если попал в дтп в какую страховую обращаться
Обращение за выплатой по ОСАГО после ДТП
Вы попали в ДТП: какие документы нужны для получения максимальной компенсации, какие «подводные камни» могут быть при оформлении ДТП — подробно рассказываем в данной статье.
Если автомобилист стал участником дорожно-транспортного происшествия, ущерб получил он сам или пассажиры, находившиесяя выбиралв салоне, сам автомобиль, неизбежно встает вопрос о получении страховой выплаты. При этом многим хочется заранее знать, каков будет ее размер и что следует предпринять, чтобы получить максимальную компенсацию.
Рассмотрим, каким должно быть обращение в страховую после ДТП, в какие сроки потребуется подать документы и как выглядит их список. Отдельно рассмотрим, на каком основании вам могут отказаться выплачивать компенсацию, что в этом случае следует делать. В конце дадим несколько полезных советов, которые помогут вам получить максимальную выплату и отстоять свои права в случае необходимости.
Когда следует требовать страховую выплату
На сегодняшний день существует множество ситуаций, которые относятся к страховым, а это значит, что клиент может получить компенсацию от СК, у которой он купил полис. Рассмотрим простой пример, когда обращение в ОСАГО после ДТП будет правомерным.
Вы остановились на красный сигнал светофора, и в этот момент в ваш автомобиль въехало другое транспортное средство. В этом случае следует выяснить, как настроен решить ситуацию виновник инцидента. Если он настроен миролюбиво и готов признать свою вину, а ущерб, по предварительной оценке, не превышает ста тысяч рублей, вы можете оформить европротокол. Если найти общий язык с виновником аварии не удается, следует вызвать сотрудников ГИБДД. Водитель, который спровоцировал аварию, при этом не имеет права покидать место происшествия. Если он оставляет вас ждать представителей правоохранительных органов в одиночестве, сфотографируйте или хотя бы просто запишите госномер его автомобиля. Впоследствии за оставление места аварии виновника могут привлечь к административной ответственности вплоть до заключения под стражу на 15 суток).
После регистрации инцидента вы можете требовать страховую выплату от компании, у которой вы приобрели полис ОСАГО.
Сроки получения выплаты
В течение пяти дней после аварии водитель может собрать документы и обратиться за выплатой положенного страхового возмещения. В свою очередь, у СК есть 20 дней на то, чтобы рассмотреть заявление клиента. Если страховщик не укладывается в этот срок, автомобилист может требовать оплату неустойки за каждый день просрочки в размере одного процента от суммы компенсации. Но может возникнуть ситуация, когда компания откажет в страховом покрытии. Тогда и штраф за просрочку, и саму компенсацию придется требовать через суд. При этом если вы получили отказ в выплате страховки несвоевременно, учитывая срок обращения, по истечении периода в 20 дней за каждые последующие сутки положена неустойка в размере 0,5 процента от суммы.
Страховая компания может перечислить на счет автомобилиста положенную сумму либо направить поврежденное транспортное средство для восстановления в один из автосервисов, с которым она сотрудничает. При этом клиент вовсе не обязан соглашаться с условиями СК. Если что-то его не устраивает, водитель имеет право выбрать ремонтную фирму самостоятельно или потребовать страховую выплату в денежном эквиваленте. Многие эксперты советуют получить компенсацию напрямую – по их мнению, это гораздо выгоднее, т. к. дает возможность проконтролировать весь ход восстановительных работ и быть уверенным в том, что средства потрачены должным образом. Ремонт, который проводит сервис, сотрудничающий с СК зачастую бывает быстрым и не вполне качественным. При этом доказать, что уровень выполненных работ не вполне соответствует их стоимости, будет достаточно трудно.
Если страховая компания настойчиво предлагает ремонт, вы можете отказаться и выбрать сервис самостоятельно. Второй вариант – требовать денежной выплаты, которой сможете воспользоваться для проведения восстановительных работ.
В связи с этим рассчитывать на максимальную сумму можно далеко не всегда.
Какие потребуются документы
Если все бумаги оформлены правильно и поданы точно в срок, автомобилист может рассчитывать на прямое или опосредованное получение страховой выплаты.
Что делать, если нет видеорегистратора
В случае дорожно-транспортного происшествия многие вопросы поможет снять видеорегистратор. На сегодняшний день практически каждый автомобиль оснащен этим полезным устройством. Но что делать, если нет видеорегистратора? В этом случае при возникновении спорной ситуации, возможно, придется обратиться за помощью следовавших рядом с вами автомобилистов. Но в этом случае стоит вовремя сориентироваться, чтобы хотя бы получить контактные данные водителей, чей регистратор мог зафиксировать обстоятельства дорожно-транспортного происшествия. Если ни у вас, ни у второго участника аварии нет фиксирующего устройства и вам не удалось попросить ни у кого из водителей прислать вам запись инцидента, не стоит отчаиваться. На участке, где случилась авария, вполне могут быть установлены камеры слежения. В этом случае нужно сделать запрос у оператора фрагмента записи с моментом аварии. Сделать это самостоятельно не получится, требуется содействие инспектора. Полицейский запрос могут сделать сотрудники ГИБДД, прибывшие на место.
Когда можно зафиксировать ДТП без привлечения полиции
Когда оба участника аварии заполнят и подпишут извещения, каждому из них нужно обратиться в свою страховую компанию (где был приобретен полис ОСАГО). Обращение в страховую после ДТП в обязательном порядке предполагает сбор положенных по закону документов. Если это условие не выполнить и оформить хотя бы одну справку неправильно (или если она не будет предоставлена), страховая компания просто откажет вам в выплате компенсации.
Если вы и второй участник аварии не пришли к общему решению, необходимо привлечь полицию, чтобы зарегистрировать дорожно-транспортное происшествие. Только сотрудники автоинспекции в этом случае смогут установить, кто был виновником инцидента. Европротокол, таким образом, заполнять не придется, а ситуация будет решаться стандартным способом. На это уйдет больше времени, но только так можно рассчитывать на справедливое решение и получение компенсации.
Что лучше – европротокол или часы, потраченные на оформление ДТП?
Если авария незначительная и в ней только два участника, ущерб нанесен только транспортным средствам водителей, есть возможность не тратить время на ожидание сотрудников ГИБДД и стандартное оформление дорожно-транспортного происшествия.
При обоюдном согласии участников аварии возможно оформление европротокола. Необходимо будет заполнить бланк извещения с указанием обстоятельств инцидента, характера повреждения ТС. После того как документ подписан обеими сторонами инцидента, можно убрать авто с проезжей части, чтобы не мешать движению.
Европротокол дает возможность не занимать проезжую часть, быстро продолжить движение и вообще возобновить прерванную поездку, если автомобиль в результате повреждения не утратил ходовых качеств. Оформленный документ потребуется зафиксировать у сотрудников ГИБДД. Сделать это вы можете на ближайшем посту, который встретится вам на пути.
Плюсом будет то, что вы сэкономите массу своего времени и нервов, не будете препятствовать движению на участке, где произошло ДТП.
Минусом может быть отсутствие действующего полиса ОСАГО у второго водителя. Если у вас нет возможности проверить подлинность документа на сайте РСА по серии и номеру, лучше отказаться от оформления европротокола. В противном случае есть опасность не получить страховую выплату.
Когда следует обратиться в суд
Если размер страховой выплаты вас не устраивает и вы уверены в том, что можете получить значительно большую компенсацию, лучший способ добиться справедливости – обратиться в суд. Только в этом случае вы сможете добиться своего и обязать страховую компанию компенсировать настоящий размер ущерба. Несмотря на то, что судебное разбирательство потребует определенных денежных издержек, в случае вашего выигрыша СК обязана будет не только возместить понесенные в результате ДТП убытки, но и покрыть остальные затраты. Речь идет в том числе и оплате услуг адвоката, независимой экспертизы, чья оценка не совпала с результатами специалистов самой страховой компании. Главное в этой ситуации – чтобы суд принял справедливое решение, учитывающее интересы потерпевшей стороны.
В случае задержки с выплатой компенсации со страховщика вы можете взыскать неустойку – ее размер равен 1% от величины покрытия за каждые сутки просрочки. В результате автомобилист может получить сумму со значительной переплатой.
