если бы вы сами рассматривали свою кандидатуру то какие бы замечания вынесли
10 вещей, о которых не следует упоминать в сопроводительном письме
⏱ Время прочтения — 4 минуты
Правило №1: ✘ не пишите автобиографию
Пример: «Я родился в Москве в 1985 году. Окончил физико-математическую школу, в 2003 году поступил в МФТИ на факультет информатики и вычислительной техники…»
Возможно, при приеме на работу вас еще попросят рассказать о своем жизненном пути, но этот момент пока не наступил. В сопроводительном письме важно сделать акцент на другом: чем вы будете полезны работодателю и как решите его задачи.
Правило №2: ✘ избегайте общих слов
Пример: «Меня заинтересовала вакансия бухгалтера в вашей компании. Я опытный специалист, чьи профессиональные знания и навыки полностью соответствуют вашим квалификационным требованиям. Считаю, что в этой должности принесу пользу вашей организации. Резюме отправляю в прикрепленном файле».
Шаблонные фразы могут оттолкнуть рекрутера. Кажется, что использована заготовка, которую можно адаптировать под любую вакансию. Добавьте конкретики, и письмо выгодно выделится на фоне однообразного потока откликов.
Правило №3: ✘ откажитесь от формализма
Пример: «Прошу рассмотреть мою кандидатуру на должность «менеджер по продажам». Меня зовут Иванова Элеонора Викторовна, мне 24 года, я выпускница Ярославского торгово-экономического колледжа, специальность «коммерция»».
Сопроводительные письма читает живой человек, а не машинный алгоритм: едва ли его получится заинтересовать формальной сухой «отпиской». Письмо — не анкета и не характеристика для госучреждения. Пишите так, как будто вы уже говорите с рекрутером и вам надо в первые же секунды показать, что вы тот, кто ему нужен.
Правило №4: ✘ не используйте штампы
Пример: «Я коммуникабелен, стрессоустойчив, легко обучаюсь новым навыкам и прекрасно работаю в команде».
Такие характеристики встречаются во множестве сопроводительных писем, поэтому рекрутеры просто не обращают на них внимания. Иное дело, когда каждое качество подкреплено примерами. «Я коммуникабелен: в должности менеджера по продажам много общался с корпоративными клиентами. С некоторыми мы до сих пор переписываемся в социальных сетях».
Правило №5: ✘ не делайте громких заявлений
Пример: «Я ценю возможность карьерного роста и уверен, что смогу добиться высоких позиций в вашей компании».
Не стоит на этом этапе распространяться о карьерных амбициях. Реакция может оказаться противоположной той, которую вы ожидаете: на данный момент рекрутеру важно закрыть конкретную позицию, а не расширить кадровый резерв топ-менеджмента.
Правило №6: ✘ не рассказывайте об увлечениях
Пример: «Я занимаюсь бальными танцами, слушаю ритм-н-блюз, ухаживаю за любимым пуделем, а во время отпусков хожу в экстремальные сплавы».
Отложите такие подробности для неформального общения. Сейчас нанимателя интересует, как вы справляетесь с рабочими задачами. Упоминать хобби уместно лишь при условии, что оно напрямую связано с предполагаемым функционалом. Например, в отклике на вакансию менеджера по внутреннему туризму будет более чем уместно рассказать, что вы много путешествуете по России.
Правило №7: ✘ осторожнее с юмором
Пример: «Имею опыт руководящей работы: глава гильдии в World of Warcraft».
Юмор в деловом послании — прогулка по тонкому льду. Вы не знаете, как относится к шуткам рекрутер, поэтому не рискуйте понапрасну — такой стиль может стоить вам приглашения на собеседование. Хотя, если в подобном стиле написана вакансия, на которую вы откликаетесь, попадание «в тональность» может, напротив, принести вам бонусы.
Правило №8: ✘ не играйте на сочувствии
Пример: «Я очень надеюсь на быстрое трудоустройство, чтобы в банке мне наконец одобрили ипотеку».
Отклик на вакансию — это короткая деловая самопрезентация. Рассказывать в ней о личных заботах — плохой тон.
Правило №9: ✘ не упоминайте о нерелевантном опыте
Пример: «Меня заинтересовала позиция специалиста по кибербезопасности. У меня большой опыт работы. В 11-м классе я трудился промоутером. »
В сопроводительном письме следует рассказывать только о том, что напрямую относится к требованиям вакансии. Специалист по кибербезопасности может упомянуть про опыт администрирования школьной вычислительной сети, но участие в промоакциях будет лишним.
Правило №10: ✘ не сравнивайте себя с другими кандидатами
Пример: «Я полагаю, что подхожу на эту должность лучше остальных соискателей».
Такое заявление можно делать только в одном случае — если рекрутер предложил вам в качестве задания таким способом презентовать себя. В любой другой ситуации подобные фразы выставят вас не в лучшем свете — вы не знаете, кто еще откликнулся на вакансию, а уже незаслуженно обидели конкурентов и безосновательно восхвалили себя.
Как сделать сопроводительное письмо лучше?
✔ Помните о цели работодателя: как можно быстрее найти адекватного и профессионального кандидата, который сразу войдет в курс дела.
✔ Внимательно прочитайте требования к вакансии. По порядку докажите, что ваш опыт им соответствует.
✔ Будьте лаконичны: постарайтесь уложиться в пять-шесть предложений. Четко структурируйте сопроводительное письмо.
✔ Постоянно сверяйтесь с курсом: письмо должно убедить работодателя в вашей пользе для компании. Пускай каждая фраза доказывает вашу ценность.
✔ Обязательно проверьте текст на возможные грамматические ошибки и опечатки.
12 ошибок на собеседовании: из-за них вас не возьмут на работу
Опоздал, обругал бывшее начальство и переврал в достижениях? Считай, провалил собеседование. Собрали главные «вредные советы» о том, как не нужно вести себя на встрече с HR-менеджером.
1. Не отвечать на звонок от HR или не перезванивать
Если вы оставили номер для связи с вами, телефон стоит держать при себе или хотя бы проверять время от времени, не было ли звонков с незнакомых номеров. Связаться с эйчарами – ваш прямой интерес. Чаще всего звонят с городских или корпоративных телефонов, поэтому не надо блокировать звонок после первых цифр номера 8 800 и ждать звонка с мобильного.
2. Опаздывать и не предупреждать об этом
Форс-мажоры бывают у всех. Но опаздывать, не предупреждая, и никак не комментировать это на собеседовании – сразу минус.
3. Скрываться и шифроваться
Иногда соискатель звонит не со своего номера, и он должен предупредить эйчара об этом. Почту также нужно указывать верную и не забывать проверять ее: если схема проезда или приглашение на интервью прилетит не на тот контакт, в этом будет виноват не эйчар.
Также иногда женщины не сообщают, что в резюме у них указана другая фамилия (девичья или бывшего супруга). При большом потоке соискателей это создает путаницу.
4. Отмалчиваться
Письма имеют свойство улетать в спам: проверьте эту папку, если вам не пришло обещанное по телефону письмо. А если его нет и там, не стесняйтесь позвонить и сказать, что случился сбой, и вы все еще ждете сообщения.
5. Слушать эйчара вполуха
Не поверите, насколько часто мы назначаем zoom call и слышим в ответ: «А собеседование в “Скайпе” будет, да?».
6. Путать название компании и вакансии
Выбирать из нескольких вариантов – нормально. Но этот факт важно правильно подать.
Сравните. Один соискатель говорит, что ему понравился офис, соцпакет и возможность двигаться по карьерной лестнице, но он должен немного подумать насчет переработок. А второй сделал ковровую рассылку по нескольким десяткам вакансий в разных компаниях и постоянно путается, куда вообще звонит.
Сообщать, куда вас не приняли на работу, возможно, не следует: особенно въедливый эйчар обязательно позвонит в эту компанию и выяснит, почему вы не подошли.
7. Агрессивно реагировать на вопросы
Нормально, если вас спрашивают о хобби, семье и планах на жизнь – HR должны набирать людей, соответствующих не только вакансии, но и ценностям компании. Чтобы представить ваше место в коллективе, специалисту нужно больше вас узнать, а без некоторых вопросов и тестов сделать это невозможно.
Нормально также, если вы не хотите о чем-то говорить. Но, опять-таки, это можно подать по-разному. Например, фраза «У моих родителей свой бизнес, но я не готов(а) рассказать о нем подробнее сейчас».
8. Зачитывать свое резюме по бумажке или, наоборот, путаться в трудовой биографии
Эйчар уже видел ваше резюме. Ему интереснее, чтобы вы сами рассказали об опыте работы, причем не перескакивая с пятого на десятое, а по порядку и с подробностями. Почему выбрали именно это учебное заведение, почему пошли работать не по специальности (если так случилось), что заставило сменить сферу деятельности.
О перерывах в трудовой биографии тоже молчать не стоит. Вместо того, чтобы перейти к следующему месту работы, перескочив три года декретного отпуска, упомяните, что это был именно он, а не просто вы решили посидеть у кого-то на шее.
Утаивать причины ухода с прошлых мест работы не стоит: если эйчару что-то покажется подозрительным, он все равно туда позвонит. Юлить или агрессивно реагировать – тоже плохая идея.
Эйчарам и кандидатам на заметку: без согласия соискателя звонить его «бывшим» нельзя – это требования ст. 24 Конституции РФ и Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ.
9. Учить HR, как ему работать
Когда мы слышим: «Вы бы мне дали тестовый бюджет лучше. Если бы я его слил, значит, провалил тест, не слил бы – взяли бы меня на работу. Зачем вы на меня столько времени потратили?», то думаем – а действительно, зачем.
Если случилось так, что вам отказали, то, конечно, можно поинтересоваться причиной отказа. Как минимум, эта информация поможет при следующих попытках трудоустроиться. Но на ответах «здесь и сейчас» настаивать точно не нужно.
10. Не готовиться к собеседованию
«Плавать» в собственных обязанностях на прошлом месте работы – плохая стратегия. Иногда мы видим, как соискатель по бумажке зачитывает, чем он занимался. Тогда у нас возникает резонный вопрос: а действительно ли человек все это умеет?
11. Бояться быть простым и показаться «глупым»
Гораздо хуже, если человек приходит с помпой, продавая себя как невероятного специалиста, а на деле оказывается середнячком, – чем, напротив, если бы он пришел и честно рассказал, что умеет хорошо, а что – не очень.
12. Делать акцент только на hard skills
Удивительно большое число людей уделяют внимание только своим компетенциям в работе, но теряются, когда им задают более личные вопросы: что вам нравилось на прошлых местах работы, из каких ошибок вы извлекли уроки и так далее.
Не надо так: soft skills становятся сейчас все более значимыми. Бывает, не очень опытный человек благодаря им оказывается перспективнее, чем кандидат с многолетним стажем работы.
Резюме
Чтобы успешно пройти собеседование, следуйте 12 основным правилам:
В Google и «Яндексе», соцсетях, рассылках, на видеоплатформах, у блогеров
Восемь секретов, которые рекрутеры вам не расскажут. Но хотели бы
Профессиональный специалист по подбору постарается сделать так, чтобы процесс отправки резюме был легким, собеседование прошло комфортно, а отказ (если таковым окажется решение) стал безболезненным. Для этого он на всех этапах отбора предоставит максимально полную информацию.
И всё же есть вещи, которые рекрутеры не могут раскрывать соискателям. Диапазон зарплат для кандидатов, уровень конкуренции между ними, внутренние принципы отбора — всё это коммерческая тайна, которую HR-специалисты разглашать не вправе.
Расскажем, какие мысли проносятся в головах рекрутеров, когда они вежливо улыбаются вам и пожимают руку после собеседования.
1. «Мы бы дали больше, если бы вы грамотно торговались»
Переговоры о зарплате похожи на игру в покер: и соискатели, и рекрутеры пытаются сохранить контроль над ситуацией, ничем не выдать намерений и выиграть партию. Едва ли найдется рекрутер, который, ударив с вами по рукам, шепнет на ушко: «Вообще-то мы воспользовались вашей наивностью и сговорчивостью, потому что не так уж высоко вас ценим. Ну или вы сами нам это позволили».
Обычно для каждой профессиональной роли и должности работодатель предусматривает диапазон зарплат и первоначальное предложение, которое озвучивается соискателю, ближе к нижней границе этого диапазона.
А ведь еще есть ДМС, различные надбавки, корпоративные соцпакеты и льготы, дотации на питание, сертификаты на фитнес, оплачиваемые дополнительные отпускные дни! Всё перечисленное может стать предметом переговоров. Главное — проводить их правильно, опираясь на пользу, которую вы как сотрудник принесете компании.
2. «Да ладно! Профессиональный жаргон? А по-человечески можете?»
Владение терминологией показывает, что вы профессионал, а добавление некоторых ключевых слов в резюме повышает позиции в поисковой выдаче. Но при личной встрече с рекрутером избегайте «умных» слов и будьте собой. Способность грамотно ввернуть красивое словцо типа «синергия», ROI, «митап», «леверидж» или «сторителлинг» еще никому не принесла на блюдечке приглашение на работу.
Эффективнее будет продемонстрировать страсть к своему делу, живой интерес к компании, готовность отслеживать тренды и учиться у лучших. Если при этом в речь невзначай попадет жаргон — что ж, это будет уместно.
3. «Никаких шансов… Точно никаких, после такого-то первого впечатления!»
Испортить первое впечатление легче, чем кажется: невежливый ответ по телефону, неряшливый внешний вид или неприятный запах при первой встрече, зажатость и ответы невпопад… Рекрутер будет до последнего бороться с соблазном отвергнуть вашу кандидатуру (он ведь объективный профессионал!) и даже под пытками не признается, что вы ему просто не понравились.
Не думайте о секундах первого впечатления свысока! На начальных этапах отбора и при большом конкурсе рекрутера больше интересует ваша способность нравиться — общаться, вызывать доверие, демонстрировать эмпатию, к месту и по-доброму шутить, — чем то, насколько вы подходите для работы и соответствуете формальным требованиям. В конце концов, человек, который проводит с вами собеседование, скорее всего, в дальнейшем будет вашим наставником, посредником между вами и коллегами или руководителем — поэтому ему бы хотелось, чтобы с вами было приятно работать.
Не бойтесь и не ленитесь устанавливать эмоциональную связь с рекрутером. Ну и конечно, вежливо отвечайте на все звонки, если прямо сейчас ищете работу.
4. «Отзывы о вас были не очень-то лестными. »
Очевидно, что рекрутер не позовет вас на собеседование, если прежний начальник или коллега, рассказывающий о вас, отрицательно охарактеризует вашу работу или вас лично. Но порой даже формальные, «дежурные» рекомендации работают против соискателя.
Если рекрутер по каким-либо причинам сомневался в вашей кандидатуре, то недостаточно детальные и информативные отзывы лишь убедят его в обоснованности сомнений.
Выбирая людей, которых укажете в качестве рекомендателей, убедитесь, что они действительно готовы с энтузиазмом и на конкретных примерах рассказывать о вашем профессионализме и особых личных качествах, которые не раз выручали в сложных ситуациях. И конечно, выстаивайте гармоничные рабочие отношения с коллегами и руководителями, чтобы желающих вас порекомендовать было много.
5. «Я проверил(-а) по своим каналам, и не так уж вы прекрасны»
Если ставки высоки или вы столкнулись с серьезным профи — вас проверят по неофициальным каналам. У любого рекрутера есть широкий круг знакомств среди коллег. Если добавить к ним специалистов из самых разных отраслей, с которыми вашему собеседнику доводилось иметь дело в процессе работы, — наберется на город или мини-страну в центре Европы. А на фоне развития соцсетей (особенно LinkedIn и «Фейсбука», где обитают профессионалы и процветает нетворкинг) «дотянуться» до любого человека можно уже не через шесть, а через два-три рукопожатия или запроса в друзья/контакты.
В общем, при желании рекрутер выйдет на людей, которые вас знают. Если эти люди не связаны с вами узами дружеских или иных «особых» отношений — почему бы им не быть честными, характеризуя вас? Не копите профессиональные скелеты в шкафу и будьте готовы объективно рассказать о любой ситуации, которую можно истолковать не в вашу пользу.
6. «Ваши соцсети всё испортили»
Всё больше рекрутеров заглядывают на страницы соискателей в соцсетях. Рекрутер не будет «играть в Шерлока Холмса» (если только вы не кандидат на руководящую должность и компания не наняла профессионального профайлера для создания вашего психологического портрета), а просто проверит базовые характеристики:
7. «Мы ждем ответа от другого кандидата»
Даже самый прямолинейный рекрутер не скажет вам в лицо, что вы — план Б. Если кажется, что работодатель тянет время, придумывает отговорки и общается после собеседования расплывчатыми формулировками, — вам не кажется. Скорее всего, он ждет ответа от другого кандидата, который выше вас в неформальном отборочном рейтинге.
Не принимайте близко к сердцу! То, что вы план Б, означает, что вы всё еще участвуете в конкурсе. У вас даже может появиться шанс убедить рекрутера в том, что вы более достойны, чем конкурент, и лучше подходите компании.
8. «Сорри, мы уже отдали эту работу сотруднику компании»
Вполне законно проводить внешний и внутренний конкурс на вакансию одновременно. Более того, практика показывает, что сотрудники, которые растут или меняют должности в рамках одной компании, более эффективны, лояльны и быстрее адаптируются к новой роли, чем специалисты, нанятые «с улицы».
Многие работодатели требуют от эйчаров и рекрутеров «справедливого найма». Вот на работных сайтах и висят вакансии, которые заведомо недоступны даже для соискателей-суперзвезд. Хотя нет, именно для суперзвезд (то есть совершенно исключительных, редких кандидатов) и оставлена эта лазейка.
Естественно, рекрутер не скажет: «Прости, друг! Это была имитация бурной деятельности, чтобы руководство видело, что работа кипит, желающих устроиться в компанию много и ее имидж на высоте. В общем, тебя всерьез никто не рассматривал. Но рады знакомству».
Если вы соответствуете требованиям, на собеседовании проявили себя с наилучшей стороны и уверены, что понравились рекрутеру, но всё же получили отказ, помните:
Перечислим еще несколько мыслей, которыми рекрутер с вами точно не поделится.
Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».
Только сегодня можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь
Типичные вопросы на собеседовании: к чему готовиться?
В чистом виде такие собеседования встречаются нечасто. Но принцип, по которому оценивают кандидата в каждом конкретном случае, поможет разобраться, что и зачем рассказывать работодателю.
Что обязательно спросят
Каждый, кто искал работу, сталкивался со стандартными вопросами. На них легко подготовить ответы заранее — и для работодателя это главный минус, ведь многие кандидаты лукавят, чтобы понравиться интервьюеру. Тем не менее, этими вопросами часто продолжают пользоваться. Подробнее мы рассказывали о них здесь, ниже перечислим краткие советы.
Опытные HR-специалисты за годы практики вырабатывают собственную копилку уникальных вопросов, которые, на их взгляд, хорошо помогают раскрыть кандидата. Не удивляйтесь, если вас спросят о чем-то, не имеющем прямого отношения к работе — просто интервьюер старается лучше понять вашу мотивацию и другие важные для этой вакансии вещи.
Проективное интервью
Чтобы лучше понять тип личности кандидата и присущие ему модели поведения, работодатели задают проективные вопросы: просят кандидата высказать мнение о людях и ситуациях, с которыми он никак не связан. Кандидату не нужно говорить о себе, поэтому он начинает действовать свободнее. Но так как человек судит о событиях и других людях с точки зрения своего опыта, интервьюер делает из его рассказа полезные выводы.
Проективные вопросы звучат так:
Вы можете вернуть интервьюера из гипотетических ситуаций в реальность: «Не могу говорить за всех людей, но лично мне кажется…»
Поведенческое интервью
Успехи и неудачи на работе зависят не только от самого человека. На результаты влияют многие факторы: от доступных технических средств до критериев оценки труда в конкретной организации. Нередки случаи, когда успешного профессионала из одной компании переманивали в другую, но повторить успех на новом месте у него не получалось.
Чтобы избежать таких ситуаций, работодатели исследуют поведение человека на предыдущем месте — и оценивают, сможет ли человек стать успешным в их компании. У поведенческого интервью есть строгая структура и критерии оценки. Кандидату на интервью предлагают рассказать о конкретных проблемах и задачах, которые он решал.
Обычно поведенческое интервью строится по следующей схеме:
Подумайте заранее, о каких собственных успехах или неудачах хотелось бы рассказать потенциальному работодателю. Если есть возможность, соберите перед интервью цифры и факты, которые помогут рассказать об этом.
