если ребенок безречевой какой показатель будет решающим при диагностике алалии и афазии

Если ребенок безречевой какой показатель будет решающим при диагностике алалии и афазии

Критерии сравнения

Моторная алалия

Сенсорная алалия

Восприятие речи сохранно на перцептивном уровне

Понимание речи соответствует возрасту, возможно без опоры на зрительное восприятие артикуляции

Понимание речи нарушено, может незначительно улучшатся при зрительном восприятии артикуляции говорящего

Затрудняются повторить слово, фразу

Повторяют, не понимания смысла проговоренного слова

Отмечается стремление к языковой коммуникации (невербальной и вербальной)

Нежелание (и невозможность) вступать в общение

Активное использование жестов, выразительная мимика

Отсутствие жестов и амимичность или невыразительность мимики

Наличие компенсаторных средств

Как компенсаторные средства выступают мелодика, звукоподражания, «звуковые жесты»

Отсутствие компенсаторных средств

Динамика улучшения речи

Отмечается динамика в овладении речью при ее спонтанном и направленном формировании

Крайне низкий темп при направленном формировании речи

Дифференциальная диагностика моторной алалии и нарушений слуха

Слуховая функция сохранна

Слуховая функция нарушена

Спонтанное овладение речью

Некоторая возможность спонтанного усвоения речи (хотя ограниченная и в целом дефектно проявляющаяся)

Вне специального обучения речь не формируется

Наличие отдельных слов-корней, псевдослов, звукоподражаний

Отсутствие экспрессивной речи

Просодические компоненты речи

Просодика (мелодика речи, ритм, паузация, ударение) сохранны

Сопровождается словами, звукокомплексами, невербальными вокализациями

Мимико-жестовая речь активно используется, но вербально не сопровождается.

Дифференциальная диагностика моторной алалии и ЗРР

Критерии сравнения

Моторная алалия

Задержка речевого развития

Темп овладения речью

Задержка темпа нормального овладения речью сочетается с патологическим проявлениями – нарушениями структурно-функциональной стороны речи

Задержка темпа речевого развития, его скачкообразность

Спонтанное усвоение языка

Самостоятельно ребенок не может овладеть лексико-грамматическими обобщениями

Возможность самостоятельного усвоения ребенком некоторых норм родного языка

Затруднено понимание грамматических изменений слов, смешивает квазиомонимы (похоже звучащие слова)

Хорошо понимает обращенную речь, отсутствуют смешения в понимании значений сходно звучащих слов

Особенности динамики в коррекционной работе

Нарушения ЦНС носят стойкий органический характер

Носят обратимый нейродинамический характер или не наблюдаются

Особенности психической деятельности

Иногда нуждаются в преодолении речевого негативизма

Сформирована мотивация деятельности, нет речевого негативизма

Дифференциальная диагностика моторной алалии и анартрии (дизартрии)

Критерии сравнения

Моторная алалия

Анартрия (дизартрия)

Моторный уровень речеобразования полностью или относительно сохранен и потенциально позволяет осуществлять артикуляционный акт

Нарушения артикуляционного компонента речи составляет суть данной патологии

Нарушается вся языковая система (произношение, лексика, грамматика)

Нарушается одна из подсистем — фонетическая

Нарушения звукопроизношения
1. механизм
2. полиморфность

1. Расстройства произношения звуков является следствием нарушения производства фонематических операций — выбора и комбинирования фонем

2. Многие звуки, подверженные нарушениям (искажениям, заменам, пропускам, повторениям, перестановкам) имеют одновременно и правильное произношение

3. Преобладают разнотипные нарушения звукопроизношения (искажения, замены, пропуски)

4. Доминируют замены небольшого количества звуков

5. Может быть одновременно и правильное и искаженное произношение звука

6. Замены артикуляторно сложных и артикуляторно простых звуков

7. Произношение звука в составе слогов относительно сохранно, в составе слова — нарушено

