индийский инструмент для мантр
Ситар
Европейская музыкальная культура неохотно принимает азиатскую, но индийский музыкальный инструмент ситар, покинув границы родины, стал очень популярным в Англии, Германии, Швеции и других странах. Его название произошло от сочетания тюркских слов «се» и «тар», которое означает «три струны». Звучание этого представителя струнных загадочное и завораживающее. А прославил индийский инструмент Равви Шанкар – ситарист-виртуоз и гуру национальной музыки, которому сегодня могло бы исполниться сто лет.
Что такое ситар
Инструмент относится к группе струнных щипковых, своим устройством напоминает лютню и имеет отдаленное сходство с гитарой. Изначально использовался для воспроизведения индийской классической музыки, но сегодня сфера его применения обширна. Ситар можно услышать в рок-произведениях, его используют в этно- и фолк-коллективах.
В Индии к нему относятся с большим уважением и благоговением. Считается, что для полного освоения инструментом нужно прожить четыре жизни. Благодаря большому количеству струн и уникальному тыквенному резонаторы, звучание ситара сравнивают с оркестровым. Звук гипнотический, своеобразный с раскатами полюбили рок-музыканты, играющие в жанре «психоделический рок».
Устройство инструмента
Конструкция ситара очень простая на первый взгляд. Он состоит из двух тыквенных резонаторов – большого и малого, которые соединены между собой пустотелым длинным грифом. Имеет семь основных бурдонных струн из них две – чикари. Они отвечают за воспроизведение ритмических пассажей, а остальные являются мелодическими.
Дополнительно под порожками натягиваются еще 11 или 13 струн. Верхний небольшой резонатор усиливает звук басовых струн. Для изготовления грифа используется дерево породы «тун». Порожки натягиваются на гриф при помощи веревочек, множество колков отвечают за строй инструмента.
История
Ситар внешне выглядит похожим на лютню, которая стала популярной в XI столетии. Но еще во II веке до нашей эры возник другой инструмент – рудра-вина, которая и считается далеким предком ситара. На протяжении веков она претерпевала конструктивные изменения, а в конце XIII столетия индийский музыкант Амир Хусро изобрел инструмент, схожий с таджикским сетором, но большими размерами. Резонатор он создал из тыквы, обнаружив, что именно такое «тело» позволяет извлекать чистый и глубокий звук. Увеличил Хусро и количество струн. У сетора их было всего три.
Техника игры
Играют на инструменте сидя, расположив резонатор на колене. Левой рукой удерживается гриф, пальцами зажимаются струны на грифе. Пальцы правой руки производят щипковые движение. При этом на указательный палец надевается «мизраб» – специальный медиатор для извлечения звука.
Для создания особых интонаций в игру на ситаре включается мизинец, им проводят по бурдонным струнам. Некоторые ситаристы специально отращивают ноготь на этом пальце, чтобы звучание было более сочным. Гриф располагает несколькими струнами, которые вообще не задействованы во время игры. Они создают эффект эха, делают мелодию выразительнее, подчеркивая основной звук.
Известные исполнители
Непревзойденным ситаристом в истории индийской музыки на века останется Рави Шанкар. Он не только стал популяризатором инструмента среди западной аудитории, но и передал свое мастерство талантливым ученикам. Долгое время он дружил с гитаристом легендарных «The Beatles» Джорджем Харрисоном. В альбоме «Revolver» четко слышны характерные звуки этого индийского инструмента.
Рави Шанкар передал умение виртуозно владеть ситаром и своей дочери Аннушке. С 9 лет она овладела техникой игры на инструменте, исполняла традиционные индийские раги, а в 17 лет уже выпустила собственный сборник сочинений. Девушка постоянно экспериментирует с разными жанрами. Так результатом соединения индийской музыки и фламенко стал ее альбом «Trelveller».
Одна из известнейших ситаристок Европы – Шима Мухерджи. Она живет и работает в Англии, регулярно дает совместные концерты с саксофонистом Кортни Пайном. Из музыкальных коллективов, использующих ситар, выгодно выделяется этно-джазовый коллектив «Mukta». Во всех записях группы индийский струнный инструмент звучит соло.
Свой вклад в развитие и повышение популярности индийской музыки внесли и другие музыканты из разных стран. Особенности звучания ситара используются в произведениях японских, канадских, британских коллективов.
Медитация для начинающих в Нижнем Новгороде
Сахаджа йога в Нижнем Новгороде, медитация
Музыкальные инструменты Индии
На концертах ансамбля «Турья» вы можете познакомиться со звучанием традиционных музыкальных инструментов Индии. В нашем ансамбле представлены следующие инструменты:
Табла
Фото: Flickr.com
Табла — индийский ударный музыкальный инструмент, состоящий из двух частей. Само слово «табла» переводится с арабского как «барабан».
Правый барабан («табла») изготавливается из полого куска дерева, левый барабан («дагга») – полый цилиндр из меди, серебра или никеля. Оба этих барабана покрыты пергаментом, который крепится кожаными полосками (ремнями), используемых для настройки, для чего под них подкладывают цилиндрические 3-х дюймовые деревянные брусочки, смещаемые металлическим (обычно из латуни) молотком.
Табла — один из самых древних ударных инструментов Земли. Известны индийские древние рельефы, изображающие такие пары барабанов, и даже в «Натьяшастре» — тексте почти двухтысячелетней давности — упоминается о речном песке определённого качества, входящем в состав пасты для покрытия мембраны.
Пакхавадж: прародитель табла
По одной из легенд, табла родилась во времена короля Акбара. Тогда в Индии жили два профессиональных исполнителя на пакхавадже – большом продолговатом барабане. Они были непримиримыми соперниками и постоянно соревновались друг с другом. Однажды в жаркой схватке барабанного состязания один из соперников потерпел поражение и, не в силах вынести его горечь, швырнул свой пакхавадж оземь. Барабан разбился на две части, превратившиеся в табла и дагга.
По другой легенде, пакхавадж разбил на две части строгий гуру одного нерадивого ученика. Ученик был ленив и никак не мог выучить урок. Его суровый учитель, не выдержав, швырнул инструмент о землю. Пакхавадж раскололся на две части, но ученик догадался поставить обе его половинки вертикально. Так появилась табла…
Фото-схема Руслана Богданова
Табла имеет высоко развитую технику, она может воспроизвести все сложные ритмические узоры голоса и инструментов. В зависимости от необходимости музыкант играет на ней кончиками пальцев или раскрытой ладонью.
Основой индийской системы ритмов являются так называемые талы. Тал – ритм, ритмически измеренное время. Поскольку каждый из видов удара имеет свое словесное обозначение, таблист может выбить ритмический цикл с требуемыми акцентами, просто прослушав, как учитель декламирует устную формулу тала (например, тал под названием Дадра декламируется так: Dha Dhi Na | Dha Ti Na).
Индийская гармоника (фиcгармония)
Индийская гармоника неслучайно довольно сильно напоминает аккордеон. Этот инструмент имеет европейский строй и аппликатуру, воздух в нем нагнетается за счет мехов, расположенных в задней части корпуса.
Гармоника была завезена в Индию из Европы относительно недавно, в 16 веке. Она является ближайшим родственником фисгармонии. Когда инструмент попал в Индию, он имел вполне европейский вид: музыкант должен был играть на нем, сидя на стуле. Но с течением времени фисгармония была приспособлена под особенности индийского ансамбля, в которых музыканты традиционно играют, сидя на земле.
Фисгармония, прародитель гармоники
Хотя по происхождению гармоника — западный инструмент, с течением времени к индийской музыке было приспособлено даже ее звучание. Чаще всего гармоника используется для аккомпанемента в лёгкой классической музыке. Казалось бы, фиксированное звучание гармоники должно входить в диссонанс с основным ансамблем, но индийские музыканты разработали особую технику игры на этом инструменте, сделав звучание гармоники более подходящим для индийской классической музыки.
Индийские перкуссии
Чимта — в переводе называние этого музыкального инструмента буквально означает «щипцы».
Чимта является традиционным инструментом Южной Азии, она часто используется в популярной панджабской музыке стиля Bhangra.Чимта — это две длинные металлические стальные полосы с «нанизанными» на них металлическими дисками-тарелочками. При ударе эти диски создают специфические звякающие звуки.
Чимта с большими дисками используется при массовых народных гуляниях, на больших сельских фестивалях. Чимта с небольшими дисками — как сопровождение к традиционным индийским гимнам и суфийским каввали.
Джальдры (или манджиры) — один из самых популярных перкуссионных инструментов Индии. Состоит из двух медных тарелочек, на которых играют, взяв их в руки. Джальдры создают ритмичный и мелодичный звон, на них играют во время религиозных церемоний. Также этот инструмент используется в традиционной народной музыке. Мягкая хлопковая веревка соединяет тарелочки — так на них удобнее играть в течение долгого времени.
Индийские народные инструменты — музыка уникальной и загадочной страны
Приветствуем вас, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Мы продолжаем исследовать загадочную культуру Азии, и тема нашей сегодняшней беседы – индийские народные инструменты. Они обладают особенным, по-индийски мелодичным звучанием, которое способно лучше раскрыть душу этого народа. Многие инструменты существуют только в этой стране, и большая часть из них, появившись еще во времена древней цивилизации, используется здесь до сих пор – на праздниках, в обрядах, для медитации.
В статье ниже вы узнаете, когда появилась музыка в Индии, какие два основных направления в ней существуют, как называется индийский барабан и что такое флейта Кришны. Будет интересно, а главное познавательно, ведь всего вы узнаете более десятка музыкальных инструментов.
История и основные направления
Народное музыкальное искусство в наше время вновь набирает популярность, и Индия в этом плане не исключение. Интересно, что этнические мелодии популярны не только среди самих индийцев, но и на Западе – многие современные исполнители, ди-джеи используют в своих композициях индийские мотивы.
Отчасти это произошло благодаря популяризации болливудских фильмов, отчасти – благодаря легендарной группе The Beatles. Они в свое время не раз путешествовали по индийским землям и, проникшись местной культурой, творили здесь. Так, к примеру, в песне Norwegian Wood можно явно уловить звуки ситары.
Также мелодии Индии использовал в своем творчестве музыкант из Великобритании Джон Маклафлин.
Однако классические мотивы известны индийцам еще с древности. О них рассказывается в священном ведическом тексте «Самаведа», который так и переводится – «писание о песнопениях».
Позднее, во II-IV столетиях нашей эры, появилось писание «Сангитаратнакара», составленное философом Шарангадевой, которое содержало описание музыкальной традиции Южной Индии. Она считается более ранней по сравнению с североиндийской.
Таким образом, выделяется два музыкальных народных направления:
С течением времени народная музыка индийцев немного видоизменялась: вместе с мусульманскими завоеваниями в культуру «перекочевали» арабские мотивы, во время колонизации – европейские. Однако этническая музыка, несмотря на это, нисколько не растеряла своей прелести и самобытности, а музыкальные инструменты остались прежними – о них и поговорим.
Основные инструменты
Барабан
Традиционный индийский барабан называется табла. Вернее, это не один, а два барабана, которые всегда играют в паре. Они не отличаются большими размерами, но это не мешает им издавать ритмичный, гибкий и высокий звук, когда музыкант ударяет по ним ладонью или всего лишь подушечками пальцев.
Слово «табла» имеет арабские корни и имеет буквальный перевод – «барабан».
Оба инструмента полые внутри, с кожаной мембраной, покрытой специальным составом, от которого зависит звуковой диапазон. Также сверху находится пергамент, прикрепленный полосками из кожи. Они используются для настройки: под ремешки кладут небольшие палочки из дерева и перемещают их посредством специального молоточка.
Барабаны Табла
В остальном барабаны отличаются друг от друга:
Табла считается одним из первых инструментов в государстве. Точная дата не указывается, но о нем есть упоминания в священном тексте «Натьяшастра», который датирован началом нашей эры.
Чаще всего его используют в северной традиции, а по происхождению он имеет персидские корни. Всемирно известный в музыкальных кругах исполнитель, играющий на этом нетривиальном инструменте – Закир Хуссейн.
Ситара
Еще один популярный инструмент – ситара, или ситар. Он относится к группе струнных щипковых группы лютневых. Звук его уникален и, как говорят многие, способен затмить собой целый оркестровый ансамбль.
Дело в том, что ситар имеет множество струн: семь главных (из них пять – мелодические, две – бурдонные), а также от девяти до тринадцати вспомогательных. Вспомогательные струны резонируют с остальными, как бы отзываясь эхом, и создается глубокая, многогранная мелодия.
Ситар
Чтобы играть на ситаре, необходим особый медиатор, который носит название «мизраб». Его надевают на правую руку, на указательный палец, так что он становится похожим на длинный ноготь. Основная характерная черта ситара – большой тыквенный резонатор.
Считается, что инструмент пришел в индийскую культуру в XIII столетии в период завоеваний мусульман, а его отец – так называемый сетар, распространенный у персов. Однако в Индии ситар приобрел собственный внешний вид с декорированием материалами из слоновьей кости и куста розы.
Близким родственником ситары можно назвать двадцатиструнный эсрадж. Однако он появился всего два столетия назад, а играют на нем при помощи смычка.
Сарод
Сарод – следующий по популярности щипковый инструмент. У него нет ладов, зато количество струн колеблется от 20 до 25. Современные модели обладают максимальным количеством струн: четыре создают мелодию, две – поддерживают ритм, а остальные настроены по-особенному, благодаря чему резонируют при игре.
Сарод
Дека изготавливается из цельного дерева тика, а затем покрывается кожей козы. К грифу крепится аккуратная пластинка из металла.
Мелодия создается специальным медиатором и в итоге получается удивительно глубокой, даже медитативной. Звуки могут быть мелодичными, протяжными, а также отрывистыми.
Один из главных виртуозных игроков на сароде прошлого века – Аладдин Хан. Он был создателем собственной гхараны, то есть школы – майхарской. Именно от конкретной школы зависит количество струн и извлекаемая мелодия.
Бансури
Флейта Кришны – так чаще всего называют в миру бансури. В древних священных писаниях индуизма существуют иллюстрации, где бог Кришна изображен с этой флейтой. Также она была любимым инструментом Вишну.
Конструкция выглядит следующим образом: в бамбуковом стебле проделывается 7-9 отверстий, причем те 1-2, что на конце, нужны для настройки. По длине стебель варьируется от 30 сантиметров до метра, но чаще всего встречается полуметровый бансури. От длины зависит звук: чем больше, тем ниже мелодия.
Игра на бансури
Существует два вида бансури:
Звуки, исходящие из флейты Кришны, словно переливаются, перетекают друг в друга. Нередко их можно услышать под аккомпанемент таблы и ситара.
Мриданга
Мриданге большое внимание уделяют жители Южной Индии в своей духовной практике, ведь считается, что людям его подарил сам Кришна. Многое о нем, в том числе способ изготовления, рассказывается в индуистском священном тексте «Натья-шастра». Согласно ему, с помощью священного барабана можно извлечь 108 разных звуков, а сам он являет символ непоколебимой божьей силы.
Барабан мриданга
Мриданга представляет собой барабан, напоминающий по форме два соединенных горшка для цветов. Полый внутри гляняный, деревянный, а в последнее время и пластиковый корпус на концах венчается мембраной, закрепленной ремешками из кожи. Для большего эффекта резонанса на мембраны иногда наносят специальный глиняный состав с добавлением порошка и муки.
При этом мембрана изготавливается из кожи быка или коровы, но животные не должны погибать от насильственной смерти. Чаще всего этот барабан используется в религиозных обрядах и ритуалах. Чтобы извлечь звук, нужно стучать по нему ладонями или кончиками пальцев.
Cаранги
Сарнаги – струнный смычковый инструмент, по многим характеристикам напоминающий скрипку. Изначально он был распространен в североиндийской культуре, а сейчас чаще всего используется на театрализованных представлениях, сопровождает танцы.
Деревянная дека, выполненная из цельного ствола, сверху покрыта кожей, а по бокам – особыми отверстиями. В зависимости от школы встречаются инструменты с 14-19 струнами: всего 3-4 из них игровые, а все остальные – резонирующие. Звук саранги может охватить две октавы.
Остальные инструменты
Список, перечисленный выше, охватывает далеко не все индийское музыкальное искусство. Кратко расскажем еще о некоторых любопытных экземплярах.
Вина ассоциируется с прекрасной Сарасвати – богиней познания и искусства. Существует несколько видов этого инструмента: рудра-вина, сарасвати-вина, мукха-вина, вичитра-вина.
Заключение
Итак, сегодня мы с вами познакомились с главными музыкальными инструментами Индии. Неудивительно, что их так много, ведь музыка пронизывает всю жизнь индийцев. Одни инструменты используются самостоятельно, другие – в аккомпанементе, третьи применяются при театральных и танцевальных постановках, четвертые и вовсе имеют ритуальный смысл. Но все они даже в наши дни изготавливаются вручную из натуральных материалов: дерева, глины и даже тыквы.
Благодарим вас за внимание, дорогие читатели! Мы рады искать истину вместе с вами. Подписывайтесь на почтовую рассылку, чтобы не пропустить новые материалы.
Индийский инструмент для мантр
Описание: В нашей группе мы оказываем помощь в покупке любых индийских инструментов для концертной деятельности, для проведения индийского баджана и киртана, пения мантр, для бхакти-врикши, нама-хатты, домашнего воспевания, уличной санкиртаны, храмового киртана и баджана. Показать полностью. Также имеется множество музыкальных инструментов для медитации.
Все, интересующиеся музыкальной культурой Индии также найдут у нас много чего интересного.
Инструменты отправляются из Нью Дели, Вриндавана, Калькутты. У нас имеются свои мастерские в Индии. Огромное внимание уделяется упаковке. Все инструменты приходят в целости и сохранности.
Бесплатная доставка осуществляется в любой город мира.
В Москве имеется свой сервис центр.
При необходимости сможем починить ваш инструмент.
Отзывы покупателей: https://vk.com/topic-62004716_29276330
Проверить номер груза вы можете здесь: http://www.track-trace.com/post
Если вы из России, то можете отследить груз на сайте почты России: https://www.pochta.ru/tracking
Грузы на сайте появляются не сразу, а где-то через 5 дней после отправки.
Помощь в покупке индийских музыкальных инструментов: ситар, фисгармония, сарод, вина, сурбахар, флейты (бансури), танпура, сантур, эсрадж, дильруба, мриданга, дхолак, пакхавадж, табла, караталы (манджиры) и другие инструменты.
Имеются как классические, так и электронные инструменты. Некоторые в наличии, некоторые везутся под заказ.
Низкие цены и высокое качество.
Сроки поставки: около 3 недель
Этнические музыкальные инструменты — услышать голос древней Индии
В чем секрет этно музыки?
Чем уникальны этнические инструменты
Индийские этнические инструменты
Мода на разные вещи постоянно меняется, привнося что-то новое и стирая из истории старое, но всегда есть вещи, не теряющие популярность в течение десятилетий. Например, современная популярная музыка постоянно колеблется от лирических мотивов к более жесткому звучанию и обратно. Но этническая музыка в любое время находит своих поклонников в любом уголке земного шара. А этнические инструменты порой стоят гораздо дороже модных электронных собратьев.
Самый популярный в Индии инструментальный дуэт
В чем секрет этно музыки?
Этно музыка имеет особенный колорит и магию, которые завораживают и как будто бы погружают в транс. Секрет гипнотического действия этнической музыки в том, что изначально музыка и песни исполнялись во время религиозных обрядов и магических ритуалов, поэтому она должна была быть ритмичной и завораживающей.
Игре на этнических музыкальных инструментах обучаются с раннего детства
Позже музыка вышла за рамки обрядов и стала сопровождать театральные постановки, праздники и исполняться просто ради удовольствия. Ее отголоски слышны в разных стилях — от бохо музыки до столь популярного нынче инди стиля.
Чем уникальны этнические инструменты
Этнические музыкальные инструменты появились практически одновременно с человечеством, поэтому их устройство крайне простое, а изготовлены этно инструменты из таких естественных повсеместно доступных материалов, как дерево, металл и струны из конского волоса или других прочных волокон.
А вы слышали этническое инди?
Индийские этнические инструменты
Существует настолько огромное количество этнических музыкальных инструментов, что перечисление всех их заняло бы не один десяток страниц. Поэтому сегодня мы остановимся только на индийских этнических инструментах.
Зурна
Зурна — это духовой музыкальный инструмент, внешним видом напоминающий карикатурную дудку из мультфильмов. Современный близкий родственник зурны — гобой, с которым их роднит наличие двойного язычка. Этот инструмент традиционно изготавливается из цельного куска дерева или рога животного, в длину 30-32 см, и, благодаря двойному язычку, издает пронзительный и как будто дребезжащий звук.
Музыкальный инструмент зурна лучше всего звучит на открытом воздухе
Бансури
Этот этнический музыкальный инструмент распространен в северных областях Индии и называется бансури. Он представляет собой поперечную бамбуковую флейту, имеющую мелодичный переливчатый голос, образующийся вследствие колебаний воздуха внутри флейты. Самые известные этно музыканты, в совершенстве овладевшие игрой на бансури: Панналал Гхош, Виджай Рагхав Рао, Харипрасад Чаурасия, Девендра Мурдешвар.
Бансури почитается как божественный инструмент Кришны
Ситар
Следующий в списке, пожалуй, самый известный индийский этнический музыкальный инструмент — ситар. Звуки этого струнного инструмента в первую очередь ассоциируются с Индией. Признанные мастера игры на ситаре: Рави Шанкар, Анушка Шанкар, Мушарраф Хан, Джордж Харрисон, Чхоте Рахимат Кхан, Робби ван Леувен.
Ситар выдает звуковую палитру, недоступную подобным музыкальным инструментам
Сарод
Сарод в отличие от ситара не имеет ладов, но может похвастаться количеством струн, которых обычно 20-25. Этот инструмент отличается глубоким и сочным звучанием, идеально подходящим для исполнения медленных медитативных композиций. Благодаря стараниям Алладин Хана и его ученика Али Акбар Хана, сарод получил широкую известность в западных странах.
У этого этнического музыкального инструмента от 17 до 25 струн
Cаранги
Следующий этнический инструмент саранги также из струнной семьи, но играть на нем необходимо смычком, что роднит его с более молодой скрипкой. Аккомпанемент саранги традиционно сопровождает театрализованные танцевальные представления. Лучшие из современных этнических музыкантов, играющих на саранги: Бунду Хан, Рама Нарайан.
Тональный диапазон этого этно инструмента большой — до двух октав
Табла
Представители ударной группы этнических инструментов, конечно же, были и на территории Индии. Табла — это два барабана, больший из которых называется байан, а меньший — дайна. Закир Хуссейн, благодаря своему таланту, прославился игрой на табле на весь мир.
Табла — популярный у индийских мальчишек музыкальный инструмент
Мриданга
Мриданга — это еще один ударный инструмент, состоящий из одного барабана. Индийцы с особым почтением относятся к этому инструменту, потому что согласно легенде, его подарил людям сам Кришна. Корпус мриданга традиционно производится из дерева или глины. Существуют современные фабричные модели барабана, но этнические музыканты утверждают, что такие мриданги звучат плоско и блекло.
Еще один божественный музыкальный инструмент
Поющие чаши
Поющие чаши — еще один, наряду с ситаром, широко известный этнический музыкальный инструмент. Он относится к группе колоколов, производится из сплава как минимум трех металлов и издает глубокий гул при правильном обращении. Поющие чаши нашли свое применение не только в этно музыке, но и в других музыкальных жанрах и, конечно же, в медитативных практиках.
Поющие чаши — не только этнический музыкальный инструмент
Это не полный список даже индийский этнических музыкальных инструментов, что уж говорить о целом мире. Если вы решите подробнее изучить мир этнической музыки и этно музыкантов, вы поймете, что разнообразие настроений и звучаний практически бесконечно.