если не успел завершить обгон до сплошной линии какое наказание
Завершение обгона через сплошную разметку
Добрый день, уважаемый читатель.
Многих водителей интересует, какое наказание грозит за завершение обгона через сплошную линию разметки. Связано это в первую очередь с тем, что на многих загородных автодорогах участки прерывистой разметки слишком короткие и далеко не каждый обгон удается завершить своевременно.
Пересечение сплошной разметки при завершении обгона
Пересечение сплошной линии разметки 1.1 в любом случае является нарушением правил:
Линии 1.1, 1.2 и 1.3 пересекать запрещается.
Кроме того, пункт 9.1 1 ПДД, который введен 12 июля 2017 года, запрещает водителю находится на встречной полосе, которая отделена сплошной линией разметки:
Таким образом, завершение обгона через сплошную разметку является нарушением требований ПДД.
Разъяснение Верховного Суда по завершению обгона
Позиция Верховного Суда, которая приводится в пункте 15 Постановления от 25 июня 2019 года, полностью соответствует приведенному выше пункту 9.1 1 ПДД:
15. Действия водителя, связанные с нарушением требований ПДД РФ, а также дорожных знаков или разметки, повлекшие выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления (за исключением случаев объезда препятствия (пункт 1.2 ПДД РФ), которые квалифицируются по части 3 данной статьи), подлежат квалификации по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ.
Непосредственно такие требования ПДД РФ установлены, в частности, в следующих случаях:
а) на любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева (пункт 9.11 ПДД РФ);
При этом действия лица, выехавшего на полосу, предназначенную для встречного движения, с соблюдением требований ПДД РФ, однако завершившего данный маневр в нарушение указанных требований, также подлежат квалификации по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ.
То есть пересечение сплошной при завершении обгона попадает под часть 4 статьи 12.15 КоАП.
Штраф за пересечение сплошной при завершении обгона
влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.
Что делать, если прерывистая разметка заканчивается?
Если водитель начал обгон через прерывистую разметку, однако при нахождении на встречной полосе заметил впереди сплошную разметку, то самым правильным решением будет притормозить, прекратить обгон и вернуться на попутную полосу за обгоняемым автомобилем.
Давайте разберемся, в какой момент нужно прекратить обгон и вернуться на попутную полосу.
При нанесении дорожной разметки используется следующая последовательность:
То есть после обычной прерывистой разметки сначала появляется прерывистая разметка с длинными штрихами, а лишь затем сплошная.
Так вот, если Вы видите, что впереди начинается длинная прерывистая разметка, а Ваш автомобиль еще не полностью оказался впереди обгоняемого, то нужно тормозить.
Естественно, на практике у водителя всегда остается выбор:
И в зависимости от дорожной ситуации может быть выбран любой из этих вариантов.
Например, Вы видите, что прерывистая заканчивается, и Вы не успеваете завершить обгон. Однако одновременно с Вами обгон начал еще один автомобиль, который находится прямо за Вами. В этом случае торможение может привести к столкновению, т.к. водитель второго обгоняющего автомобиля подобного маневра не ожидает.
При таком раскладе рационально завершить обгон с нарушением. Пусть это и приведет к штрафу или лишению, однако последствия ДТП на встречной полосе могут быть куда более серьезными.
В заключение хочу напомнить, что если Вы едете по узкой дороге и в течение длительного времени не можете выбрать подходящее место для обгона, то имеет смысл выбрать место и остановиться на несколько минут. Небольшой перерыв позволит Вам перевести дух. В то же время машина, которую не удавалось обогнать, уедет достаточно далеко и Вы с ней вряд ли пересечетесь в дальнейшем.
Начали обгон через прерывистую, а закончили на сплошной – грозит ли наказание и какое?
Есть две важные проблемы в спорах по теме данной статьи. Первая заключается в том, что езда слева от сплошной линии разметки запрещена в любой ситуации (когда она отделяет встречный поток). Но вторая тонкость заключается в том, что конкретно норма наказания предусматривает ответственность именно за выезд на встречку через сплошную. А как всё это работает на практике? В этом материале мы и выясним, что грозит водителю, если начало обгона было на прерывистой, но завершение произошло на сплошной разметке. Приведём официальные ссылки на законодательство 2021 года и актуальную судебную практику, в том числе мнение Верховного суда РФ.
Самое главное в 2021 году: можно ли закончить обгон через сплошную?
Нет, нельзя. Хотя, далеко не все автолюбители найдут подтверждение этого утверждения сразу же в Правилах дорожного движения. А дело всё в том, что «копать» мы начнём не совсем там, где нужно. В статье главным элементом, запрещающим обгон, предстаёт сплошная линия разметки. И в ПДД 2021 года есть две важных трактовки относительно этого.
И здесь получаем, что когда мы начинаем манёвр обгона в соответствии со всеми требованиями ПДД, в том числе через прерывистую разметку, но возврат происходит с пересечением сплошной линии, то мы нарушаем требование дорожной разметки, и всего то. И за это нам должно грозить наказание по части 1 статьи 12.16 КоАП РФ со штрафом всего 500 рублей.
Да и вообще, получается, что мы можем выехать через прерывистую, затем ехать (даже долгое время) слева от сплошной, и когда она закончиться, вернуться в свою полосу снова на прерывистой. И тогда всё будет в рамках закона – ведь мы выполнили требование ПДД не пересекать разметку!
Однако, на практике 2021 года водителей нередко лишают прав, либо назначают штраф в 10 раз больше – 5 000 рублей. Но пока выясним, почему вышеописанные ситуации многими автолюбителями до сих пор трактуются как разрешённые (а потом они же удивляются, если сами на практике попадутся инспекторам ГИБДД с таким нарушением, когда их лишат водительских прав).
Почему некоторые водители считают, что завершать обгон на сплошной можно?
Если вам кто-то скажет, что знает ПДД целиком и полностью, то это значит, что этот человек вообще не понимает ничего в этом нормативно-правовом акте. Дело в том, что мы читаем лишь свод правил (дорожного движения). Но в различных ситуациях на практике играют сразу несколько пунктов этих Правил, которые могут дополнять, заменять друг друга более приоритетными и нередко даже противоречить. И приходится манипулировать всем этим, доказывая должностному лицу или судье свою точку зрения.
Вот и здесь похожая ситуация. Выше мы писали, что начинаем копать немного не в ту сторону. Так и есть. Описание и требования к сплошной разметке 1.1 – это не единственное, чем следует руководствоваться при обгоне. В ПДД есть ещё целые отдельные разделы со своими сводами пунктов про маневрирование (а обгон – это серия манёвров), расположение транспортных средств и других.
Пункт 9.1.1 – это новые правила
Так вот, самый главный для нас пункт в нашем случае, когда начало обгона было на прерывистой, а завершение через сплошную – это 9.1.1 ПДД. Здесь даётся практически исчерпывающий ответ на вопрос – в случае, если встречная полоса отделена от попутной сплошной линией, то находиться слева от этой линии запрещено.
А ответ, почему некоторые автолюбители до сих пор считают, будто бы можно заканчивать обгон на сплошной, если он начат на прерывистой, потому что могут не знать о существовании пункта 9.1.1, так как давно не заглядывали в обновлённые ПДД.
Дело в том, что данная норма появилась относительно недавно – соответствующим Постановлением Правительства №761 в 2017 году было введено это правило на фоне того, что даже в судебной практике начинались споры о том, что пересечения сплошной могло не быть, значит, водитель ничего не нарушил.
А наказание предусматривает штраф или лишение прав за выезд на встречку
Но есть ещё одно препятствие для чёткого понимания, что завершать манёвр обгона через сплошную запрещается. Дело в самой трактовке наказания за неправильный обгон. Часть 4 статьи 12.15 КоАП РФ предписывает штраф или лишение водительских прав за выезд в нарушение ПДД на встречную полосу.
И здесь снова начинаются споры, где «лагерь неверующих» пытается доказать, что выезд как раз был совершён по всем правилам – через прерывистую. А про продолжение и завершение обгона в Административном кодексе ничего не говорится.
Однако, и эта позиция совсем не верна. И вот почему!
Обгон начат на прерывистой, а закончен на сплошной – есть ли наказание?
Итак, теперь настало время расставить все точки в данном вопросе. Как итог вышеописанного, приведём, что имеем с точки зрения законодательства по нашему вопросу.
Тем не менее, в практике 2021 года – как судебной, так и при разборе таких дел в ГИБДД – водителя привлекут по части 4 статьи 12.15, предусматривающей в том числе лишение водительских прав, если был хоть малейший момент, когда он находился слева от сплошной линии.
Такая практика, на самом деле, устоялась уже давно и имеет логику. Суды чаще всего мотивировали правильность применения нормы с лишением за это тем, что выезд якобы включает в себя любое движение слева от сплошной линии разметки. Вот наиболее яркий пример такого решения суда в из Ставропольского края. Даже если вы просто не успели закончить манёвр по тем или иным причинам. И вот почему!
Важное мнение Верховного суда про завершение манёвра через сплошную
Сейчас, в 2021 году действует одно из наиболее актуальных последних Постановлений Пленума Верховного суда РФ именно по данному вопросу. Все нижестоящие суды просто обязаны руководствоваться мнением Коллегии верховных судей (хотя, именно руководствоваться, а не «штамповать» бездумно такие же решения, так как обстоятельства, действительно, могут различаться).
Так вот, в Постановлении Пленума №20 от 25.06.2019 года в пункте 15 Верховный суд прямо указал, что в случае, если обгон начат без нарушения Правил, однако, завершён с пересечением сплошной линии разметки, то такие администратиные правонарушения нужно квалифицировать именно по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ.
При этом действия лица, выехавшего на полосу, предназначенную для встречного движения, с соблюдением требований ПДД РФ, однако завершившего данный манёвр в нарушение указанных требований, также подлежат квалификации по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ.
Таким образом, в настоящее время действует устоявшаяся судебная практика – если вы закончили обгон на сплошной, то не имеет никакого значения, как вы его начали. Вас всё равно привлекут по норме, предусматривающей лишение прав в том числе. Но есть всё же исключения из этой практики. Потому как пересечение сплошной должно быть виновным деянием водителя. А без вины, как известно, наказывать нельзя. Сейчас и рассмотрим такие ситуации.
Если не успели обогнать до начала сплошной разметки?
Шансы быть привлечённым к крупному штрафу или остаться без прав зависят от того, по какой конкретно причине вы не смогли вовремя завершить обгон.
Если ваша ситуация идентична всему описанному выше, то здесь вариантов, как вы понимаете, мало. Однако, важно выяснить дополнительные обстоятельства, почему вы не успели – если речь только в вашей невнимательности, то это одно. А если есть объективные причины тому, что вы, например, своевременно не увидел разметку или дорожные знаки, то совсем другое. Поэтому читаем ниже.
Если не было запрещающего знака?
Самый «опасный» для любого водителя и пугающий большинство дорожный знак на трассе – это 3.20 «Обгон запрещён». Именно в его отношении установлены дополнительные требования по ГОСТу. И вы его могли не увидеть по разным причинам. Например:
Так вот, только последняя ситуация по закону должна повлечь наказание для водителя. Но очень важная тонкость – во всех случаях знак сопровождает сплошная разметка. И вот если её было видно, то не имеет значения, видели или нет вы знак – линии вы обязаны были разглядеть. Опять же, если они были не в снегу, грязи или не были стёрты.
Если знак закрыла для вас фура, то обратите внимание, что актуальный в 2021 году ГОСТ Р52289-2019 в своём пункте 5.1.6 требует, чтобы «Обгон запрещён» обязательно дублировался слева. В отличие от многих других запрещающих знаков, именно для 3.20 (и 3.22 – запрет обгона для грузовых авто) это правило установлено даже если в вашем направлении только одна полоса движения.
А, если в нарушение указанного ГОСТа слева не было ничего, то вы вправе были рассчитывать на его присутствие там. Но снова напомним о том, что руководствоваться разметкой вы также обязаны. Поэтому крайне желательно предоставить при обжаловании или на разборе данного дела в ГИБДД видеозапись с вашего регистратора, где видно, что знака слева от дороги нет, равно как нет объективной возможности увидеть разметку.
Если не было разметки 1.6?
А этот момент уже более спорный – но только при наличии знака 3.20, который начинается вместе со сплошной. То есть речь идёт о ситуации в следующей последовательности:
Дело в том, что законодатели для возможности избежать таких ситуаций придумали разметку под номером 1.6 – это прерывистая линия, но длина штриха у неё гораздо длиннее расстояния между этими штрихами. И она придумана как раз для предупреждения о приближении к зоне запрета обгона.
Согласно ПДД, она обязательно должна быть нанесена перед сплошной. А, согласно тому же ГОСТу (пункт 6.2.8), её длина должны быть минимум 50 метров в населённых пунктах и 100 – вне населённого пункта.
Виноваты ли вы, если вопреки ГОСТу и ПДД не было линии 1.6, и вы не успели завершить обгон и вернулись в свою полосу уже через сплошную?
С одной стороны, отсутствие объективной возможности налицо. Однако, шансы успешно обжаловать вынесенное постановление повысятся, если вы предоставите доказательства того, что вы обгоняли длинномерное транспортное средство, к примеру. Это нужно, потому как судья или инспектор ГИБДД, рассматривающие дело, могут указать на то, что вы могли смотреть далеко вперёд и увидеть издалека начало сплошной линии, и завершили бы обгон без нарушения.
Однако, и здесь судебная практика в 2021 году неоднозначная – бывает, что водителей лишают прав даже в этом случае. И опять же, напомним, что при начале сплошной не должно быть знака запрета обгона – иначе любые попытки доказать свою невиновность упрутся в определённо правильную мотивировку: «Вы обязаны были видеть знаки впереди вас«!
Выезд через прерывистую, движение слева от сплошной, но возврат тоже через прерывистую– что грозит?
Обратите внимание, что Верховный суд в своём разъяснении указывал на случай, когда конкретно произошла ситуация с завершением обгона на сплошной линии разметки. Но что будет, если вы выехали на встречную полосу через прерывистую, а вернулись тоже с её пересечением? При этом, на вашем пути по «встречке» всё же была сплошная линия.
Увы и ах, но и в данном случае велика вероятность того, что вас привлекут по статье 12.15 КоАП РФ, так как конкретно нарушен пункт 9.1.1 ПДД, предписывающий полный запрет езды слева от сплошной линии, а не только пересечения разметки 1.1.
Завершение обгона через сплошную линию разметки! Как избежать лишения прав!
Движение по дороге с двусторонним движением в нарушение требований дорожных знаков 3.20 «Обгон запрещен», 3.22 «Обгон грузовым автомобилям запрещен», 5.11 «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств» (когда такая полоса предназначена для встречного движения), 5.15.7 «Направление движения по полосам», когда это связано с выездом на полосу встречного движения, и (или) дорожной разметки 1.1, 1.3, 1.11 (разделяющих транспортные потоки противоположных направлений) также образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ. Кроме того, объективную сторону данного состава административного правонарушения образует нарушение дорожного знака 4.3 «Круговое движение».
Как видно из данного разъяснения уже сам факт пересечения сплошной линии разметки, несмотря на то что водитель выехал на полосу встречного движения не нарушив ПДД РФ подразумевает выезд на полосу встречного движения в нарушение правил дорожного движения и квалифицируется по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ.
Однако ВС РФ в своем Постановлении Президиума от 29.12.2012г. №212-АД12-1 [6], Верховный суд по данному вопросу дал разъяснение: совершая обгон с выездом на полосу, предназначенную для встречного движения, в соответствии с требованиями разметки проезжей части дороги, водитель. не совершает административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.12.15 КоАП РФ, а именно: выезд в нарушение имевшейся в данном месте проезжей части дороги разметки на полосу, предназначенную для встречного движения. Если при завершении обгона, возвращаясь на полосу своего движения, водитель пересек линию дорожной разметки1.1, чем допустил нарушение п.1.3 Правил, то при таких обстоятельствах в действиях водителя содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.16 КоАП РФ, а именно несоблюдение требований, предписанных разметкой проезжей части дороги. Данной позиции придерживаюсь и я.
Но вот почему то суда в своих постановлениях совсем забыли про данный факт и в основном лишь можно увидеть «копирование» Определения Конституционного суда РФ.
На что же нужно делать упор что бы избежать наказания в данной ситуации:
2) Второй случай это действия водителя в состоянии крайней необходимости (ст. 2.7 КоАП РФ). Если выезд на встречную полосу связан с тем, что бы избежать ДТП. Но в суде придется доказывать что вы именно действовали в состоянии крайней необходимости. Доказательством здесь может служить запись с видеорегистратора в автомобиле. В противном случае на слова вам суд не поверит.
Обращаю внимание что в данном случае составляется обязательно схема совершения административного правонарушения, которая так же является доказательством в суде. На это тоже всегда стоит обратить внимание и при несогласии со схемой писать замечания и лучше не подписывать ее. Часто бывает сотрудники ГИБДД используют уже готовые «схемы проишествия.»
Всем удачи на дорогах.
И помните что лучше всегда вовремя обратиться к компетентным специалистам для решения проблем!
С вами был Автоюрист Демин Юрий!
Можно ли пересекать сплошную при завершении обгона?
Случаи, когда обгон начат в безопасной ситуации без нарушения ПДД, но закончить его Вы были вынуждены, пересекая сплошную линию разметки со встречной на свою полосу, достаточно распространённая. Казалось бы, очевидно отсутствие в этом нарушения Правил, ведь статья 12.15 КоАП, по которой привлекаются водители к лишению прав или крупному штрафу, говорит о запрещённом выезде на встречку. Значит ли это, что завершать обгон и пересекать при этом сплошную линию разметки можно?
Сплошная и обгон по ПДД
Для начала давайте узнаем врага в лицо – определимся, с чем мы имеем дело и что об этом говорят ПДД!
Завершение обгона через сплошную при начале на прерывистой
Ситуация, на самом деле типичная:
Казалось бы, ничего криминального здесь нет – ведь выезд на встречку осуществлён через прерывистую. Но и сплошная не начинается просто так внезапно – её по ГОСТу должна предварять разметка 1.6 длиной не менее 50 метров – с длинными штрихами и короткими расстояниями между ними, как на схеме ниже:
Можно ли так завершать обгон – что говорит судебная практика?
Итак, начнём мы с самого главного – завершать обгон через сплошную линию разметку по состоянию на 2021 год запрещено даже при возвращении в свою полосу и если манёвр был начат на прерывистой.
На практике с давних времён водителей привлекали по части 3.1 статьи 12.15 КоАП, предусматривающей наказание в виде штрафа 5 000 рублей или лишения прав на 4-6 месяцев за выезд на встречную полосу в нарушение ПДД.
Но что насчёт того, что выезд то фактически был через прерывистую?! И здесь «на старуху оказалась проруха» – сам Верховный суд вынес решение, в котором главным доводом послужило то, что любое расположение транспортного средства слева от сплошной или двойной сплошной разметки образует состав по указанной выше статье.
Но даже это решение уже устарело не актуально на 2021 год, потому что с июня 2017 года введён важный пункт в ПДД, аналогично запрещающий любое нахождение слева от сплошной:
9.1(1). На любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева.
Таким образом, Правила 2021 года чётко отвечают на наш вопрос – завершать обгон через сплошную, равно как и любое нахождение на встречке слева от сплошной запрещается и карается наказанием вплоть до лишения прав.
Если выехали на обгон через прерывистую и вернулись тоже через прерывистую
По существу вышеописанного Правилами дорожного движения запрещено именно движение по встречке если она отделена 1.1 или 1.3. Это значит, что суть пункта 9.1(1) в принципе предусматривает обязанность не пересекать эти линии разметки, а находиться на встречке при их присутствии.
Это значит, что даже если Вы выехали на обгон через прерывистую линию и вернулись тоже через неё, полностью проехав сплошную, то нарушение в этом случае всё равно есть.
Важное замечание!
Как быть?
Что же делать, если Вы уже начали обгонять, но попали в эту рискованную ситуацию?
Если же разметки 1.6 нет, то налицо нарушение ГОСТа. Это не отменяет Вашей вины автоматически. Но если Вы докажете суду, что именно из-за этого не были в состоянии обнаружить сплошную, не было никаких знаков, описанных выше, то состава правонарушения в этом случае и не будет, поэтому наказание водителя в таких случаях незаконно.
Ну и главное – обзаведитесь видеорегистратором, если ещё не сделали этого – зачастую инспекторы, остановившие Вас на дороге, будут клонить в свою сторону обстоятельства, даже если у Вас есть свидетели, и нарушения Вы и правда не допускали.
Что будет, если пересечь сплошную линию разметки, и можно ли завершить обгон через сплошную
Пересечение сплошной линии разметки – распространенное нарушение, которое, однако, может наказываться по-разному в зависимости от дорожной ситуации. Разбираемся, какие варианты наказаний есть, и как действовать в том или ином случае.
Все виды горизонтальной разметки указаны в приложении 2 к ПДД, и там же, в части 1, разъясняется, какую разметку можно пересекать, а какую нет. Одинарная сплошная линия имеет обозначение 1.1, а двойная сплошная – 1.3, при этом линия 1.2 обозначает край проезжей части.
Согласно ПДД, «линии 1.1, 1.2 и 1.3 пересекать запрещается», но при этом есть оговорка, что «линию 1.2 допускается пересекать для остановки транспортного средства на обочине и при выезде с нее в местах, где разрешена остановка или стоянка» – в противном случае водитель может быть наказан за езду по обочине либо остановку или стоянку в не предназначенных для этого местах. Кроме того, можно сделать вывод, что одинарная и двойная сплошная, разделяющие транспортные потоки противоположных направлений, с точки зрения ПДД равны – пересекать нельзя ни ту, ни другую.
Еще одна линия, пересекать которую можно не всегда – это двойная прерывистая разметка 1.9: при отсутствии реверсивных светофоров или когда они отключены, разрешается пересекать ее, если она расположена справа от водителя; при включенных реверсивных светофорах – с любой стороны, если она разделяет полосы, по которым движение разрешено в одном направлении, а вот при выключенных реверсивных светофорах пересекать разметку 1.9 запрещается.
Кроме того, существует разметка 1.11, которая разделяет транспортные потоки противоположных или попутных направлений на участках дорог, где перестроение разрешено только из одной полосы – такую разметку можно пересекать только со стороны прерывистой линии, а вот пересекать ее со стороны сплошной линии запрещается – это равнозначно пересечению сплошной линии 1.1.
Еще одно уточнение касается поврежденной, противоречивой и временной разметки. В ПДД указано, что «в случаях, если значения дорожных знаков, в том числе временных, и линий горизонтальной разметки противоречат друг другу либо разметка недостаточно различима, водители должны руководствоваться дорожными знаками. В случаях если линии временной разметки и линии постоянной разметки противоречат друг другу, водители должны руководствоваться линиями временной разметки». Проще говоря, если, например, рядом с белой прерывистой разметкой 1.5 нанесена временная оранжевая разметка 1.1, именно временная разметка имеет приоритет, и пересекать ее нельзя.
Пересечение сплошной линии, будь то одинарная или двойная, может наказываться по-разному в зависимости от ситуации. Рассмотрим все случаи по порядку.
Как мы помним, пересекать линию 1.2 можно только для остановки в разрешенных для этого местах. Если же водитель пересек линию, обозначающую край проезжей части, и продолжил движение, это будет трактоваться как езда по обочине и наказываться согласно части 1 статьи 12.15 КоАП: « движение по обочинам влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей».
Пересечение сплошной линии разметки запрещено даже при объезде препятствия и наказывается по части 3 статьи 12.15 КоАП: «выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
На всякий случай напомним, что согласно ПДД, препятствие – это неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе. Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.
Если же водитель не объезжал препятствие, а пересек сплошную линию разметки для обгона или по иным причинам, выехав при этом на встречную полосу, то наказание будет более жестким. Согласно части 4 статьи 12.15 КоАП «выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.
Если в течение года после совершения такого нарушения водитель снова попадется на этом, штрафные санкции будут еще более суровыми. Часть 5 той же статьи 12.15 гласит, что повторное нарушение «влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи – наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей».
Если выезд на встречную полосу через сплошную линию – нарушение осознанное, то неудачный обгон, закончившийся уже после появления между полосами сплошной линии – не всегда. Однако с точки зрения ПДД и то, и другое – разнозначные нарушения, подпадающие под ту же часть 4 статьи 12.15, что упомянута выше. Более того, недавнее постановление Пленума Верховного Суда РФ № 20 от 25 июня 2019 года не только разъясняет, как доказать свою правоту при ДТП с обочечником или водителем, едущим по встречной полосе, но и дополнительно уточняет, что «действия лица, выехавшего на полосу, предназначенную для встречного движения, с соблюдением требований ПДД РФ, однако завершившего данный маневр в нарушение указанных требований, также подлежат квалификации по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ».
Единственный случай, когда наказания за завершение обгона через сплошную можно избежать – это некорректная разметка: если началу сплошной линии не предшествовала длинная прерывистая разметка 1.6, предупреждающая о приближении к разметке 1.1 или 1.11. Согласно ГОСТ 52289-2004 в населенном пункте разметка 1.6 должна появиться за 50 метров до начала сплошной линии, а за городом – за 100 метров.
Если водитель пересекает сплошную линию разметки для поворота налево или разворота, наказание будет таким же, как и в случае объезда препятствия. Согласно части 2 статьи 12.16 КоАП, поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
В случаях, когда водитель пересекает сплошную линию разметки для выезда на попутную полосу для маршрутных транспортных средств, он будет наказан по статье 12.7 КоАП: часть 1.1 указывает, что «движение транспортных средств по полосе для маршрутных транспортных средств влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей», а часть 1.2 удваивает штраф: «нарушение, предусмотренное частью 1.1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, влечет наложение административного штрафа в размере трех тысяч рублей».
Все случаи пересечения сплошной линии разметки, не подпадающие под конкретные статьи, перечисленные выше, трактуются по части 1 статьи 12.15 как «несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги» — согласно ей, нарушение «влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей». Под эту часть подпадает, к примеру, пересечение сплошной линии разметки, разделяющей полосы попутного движения перед перекрестком.