1. Расстройства произношения вызваны прежде всего нарушениями фонетических (моторных) операций

2. Только единичные звуки имеют одновременно правильное произношение

3. При стертой дизартрии преобладают однотипные нарушения (либо искажения, либо пропуски, либо замены)

4. Доминируют искажения большого количества звуков

5. Для всех искаженных звуков характерно постоянное искажение

6. Замены преимущественно артикуляторно сложных звуков

7. Нарушено произношение звука как в словах, так и в слогах

Дифференциальная диагностика моторной алалии и детской моторной афазии

Детская моторная афазия

Действие патологических факторов наблюдается в пренатальный и ранний постнатальный период (до 3 лет)

Воздействие патологических факторов происходит в возрасте после 3 лет

Недоразвитие речи как системы

Избирательность в поражении какой-либо из подсистем речи (лексической, грамматической, фонематической)

Необходимость коррекционного воздействия

Необходимо целенаправленная речевая коррекция

Возможно спонтанное восстановление речи

Симптомы поражения головного мозга не ярко выражены

Симптомы локального поражения головного мозга

Дифференциальная диагностика моторной алалии и нарушений речи, вызванных интеллектуальной недостаточностью

Критерии сравнения

Моторная алалия

Интеллектуальная недостаточность

Форма патологии речевой деятельности, результат неусвоения в онтогенезе структурно-функциональных закономерностей языка при сохранности неязыковых психических процессов

Нарушения развития речи – результат патологии познавательной деятельности

Задержка сроков гуления, лепета

Динамика развития речи

Спонтанно речью не овладевают, нет скачков в темпе развития речи

Импрессивная речь, установление причинно-следственных связей

Понимание обращенной речи относительно сохранно, понимает сложные синтаксические конструкции, делает попытку выражать в речи причинно-следственные связи доступными ему языковыми средствами (интонация, псевдослова, звукоподражания, «звуковые жесты», кинетическая речь)

Выражают только самые элементарные причинно-следственные связи, понимание речи затруднено

Формально-языковые нарушения речи (грамматический строй речи)

Аграмматизм (на уровне синтаксиса связного текста и отдельных высказываний, на морфологическом уровне), трудности поиска слов, выбора морфем и установления порядка следования слов

Речь логически бедная или алогичная может быть правильной в формально-языковом (грамматическом) отношении

Запас знаний и предстал.

С трудом актуализируется в речи

Сохранно (классификация, исключение 4-го лишнего, сравнение)

Источник

Если ребенок безречевой какой показатель будет решающим при диагностике алалии и афазии

Ожидайте

Перезвоните мне

если ребенок безречевой какой показатель будет решающим при диагностике алалии и афазии. Смотреть фото если ребенок безречевой какой показатель будет решающим при диагностике алалии и афазии. Смотреть картинку если ребенок безречевой какой показатель будет решающим при диагностике алалии и афазии. Картинка про если ребенок безречевой какой показатель будет решающим при диагностике алалии и афазии. Фото если ребенок безречевой какой показатель будет решающим при диагностике алалии и афазии

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

если ребенок безречевой какой показатель будет решающим при диагностике алалии и афазии. Смотреть фото если ребенок безречевой какой показатель будет решающим при диагностике алалии и афазии. Смотреть картинку если ребенок безречевой какой показатель будет решающим при диагностике алалии и афазии. Картинка про если ребенок безречевой какой показатель будет решающим при диагностике алалии и афазии. Фото если ребенок безречевой какой показатель будет решающим при диагностике алалии и афазии

Аннотация: Для воспроизведения наиболее полной картины необходимо внимательно изучить анамнез развития ребенка.

Статья:

Многие годы внимание специалистов (Ковшиков В.А. 1985, Соботович Е.Ф. 1981, Орфинская В.К. 1963, Давидович Л.Р. 1975, Ковалев В.В. 1979) привлекают дети, у которых практически полностью или частично отсутствует полноценная речь. Ранее эту патологию специалисты называли «слухонемотой», «врожденной афазией», «афазией детского возраста» пока не остановились на термине «алалия» отсутствие речи или ее системное недоразвитие. Алалия считается сложным речевым дефектом, вызванным поражением головного мозга в период внутриутробного развития, во время родов или в первые годы жизни ребенка (до трех лет).

«Неговорящих» детей в массовом детском саду, а в частности детей с моторной алалией по специфическим проявлениям психической деятельности путают с детьми с умственной отсталостью.

При раннем выявлении таких детей, создании для них благоприятных условий и комплексной коррекционной работы появляется возможность формирования у них полноценной самостоятельной речи и дальнейшей готовности к школьному обучению в общеобразовательной или специальной школе.

Каков портрет неговорящего ребенка?

Левина Р.Е. в рамках психолого-педагогической классификации трех групп речевого развития «неговорящих» детей определяла как:

В речи детей – алаликов выделяют целый ряд ошибок:

Психологические особенности «неговорящих» детей (с моторной алалией).

Как выявить «неговорящего» ребенка?

Для воспроизведения наиболее полной картины необходимо внимательно изучить анамнез развития ребенка.

В качестве основных причин, приводящих к возникновению алалии, большинство исследователей указывают патологию протекания беременности. В анамнезе действие патологических факторов (токсикоз, угроза прерывания беременности, несовместимость по резус-фактору, инфекционные заболевания матери во время беременности, вредные привычки (наркомания, табакокурение); актуальные экологические факторы; рождение в асфиксии; родовая травма; мозговые заболевания и травмы головы в раннем возрасте) наблюдается в пренатальном и раннем постнатальном (до 3-х лет) периоде.

Первые признаки такого расстройства проявляются у детей на втором году жизни: первые слова появляются поздно – к 3-4 годам, фразовая речь формируется только после 5-6 лет.
При исследование неречевых психических функций важно отличать особенности выполнения заданий детьми с алалией и детей с умственной отсталостью. Ошибки характерные для детей с умственной отсталостью:

Анализирую выполнение приведенных диагностических заданий детьми с моторной экспрессивной алалий – «неговорящих» детей мы можем сделать вывод, что дети не испытывают затруднений в исполнении или имеют незначительные отклонения, что обусловлено специфическими особенностями симтомокомплекса моторной алалии.

Далее исследование проводится по плану логопедической диагностики, характерными особенностями для «неговорящих» детей являются:

Как не путать моторную алалию с другими патологиями?

Выделение детей с алалией среди группы детей с различными отклонениями в речевом и психическом развитии является достаточно сложной, но важной задачей, так как своевременное и верное выявление моторной алалии определяет эффективные пути коррекции.
Детей с моторной (экспрессивной) алалией следует отличать от детей с умственной отсталостью. «Алалия – это форма патологии речевой деятельности….» Волкова Г.А. [2] в то время как «…умственная отсталость – это группа чрезвычайных разнородных состояний, в самой различной степени и по самым различным причинам нарушающих адекватное возрасту функционирования индивида в обществе вследствие дефекта познавательных способностей» Ковалев В.В. и адаптивного социального поведения.

Характерные отличия:

Важно отличать детей с МА от детей с синдромом Каннера (аутизма).

Источник

Если ребенок безречевой какой показатель будет решающим при диагностике алалии и афазии

Ожидайте

Перезвоните мне

если ребенок безречевой какой показатель будет решающим при диагностике алалии и афазии. Смотреть фото если ребенок безречевой какой показатель будет решающим при диагностике алалии и афазии. Смотреть картинку если ребенок безречевой какой показатель будет решающим при диагностике алалии и афазии. Картинка про если ребенок безречевой какой показатель будет решающим при диагностике алалии и афазии. Фото если ребенок безречевой какой показатель будет решающим при диагностике алалии и афазии

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

если ребенок безречевой какой показатель будет решающим при диагностике алалии и афазии. Смотреть фото если ребенок безречевой какой показатель будет решающим при диагностике алалии и афазии. Смотреть картинку если ребенок безречевой какой показатель будет решающим при диагностике алалии и афазии. Картинка про если ребенок безречевой какой показатель будет решающим при диагностике алалии и афазии. Фото если ребенок безречевой какой показатель будет решающим при диагностике алалии и афазии

Аннотация: Моторная алалия – нарушение ЦНС органического характера, поэтому потребует комплексного подхода в лечении.

Статья:

Моторная алалия – нарушение ЦНС органического характера, поэтому потребует комплексного подхода в лечении. Обязательны обследование врача с назначением лекарственных средств, работа логопеда с применением коррекционных методик и активное участие родителей. Потенциал саморазвития у моторных алаликов низкий, но он есть. Логопедическая работа ориентирована на восполнение пробелов в речевом и неречевом развитии и подготовку к обучению в школе. Поговорим о некоторых коррекционных методиках для детей с разной степенью моторной алалии.

Дифференциальная диагностика моторной алалии
Перед тем, как приступить к коррекционной работе, нужно отграничить моторную алалию от других нарушений: сенсорной алалии, дизартрии, тугоухости, детской моторной афазии, ЗПР (задержка психического развития) и ЗРР (задержка речевого развития). Диагноз моторная алалия ставится неврологом не раньше четырехлетнего возраста, поскольку многие психические функции у детей, в том числе и речь, находятся в стадии формирования. Логопед оценивает звукопроизношение и просодическую сторону речи, чтобы вынести психолого-педагогическое заключение: ЗРР, ОНР (общее недоразвитие речи) I, II или III уровня. До 4 лет обычно ставят диагноз ЗРР, но некоторые признаки моторной алалии можно увидеть уже с младенчества.

На первом этапе идет сбор анамнестических данных для выяснения истории болезни. Узнают, была ли у ребенка ранее какая-то речь или нет. Это позволяет отграничить моторную алалию от детской моторной афазии, поскольку афазия – это потеря уже имеющейся речи, алалия – отсутствие речи с рождения. Характерной чертой моторных алаликов является отсутствие даже лепетной речи, которая в норме появляется у ребенка с 5-6 месяцев. Также выясняют возможную причину заболевания: асфиксия, родовая травма, инфекционные заболевания матери или ребенка, черепно-мозговые травмы ребенка и т.д. Цель выяснения – установить органический или функциональный характер имеет нарушение и отграничить от ЗРР.
Второй этап – обследование понимания речи по принципу разграничения с сенсорной алалией, при которой у ребенка грубо нарушено восприятие и понимание речи. Моторный алалик воспринимает и понимает речь соответственно возрасту. Ребенку показывают картинки или игрушки и спрашивают: покажи где.
Третий этап – проверка слуха, чтобы дифференцировать от тугоухости и глухоты. У моторных алаликов слуховая функция сохранна, у слабослышащих – нарушена. Ребенку предлагают угадать с закрытыми глазами, что звучит (неречевые звуки): погремушка, бубен, шуршание бумаги, колокольчик и т.п. Кроме того проверяют просодические компоненты речи. Неговорящие алалики обычно даже без слов с помощью звуков могут предать интонацию, мелодику, ударение, ритм речи без жестов, дети с нарушением слуха не способны воспроизвести интонационный рисунок вербально, используют мимику и жесты.
На четвертом этапе изучают мимику ребенка: подвижная или статичная. У моторного алалика при отсутствии речи мимика очень активна, выразительна, у дизартриков и сенсорных алаликов наблюдается вялая мимика, амимичность, спастичность органов артикуляции, они не могут поднять бровь, надуть щеки, растянуть губы в улыбке и вытянуть их трубочкой. Используются те же тестовые пробы, что при дизартрии.
Пятый этап включает в себя обследование органов артикуляции, чтобы также дифференцировать моторную алалию от дизартрии, при которой обычно страдает артикуляционный аппарат. При моторной алалии обычно язык, губы, зубы, мягкое небо в норме. При дизартрии наблюдается повышенный или пониженный тонус языка, спастичность или паретичность губ, языка, мягкого неба.
На шестом этапе проверяют звукопроизношение имеющихся фонем. Обычно при моторной алалии может быть и правильное и искаженное произношение звуков, при дизартрии все искаженные звуки искажены постоянно.
Седьмое этап – обследование психических функций. При моторной алалии у ребенка возникает негативизм к речевому общению, отсутствует мотивация к деятельности, он замыкается в себе, с трудом идет на контакт с незнакомыми людьми, чего нельзя сказать о ребенке с ЗПР, у которого сформирована мотивация действий и способность к овладению самостоятельной речью.

Коррекция моторной алалии
Поскольку ведущий дефект заболевания – отсутствие речи, основная задача логопедической работы заключается в формировании психологической базы для активизации внимания, памяти, мышления, выработки положительной мотивации к общению и развитию потребности в этом. Коррекция речевой деятельности зависит от уровня недоразвития речи. При моторной алалии состояние системы языка делится на три уровня:
ОНР I уровня – безречевые дети, отсутствует лексика, к 4 годам они общаются с помощью жестов, звукоподражаний, лепетных слов: ду-ду, би-би, ням-ням, бай-бай.
ОНР II уровня – грубое искажение слоговой структуры слова, при появлении первых невнятных слов нарушается грамматический строй речи, глаголы заменяются звукоподражаниями, предлоги отсутствуют, предложения одно или двусложны: би-би апапа – поедем в Анапу.
ОНР III уровня – появляется фразовая речь, но грамматика и звукопроизношение грубо нарушены: смотлите, дозик капит, надо зонтик датава – смотрите дождик капает, надо зонтик доставать.

Работа при ОНР I уровня
Первостепенная задача развития речи детей, у которых она напрочь отсутствует, – вызвать речевой импульс, звуковую активность и помочь преодолеть негативную речевую мотивацию. Возможно, потребуется консультация психолога, который поможет замотивировать ребенка. Зачем мы будем учиться разговаривать? Вот случай из практики: мальчик Костя (4,5 года) очень хотел конструктор «Лего», в наборе которого были машинки из мультфильма «Тачки», но он не умел разговаривать. Мама пообещала купить конструктор, но с одним условием, что сначала сын научится правильно называть имена всех машин. У ребенка появилась внутренняя мотивация, и он охотно посещал логопеда.

Преодолеть речевой негативизм могут помочь и родители дома, создавая игровые ситуации, оречевление предметов, картинок, действий, устраивая разнообразные театры. То же самое делает и логопед на занятиях – играет с малышом, используя режиссерские игры, театрализованные шоу, где сам говорит за всех героев разными голосами, постепенно вовлекая в игровое действие ребенка. Заставить говорить безречевого ребенка нельзя, возможен негативизм и полный отказ от речи. Слова логопеда должны подаваться на высоком эмоциональном уровне. Ребенок начнет реагировать подобными эмоциональными возгласами животных, мимикой, жестами. Любая речевая попытка должна поощряться пищей или материально. Это своеобразный стимул. Цель логопедической работы – растормошить, активизировать речь ребенка.

После появления отдельных слогов ведется работа по соединению слогов в слова и фразы. Используются союзы, местоимения с указанием места. Это па-па. Это со-ба-ка. Ребенок может исказить слова, но пытается уже построить фразу, поэтому его нужно хвалить: ты замечательно сказал! По мере накопления словаря начинается формирование основных грамматических обобщений и противопоставлений. Детей учат на куклах обращаться друг к другу:
– Катя, стой! Катя, иди!
– Я стоЮ. Я идУ, – первый ребенок отвечает за куклу.
– Что делает Катя? – учат задавать вопрос.
– Катя стоИТ. Катя идЕТ, – второй ребенок повторяет и т.д.

Параллельно ведется работа по развитию тонкой моторики рук, поскольку зоны мозга, отвечающие за движения, находятся совсем близко к тем зонам, которые отвечают за производство речи. С ребенком делают поделки из пластилина, рисуют пальчиками, нанизывают бусы, учат шнуровать ботинки, застегивать пуговицы. Совсем незаметно при хорошо развитых, точных движениях пальцев могут появиться новые звуки и слова.

Работа при ОНР II уровня
Работа с моторным алаликом, у которого уже есть пусть хоть искаженные, но отдельные слова, пойдет гораздо легче, чем с безречевым ребенком. Самая главная задача на этом уровне – формирование грамматического строя речи, выработка навыка самостоятельного изменения слов по грамматическим эталонам и моделям. Нельзя использовать все грамматические конструкции сразу, обучение должно играть тренировочную и пусковую роль при освоении механизма словоизменения. Например, несколько занятий посвящается использованию в речи конструкции с управлением винительным падежом, применяя все те же лексические темы: «Овощи», «Фрукты», «Продукты питания». Что посадим в огороде? – показывая макеты и выделяя интонацией окончание: морковкУ, свеклУ, огурцЫ, картошкУ, горох, дынЮ и т.д.

Также ведется работа над слоговой структурой слова путем проговаривания и отхлопывания, отстукивания, протопывания слов разной сложности, составление схем слов с делением на слоги. Для лучшего усвоения слова целиком и развития фонематического восприятия все проговаривания сопровождаются движениями. Сначала берутся двусложные слова с открытым слогом: ма-ма, ды-ня (шагаем). Затем трехсложные с открытым слогом и т.д., но пока не берутся слова со стечением согласных: че-бу-раш-ка (слово длиннее, шагов больше). При овладении послоговым произношением слов ведется коррекция звукопроизношения по принципу: постановка, автоматизация и дифференциация звуков. Продолжается работа по развитию мелкой пальцевой моторики.

Работа при ОНР III уровня
На этом этапе идет развитие связной грамматически и фонетически правильно оформленной речи. Работа начинается с формирования мотива деятельности и программы развернутого высказывания. Для моторных алаликов необходим развернутый план рассказа, в качестве которого используются предметные и сюжетные картинки. Также продолжается работа над слоговой структурой слова, но уже с более сложными словами со стечением согласных: бо-тин-ки, тюль-пан, све-то-фор. Проводятся занятия по развитию грамматической стороны речи, активизации словаря и коррекции звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация звуков). Далее следует подготовка к обучению грамоте.

Положительная динамика при моторной алалии возможна при соблюдении некоторых условий:
Ранняя диагностика речевого нарушения.
Своевременное предупреждение вторичных отклонений. Это могут быть неречевые отклонения в мелкой и общей моторике.
Учет и сопоставление с нормой речевого развития данного возраста.
Системность логопедического воздействия с акцентом на преодоление лексико-грамматических трудностей.
Индивидуальный подход к каждому ребенку, с учетом его личных и возрастных особенностей.
Одновременное воздействие на психические процессы познавательной и речевой деятельности.

Работа с моторным алаликом занимает много времени, результатов быстро ждать не приходится. На растормаживание и активизацию речи в среднем может уйти от 3 месяце до полугода. Учитывая данные аспекты, родителям предстоит набраться терпения, очень кропотливо и методично заниматься с ребенком под руководством логопеда.

Источник

Если ребенок безречевой какой показатель будет решающим при диагностике алалии и афазии

Ожидайте

Перезвоните мне

если ребенок безречевой какой показатель будет решающим при диагностике алалии и афазии. Смотреть фото если ребенок безречевой какой показатель будет решающим при диагностике алалии и афазии. Смотреть картинку если ребенок безречевой какой показатель будет решающим при диагностике алалии и афазии. Картинка про если ребенок безречевой какой показатель будет решающим при диагностике алалии и афазии. Фото если ребенок безречевой какой показатель будет решающим при диагностике алалии и афазии

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

если ребенок безречевой какой показатель будет решающим при диагностике алалии и афазии. Смотреть фото если ребенок безречевой какой показатель будет решающим при диагностике алалии и афазии. Смотреть картинку если ребенок безречевой какой показатель будет решающим при диагностике алалии и афазии. Картинка про если ребенок безречевой какой показатель будет решающим при диагностике алалии и афазии. Фото если ребенок безречевой какой показатель будет решающим при диагностике алалии и афазии

Аннотация: Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

Статья:

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

Чем отличается алалия от глухонемоты?

При алалии сохранность слуховой функции. Решающая роль принадлежит исследованиям слуха. Для глухого характерно полное отсутствие реакции на звуковые раздражители. Можно окликнуть ребенка за его спиной, ударить в музыкальный инструмент. Алалик даст нормальную ответную ориентировочную реакцию. Важно! Не производить звуки с дополнительной вибрацией, не стучать, не хлопать. Ребенка направляют к сурдологу для аудиометрического исследования слуха. Обычно глухие дети используют жесты без звукового сопровождения, и без специального обучения речь не появляется. Алалик к жестам дает звуковую реакцию (невербальную вокализацию). В отличии от глухих у алаликов прекрасно сохранна просодика.

Отличие сенсорной алалии от тугоухости.

От анартрии и дизартрии.

Отличие алалииот афазии

От тяжёлой задержки развития речи

Один из самых сложных случаев дифференциальной диагностики. Алалия характеризуется не только задержанным развитием речи, но прежде всего, патологическим типом усвоения языка. У ребенка с темповой ЗРР наблюдаются чаще всего различной степени нарушения артикуляторной моторики и негрубое отставание в формировании языковой способности в импрессивной речи. При алалии моторная сфера сохранна, но выражены грубые нарушения лексико-грамматической системы, проявления которых не свойственны детской речи на ранних этапах ее развития. Дети с задержкой развития речи нередко спонтанно, вне специального обучения овладевают языком, чего не бывает у детей с алалией.
Важным диагностическим критерием является способность и скорость усвоения новых слов.

Отличие от речевой патологии, обусловленной умственной отсталостью.

Моторные алалики хорошо понимают обращенную речь, выполняют инструкции, что могут не делать трёхлетние дети с УО. В школьном возрасте алалики пытаются выражать и понимают сложные причинно-следственные связи. Дети с УО либо вовсе их не выражают, либо только самые элементарные.

При алалии имеются языковые нарушения речи в виде аграмматизма, фонематических нарушений. У умственно отсталых детей речь примитивна, но правильна в формально-языковом отношении.

Дети с алалией обладают большим запасом «предметных знаний». Дети с интеллектуальной недостаточностью легко актуализируют простые слова, но при показе низкочастотных предметных картинок будут ошибки и отказ.

У детей с моторной алалией сохранно невербальное мышление, степень обучаемости выше. При обследовании используют обучающий эксперимент. Показывают, как надо выполнять задание и смотрят, берет ли ребенок подсказку или нет. Дети с моторной алалией в отличии от детей с умственной отсталостью критично относятся к своей речевой недостаточности.

От раннего детского аутизма

Состояние сходное с сенсорной алалией. Аутисты производят впечатление детей с сенсорной алалией. Ребенок с ранним детским аутизмом не реагирует на обращенную речь, не смотрит в глаза, избегает прикосновений или реагирует на них криком и плачем. У таких деток не появляются слова мама и папа, при этом может наблюдаться постоянное бормотание, включающее самые разные звуки, в том числе и сложные. Свойственны эхолалии обеим категориям. Выраженные психопатологические симптомы для раннего детского аутизма: стереотипии, стимуляции (тактильные, обонятельные). Изменение привычного образа приводит к бурным реакциям. Холодность в отношении к матери.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *