если бы вы писали кодекс чести наставника какие 3 пункта в нем были бы обязательными
Кодекс чести учителя
Постарайтесь названные нормы сделать правилами вашего профессионального поведения. Вне всякого сомнения, что следование им укрепит ваш авторитет.
1. Учитель должен при любых обстоятельствах уважать чувство собственного достоинства каждого из своих воспитанников и формировать у них это чувство. Он должен видеть в каждом ученике творческую, развивающуюся личность и поддерживать стремление к самосовершенствованию.
2. Только глубокое уважение и доверие, искренняя любовь к детям, бережное отношение к их нравственным чувствам могут создать обстановку взаимопонимания, от которой существенно зависит и характер нравственных отношений в школе.
6. Педагогическая этика не признает бесконфликтного воспитания, но разрешать моральные конфликты необходимо не методами административного нажима, а путем нахождения компромиссных решений. Нервозность при конфликтных ситуациях, категоричность оценок действий и поступков учащихся способствуют лишь накоплению отрицательного заряда в нравственной атмосфере.
7. Учитель должен доверять мнению ученического коллектива, постоянно советоваться с учащимися, изучать их мнение по поводу проводимых мероприятий, не подменять их, не «активизировать» окликом или угрозой.
8. Щадить самолюбие школьников, оберегать слабых, застенчивых от насмешек и оскорбительных выпадов их невоспитанных товарищей, не допускать злой иронии при проявлении детьми любознательности – одно из важнейших правил, которым должен руководствоваться учитель во взаимоотношениях с учащимися.
9. Учителю следует внимательно подходить в оценке нравственных поступков ребят, старательно изучать мотивы этих поступков.
10. Разумно используя различные формы ученического самоуправления, учителю следует постепенно направлять общественное мнение на совершенствование системы нравственных отношений, ее саморегулирование.
11. Учитель не должен злоупотреблять доверием ученика. Это наносит последнему глубокую душевную травму. Он не должен использовать ребенка в качестве информатора о поведении детей в классе и вне школы. Это противоречит нормам общечеловеческой морали. Непредвзятость, минимум подозрительности или полное отсутствие ее – обязательное правило для учителя.
12. Учитель не должен делить своих воспитанников на любимых и нелюбимых. Гнев по поводу неблаговидных поступков детей не должен перерастать в антипатию к ним.
13. Учитель должен искать и находить в каждом воспитаннике положительные качества и именно на них строить свои отношения с детьми. Необходимо поощрять инициативу ребят, но не захваливать инициативных, не порождать зазнайство у одних и не подрывать веру в себя у других.
14. Непримиримое отношение учителя ко всякому злу, несправедливости, нечестности, моральной нечистоплотности и т.д. должно подкрепляться его трудовой деятельностью. Его нравственные позиции должны быть явными и совершенно очевидными для учащихся.
15. Учитель не должен злоупотреблять доверенными ему тайнами учащихся, напоминать детям о давно урегулированных конфликтах.
16. На правах старшего и умудренного нравственным опытом человека учитель должен формировать у школьников нравственные ориентации, используя для этого позитивный подход к оценке явлений, фактов, но, не забывая при этом о формировании нетерпимого отношения к негативным явлениям.
17. В общении с детьми необходимо находить общий язык, нужный тон, индивидуальный подход – один из основных элементов и требований педагогической тактики.
18. Развивать у ребят способность отстаивать свои убеждения, основанные на четком представлении о добре и зле, – одно из важнейших требований этики настоящего учителя.
19. Воспитание нового человека возможно при условии таких взаимоотношений с учащимися, которые основываются на взаимоуважении, взаимопонимании и единстве целей. Только глубокий интерес учителя к ученикам, изучение их индивидуальных способностей, гуманное отношение к ним, забота об их духовности и физическом развитии позволяют сделать учебно-воспитательный процесс сознательным и целенаправленным.
