есть гуманитарные науки а есть еще какие
История появления
Прародительницей гуманитарных наук была философия. Платон, Сократ, Аристотель и другие мыслители были уверены, что многообразие окружающего мира можно подвергнуть научному исследованию. В Средние века философия приобрела теологические черты, и естественные науки отделились от нее. Социальные же предметы оставались под контролем церкви, так как предметом познания было поведение людей, которое тесно связано с божественным.
Переломный момент наступил в XVIII веке. Ученый Д’Аламбер объединил следующие науки:
Именно Д’Аламбер первым положил начало для разделения наук на гуманитарные и точные. После него во французских школах прошли реформы. В университетские дисциплины предметы начали складывать только в XIX веке. Их объединили под названием «науки о душе».
В современном мире в категорию гуманитарных попадает множество предметов — философия, риторика, психология, педагогика и т. д. У этих наук есть множество вспомогательных дисциплин, которые сложно перечислить.
Особенности понятия
Некоторые люди ошибочно считают, что склонность к гуманитарности является показателем низкого интеллекта. На самом деле такие науки исследуют человека, его духовную, умственную, нравственную, культурную и общественную деятельность.
В какой-то степени они противопоставляются биологии, химии и другим естественным наукам. На практике эти сферы часто дополняют друг друга. В психологии условно выделяют несколько типов людей, которые имеют склонности к разным видам деятельности. Гуманитарий — это индивид, который имеет способности к изучению человека и его занятий. Часто у такого ребенка появляются таланты в области изучения родного и иностранных языков, истории, литературы и т. п. В современном мире к гуманитарным наукам относятся:
Этот перечень неполный, так как внутри наук есть множество отраслей. Многие дисциплины связаны между собой. Естественные предметы изучают природные явления, а точные области посвящены рассмотрению закономерностей и их проверки экспериментальным путем.
Основная роль
В современной массовой культуре принято рассматривать гуманитарные предметы как ненужные. Специалисты этой сферы считаются ограниченными и неприспособленными для другой работы. На самом деле гуманитарная область играет важную роль в обществе. Она изучает отношение человечества к миру, определяет место людей в жизни планеты и пытается выяснить, что нужно предпринять для предотвращения экологических катастроф.
Гуманитарная сфера исследует проблемы этики, эстетики, культуры, истории и т. п. Вся эта информация позволяет не допускать ошибок прошлого. Новые идеи позволяют менять общество, например, специалисты начинают применять в педагогике иные методы обучения и воспитания. Еще одна задача области — это предотвращение катастроф. Ученые задумываются о том, приведут ли их изобретения к положительным результатам и не опасны ли они для общества.
Гуманитарные предметы очень востребованы в современном мире. Они дополняют точные и естественные области человеческого знания.
Среди известных ученых — А. Маслоу, А. Адлер, Д. Дьюи и т. д.
Есть гуманитарные науки а есть еще какие
КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЛАСТЕЙ НАУКИ
(в соответствии с Номенклатурой научных специальностей,
по которым присуждаются ученые степени, утвержденной
приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 23 октября 2017 г. N 1027
(зарегистрирован Минюстом России 20 ноября 2017 г.,
регистрационный N 48962)
Группы научных специальностей, научные специальности
1. Естественные науки
Клеточная биология, цитология, гистология (03.03.04)
Науки о Земле (25.00.00) (кроме экономической, социальной, политической и рекреационной географии (25.00.24), обогащения полезных ископаемых (25.00.13), технологии и техники геологоразведочных работ (25.00.14), технологии бурения и освоения скважин (25.00.15), горнопромышленной и нефтегазопромысловой геологии, геофизики, маркшейдерского дела и геометрии недр (25.00.16), разработки и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений (25.00.17), технологии освоения морских месторождений полезных ископаемых (25.00.18), строительства и эксплуатации нефтегазопроводов, баз и хранилищ (25.00.19), геомеханики, разрушения горных пород, рудничной аэрогазодинамики и горной теплофизики (25.00.20), теоретических основ проектирования горнотехнических систем (25.00.21), геотехнологии (подземной, открытой и строительной) (25.00.22)
2. Технические науки
Инженерная геометрия и компьютерная графика (05.01.00)
Машиностроение и машиноведение (05.02.00)
Энергетическое, металлургическое и химическое машиностроение (05.04.00)
Транспортное, горное и строительное машиностроение (05.05.00)
Авиационная и ракетно-космическая техника (05.07.00)
Приборостроение, метрология и информационно-измерительные приборы и системы (05.11.00)
Радиотехника и связь (05.12.00)
Информатика, вычислительная техника и управление (05.13.00)
Металлургия и материаловедение (05.16.00)
Технология продовольственных продуктов (05.18.00)
Технология материалов и изделий текстильной и легкой промышленности (05.19.00)
Процессы и машины агроинженерных систем (05.20.00)
Технология, машины и оборудование лесозаготовок, лесного хозяйства, деревопереработки и химической переработки биомассы дерева (05.21.00)
Строительство и архитектура (05.23.00) кроме теории и истории архитектуры, реставрации и реконструкции историко-архитектурного наследия (05.23.20)
Безопасность деятельности человека (05.26.00)
Обогащение полезных ископаемых (25.00.13)
Технология и техника геологоразведочных работ (25.00.14)
Технология бурения и освоения скважин (25.00.15)
Горнопромышленная и нефтегазопромысловая геология, геофизика, маркшейдерское дело и геометрия недр (25.00.16)
Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений (25.00.17)
Технология освоения морских месторождений полезных ископаемых (25.00.18)
Строительство и эксплуатация нефтегазопроводов, баз и хранилищ (25.00.19)
Геомеханика, разрушение горных пород, рудничная аэрогазодинамика и горная теплофизика (25.00.20)
Теоретические основы проектирования горнотехнических систем (25.00.21)
Геотехнология (подземная, открытая и строительная) (25.00.22)
3. Медицинские науки
Физиология (03.03.00), кроме клеточной биологии, цитологии, гистологии (03.03.04)
4. Сельскохозяйственные науки
Ветеринария и зоотехния (06.02.00)
5. Общественные науки
Психология (19.00.00), кроме психофизиологии (19.00.02)
Другие общественные науки: экономическая, социальная, политическая и рекреационная география (25.00.24); журналистика (10.01.10)
6. Гуманитарные науки
История и археология (07.00.00)
Литературоведение (10.01.00), кроме журналистики (10.01.10)
Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия (05.23.20)
Гуманитарные науки
Содержание
История возникновения
Можно также отметить трансформацию традиционного разделения наук, ведущего свою историю от Аристотеля по линии Кант — Коген — Бахтин. А именно — разделение логического, этического, эстетического и совершенно особым образом религиозного опыта ответственности.
Здесь мы в первую очередь имеем дело с когеновской идеей заданности исследования выбранным способом и отношением к описанию или же, говоря словами Г. Когена, «методология подхода конституирует предмет исследования».
Предмет и метод
В статье «Время картины мира» Мартина Хайдеггера мы читаем, что в гуманитарных науках критика источников (их обнаружение, выборка, проверка, использование, сохранение и истолкование) соответствует экспериментальному исследованию природы в науках естественных.
Но основная задача гуманитарного исследования, по мнению Бахтина, заключается в проблеме понимания речи и текста как объективаций производящей культуры. В гуманитарных науках понимание проходит через текст — через вопрошание к тексту, чтобы услышать то, что может только, сказаться: намерения, основания, причины цели, замыслы автора. Это понимание смысла высказывания движется в модусе анализа речи или текста, событие жизни которого, «то есть его подлинная сущность, всегда развивается на рубеже двух сознаний, двух субъектов» [3] (это встреча двух авторов).
Т. о. первичной данностью всех дисциплин гуманитарных наук является речь и текст, а основным методом становится реконструкция смысла и герменевтическое исследование.
Науки или дисциплины?
К. О. Апель в работе «Трансформация философии» (1973) пишет следующее: «Эти дисциплины, например, разновидности филологии, просто-напросто не входят в теорию науки неопозитивизма — обстоятельство, которое, конечно, может быть связано и с тем, что в англоязычных странах «humanities» — «гуманитарные дисциплины» — всё ещё понимаются из донаучного горизонта гуманистических «artes» — «искусств», — в частности, риторики и критики литературы, тогда как понятие «science» — «науки» — продолжает ориентироваться на идеал естественно-научного метода.
Технари vs Гуманитарии: разрешаем вечный спор
Никогда не утихнут споры, кто круче: технари или гуманитарии. Если подробнее разобраться в классификации, то становится понятно, что в этом вечном баттле не две стороны, а четыре. Адукар расскажет о них и выступит в защиту каждой.
Кроме гуманитарных и технических выделяются социальные и естественные науки. На фото физик-теоретик Стивен Хокинг и актёр Джим Парсонс, сыгравший роль такого же учёного Шелдона Купера в сериале «Теория большого взрыва»
Естественные науки
К ним относится всё, что связано с изучением космоса (астрономия, астрофизика, космология), нашей планеты (геология, геофизика, геохимия), физических, химических, биологических систем и процессов (физика, химия, биология), человека, его происхождения и эволюции (анатомия ). К профессиям этого типа относятся эколог, космонавт, стоматолог, медсестра и многие другие. Люди, которые работают в этих сферах, отличаются аналитическим складом ума, обладают фантазией и интуицией. Они настойчивы, полны энтузиазма, наблюдательны, честны перед самим собой и природой. Желаешь связать свою жизнь с естественными науками — начинай тренировать логику, память, умения абстрагироваться и концентрироваться.
Технические науки
Они основываются на естественнонаучных знаниях. Технари изучают, создают, совершенствуют различных формы и направления техники (теплотехника, радиотехника, электротехника и многое другое). Математические способности, конечно, имеют большое значение для успешности человека в технических специальностях. Но нельзя забывать о том, что необходимо хорошо уметь воспринимать мир визуально и анализировать эту информацию и обладать высоким уровнем развития внимания. Люди, которые имею склонность к техническим наукам, часто встречаются среди архитекторов, строителей, инженеров, системных администраторов и других.
Общественные науки
Таковые включают в себя специальности, изучающие общество (экономика, социология, политология, юриспруденция ). Как правило, для представителей этой сферы особенно важно умение общаться с людьми и налаживать контакты в обществе. Им необходимо постоянно анализировать, запоминать огромные объёмы информации и уметь правильно применять её на практике. Чаще всего люди, которые хорошо разбираются в общественных науках, реализуют себя в профессиях юриста, судьи, социолога, менеджера и других.
Гуманитарные науки
Они имеют отношение к духовному миру человека, взаимодействию с окружающей средой, обществом, (педагогика, психология, конфликтология и др.).
Успешность в двух последних сферах не обеспечивается просто способностями к речи и языку. Для одних профессий важны хорошая память и склонность анализировать (например, для юриста или учёного-историка), а для других — хорошо выстроенная речь и яркое воображение (для журналиста, педагога). Кроме того, существуют профессии, в которых даже блестящее развитие способностей не принесёт успеха, если нет необходимых качеств характера. Это такие профессии, как психолог, дефектолог или культуролог.
Людям со смешанными способностями подходит работа в междисциплинарной сфере. При изучении лингвистики и социологии, нужно разбираться и в математике, и в языке, а для преподавания технических дисциплин необходимы гуманитарные способности. Чтобы освоить экономические специальности нужны оба типа
Блоки наук ни в коем случае не изолированные системы. Между ними существует крепкая связь. Одни и те же могут частично входить в разные группы (эргономика, медицина, экология, инженерная психология и др.). Общественные и гуманитарные науки взаимодействуют весьма активно (история, этика, эстетика ) и порой сложно определить их место в классификации. Постигать профессии, основанные на нескольких областях знаний, всегда интересно. Специалисты, например, в физической медицине — уникальные востребованные кадры.
Особое место в классификации занимают философия, математика, кибернетика, информатика. Они полезны почти в любой познавательной или производственной деятельности. Репродукция Жака-Луи Давида «Смерть Сократа»
Помни, что индивидуальность человека далеко не всегда вписывается в эти рамки. Чистых «гуманитариев» и «технарей» в природе не бывает. Все разделы человеческого знания полезны в равной мере. Было бы неправильно умалять значение любого из них. Каждый, отыскав свою сферу не только по способностям, но и по желаниям, может внести в наш мир ещё немного ясности и прогресса.
Выбирай тип, который ближе тебе, и ищи место, где можно получить твою профессию, в нашем каталоге. А если до сих пор не уверен, к какому типу относишься, есть прекрасная возможность это выяснить. Обратись к психологу-профориентологу, который расскажет всё об особенностях твоего характера и поможет выбрать карьеру по душе.
Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:
Гуманитариев нет
Физики vs Лирики
Технари vs Гуманитарии
Естественные науки vs Гуманитарные науки
Достаточно вбить в google эти строчки и вам откроются мегабайты текстов с различным видом троллинга. Иногда попадаются и вовсе замечательные пассажи-стереотипы.
Каждый божий день мы сталкиваемся с этим бесконечным противостоянием! Технари постоянно негодуют по поводу тупости или ненужности гуманитариев, гуманитарии пытаются отстоять свою необходимость и нападают в ответ. Конечно, находятся люди, которые пытаются найти компромисс и доказать востребованность и тех и других. Но… на следующий день все опять начинается по новой.
Создание стереотипов и приклеивание ярлыков — отличный механизм упрощения реальности, позволяющих особо не загружать мозг. Особенно просто, когда реальность представляется дихотомической — положительное/отрицательное, свой/чужой, мало/много и т.д. — наш случай, как вы, надеюсь, поняли, представляет собой тоже самое.
Итак, есть ли какой-нибудь смысл в подобных ярлыках «гуманитария» и «технаря»? Полезны ли они или наоборот представляют опасность?
PS 1. Предвосхищая вопросы: я неплохо разбираюсь в математике и ИТ, при этом занимаюсь музыкой и получаю экономическое образование
2. Под катом много букв, так что если хотите — можете считать меня «типичным гуманитарием»
3. Перед тем как минусовать, прошу сначала аргументировать свою точку зрения.
Самая главная опасность заключается в том, что этот текст продолжает воспроизводить уже сложившийся стереотип, противопоставляющий сущности. Если перестать говорить об этом и заниматься своим делом — миф рассеется и может быть этих вымышленных идиотов-гуманитариев станет меньше. Все о чем, я сейчас говорю, может для многих показаться не совсем очевидным, поэтому начнем по порядку:
Необходимо как-то операционализировать заданные понятия, определить их. Но, надо сразу сказать, единого понимания проблемы вы нигде не увидите.
Технарь — инженер. Имеет способности к точным наукам, Рационален.
Гуманитарий — человек искусства. Имеет художественные способности. Эмоционален.
Часто можно встретить что-то подобное:
Гуманитарное мышление — отсутствие математического. Если ты не можешь решить этот дифур — ты гуманитарий. Гуманитарные науки же синоним болтологии
Так что защитники гуманитариев сразу вспомнят:
Мышление технаря — это неспособность выразить свои мысли. Если ты плохо говоришь и не можешь написать нормальное эссе — значит ты технарь.
Присмотревшись к определениям гуманитариев и технарей можно заметить, что они не противоречат друг другу.
Вы думаете, что я сейчас скажу, что можно сочетать в себе, как те, так и другие качества? Да, верно — действительно можно. Но факт в том, что большинство людей ухитряются сочетать в себе отсутствие как математических, так и художественных способностей. Они не могут, как решить уравнение, так и сказать или написать что-то красивое. Более того, они не просто не могут это сделать — им это просто не нужно. Когда ты работаешь продавцом в магазине, уборщиком, кондуктором, охранником, а так же в других 70% профессиях, противопоставление гуманитарий/технарь для тебя просто не имеет смысла.
Но все это можно простить — все эти термины обыденные. Однако такое мышление закрадывается и в академическую область:
В большинстве случаев у нас выделяют гуманитарные, естественные и технические науки. Здесь конечно, уже можно увидеть кое-что новое, однако след обсуждаемого стереотипа на лицо.
Что же такого плохого в этой классификации, скажите вы?
Прежде всего, она не соответствует мировым стандартам и практикам, что мешает интеграции отечественной науки в мировое ученое сообщество.
Английское слово «science» уже само по себе, без всяких приставок предполагает естественность и эмпиричность. Противопоставляется термину «science» — другая группа академических дисциплин под общим названием «humanities» (триада — филология, теология, философия). Стоит ли говорить, что в данном контексте, само словосочетание «гуманитарные науки» является оксюмороном. Так что запомните! Гуманитарных наук не существует! Услышать о них вы можете лишь на постсоветском пространстве. В связи с этим всякие опусы вроде «Я негодую! Как можно считать филологию и другие гум.дисциплины наукой?» являются бессмысленным.
Все было бы хорошо, но какое-то время назад появился гибрид «humanities» и «science» — «social science» (что привело к тому, что просто «science» пришлось переименовывать в «natural science». У советской традиции такой проблемы не было — все «не технарское» запихнули в категорию «гуманитарные науки». Между тем, так называемые «технические науки» на Западе зачастую науками и не считаются, а называются просто «engineering» (некоторые правда называются «applied science»).
Что касается «социальных наук», то среди них существует очень большая дифференциация. Например, история и право стоит как раз на границе между «humanities» и «social science» и зачастую отнесение к той или иной категории будет зависеть от конкретного исследования. Есть же такие дисциплины как экономика, использующие зачастую достаточно сложный математический аппарат (который, правда, на курсе в институте проходят редко), который довольно точно позволяет предсказывать некоторые явления.
Вывод: разделение людей на группы на гуманитариев\технарей по типу мышления — глупо.