если товар соответствует всем требованиям стандарта то какую градацию качества он имеет
Градации качества потребительских товаров
Градации качества — категория одноименного товара, отличающая между собой установленными значениями показателей качества. Товары разных градаций качества, за исключением опасных могут обеспечивать удовлетворенность потребителей разных сегментов.
Стандартным — признается товар, который соответствует установленным требованиям по всем выбранным показателям. Если хотя бы по одному из определяемых показателей выявлено несоответствие, товару не может быть присвоена стандартная градация, а только пониженная — не стандартная или брак.
К нестандартным относится товар, который не соответствует установленным требованиям по одному или комплексу показателей, но это несоответствие не является критически опасным.
Брак — товар с выявленными устранимыми или не устранимыми несоответствиями по одному или комплексу показателей. Разновидность брака с неустранимыми значительными или критическими дефектами являются отходы. Отходы со значительными несоответствиями установленным требованиям относятся к ликвидным, а с критическим — к неликвидным.
В результате выявления соответствия или не соответствия установленным требованиям все товары по назначению могут быть подразделены на три градации качества:
В оптовой и розничной торговле преобладают потребительские товары первой градации. Товары второй и третьей градации должны своевременно выявляться при приемочной и текущей оценке качества и не допускается к реализации.
Пересортица — один из распространенных способов качественной фальсификации. В зависимости от причин возникновения она может носить объективный и субъективный характер.
Дефекты товаров
Дефект – невыполнение заданного или ожидаемого требования касающегося объекта, включая требования безопасности.
Классификация дефектов:
Качество товаров должно соответствовать требованиям стандартов – Госкомитет судебных экспертиз
Работы у экспертов-товароведов хватает, это связано с изобилием недорогих товаров в магазинах и на рынках, которые не всегда отвечают требованиям качества. «Поверил красивой рекламе, заверениям продавца и приобрел некачественный товар», «холодильник при перевозке получил несколько вмятин», «купил туфли, а они в первый же день «разлетелись». Наверняка, кто-то из нас хоть раз бывал в такой ситуации. Впрочем, случается, что клиент, купивший какой-либо товар, потом требует вернуть деньги за якобы бракованную вещь. Разрешить подобные споры может судебная товароведческая экспертиза.
Начальник сектора строительно-технических, товароведческих и экономических экспертиз управления Государственного комитета судебных экспертиз по Витебской области – государственный судебный эксперт Лилия Липская подчеркнула: сколько бы ни стоил товар, его качество должно соответствовать требованиям стандартов, действующих в Республике Беларусь.
– Правда, далеко не всегда в низком качестве товара виноват продавец. Нередки случаи, когда «спорный» товар был подобран несоответствующего размера или неправильно эксплуатировался. В заключениях экспертов подробно отражаются все возможные причины образования дефектов, как производственного, так и эксплуатационного характера, – отмечает Лилия Липская. – Каждый случай индивидуален. Недавно в суде рассматривалось исковое заявление витебчанки с жалобой на то, что купленный ею комод отечественного производства имеет многочисленные недостатки, проявившиеся после сборки мастером. Ответчик предъявил протокол испытаний (выданный одним из центров стандартизации, метрологии и сертификации) на аналогичный комод. Несмотря на это, экспертом выявлены дефекты, в том числе производственного характера, которые позволили истице получить деньги за некачественную мебель и выиграть суд.
Кроме того, специалистам часто приходится оценивать товар, это требуется, чтобы определить, к примеру, стоимость украденного имущества.
– В прошлом году мужчина украл из уборной одного из злачных заведений часть художественного изделия из бронзы в виде рогов, которое было изготовлено под заказ, стоимость украденного составила 320 рублей, – рассказывает эксперт. – Также был случай, когда украденные часы известного бренда с заявленной стоимостью в 2 тысячи долларов оказались подделкой стоимостью несколько десятков рублей.
Чаще всего экспертам приходится определять стоимость гаджетов – по статистике, их похищают очень часто. Впрочем, есть и «сезонные» объекты краж – велосипеды. Начиная с весны количество желающих угнать чужой велик резко возрастает. Также в своеобразный топ попадают рыболовные снасти, электротовары, стройматериалы.
Всего за год экспертами управления Госкомитета судебных экспертиз по Витебской области проводится около 400 таких исследований. В ближайших планах – организация проведения товароведческих экспертиз в межрайонных отделах управления по Витебской области.
– Гражданам, которые хотят обратиться за решением своих проблем к специалистам, следует помнить, что задача вытекает из вопросов, поставленных инициатором назначения экспертизы. Эксперт решает только те вопросы, которые относятся к его компетенции и требуют применения специальных знаний, поэтому необходимо заранее проконсультироваться со специалистом и правильно сформулировать вопрос, который будет разрешать судебная товароведческая экспертиза. На основании заключения, выданного экспертами управления Госкомитета судебных экспертиз по Витебской области, вы можете обратиться в суд, предъявить претензии продавцу либо разрешить спор с недобросовестным «профессиональным» покупателем.
Показатель качества
В рыночных условиях бизнес не выживет, если не сможет обеспечить конкурентоспособность своей продукции, которая включает в себя множество показателей качества. В статье разберем, основные показатели качества и как их измерить.
Что такое показатели качества продукции
Показатель качества — это наличие определенного количества свойств и характеристик продукции, которые входят в ее качество. С экономической стороны важны только те, которые обеспечивают конкурентные преимущества на рынке.
С позиции потребителя качество представляет собой совокупность характеристик, которые удовлетворяют его потребности. Эти свойства должны соответствовать ожиданиям покупателя и назначению товара.
Факторы, влияющие на качество продукции:
использование современных технологий;
уровень производства, который обеспечивается компанией;
качество применяемого оборудования;
характеристики используемых материалов и комплектующих;
организация трудового процесса (стимулирование и мотивация труда работников);
интенсивность и продолжительность используемых производственных процессов.
Для достижения высоких качественных показателей необходимо уделять внимание всем аспектам работы.
Классификация показателей
Чтобы оценить качество товара, необходимо из множества характеристик выбрать наиболее важные. Для этого рассмотрим их классификацию.
Показатели можно классифицировать по предмету исследования:
Единичные критерии. Позволяют оценивать отдельные свойства.
Комплексные. Помогают составить мнение о совокупности характеристик.
Обобщенные. Оценивают совокупность объектов.
Показатели можно классифицировать по группам:
Эргономические. Оценивают пригодность товара для человека.
Безопасности. Рассматривают вероятность безопасной работы при использовании товара.
Экономические. Оценивают расход сырья, материалов, топлива, энергии.
Эстетические. Включают в себя качество оформления товара.
Эффективности. Определяют, насколько хорошо изделие помогает решать задачи, для которых оно предназначено.
Оценка качества может отличаться на различных этапах жизненного цикла товара:
До начала производства ожидаемые характеристики можно назвать прогнозируемыми.
После того, как произведено планирование, ожидаемые значения можно назвать проектными.
На этапе создания используются производственные показатели.
Эксплуатационные характеризуют использование произведенного товара.
По месту в жизненном цикле
Каждый товар существует в пределах своего жизненного цикла, включающего в себя следующие этапы.
Начальный период
Этап начинается с новой идеи, которую тщательно анализируют с точки зрения производства и ожидаемых качественных характеристик. В это время объективно оценивают привлекательность нового товара для потребителей, проводя маркетинговые исследования. В результате показатели качества продукции становятся более конкретными.
Внедрение в производство
Перед запуском производства необходимо точно оценить перспективы товара. Сначала создаются образцы, затем начинается массовое производство. При помощи маркетинговых исследований можно получить информацию об эксплуатационных характеристиках товара. При необходимости внести изменения в процесс производства и реализации продукции.
Создание рынка и дальнейшие этапы
На этом этапе вопросы исследования качества, отношения потребителей к товарам особенно важны. Они определяют стратегию развития продаж.Теперь показатели качества продукции — это предмет точного измерения.
