если с нами бог какая разница кто против нас если
Толкование на Римлянам 8:31
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на Римлянам 8:31 / Рим 8:31
Феофан Затворник (1815−1894)
Что убо речем к сим? Аще Бог по нас, кто на ны
Указав Божии о спасаемых предначертания и действия, делает из того вывод, направляя его к утверждению упования, о чем и ведет теперь речь. Он как бы так говорит: из всего сказанного видно, что Бог с нами и за нас стоит. А если Бог по нас, кто на ны? Если относить сие к будущим уповаемым благам, то будет: кто силен вырвать у нас из рук сие уповаемое, когда Бог по нас? А если относить к настоящему положению скорбному при богатстве внутреннем; то будет: кто силен этими внешними прискорбностями причинить нам зло, умалить или расстроить дарованное нам внутри и чрез то лишить нас уповаемого? Фотий у Экумения пишет: «что убо речем к сим? К чему это? К тому, что предопределил, призвал, оправдал и прославил, — смотря на это обилие благодеяний, что речем? Даже слов благодарственных не имеем достаточно к возблагодарению, а не только дел к воздаянию. Столь неизреченна благодать Его к нам! Затем, как бы насытившись сих благ, говорит: аще Бог по нас, кто на ны? — давая разуметь, что — никто. Но откуда видно, что Бог по нас? Из того всякий ум изумлением поражающего блага, что Он и Сына Своего не пощадил за нас. Итак, если Бог по нас, то явно, что Он все обратит в полезное для нас и кажущееся прискорбным сделает причиною радости, как для Апостолов и мучеников скорби, гонения и смерти обратил в предмет, заслуживающий венцы и награды и отверзающий дверь в Царство Небесное. Таким образом, если только мы сами в чем не преткнемся, никто не силен против нас».
Святой Златоуст пространнее изображает, сколько основ для упования подает Апостол в сем кратком изречении. «Апостол как бы так говорит: не упоминай мне о напастях и кознях, встречающих тебя всюду. Пусть некоторые не верят будущему, но они ничего не могут сказать против благ, уже дарованных, как то: давней к тебе Божией любви, оправдания, славы. Но кто же не против нас, спросишь ты? Против нас целая вселенная, и мучители, и народы, и сродники, и сограждане. Впрочем, все те, которые против нас, так далеки от возможности вредить нам, что невольно делаются для нас причиною венцов, ходатаями бесчисленных благ. Так Божия премудрость обращает все козни в наше спасение и славу. Видишь, каким образом против нас никто? И Иова сделало знаменитым то, что против него вооружался диавол. Диавол воздвиг против него друзей, жену, раны, домашних, бесчисленные другие ухищрения; однако же ничто не было против него. Поелику за него был Бог, то все по-видимому восставшее против него за него было. То же случилось и с Апостолами. — Иудеи, язычники, лжебратия, правители, народы, голод, нищета — бесчисленные бедствия восстали против них; но ничто не было против них. Ибо все сие соделало их особенно знаменитыми, славными и достойными похвалы пред Богом и пред людьми. Так и верующему, строго исполняющему закон Божий, не может никакого зла сделать ни человек, ни демон, ни другой кто. Лишишь ли его имущества, тем сплетешь ему награду. Отзовешься ли о нем худо, своим злоречием соделаешь его блистательнее пред Богом. Доведешь ли его до голода, тем большая для него слава и большее воздаяние. Предашь ли даже смерти, что всего ужаснее, тем соплетешь ему венец мученический. — Что может сравниться с жизнию человека, против которого ничто не может стоять, которому по-видимому самые злоумышленники не менее приносят пользы, как и самые благодетели? Посему Апостол и говорит: аще Бог по нас, кто на ны? Потом, не довольствуясь этими словами, выставляет и здесь тот величайший признак Божией к нам любви, к которому всегда Он обращается, — я говорю о смерти Сына. Бог не только оправдал, говорит Павел, прославил, соделал нас подобными образу Его, но не пощадил для тебя и Сына. Посему и продолжает»: Иже убо Сына Своего не пощаде, но за нас всех предал есть Его: како убо не и с Ним вся нам дарствует (Рим. 8:32)?
Источник: Толкование послания апостола Павла к Римлянам.
Ефрем Сирин (
Ст. 31−32 Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего
Если, затем, Бог за язычников, то кто станет прекословить из-за нас? И, если собственнаго Сына не пощадил, то как с Ним не дарует нам и всего, что обещал нам?
Источник: Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам.
Феофилакт Болгарский (
Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас
Видишь ли, что здесь весьма ясно показывает, что говорит к бедствующим? Речь его почти такая: если мы удостоены таких благ в то время, когда были врагами, то во сколько больших удостоимся после оправдания и прославления своего? И если Бог за нас, кто против нас? Хотя бы восстала против нас вся вселенная, восстание это премудрость Божия обратит в наше спасение и славу.
Источник: Толкования на послание к Римлянам.
Ориген (
Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас
Каким образом Бог за нас, ясно из того, что Павел изложил выше, то есть что Дух божий обитает в нас и что Дух Христов или Христос присутствуетв нас; или что в нас живет Тот, Кто воскресил Христа из мертвых; или что мы руководствуемся Духом Божиим; или что мы получили Духа усыновления; или что мы — дети Божии, и наследники, и сонаследники Христовы (см. Рим. 8:14−17; Гал. 4:4−7); или что мы получили начатки Духа; или что Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными; или что все творение стенает и скорбит вместе с нами; или что все нам, любящим Бога, содействует во благо; или что мы призваны по изволению Его, и предузнаны, и предопределены, и оправданы, и прославлены.
Источник: Комментарии на Послание к Римлянам.
Амвросиаст (IV в.)
Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас
Кто же отважится обвинять нас, когда Сам Судия предузнал нас и счел нас подходящими?
Источник: Комментарий на Послание к Римлянам.
Лопухин А.П. (1852−1904)
Ст. 31−32 Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего
«ЕСЛИ БОГ ЗА НАС, КТО ПРОТИВ НАС?»
Эти слова апостола Павла кажутся парадоксальными (Римлянам. 8. 31). Понятно, что Бог за нас, мы же Его дети. И никто не может одолеть тех, с кем Сам Господь. Но ведь уже с первых дней христианства на верующих начались гонения.
-Так кто же против нас? – спрашиваю протоиерея Александра ЛАВРИНА.
-Никто, – отвечает он.
-Ну и ну! Пожалуйста, объясните подробно.
-«Если Бог за нас, кто против нас?» Когда мы впервые встречаем эти слова как отдельную цитату вне контекста, нам кажется, что они относятся к каким-то масштабным сражениям.
-Но это не так?
— И да, и нет. Слова апостола могут касаться, в том числе, и поля брани. Но важнее, что они предельно актуальны для каждого из нас всегда.
В псалмах царя и пророка Давида сказано: «Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь защититель живота моего, от кого устрашуся?» (Псалом 26. 1-2). Они о том же, о чем писал апостол Павел: если мою жизнь защищает Сам Господь, если Он – мой Спаситель, то кого мне бояться?
Как-то митрополит Антоний Сурожский заметил, что у Иисуса Христа врагов было много, а для Него – ни одного! Поэтому, приоткрывая тайну Своего сердца, Он даёт нам заведомо, казалось бы, неисполнимую заповедь: любите врагов ваших. Но в Евангелии от Иоанна мы читаем: «без Меня не можете творить ничего» (15. 5). Значит, человек может принять и простить врага только тогда, когда посмотрит на него Христовыми глазами.
-Но ведь Сам Господь говорил: «И враги человеку домашние его» (от Матфея. 10. 36). Значит, не всё так просто.
-Да, домашние, вроде бы самые близкие люди… У пророка Давида в псалме есть похожая мысль: «Ты же, человече равнодушне» (равный со мной душой, единомысленник – прим.), оказался предателем (Псалом 54. 14).
Церковь давно уже определила, какие главные враги человеку.
-Какие?
-Страсти, мир и дьявол. Внутри – наша страстность, толкающая нас на грех. Вовне – мир, нас привлекающий и которым так хочется обладать.
-А злой дух наши страсти разжигает.
-Почему самые близкие люди приносят нам самую сильную боль? Потому что с ними у нас самые тесные личные отношения. Родные люди больше всего друг друга ограничивают. Ведь у каждого из нас есть своя воля, свои желания, которые так часто не совпадают.
-И как только родные на нашу волю наступают, сразу становятся врагами?
— От тех, с кем у нас нет этих личных отношений, тоже бывает больно, но не в такой степени. Мы боль проще переживём и быстро забудем. А боль от близких помнится десятилетиями.
-Верно.
Самое высшее, что у нас есть – любовь. Как бы пытливо ни искал человек смысла жизни, он всё равно приходит к любви. Вся литература – о ней! Пытается описать, вникнуть, понять, что же это за феномен. Но именно душевная человеческая любовь как раз и приносит нам больше всего боли, тем самым оказываясь как бы нашим самым большим врагом. С её муками не сравнятся никакие истязания плоти. Боль души может длиться всю жизнь и точить человека.
-Почему вы назвали любовь душевной?
-Потому что духовная – Божия любовь – иная. Она свободна от желания обладания и дарится Богом бескорыстно. А человеческая любовь всегда как бы заявляет свои права на другого. Это – та самая страстность, которая к нашей любви примешивается. Иллюзия неких прав, желание обладания заставляют человека возмущаться, мучиться, печалиться, унывать, замыкаться на своей сердечной боли… Не дают отпустить, примириться, смириться и обратиться в сторону лица Божия.
Порой, в нашем сознании происходит подмена, когда мы свою точку зрения отождествляем с правдой Божией. Перефразируя, это можно было бы выразить так: «Если Господь за меня – то кто теперь против моей воли?»
Но в том-то и дело, что Бог за меня, но Он – и за другого тоже. Причём, за любого другого. Так как для Него первостепенна не житейская справедливость, а спасение человеческой души. Ибо «какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (от Матфея. 16. 26).
В этом смысле Господь и за жертву, и за обидчика. Он желает всем людям спастись «и в разум истины приити» (1 Тимофею. 2. 4).
-А второй враг? Чем нам вредит мир?
-Апостол Иоанн Богослов так сформулировал душевное состояние внешнего человека (а таковыми мы чаще всего и являемся): «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1 Послание. 2. 16). «Похоть плоти» – это желание обладать тем, что нас окружает, привлекает, нравится.
Бог творит мир, чтобы отдать его другим – Своему творению. Он свободен, потому и отдаёт: «сотворим человека… и владычествовать будут они…» (Бытие. 1. 26). Сотворит Бог, а владычествовать будут люди.
Мы же хотим взять, присвоить изначально не своё: на чём бы наш взгляд ни остановился, чего бы ни пожелали. И сразу становимся рабами того, чем стремимся обладать. Другими словами, и здесь та же жажда обладания порабощает человека, делает его несвободным. Рождает зависть, предательство, жестокость…
-Но и тут выбор за нами? Мы можем себя ограничить?
-Ограничить можем. А изменить желания – нет. Для преображения желаний необходимо понять, что «Бог за меня» не в духе сказочной золотой рыбки или волшебной палочки, исполняющих моё желание. Его воля – сделать меня свободным от рабства миру в желаниях (похотях), как и Он Сам.
Князь же мира сего не случайно называется супостатом: он всегда берёт чужое – и предлагает то же самое нам.
-Это мы заговорили о третьем враге.
-Творение – не его, но он хочет им обладать.
-Как и люди. Тут мы следуем за ним?
-Да, наши желания в своей основе разбойничьи. Но в Богемы можем обладать миром и быть свободными от него. Тогда власть осуществляется не ради себя (так – без Бога), а ради тех, кем владеешь.
Это и есть наш самый главный враг – выбор себя, любви к себе. Грех – жало смерти, как сказал апостол Павел (см. 1 Коринфянам. 15. 55). Грех против меня. Поэтому Господь непримирим к нему. Но Бог за меня – и всегда милостив ко грешнику. Человек дорог Ему, несмотря на то, что в этих своих желаниях и поступках совершенно не помнит о Нём.
Есть такая поговорка: «С глаз долой – из сердца вон!» Так вот, каждый из нас именно так ведёт себя, прежде всего – по отношению к Богу.
-Но мы Ему так дороги, что Он берёт на Себя грехи, которые нас убивают?
-Да, и поэтому в основе нашего общения с Ним лежит покаяние. Мы уже рождаемся с душой, больной эгоизмом и эгоцентризмом. Человек появляется на свет – и сразу начинает потреблять этот мир. Простодушно, без всякой злобы. Просто у него такая душа, такое состояние.
-Но мы не можем не потреблять!
-Верно, наш мир так устроен, что все потребляют друг друга. Потому что человек пал. И вместе с ним таким стал мир. Например, братья наши меньшие – животные. Эгоцентризм – их естественное состояние. Всё, к чему привязаны животные, с их т очки зрения, принадлежит им.
Собака может с риском для жизни защищать своего хозяина. Но это не благородство самоотдачи, а «моё – не тронь!» Или животные умирают от тоски, когда их безжалостно бросают хозяева, но только потому, что не могут освободиться от этой крайней степени привязанности. Это не любовь, которая всегда освобождает, отпускает, не насилует, если не видит взаимности.
Только человек может осознать, что «насильно мил не будешь».
Но вспомним, тварь «покорилась суете не добровольно», а потому что человек пал. И теперь «вся тварь… стенает и мучится доныне», ожидая «откровения сынов Божиих» (Римлянам. 8. 20, 22,19).
-Нашего покаянного обращения к Богу: «Прости и помилуй! Верни к Себе!»?
— Да, в послании апостол говорит, что не только тварь, «но и мы в себе стенаем, ожидая усыновления» (Римлянам. 8. 23). Оно даст возможность и твари жить иначе.
-В свободе?
-Совершенно верно. Будет свободен царь – будут свободны и подданные.
В Церковь человека вводит Крещение. В этом Таинстве нам предлагается отречься от духа тьмы, который является создателем эгоистичного и эгоцентричного способа существования. Такого, когда каждый на сто процентов обособлен в самом себе.
-И поэтому совершенно одинок.
-И мы, отрекаясь от сатаны, буквально плюём ему в лицо: «и дуни, и плюни на него!» (из чина Крещения – прим.). Тем самым как бы говорим: ты для нас – ничто, мы хотим жить Божией жизнью. Поэтому после отречения от сатаны Церковь предлагает человеку сочетаться с Христом.
-Сочетаться – значит заключить брак.
-И если человек не сочетается с Ним, то будет жить по законам своего падшего естества, от которых только что отрёкся. А в Евангелии Иисус Христос и учит, и Сам живет – иначе. На Него клевещут, отчуждают, с Ним лукавят, лицемерят, а Он ни от кого не отказывается, объясняет, исцеляет…
И мы сможем увидеть жизнь иными глазами, узнать, как Господь её переживает, чувствует, рассуждает, если сочетаемся с Христом, если Он воцарится в нас.
Вот тогда Христос за нас – и против нас никого нет.
—А как же всё-таки понимать гонения на христиан?
-С первых веков христианства начались эти гонения. Но так же, как для Христа, для самих христианских подвижников врагов не было. Они не считали людей врагами – вообще никого. Потому что Христос – за них.
При Римском императоре Марке Аврелии, знаменитом философе, началось официальное истребление христиан. Префект Каппадокии написал императору письмо и спрашивал, искать ли у христиан какую-то вину или просто казнить их за имя.
-Что ответил император?
-«За имя». Всего два слова. В житиях святых мучеников тех времен встречаются удивительные эпизоды. Христианин висит на дыбе над горящими углями и говорит мучителю: «Как мне жаль, что ты не можешь увидеть и почувствовать то, что вижу и чувствую я!»
-Это о Христе?
-Конечно, не о дыбе. Священное Писание тоже даёт нам подобный пример. Первомученика архидиакона Стефана побивают камнями, а он видит отверстое Небо и молится о своих мучителях. Потому что духом он был во Христе, а Христос – в нём. А если Христос за него – кто против него?
-Святой Стефан чувствовал боль?
-Да, физические муки не исчезали. Иисус Христос на Кресте тоже испытывал мучительную боль человеческим естеством. В Гефсиманском саду Господь ещё говорил: «Отче. да минует Меня чаша сия…» (от Матфея. 26. 39). Но накануне крестных мук Он сказал иерусалимским женщинам: не обо Мне плачьте (см. от Луки. 23. 28). И уже на Кресте: «Отче, прости им, ибо не ведают, что творят» (от Луки. 23. 34).
Причём, эти слова сказаны не только тем людям.
-А кому?
-На все времена каждому человеку лично. Церковь изначально утверждала, что Сына Божия распинали не просто конкретные люди в конкретной исторической ситуации, а человеческий грех – руками конкретных людей.
Но Христос и поныне на Кресте. В таинстве Евхаристии Он даёт Себя грешнику «в снедь хлеба» – как «хлеб, сшедший с небес» (от Иоанна. 6. 41). Следовательно, Господь разделяет с грешниками всю жизнь. Не грех разделяет, а жизнь.
Хотя, продолжая быть страстными, мы живём заботами и хлопотами этого мира, полагая смысл существования в маленьких и «больших» житейских услаждениях, в обладании чем-то и кем-то. В похоти ума, похоти плоти и гордости житейской. Бога мы часто внутренне оставляем. Не думаем о жизни, словах Христа, хотя называемся христианами. Но даже в моменты нашего полного забвения о Нем – Господь всё равно за нас, не отступает и возвращает к Себе.
Беседовала Наталия ГОЛДОВСКАЯ
(Продолжение в следующем номере)
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Если с нами бог какая разница кто против нас если
Тактика Наемников | Война и Military Выживание запись закреплена
Если Бог с тобой- какая разница кто против тебя!?
В январе 1995 года группа разведки нашего спецназа ВДВ, уходя от преследования отрядов чеченских боевиков, укрылась в полуразрушенном здании Госуниверситета Чечни, что недалеко от знаменитой площади «Минутка».
Здесь же на одном из этажей спецназовцы обнаружили бойцов нашей пехоты-это были пацаны «срочники» с капитаном во главе. Объединившись и заняв круговую оборону,наши ребята вступили в бой. Была надежда,что соседи услышат звуки боя и придут на выручку. Со своей неразлучной СВД лейтенант Кравченко делал всё,что могло зависеть от отличного снайпера. И хотя эту работу он делал весьма успешно,ситуация неумолимо ухудшалась. Огонь и натиск «духов» нарастали,а наши возможности таяли.
«Через сутки стало понятно: подмоги не будет. Патроны практически у всех уже закончились, и нас всё сильнее стало охватывать чувство обречённости, предчуствия неминуемой страшной развязки. И вот тогда я, наверное, впервые в жизни так явно, напрямую, взмолился к Богу: «Господи,сделай так,чтобы мы сумели вырваться живыми из этого ада! Если останусь живым-построю Тебе Храм!»
Тут же пришла мысль: надо решаться на прорыв, и как можно скорее. Мы,офицеры,хорошо понимали,что эта отчаянная попытка вырваться безнадёжна и по сути безумна, тем более с такими «вояками-срочниками», совсем еще детьми. Максимум,на что мы надеялись, так это на то, что может хоть кому то удастся вырваться и остаться в живых. Может потом,хоть расскажут о нас.
Все приготовились к этому броску в вечность. Вокруг нас враг непристанно голосил свои заклинания:»Аллах акбар!», давя на психику и пытаясь парализовать волю.
И тут мы как то разом решили, что будем кричать наше русское:»Христос Воскресе!» Это было странное, подсказанное извне решение. Не секрет, что во всех крайних, предельных ситуациях войны мы обычно орали диким, яростным матом.А тут вдруг совсем противоположное-святое: «Христос Воскресе!» И эти удивительные слова,едва мы их произнесли,неожиданно лишили нас страха. Мы вдруг почувствовали такую внутреннюю силу,такую свободу, что все сомнения улетучились. С этими словами, закричав, что есть мочи, мы бросились в прорыв, и началась страшная рукопашная схватка. Выстрелов не было. Лишь звуки страшных ударов и хруст, боевые выкрики, брызги крови, предсмертные хрипы и стоны заколотых и задушенных «духов».
Я стал священником и сейчас строю храм, работаю там же, в войсках. И теперь хорошо понимаю, что от слова, наполненного силой Божией, больше противников поляжет, чем от пули снайперской. И ещё, что самое главное: тем же словом Божиим я теперь больше людей спасти смогу. «
Из воспоминаний священника Николая Кравченко
Если с нами бог какая разница кто против нас если
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Если Бог с нами, то какая разница кто против нас.
Наверное существует множество людей, которые могут заявить, что понимают то, что сейчас происходит в стране и в мире. И далеко не все будут не правы. Каждый со своей колокольни видит определенную часть картинки и даже вполне способен ее проанализировать и выдать некое заключение. Но если кто-нибудь станет утверждать, что совершенно точно представляет себе, чем все сейчас происходящее закончится, то он либо соврет, либо плохо представляет себе всю глубину проблематики. Наступает момент истины и никто, включая Путина, Обаму, Си или тех же пресловутых Ротшильдов и Рокфеллеров не способен контролировать ситуацию. Скорее это сама ситуация начинает вести Игроков и управлять их действиями, вынуждая принимать те или иные решения. И чем все это закончится, знает лишь Всевышний. Может ли быть война? Может и гораздо раньше, чем многие ожидали. Может ли мир пройти по грани и избежать ее? Тоже да, но сделать это гораздо сложнее.
Но обо всем по порядку. Последние события из США и резкое изменение риторики во внешнеполитических вопросах настолько показательны, что заставляют хотя бы допустить правомерность слухов о тихом перевороте, совершенном группой Клинтон и фактическим взятием Обамы в заложники. Тем более, что изменилась не только риторика, но и действия. Недавний инцидент с российскими и американскими самолетами в небе над Сирией тому пример. Другое дело, что воспринимать эти факты можно по-разному. Если Клинтон действительно перехватила рычаги управления в Белом Дому или активно пытается это сделать, это означает не столько ее силу, сколько слабость. Да, с одной стороны, возможности исполнительной власти по воздействию на дальнейший избирательный процесс велики. С другой, любой сбой или отступление назад будут автоматически добавлять куда больше отрицательных баллов, чем при обычной гонке.
На этом фоне отстранение наших легкоатлетов от участия в Олимпийских Играх смотрится даже как-то блекло. И тем не менее тоже далеко не безобидно. Либо мы молча проглотим эту плюху, что покажет нашу слабость. Либо будем вынуждены бойкотировать Олимпиаду в полном объеме. Что тоже далеко не простой выбор, имеющий кучу своих отрицательных сторон. Хорошего выбора в данном случае нет в принципе. Другое дело, что давно пора понять, что практически все международные институты любой направленности не в наших руках, а в руках наших врагов. И действовать исходя именно из этого во всех направлениях. Во многих пророчествах сказано, что весь мир покорится Антихристу, кроме России. И тем не менее Россия победит. А значит совершенно нечего бояться того, что «весь мир», тем более что кавычки оправданы, против нас. Только наша сила и решительность способны дать всем тем, кто на нашей стороне, но молчаливо боится, уверенность и способность к борьбе за самих себя. В этом смысле лично мне понравился отказ РПЦ от участия в Православном Соборе на Кипре. Ибо ничего хорошего от этого мероприятия ждать не приходится.
Не менее показательно и происходящее внутри страны. Возможно знаковых моментов намного больше, но лично я обратил внимание на три момента в последнее время. И, что особенно любопытно, все три связаны с Питером.
Во-первых, переименование моста с присвоением ему имени Ахмада Кадырова. В самом этом акте нет ничего плохого или страшного. Человек, который замирил Чечню, прекратив творившуюся там бойню, справедливости ради надо признать, развязанную и поддерживаемую со всех сторон, в том числе и из Москвы, достоин всяческого уважения. Но вот правильно ли выбран момент для этого действия? Зачем нужно было накалять страсти именно сейчас, когда общество и без того несколько взбудоражено предстоящими парламентскими выборами, а одновременно с этим страна испытывает максимальный уровень внешнего давления с момента распада СССР?
Во-вторых, мемориальная доска Маннергейма. Это уж совершенно точно неприкрытая провокация. Причем, участие в церемонии министра Мединского и главы АП Иванова говорят о том, что либо это провокация организована самой властью, либо раскол в Кремле уже добрался до самых высоких этажей. Причем, первое намного лучше второго. Что же касается самого Маннергейма, то очень забавно описывать свое отношение к произошедшему именно для меня. Во-первых, совершенно недавно в своей книге «Волк..» я как раз пытался продвинуть идею единства всей российской истории, в которой не было однозначно правых и виноватых, которой требуется примирение всех сторон. А чуть раньше в «Последнем шансе» Маннергейм стал одним из эпизодических героев, тоже далеко не отрицательного толка. Впрочем там он не успел совершить то, что сделал в реальной истории во время войны. Но можно сколько угодно размышлять об этих вопросах, и совсем другое начать процесс примирения «красных и белых» с Маннергейма и именно в Петербурге, пережившем страшную блокаду Ленинграда, благодаря стараниям того же Маннергейма. И тем более сделать это столь глупо и в столь неподходящий момент. Впрочем, если это именно провокация, то она могла вполне учитывать именно все эти соображения. И тем самым достигла как раз тех целей, которых и добивалась. Так ли это, увидим уже в этом году.
В текущей ситуации вообще довольно трудно искать повод для оптимизма. Но тем не менее они имеются. И связаны со временем. Наши оппоненты явно торопятся. В том числе и в экономической области. Они не могут снять санкции, ибо это будет ИХ проигрыш по всем статьям. По крайней мере, они не могут снять их до вступления в должность нового президента США. Или он совершенно точно будет не Клинтон. Но и терпеть наши контрсанкции та же Европа уже просто не в состоянии. И наиболее острым периодом в плане убытков и возможных проблем для Европы это ближайшие несколько месяцев. Урожай этого года и его контрактация. Именно потому в том же Питере прямо сейчас вся наша компрадорско-либеральная шушера активно ратует на ПМЭФ за скорейшую отмену санкций, а присланный от Европы агитатор Саркози всячески проталкивает идею о том, чтобы мы сделали это первыми. Ага! Нашли идиотов, хотя многие бы в нашем правительстве или недалеко от него это бы сделали с удовольствием. Ибо страшно.
А Питер? Питер потому, что на Москву у тех, кто мечтает о падении России надежд уже мало. Да и символика столицы революции со столетним юбилеем в следующем году привлекает. Вот только до следующего года еще надо добраться. Все разрешится раньше. Как бы не осенью или даже в конце лета. Не в том плане, что все разрешится и уляжется. Просто появится ясность и примерное направление дальнейших событий без текущего тумана.
Вернусь к тому, с чего начал. Сейчас никто не скажет, чем все закончится. Мы на грани войны и скорее всего уже далеко за гранью фола в политических игрищах. А потому нам осталась верить лишь в себя, свою страну и Всевышнего. И мы победим. Если Бог с нами, то какая разница, кто против нас.