есть два вида учетной политики налоговая и для целей бухучета какую можно настроить в 1с
Настройка учетной политики в 1С Бухгалтерия
Настройка учетной политики при применении традиционной системы налогообложения
Процессу настройки учетной политики организации, применяющей ОСН, предшествует корректное заполнение ее начальных реквизитов в разделе «Организации» (включая информацию о применяемой системе налогообложения).
Затем необходимо произвести настройки в предложенных программой вкладках:
Остановимся на процессе настройки некоторых из указанных вкладок.
Процесс настройки включает:
С 01.01.2022 утратит силу ПБУ 6/01 «Учет основных средств», а учет ОС будет регулироваться двумя новыми ФСБУ 6/2020 и 26/2020. Подробнее о них читайте здесь.
Данный раздел учетной политики настраивается в программе по следующему алгоритму:
О том, когда организация может на законных основаниях принять к вычету «авансовый» НДС, читайте в статье «Принятие к вычету НДС с полученных авансов».
Настроив бухгалтерскую программу, можно вывести на печать текстовую версию учетной политики. Как это сделать, узнайте в Типовой ситуации от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Нюансы настройки учетной политики упрощенцами
Применяющие упрощенку компании обязаны вести бухучет (п. 1 закона о бухучете от 06.12.2011 № 402-ФЗ). От обязанности ведения налогового учета они тоже не освобождены.
О том, как организовать бухучет упрощенцу, узнайте из материала «Порядок ведения бухгалтерского учета при УСН».
Для настройки учетной политики в целях налогообложения на вкладке «Учетная политика» потребуется:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Ручную настройку ставки УСН-налога (если она равна 6% или 15%) производить не придется: она устанавливается автоматически в зависимости от выбранного объекта налогообложения. Однако если по закону субъекта РФ предусмотрена возможность ее снижения, потребуется внести ставку налога вручную.
О том, в каком порядке признаются расходы «упрощенца», узнайте из статьи «Перечень расходов при УСН «доходы минус расходы»».
Правильная настройка вкладки «Учетная политика» способствует корректной работе программы и формированию достоверной информации о налоговых обязательствах организации.
Итоги
Применение компьютерных программ для осуществления учетного процесса требует настройки параметров учета в соответствии с принятой организацией учетной политикой. Корректная настройка позволит существенно облегчить учетную работу и даст возможность без проблем формировать достоверную учетную информацию и отчетность.
Учетная политика в 1С 8.3: настройка и изменения
Программа 1С 8.3 «1С:Бухгалтерия», сделанная на платформе «1С:Предприятие», многозадачная и подходит для организации учета различных предприятий. Это и предприятия торговли, и предоставления услуг, и большие производственные холдинги. Она считается универсальной программой и, в общем, ее возможностей хватает для любой деятельности. Но самое важное, с чего стоит начинать работу, это – настройка политики учетной в 1С 8.3 в соответствии с требованиями учета определенного предприятия.
Политика отображает методы ведения бух. учета – оценки мат. запасов/товаров, погашения стоимости активов, методы использования бухгалтерских счетов, способы разнесения расходов косвенных, порядок подсчета себестоимости, порядок налогового обложения и т.д.
Именно поэтому корректное заполнение данных здесь исключает ошибки учета регламентированного.
Приступая к делу, необходимо еще обратить внимание на настройку функций и параметров учета, так как от этого также зависит и наш главный процесс.
Предварительные настройки
Функциональные параметры выставлены по умолчанию, но человек самостоятельным образом может подобрать и настроить лишь нужный ему через «Главное-Настройки», пункт «Функциональность». Этот же пункт есть в разделе «Администрирование-Настройки».
В процессе работы можно отредактировать данные настройки или выключить их вообще.
Чтобы выставить параметры учета перейдем в «Администрирование-Настройки программы».
В этом разделе осуществляется настройка плана счетов, настройка сроков оплаты клиентами и поставщикам, настройки заработной платы, заполнения цен, печати чеков и артикулов.
Нужно ознакомиться с этими настройками, так как они действительно влияют на учет. К примеру, учетного типа политика для производства подразумевает настройку плана счетов, которая устанавливает порядок учета запасов и растрат.
Выполнив первичную настройку можно переходить к главному процессу. Если необходим учет по нескольким предприятиям, то процедура повторяется для каждого из них отдельно. Помните, в процессе работы, настройки можно изменить.
Настройка при вводе новой организации
Если вы впервые начинаете вести учет, то при вводе сведений об организации система предложит вам уточнить вид деятельности (ИП или юр. лицо), а также установить систему налогового обложения.
С этого момента и начинается основной процесс. Программа автоматическим образом занесет первоначальные сведения при сохранении данных о компании. В дальнейшем, перейдя по одной гиперссылке, эти сведения можно изменить в соответствии с обновившимися требованиями учета.
Кроме как из карточки данных, учетная политика предприятия доступна в разделе «Главное-Настройки».
Открыв ее, мы можем изменить иные нужные параметры.
Как таковая настройка разделяется на настройку в бухгалтерского и налогового учета.
Настройка в части бухучета. Способ оценки МПЗ
По средней стоимости – расчет при помощи деления всей стоимости МПЗ на их число, включая остаток на начало месяца и полученные ценности в течение всего периода. Этот способ считается самым популярным.
По ФИФО – расчет осуществляется с учетом хронологического порядка прихода и списания МПЗ. Тут используется следующая схема – «Первый поступил – первый списан». Т.е. те МПЗ, которые поступили в первую очередь на склад, будут списаны первыми.
Способ оценки товаров в рознице
По стоимости приобретения. Этот вариант учета используется только в тех ситуациях, когда ведется количественно-суммовой товарный учет, т.е. по названиям. Данный вариант стоит выбирать, если планируете запустить программу вместе с конфигурацией «1С: Управление торговлей» или «1С:Розница», откуда можно будет взять всю детализацию. Товары будут учтены на счете 41.02 «Товары в РТ (по покупной стоимости)», без использования счета 42 «наценка торговая».
По продажной стоимости. При такой учетной системе, торгового типа наценка учитывается на счете 42 «Торговая наценка». Он необходим для неавтоматизированных точек торговли, когда нельзя поставить на учет каждую товарную единицу.
Если точка автоматизирована или мы можем вести учет товара по названиям, то человек может выбрать, по каким ценам ему будет проще вести их учет.
Настройки счета расходов и выпуска продукции, работ, услуг и иные параметры, связанные с их производством
Главный счет учета затрат заполняется для авто подстановки в бумаги и зависит от типа деятельности компании. Предприятия, занимающиеся производством, эксплуатируют счет 26 «Общехозяйственные расходы», торгового типа организации – 44.01 «Издержки обращения в компаниях, выполняющих торговую деятельность», промышленные и другие предприятия – 44.02 «Коммерческого типа расходы в организациях, выполняющих промышленную и иную производственную работу».
Таким же образом устанавливаются виды деятельности, которыми занимается организация.
Когда предприятие занимается выпуском, производством товаров или осуществляет какие-либо работы и предоставляет услуги, то нужно выставить подходящие галочки – «Выпуск продукции» или «Осуществление работ, предоставление услуг».
При установке галочки об исполнении работ, предоставлении услуг, надо задать порядок списания расходов.
«Без учета выручки» – накопленного типа затраты на счете 20 «Основное производство», в конце месяца, списываются на себестоимость (счет 90.02) вне зависимости от выручки.
«С учетом всей выручки» – этот способ дарит возможность списать затраты, находящиеся на счете 20 по номенклатурным позициям, по которым имеется выручка.
«С учетом выручки только по услугам производственным» – в этом варианте списание затрат со счета 20, осуществляется только по тем номенклатурным группам, по которым была оформлена бумага «Оказание услуг производственных».
Методы распределения общехозяйственных расходов
Если выставлены вышеуказанные галочки, то надо будет установить способ распределения общих расходов.
Возможны 2 вида подсчета себестоимости и включения общих расходов:
Первый способ включения трат в себестоимость продаж заключается в переносе всех имеющихся на счете 26 «Расходы общехозяйственные» на себестоимость в конце месяца на счет 90.08 «Управленческого типа расходы». При этом осуществляется калькуляция только прямых трат.
При втором способе – отнесении общих расходов в себестоимость продукции, услуг, работ осуществляется калькуляция всех трат, и общехозяйственного типа расходы будут занесены в стоимость этих продуктов, работ, услуг, при помощи закрытия счета 26 в конце месяца.
При применении второго способа потребуется задать метод распределения этих растрат.
К примеру, установим метод распределения, счет 26 «Общехозяйственного типа расходы», статья затрат «Прочие расходы», пропорционально выручки от продажи.
Как можно заметить, базой распределения может стать любой показатель. Это и объем выпуска товара, и плановая себестоимость, и оплата работы, а также иные показатели.
Еще, если в учете эксплуатируется счет 25 «Общепроизводственные расходы», то для него придется установить распределительный метод, так как на конец месяца он должен быть закрыт и не иметь остатка.
Настройки расчета себестоимости выпуска
Этот раздел настройки УП устанавливает расчетные настройки себестоимости выпуска продуктов, полуфабрикатов, услуг.
Использование плановой себестоимости выпуска. При выставленной галке в течение месяца выпущенного типа продукция будет учитываться по плановым расценкам и только в конце месяца будет установлена фактическая ее себестоимость. При этом показатель себестоимости плановой может стать основой для распределения трат.
Учитываются отклонения от себестоимости плановой. При выставленной галочке, для учета отклонения от подобной себестоимости, будет использоваться счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)».
Определяется себестоимость полуфабрикатов. Эта галочка ставится для ведения учета полуфабрикатов с применением счета 21 «Полуфабрикаты собственного производства».
Определяется себестоимость услуг своего подразделения. Если у вас в компании есть подразделения, оказывающие услуги иным подразделениям, то нужно поставить данную галочку. К примеру, ремонтные, транспортного типа услуги, услуги котельной, которая предоставляет тепло и воду в иные подразделения и т.п. Эти траты учитываются на счете 23 «Производства вспомогательные».
Другие настройки
Следующая группа настроек регламентирует применение счета 57 «Переводы в пути», формирование резерва по сомнительным задолженностям и учет отложенных обязательств и налоговых активов.
Счет 57 «Переводы в пути» применяется в случаях, если деньги, предназначенные для перевода на расчетный счет, сданы в банковскую организацию, но еще не зачислены, для учета средств, передаваемых в банк через инкассацию, при отображении операций покупки или реализации иностранной валюты. Этот счет также требуется при отображении операций, когда оплата реализации осуществляется с помощью терминалов или через виртуальные магазины.
Учет отложенных обязательств и налоговых активов
Этот раздел отображает настройку ведения учета – с использованием ПБУ 18 или без его применения. Некоторые предприятия могут не использовать данное положение, к примеру, субъекты малого предпринимательства.
Компании, считающиеся плательщиками налога на прибыль, обязаны вести учет в соответствии с правилами.
В зависимости от типа деятельности предприятия и требований учетной политики, требуется установить переключатель в нужное положение.
Состав форм бухгалтерской отчетности
При вводе сведений о компании мы выбирали систему налогового обложения, которая и установила нам состав форм бух. отчетности. Но при необходимости в этой настройке мы может ее изменить, выставив отметку на определенном параметре – Полный, для небольших предприятий, для некоммерческих организаций.
Настройка в части налогового учета
Для этой настройки надо перейти по ссылке «Настройка налогов и отчетов».
Во всплывшем окне, переходя по разделам меню, можно произвести настройку налогов и отчетности вашей компании.
Изменение учетной политики
Иногда возникает потребность внести изменения в УП предприятия. Это могут быть случаи:
Согласно части 7 статьи 8 Закона № 402-ФЗ, п. 12 ПБУ 1/2008 поправки, занесенные в учетную политику, получают правовую силу с 1 января года, следующего за годом их утверждения, кроме случаев срочной необходимости изменений. К примеру, изменение в законе.
При корректировании параметров настроек УП в окне настройки отображается месяц, с которого будут приняты поправки.
Перейдя по ссылке «История изменений», можно посмотреть сведения, которые подвергались изменениям в определенное время.
Нажав кнопку «Печать» можно получить печатные формы документации по УП.
В печатных формах можно увидеть выставленные настройки.
Стоит еще раз выделить, что от правильности настройки УП напрямую зависит правильность ведения бухучета. Как мы видели, некоторые параметры определяют применение конкретных счетов в учете. Если они не будут включены, то нельзя будет их использовать. Поэтому эта настройка влияет не только на порядок расчета различных показателей, но и на функциональность ПО.
Составление учетной политики организации в 2021 году в 1С:Бухгалтерии 8
Что такое учетная политика и зачем она нужна
В настоящее время федеральными стандартами бухгалтерского учета предусматривается сразу несколько способов применения счетов бухучета, оценки активов и обязательств, погашения их стоимости, проведения инвентаризации и осуществления документооборота. Организации не вправе произвольно применять все эти способы параллельно друг с другом и должны из всей совокупности методов ведения бухучета выбрать те, которые подходят лично им. Выбранные способы ведения бухучета закрепляются в таком обязательном документе, как учетная политика организации.
В самом общем виде учетная политика – это избранные организацией методы и способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, амортизации основных средств, применения регистров бухучета, а также обработки информации.
Учетная политика позволяет ответить на вопрос, каким именно образом та или иная организация учитывает свои затраты, оценивает ОС, НМА, производственные запасы, незавершенное производство, готовую продукцию и признает прибыль от продажи продукции. В ней закрепляются все применяемые организацией методы первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
Отсутствие учетной политики вызывает затруднения в определении того, насколько правильно организация ведет оценку своих активов, затрат, прибыли и в конечном счете рассчитывает и уплачивает налоги.
В связи с этим учетная политика обязательна для всех без исключения организаций, осуществляющих экономическую деятельность и обязанных вести бухгалтерский учет.
Несоблюдение правил учетной политики расценивается как грубое нарушение правил учета доходов и расходов по ст. 120 НК РФ. Минимальный штраф по данной норме составляет 10 000 рублей. Максимальный же штраф, который назначается за несоблюдение учетной политики, приведшее к занижению налоговой базы, составляет 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 рублей.
Как сформировать и утвердить учетную политику организации в 2021 году
Учетную политику организация формирует самостоятельно, но с соблюдением ряда обязательных требований. Данные требования установлены в том числе положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденным приказом Минфина от 06.10.2008 № 106н.
Так, в отношении каждого объекта выбирается один из способов ведения бухучета, допускаемых федеральными стандартами.
Если по какому-либо объекту способ ведения учета стандартами не установлен, то организация вправе самостоятельно его разработать и утвердить (ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). По общему правилу организация выбирает способы ведения бухучета независимо от всех прочих организаций.
Но если головная организация утверждает собственные стандарты бухгалтерского учета, обязательные к применению его дочерними предприятиями, то дочерние общества обязаны выбрать способы ведения бухгалтерского учета исключительно исходя из утвержденных организацией стандартов (п. 5.1 приказа Минфина от 06.10.2008 № 106н).
В свою очередь организации, применяющие упрощенные способы учета, при отсутствии в ПБУ соответствующих способов учета по конкретному вопросу вправе формировать учетную политику, руководствуясь исключительно требованием рациональности.
При этом учетная политика каждой организации в обязательном порядке должна содержать следующие элементы (п. 4 приказа Минфина от 06.10.2008 № 106н):
Учетная политика организации формируется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации соответствующей организационно-распорядительной документацией. В частности, учетная политика может утверждаться приказом или распоряжением генерального директора организации (п. 8 приказа Минфина от 06.10.2008 № 106н).
Все существенные способы ведения бухучета, утвержденные в учетной политике, подлежат раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.
При этом в промежуточной бухотчетности информацию об учетной политике организации указывать не обязательно. Исключения составляют случаи внесения изменений в учетную политику (приказ Минфина от 28.04.2017 № 69н).
Порядок применения и изменения учетной политики в 2021 году
Учетная политика должна применяться последовательно из года в год. Утвержденная организацией учетная политика обязательна к применению всеми ее филиалами, представительствами и иными подразделениями, включая выделенные на отдельный баланс, независимо от их места нахождения.
Вновь созданные организации и организации, возникшие в результате реорганизации, должны разработать и утвердить учетную политику не позднее 90 дней со дня своей госрегистрации. В таких случаях учетная политика будет считаться применяемой со дня такой регистрации.
При этом в ряде случаев организация может вносить в свою учетную политику изменения. Так, изменение учетной политики допускается в следующих случаях (ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»):
Изменение учетной политики производится с начала отчетного года. Все изменения вносятся на основании распоряжения или приказа директора организации.
Последствия изменений, способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, должны оцениваться в денежном выражении. Оценка производится на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета (п. 13 приказа Минфина от 06.10.2008 № 106н).
Изменения, способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности.
Кроме того, при изменении учетной политики организация должна указать причину и содержание таких изменений, суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье отчетности, а также сумму соответствующей корректировки, относящейся к прошлым отчетным периодам (п. 21 приказа Минфина от 06.10.2008 № 106н).
Как настроить и распечатать учетную политику организации в «1С:Бухгалтерии 8»
В «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0 настройки учетной политики выполняются в форме Учетная политика (рис. 1).
Рис. 1. Регистр «Учетная политика»
Перейти к форме можно из раздела Главное либо непосредственно из карточки организации по гиперссылке Учетная политика.
Выполненные настройки сохраняются в виде записи регистра сведений Учетная политика и действуют начиная с даты, указанной в поле Применять с. Каждая запись регистра характеризует состояние учетной политики организации за определенный период. Перейти к списку настроек учетной политики можно по гиперссылке История изменений.
Учетная политика определяет правила бухгалтерского учета. Настройки для целей налогового учета выполняются в отдельной форме Настройки налогов и отчетов (рис. 2), которая доступна из раздела Главное по гиперссылке Налоги и отчеты.
Рис. 2. Настройки налогов
Программа позволяет сформировать комплект макетов печатных форм приказа об учетной политике вместе с приложениями в соответствии с заданными настройками.
Это можно сделать по кнопке Печать из формы Учетная политика (рис. 1) либо из списка настроек учетной политики, предварительно выделив курсором требуемую запись регистра Учетная политика (рис. 3).
Рис. 3. Список настроек учетной политики
Программа предлагает следующий комплект макетов печатных форм:
Приказ об учетной политике (рис. 4);
Учетная политика по бухгалтерскому учету (Приложение № 1 к Приказу);
Рабочий план счетов (Приложение № 2 к Приказу);
Формы первичных документов (Приложение № 3 к Приказу);
Регистры бухгалтерского учета (Приложение № 4 к Приказу);
Учетная политика по налоговому учету (Приложение № 5 к Приказу);
Регистры налогового учета (Приложение № 6 к Приказу).
Рис. 4. Макет Приказа
Состав разделов и подразделов учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета (Приложения № 1 и № 5) зависит от используемой функциональности программы в целом (раздел Главное – Функциональность), а также от применяемой системы налогообложения и выполненных настроек учетной политики для конкретной организации. Например:
если в организации не используются нематериальные активы и в программе отключена соответствующая функциональность по учету НМА (форма Функциональность программы – Нематериальные активы), то в макетах печатных форм Учетная политика по бухгалтерскому учету и Учетная политика по налоговому учету будут отсутствовать подразделы, относящиеся к учету НМА и НИОКР;
если в программе отключена функциональность по учету спецодежды, оборудования и инструментов (форма Функциональность программы – Запасы), то в макете Учетная политика по налоговому учету будет отсутствовать подраздел, посвященный учету таких спецпредметов для целей налогообложения прибыли;
если организация не выпускает продукцию и не выполняет работы производственного характера, то в макетах печатных форм учетной политики по бухгалтерскому и налоговому учету будут отсутствовать подразделы, посвященные незавершенному производству и готовой продукции;
если организация применяет упрощенную систему налогообложения, то в макете Учетная политика по налоговому учету будет содержаться только раздел Налог на доходы физических лиц, а в макете Регистры налогового учета будут отсутствовать формы регистров налогового учета по налогу на прибыль;
раздел Налоговый учет по налогу на добавленную стоимость будет включен в макет учетной политики по налоговому учету, только если организация ведет раздельный учет НДС.
Обратите внимание, что предлагаемые варианты макетов печатных форм Учетная политика по бухгалтерскому учету (Приложение № 1) и Учетная политика по налоговому учету (Приложение № 5) ориентированы прежде всего на предприятия малого бизнеса и формируются по принципу разумного и необходимого минимума.
Пользователь самостоятельно может внести любые дополнения в макеты печатных форм бухгалтерской и/или налоговой учетной политики. Для этого в командной панели формы предназначены кнопки редактирования (рис. 5).
Рис. 5. Фрагмент макета печатной формы бухгалтерской учетной политики
Некоторые положения учетной политики отражены в макетах по умолчанию и при необходимости должны быть отредактированы пользователем.
Например, если с нового года в организации поменялись методы определения прямых расходов, то в регистре Настройки налогов и отчетов в разделе Налог на прибыль (рис. 2) следует перейти по гиперссылке Перечень прямых расходов и указать правила, отличные от правил, установленных для предыдущего налогового периода. Помимо этого, указанные изменения надо отразить в Приложении № 5 к Приказу.
При помощи кнопки Сохранить скорректированные макеты учетной политики (Приложения № 1 и № 5) можно сохранить в файл в формате htm. В этом же формате можно сохранить и сам приказ.
Рабочий план счетов оформляется в виде Приложения № 2 к Приказу об учетной политике (рис. 6).
Рис. 6. Фрагмент Плана счетов
В Приложении № 3 к Приказу об учетной политике представлены перечень и формы применяемых организацией первичных учетных документов (рис. 7).
Рис. 7. Формы первичных документов
В перечне первичных учетных документов содержатся как регламентированные законодательством формы (например, универсальный корректировочный документ, приходный кассовый ордер (КО-1), товарная накладная ТОРГ-12 и т. д.), так и другие формы, реализованные в программе (например, акт на списание материалов, разнообразные справки-расчеты и т. д.). Печатные формы первичных документов, не регламентированных законодательством, по умолчанию помечены флагами в настройках печатных форм и автоматически включаются в Приложение № 3 при печати.
Если какая-либо форма не используется организацией, ее следует убрать из перечня. Если эта форма нерегламентированная, то в настройках печатных форм потребуется отключить соответствующий флаг.
Перечень и формы используемых организацией регистров бухгалтерского учета включены в Приложение № 4 к Приказу об учетной политике (рис. 8).
Рис. 8. Регистры бухгалтерского учета
Перечень и формы регистров налогового учета представлены в Приложении № 6 (рис. 9).
Рис. 9. Регистры налогового учета
Неиспользуемые регистры бухгалтерского и налогового учета следует удалить из перечня и отключить соответствующие флаги в настройках печатных форм.
При внесении дополнений или изменений в учетную политику проще всего распечатать новый приказ об учетной политике с новым комплектом приложений к нему. Либо можно отредактировать предлагаемые файлы и оформить приказ о дополнении в учетную политику с внесением нового раздела или с изменением формулировки уже существующего раздела учетной политики организации.