Что делать, если СК отказалась от выплат
Нередко возникают ситуации, когда страховщик отказывается удовлетворить требования клиента. Основание для этого может быть, как законным, так и неправомерным.
Если ущерб не превышает 50 тысяч рублей, заявление будет рассматривать мировой судья. Если требуется компенсация, которая превышает эту сумму, дело будет рассматривать районный суд. В этом случае нужно уточнить юридический адрес страховой компании, у которой вы купили полис. Это необходимо в связи с тем, что обратиться необходимо будет в районный суд по месту регистрации ответчика (в данном случае – СК). Помимо искового заявления потребуется предоставить еще и определенный пакет документов.
Какие бумаги потребуются для обращения в суд
После этого будет запущено разбирательство. Если решение будет в пользу автомобилиста, СК обяжут выплатить страховое покрытие в объеме, который определит суд.
Несколько полезных советов
Чтобы избежать проблем при получении страховой выплаты, лучше всего оформить полис у проверенной и надежной СК, которая дорожит своей репутацией на рынке. Стоимость ОСАГО у такой компании может быть выше. Но при наступлении страхового случая не должно возникнуть проблем с компенсацией.
В какую страховую компанию обращаться пострадавшему в ДТП
Обязательное страхование гражданской ответственности, предусмотренное законом, гарантирует компенсацию нанесенного в результате ДТП ущерба. Однако это не происходит в «автоматическом режиме». Необходимо придерживаться установленных процедур, сроков и предоставить необходимые документы страховой компании. Практика показывает, что немногие пострадавшие знают, что и как делать.
Самые распространенные вопросы: можно ли обратиться в страховую компанию виновника ДТП и что делать, если виновник не застрахован. Нюансы оформления лучше изучить заранее, чтобы не пропустить сроки подачи документов.
В какую страховую компанию обращаться при ДТП — свою или виновника
Ответ на вопрос «куда обращаться по ОСАГО» зависит от обстоятельств дорожно-транспортного происшествия и степени нанесенного ущерба.
Необходимо учесть следующие факторы:
При соблюдении этих условий пострадавший должен обратиться за компенсацией к своему страховщику. Если есть пострадавшие, повреждена не только техника или ущерб больше, чем лимит по ОСАГО, оформлением занимается страховая компания виновника. Отдельно стоит рассмотреть случай, когда виновник аварии нарушил закон и не приобрел ОСАГО. При отсутствии страховки у пострадавшего предлагаем ознакомиться с отдельной статьей на нашем сайте.
В чью страховую обратиться пострадавшему в 2021 году
Если водитель не виновен в аварии и соблюдаются условия для ПВУ, перечисленные в законе 40-Ф3, решить проблемы можно через свою страховую компанию. Однако нередко ДТП сопровождается ущербом для здоровья и жизни водителя, пассажиров или пешеходов. В таких случаях Европротокол не оформляется, а для получения компенсации потерпевший должен выяснить, какая компания застраховала гражданскую ответственность виновника аварии, и обратиться к ней.
Пассажиры не страхуются по ОСАГО, и в случае причинения вреда их здоровью оформить Европротокол не получится. Поэтому пострадавшему в ДТП пассажиру нужно обращаться в СК виновника аварии. Получения страховки пассажирами имеет свои тонкости и нюансы.
В свою страховую компанию может обратиться только водитель транспортного средства, который не виновен в аварии, при условии оформления прямого возмещения убытков.
До сентября 2017 года действовала норма, согласно которой прямое возмещение ущерба применялось лишь в случае аварии, в которой участвовало два ТС. Сейчас ограничение по количеству попавших в ДТП автомобилей не устанавливается, согласно п. 1б ст. 14.1 40-ФЗ: ПВУ применяется, если ДТП произошло в результате столкновения двух и более транспортных средств (включая ТС с прицепами)
Кто кому возмещает ущерб по ОСАГО
В зависимости от обстоятельств, за компенсацией приходится обращаться в СК виновника, потерпевшего, РСА (Российский союз автостраховщиков) или в суд. Разберемся, чья страховая компания выплачивает ущерб в случае ДТП. Если у виновника есть ОСАГО, ущерб компенсирует его страховая компания. Это правило действует и в случае ПВУ. Работает эта схема следующим образом:
Потерпевшие и водители, признанные виновниками ДТП, интересуются, кто оплачивает ремонт машины, если есть страховка. Ответ зависит от суммы ущерба. Ущерб здоровью и имуществу в пределах страхового лимита компенсирует страховая компания, с которой у виновника заключен договор ОСАГО. Превышение этой суммы, если таковое имеется, и моральный ущерб потерпевший может взыскать с виновника в судебном порядке.
Если в ДТП три участника
Потерпевших интересует: если в ДТП 3 участника, в какую страховую компанию обращаться в 2021 году? До осени прошлого года такие споры невозможно было решить без обращения в СК виновника аварии. С сентября 2017 года ущерб от аварии с тремя участниками компенсируется в новом порядке.
Поэтому ремонт машины в «своей» мастерской оплачивает страховая водителя, не виновного в ДТП. Затем страховая виновника компенсирует затраты на возмещение ущерба от ДТП с несколькими участниками.
Как и при аварии двух ТС с Европротоколом, компенсацию можно оформить при условии отсутствия пострадавших и наличии у всех водителей полисов ОСАГО. Однако компенсацию невозможно получить в порядке ПВУ без обращения в ГИБДД. Для Европротокола ограничения остались прежними: не более двух транспортных средств.
Срок подачи документов после аварии
Еще один актуальный вопрос — в какой срок после ДТП нужно подать заявление в страховую компанию. Этот момент регламентируется нормативными актами. Если его пропустить без уважительных причин, страховая может отказать в выплатах.
На подачу пакета документов по новым правилам отводится 5 дней (п. 3.8 Положения Банка России от 19.09.2014 № 431-П. Отсчет времени начинается с момента дорожно-транспортного происшествия. В перечень документов, необходимых для получения выплаты, входят:
При ущербе здоровью нужно приложить медицинское заключение и документы, подтверждающие расходы на обследование и лечение. После обращения потерпевшего, страховая компания организует экспертизу для установления размера ущерба. Если она превышает лимит по страховке ОСАГО, разница компенсируется виновником в судебном порядке.
Куда обращаться, если у виновника нет полиса ОСАГО
По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), до 3 миллионов водителей игнорируют требования законодательства и не оформляют ОСАГО. В этом случае стандартная процедура компенсации через СК не работает. Кто же выплачивает ущерб, если виновник не застрахован?
Как и в случае с Европротоколом, все зависит от наличия пострадавших:
При наличии КАСКО у потерпевшей стороны, ущерб компенсирует страховая компания. Она, в свою очередь, воспользуется правом на взыскание потраченных средств с виновника (суброгацию). Поэтому экономия на ОСАГО может обернуться серьезными потерями времени, денег и нервов.
Кто должен сообщать в страховую компанию — собственник или водитель?
Если в результате аварии пострадало транспортное средство, ущерб причиняется его владельцу, а не водителю. Потому возникает резонный вопрос о том, кто обращается в страховую.
Нужно ли виновнику оповещать свою страховую компанию
Учреждение, куда едут после ДТП, зависит от того, оформляется ли Европротокол. При прямой выплате ущерба обращаться в ГИБДД не требуется. Достаточно лишь уведомить свою страховую компанию. В спорных ситуациях, авариях с пострадавшими или участием нескольких транспортных средств приходится дожидаться приезда ГИБДД. Они должны установить виновных и оформить протокол.
Надо ли виновнику аварии сообщать в страховую или достаточно оформления документов и передачи их потерпевшим?
Согласно нормам ГК РФ и 40-ФЗ, виновник обязан уведомить свою СК. Сделать это лучше сразу после аварии, связавшись со страховым агентом по телефону. Закон предусматривает, что виновник обязан уведомить СК в течение пяти дней после аварии. Чтобы не столкнуться с проблемами, не стоит ограничиваться одним лишь телефонным звонком. Отправьте заказное письмо или оставьте в офисе письменное заявление, сделав отметку о регистрации на втором экземпляре. Закон допускает уведомление по факсу, однако этот способ уже не актуален.
Если виновник не может лично обратиться в СК, за него это может сделать представитель, имеющий доверенность. Если этого не сделать, компания может отказать в выплате или выставит регрессный иск.
