есть квартира какой бизнес организовать
Бизнес в ЖК: что выгодно открывать и почему
Жители новостроек в больших городах привыкли, что все необходимое находится под рукой – на первом этаже их жилого комплекса. Поэтому, даже несмотря на пандемию, открывать бизнес в ЖК, по мнению экспертов, – выгодно. Только делать это надо с умом. Во что стоит вложить деньги, как выбрать правильное место для размещения торговой точки и что важно знать о застройщике, читайте в материале.
Выбор направления
Пандемия очень сильно повлияла на все сферы привычной нам жизни. Не исключением стала и сфера торговли. Но если у торговых комплексов и моллов по понятным причинам в период самоизоляции покупательский трафик значительно упал, те же магазины «у дома» не потеряли своих клиентов. При этом, как отмечает генеральный директор Private Property Management Company Сергей Тарасов, ситуация локдауна показала: наиболее надежными (стабильными, востребованными, не подверженными закрытию) видами деятельности в ЖК являются:
Действительно, с весны 2020 года наблюдается повышенный интерес покупателей к товарам и услугам, которые можно получить онлайн. Неудивительно, что для жителей ЖК на первых этажах их дома и в холлах стали актуальными такие форматы, как постаматы и вендинговые автоматы. «Кроме того, популярны коворкинги, соседские клубы по интересам, небольшие спортзалы и другие бизнесы, направленные на удовлетворение социальных потребностей людей, проводящих большую часть светового дня внутри жилого комплекса из-за пандемии», – рассказывает директор международной проектной компании GENPRO Даниил Катриченко.
Согласна с коллегой вице-президент Becar Asset Management Катерина Соболева. По ее мнению,многие собственники ритейла стали думать об открытии специальных винных клубов или даже курительных салонов. Так как на сегодняшний день очень распространены зоны коллабораций, а предприниматели смотрят на возможность открыть в ЖК бизнес, который будет привлекать клиентов как в период ограничений, так и с прицелом на будущее – когда люди, даже при наличии альтернативы, захотят отдыхать рядом с домом, заключает Катерина Соболева.
Локация
Если вы решили открыть бизнес в ЖК, одним из главных критериев для успешного ведения дела будет выступать локация.Как отмечают эксперты, «золотым стандартом» является оживленное, по местным меркам, место, где имеется транзитный трафик 100-300 человек в час в будние дни в дневные часы.
Часто на этапе строительства жилого комплекса оценить такой трафик по факту по понятным причинам невозможно. В этом случае необходимо провести анализ будущего распределения пешеходных потоков внутри будущего жилого комплекса. Профессиональные компании в сфере геомаркетинга используют для прогнозирования потоков пешеходов Ant Road Planner – математическую модель движения муравьев, рассказывает Сергей Тарасов.
«Однако и без сложных инструментов возможно спрогнозировать перемещение людей от генераторов трафика – остановок транспорта и станций метро – к так называемым «аттракторам трафика» – основным «магнитам для потребителей», к которым в ЖК относятся, как правило, супермаркеты, детские сады и школы, районный ТЦ. Эту информацию вы почерпнете из графика пешеходных дорожек внутри ЖК и плана расположения мест притяжения людей», – заключает Тарасов.
Конкуренты и застройщики
Возможные конкуренты и застройщики, в чьих ЖК планируется открыть бизнес, не случайно объединены в один пункт.Есть два типа девелоперов. Первый тип знает особенности управления коммерческими помещениями в новостройках, а второй – просто продает помещения. В случае, когда застройщик просто продает коммерческие помещения, ему неважно, кто купит ту или иную локацию. Поэтому здесь владельцу бизнеса необходимо самостоятельно проверить список уже работающих поблизости точек. И если, к примеру, в небольшом ЖК уже работают три салона красоты, смысла открывать четвертый, скорее всего, нет.
Другое дело, когда застройщик хочет сделать действительно качественный набор социально-бытовых объектов в жилом комплексе. «Такому девелоперу важна продуманная инфраструктура в проекте, и он будет внимательно относиться к покупателям помещений: оценивать их состоятельность, намерения на долгосрочное развитие. Уже на стадии проектирования застройщик, выбравший данную схему, понимает, сколько в ЖК должно быть салонов красоты, кафе, ритейлов, фитнес-клубов и проч.», – комментирует генеральный директор девелоперской компании Insolver Андрей Елисеев.
