной, но уговорить Петровича на меньшую не выходит. Убедившись, что новая шинель необходима, Башмачкин начинает во многом ограничивать себя, дабы накопить нужную сумму рублей. Но история оканчивается трагически – новая шинель, которую нашему герою удалось всё же купить, была украдена грабителями, а сам герой умирает…
Теперь постарайтесь отдаться во власть музыки, слушая которую передайте цветом ваше видение этой части. Потом мы поделимся своими впечатлениями.
Восприятие «Шинели» и рисование эмоций.
Таково музыкальное видение Шнитке. Что вы увидели, что услышали в этой композиции? Покажите ваши рисунки. (Мне мелодия напомнила польку. И, казалось бы, мотив простой, почти веселый, повторяющийся много раз, но то, в каком «окружении» он звучит, делает его не весёлым, а даже трагичным. Сначала это фон, похожий на кружение метели, потом нарастает «бешеное» веселье, похожее на сумасшествие, а завершается фразой, застрявшей на одной ноте. Я увидела Акакия Акакиевича. Но интересно, что увидели и услышали вы.)
А сам композитор показал не вещь, не предмет гардероба, а любимую жену, подругу, которой герой посвящает все лучшие чувства и любовь. За основу какой музыкальный жанр взял А. Шнитке? Верно, польку, таким образом стараясь показать простоту и лаконичность этой части «Гоголь-сюиты».
С другими частями «Гоголь-сюиты» при желании, вы можете познакомиться самостоятельно или на следующих уроках музыкального искусства.
8. Закрепление материала.
Сегодня мы в нашей музыкально-литературной гостиной перелистали страницы выдающихся личностей – Гоголя и Шнитке. Они жили в разные эпохи, но интересны нам сегодня. Гоголь писал почти 200 лет назад, а А. Шнитке обратился к творчеству этого писателя, потому что это классика литературы, а произведение Шнитке в скором будущем станет классикой музыки. Для чего это нам нужно сегодня, актуальна ли эта тема? Это наша история, наше достояние, один из примеров связи поколений, что всегда нужно чтить и помнить.
9. Исполнительская деятельность.
Вот еще один пример связи поколений и истории. Сейчас стало модным исполнение песен советских времен. Одну я предлагаю нам исполнить в нашей музыкально-литературной гостиной. Это песня актуальна нашему сегодняшнему дню, когда каждый гражданин нашей молодой Республики мечтает о…. верно, о мире. Поэтому и песню предлагаю исполнить «Пусть всегда будет солнце», но прежде небольшое вокальное упражнение («Эхо»). Голосочки ваши зазвучали звонко и готовы порадовать меня красивым исполнением песни. (караоке «Пусть всегда будет солнце»).
Пришло время закрывать гостеприимные двери нашей музыкально-литературной гостиной. Но прежде чем мы это сделаем, хочу услышать ваши мысли в «Неоконченном предложении».
«Хорошие музыка, книги, спектакли необходимы человечеству, потому что…»
«Если единственным мерилом нашей культуры будут Филипп Киркоров, Ксения Собчак и подобные им, наша страна….»
«Понимать высокое искусство значит….»
11. Подведение итога урока.
12. Выставление оценок, комментарии.
13. Домашнее задание. Если вам понравилась услышанная музыка, дома вы можете прослушать остальные части сюиты с помощью Интернета, а на следующем уроке поделиться своими впечатлениями.
Спасибо за ваши мысли, ваши чувства, эмоции. Мне было очень приятно принимать у себя в гостиной таких активных и внимательных слушателей. Вы получаете сегодня – «отлично». Несите музыку всегда с собою, как и ангелов, которые являются маленькими музами каждого маленького гения, которым являетесь и вы, пусть пока еще не до конца раскрывшего свой талант, но я уверенна – все впереди.
Урок-презентация на тему:« Гоголь – сюита» из музыки А.Г.Шнитке к спектаклю « Ревизская сказка»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Тема урока- презентации: « Гоголь – сюита» из музыки А.Г.Шнитке к спектаклю « Ревизская сказка» Учитель музыки МОУ «Школа-коллегиум» города Алушты: Целикова Л.И. Класс-7
Тема учебного раздела: Особенности музыкальной драматургии сценической музыки.
ЦЕЛЬУРОКА: Познакомить обучающихся с творчеством А. Шнитке на примере «Гоголь-сюиты»; Продемонстрировать учащимся, как один феномен искусства порождает другой. Показать, как связаны искусство слова, музыки, театра; Развивать музыкальную память, внимание, умение слушать и воспринимать произведения; Учить воспринимать и анализировать музыкальные произведения разных жанров; Прививать вкус к подлинному искусству, учить пониманию предназначения искусства и его роли в жизни общества;
Планируемый результат и УУД Предметные: познакомится с особенностями музыкального языка сюиты к спектаклю; закрепление понятий вокальная, оркетровая музыка. высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и идеалах шедевров музыкального искусства прошлого и современности; • использовать различные формы индивидуального, коллективного музицирования (пение, пластическое интонирование);
Метапредметные: Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера; применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; • готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства; • планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия; • участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей; • умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
Метапредметные: Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации (в разных источниках), расширяющей и дополняющей знания ;формулировать учебную задачу; ориентироваться в способах решения поставленной задачи.
Личностные: выражать свои эмоции в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия; проявлять чувство сопереживания героям музыкальных произведений; уважать чувства и настроения другого человека, испытывать чувства сопричастности к истории своей Родины и народа; будт сформированы эстетические и ценностно-смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки,самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении. Виды заданий: 1) высказывание своего отношения к музыкальному произведению с аргументацией; 2) анализ характеров музыкальных героев на основе личного восприятия
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; решать ряд проблем (задач) для достижения цели урока; отвечать на поставленные вопросы, самостоятельно отличать характер музыкальных произведений; развивать чувство ритма формировать вокально-хоровые навыки, владеть исполнительской и слушательской культурой. Коммуникативные: овладевать способностями сотрудничества с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы; умение работать коллективно, в группах во время разучивания и исполнения песни; объективное оценивание друг друга; выражать своё мнение о музыке в процессе слушания
Ресурсы: учебник Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, «Музыка» 7 класс, с.76-79; портртыН.В. Гоголя, А.Шнитке. раздаточный материал на песню; схемы анализа музыкального произведения, словари эстетических эмоций, диск СD, mp3 (Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, фонохрестоматия «Музыка» 7 класс); ноутбук, флэшка.
Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний. Форма урока: урок-презентация
Эпиграф урока: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России и за одним разом посмеяться над всем» (Н.В.Гоголь)
Что такое ревизская сказка? Это документы, которые были необходимы для того, чтобы учитывать количество населения в Российской Империи, для чего проводилась ревизия, имевшая перед собой цель – налогообложения населения подушно. Такие документы были в ходу в 18-19 веках. Ревизская сказка – это список населения каждой губернии, с указанием имён, отчеств, фамилий, возрастов всех жителей. Ревизия – это та же самая перепись населения. В сельской местности ревизские сказки составляли старосты деревень и посёлков, а в городах этим занимались представители городской управы. Всего за время существования таких документов было проведено 10 ревизий. В ревизские сказки вписывали лиц обоих полов – и мужчин, и женщин. Но в сводные таблицы включали только мужчин, женщины туда не вписывались.
Автор музыки произведения « Гоголь – сюита» к спектаклю «Ревизская сказка» – Альфред Гарриевич Шнитке. Главный герой – Николай Васильевич Гоголь (в окружении персонажей своих произведений). Остальные герои – это : Павел Иванович Чичиков. Аксентий Иванович Поприщин. Андрей Петрович Чертков. Акакий Акакиевич Башмачкин. Испанский король Фердинанд VIII. Безымянный чиновник-балетоман, тело которого находится за департаментским столом, а душа – в театре.
«Столкновение возвышенного и низменного в его сочинениях, использование банального – все это, конечно, повлияло на меня в сильной степени. Шлягер – хорошая маска всякой чертовщины, способ влезть в душу.» А. Шнитке о творчестве Гоголя
Симфонический театр В музыку включен текст, взятый из «Записок сумасшедшего», который произносит дирижёр Г.Рождественский
Музыка к спектаклю «Ревизская сказка» Оркестровая сюита «Гоголь-сюита»
ПРОИЗВЕДЕНИЕ «ГОГОЛЬ-СЮИТА» СОСТОИТ ИЗ 7 ЧАСТЕЙ: Увертюра; Детство Чичикова; Портрет; Шинель; Чиновники; Бал; Завещание.
Основные термины, понятия (теория) Сюита –крупное музыкальное произведение, состоящее из 4-х и более частей разного характера на одну общую тему. Увертюра – это вступление крупного музыкального произведения, может звучать отдельно, как самостоятельное сочинение.
Увертюра (слушаем и анализируем) Послушайте увертюру. В образный мир каких персонажей вводит она слушателей? Какая знакомая интонация завершает эту часть и какой импульс она дает развитию музыки?
Детство Чичикова На сцене появляется росточек, который впоследствии оказывается детской головкой в чепчике. Эту голову кормят кашей. Голова поглощает ее и растет, растет, достигая неимоверных размеров… Из нее появляется совершенно обезличенный господин «средней руки» – все в нем среднее, никакое: чин, рост, вес, ли Слушаем и анализируем….
Портрет Эта часть о жизни Художника, который вдруг лишился признания публики. Он уже более не может создать ничего достойного, и его отчаяние оборачивается стремлением мстить всем и вся. Единственным его желанием становится уничтожение всех шедевров. Слушаем и анализируем…
Шинель В спектакле шинель не вещь, не одежда, не предмет гардероба, а любимая жена, подруга, которой герой посвящает все лучшие чувства, всю любовь. Слушаем и анализируем…
Чиновники Десятки, сотни безымянных спин, стоячих белых воротничков, скрипящих перьев. Бесконечный муравейник человеческих душ, может быть, уже давно мертвых… Здесь представлен и безымянный чиновник-балетоман. Тело его – за департаментским столом, а душа…в театре. А какой балет он больше всего любит, вы сами легко догадаетесь, послушав музыку этой части. Слушаем и анализируем…
Бал В центре сцены прожектором высвечивается фигура Художника, а вокруг него носятся персонажи, созданные его воображением, они корчат ему рожи, кривляются, ухмыляются, хохочут…Слушаем и анализируем…
В спектакле звучат слова из произведения «Мертвые души»: «Русь! Чего же ты хочешь от меня. И зачем все, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи?» Таким образом, в спектакль пробивается главный мотив судьбы самого Н. В. Гоголя, который задавал вопрос о том, что значит «быть писателем» в нашей стране.
ВОПРОСЫ С помощью каких знакомых музыкальных жанров композитор раскрывает смысл художественных образов? Каковы особенности мелодических линий, оркестровки, фактуры? О каких проблемах жизни современного человека заставляет задуматься музыка? Каково значение музыки в раскрытии драматургии действия в спектакле?
ОТВЕТЫ Выразительный смысл: гротеск, насмешка, карикатурные зарисовки Композитор высмеивает пошлость, пустоту бессмысленного существования гоголевских героев и подобных им людей, используя простоватые мотивчики. Полистилистика- сочетание в одном сочинении несовместимых или резко различных, разнородных элементов, предполагающее неожиданное включение цитат из других произведений.
Вокально-хоровая работа Упражнение1: поём на слоги «ми, мэ, ма, мо. му» на одной высоте по хроматической гамме. Упражнение2: поём до, до, ре, ми, ми, фа, соль, соль, ля, соль, фа, ми, ре, до по хроматической гамме. Упражнение3 : му,ве,на,му,ве,ры,му, ве,на,зе,лё.на,му,ры.ве,му. Ученики: (Пение за учителем, который демонстрирует данное упражнение с помощью ладових жестов) 1.Распевка.
Вокально-хоровая работа 2. ПОВТОРЕНИЕ: « Песенка на память» Музыка М.Минкова, Слова П Синявского.
3.Разучивание песни Разучивание песни Г.Струве «Школьный корабль» 1)показ песни; 2) беседа о её содержании; 3) озвучивание литературного текста(метод хорового чтения) и музыкальной интонации; 4)работа над песней по фразам(1-й куплет); 5)работа над совершенствованием вокальных навыков; работа над художественным образом; 6)исполнение песни.
«Три чудесные сестры посланы украсить и усладить мир: без них он был бы пустыня… Музыка вся – порыв; она вдруг…отрывает человека от земли…оглушает его громом звуков и разом погружает…в свой мир… О, будь же нашим хранителем, спасителем, музыка! Не оставляй нас! Буди чаще наши меркантильные души! Ударяй резче своими звуками по дремлющим нашим чувствам!» Н.В.Гоголь
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ На выбор: написать эссе о прослушанном произведении или сделать рисунок
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Номер материала: ДБ-1278803
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
В Туве предложили ввести антиковидные паспорта для школьников
Время чтения: 2 минуты
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ
Время чтения: 1 минута
В Ульяновской области продлили школьные каникулы
Время чтения: 1 минута
В Башкирии школьные каникулы продлили до 14 ноября
Время чтения: 1 минута
Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
«Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка»
Любителям театра широко известно имя режиссёра Ю. Любимова и спектакли, которые были им поставлены в Московском театре на Таганке. Одной из оригинальных постановок стал спектакль «Ревизская сказка» по произведениям Н. Гоголя. В сценарии были использованы отрывки из произведений Гоголя, фрагменты его переписки с друзьями и многое другое.
Главный герой спектакля — сам Николай Васильевич Гоголь, действующий на сцене в окружении персонажей своих произведений, раскрывающих драму русской жизни.
Написать музыку к спектаклю был приглашён Альфред Гарриевич Шнитке (1934—1998), который хорошо знал и любил творчество Гоголя. Композитор писал: «Столкновение возвышенного и низменного в его сочинениях, использование банального — всё это, конечно, повлияло на меня в сильной степени. Шлягер — хорошая маска всякой чертовщины, способ влезть в душу». Мысли писателя и композитора во многом были созвучны. Оба умели горько смеяться над жизнью, в которой много шутовского.
Музыка Шнитке отражает и усиливает то, что происходит на сцене. Но при всём соответствии драматургии и стилю спектакля она больше, чем «сопроводительная музыка». Из музыкальных фрагментов, которые сопутствовали отдельным сценам спектакля, дирижёр Г. Рождественский предложил композитору создать оркестровую сюиту. Произведение получило название «Гоголь-сюита».
Эта музыка — ярчайший образец симфонического театра. В концертном зале нет ни декораций, ни актёров, тем не менее перед слушателями разворачивается симфонический спектакль, по силе воздействия стоящий на уровне лучших образцов театральной музыки.
В сюиту включён текст, взятый из «Записок сумасшедшего» Н. Гоголя, который произносит дирижёр. В единстве с музыкой, часто вызывающей смех, абсурдность слов ещё более подчёркивает трагичность судьбы человека, жизнь которого лишена смысла.
«Гоголь-сюита» состоит из семи частей: 1) Увертюра, 2) «Детство Чичикова», 3) «Портрет», 4) «Шинель», 5) «Чиновники», 6) «Бал», 7) «Завещание».