европа универсалис 4 до какого года можно играть
Europa Universalis IV — симулятор истории. Рецензия
Жанр | Стратегия |
Издатель | Paradox Development Studio |
Разработчик | Paradox Interactive |
Минимальные требования | Процессор Intel Pentium 4 2,4 ГГц/AMD Athlon 2,2 ГГц, 2 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 9.0c и 512 Мб памяти, например NVIDIA GeForce 8800/AMD Radeon X1900, 2 Гбайт на жестком диске |
Рекомендуемые требования | Процессор Intel Core 2 Duo E6550 2,33 ГГц / AMD Athlon 64 X2 2,8 ГГц, 2 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 9.0c и 1024 Мб памяти, например NVIDIA GeForce GTS 250/AMD Radeon HD 6670 |
Дата выхода | 13 августа 2013 года |
Возрастной ценз | от 12 лет |
Платформы | ПК |
Официальный сайт |
Paradox Interactive уже тринадцать лет чуть ли не в одиночку тащит целый жанр. Невероятно детализированные стратегии по мотивам всех важных геополитических событий последнего тысячелетия — настоящая мечта всех любителей истории и географии, альтернатива условно похожей Civilization с её абстрактными странами и континентами.
У шведской студии четыре основные серии — разные исторические эпохи требуют особого подхода и игровых механик. Crusader Kings рассказывает о времени Крестовых походов; Victoria затрагивает достаточно короткий, но насыщенный период — от второй половины XIX века и до первой империалистической войны; Hearts of Iron посвящена уже Второй мировой и военному микроменеджменту. Но флагманским проектом Paradox всегда оставалась Europa Universalis — самая глобальная и комплексная стратегия, затрагивающая позднее Средневековье и начало Нового времени.
Разумеется, выход четвёртого выпуска главного сериала — важное событие в этом «нишевом» жанре.
⇡#Привычные черты
Временные рамки Europa Universalis IV традиционны для серии — с 1444 по 1820 г. Игрок волен выбрать для старта любую дату в этом временном отрезке и любое государство; мировая политическая карта и отношения между странами меняются с каждым месяцем в соответствии с реальной историей. Финал Столетней войны, конец феодальной раздробленности, колонизация Нового Света, образование России или Война за независимость США — можно поучаствовать в каждом из возможных сценариев.
Впрочем, всегда интереснее сыграть от начала и до конца, наблюдая за альтернативной моделью развития мировых цивилизаций (хотя в опциях предусмотрено отключение случайных событий — в таком случае всё будет происходить примерно как в действительности, но с поправкой на действия пользователя). Захватить Османской империей Европу, колонизировать французами Южную Америку или обратить Китай в православие — при правильном подходе к военному делу, дипломатии, экономике и торговле есть возможность до неузнаваемости изменить геополитическую ситуацию на планете.
Здесь стоит отметить очень важный момент — цели и задачи игрок определяет для себя самостоятельно. Можно задаться миссией покорить все страны на свете или, наоборот, тихонечко развиваться мирным путём на трёх провинциях, наблюдая со стороны, что происходит вокруг. На экране мы видим лишь схематичные карты и таблицы с цифрами, — самое же интересное в Europa Universalis происходит исключительно в воображении играющего.
⇡#Геополитические аспекты
Естественно, у каждой из наций — лишь ограниченное число путей. Кастилии, Португалии, Англии и даже Норвегии проще не ввязываться в войны за территории Старого Света, а исследовать и завоёвывать земли на далёких континентах. У Франции же в этом смысле более универсальная позиция — при большинстве сыгранных вариантов эта страна поглощала мелких соседей на востоке и успевала что-то колонизировать за океаном. Немцам и итальянцам следует попробовать объединить собственные нации, а русским княжествам — в первую очередь разобраться с потомками монголов. Любители высокой сложности могут взяться за управление какими-нибудь ацтеками или отсталыми африканскими государствами, попробовав отразить нашествие жестоких европейцев (дело, кстати, очень непростое). Чуть-чуть ориентируют в этом огромном пространстве необязательные мини-миссии: скажем, требуется завоевать мелкого соседа или собрать под одним флагом братские народы.
Военная экспансия — не единственный вариант для расширения зоны влияния и государственных границ. Страны с общей культурой, религией и хорошими отношениями могут объединяться, а дипломаты и торговцы зачастую приносят больше пользы, чем солдаты и генералы. Как уже отмечено выше, всё зависит строго от желаний играющего — при должном подходе и развитая торговая республика может осадить зарвавшихся соседей экономическими санкциями или альянсом с серьёзными ребятами с третьей стороны.
Жаль, но в EU IV осталась известная проблема серии; точнее, это даже не проблема, а осознанная позиция разработчиков. Игра сильно штрафует за активную политику завоеваний — против пользователя объединяется ИИ и нападает со всех сторон, даже в откровенный ущерб отдельным странам, которые всё равно бегут восстанавливать мнимую справедливость.
Мало изменился и искусственный интеллект — участники мировой арены зачастую ведут себя хаотично и с огромной неохотой сотрудничают с игроком. Организовать эффективный военный альянс с соседом против кого-то другого — почти невыполнимая задача. В Европу вторгаются мусульмане и нужно выступить единым фронтом на Балканах? Компьютер пошлёт вас подальше и скорее сам объявит войну из-за идиотского территориального спора, а потом ещё и османов поддержит в самый неприятный момент.
⇡#Лучше и удобнее
Зато серьёзно переработана модель управления страной и торговлей; все стало значительно проще и удобнее по сравнению с тем, что было в EU III. Прежде всего, уровень развития государства определяется лишь тремя параметрами: дипломатией, административным аппаратом и военной отраслью. Эти направления финансируются не напрямую из бюджета — для каждого из трёх предусмотрены специальные очки, которые при накоплении определенного уровня позволяют переходить на новую ступень.
В идеальном варианте развития дипломатические, административные и военные очки следует использовать на изучение новых технологий и постоянный «апгрейд» своей страны. Однако постоянно возникают ситуации, требующие незамедлительного решения, — например восстания, заключение мирных соглашений или форсированное повышение общей стабильности в стране. Раньше, напомним, параметр стабильности не давал нормально управлять большими государствами — ситуация выравнивалась естественным путём, но из-за кривых алгоритмов на это могли уйти столетия (что, конечно, не укладывалось во временные рамки игры).
Конечно, приятнее разбираться с проблемами сразу, но подобная политика существенно замедляет развитие нации — получается, что приходится постоянно выбирать между краткосрочными и долгосрочными целями.
Из визуальных нововведений четвёртой части — значительно похорошела графика и общее оформление интерфейса. Политическая карта теперь выглядит красиво и информативно при любом масштабе, а физическая карта кажется немногим хуже, чем в Total War. Игрушечные солдатики больше не «тонут» на холмах и в неровностях, а неизведанные территории стилизованы куда приятнее.
С мультиплеером, в принципе, всё понятно — Europa Universalis из тех игр, в которые приятнее играть одному (тем более что здесь важную роль играет активная пауза). В Сети комфортно лишь с вменяемыми друзьями, когда можно нормально обсудить организацию игровых сессий и прочие детали. С незнакомцами вас ждёт лишь хаос и недопонимание.
⇡#Все не так страшно, как кажется
Тут стоит отметить, что все проекты Paradox Interactive способны испугать своим навороченным интерфейсом любого мало-мальски вменяемого человека. Десяток параметров, характеристик, показателей, больше дюжины режимов карт и миллион прочих деталей — по первому впечатлению всё это вызывает икоту, желание немедленно выключить игру и срочно вернуться к какому-нибудь примитивному консольному экшену. Но на самом деле всё не так: управление здесь не такое уж и навороченное, а при более близком знакомстве расположение всех элементов кажется более чем логичным. Главное — не лениться пройти 15-минутное обучение, в котором подробно объясняются все игровые механики и правила. И уже с этими знаниями можно смело идти в бой.
Правда, обучение традиционно не поясняет важные моменты, связанные с действиями в долгосрочной перспективе. Первая кампания в любом случае будет состоять из проб и ошибок — трудно сразу догадаться, как правильно распределять очки развития, почему не следует начинать оголтелое завоевание человечества и как полностью избежать восстаний в своих регионах.
Ещё у Europa Universalis IV так и не объявился издатель в России (предыдущими частями занималась «1С-СотфКлаб»). Сложные меню на английском языке могут отпугнуть оставшихся игроков-казуалов, но всё-таки каких-то мудреных слов здесь немного. Однако на всякий случай положите рядом смартфон со словариком — и от лингвистического барьера точно ничего не останется.
В общем, все неравнодушные к истории — срочно откладывайте прочие дела и обязательно беритесь за Europa Universalis IV. Эта игра принесёт вам десятки счастливых часов, а происходящее на мировой карте ограничено лишь вашим воображением. Более глубоких и реалистичных геополитических симуляторов просто не существует.
Достоинства:
Недостатки:
Europa Universalis 4
Если бы где-то в мире проводился конкурс на самую неторопливую игру, Europa Universalis IV финишировала бы в нем. последней и завоевала чемпионский титул. Чтобы играть в нее, требуется терпение, способное пережить столетия. Но при этом если уж втянулся, оторваться от нее невозможно. Парадокс? Ну да, на логотипе разработчиков так и написано.
Добрый Старый Свет
Мы уже как-то раз писали, что учиться играть в стратегии от Paradox нужно не только в плане освоения и понимания механики и геймплея, но и в более глубоком смысле. Europa Universalis IV требует терпения, усидчивости, умения созерцать — потому что львиную долю времени в игре вы будете именно что наблюдать за результатами своих действий. Принимать важные решения, совершать дипломатические процедуры — а потом подолгу смотреть, как ваш план (или импровизация) воплощается в жизнь.
«Европа 4» — такой же инструмент для проведения исторических экспериментов, как и ее предшественница семь лет назад. На нашей совести — судьба отдельного взятого государства. Мы вольны управлять им как нам заблагорассудится: наращивать королевскую рать и драться с соседями по материку, создать целый штат купцов и подчинить себе торговлю, разыскать Новый Свет и присвоить себе его богатства. да мало ли что.
Игровые средства довольно точно симулируют внутреннюю и внешнюю политику. Взять показатель стабильности: чем он выше, тем больше собираемый налог, меньше риск восстания — ярче свет и легче дышится. Уйдет в минус — добро пожаловать в тартарары! И инфляция тут есть и любит становиться гиперинфляцией, если вам везет на золотые месторождения. А еще — всевозможные показатели экономики, торговли, усталости от войны, довольства и недовольства, военные и морские традиции, — и за всем нужно посматривать, не забывая про план на случай форс-мажора.
На Западном фронте без перемен
Ну и война, конечно. Здесь война — это частный случай дипломатии, а не хлеб насущный, как где-нибудь в Total War, и не заноза в заднице, как в Civilization V. Война может оказаться полезной только для ее инициатора и для тех, кто был к ней готов и нашел ей применение. Как то — вытрясти деньжат со старых неприятелей, чтобы расплатиться с долгом по кредиту, или принудить побежденного освободить несколько малых народов, которые наверняка захотят с нами дружить.
Война на измор тут не приветствуется. Захват провинций или даже полная аннексия возможны только в случае, если у врага небольшая территория, а у вас — чудовищный перевес в вооруженных силах. При этом показатель агрессивности державы-инициатора взлетит под потолок, что плохо отразится на мнении окружающих стран. Поверьте, они запомнят ваши захватнические аппетиты и пойдут на все, чтобы предотвратить новые жертвы. Поэтому воевать следует аккуратно, оглядываясь на общественность и расходы.
Важно всегда помнить, сражения — это далеко не высшая точка в Europa Universalis. Монаршие интриги, возня в Папской курии, торговые свершения и колонизация — такие занятия куда полезнее и приятнее. А мордобой если и допускать, то дозированно, по случаю и обязательно с выгодой. Впрочем, как уже говорилось, по большей части вы будете следить за результатами своих трудов и ждать новых. Подобный неторопливый, воистину стратегический игровой процесс не всякому окажется по душе. Но попробуйте все же настроиться на эту длинную-предлинную волну — возможно, что государственные дела окажутся интереснее всех прочих.
Карл у Клары украл корону
Paradox не решились на глобальные перестройки механики. Europa Universalis 4 отличается от третьей части довольно сильно, но — незаметно: большинство инноваций видны только наметанному глазу, а не знакомый с серией человек и вовсе не найдет никаких различий, кроме графических.
Серьезной операции подвергли систему внутреннего управления страной: административный, дипломатический и военный ресурсы. Они накапливаются благодаря умениям правителя, навыкам ваших советников и некоторым менее значимым факторам.
Применяются новые «ресурсы» почти всюду. Например, в переговорах — многие действия требуют растраты накопленных «голубков»: например, заключение мирного договора чревато большими расходами этого ресурса. Военные очки можно потратить на обучение военачальников и их содержание. Очки управления расходуются на повышение стабильности (и чем чаще повышаете — тем дороже) или внедрение приобретенной провинции в состав государства (раньше этот процесс происходил сам). Кроме того, все ресурсы тратятся на постройку зданий — понемногу там, понемногу сям. Новая система достаточно гибкая, но в то же время постоянно ставит перед тяжелым выбором: куда вложить очки, а с чем повременить.
ЭТО ВАЖНО: количество дипломатических связей напрямую влияет на поступление соответствующего ресурса. В пределах четырех стран штрафа не будет, но если назаключать альянсов на пол-Европы, вскоре запасы очков дипломатии иссякнут.
Править караваны
Разработчики собрали заново систему национальных идей. Пять групп по шесть проектов переплавили в здоровенную таблицу из пятнадцати идейных последовательностей, разделенных на три группы — дипломатическую, административную и боевую. Каждая из идей составлена из семи «перков», которые придется открывать один за другим. Идей хватит на все случаи жизни и воинствующему монарху, и предприимчивому президенту. Сверх того у каждой страны есть своя персональная идея с «перками» — они открываются сами, когда вы изучаете идеи по выбору. Система довольно громоздкая, зато гораздо шире и глубже, чем раньше.
Торговые схемы тоже переписали почти что с чистого листа. По новым правилам торговые центры не просто служат вместилищем для купцов — через них тянутся ниточки торговых путей со всего мира! И чтобы поиметь с них прибыль, придется расставить своих толстосумов на одном из таких путей. Один будет «транслировать» денежную мощь центра «вниз по течению», к следующему «буферу», где должен «караулить» следующий купец, ну и так далее. Естественно, без целого синдиката предпринимателей торговую империю не сколотишь: бизнес теперь не так доступен и прост.
ЭТО ВАЖНО: в Europa Universalis 3 агенты (дипломаты, шпионы и т.д.) работали как ресурс: если вы отправите колониста за океан, назад он не вернется, а новые колонисты будут «рождаться» с определенной частотой. Четвертая часть превращает «людей-расходников» в полноценных личностей, которые возвращаются в штаб, выполнив задание.
Если дела пошли худо и страну раздирают разногласия, на поверхность «всплывает» еще один немаловажный элемент игры — повстанцы. Иногда это озверевшие от засилья буржуев крестьяне, но гораздо чаще — мини-фракции, которые желают добиться своего. Националисты захотят избавиться от вашего господства, еретики — поменять религию, некоторые бунтари намерены примкнуть к другой стране. И если раньше разговор с ними был короткий, то сейчас их можно либо традиционно одолеть в бою, либо выделить объем военного ресурса на усмирение, либо даже согласиться с требованиями, если повстанцы захватили какой-нибудь важный объект. При этом армии восставших могут достигать численности в двадцать полков (что, возможно, не предел), а это серьезная сила.
Многие детали попросту полетели за борт. Ползунки управления, к примеру, — такая штука гораздо органичней смотрится в «Дне Победы 3». Ликвидировали рыцарей плаща и кинжала: с их куцым списком заданий успешно справляются дипломаты. Ничего такого, о чем стоило бы жалеть.
Самый большой упрек в адрес Europa Universalis 4 — консерватизм. Не так уж много изменено в игре, не тянет она на продолжение. А ведь раньше у Paradox поколения различались кардинально (сравните хотя бы День Победы 2 и День Победы 3). Игра в обновленном виде нисколько не потеряла, только обрела. Но в дружелюбии к новичкам ее по-прежнему не упрекнешь — если уж собираетесь браться за «Европу», готовьтесь тщательно изучать всю подноготную.