Размеры: что и подо что
По утверждению руководителя департамента коммерческой недвижимости «НДВ-Супермаркет Недвижимости» Вадима Кашкина, сегодня самыми ликвидными являются коммерческие помещения трех типов. Первый – площадью 50-100 кв. м. Его можно использовать под самые различные предприятия: салоны красоты, мини-кофейни, цветочные и бакалейные лавки, пункты выдачи товаров на заказ. Второй – от 500 до 1000 кв. м. Такой тип подходит для продуктовых супермаркетов. И третий – помещения от 200 до 300 кв. м. На таких площадях удобно размещать бизнесы из серии медицинских услуг или центров раннего развития, отмечает Кашкин.
Покупка или аренда
Ранее сделки с коммерческими помещениями делились поровну на две категории: половина объектов приобреталась под собственный бизнес, половина – для сдачи в аренду. В последний год превалирует вторая категория сделок, так как покупка помещения для открытия бизнеса сегодня выглядит рискованно, рассказывает директор по маркетингу ГК «Абсолют Строй Сервис» Никита Пальянов.
И у покупки, и у аренды коммерческих помещений в ЖК есть свои нюансы. Так, приобретая помещение в новостройке, предприниматель гарантирует себе это место, что позволяет ему строить долгосрочные планы по развитию бизнеса и не бояться, что рано или поздно его может «выселить» арендодатель.
«В то же время такая покупка требует существенных вложений, которые в случае с арендой можно было бы потратить на развитие бизнеса. Существует и риск того, что бизнес просто «не пойдет», и бизнесмену придется искать помещение в другой локации, где его товары или услуги будут более востребованы. А на то, чтобы продать приобретенную коммерческую недвижимость и вернуть вложенные средства, может уйти немало времени», – комментирует председатель совета директоров компании «БЕСТ-Новострой» Ирина Доброхотова.
При аренде коммерческого помещения стоит принимать во внимание тот факт, что в новостройках все подобные лоты передаются без ремонта. Поэтому прежде, чем открыться, вам предстоит сделать выбор, готовы ли вы делать ремонт «с нуля» или же готовы ждать освобождения помещения уже с отделкой. «Первый вариант связан с большими финансовыми вложениями и рисками. Второй – менее затратный, но выбирать помещение уже придется по остаточному принципу. По опыту, от 20 до 40% арендаторов, открывшихся в новых ЖК на первых порах, закрывают свои точки. Состав операторов становится более-менее стабильным через 2-3 года после заселения комплекса», – рассказывает генеральный директор консалтинговой компании DNA Realty Антон Белых.
Технические моменты
В современных ЖК девелоперы научились делать планировки эффективными и адаптируемыми под различные виды бизнеса, однако часто предприниматели сталкиваются с отсутствие нужной мощности электрических сетей или невозможностью реализовать нормальную вентиляцию или работу системы кондиционирования. Поэтому прежде, чем принять решение о покупке или аренде коммерческого помещения, обязательно надо сделать технический аудит и понять, под какие виды бизнеса можно будет использовать это помещение, советует основатель консалтинговой компании PFM Solutions Евгений Гриханов:
«Учитывая, что площадь обычно небольшая, стоимость такого аудита будет в разы меньше, чем убыток от простоя помещения. И, конечно, если застройщик обещает, что все сделает и обеспечит необходимыми инженерными решениями, обязательно прописывайте в договор не только обязательства, но и детальные технические характеристики. Потом будет поздно что-либо добавлять. Кроме того, без этого пункта при отсутствии чего-либо нужного дополнительные расходы лягут на вас».
Насколько выгодно открывать бизнес в ЖК?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно посмотреть на цифры. Антон Белых приводит следующую статистику: при сопоставимой стоимости кв. м доходность от нежилых помещений в аренду в 2-3 раза выше, чем от сдачи в аренду аналогичной квартиры. Например, квартиру стоимость 10 млн руб. можно сдать не дороже 40-50 тыс. руб. в месяц (если речь о мегаполисе – прим. ред.). Коммерческое помещение такой же стоимости в зависимости от района и локации будет приносить уже 100-150 тыс. руб. в месяц.
Квартиры на первых этажах новостроек
В современных новостройках квартиры на первых этажах встречаются редко. Однако те ЖК, которые были введены в эксплуатацию 10-15 лет назад, еще обладают такой опцией.
«Такие квартиры стоят дешевле из-за ряда неудобств, так как окна просматриваются, идет шум с улицы и от подъезда и пр. Дисконт на подобные лоты зависит от применяемой модели ценообразования, видовых характеристик и площади. При прочих равных условиях квартира на первом этаже будет на 7-10% дешевле аналога на невысоком этаже. При этом у квартир на первом этаже есть серьезное преимущество – возможность проведения перепланировки с переносом мокрых зон. В ряде случаев такие многокомнатные квартиры «нарезают» на студии для последующей перепродажи уже сами собственники, но это достаточно специфическое направление деятельности», – рассказывает директор департамента проектного консалтинга Est-a-Tet Роман Родионцев.
Если рассматривать приобретение квартиры на первом этаже как инвестицию, скорее всего, это не самое выгодный вариант. При покупке на ранней стадии строительства с целью перепродажи данная квартира может быть в дальнейшем не востребована. При сдаче в аренду доход от нее также будет ниже, чем у более ликвидных этажей, считает руководитель отдела продаж коммерческой недвижимости ГК «Пионер» Евгения Гераськина.
Возможно, стоит рассматривать такую квартиру в качестве первого жилья. Однако необходимо учитывать моменты, о которых эксперты сказали выше. Что же касается открытия в квартире на первом этаже бизнеса – эксперты не рекомендуют идти на такой шаг.
«Для использования квартиры в коммерческих целях потребуется перевести ее в нежилой фонд. Просто так разместить офис, студию или магазин там нельзя, а перевод является довольно затратным делом в плане финансов и времени», – комментирует генеральный директор сервиса «Синица» Наталья Шаталина.
Открывать бизнес в ЖК или нет – решать вам. Но перед тем, как это сделать, обязательно соберите как можно больше данных о самом ЖК и о районе. Также помните: в коммерческой недвижимости действует то же правило, что и в случае с квартирами: чем строящийся жилой комплекс ближе к своему завершению, тем дороже квадратные метры.
Как организовать бизнес на дому
За время карантина и предприниматели, и наёмные сотрудники привыкли работать из дома. Это позволяет экономить деньги на аренду помещения, не тратить время на дорогу и зачастую работать в более комфортных условиях.
Все чаще работать из дома предпочитают не только представители креативного класса — юристы, программисты, копирайтеры, но и косметологи, парикмахеры, кондитеры, дизайнеры одежды, флористы.
Формально Федеральный закон от 06.07.2016 № 374-ФЗ запрещает вести из дома только миссионерскую деятельность, но есть и другие ограничения, связанные с конкретными видами деятельности. Некоторым предпринимателям, например, частным детективам и тем, кто ведет образовательную деятельность, нужно будет получить лицензию (Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ). Массажистам, врачам и косметологам можно будет работать только в нежилом помещении с отдельным входом, которое находится на первом этаже.
Для начала предприниматель, который хочет запустить бизнес дома, должен:
Так советует поступить Валерия Сергиенко, старший юрист аутсорсинговой компании Acsour.
Преимущества бизнеса на дому
Дарья Смирнова, основатель интернет-магазина экологичных средств гигиены Ecowoman.space, решила организовать бизнес дома, чтобы сэкономить на аренде офиса, не тратить время на дорогу и сделать свой график работы более гибким. Предпринимательница выбрала ИП «доходы» из-за несложной сдачи отчетности.
«Дома меньше отвлекаешься и проще организовать комфортное рабочее место, — говорит предпринимательница. – Сама изоляция и домашнее одиночество со временем вызывают психологический дискомфорт, а это может снизить эффективность, сложнее организовать живую встречу с партнерами и логистику. Все это для меня не перекрывает плюсы ведения бизнеса».
Некоторые компании решили продолжить удаленную работу после нерабочих дней, вызванных пандемией. Например, юридическая компания «Кодест», оформленная как ИП, теперь по большей части работает из дома, лишь иногда используя офис как переговорную.
«Мы оказываем юридические услуги и большую часть времени проводим в судах, потому дистанционная работа оказалась очень удобной, — говорит Юлия Кочаровская, управляющий партнер юридической фирмы «Кодест». – Сотрудники не тратят время на передвижения до офиса и от офиса до судов в течение дня».
Какой способ ведения бизнеса выбрать
Сергей Скавронский, директор юридической фирмы «Пантей Консалт», советует при открытии бизнеса на дому в первую очередь определить, какие товары и услуги предприниматель будет продавать и кому (юридическим лицам или физическим лицам). Исходя из этого выбрать наиболее выгодную форму регистрации и определить, как будет оформляться сотрудничество с клиентом — подготовить типовой договор или обеспечить возможность выдачи чеков.
Когда лучше выбрать самозанятость
С 1 июля 2020 года налоговый режим для самозанятых распространился на всю страну, за исключением только некоторых регионов. Известно, например, что в Забайкальском крае законопроект о введении налога на профессиональный доход был отклонен.
Полный список регионов, где действует налоговый режим для самозанятых с 1 июля, мы публиковали ранее.
Что известно о преимуществах и условиях нового налогового режима:
«Выбирать самозанятость лучше тем, кто только начинает бизнес и не рассчитывает на начальном этапе своей предпринимательской деятельности на большое количество клиентов и высокие доходы», — предупреждает Михаил Кучин, партнер юридической компании «МОЖНО».
Минусы самозанятости
Когда лучше выбрать ИП
Формат ИП при всех своих плюсах и недостатках уже отработан и понятен.
Важный плюс ИП, по мнению Михаила Кучина, это более простое взаимодействие с юрлицами. «Заказчикам, кроме физлиц, предпочтительнее, чтобы у вас был статус ИП, так как наличие статуса самозанятого необходимо проверять перед каждой оплатой ваших услуг, — отмечает эксперт. – Если вы по какой-то причине снялись с учета или были сняты автоматически (так происходит при просрочке уплаты налога), вы становитесь для них обычным физлицом, с доходов которого нужно удержать НДФЛ и начислить взносы, а потом подать отчеты».
ИП доступны пять систем налогообложения:
Минусы ИП
Как регулируется бизнес на дому
По общим правилам бизнес на дому не должен мешать соседям и требовать специализированного помещения.
Пределы допустимого использования жилья в бизнес-целях регламентирует Жилищный кодекс РФ. Предпринимателю нельзя доставлять неудобства другим жильцам квартиры и дома, нарушать санитарные нормы и правила техники безопасности, причинять ущерб инженерному оборудованию или конструкции здания (ст. 17 ЖК РФ).
Нельзя использовать жилые помещения как нежилые, то есть открывать в них офисы, склады, содержать и разводить в них животных.
Безопасность товаров и услуг, в том числе и реализуемых на дому, контролирует Роспотребнадзор в рамках закона «О защите прав потребителей», особенно в случае жалоб или претензий покупателей.
К большинству распространенных профессий, которые часто предполагают удаленную работу, закон не выдвигает особенных требований — это относится к репетиторам, переводчикам, юристам, бухгалтерам, дизайнерам, программистам, копирайтерам.
Онлайн-сервисы для предпринимателя, которые автоматизируют работу ИП и ООО
Партнер юридической компании «МОЖНО» Михаил Кучин напоминает, что некоторые виды деятельности нужно согласовать с надзорными и контрольными органами, например, СЭС и пожарной инспекцией.
Например, кондитеры должны:
Основные правила организации бизнеса на дому
Пример личного опыта
«Пока мой ассортимент никак не ограничивали. Когда клиенты жалуются на качество товара, я стараюсь находить индивидуальные решения: предлагаю скидки, отправляю товар повторно, возвращаю деньги, — рассказывает Дарья Смирнова, основатель интернет-магазина экологичных средств гигиены Ecowoman.space. – Я всегда подробно разбираю претензию, анализирую, что именно не понравилось, и прошу прислать видео и фото. Это помогает совершенствовать ассортимент магазина и поддерживать лояльность клиентов.
Безопасность товара подтверждают сертификаты соответствия либо на товар, либо на материалы, из которого он произведен. Я продаю экологичные многоразовые товары, экологичность одноразовых средств гигиены Eco by Naty подтверждают сертификаты производителя».
Вопрос ответственности
Если предприниматели никак не оформляют бизнес на дому, они несут административные и уголовные риски. В остальном требования к бизнесу на дому не отличаются от требований к обычному бизнесу и зависят от сферы деятельности.
«Контроль качества такого маленького бизнеса со стороны государственных органов практически отсутствует, так как они физически не могут проверять каждого маленького предпринимателя, – говорит директор юридической фирмы «Пантей Консалт» Сергей Скавронский. – Если потребитель пожалуется на такого предпринимателя, к нему может прийти самая настоящая государственная проверка».
Сложности при ведении бизнеса на дому
У предпринимателей, которые организуют бизнес на дому, могут возникать сложности из-за неподходящей для дома сферы деятельности, жалоб соседей, несоблюдения требований надзорных органов, уклонения от уплаты налогов и ведения бизнеса без регистрации.
По мнению Сергея Скавронского, предприниматели, которые работают из дома, часто сталкиваются со сложностями при оформлении формы вида деятельности, расчете и уплате налогов, оформлении договоров с клиентами.
«На данный момент существует множество вариаций на тему, какой бизнес можно вести из дома: изготавливать свечи, варить мыло, печь торты, заниматься репетиторством, делать сайты, оказывать консалтинговые услуги — всеми этими видами деятельности можно заниматься из дома, — говорит Валерия Сергиенко, старший юрист аутсорсинговой компании Acsour. – Глобальных юридических сложностей для того, чтобы организовать и вести свой бизнес на дому, нет. Ряд сложностей связан с соблюдением правил СанПиН при организации производства пищевой продукции или косметических услуг и услуг маникюра. Также довольно часто возникают конфликты с соседями, особенно если у вас присутствует какой-либо источник дополнительного шума».
«Выбор неподходящей для домашних условий деятельности становится главным препятствием для официального оформления бизнеса со всеми вытекающими последствиями, включая привлечение к ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность, — говорит Ольга Сулим, адвокат и председатель коллеги адвокатов «Сулим и партнеры». – Жалобы соседей или других собственников помещения обычно становятся следствием нарушения санитарных норм и правил из-за запахов, шума или дополнительных расходов на электроэнергию или водоснабжение. Также опасно игнорировать существующие нормы, определяющие безопасность и качество предлагаемых товаров и услуг».
По словам Сулим, основная юридическая сложность для владельцев домашнего бизнеса — незаконная предпринимательская деятельности, отказ от регистрации в качестве ИП или самозанятого и уклонение от налогов. «Активное онлайн-продвижение позволяет контрольным органам организовать контрольную закупку и привлечь предпринимателей к ответственности», — предупреждает эксперт.
В некоторых видах деятельности для определенных задач все-таки приходится арендовать офис или назначать места встреч вне дома. Например, в компании «Кодест» офис иногда используют как переговорную, потому что не все клиенты готовы заключать договор онлайн. Также возникают сложности с передачей документов и доверенностей. «Мы хотели бы сохранить домашний формат работы, — Юлия Кочаровская. – Но я понимаю, что совсем без офиса работать у нас не получится».
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Бизнес в своей квартире: что можно, а что нет
🛋 Часто микробизнес умещается в обычной квартире — без лишних расходов на офис и склад. Рассказываем, какие ограничения есть для домашнего бизнеса, как избежать третьей мировой с соседями и не набрать штрафов.
Что такое квартира с точки зрения закона
По закону есть жилые помещения, а есть — нежилые.
Жилые — это квартиры, частные дома, комнаты и их части. В жилых помещениях люди живут — едят, спят, моются, читают книжки по вечерам. Это положения из ст. 16 и 17 Жилищного кодекса РФ.
Отметка, что данное помещение — жилое, есть в Свидетельстве о праве собственности и выписке из Единого реестра прав на недвижимое имущество.
👌 В жилом помещении можно вести профессиональную и предпринимательскую деятельность: писать научные статьи, делать маникюр, варить мыло. Но чтобы люди в буквальном смысле не мешали друг другу жить, закон ограничил масштабы домашнего бизнеса. Подробно об этом будет ниже.
Нежилые — это помещения под магазины в торговых центрах, офисы, склады. В народе их называют коммерческими. А ещё — это перестроенные квартиры на первых этажах с отдельным входом не через подъезд. Хозяева таких квартир перевели их в нежилой фонд — через городскую администрацию.
Если в Свидетельстве о праве собственности или выписке из ЕГРН помещение значится как нежилое, значит жилищные ограничения по бизнесу в нём не действуют.
Отдельная история — апартаменты. Это помещения, которые очень похожи на квартиры — в многоэтажных домах, с кухней, ванной и балконом. Но по документам апартаменты — нежилые помещения. Жилищные ограничения на них тоже не действуют. По крайней мере пока.
Какой бизнес нельзя вести в жилом помещении
В квартире запрещено устраивать промышленное производство — с машинами и оборудованием — и хостелы. Так сказано в ст. 17 Жилищного кодекса РФ.
Замаскировать хостел посуточной арендой койко-мест или комнат по договору не получится. Прокуратура и суды давно раскусили такую схему. Квартирные хостелы даже без вывесок находят и закрывают.
Любой другой бизнес по идее не запрещен в квартирах. Дома можно варить, печь, шить, сочинять, конструировать, красить, строгать, продавать, фотографировать, консультировать, программировать, репетиторствовать. Принимать клиентов дома тоже можно. Но есть три ощутимых ограничения. Предприниматель не должен:
— обустраивать рабочие зоны с нарушением санитарных и пожарных норм для жилых помещений;
Что значит мешать соседям, в законе не написано. Но в судебных делах по спорам соседей с домашними предпринимателями за нарушения принимают: постоянное хождение через подъезд, грязь в подъезде, курение, шум и запах из квартиры, шум от подъезжающих машин.
Вот примеры, как делать не стоит. Всем трем предпринимателям суды запретили работать дома.
Что будет, если вести запрещенный бизнес дома
Жалобы на бизнес в квартире обычно пишут соседи. И тут предпринимателя могут заклевать сразу несколько госорганов.
Жилищная инспекция штрафует за использование квартир не для жилья по ст. 7.21. КоАП РФ. Штрафы для граждан от 1000 до 1500 ₽, для ИП и юрлиц — от 20 000 до 30 000 ₽. Но если повезет, инспекторы ограничатся предупреждением.
Роспотребнадзор штрафует за нарушение санпинов в многоквартирном доме по ст. 6.4 КоАП РФ. Для физлиц штраф от 500 до 1000 ₽. Для ИП — от 1000 до 2000 ₽ или приостановление деятельности до трех месяцев. Для юрлиц — от 10 000 до 20 000 ₽ или приостановление деятельности до трех месяцев.
МЧС оштрафует за нарушение правил пожарной безопасности по ст. 20.4 КоАП РФ. Физлицам грозит от 2000 до 3000 ₽, ИП — от 20 000 до 30 000 ₽, юрлицам — от 150 000 до 200 000 ₽.
И главное — соседи или прокуратура могут через суд запретить вести предпринимательскую деятельность в квартире.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Как вести бизнес в квартире, чтобы соседи и госорганы не придрались?
Если предприниматель работает дома и не нарушает Жилищный кодекс, никто не сможет запретить его бизнес.
Вот чек-лист по требованиям закона:
✅ Оставить жилые зоны. В квартире должны быть кухня, стол, душ или ванна, кровать или спальный диван. Рабочие зоны встроены в квартиру, но не занимают её всю. Например, в отдельной комнате стоит стол для маникюра. Или швейная машинка и стеллажи с тканями.
✅ Не мешать соседям. Не греметь посудой по ночам, установить вытяжку над плитой, следить, чтобы клиенты не мусорили в подъезде и лифте. Вывеска на фасаде дома — опасно. Но нет запрета поставить её в своем окне.
Статья актуальна на 19.02.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур