если говорящий злоупотребляет в речи жаргонизмами каким качеством речи он не владеет
Коммуникативные
качества речи
Смысловое богатство речи проявляется в обновлённом, незамыленном сочетании слов, в свободе от штампов. Читаем у Есенина — «твоих волос стеклянный дым»,
у Фета — «хлынул вздох твой студёной волной».
Синтаксически богатая речь изобилует выразительными синтаксическими средствами, такими как анафора, параллелизм, инверсия, эллипс и другие.
Интонационным богатством владеют хорошие актёры и дикторы, например, Евгений Евстигнеев, Андрей Мягков, Юрий Яковлев. Оно выражается в звучащей устной речи.
Непременные условия выразительной речи — это самостоятельность мышления, глубокий интерес автора к теме, основательное знание языка, культуры, истории. Иногда — умение вложить чувства в слова, затронуть душу.
Выразительность поддерживает внимание слушателей, усиливает интерес к тому,
что вы говорите.
Логичность на уровне высказывания:
Логичность на уровне связного текста:
Такой показатель, как уместность, отражает, соответствует ли речь условиям и цели общения. Это коммуникативное качество охватывает разные уровни языка:
от отдельных слов до целых композиционно-речевых систем.
Различают несколько видов уместности речи:
Коммуникативные качества речи – признаки хорошей, культурной речи, которые обеспечивают эффективность общения и гармоничное взаимодействие его участников.
Основы учения о качествах хорошей речи были заложены еще в античную эпоху. В настоящее время вопрос о коммуникативных качествах речи как критериев для оценки культурной речи наиболее полно рассмотрен в книге Б.Н.Головина «Основы культуры речи». Ученый выделяет 10 качеств: правильность, чистоту, точность, логичность, выразительность, богатство, уместность, а также образность (близкую к выразительности), доступность и действенность.
Первое, основное требование к хорошей речи – правильность, т.е. соблюдение языковых норм: акцентологических, орфоэпических – в устной речи, орфографических, пунктуационных – в письменной речи, лексических, фразеологических, грамматических – в речи устной и письменной.
Только полная уверенность в правильности своей речи позволяет человеку сосредоточиться не на словах, а на деле и достичь успеха в процессе коммуникации.
Хорошая речь должна быть точной. Требование точности предполагает соответствие высказываний мыслям говорящего. Чтобы речь была точной, необходимо употреблять слова в соответствии с теми значениями, которые закреплены за ними в языке. Так, нередко можно встретить примеры использования слов в несвойственных им значениях. Например: Должна идти селекция наиболее рентабельных видов собственности (селекция – это выведение новых и улучшение существующих сортов растений, пород животных).
Нарушает точность речи смешение паронимов, например, употребление слов двигатель вместо движитель, цилиндрический вместо цилиндровый, инженерский вместо инженерный.
Препятствуют точности речи (особенно это касается научного стиля) использование в одном высказывании терминов-синонимов: разряжение – вакуум, томаты – помидоры, девальвация – обесценивание.
Чистота –чрезвычайно важное требование к хорошей речи, предполагающее отсутствие жаргонизмов, диалектизмов, бранной лексики, слов-паразитов.
Слова-паразиты (так сказать, в общем, значит, вот, это самое и под.) – серьезная помеха для восприятия речи, поскольку они делают речь «водянистой», безэмоциональной. Как правило, эти слова указывают на неуверенность человека в том, о чем он говорит.
Засоряют речь также жаргонизмы, вульгарная лексика (чувиха, лох, туса, препод, приколоться (посмеяться над чем-либо). В настоящее время использование жаргона (прежде всего компьютерного, связанного с Интернетом) считается модным, служит символом современности. Кроме того, как отмечают исследователи, жаргон способствует раскрепощению человека в процессе коммуникации. Однако перенасыщение речи жаргонизмами, их бездумное, неоправданное использование портит речь, и сами жаргонизмы в таком случае лишаются своего основного назначения – служить средством создания экспрессивности.
Логичность– качество речи, связанное с последовательностью, непротиворечивостью высказываний. Это качество необходимо соблюдать как в деловой (официальной, научной), так и в бытовой сферах общения. Нелогичные высказывания нередко являются недоступными для понимания (ср.: Вы будете сдавать зачет в декабре, ближе к маю; Жив-здоров – лежу в больнице).
Нарушения логики в речи могут быть не столь явными, но они также мешают восприятию смысла. Например: Одной из форм контроля является выразительное чтение выбранного художественного и публицистического текста (непонятно, кто выбирает текст (тексты): преподаватель или ученики; чтение обоих текстов или только одного).
Естественно, что без соблюдения логики речи невозможно вести деловое общение, любой серьезный разговор. То, как человек говорит, непосредственно отражает то, как он мыслит.
Богатство речи– разнообразие используемых языковых средств, отсутствие канцеляризмов и штампов.
Использование канцеляризмов (средств официально-делового стиля) вполне закономерно, например, в деловой речи, однако это не означает, что ими можно злоупотреблять. Частое обращение к канцеляризмам усложняет речь, придает ей казенный характер. Ср.: Первичное обслуживание закупаемых машин производится на базе использования обычного шоферского инструмента.
Штампы – избитые выражения с потускневшим лексическим значением и стертой экспрессивностью: явление особой важности, на пути дальнейшего совершенствования, предоставить уникальную возможность. Использование штампов свидетельствует о скудости, шаблонности мышления, обедняет речь.
Богатство речи связано с таким ее качеством, как выразительность.
Выразительность – это способность речи воздействовать не только на ум, но и на эмоции, а также поддерживать внимание и интерес адресата. Среди языковых средств выразительности следует назвать в первую очередь тропы(слова и выражения, употребленные в переносном значении).К ним относятся:
— метонимия – замена одного слова другим на основе смежности выражаемых ими понятий: зал рукоплещет, Россия ликует (вместо русские ликуют);
— синекдоха – употребление названия части вместо названия целого: золотые руки – о человеке; швед колет, рубит, режет (вместо шведы…);
— эпитет – образное определение: золотая осень, солнечная улыбка, ласковый ветер;
— гипербола – образное преувеличение: В сто сорок солнц закат пылал (В. Маяковский); Тысячу раз повторять одно и то же; переделать миллион дел.
К лексическим средствам создания выразительности относятся также фразеологизмы – устойчивые сочетания слов: соль земли; альфа и омега; секрет Полишинеля; сизифов труд; собаку съесть; носить воду решетом и т.д.
Кроме лексических, выделяются синтаксические средства выразительности (фигуры речи): риторические вопросы (вопросы, не требующие ответа); повторы; инверсия (намеренное нарушение порядка слов); риторические восклицания; градация (расположение слов, при котором каждое последующее превосходит предыдущее по интенсивности); анафора (повтор начальных слов); эпифора (повтор заключительных слов); антитеза (противопоставление) и др.
Доступность –облегчение понимания речи адресатом, учет культурно-образовательного уровня адресата, его жизненного и профессионального опыта.
Доступной является та речь, которая вызывает сопереживания и размышления слушателей (собеседников). Достичь этого можно, используя различные речевые (риторические) приемы: аналогию, ссылки на прецеденты, образность и выразительность высказываний.
Действенность речи– качество, связанное с достижением целей, которые ставит перед собой говорящий. Действенная, эффективная речь сочетает в себе все требования хорошей речи: правильность, логичность, богатство, образность, выразительность, доступность, точность, чистоту.
Коммуникативные качества определяются в соотношении с такими явлениями и понятиями, как язык, мышление, сознание, действительность, адресант-адресат, условия общения.
Так, качества правильности (нормативности), чистоты и богатства базируются на соотношении речи (структуры речи) и литературного языка, его норм, правил, возможностей.
Выразительность, образность имеют в своей основе соотношение речи и сознания.
Качества точности и логичности осмысляются на базе соотношения речи и мышления.
Доступность и уместность, а также действенность речи опираются на соотношение речи и человека, ее адресата.
Качество уместности (способности высказывания отвечать целям и задачам общения) определяется также соотношением «речь – условия общения» (место, время, задачи коммуникативного процесса).
Различные коммуникативные качества речи жестко не разделены, они пересекаются и дополняют друг друга. Так, например, отсутствие логики в изложении приводит к нарушению точности речи (ср. приводимый в учебном пособии Л.А.Введенской, Л.Г.Павловой и Е.Ю.Кашаевой фрагменты монолога А.Райкина, пародирующего речь некоего Феди-пропагандиста: Новому начальнику двадцать четыре года, он сорок второго года рождения, старому тоже двадцать четыре, но он тридцать шестого года рождения… В подшефном колхозе двое наших пожинали лучшие плоды: грузили навоз […]).
Нарушение чистоты речи нередко затрудняет ее понимание (доступность): значения диалектизмов, жаргонизмов, известные ограниченному кругу носителей языка, часто недоступны представителям других социальных слоев (ср. слова биспой – «седой, серебристый» – в говорах Архангельской области; зобать – «есть» – в рязанских говорах; кулёк – 1) шутл. «молодец, молодчина»; 2) «простофиля, простак, растяпа» – в молодежном жаргоне.
Бедность индивидуального словаря говорящего может стать причиной нарушений правильности речи (Ср. выражение: Это был очень опытный, доскональный инженер, в котором нарушены нормы лексической сочетаемости: слово «доскональный»означает «тщательный» и не сочетается с названием лиц).
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Перечислите аспекты культуры речи.
2. Дайте характеристику языкового (нормативного) аспекта культуры речи.
3. Охарактеризуйте коммуникативный аспект культуры речи.
4. Дайте характеристику этического аспекта культуры речи.
5. С чем связан эстетический аспект культуры речи?
6. Какие коммуникативные качества речи выделяются в современной лингвистике? Какова их связь с аспектами культуры речи?
Какие качества важны для коммуникации?
Слово – это то, без чего не обходится ни один день социально адаптированного человека. Оно помогает вкратце высказать ту или иную мысль, донести ее до собеседника или аудитории.
Для того, чтобы ваше общение было максимально продуктивным, нужно знать о коммуникативных качествах речи.
Что значит «коммуникация» и «коммуникативные качества речи»
Под коммуникацией следует понимать акт взаимодействия двух и более людей. Данный процесс строится на передаче и принятии определенного рода информации с целью продолжения контакта.
Коммуникативные качества — это тот набор характеристик, который способствует более эффективному взаимодействию.
Коммуникативные качества представляют собой свойства, которые находятся как в формальных, так и в содержательных частях формы слова. К ним относятся: правильность выражений, точность, чистота, логичность, богатство, выразительность и уместность.
Данные качества необходимо выделять, основываясь на речевых соотношениях, а также речевых структурах предложений, к которым может относиться мышление, язык, действительность.
Доступность
Доступность необходимо отнести к публичным качествам. Смысл заключается в том, чтобы человек смог подобрать те слова, доводы, факты или аргументы, которые уместны для аудитории.
Уровень доступности, человек должен определять самостоятельно. В каждом случае и моменте выступления опираясь на аудиторию, на которую он работает в данный момент.
Делается это для того, чтобы сама его речь была максимально доступна и понятна тем или иным людям.
Поэтому, для оратора так важно учитывать уровень образованности аудитории, ее возраст, какое социальное положение в обществе она имеет, а также их психическое и физическое состояние на данный момент.
К примеру, выступление не сможет быть одинаково оценено в школе и институте, если человек будет часто употреблять в своих предложениях сложные лексические формы, а также множество терминов и сравнений.
Логичность
Под логичностью следует подразумевать качество, которое предполагает точные, а также непротиворечивые высказывания, которые должны следовать ряду правил.
После их соблюдения, в окончательном варианте предложений будут отсутствовать несвязные блоки, нелогично построенные предложения или обращения.
Действенность
Действенность можно отослать к синониму слова «выразительность». Это два понятия настолько связаны и похожи друг с другом, поэтому их можно отнести к единому целому.
Именно без понятий действенности, а также выразительности невозможно построить диалог, а также выступление любого оратора, после которого, у аудитории, его слова останутся в памяти.
Действенность речи – это главная часть ее коммуникативной способности. Человек должен обладать ей в для того, чтобы добиться должного результата. Поскольку ответ публики в его сторону должен нести в себе положительный характер.
Кому интересно или вообще, понятно, какие молитвы читает Поп в церкви, когда все его предложения идут одним, прямым, невыразительным словарным поносом?
Выразительность учителя не будет похожа на выразительность журналиста. Речь юриста будет разниться с речью политического деятеля. Не забывайте, что любая выразительная речь способствует уровню образованности человека в обществе. Впитывания информации человеком.
Поэтому не ожидайте того, когда вы говорите невыразительным, тихим, сиплым голосом того, что ваши слова каким либо образом вообще смогут воздействовать на ту или иную аудиторию.
Поэтому обладать элементарными техниками речи нужно для любого человека, который считает себя, или хочет считать не серой массой в обществе.
К составным техникам относят голос, дикцию, дыхание. Любое слово, звук или предлог, прежде всего, необходимо говорить внятно, громко, четко. Этого требует действенность речи, сама дикция.
Добиться хорошей дикции помогает изучение, усовершенствование своих возможностей говорить скороговорки. Нужно учиться делать это внятно, быстро и громко. Такие упражнения являются быстрым способом улучшить качества своей речи.
Понятность
Понятность –одна из важных частей коммуникации речи. Она отвечает за то, чтобы ваш диалог с обществом. Аудиторий был весьма понятным, простым для слушателя.
Поэтому, лучше всего в предложениях подбирать наиболее знакомые синонимы для людей, не столь образованных, или синонимы к профессиональным терминам и т.п.
В случае, если без них нельзя обойтись, то необходимо прибегнуть к небольшому раскрытию тех или иных слов. Понятия и т.п.
Однако делать это необходимо не более чем в 1-2 предложениях. В противном случае вы лишь засорите свои предложения, отведете читателя от главной их идеи в другую сторону.
Чистота
Если мы говорим о «хорошей» речи, то первым на уме приходит ее чистота. Она представляет собой исключение тех выражений, которые являются чужими родному языку.
Диалектизмы негативно влияют на качестве предложений. Если говорить о том, что нужно ли их вообще использовать в своих выражениях, то необходимо вспомнить слова Максима Горького «Пишите, друзья не вятско, не балахонско, пишите по-русски!».
Диалекты являются основополагающими факторами, которые искажают чистоту нашей речи. К примеру, в языке народа того или иного региона могут быть уместные для людей.
Поскольку народный язык – это экспрессивная, выразительная речь, которая свойственна народу, поскольку она выражает его дух а также историческую культуру.
Люди, могут дать четкую, краткую характеристику вещам, предметам или событиям. К примеру, диалектами слова «неряхи», в Тюменской области являются такие слова как пентюх, тихоня, лемзя и другие.
Богатство
Если говорить о культуре слова, то она представляет собой не только умение грамотно пользоваться всеми нормами языка литературы, а также строгих правил им следования.
Но также от умения владеть его богатством, знанием как им пользоваться в процессе диалога, построения своей речи в целом.
Русский язык занимает лидирующие места в мире по своему богатству, а также развитости. Эти понятия заключаются в большом количестве фразеологизмов, лексических оборотов, а также в насыщенности русского словаря в смысле слов.
Русская фонетика имеет возможности для общения, создания и словообразования сложных лексических форм, а также бесконечным множеством интонаций и других синтаксических конструкций.
Поэтому богатство, позволяет выразить самые тонкие эмоциональные а также смысловые оттенки того или иного слова, предмета, действия или события.
Речевое богатство отдельно взятого человека можно также определить и в том, насколько хорошо и точно он владеет четкими и резкими высказываниями, которые кратко и лаконично отражают ту или иную суть в его речи.
Богатство русского языка считается у человека тем больше, чем чаще и разнообразнее он может высказывать различные речевые обороты в своих предложениях, выступлениях и в бытовом языке.
Точность
Говоря о точности, подразумеваем коммуникативные качества, которые появляются в соотношении самой речи и ее действительности. В русском языке сейчас имеет два вида такой точности. Это предметная точность и понятийная.
К предметной точности относятся: адекватное и реальное обозначение тех или иных вещей, предметов, событий или жизненны явлений.
К понятийной же точности: правильность владения терминологичными высказываниями, как в письме, так и в разговоре конкретного человека.
К обязательным условиям, которыми должна обладать точность относят:
Информативность
К информативности, прежде всего, относится сжатость и краткость.
Когда мы говорим о нарушении информативности, то к ним относят многословие (словарный понос), избыточная тавтология в предложениях и плеоназмы.
Выразительность
Выразительность это качество русского языка, которое зависит от многих факторов. Представим их вашему вниманию:
Чтобы ваши предложения были наиболее выразительными, оратор должен соблюдать правила. К основным из них относят:
Чем ярче и точнее вы будете описывать свои предложения, то тем больше вероятен шанс того, что публика будет заинтересована в вашей дальнейшей речи.
Выразительность можно сравнивать с информацией, отражением логичности вашего повествования текста про какой либо предмет, ситуацию и т.п., и иметь эмоциональные их составляющие, воздействовать на эмоцию своей аудитории.
Образность
К образности относят умение использование человеком нести информацию до аудитории не только посредством логических и понятных высказываний, но и передача некоторых предложение в предметно-чувственной форме речи.
Чем чаще используется образность в предложениях, тем ярче и понятнее она становится до окружающих оратора людей. Она обеспечивает ее быстрое запоминание, а также дает возможность простого понятия сложных технических и научных терминов при необходимости.
Правильность
Правильность речи представляет собой такое качество, которое появляется на основах соотношения речи и языка.
Она должна соответствовать действующей структуре языка и его культуры, а также установленным нормам, к которым относят: правильное произношение слов, ударение, умение образовывать слова и другие синтаксические, морфологические и стилистические нормы.
Понятность
Понятность является качеством, которое ответственно за ограничение употребления слов, которые являются периферийным словарным составом того или иного языка.
Речь становится непонятной, когда в ее составе начинают присутствовать незнакомые человеку слова, сложные технические и научные термины, понятия и т.п.
Уместность
Что такое уместность речи? Это качество, которое ответственное за регулирование ситуации языкового типа и содержание в ней остальных качеств коммуникации.
Уместность зависит от условий общения в той или иной ситуации речи, какой характер общения она преследует, используемые высказывания относительно цели и другие коммуникативные качества речи.
К примеру, человек не может создать «колорит местного типа», не может передать речевую особенность той или иной профессии. Исходя из этого, начинает проявляться несоблюдение речевой чистоты и ее последующее нарушение.
Уместность — это строгое соблюдение и соответствие всем нормативным структурам речи, для избегания неуместности передачи информации тому или иному адресату.
Что может осложнить речевую коммуникацию
Некоторые конструкции речи могут осложнять коммуникацию между людьми. Главными примерами того являются:
УПОТРЕБЛЕНИЕ ЖАРГОНИЗМОВ И СЛОВ-ПАРАЗИТОВ В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ РЕЧИ
УПОТРЕБЛЕНИЕ ЖАРГОНИЗМОВ И СЛОВ-ПАРАЗИТОВ В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ РЕЧИ
Подготовил: Косматых С.П., студент 1 курса ГБПОУ ВО
«Воронежский государственный промышленно-
Научный руководитель:Л.П. Апевалова, преподаватель
ГПБОУ ВО «Воронежский государственный
1. Пояснительная записка
Список используемой литературы
Введение
Все чаще, общаясь между собой, студенты разговаривают на своем особом языке, который не понятен многим. Меня заинтересовало такое явление, имя которому – молодежный жаргон.
Русский язык – один из самых трудных предметов, но ни у кого не возникает сомнений в том, что изучать русский язык надо. Всем нам, русским людям. Русский язык – «великий и могучий», потому что это язык Пушкина, Гоголя, Чехова, Толстого и других классиков русской литературы.
Но что же мы слышим сегодня из уст современной молодежи? «У тебя клевый прикид», «Классно мы потусили сегодня». В чем же «величие и могущество» языка современной молодежи и студентов?
1.Пояснительная записка
Цель работы: проанализировать речь студентов, доказать как отрицательное, так и положительное влияние жаргонизмов.
Для этого следует решить следующие задачи:
Объект исследования: речь учащихся нашего колледжа во внеурочное время.
Предмет исследования: молодежный жаргон и русская литература.
Гипотеза:
— в речи обучающихся преобладает ограниченная в употреблении лексика: сленг, жаргонизмы, употребление которых связано с желанием выделиться среди людей, быть современными;
— жаргонные слова составляют смысловые группы, связанные с жизнью и деятельностью студентов.
Методы исследования:
— наблюдение над речью учащихся;
— сбор молодежного жаргона.
2. Основная часть
Тема моей научной работы: «Употребление жаргонизмов в современной русской речи»
Жаргон – речь какой-нибудь объединенной общими интересами группы, содержащая много слов и выражений, отличных от общего языка. Жаргон – это своего рода язык в языке. Это слово пришло из французского языка, где первоначально обозначало «болтовня, непонятный язык».
На сегодняшний день можно сказать, что жаргонный язык используется людьми из разных социальных групп. Это люди как из низших слоев общества (воровской жаргон), так и из высшего общества (жаргон политиков, музыкантов). Существует еще и молодежный жаргон (сленг), который совмещает признаки множества других видов жаргона, и является одним из самых распространенных.
Даже в те далекие времена, когда литературный язык только зарождался, главным « производителем»жаргона была молодежь. Во все времена молодым было важно иметь «свой язык».
Лично я от себя добавлю некоторые примеры профессиональных жаргонизмов:
— пара – на языке студента это сдвоенное занятие.
Исходя из этого – основными сферами употребления жаргонизмов являются профессиональные объединения и социальные группы общества.
Появление жаргона.
Сейчас он обретает новую жизнь, о чем свидетельствует тот факт, что с каждым годом всё больше и больше слов-жаргонизмов включают в официальные словари. Это своеобразное признание обществом жаргона, как «поставщика» неологизмов для официального языка. Несмотря на все попытки привести в классическую речь популярные жаргонизмы, сленг расширяет зону своего влияния за счет средств массовой информации и социальных сетей.
С течением времени ускоряется темп жизни современного человека, растет и его словарный запас. Возникают новые понятия, которым быстро находится слово и укореняется в сознании людей. Литературный же язык не успевает добавлять всё, так как на это уходят годы. Именно поэтому всё больше и больше людей обращаются к понятию «жаргон», пытаясь понять, чем же в действительности оно является, и откуда пришло в нашу жизнь.
Жаргон в литературе
Причины употребления жаргонизмов:
Предположим, что сленговые выражения в речи учащихся являются средством повседневной речи. Возникает вопрос: почему именно так разговаривают студенты, почему сленг прочно вошёл в обиход?
Чтобы ответить на этот вопрос, я проводил исследование: анкетировал студентов, проводил наблюдения. Анализ исследовательской работы и наблюдений позволили выделить в речи студентов следующие группы сленга.
Большая часть (66 %) призналась, что они пользуются жаргонизмами. Остальные 34% утверждают, что жаргонизмы не употребляют или стараются их не употреблять. Изопрошенных 87,5% подтвердили, что пользуются жаргонизмами, и более того, они даже не могут представить себе свою речь без жаргонных выражений. Подобное явление доказывает, что профессиональный жаргон имеет сильное влияние на устную речь людей, уже определившихся с выбором своей профессии.
Мнения по поводу причин употребления данных слов разошлись. 49,1% ответили, что жаргонизмы используются для преодоления недостатка слов. 26,4% думают, что жаргонизмы делают устную и письменную речь понятнее, 13,2% употребляют жаргонизмы только по той причине, что это модно, оставшиеся 11,3% используют их не из-за особого смыслового значения, а всего лишь для связки слов. Как видно, большая часть считает, что именно недостаток слов заставляет нас привносить в русский язык новые слова и пользоваться молодёжным сленгом. А значит, они осознают масштабы проблемы и минусы жаргона.
Выяснилось, что наиболее популярными ответами были «Делают нашу речь понятнее для друзей», «Это модно, современно». Я понял, что ребята, употребляя сленг, следуют за модой. Кроме этого присутствует элемент самоутверждения, своеобразного протеста против окружающей действительности. На вопрос: «Могли бы вы обойтись без жаргонных слов и выражений», многие ответили, что не думали об этом.
Студенты высказалимысль, что при незнакомых людях (взрослых, преподавателях) стараются не употреблять в своей речи сленг. Заключительным был вопрос: «Что нужно сделать для того, чтобы все говорили правильно, грамотно, красиво?». Самым популярным был ответ: «Следить за своей речью».
Рекомендации для тех, кто желает исключить из речи жаргонизмы:
1.Читать хорошую литературу;
2.Включить самоконтроль за речью, своей и чужой;
3.Практиковать выступление перед аудиторией;
4.Повышать самооценку, чтобы быть уверенным в своих словах.
Всё это ведёт к повышению уровня общей культуры, в том числе и культуры речи.
Плюсы и минусы жаргонизмов
В результате исследования работы я пришел к выводу, что минусы жаргона очевидны — сленг засоряет наш язык, делает его непонятным старшему поколению. Также некоторые слова или выражения могут быть непонятны людям, живущим в разных городах или областях страны, так как жаргон имеет особенность распространяться на определенных территориях, иногда не выходя за их пределы. Засорение нашей речи сленгом вызывает ещё одну проблему, а именно замещение литературных выражений. Чем больше люди пользуются жаргонизмами, тем меньше они говорят на литературном художественном языке. В свою очередь и это приводит к определенной проблеме: не во всех жизненных ситуациях применим жаргон. В определённых кругах людей можно говорить только литературным или официально-деловым языком, где сленг не приемлем. Основной же проблемой и существенным недостатком, по моему мнению, является скудный словарный запас некоторых подростков. Со временем запас слов и вовсе перестает пополняться. Молодежь даже в среде своих друзей, с которыми уже налажен общий язык, иногда не может подобрать нужные слова. Но в общем счете, количество минусов и плюсов примерно равно.
Слова – паразиты
«Слова-паразиты – слова-связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой».
Они сбивают ритм речи, мешают её пониманию. Сам человек, имеющий в своей речи слова-паразиты, их не замечает, а слушатель устаёт, изнемогает. В их роли часто выступают обычные вводные слова (значит, в общем, прямо скажем, короче говоря, можно сказать, как говорится и т.д.), частицы, местоимения, междометия (ну, вот, это, как его и др.), служащие для выражения разнообразных модальных и прочих оттенков смысла высказывания.
Большинство лингвистов считают, что слова-паразиты используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок, однако в большинстве случаев возникает своего рода «мода». Потому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью. Некоторые люди намеренно употребляют в своей речи слова-паразиты. Если человек не хочет отвечать на «неудобный» вопрос, а отвечать всё-таки надо, он старается потянуть время. Мы всё чаще стали вставлять в свою речь слова, называемые словами – паразитами. Поэтому наша речь становится грязной и непонятной.
Мы решили исследовать, насколько распространены слова-паразиты среди студентов ВГПЭК. Нами проведено анкетирование, которое состояло из следующих вопросов:
1.Какие слова-паразиты часто употребляют в речи ваши сверстники?
2.Какие слова-паразиты употребляете Вы?
3.Употребляют ли такие слова окружающие Вас взрослые?
4.Назовите слова-паразиты, которые Вы знаете или слышали?
5.Считаете ли Вы, что эти слова:
а) засоряют речь говорящего;
б) украшают речь говорящего;
в) помогают сформулировать речь говорящего?
Результаты данного анкетирования показали, что у студентов самыми распространёнными словами-паразитами оказались: «блин» (62,23%), «короче» (34,96%), «как бы» (80,65%), «так сказать» (22,56) и т.д.
В нашем колледже большинство студентов считают, что «слова-паразиты» помогают сформулировать мысли (53,65%), такое же количество учащихся считают, что слова-паразиты засоряют речь говорящего (32,65%), из опрашиваемых только два участника считают, что слова-паразиты украшают речь говорящего (1,69%).
Собранные слова-паразиты можно классифицировать по группам:
Вводные слова: короче, типа, так сказать
Имя существительное: блин, е-мое
Местоимение: это, такой, такая
Мной замечена тенденция употребления «слов-паразитов» не только студентами ВГПЭК, но и в речи молодёжи и взрослого населения. В течение некоторого времени я просматривал популярные передачи на центральных каналах телевидения и отслеживал употребление в речи этих слов-сорняков в речи известных телеведущих, популярных артистов и других известных людей и убедился, что сегодня очень модным считается употребление «слов-паразитов» как бы, короче, на самом деле…
В ходе исследовательской работы я убедился, что среди студентов Воронежского государственного промышленно – экономического колледжа существует такая проблема, как употребление «слов-паразитов».
Опрос также показал, что мало кто пытается бороться с этой проблемой.
Употребление слов-паразитов можно сравнить с неким вирусом, который существует не только в речи студентов нашего колледжа, но и распространён по всей России.
Я предлагаю два способа снижения употребления слов-паразитов в речи:
1)расширять свой кругозор, а, следовательно, и словарный запас чтением классической и современной литературы;
2)больше обращать внимание на собственную речь:
Практикуйтесь. Чаще зачитывайте тексты вслух. Практика поможет правильно расставить акценты, отметить трудные моменты, сделать речь спокойной и естественной.
Сделайте вдох. Когда чувствуйте искушение сказать что-то вроде «мгм», просто глубоко вдохните.
Посчитайте. Перескажите прочитанный текст другу, а он пусть за это время считает, сколько раз вы употребили вставные слова. Услышав результат, вы намного более остро осознаете необходимость избавиться от этой привычки.
Одна запятая = одна пауза. Приучите себя останавливаться. И если раньше вы по инерции вставляли поток бессмысленных слов, просто привыкнете к тому, что в это время вы должны помолчать – слушатели будут вам чрезвычайно благодарны.
Одна точка = двойная пауза. Конец предложения – долгая пауза. За это время в голове у слушателей уляжется то, что вы сказали.
Двойное подчёркивание. В готовой речи обязательно выделяйте цветом или подчёркиванием ключевые понятия – это позволяет расставить правильные акценты, а, кроме того, замедление перед важными моментами текста исключает соблазн ввернуть слово – паразит.
Не паникуйте. Слова-паразиты тут же возникают там, где вы забыли текст и заволновались. Они не помогут вам вспомнить, так что просто сделайте паузу – во время неё зрители осознают сказанное.
Уменьшите количество в пользу качества. Чаще всего слова-паразиты «живут» в объёмных докладах. Не разбавляйте информацию словесной «водой», поверьте, чем короче ваше выступление, тем оно информативнее и интересней для слушателя. И места для разных «короче» уже не останется.
Таким образом, проанализировав употребление «слов-паразитов» студентами ВГПЭК, я и другие студенты:
1)изучили лингвистическую литературу по теме исследования;
2)изучили распространённость «слов-паразитов» среди студентов ВГПЭК;
4)выяснили отношение студентов ВГПЭК к «словам-паразитам»: одна часть считает, что «слова-паразиты» загрязняют речь, а другая – помогают сформулировать мысли;
5)нашли два способа снижения употребления «слов-паразитов» в речи:
а) больше обращать внимание на собственную речь;
б) расширять свой кругозор дополнительным чтением разной литературы.
В ходе исследовательской работы я и другие студенты убедились, что среди студентов Воронежского государственного промышленно-экономического колледжа существует такая проблема, как употребление «слов-паразитов». Самыми распространёнными «словами-паразитами» стали слова: «блин», «короче». Также мы увидели, что «слова-паразиты» употребляют не только учащиеся, но и преподаватели.
Сравнивая употребление «слов-паразитов» в разные годы, мы заметили, что эта проблема прогрессирует всё больше и больше, но мало кто пытается бороться с ней.
3. Заключение
Сленг был, есть и будет. Хорошо это или плохо? Вопрос, по-видимому, неправомерный. Сленг нельзя ни запретить, ни отменить. Он меняется с течением времени, одни слова умирают, другие – появляются, точно так же, как и в любом другом языке. Конечно, плохо, если сленг полностью заменяет человеку нормальную речь, но представить современного молодого человека совсем без сленга невозможно. Мне кажется, что существование молодёжного сленга нужно принимать как данность, ведь это отнюдь не «покушение» на «великий и могучий» русский язык.
Но я уверен, что каждый гражданин своей страны должен совершенствовать свой язык, чтобы быть широко образованным, воспитанным, свободным и высоконравственным человеком, ориентировавшимся в современных условиях жизни.
Закончить свою работу я хочу словами Тургенева: «Берегите наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием…»
Список используемой литературы:
Отзыв руководителя Апеваловой Л.П:
Проведя исследование,я пришла к выводу, что употреблениежаргонов и слов-паразитоввречи – явление, вызванное жизненными обстоятельствами. Носейчас наш языкзасорён непонятными и ненужными, порой очень обидными словами. Внастоящее время жаргонные слова и слова-паразитыупотребляютсявезде, даже в прессе, в кино и в литературе для придания речи живости. А дети подражают взрослым.
Исследование показало, что на сегодняшний день проблема молодежного жаргона не разрешима. Студенты считают молодёжный сленг нормой, так как слышат его повсюду.
Для меня явилось открытием, что родители тоже считают жаргонизмы нормой.
Для студентов, желающих избавиться от жаргонов и слов-паразитов, можно порекомендовать:
— больше читать хорошей художественной литературы иучить
— не следовать «моде», ведь завоеватьуважение можно и хорошими манерами, а не только «крутыми» словами.
— в присутствии молодежи не пользоваться жаргонными словами.
Язык общениядолжен быть доступным ипонятным. Культурный, образованный человек не будет общаться на языке жаргона.