если окончил 11 классов какое образование писать
Как правильно указать уровни образования в трудовой книжке и в личной карточке Т-2
С 1 сентября 2013г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основании которого введены новые уровни образования (так называемые образовательные цензы) для граждан Российской Федерации.
Согласно новому закону определены следующие уровни образования:
Уровень образования
с 1 сентября 2013 г.
Сотрудник окончил три или четыре класса общеобразовательной организации (средней школы) и больше не учился либо не доучился до окончания 9 класса (при 11-летней системе школьного образования) или 8 класса (при 10-летней системе школьного образования)
Сотрудник окончил 9 классов общеобразовательной организации (средней школы) (при 11-летней системе школьного образования) или 8 классов (при 10-летней системе школьного образования) и получил аттестат
Сотрудник окончил среднюю школу, гимназию или лицей (11 или 10 классов) и получил аттестат
Сотрудник окончил профессиональную образовательную организацию (профессиональное училище, профессиональный лицей) и получил диплом
Сотрудник окончил профессиональную образовательную организацию (среднее специальное учебное заведение – техникум, колледж, училище) и получил диплом
Высшее образование – специалитет или магистратура
Сотрудник окончил образовательную организацию высшего образования (институт, университет или академию) и получил диплом
Сотрудник окончил ординатуру, аспирантуру, адъюнктуру или докторантуру и получил соответствующий диплом
Обратите внимание, что помимо изменения названий уровней образования, в новом перечне отсутствуют такие виды образования как «начальное профессиональное» и «неполное высшее».
Статьей 108 вышеназванного закона «Об образовании» устанавливается тождественность (соответствие) между уровнями образования, существовавшими до 01.09.2013г. (таблица см.ниже). Это необходимо было для обеспечения переходного периода с вступлением в силу нового закона. В том числе данные разъяснения статьи 108 интересны и полезны кадровикам, поскольку им приходится оформлять кадровые документы (трудовые книжки, личные карточки Т-2), где указываются уровень образования работника и его специальность.
У многих кадровиков, изучивших Федеральный закон № 273-ФЗ, возник вопрос: каким образом теперь вносить записи в трудовые книжки и в личные карточки Т-2?
Для тех работников, которые получили документы об образовании уже после 2013 года, все понятно — указываем новый вид образования, который и в дипломе будет отражен в соответствии с «Законом об образовании» № 273-ФЗ.
Но основная масса работников пока ещё имеют на руках «старые» дипломы и именно их предъявляют кадровикам при приеме на работу. Как же разрешить эту ситуацию? Что указывать в документах? С одной стороны есть новые виды образования и новый законодательный акт, с другой стороны – есть нормативы, устанавливающие требования по заполнению трудовых книжек и унифицированной формы Т-2.
Так в частности, пунктом 9 Постановления Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 «О трудовых книжках» установлено, что «…в трудовую книжку вносятся сведения об образовании, профессии, специальности — на основании документов об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний…».
В «Инструкции по заполнению трудовых книжек» (утв. Постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69) также сказано, что «… запись об образовании (основном общем, среднем общем, начальном профессиональном, среднем профессиональном, высшем профессиональном и послевузовском профессиональном) осуществляется только на основании надлежаще заверенных документов (аттестата, удостоверения, диплома и т.п.);…».
А в унифицированной форме Т-2 (которую без изменения продолжают многие использовать) перечислены в соответствующей графе в качестве возможных вариантов указания уровня образования «старые» названия.
Таким образом, в трудовые книжки и в Т-2 следует переносить те формулировки, которые содержатся в документах об образовании (аттестатах, удостоверениях, свидетельствах, дипломах). Такого же мнения придерживаются представители Минтруда РФ. Так, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости Шкловец И.И. сказал: «Если работник принес вам диплом, полученный до реформирования системы образования, то вы пишете в трудовой книжке тот уровень образования, который указан в дипломе (например, «высшее», «начальное профессиональное»), даже если такой уровень образования уже упразднен».
С 2014 года документы об образовании выдают по новым формам и в них не указывают больше специальность, а используют формулировки следующей конструкции: «Ивановой Марии Ивановне присвоена квалификация (степень) «бакалавр» по направлению подготовки «Психология»». Поскольку формы трудовых книжек не менялись, отражать данные о высшем образовании с учетом записей в новых дипломах следует таким образом. В графе «Образование» укажите уровень образования с отражением присвоенной квалификации. Если бакалавр – то «высшее – бакалавриат», если магистр – «высшее – магистратура», если специалист – «высшее – специалитет». В графе «Профессия, специальность» укажите направление, по которому оно получено, например «Направление подготовки «Психология»».
Топчий Ирина Алексеевна, заместитель ген.директора ГК «Правовая защита»
Услуги Правовой защиты
С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства. Оказываем услуги по всей России. Удаленно, в короткие сроки, наши специалисты помогут решить любой вопрос.
Ниже вы можете выбрать интересующую вас услугу.
Что такое Среднее общее образование
Среднее общее образование — это 10 и 11 классы, также называется “III уровень” и в Российской Федерации является обязательным (ст. 66 ч. 5 закон РФ «Об образовании»).
Среднее общее образование на английском — secondary education.
Уровень/ступень | Название | Класс |
---|---|---|
Дошкольное образование | Детский сад | |
I | Начальное общее образование | 1–4 классы |
II | Основное общее образование | 5–9 классы |
III | Среднее общее образование | 10–11 классы |
Какое образование до 9 класса и после?
В тот момент, когда человек учится в 9 классе, ученик получает основное общее образование, но у него его ещё нет, пока он не получит аттестат по окончании этого уровня. Таким образом, у ученика 9 класса есть начальное общее образование (или оно ещё называется неполное среднее образование). Если человек не закончил 9 классов — начальное общее или оно же неполное среднее. Если закончил 9 классов — (полное) среднее общее.
Когда запрашивается уровень образования, то называется тот уровень, который был завершён.
Ученик 10 класса назовёт своим уровнем образования «основное общее образование» (завершены 9 классов), т.к. это была ступень, которую он уже завершил.
Закончив 11 классов, ученик получит аттестат среднего общего образования. Это даст ему возможность продолжить обучение и получить высшее образование.
Среднее профессиональное образование
После 9 класса также можно получить среднее профессиональное образование. Это значит, что ученик может перейти в средние специальные учебные заведения после 9, 10 или 11 класса и получить среднее профессиональное образование.
Если ученик поступил после 9 классов, то в программу обучения включаются стандарты 10 — 11 классов среднего общего образования. Также в конце обучения ученик обладает какой-то профессией или специальностью.
По окончании обучения ученик получает дипломом о среднем профессиональном образовании.
Образование после 11 класса (высшее образование)
В высшем уровне образования также есть несколько уровней.
Для медработников и выпускников медицинских вузов система и названия немного меняются:
11 классов: это какое образование?
Статья о функциях уровней школьного образования и их влияние на развитие детей.
Вы узнаете:
Какое бывает образование
В нашей стране существуют 4 уровня общего школьного образования:
Дошкольное образование
Процесс обучения, проходящий в детских садах или специализированных учреждениях, называется дошкольным образованием. Оно позволяет ребенку получить первоначальные социальные навыки. Приобретенные знания дают возможность будущим школьникам нормально функционировать в обществе. Дети, которые получили дошкольное образование, испытывают меньше трудностей при переходах на новые учебные ступени.
Начальное образование
Начальное общее образование – это первый этап общего образования, включающий в себя период обучения с 1 по 4 класс. В первые годы школьного обучения дети получают ключевые знания об окружающем мире. Начальное образование закладывает фундамент их дальнейших умений. Качество знаний, полученных в этот период, влияет на последующий успех ребенка в изучении новых дисциплин.
Начальное образование не дает привилегий по окончании школы. Оно лишь служит базой для перехода в среднюю школу и получения основного общего образования.
Основное общее образование
Основное общее образование охватывает период с 5 по 9 класс и считается последним этапом обязательной программы. Оно направлено на создание условий, положительно влияющих на процесс формирования личности.
По завершении 9 классов школьник сдает ОГЭ – основной государственный экзамен. В него входят два обязательных предмета: математика и русский язык, и 2 на выбор. Кроме того, в текущем учебном году 9-классники проходят итоговое собеседование по русскому языку.
После успешной сдачи ОГЭ, выпускник получает аттестат об основном общем образовании. С этим документом и полученной базой можно перейти в 10 класс, продлив обучение в школе еще на 2 года, или поступить в учреждение средне-специального образования.
Среднее полное общее образование
После сдачи ОГЭ школьники могут подать документы на поступление в 10 класс. Образование, полученное на базе 11 классов, считается среднем полным. Оно необходимо для получения среднего и высшего профессионального образования.
Для того, чтобы окончить школу и получить доступ к сдаче ЕГЭ (единого государственного экзамена), будущие выпускники пишут итоговое декабрьское сочинение.
Для поступления в высшее учебное заведение выпускники сдают ЕГЭ. Он отличается от проводимого в 9 классе ОГЭ количеством выбранных предметов. В обязательном порядке проводятся экзамены по русскому языку и математике (базовой или профильной). Наличие и количество дополнительных экзаменов определяется учеником. Он может сдать несколько выборочных предметов или ограничиться обязательными.
Баллы, набранные по результатам экзаменов, влияют на дальнейший выбор вуза или учреждения среднего профессионального образования. Количество баллов для поступления на бюджет варьируется от числа абитуриентов, свободных мест и качества образования учебного заведения.
По окончании обучения руководство школы выдает выпускникам 11 класса аттестат о среднем полном общем образовании.
Сколько лет лучше учиться
Как было сказано выше, после получения основного общего образования можно поступить в средне-специальное учреждение. Соответственно, программы 9-ти классов достаточно для дальнейшего обучения вне школы.
Стоит ли оставаться в школе после 9 класса, и какой уровень образования дает больше привилегий в дальнейшей жизни?
Продолжительность обучения | Плюсы | Минусы |
9 лет | • Возможность поступить в учреждение средне-специального образования • Освоение специальности во время учебной практики (шанс получить практический опыт раньше) • Возможность устроиться на работу, получив базовые навыки • Не нужно сдавать ЕГЭ • Некоторые колледжи набирают студентов на основе среднего балла аттестата, то есть оценка ОГЭ не влияет на поступление | • Аттестат 9 класса не даст трудоустроиться без дополнительных навыков • Выпускникам без диплома вуза тяжелее устроиться на работу • Возможность подготовиться к ДВИ (дополнительным вступительным испытаниям) • Если после окончания средне-специального учреждения студент решит поступить в вуз, то ему придется потратить на полное обучение около 8 лет |
11 лет | • Возможность поступить как в колледж или техникум, так и в высшее учебное заведение • Возможность изучать фундаментальные науки | • Тяжело совмещать обучение в вузе и работу • Сдача ЕГЭ и ДВИ (дополнительные |
Одиннадцать лет обучения дают более стойкую базу для дальнейшей учебы и карьеры, а наличие диплома о высшем образовании дает возможность получения востребованной и высокооплачиваемой работы.
Куда можно поступить после 11-го класса
Существуют 2 основных стратегии учебного продвижения по окончании 11 классов школы. Образование после школы можно получить в техникуме или в вузе.
Для поступления в большинство вузов достаточно хороших результатов ЕГЭ и наличия аттестата о среднем полном образовании. Некоторые факультеты, такие как журналистика или медиакоммуникации, проводят ДВИ. Хорошие экзаменационные баллы позволят выпускнику пройти на бюджет.
Лидирующие позиции по качеству образования занимают следующие высшие учебные заведения:
Поступить в техникум намного проще, туда берут с небольшими баллами. Кроме того, цены на коммерческое обучение в таких заведениях ниже, чем в университетах. Параллельно с освоением профессии можно готовиться к будущему поступлению в вуз. После техникума или колледжа студента зачислят сразу на второй курс.
Лучшими колледжами считаются:
И вузы, и колледжи имеют определенные преимущества. Выбор стратегии зависит от желаний и амбиций поступающего.
Подводя итог, можно заметить, что 11-летнее обучение не является обязательным, но дает очень важную базу для получения дальнейшего образования.
Неполное, полное и специальное среднее образование – отличия
Среднее образование дает общеобразовательная школа. Оно может быть полным или неполным. Российская образовательная система отличается европейской тем, чтосредняя школа не дает профессиональной направленности. При этом длительность среднего образования в России меньше за счет того, что школьники не получают профессиональных навыков для начала трудовой деятельности.
В Европе выпускники средних школ имеют право работать в соответствии с полученными базовыми навыками, не обучаясь в колледжах или университетах. В России для профессиональной деятельности необходимо поступить в профессиональное училище, обучение в котором длится 2-4 года.
Учебные заведения бывают различной направленности – технические, педагогические, финансово-экономические, юридические, учебные заведения искусства, кулинарные. Часто среднее образование путают со средним специальным. Среднее – это школьное, а среднее специальное – это колледжи и профтехучилища.
Какое образование считается средним
Среднее образование делится на начальное, неполное и полное. Начальная школа длится 4 года, неполное среднее образование – 9 лет, после чего школьник имеет право забрать документы и поступить в колледж по какому-либо направлению деятельности, наиболее полно отвечающему его наклонностям или талантам. Полное среднее – 11 лет.
После 11 класса есть возможность также поступить в колледж, при этом сроки обучения будут меньше за счет прохождения основной программы в школе. Большинство школьников поступают сразу в вузы и получают высшее образование.
Для сравнения, какое образование считается средним за границей: срок обучения больше, чем в российских школах, но за границей выпускники после окончания учебы в школе получают диплом, который позволяет им официально трудоустроиться и получать деньги за работу. К профессиональному отбору там относятся серьезнее.
Со старшеклассниками работают специалисты, которые определяют степень заинтересованности каждого в профессиональной деятельности. В результате такого отбора многие абитуриенты делают правильный выбор специальности и впоследствии получают удовольствие от работы.
К сожалению, в российских школах уделяется мало внимания будущей профессиональной деятельности, поэтому некоторые студенты меняют специальность после бакалавриата, или вовсе оставляют учебу, предпочитая выполнять более простую физическую работу, не требующую умственных усилий.
Как получить полное среднее образование
Чтобы получить полное среднее образование, необходимо учиться в школе 11 лет, сдать тесты ЕГЭ и получить аттестат. После этого полное среднее образование можно считать оконченным, а выпускник может выбирать, что ему дальше делать – работать или поступать в учебные заведения для продолжения обучения.
Как получить полное среднее образование:
Экстерном можно сдавать программу нескольких лет обучения за один год. Главное, чтобы учащийся успевал изучать и «переваривать» информацию так, чтобы она откладывалась в долгосрочной памяти.
Оформить экстернат, по закону, может любой школьник с согласия родителей. Иногда эта форма бывает вынужденной из-за частых командировок родителей или проживания за границей.
Одна из разновидностей экстерната – дистанционное обучение в общеобразовательной школе. Оформить ребенка можно с первого класса, но при этом на родителей ложится ответственность за учебу детей. Если оба родителя заняты, они не смогут контролировать, что школьник выучил, а что – нет. Здесь важно взаимодоверие.
К дистанционной форме или экстернату прибегают родители одаренных детей. Такие обычно не пользуются популярностью среди одноклассников и получают психологическую травму, когда вынуждены выслушивать насмешки и терпеть издевательства от сверстников. Или же одаренному ребенку неинтересно учиться в общем потоке – он лучше запоминает материал и движется в разы быстрее одноклассников. Поэтому требует индивидуальной программы обучения.
Плюс современного образования для обычных (не одаренных) детей в том, что оно значительно расширило возможности в плане учебы и психологического комфорта, когда ребенок изначально ориентируется на свои способности и не испытывает унижения, когда кто-то выполняет задание лучше или быстрее. Это позволяет поддерживать самооценку и постепенно развивать способности, не вызывая негативного отношения к учебному процессу.
Как получить среднее профессиональное образование
Получить среднее профессиональное образование, то есть окончить учебное заведение с определенной сферой деятельности, можно после 9, 10 или 11 класса.
В 9 классе важно, чтобы подросток хотя бы приблизительно осознавал, что ему нравится делать и чем он хотел бы зарабатывать на жизнь. Такой осознанный подход встречается у детей крайне редко, в большинстве случаев им нужна помощь и профессиональная ориентация, чтобы не ошибиться в выборе профессии.
После того, как абитуриент определяется со специальностью, можно приступать к выбору учебного заведения.
Здесь много зависит от родителей:
Последний пункт не столь важен, даже имеет преимущества в цене и наличии свободного времени. При этом качество программ остается прежним – материалы одинакового содержания получают очники, заочники и дистанционщики.
Когда выбран колледж, можно собирать документы и подавать заявку. В зависимости от того, какой конкурс на одно место планируется в этом году, руководство учебного заведения может объявить собеседование или назначить дополнительные экзамены по профильным дисциплинам. При поступлении в престижные колледжи нужно быть к этому готовыми.
После сдачи экзаменов или собеседования приемная комиссия выбирает абитуриентов, прошедших конкурсный отбор и присылает им уведомление, что они зачислены на первый курс.
Полезные статьи, советы и рекомендации по составлению резюме
Не знаете как правильно составить резюме? Прочитайте советы и рекомендации, которые мы подготовили специально для вас. Вы найдете все необходимое для создания хорошего резюме.
Как писать образование в резюме (школа, колледж, ВУЗы)
Резюме приходилось писать многим из нас. Для тех, кто делает это не в первый раз, раздел «Образование» не представляет особых сложностей. Но что делать, если эту бумагу вам приходится заполнять в первый раз, и вы буквально находитесь в полной растерянности.
Оказывается, здесь есть свои правила, запомнив которые, вы сможете самостоятельно, а самое главное – правильно, заполнить бланк так, что он обязательно привлечёт внимание потенциального работодателя.
Какие виды образования указывать в резюме (среднее, среднее специальное, высшее)
Как для отечественного, так и для зарубежного рынка труда раздел «Образование» должен обязательно включать в себя следующие составляющие:
Эта информация касается как колледжей или техникумов, так и вузов, институтов или академий. Получается, что в резюме принято указывать образование даже в том случае, что оно не высшее, а среднее специальное.
Важно помнить, что все указанные вами факты должны быть правдивы. Помните, что всю информацию очень легко проверить. А если потенциальный работодатель выберет из всех представленных на вакансию резюме именно ваше, то он обязательно это сделает перед тем, как пригласить вас на очное собеседование.
Теперь давайте подробнее пройдёмся о том, как же правильно оформить 4 важных пункта, которые были представлены выше.
Название учебного заведения надо писать полностью, без сокращений. Да, конечно, они понятны вам, но вовсе ни о чём не говорят другим людям, и порой могут звучать довольно смешно или нелепо. В качестве примера – СМУ, ЧНПУ, КваПО. Что означают эти буквы, зачастую знает только сам выпускник.
Встретив такие сокращения в резюме, ни один человек, а тем более руководитель, не станет ломать голову над загадкой. Потому что ему проще просто отправить эту бумагу в корзину, чем разгадывать абракадабру.
Далее пишите время обучения в формате «от и до». Если вы до сих пор учитесь – писать об этом положено так – «закончу обучение в таком-то году».
Затем укажите специальность, которую вы получили во время обучения. Если удалось получить сразу несколько, то первой пишите ту, что идеально подходит для того, чтобы вакантная должность досталась вам. Например, если требуется повар, то первой специальностью надо указывать именно специальность повара – кондитера, а уж затем все остальные, например, программиста, если они имеются.
Если же вы претендуете на должность программиста, то не следует писать о том, что вы получили специальность повара – кондитера. Это, поверьте, окажется совсем ни к чему.
Далее укажите, что именно вы получили по окончании обучения. Это может быть диплом магистра, бакалавриата, или просто специалиста.
Указывать или нет дополнительное образование (курсы, семинары, мастер-классы и т.п.)
После того, как будет написано о том, какое именно учебное заведение вы окончили, в каком году и какую специальность получили, тут же появляется другой вопрос – как быть с дополнительной образовательной деятельностью – указывать ли её в резюме, или лучше пропустить?
По правилам хорошего тона указывать рекомендуется только то, что касается вакансии, на которую вы претендуете. Не стоит, например, писать о том, что вы закончили курсы кройки и шитья, хотя сегодня претендуете на должность главного бухгалтера. Также не следует указывать те курсы и то дополнительно образование или посещение кружков, которые давно потеряли свою актуальность.
В качестве примера, как не надо писать – «окончил курсы программиста в 1995 году». Если сравнить те знания и современные методы программирования, то они окажутся как небо и земля. Так зачем же смущать своего потенциального работодателя тем, что последний раз вы учились так давно, а тем более, полученные в те годы знания уже давно устарели и применять их сегодня уже никто не будет.
В некоторых случаях у претендента на должность скапливается большое количество сертификатов, дипломов, грамот, наград. Некоторые каждый год проходят курсы для повышения квалификации и также имеют об этом соответствующие бумаги. Также большое значение имеет получение именных стипендий во время обучения. Стесняться не стоит – всё это рекомендуется указывать в разделе «Образование».
Также хорошим примером служит прохождение платных или бесплатных мастер-классов и всевозможных обучающих курсов. Указывать желательно только те, что напрямую связаны с желаемой должностью. В строке обязательно указать название курса или мастер-класса, время проведения, а также что удалось получить в конце – диплом, сертификат, грамоту, какую-то награду, или что-то ещё.
Многие спросят, а как же быть со школой? Следует или не указывать в разделе про образование обучение в этом учебном заведении?
В большинстве случаев сведения о школе не нужны вовсе. Во-первых, они только сделают резюме длиннее, а ведь вы пишете вовсе не роман. А во-вторых, школьное образование мало кого интересует. Здесь мы не получаем профессию, а значит, к желаемой должности школа не имеет никакого отношения.
Однако даже из этого правила есть определённые исключения. Информация о школе предоставляется, если:
И помните, универсальных советов просто не может быть. Вы можете прочитать всю информацию в этой статье и следовать правилам, описанным здесь. А можете поступить по-своему – винить вас никто не станет.
Но помните, что каждый раздел, заполняемый в резюме, должен выглядеть органично. Там не должно быть больших пробелов или слишком много информации. А потенциальный работодатель должен уже через пару минут изучения предоставленного документа чётко понимать, подходите ли вы на эту вакансию, или вам лучше подать бумаги в другую компанию.