По потребительским свойствам
Любой товар производят для потребителя. Поэтому важны следующие свойства:
Функциональная полезность. Соответствует ли товар функциональному назначению.
Безопасность в использовании. Товар должен исключать возможность несчастных случаев и не выделять вредные для здоровья и экологии вещества.
Удобство. При использовании товара человек должен ощущать комфорт.
Эстетические характеристики товара. Внешний образ должен привлекать.
Надежность. В этот показатель входит долговечность, ремонтопригодность.
Технические показатели качества продукции
Технические характеристики могут относиться к нескольким группам показателей.
Конструктивные
К этой категории качества продукции относят особенности технического устройства предметов. Например, габаритные размеры, наличие определенных узлов, применение различных технических решений.
Показатели состава и структуры
Здесь рассматривается наличие в продукции химических веществ. Например:
процентное содержание определенных добавок в стали;
массовая доля сахара в продуктах;
количество серы, содержащейся в коксе.
Эти показатели могут определять качество изделий, их долговечность.
Использование сырья
Следует обратить внимание на особенности процесса производства: какое используется сырье, материалы и комплектующие. Насколько экономично производство товаров. С помощью таких показателей качества оценивают уровень затрат.
Экономические показатели
Экономические показатели качества продукции характеризуют затраты, доход и другие характеристики. Чтобы оценить выгоду от производства, нужно изучить следующие показатели:
Доход. Насколько бизнес прибыльный.
Затраты. Они связаны с производством, продажей, послепродажным и гарантийным обслуживанием.
Оптовые и розничные цены.
При продаже важны не только расходы производителя, но и покупателя продукции. Последний, определяя выгодность покупки, будет оценивать суммарные затраты, которые включают в себя: покупную цену, стоимость расходных материалов, покупки запчастей, ремонта, плату за обучение, стоимость эксплуатации, утилизации. Чем меньше совокупная стоимость, тем привлекательнее товар.
По применению для оценки
При использовании критериев качества важно, как производится их оценка. Показатели делятся на следующие группы:
Базовые критерии. При рассмотрении конкретного вида товара их принимают в качестве основы.
Относительные. Их оценивают по отношению к зафиксированной величине.
Определяющие. Показатели применяются для того, чтобы на их основе принять окончательное решение.
По количеству характеризуемых свойств
При исследовании характеристик получают большой объем полезной информации о товаре. Однако наиболее важны показатели, которые служат основанием для принятия решений. Обычно покупателю необходимо знать несколько параметров для этой цели. Показатели относят к следующим категориям:
Единичные показатели. Например, при покупке компьютера может интересовать количество установленной оперативной памяти. Это важная характеристика, но не единственная, которую необходимо принять во внимание.
Комплексные показатели. Одновременно оценивают совокупность нескольких свойств. Например, при покупке роутера покупатель может заинтересоваться, хватит ли сигнала на всю площадь квартиры. При этом он сочтет важным именно это, а не количество частотных диапазонов.
Обобщенные показатели. Характеризует весь комплекс показателей. Например, покупая хлеб, можно оценить его свежесть, не интересуясь подробностями состава.
Иногда может рассматриваться интегральная характеристика. Она комплексная, но еще оценивает соотношение полученных выгод к произведенным затратам.
По возможности оценки
При определении величины этого показателя качества возможны ситуации:
Параметр допускает количественную оценку. Такие данные позволяют точно оценить изделие.
Величина имеет случайную природу. Такая ситуация возникает, если считают количество отказов за определенный период времени. Полученная информация позволяет сделать вероятностную оценку. Для этого применяют методы теории вероятности.
Иногда показатели качества продукции не имеют точного количественного выражения. Например, это относится к оценке, которую ставит дегустатор.
Возможны такие ситуации, когда для проведения оценки отсутствуют объективные данные. Например, эта ситуация может возникнуть при оценке долговечности товара, который только недавно появился на рынке.
Методы измерения показателей качества
Для того, чтобы сделать точную оценку изделия, можно воспользоваться следующими методами:
Измерительный. Использование специальной аппаратуры и приспособлений для объективного получения точных значений. Результат определяется в соответствующих единицах измерения: кг, м, л, Вт и др.
Регистрационный. Метод фиксирует происходящее с товаром в течение определенного периода. Например, может рассматриваться количество отказов, доля бракованных изделий в партии товаров или аналогичные. Этот способ наиболее трудоемкий.
Расчетный. Позволяет вычислять показатели, характеризующие качество продукции, на основе имеющихся данных по формулам.
Наряду с точными методами исследованиями применяются субъективные. В их число входят:
Органолептический метод. Включает описание на основе органов чувств человека. В нем используются зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Эта процедура может, например, использоваться для дегустации продуктов. Этот способ удобен тем, что при его применении нет необходимости использовать дополнительные приспособления.
Экспертный метод. Решение выносит не один человек, а несколько. При этом необходим подходящий уровень квалификации.
Социологический метод исследования. Нужно получить мнение большого количества людей. Для этого проводят опросы, заполняют анкеты и другие аналогичные способы.
Итак, чтобы точно определить значение показателя:
Используют сводную карту дефектов, отказов. Для этого оформляется таблица, в которую заносят информацию о каждом случае.
Применяют непосредственные изменения характеристик.
Показатели берут из предоставленной документации.
Используют корреляционные диаграммы для изучения взаимосвязи между параметрами.
Рисуют причинно-следственные диаграммы для понимания взаимосвязей между показателями.
Проводят статистические исследования, на основе которых показатели вычисляются при помощи методов теории вероятности.
В некоторых случаях показатели качества продукции — средние величины. Это удобно при подсчете затрат, прибыльности. Для этого делают расчеты для партии товара, а потом определяют среднее значение для каждой группы.
Заключение
Качество товаров — важный показатель для бизнеса, так как оказывает существенное влияние на экономику и финансы. Поэтому каждый производитель должен обеспечить высокое качество своей продукции, чтобы быть конкурентоспособным, удовлетворить потребности покупателя и принести прибыль организации.
Простым языком о градации качества товаров: определение, разновидности и порядок уценки при ухудшении свойств
В товароведении предусмотрено такое понятие, как градация качества продуктов. Для простых обывателей этот термин выглядит весьма сложным и запутанным. В настоящей статье простым языком раскрыта суть данного понятия, его назначение, а также существующие разновидности.
Что это такое и для чего нужно?
В общем смысле под градацией подразумевается разделение совокупности однородной продукции на отдельные группы в зависимости от степени соответствия основным показателям качества.
Конкретное определение данного термина отражено в п. 1.3.1 раздела 3 ГОСТ ИСО 9000-2011, в соответствии с которым градация представляет собой сорт, класс, разряд или категорию, которые присваиваются различным требованиям к качеству товаров (процессов, систем), имеющих одинаковое назначение и выполняемые функции.
Градация качества продукции необходима для достижения следующих основных целей:
Определение показателей для пищевой и непродовольственной продукции
Следует отметить, что в зависимости от степени соответствия определенному набору показателей качества все товары можно условно разделить на группы:
Стандартные
К категории стандартных (нормальных) относится качественная продукция, которая полностью соответствует всем заданным показателям качества (какие факторы формируют понятие качественного товара?). В данном случае не допускается отклонение даже по одному из критериев. Стандартные товары признаются полностью пригодными к использованию по назначению и реализуются без каких-либо ограничений.
Нестандартные
Продукция, которая не соответствует нормативам, определяющим качество товаров, относится к категории нестандартных. Данное расхождение может быть выявлено по одному показателю или же по их совокупности.
Главным условием отнесения товаров к разряду нестандартных является отсутствие у выявленного несоответствия характеристик, представляющих опасность для потребителей такого продукта.
В качестве наглядного примера нестандартного изделия можно привести хлеб с уровнем влажности выше установленного нормативного значения.
Еще одной категорией, к которой может быть отнесен товар является брак. Под данным понятием подразумевается несоответствие продукции одному или нескольким показателям качества, что в итоге привело к невозможности ее использования по назначению.
Это может быть, например:
Брак делится на три основных вида:
О товарах ненадлежащего качества подробнее написано здесь.
Устранимый
Значение такой разновидности сразу понятно из его названия. Брак считается устранимым в том случае, если все дефекты, присутствующие в товаре, можно устранить.
Стоит отметить, что после исправления выявленных несоответствий градация товара может поменяться. Так, если все показатели качества будут приведены в норму продукт перейдет в категорию стандартных. Например, если из партии свежих фруктов отобрать подгнившие и испорченные плоды, то она станет стандартной.
Неустранимый
В соответствии с п. 50 раздела 4 ГОСТ 15467-79 брак товара является неустранимым в том случае, если хотя бы один из выявленных дефектов не подлежит исправлению. Под неисправимым дефектом подразумевается такое нарушение качества продукта, которое технически невозможно устранить или же это нецелесообразно с экономической точки зрения.
Отходы
Отходы являются разновидностью брака и характеризуются наличием в товаре неустранимых дефектов, которые в свою очередь делятся на две категории:
Виды по назначению
Помимо вышеперечисленных категорий, существует также иной подход к градации качества продукции. Так, в зависимости от дальнейшего назначения и способа применения, товары делятся на следующие три класса:
Пригодные
В общем понимании под пригодными изделиями подразумеваются такие продукты, которые могут быть использованы по прямому назначению. При этом в отношении них не применяются какие-либо ограничения. Как правило, все стандартные товары относятся к классу пригодных.
Условно пригодные
К данной категории относится продукция, которая может быть использована в качестве корма для скота или направлена на промышленную переработку. При этом она реализуется по заниженным ценам. К условно пригодным товарам в большинстве случаев относятся нестандартные товары, а также бракованные изделия, содержащие устранимые дефекты.
Опасные
К категории опасных относятся неликвидные отходы, которые не могут быть использованы по назначению. При этом их нельзя реализовать даже в качестве корма для животных. Они подлежат уничтожению или утилизации в соответствии с установленными правилами.
Порядок уценки по изменении свойств
Как уже было отмечено выше, в случае изменения градации качества товара в худшую сторону изготовитель в обязательном порядке должен произвести уценку соответствующих изделий. Цена на товар снижается с точки зрения градации качества в случае, если он является нестандартным или же относится к ликвидным отходам.
Порядок осуществления уценки имеет следующий вид:
Таким образом, осуществление градации товаров позволяет контролировать качество выпускаемой продукции и отбраковывать то, что не подлежит реализации. При этом вся совокупность товаров делится на стандартные, нестандартные и бракованные изделия, каждому из которых присущи свои особенности и характеристики.
Градации качества
Градация, класс, сорт — категория или разряд процессов или систем, имеющих одинаковое функциональное применение, присвоенные различным требованиям к качеству продукции (ГОСТ Р ИСО 9000-2001 [4]).
Градация, класс, сорт отражают предусмотренное или установленное различие в требованиях к качеству, которые, в свою очередь, устанавливают взаимосвязь функционального использования и затрат. Ниже приведены возможные результаты сопоставления действительных и базовых показателей качества — градаций и классов качества (рис. 6).
Для принятия окончательного решения о градации качества товара необходимо сравнить действительные и базовые значения по всей номенклатуре выбранных показателей.
Стандартным признается товар, который соответствует установленным требованиям по всем выбранным показателям.
Если хотя бы по одному из определяемых показателей выявлено несоответствие, то товару не может быть присвоена стандартная градация, а только пониженная — нестандартная или брак (отходы).
К нестандартному относится товар, который не соответствует установленным требованиям по одному показателю или комплексу показателей, но это несоответствие не является критическим (опасным). Например, если влажность хлеба выше установленной нормы, то он относится к нестандартному.
Рис. 6. Взаимосвязь оценки с градациями качества товаров по назначению
Брак — товар с выявленными устранимыми или неустранимыми несоответствиями по одному или комплексу показателей.
Различают устранимый и неустранимый брак. После устранения несоответствий градация товара может быть изменена. Если устранение брака способствовало улучшению всех показателей до установленной нормы, то товар признается стандартным. Например, сортировка партии свежих плодов и овощей с отбраковкой дефектных экземпляров приводит к формированию новой партии стандартной продукции.
Разновидностью брака с неустранимыми значительными или критическими дефектами являются отходы. Отходы со значительными несоответствиями установленным требованиям относятся к ликвидным, а с критическими — к неликвидным. Примером ликвидных отходов могут служить кости и шкура мясокопченостей или окислившийся поверхностный слой жира (штафф) у сливочного масла, которые могут быть использованы при условии реализации по пониженным ценам (кости, шкура) или после термической обработки (сливочное масло).
К неликвидным отходам относятся товары, которые не могут быть использованы по назначению из-за несоответствия по показателям безопасности, например товары с биоповреждениями (загнившие, плесневелые, поврежденные грызунами и др.).
В результате выявления соответствия или несоответствия установленным требованиям все товары по назначению могут быть подразделены на три градации качества.
К первой градации относятся товары, пригодные к использованию по назначению. Этот класс представлен стандартными товарами, которые подлежат реализации без каких-либо ограничений.
Вторая градация — товары, условно пригодные для использования по назначению. Принадлежность к данному классу определяется градациями нестандартных товаров или брака с устранимыми дефектами. Условно пригодные товары могут быть реализованы по пониженным ценам или отправлены на промпереработку либо на корм скоту. При их реализации до потребителя должна быть доведена достоверная информация о причинах понижения качества.
Третья градация — опасные товары, непригодные для использования по назначению. К этому классу относятся неликвидные отходы. Эти товары не подлежат реализации, а также поставке для промышленных и кормовых целей. Они должны быть уничтожены или утилизированы с соблюдением определенных правил.
Стандартные товары подразделяются на следующие категории качества: сорта, номера и марки. Наибольшее распространение имеют сорта.
Сортамент товаров. Одной из важных задач оценки качества является установление градаций качества стандартной продукции, которые представлены сортами. Как уже указывалось ранее, сорт — категория качества продукции одного наименования, отличающаяся от другой категории значениями показателей. Совокупность сортов, относящихся к одноименному товару, называется сортаментом.
Различают сортамент природный и товарный.
Природный сортамент — совокупность сортов одноименной продукции, отличающихся характерными анатомо-морфологическими признаками.
Например, природный сортамент яблок включает более 200 сортов, отличающихся формой, основной и покровной окраской плодов, другими показателями. Каждый природный сорт имеет свое, только ему присущее название. Например, сорта яблок: Джонатан, Белый налив. Природный сортамент характерен для пищевых продуктов растительного происхождения.
Для продуктов животного происхождения вместо термина «сорт» применяются иные термины: для крупного рогатого скота — «породы», для птицы — «кроссы». Например, куры мясных и яйценосных кроссов различаются анатомо-морфологическими признаками.
Товарный сортамент — совокупность товарных сортов, различающихся значениями регламентированных НД показателей качества.
Наименования товарных сортов в отличие от природных, как правило, обезличены. В основном бывают высший, 1, 2 и 3-й товарные сорта. Иногда выделяют сорт экстра.
Сортам некоторых товаров дополнительно или взамен присваивают особые наименования. Например, байховый чай подразделяют на следующие товарные сорта: букет, экстра, высший, 1, 2 и 3-й. Сорта ржаной муки — обойный, обдирный и сеяный — присвоены в соответствии с применяемыми помолами тех же наименований.
Следует отметить, что принципиальной разницы между товарными сортами, марками и номерами нет. Все они являются градациями качества товара одного наименования.
Другой задачей оценки качества товаров является выявление несоответствий или дефектов.