Основополагающие принципы работы преподавателей:
сделать человека способным жить полной жизнью – вот твоя обязанность;
стремись стать совершенным учителем, соединяя в себе любовь к делу и к ученикам;
учить имеет право лишь тот, кто сам постоянно учится;
лучшее средство быть любимым детьми – самому любить их;
хороший пример старших – лучший проводник нравственных начал в ученической среде. Будь во всём примером для учеников;
опыт и профессионализм, смелость и поиск – составные творчества учителя;
относись к себе критически. Чаще подводи итоги своей работы. В оценках стремись к объективности;
относись к окружающим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе;
воспитанного человека может воспитать только воспитанный человек;
не забывай, что принятая тобой обязанность священна, и ты первый даёшь отчёт о том, как её выполнил.
Три составляющие успешного наставничества
Преимущества наставничества бесчисленны. Исследования показывают, что хорошее наставничество может привести к большему успеху в карьере, включая продвижение по службе, повышение и расширение возможностей. Организации, в которых есть подобные программы по обучению молодых кадров, вознаграждаются более высоким уровнем вовлеченности сотрудников, обмена знаниями. Любопытно, что 71% крупнейших мировых корпораций с самой большой выручкой предлагает работникам программы наставничества.
Залог успеха
Залог успеха невозможен без трех составляющих:
Рассмотрим каждый из этих аспектов, чтобы понять концепцию наставничества.
Кто такой хороший наставник?
Хороший наставник должен быть не просто успешным человеком. Хороший наставник должен обладать характером и желанием помогать развиваться другим людям. Это требует готовности размышлять и делиться собственным опытом, в том числе и негативным. Великие наставники должны уметь и говорить, и подтверждать свои слова действиями.
Качества, которые нужно искать в наставнике:
Кто такой хороший подопечный?
Не только наставник, но и его подопечный должен прикладывать определенные усилия к совместному сотрудничеству. Ученик должен стремиться к успеху, ценить и уважать труд своего учителя, понимать, что ему помогают от чистого сердца.
Хороший подопечный должен:
Особенности взаимоотношений наставника и подопечного
Взаимоотношения между наставником и подопечным должны строиться на доверии и уважении. Успешное сотрудничество возможно только при активном участии обеих сторон. Если кто-то не будет выполнять своих обязательств, работа не принесет никаких результатов.
Для того чтобы совместный труд был эффективным и продуктивным, рекомендуется придерживаться простых правил.
Создайте альянс
Уделите время обсуждению концепции сотрудничества. Обе стороны должны иметь общее понимание процесса взаимоотношений. Это подразумевает обсуждение таких вещей, как:
Узнайте друг друга лучше
Взаимоотношения наставника и подопечного похожи на любые другие отношения — для их развития необходимо время. Как только люди узнают друг друга поближе – им будет легче общаться, достичь взаимопонимания, оптимизировать рабочий процесс. Не поддавайтесь искушению окунуться с головой в решение карьерных проблем и консультирование. Постарайтесь установить доверительные отношения, чтобы достичь лучших результатов.
Делитесь впечатлениями
Каждые несколько встреч одна (или обе) из сторон должна спрашивать: “Как у вас обстоят дела? Что было полезным, а что нет? Что я могу сделать по-другому, чтобы этот опыт был более полезным?” Как бы неловко это ни было, инициирование подобных разговоров будет полезно для вас обоих.
Если бы вы писали кодекс чести наставника какие 3 пункта в нем были бы обязательными
Каким правилам обязательно должен придерживаться шеф, чтобы не навредить ребёнку, а дать ему как можно больше положительного?
Теперь вы шеф и отчасти именно от вас зависит, каким будет детство у вашего подшефного. Каким он увидит и запомнит этот мир, что нового узнает о нём, чему научится.
Конечно, в общении с ребёнком, а особенно любимым, вы должны всё делать так, как у вас лежит на сердце. Учите ребёнка тому, чему считаете нужным, пытайтесь уловить его интересы и дать возможность в них развиваться, рассказывайте ему истории и т.д. Родительству, как говорят, не учатся.
Но всё-таки вы находитесь не в самой простой ситуации. Ребёнок всё-таки не ваш, живёт не с вами и не имеет возможности видеться каждую минуту. Ко всему этому он имеет свои особенности, ведь он находится в специфических условиях. К тому же ему пришлось пережить травму.
Родителем вы ему не станете, а вот близким родственником, названным братом, другом, да. Поэтому отношения с ребёнком нужно выстраивать определённым образом.