При массовых ДТП можно получать прямое возмещение в своей страховой
Раньше пострадавшие в таких ДТП должны были обращаться в страховую виновника. Это было неудобно: получалось, что автовладельцы выбирали одну страховую, а за выплатами пришлось идти в другое место. Теперь исправили.
С учетом того, что страховые теперь почти не выдают компенсацию деньгами (только ремонтом), это большой плюс. Если вы выбрали страховую, которая работает с вашим любимым автосервисом, то теперь вы сможете прийти в нее и получить ремонт там, где захотите.
Раньше приходилось идти в страховую виновника, а с какими автосервисами работает она — этого предсказать было нельзя.
Изменения касаются ДТП, которые произошли после 25 сентября. Даже если вы купили полис раньше этой даты.
Прямое возмещение можно получить в любых ситуациях?
Нет, не в любых. Прямое возмещение подразумевает простую ситуацию без нюансов. В законе об ОСАГО написано, когда за возмещением можно обратиться в свою страховую.
Одновременно должны соблюдаться условия:
Раньше было ограничение по количеству машин — не больше двух. Теперь такого ограничения нет. Даже если пострадают несколько машин, можно обращаться в свою страховую.
Если в аварии пострадал кто-то из людей или у одного из участников нет полиса, прямое возмещение не работает: нужно идти в страховую виновника или суд.
Мне потом не повысят коэффициент?
Если виновник не вы, то нет, не повысят. Ваша страховая компания возместит ущерб от имени страховой виновника. Потом она получит компенсацию и убытков не понесет.
Какая разница, в какую страховую обращаться? Ущерб всё равно насчитают одинаковый
Разница есть. Раньше выплату можно было получить деньгами или ремонтом. Суммы на самом деле могли быть примерно одинаковыми, и часто вопрос был только в предпочтениях.
По новым правилам возмещение можно получить только ремонтом. Деньги выплачивают в исключительных случаях.
Если в аварии участвовало больше двух машин, попасть в нужный сервис было сложно. Теперь такой проблемы нет. Можно пойти в свою страховую и выбрать сервис, которому доверяешь.
Для Европротокола тоже есть ограничение по количеству машин. Его отменили?
Нет, для Европротокола ограничение не отменили. Без сотрудников ДПС аварию можно оформить на тех же условиях, что и раньше:
Если в ДТП три машины или больше, оформить аварию по европротоколу не получится. Поправки, которые касаются прямого возмещения, здесь не работают.
Поясните еще про даты!
Новые правила работают, если ДТП произошло после 25 сентября 2017 года. То есть когда поправки вступили в силу. Даже если отношения со страховой возникли раньше.
Это принципиальное отличие от того, как работают поправки о возмещении ремонтом. Они распространяются только на те полисы, которые купили после 29 апреля.
Уже сейчас при ДТП с тремя машинами можно обратиться в свою страховую. Но это не значит, что возмещение будет ремонтом без учета износа по новым правилам. Способ возмещения зависит от даты договора с той страховой компанией, в которую обращается пострадавший. Если его заключили после 29 апреля — только ремонт. Если раньше, можно взять деньгами.
В какую страховую компанию по ОСАГО обращаться потерпевшему после ДТП?
В законе Об ОСАГО 2021 года есть вполне чёткие условия, при которых можно обратиться по страховому случаю в свою компанию. Правильно это называется «прямым возмещением убытков«. И условия эти нужно не менее чётко знать и понимать. Потому как, если вы обратитесь не туда, то получите отказ – причём, вполне законный, и потеряете время ожидания возмещения. В статье мы как раз выясним, в каких случаях в какую страховую компанию необходимо ехать после ДТП, кто и кому выплачивает ущерб, какой нужен необходимый набор документов для этого. А также разберём нестандартные ситуации: что делать при бесконтактном ДТП и куда обращаться при наличии пострадавших или погибших в происшествии.
Какая страховая выплачивает ущерб после ДТП?