Кейс-интервью
Кейс — это проблемная ситуация, которую кандидату предлагают решить. В такую задачку работодатель закладывает важный для него вопрос. Например, компания ищет на должность в финансовый департамент абсолютно честного человека и проверяет это качество с помощью кейсов. Кандидату на собеседовании в этой компании дадут задачу, которую можно решить несколькими очевидными путями, один из которых — схитрить и сказать неправду. Так же пытаются проверять на уровень эмпатии тех, чья будущая работа предполагает много общения с клиентами.
Обычно работодатель описывает гипотетическую ситуацию и предлагает кандидату рассказать, как бы он из этой ситуации вышел. Например:
Понять, что именно хочет узнать работодатель с помощью кейса, очень сложно. Лучше не угадывать, а честно рассказать, как, по-вашему, можно решить задачу.
Ассессмент-центр (центр оценки персонала)
Еще один комплексный метод оценки — ассессмент-центр — включает в себя сразу несколько блоков: тесты, деловые игры, групповые дискуссии и индивидуальную презентацию кандидата. Это очень эффективный метод оценки, который при этом отнимает много времени и применяется редко у ограниченного количества работодателей (не каждая компания может позволить себе организовать такую систему оценки), далеко не на любые позиции (в основном — для оценки менеджеров среднего звена).
Готовьтесь к тому, что придется сделать небольшую самопрезентацию, пройти тестирование, возможно, участвовать в бизнес-играх, решать задачи в команде и презентовать свои решения.
В этом случае работодатель оценивает кандидата сразу по множеству параметров: он вживую видит, как он общается, решает проблемы, какие роли играет в команде и как выстраивает отношения. Поэтому лучший совет для подготовки к такому интервью — выспаться, прийти на него в хорошей форме и рабочем настроении.
Групповое интервью
Этот метод используют, чтобы быстро закрыть «массовую» позицию или сразу несколько вакансий: например, выбрать несколько операторов кол-центра или несколько продавцов-консультантов. Работодатель успевает за короткое время познакомиться со всеми кандидатами и задать им одинаковые вопросы. Будьте вежливы и ведите себя естественно — этого достаточно, чтобы произвести хорошее впечатление.
Вопросы на сообразительность
Иногда вопрос на собеседовании ставит в тупик. Например:
Правильного ответа на эти вопросы не существует. Работодатель просто хочет узнать, как именно кандидат будет рассуждать. Это важно для позиций, на которых предстоит предлагать новые решения, а не выполнять рутинные операции по инструкции. Возьмите паузу и продумайте свой ответ. Здесь важно просто порассуждать на тему — скажем, сопоставить численность жителей Чехии с общей численностью автомобилей и популярностью желтого цвета, и тому подобное: все зависит от вашей фантазии и чувства юмора. Главное не теряться и высказывать свои предположения, даже если точного количества желтых машин в Чехии никто не знает.
Сосредоточьтесь на своих ответах, а не на мыслях работодателя
Предугадать вопросы и ход мыслей работодателя невозможно. Может быть, вопросом про желтые машины в Чехии он проверяет ваши знания автопрома, а кейсы дает, чтобы проверить, насколько связно вы излагаете свои мысли. Лучше сосредоточиться на своих ответах и сделать все от вас зависящее, чтобы получить интересную работу.
А главное, постарайтесь быть искренним. Допустим, вы удачно притворитесь совсем другим по характеру человеком в желании получить эту работу. А потом выяснится, что вам по-настоящему эта работа (ни ее функционал, ни особенности внутренней культуры в компании) совсем не подходит. Стоило ли обманывать?
И помните — вы тоже оцениваете работодателя. Задавайте вопросы, важные для вас. Не только про зарплату и график работы, а побольше спрашивайте про сам функционал, про то, как и что в компании устроено, какие есть особенности, в связи с чем открылась вакансия. Почему-то многие думают, что это может отпугнуть. Наоборот: рекрутеры и руководители, которые проводят интервью, часто сетуют, что кандидаты мало о чем не спрашивают и на всё кивают. На самом деле ваши вопросы показывают вашу заинтересованность и серьезный подход к выбору работы — а это уже само по себе преимущество.