Есть несколько необходимых правил, которым обязательно придерживаться, чтобы избежать непоправимых ошибок:
Никогда не спешите слишком быстро выбрать подопечного. Всё-таки стоит в начале узнать его получше. Тянется ли он к вам? Также ребёнок обязательно должен быть приятен и вам, иначе вы скоро от него устанете.
На ранних этапах знакомства просто общайтесь с ребёнком, на котором сконцентрировали внимание, не акцентируя это при детях.
2) Действовать последовательно.
Или не давать ребёнку надежд. Начинать нужно всегда с малого. Не спешите дарить ему подарки, выполнять его любые просьбы и желания. Лучше на первых порах вообще от этого воздержаться. Необходимо наладить простой и дружеский контакт. Ребёнок не должен вас воспринимать как «доброго дядю» или спонсора, который приехал для того, чтобы ему что-то подарить. Прежде всего, он должен увидеть в вас человека.
Для этого вы просто общаетесь с ним. При этом вы ничего не обещаете, ведёте себя весьма сдержанно (не позволяете на вас повисать, требовать подарки, рассказывать личную жизнь, давать номер мобильного и т.д.). Это может быть и обычный разговор, или общение в форме игры, анкеты, занятия.
3) Налаживание контакта.
Ребёнок вас уже знает и вы знаете его. Когда вы приезжаете, он уже искренне рад вам. Можно сказать, что вы подружились. Он встречает вас, как своего знакомого, и готов идти на контакт.
4) Действовать плавно.
На самом деле, от простого дружеского контакта, когда ребёнок вам рад и с удовольствием с вами общается, до шефства, нет пропасти. Переход этот очень плавный и еле уловимый.
Вы просто развиваете ваши отношения, больше проводя времени вместе. Если это совсем малыш, больше играйте с ним, приглашайте на прогулки, если это разрешает администрация. Разговаривайте с ним, интересуйтесь его увлечениями. Если это ребёнок постарше, больше разговаривайте, интересуйтесь его планами на будущее, говорите как со взрослым. Скоро вы сами поймёте, в какую сторону его лучше развивать, с какой периодичностью можно дарить и какие подарки, о чём разговаривать, чем заниматься, чему научить.
Беда многих волонтёров. Радостные и воодушевлённые бегут они на каждую встречу, испытывают счастье от каждого звонка, они словно готовы горы сламывать на своём пути.
Эмоции зашкаливают, энергии много, хочется сделать всё и как можно больше.
Возможно, это и не в такой степени, но, как правило, хотя бы в слабой форме это переживает почти каждый волонтёр.
А приводит это к тому, что через какое-то время он выгорает. Далеко не сразу. Может пройти целый год. Но в какой-то момент он понимает, что уже не видит ни в чём смысла. Особенно, если его никто не поддерживает. Он считает свою помощь мизерной, глупой и даже не нужной. Вместо встречи с подшефным он предпочитает погулять с друзьями, съездить на море или отлежаться в постели.
И это нормально. Беда в том, что он слишком много энергии тратил на ранних порах. И случается так, что вся эта энергия слишком рано выгорела. Он не умел тратить её разумно, правильно и дозированно.
Нам всем нужен отдых. И никому не следует отдавать все свои силы на то, чтобы каждую минуту мчаться к подшефному, всё время думать о том, как его обрадовать и слишком эмоционально переживать каждую встречу. Отдавайте вашу силу, но отдавайте её понемногу.
Необходимо отдыхать, развлекаться, общаться с друзьями, ездить на море. Вы должны быть всегда полны сил и радости. Только тогда вы будете достаточно сильными, чтобы помогать вашему подшефному.
6) Быть определённым.
Когда вы сблизитесь настолько, что уже будете отдавать свои старания и любовь конкретному ребёнку, важно быть с ним открытым, честным и определённым.
Важно построить ваши отношения так, чтобы он воспринимал вас как друга, который готов помочь в любой беде, а не как потенциальную семью.
Не стоит смущаться и неопределённо отвечать ребёнку на прямые вопросы. Честно скажите ему, что вы его друг и брать не имеете возможности. Честность подарит как ясность в ваших отношениях, простоту, так и предостережёт от лишних проблем, как вас, так и вашего ребёнка.
7) Желательно вести дневник.
Дневник является формой саморефлексии, понятия себя, своих целей и возможностей.
Автор: Алиса Фиш, многолетний наставник воспитанника детского дома, имеется опыт волонтёрства по уходу за сиротами, детьми-инвалидами и других сферах, опыт гостевого режима, жизни в детском учреждении
Если бы вы писали кодекс чести наставника какие 3 пункта в нем были бы обязательными
Свежий номер уже доступен
Спасибо!
Наставник должен быть лидером, чтобы увлечь ученика
Большое везение — встретить в жизни хороших учителей: и в школе, и после нее. Но как диплом педагога не определяет профессионализма его обладателя, так и не каждый специалист может ввести в профессию тех, кто только начинает путь. Чего ждут наставники и подопечные друг от друга — в нашем опросе.
Все ли могут быть наставниками?
— Думаю, нет. Наставник — профессионал с большим опытом работы в отрасли и с желанием передать этот опыт. Также наставник должен быть коммуникабельным, способным выстроить доверительные отношения с учеником.
Екатерина Зайцева, инженер по маркетингу отдела стратегического развития, ОКБМ им. Африкантова
— Надо учитывать стаж на предприятии. Я считаю, должно быть от пяти лет.
Александр Ишимников, инженер-металлург ХМЗ, «Маяк»
— Наставничество — термин весьма формальный и, с моей точки зрения, морально устарел. Научное руководство уместнее. Это взаимодействие и сотрудничество, и успешным оно может быть, если руководитель готов доброжелательно делиться знаниями и опытом, а у учеников есть интерес к предмету.
Станислав Носов, заместитель директора Института сварки, «ЦНИИТМАШ»
Надо ли платить за наставничество?
— Надо. Учить, преподавать — это труд, а труд должен быть оплачен. И лучше по отдельному шифру, чтобы в расчетном листке сразу было видно, что это за наставничество.
Людмила Костина, инженерлаборант первой категории по физико-механическим испытаниям ЦЗЛ, «Петрозаводскмаш»
— За наставничество надо платить премию, но только если у учеников есть результаты.
Борис Зильберман, главный научный сотрудник, Радиевый институт
— Сейчас стало больше бумаг: планы, дневники, отчеты. Раньше мы только дневники заполняли. Многие отказываются брать учеников: свою работу нужно делать. Платить наставникам — обязательно, ведь это нагрузка. Каждый месяц, пока идет обучение. А если хорошо подготовил ученика и он в первые два-три месяца показал высокую выработку, можно и премию выписать.
Александр Тризно, электросварщик ручной сварки шестого разряда, «Петрозаводскмаш»
Какие ученики лучше — послушные или дерзкие? Что делать, если нет контакта, взаимопонимания?
— Ученый не может быть послушным, критический склад ума — важная черта исследователя, он должен во всем сомневаться, все перепроверять, задавая массу вопросов руководителю. У нас в отделе есть совсем юная сотрудница, которая, когда обращается к коллегам, начинает так: «Вопрос. » Мы смеемся, но она за короткое время многое освоила — к этому привела привычка обо всем расспрашивать.
Контакт и взаимопонимание необходимы. Думаю, не стоит брать в ученики человека, который тебе несимпатичен.
Евгений Базалеев, ведущий эксперт ВНИИНМ
— Мне не нравятся ни дерзкие, ни послушные ученики. Нравятся любопытные. И чем любопытнее, тем лучше. Те, которым все интересно, которые везде суют нос, все спрашивают, выясняют, смотрят за работой других, — из таких выйдет толк. Нужно, чтобы были и с руками, и с головой. Иначе ничего не получится.
— Контакт будет — нужно общаться. Ну и заставлять читать инструкции. Если уж ученик переходит границы дозволенного, то применять дисциплинарные взыскания. К счастью, у меня такого не случалось.
— Если ученик не идет на контакт с наставником, это повод задуматься: а нужна ли ему эта профессия? Чем больше заинтересованность ученика, тем больше отдача и от наставника.
Дина Сергеева, приборист седьмого разряда метрологической службы № 16, «Старт»
— Я думаю, они должны быть послушными и дерзкими одновременно: послушными в поведении и дерзкими в мыслях. Хороший ученик не просто повторяет за учителем и со всем соглашается, а имеет собственное мнение и умеет грамотно его высказать. У меня был ученик, который мыслил недостаточно широко и поэтому не был готов к сложным задачам. У другого, напротив, был полет мысли, но он так стремился сделать карьеру, что не смог стать хорошим учеником.
Может ли быть много учеников?
— Наставничество требует времени. Зачастую это ежедневное общение. Если много учеников, страдает качество работы.
— Учеников может быть ровно столько, сколько желающих у тебя учиться. Но внимания всем в равной мере не хватит. Надо предпочесть тех, кто способен мыслить на перспективу, особенно на отдаленную.
— Если брать учеников, то одного-двух, как и указано в нашем заводском положении о наставничестве. С большим количеством не справиться. И надо бы организовать на предприятиях классы с мастерами, чтобы готовить рабочих под конкретные нужды производства. А то сейчас сварщиков много, а варить не все умеют хорошо, не каждого поставишь на ответственную операцию.
Чему вы сами учитесь у учеников?
— Для меня главное — обсуждение результатов. В спорах рождается истина, и иногда сложно сказать, кому первому идея пришла в голову. Совместная научная работа дает удовлетворение, и огромное удовольствие видеть, что твой ученик, который еще вчера повторял в основном твои слова, вступает с тобой в дискуссию, то есть он перестал быть учеником и превратился в соратника, мнению которого можно доверять.
— Мы постоянно подкидываем друг другу знания, причем не только в профессиональном плане. Современная молодежь совсем другая. Сейчас и в институте по-другому учат: интересные методы, новые технологии, которых мы не знаем. Мы в свое время работали с устройствами на лампах, а сейчас все на микропроцессорах.
Геннадий Титов, ведущий инженер РЗА главной схемы электрического цеха, Нововоронежская АЭС
— Первая моя ученица стала инженером. Теперь уже я спрашиваю у нее совета, не только по практической части, но и по изменениям, обновлению документации. Работаем в кооперации. Конечно, приятно, что в истории ее успеха есть частица моих стараний.
— Новому, свежему взгляду на жизнь. И как ни странно, мудрости. Невзирая на возраст, нынешнее поколение девчонок и мальчишек достаточно мудрое, большинство знают, чего хотят, и это радует. Мне очень интересно со своими подопечными.
Наталья Антышева, ведущий экономист по планированию, ЭХП
Чему бы вы сами поучили наставника?
— Иногда хочется напомнить, что важно задавать правильные вопросы и помогать человеку самому найти решение, а не предоставлять готовое. Понятно, что быстрее будет, если сказать: «Иди туда и сделай то». Но мне нужно убедиться, что я сам могу подходить креативно к задачам и выдавать собственные решения.
Александр Голубничий, научный сотрудник, ВНИИНМ
— На некоторые вещи нужен новый взгляд. На проблемы можно посмотреть с другой стороны, решить другим путем, нежели так, как привыкли люди поколения наставников.
Егор Аверьянов, начальник участка РЗА распределительных устройств 110–500 кВ электроцеха, Нововоронежская АЭС
— Ученого учить — только портить. Я бы воздержался от того, чтобы учить своего научного руководителя, и не понял бы, если бы меня стал учить мой подопечный. Хотя в цифровой технике молодые, как правило, более продвинуты. Мне лично хотелось бы, чтобы наставники освоили социальные сети.
Николай Голецкий, начальник лаборатории комплексных исследований по технологии топливного цикла, Радиевый институт
— Мой наставник — очень опытный инженер. Пожалуй, единственное, чему я могу поучить его, — это работе с компьютерными программами.
Александр Терехин, инженер-конструктор третьей категории, ОКБМ им. Африкантова
Какими качествами должен обладать наставник?
— Ученику важно видеть, что его наставник пользуется авторитетом у руководства, что с его мнением считаются. При этом факт лояльности руководству — не определяющий. Важно умение отстоять свое мнение как эксперта.
— Прежде всего, наставник должен сам любить свое предприятие, свое рабочее место и прививать эту любовь своим ученикам. Он должен быть доволен своей зарплатой, чтобы было желание трудиться еще лучше: как у него самого, так и у его учеников.
Дмитрий Киселев, начальник участка ХМЗ, «Маяк»
— Терпением, умением объяснить, натолкнуть на мысль. Если мой наставник понимает, что какой-то вопрос я могу решить сам, он дает мне наводку, как это сделать. Если нужна помощь — помогает, зачастую за счет личных связей, которые приобрел за годы работы.
— Я когда-то был учеником профессора Бориса Яковлевича Зильбермана и сам уже много лет являюсь наставником и могу рассматривать ситуацию с обеих сторон. Во-первых, чтобы увлечь ученика, наставник должен быть лидером, должен обладать широким кругозором, знаниями в самых неожиданных областях. Во-вторых, важно имя, репутация наставника, чтобы он дал ученику дополнительные возможности научного сообщества (например, выполнить эксперименты на базе другого института). В-третьих, наставник должен уметь найти подход к ученику: кому-то достаточно посоветовать литературу, кому-то — показать, как что-то делать. И наконец, необходимо придумать ученику выполнимую, актуальную тему, обладающую научной и практической значимостью.
Должен ли быть у наставника моральный кодекс? Какие правила вы бы туда вписали?
— Должен быть кодекс чести: искренность намерений в общем с подопечным движении вперед, а не простая материальная выгода от опеки, способность принимать конструктивную критику в свой адрес, признавать ошибки.
— Как в моем моральном кодексе, так и в моральном кодексе моих наставников есть непрерывное развитие и познание мира. Благодаря этому мы меняемся и меняем окружающую действительность.
Андрей Наумов, научный сотрудник лаборатории технологий обращения с ОЯТ, Радиевый институт
— Не берусь никого судить, у каждого свой моральный кодекс. Нам, ученикам, важно получить знания, профессиональные навыки, узнать, как действовать в разных ситуациях. А то, как человек себя преподносит, не важно.
Марина Малова, ученица контролера радиоэлектронной аппаратуры и приборов первого разряда управления качества № 21, «Старт»
От чего уберег вас наставник?
— Был один случай в моей практике: мы варили, а провода, скрученные в бухту, начали греться. Рядом стоял газовый баллон. Наставник тогда нас жестко отчитал: провода не должны быть скручены, баллоны — не ближе 10–15 м. Спасибо ему за урок — запомнил на всю жизнь. Поначалу многого не понимаешь. С опытом приходит осознание, что несоблюдение правил охраны труда и техники безопасности может стоить жизни.
Улугбек Рузметов, электросварщик ручной сварки третьего разряда, «Петрозаводскмаш»
— Мой наставник, сам того не зная, уберег меня от увольнения. Был кризис, с деньгами проблемы длились почти год, и я задумался о смене работы. Но наставник, в целом понимая финансовую ситуацию, разложил по полочкам реалии и перспективы не как начальник подчиненному, а по-отечески. Его расположение, подход, доверие сыграли ключевую роль.
Павел Алексеенок, ведущий научный сотрудник, «ЦНИИТМАШ»
— Меня уберегли от многих ошибок и траты времени на годы экспериментальных работ по диссертации. Наставники помогли правильно поставить цели и задачи исследований, грамотно спланировать время, подготовить материал. Но главное — они отстаивали актуальность и целесообразность проведения исследований перед руководителями: видели в этом не только мое научное развитие, но и важность для организации в целом.
Кого бы вы выбрали себе в наставники?
— Меня восхищает академик РАН, выдающийся физик-теоретик Валерий Анатольевич Рубаков. Вдруг получится?
— Евгений Георгиевич Рыжков. Раньше он был у нас начальником информационной службы. Это интеллектуал, с ним приятно общаться. Грамотно говорит, много знает. Я за то, чтобы в наставниках были технически грамотные люди, которые готовы вникать в разные рабочие моменты.
— Я был отраслевым экспертом компетенции «Обслуживание и ремонт оборудования релейной защиты и автоматики» на AtomSkills. Там мне довелось пообщаться с Андреем Ювенальевичем Петровым (гендиректор «Росэнергоатома». — «СР»). Интересно рассказывает, у него нестандартный взгляд на вещи, которые нам кажутся обыденными. С ним хотелось бы поработать.