И самое первое правило – это основа страхования ОСАГО: возмещение вреда имуществу, здоровью или жизни людей всегда осуществляет страховщик виновника аварии. Вне зависимости от того, в какую страховую компанию вы обращаетесь в случае ДТП, расходы по ущербу несёт фирма, в которой полис приобретал виновный. Это так, потому что сам принцип «автогражданки» – это страхование ответственности при причинении вреда, а не имущества потерпевшего.
Тем не менее, когда вы идёте в свою страховую – а закон 2021 года даёт такую возможность в определённых случаях, о которых мы поговорим ниже – ваш страховщик затем просто предъявляет требование страховой виновника на ту сумму, которую вам выплатил либо перевёл за ремонт.
Таким образом, прямое возмещение убытков (ПВУ) – это возможность упрощённого получения страхового возмещения для потерпевшего. Но платит ущерб всё равно всегда страховщик виновника ДТП – либо вам, когда вы обращаетесь в страховую виновника, либо вашей страховой, если вы обратились в свою, и ваша организация вам напрямую произвела компенсацию вреда.
В какую страховую мне обращаться в 2021 году: в свою или виновника?
Итак, данный вопрос регулирует главным образом статья 12 Федерального закона Об ОСАГО.
Пункт 1 (абзац 2) этой статьи, актуальной на 2021 год, указывает, что при ДТП с вредом здоровью или смертью людей следует всегда обращаться только в страховую компанию виновника. Если же вред причинён имуществу, то нужно ехать в свою страховую, но при соблюдении условий, перечисленных в статье 14.1 этого же закона.
Когда можно обратиться в свою?
А пункт 1 статьи 14.1 перечисляет следующие обстоятельства – все они должны выполняться в рамках одного страхового случая:
Несмотря на то, что в каждом пункте мы постарались разъяснить условия обращения к своему страховщику, давайте всё же подробнее разберём их!
Если вред причинён только автомобилям
Здесь всё достаточно просто. Если в ДТП пострадали только сами транспортные средства, то вы можете предъявить требование о возмещении ущерба своему страховщику.
Это условие формально не выполняется, например, если пострадал мобильный телефон одного из участников, даже если в заявлении на выплату вы не укажете об этом и не предъявите требование возмещения (в том числе, если вообще речь идёт о мобильнике виновника). Но на практике страховая компания не узнает в стандартных случаях, что не выполнено условие для обращения по ПВУ (если только сотрудники ГИБДД при оформлении происшествия не укажут это в документах), поэтому, если речь идёт о личных вещах виновника, то можно всё равно обращаться в свою страховую компанию.
То есть закон говорит не о том, что страховая потерпевшего при обращении по ПВУ просто не возместит ущерб за личные вещи, а именно что в этом случае вообще она не выплачивает компенсацию, а обращаться нужно к страховщику виновника.
Если в ДТП есть пострадавшие или погибшие, то это тоже условие для обращения только в страховую виновника. При этом, снова не важно, если пострадал виновник ДТП – в любом случае нужно ехать в его страховую компанию.
Если столкнулись 2 или более автомобиля
Обратите внимание, что скрываются здесь целых 2 условия:
Например, если одна машина подрезала другую, в результате чего последняя врезалась в отбойник или столб, а первая вообще не получила повреждений, и взаимодействия между автомобилями не было, то обращаться при таком ДТП необходимо в страховую компанию виновника.
Если у всех есть страховка ОСАГО
И, наконец, последний критерий – наличие действующих договоров у каждого из участников аварии. И это вполне логично.
Ещё один важный момент – просроченная страховка. Это равно её отсутствию. Но речь здесь идёт именно о сроке страхования. Некоторые автолюбители путают этот термин с «периодом использования транспортного средства». Последнее – это возможность застраховать дешевле такую машину, которая используется не круглый год.
Срок страховки ОСАГО всегда равен одному году. А период может быть от 20 дней до этого же самого года. И, если у виновника есть действующая страховка, но истёк период пользования автомобилем, то полис у него всё равно действующий, и в этом случае вам выплачивает ущерб при ДТП ваша страховая компания. Другое дело, что виновнику потом «прилетит» регресс.
Видите, всё достаточно просто!
Когда при ДТП платит страховая виновника?
Теперь давайте закрепим прочитанное, рассмотрев обратную ситуацию – когда потерпевший обязан обращаться исключительно в страховую компанию виновного водителя. И это, соответственно, следующие случаи:
Могу ли я выбрать, в какую компанию ехать?
Нет. Несмотря на то, что законодатели предусмотрели возможность упрощённого урегулирования убытков, когда вы можете обратиться туда, где, собственно, покупали полис ОСАГО, всё же перечисленные выше условия регулируют необходимость подать заявление либо в ту, либо в другую организацию. Хотя это вовсе не обязанность – то есть при ДТП вы вообще имеете полное право никуда не обращаться.
Запомните, обращение после ДТП к страховщику потерпевшего – это не возможность выбора, а правило. Если соблюдаются условия для обращения в свою страховую компанию, то вы обязаны предъявлять требования только туда. Если не соблюдается хотя бы одно из условия – то только к страховщику виновника.
Можно ли обратиться в свою при сложных ДТП?
А теперь давайте рассмотрим особые случаи происшествий.
При массовой аварии
Выше мы выяснили, что ПВУ работает и при ДТП с участием более 2 транспортных средств. При соблюдении всех перечисленных условий вы должны обращаться в свою страховую. Вот только при массовых дорожно-транспортных происшествиях бывает меньше вероятности соблюдения этих обстоятельств.
Так, не у всех участников может быть полис ОСАГО. Риск получения травм также увеличивается, равно как и наличие вреда другому имуществу, нежели сами автомобили.
Если же все условия соблюдаются, то будь в ДТП хоть сотня участников, каждый из них может обращаться в страховую потерпевшего. При этом, лимит ответственности всё равно будет общий – 400 тысяч рублей (или меньше в ряде случаев по европротоколу).
Если вылетел камень из-под колёс
Эту ситуацию мы подробно рассматривали в специальной статье об этом. В этом случае, так как такое ДТП произошло не в результате соприкосновения непосредственно автомобилей, то обращаться необходимо в страховую компанию виновника.
Если машина въехала не в другое авто
Тогда вы вообще не можете обращаться по ОСАГО, так как этот вид страхования покрывает риск ответственности, а не порчу вашего личного имущества в результате ДТП.
Почти всегда в столкновении с неподвижными объектами (дорожными знаками, отбойниками, столбами, деревьями, забором, воротами и так далее), в том числе с другой припаркованной машиной виноватым признают водителя двигающегося авто. В этом случае владелец сооружения либо стоящей машины обращается в вашу страховую по ОСАГО, а вы восстанавливаете автомобиль самостоятельно (либо по Каско при наличии).
Если оформили европротокол?
Это не имеет никакого значения. Обратите только внимание на то, что, если вы соблюли все условия для оформления европротокола, то ответ на вопрос, в какую страховую обращаться после ДТП, всегда один – только в свою. Потому как условия оформления аварии в упрощённом порядке включают в себя как раз обстоятельства и для обращения по ПВУ, хотя первые включают в себя другие дополнительные критерии.
В какой срок нужно обратиться после ДТП?
В течение 3 лет. Причём, вне зависимости от того, в какую страховую организацию вы обратились – одинаково в обоих случаях.
Меньшие сроки, которые вы услышите в различных источниках, будут являться несколько иным пониманием законодательства. Иногда вы найдёте упоминание о 5 днях, отведённых для этого. И это ошибочное мнение. 5 дней отводится на уведомление страховщика о ДТП.
А вот срок обращения за возмещением ущерба законом Об ОСАГО никак не урегулирован. Поэтому здесь действует общий срок исковой давности по ГК РФ, равный 3 годам с даты ДТП.
Какие документы мне понадобятся?
Стандартный список бумаг для получения возмещения зависит от наличия в ДТП пострадавших и/или погибших.
При мелких авариях без вреда здоровью или жизни людей список будет такой:
Если вы подаёте заявление о возмещении вреда здоровью, то дополнительно к вышеуказанным потребуются:
В случае наличия погибших в происшествии к первому списку прибавляются следующие документы:
Какие выплаты положены после ДТП?
В зависимости от конкретной ситуации, обстоятельств происшествия и, собственности, настойчивости потерпевшего и готовности отсуживать положенное ему по закону, вы можете получить следующие категории возмещения при ДТП: