Как называют постоянный распорядок труда отдыха приема пищи и отхода ко сну
Правильный режим дня
Режим дня – это организация и целесообразное распределение временных ресурсов человека, своеобразный жизненный график. Правильный распорядок дня – организация личного времени человека для наиболее оптимального использования его трудового потенциала. Для чего нужен режим дня? Каковы его основные составляющие?
Режим дня: его основные составляющие
Режим дня – основа нормальной жизнедеятельности организма. Именно правильное чередование труда и отдыха, различных видов деятельности позволяет организму полностью восстановить силы в физическом и психологическом плане. Правильный режим дня позволяет грамотно распределить временные ресурсы на отдых, труд, питание, саморазвитие, уход за собой.
Существуют внешние и внутренние факторы, способствующие выработке определенного режима дня человека.
Основным внутренним фактором, способствующим выработке определенного поведения человека, являются биоритмы.
Биоритмы – фундаментальные процессы живой природы, закономерная активность организма, его систем, осуществляемая с определенной периодичностью. Биологические ритмы зафиксированы на всех уровнях живой материи: от простейших биологических реакций, происходящих в каждый момент времени в клетке, до сложных поведенческих реакций человека. Все физиологические процессы, протекающие в организме, согласованы с общим ходом времени. Основным фактором, регулирующим биоритмы всего живого, является Солнце. Значение биоритмов для человека было доказано физиологом И.П. Павловым, который утверждал, что нет ничего более значимого для живого организма, чем ритмичность и периодичность физиологических изменений, протекающих в организме. Биологические ритмы во многом определяют режим дня человека. Именно от биоритмов зависит работоспособность человека, способность к усвоению информации, обучению.
Построение режима дня, противоречащего естественным биоритмам человека, приведет к повышенной утомляемости, психологическому стрессу, длительному периоду нетрудоспособности.
Внешним фактором, определяющим режим дня человека, является его участие в жизни социума: обучение и посещение учебных заведений (детские сады, школы, высшие учебные заведения), труд на предприятии, что способствует выработке более или менее постоянного распорядка дня.
Обязательными составляющими режима дня должны быть:
Режим дня ребенка: как правильно организовать день для ребенка
Почему важно приучить ребенка к правильному режиму дня? Дети легко привыкают к новому распорядку дня в силу того, что в их сознании еще не выработался четкий динамический стереотип – форма деятельности мозга человека, проявлением которой является фиксированный порядок осуществляемых действий. Нарушение динамических стереотипов ведет к напряжению нервных элементов коры головного мозга, выходящему за пределы их функциональных возможностей, результатом чего является нарушение высшей нервной деятельности и развитие невротических состояний.
Режим дня ребенка несколько отличается от распорядка дня взрослого человека. Режим дня для детей является основой воспитания, приучения ребенка к ответственному использованию временных ресурсов, самодисциплины, выработки характера и силы воли.
В первые 3 года жизни ребенка работоспособность его нервной системы постоянно изменяется, что обусловливает смену режима дня ребенка в различные периоды его жизни. При несоблюдении режима дня для ребенка могут возникнуть следующие последствия:
Каждый период в жизни ребенка должен быть правильно организован с точки зрения чередования активности и отдыха. Продолжительное бодрствование и сокращение продолжительности сна могут негативно сказываться на деятельности нервной системы ребенка, результатом чего станет нарушение его поведения. Не существует единого правильного режима дня, который бы подошел каждому ребенку. Однако существует ряд правил, придерживаясь которых родители смогут правильно организовать такой режим дня ребенка, который будет способствовать его полноценному физическому и психическому развитию.
Правила режима дня ребенка:
Понятие правильного режима дня для каждого человека
Не существует единственно правильного режима дня, подходящего каждому человеку. Любой режим дня, как для ребенка, так и для взрослого человека, носит лишь рекомендационный характер. Правильный распорядок дня позволяет наиболее эффективно использовать энергетические ресурсы человека. При составлении распорядка дня необходимо учитывать биоритмы, периоды максимальной работоспособности человека.
Так, правильный режим дня способствует:
Анализ своего режима дня поможет определить причины высокой утомляемости, низкой продуктивности, рассеянности внимания, частых депрессивных состояний. Не стоит придерживаться стереотипного режима дня, если он противоречит биологическим ритмам человека.
Основа правильного распорядка дня:
Видео с YouTube по теме статьи:
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Режим дня: зачем он нужен, как составить и соблюдать
Здоровый образ жизни – важнейшее условие счастья, благополучия и активного долголетия. Одним из главных факторов такой жизнедеятельности является режим дня. Для здоровья человека крайне необходимо, чтобы физиологические функции организма совпадали с биологическими ритмами и выполнялись примерно в одно и то же время. Тогда он в прямом смысле будет работать «как часы». Конечно, такой распорядок должен быть сугубо индивидуальным и совпадать с собственными возможностями. Чтобы составить оптимальный для себя ежедневный график, необходимо сначала разобраться, что такое режим дня, почему его полезно соблюдать и чем он поможет в повседневной жизни.
Что такое режим дня
Режим дня – это общая схема последовательности действий, которой необходимо придерживаться, чтобы оптимизировать свое время и улучшить качество жизни. Такой распорядок не требует строгого соблюдения, поскольку жесткие правила и жизнь по четкому расписанию будет только в тягость. Режим дня имеет рекомендательный характер и направлен исключительно на то, чтобы можно было рационально использовать свой день и одновременно с этим помочь организму приспособиться к выполнению конкретных действий в определенное время.
Составление режима дня в первую очередь должно включать перечисление основных действий, характерных для образа жизни каждого человека:
Индивидуальный распорядок дня будет содержать дополнительные пункты, соответствующие привычкам, образу жизни и другим персональным особенностям человека.
Почему полезно соблюдать распорядок
Режим дня полезен для детей и взрослых, поскольку в определенное время суток организм имеет свои потребности и уровень активности. Если учитывать эти факторы, то день будет максимально продуктивным, а все выполняемые действия – наиболее эффективными.
Польза от соблюдения режима дня заключается в получении следующих результатов:
Правильно составленный режим дня должен учитывать индивидуальные особенности человека. При этом его не обязательно расписывать четко по часам. Конкретное время обычно указывается только для основных физиологических функций – сна и приема пищи, а также для тех событий и действий, которые должны выполняться по договоренности с другими людьми. Во всем остальном вполне допускается наличие временного промежутка, чтобы график не напрягал своей обязательностью и предопределенностью.
Важное преимущество режима дня – выработка у организма привычки к повторяющимся действиям. Это позволит внутренним физиологическим часам настроиться в определенное время на работу, отдых, прием пищи, занятие спортом и т.д. В таком случае даже не очень приятные, но обязательные действия не будут вызывать внутреннего сопротивления. Планомерно и разумно нагружаемый организм и психика не будут испытывать чрезмерного напряжения, хронической усталости или эмоционального выгорания. Даже самый сложный и насыщенный день пройдет комфортно, если все события будут заранее запланированы.
Как составить режим дня
Для составления собственного распорядка рекомендуется воспользоваться советами специалистов по тайм-менеджменту:
Пример хорошего режима дня может быть следующим:
Конечно, такой распорядок подойдет далеко не для каждого работающего человека. Его можно изменять с учетом своего образа жизни, потребностей и привычек.
Как привыкнуть к распорядку
Если распорядок жизни составлен правильно и при этом является гибким, то привыкнуть к нему можно довольно быстро. Для этого необходимо соблюдать несколько основных правил:
При соблюдении этих основных принципов все остальные дела будут выполняться легко и быстро. Важно – правильно их запланировать и разнести по времени в течение дня, а затем просто следовать расписанию.
Как называют постоянный распорядок труда отдыха приема пищи и отхода ко сну
Ритмичность свойственна человеческому организму, отдельным его органам и системам. Поэтому организация и строгое соблюдение режима дня, предусматривающего переход от бодрствования ко сну и наоборот, выполнение гигиенических процедур, различные виды деятельности, отдых, прием пищи в одно и тоже время и др., в соответствии с возрастными особенностями, создают наилучшие условия для жизнедеятельности организма детей и подростков.
Физиологический режим дня обоснован выработкой условных рефлексов, которые со временем закрепляются подчас на всю жизнь в виде устойчивых навыков и привычек и оказывают положительное влияние на функции организма: привычка ложиться спать в одно и то же время способствует быстрому засыпанию, организм лучше восстанавливает силы; прием пищи в определенное время способствует хорошему аппетиту и помогает лучше усвоению пищи и т.д
Установить единый распорядок дня для всех учащихся, естественно, невозможно, но основные его моменты должны соблюдаться каждым.
Каждый свой день необходимо начинать с утренней гимнастики (зарядки). Она облегчает переход от сна к рабочему состоянию, позволяет «зарядить» организм бодростью на целый день. Родители и педагоги должны понимать, что кроме утренней гимнастики, физкультпаузы, подвижных игр на переменах, необходимы регулярные занятия спортом и физическим трудом.
Содержать свое тело и одежду в чистоте необходимо каждому человеку. Ежедневно после сна и перед сном следует умываться и чистить зубы.
Руки необходимо мыть с мылом перед каждым приемом пищи.
Питаться надо 4-5 раз в день в строго определенное время.
Формирование позитивного отношения к режиму дня. Как и воспитание любых гигиенических навыков, успешнее проходит в начальной школе. От детей нужно мягко, но настойчиво требовать выполнения режима ежедневно без принуждения, т.к. вызывает у большинства из них внутреннее сопротивление. Составить режим дня с учетом особенностей семьи и интересов ребенка не столь трудно. Труднее научит школьника выполнить его. Разъяснительная работа в школе, твердость и повседневный контроль со стороны родителей помогут ребенку соблюдать режим и это станет обязательным в поведенческом стереотипе ребенка.
Одним из важнейших моментов режима дня является отдых, так называемый активный, который заключается в смене одного вида деятельности другим ( занятие физкультурой и спортом, прогулки, игры, пребывание на свежем воздухе.
Правильный режим дня школьника з залог крепкого здоровья и хорошей учебы.
Урок 37
§ 37. Режим дня, труда и отдыха
Режим — это установленный распорядок жизни человека, включающий в себя труд, питание, отдых и сон.
Вся жизнедеятельность человека проходит в режиме распределения времени: частично вынужденно связанного с общественно необходимой деятельностью, частично по индивидуальному плану. Так, например, режим жизнедеятельности школьника определён учебным планом занятий в школе, режим работающего человека — началом и концом рабочего дня.
Главной составляющей режима жизнедеятельности человека является его труд, который представляет целесообразную деятельность человека, направленную на создание материальных и духовных ценностей.
Рациональное сочетание элементов режима жизнедеятельности обеспечивает более продуктивную работу человека и высокий уровень его здоровья.
В трудовой деятельности человека участвует весь организм как целое. Трудовой ритм задаёт ритм физиологический: в определённые часы организм испытывает нагрузку, вследствие чего повышается обмен веществ, усиливается кровообращение, а затем появляется чувство усталости. В другие часы и дни, когда нагрузка снижается, наступает время отдыха, восстанавливаются силы и энергия. Правильное чередование нагрузки и отдыха является основой высокой работоспособности человека.
Известный русский физиолог И. Е. Введенский (1852—1922) говорил, что устают не столько от того, что много работают, сколько от того, что плохо работают, не умеют организовать свой труд. Он выдвинул ряд условий для достижения высокой работоспособности, а значит, и высокого уровня здоровья:
1. Постепенное вхождение в работу.
2. Продуманная и отработанная последовательность в труде.
3. Правильное распределение нагрузки — дневной, недельной, месячной, годовой.
Наиболее эффективным в деле восстановления работоспособности является активный отдых, который позволяет рационально использовать свободное время. Чередование видов работы, гармоничное сочетание умственного и физического труда, физическая культура обеспечивают эффективное восстановление сил и энергии. Отдыхать человеку требуется ежедневно, раз в неделю (выходные дни) и раз в году (каникулы, отпуск), используя свободное время для укрепления физического и духовного здоровья.
Чтобы быть здоровым и работоспособным, необходимо выработать привычку ложиться спать и вставать в одно и то же время, научиться быстро засыпать и крепко спать.
Рассмотренные выше элементы режима жизнедеятельности человека (труд, отдых, сон и питание) во многом индивидуальны. Высоким уровнем работоспособности, здоровья, долголетия будет обладать тот, кто придерживается требований здорового образа жизни. Азербайджанский долгожитель Махмуд Эйвазов, который прожил 152 года (1808-1960), считал, что секрет долголетия кроется в следующих условиях жизни: ежедневный труд (сам он до последних дней работал в поле, его трудовой стаж 135 лет), закалённое тело, крепкие нервы и хороший характер, правильное питание и горный климат.
Правильно спланированный режим дня человека с учётом его возраста, физиологических и психических особенностей является основой для сохранения его здоровья и главной составляющей здорового образа жизни.
При определении основных элементов режима дня целесообразно учитывать влияние биологических ритмов человека на его работоспособность. Известно, что работоспособность человека и его поведение во многом зависят от характера и интенсивности биологических процессов и явлений в его организме, т. е. от биологических ритмов.
Биологические ритмы можно наблюдать на всех уровнях организации живой материи: от внутриклеточного до популяционного. Они развиваются в тесном взаимодействии с окружающей средой и являются результатом приспособления организма к тем факторам окружающей среды, которые изменяются с чёткой периодичностью (вращение Земли вокруг Солнца и своей оси, колебания освещённости, температуры, влажности, напряжённости электромагнитного поля Земли и т. д.).
В настоящее время наиболее изучен околосуточный биологический ритм. Установлены околосуточные изменения более 300 физиологических функций человека. Так, ночью у человека самая низкая температура тела. К утру она повышается и достигает максимума во второй половине дня. На протяжении суток она изменяется с амплитудой до 1,3 °С. Поскольку температура тела определяет скорость биохимических реакций, то её повышение свидетельствует о том, что днём обмен веществ идёт наиболее интенсивно, и это обеспечивает человеку возможность активной деятельности в светлую часть суток.
Биоритмы являются основой рациональной регламентации всего жизненного распорядка человека, так как высокая работоспособность и хорошее самочувствие могут быть достигнуты только в том случае, если соблюдается более или менее постоянный распорядок дня.
Не всегда удаётся выдержать оптимальный режим жизнедеятельности. Иногда возникает необходимость в повышении нагрузок в процессе учёбы (контрольные работы, экзамены и др.), что может привести к появлению утомления и переутомления. Для восстановления нормального режима жизнедеятельности вам необходимо знать меры по профилактике переутомления, так как развитие утомления и переутомления во многом связано с организацией режима работы и отдыха.
В заключение обращаем ваше внимание на необходимость осуществления самоконтроля за своим состоянием. Для этого необходимо научиться определять состояние по субъективным (самочувствие, работоспособность, сон, аппетит и общие ощущения) и объективным показателям (частота пульса, артериальное давление). Появление отклонений субъективных и объективных показателей от нормы может свидетельствовать о появлении утомления. Постоянный самоконтроль за своим состоянием позволяет вам в определённой степени координировать своё поведение для сохранения и укрепления индивидуального здоровья.
Выводы
1. Правильный режим дня, рациональное сочетание умственной, физической нагрузок и полноценного отдыха обеспечивает высокую работоспособность, бодрое состояние и хорошее здоровье.
3. Для поддержания реального режима жизнедеятельности необходимо выполнять меры по профилактике утомления и переутомления.
Вопросы
1. Какое значение имеет режим дня для сохранения и укрепления здоровья?
2. Какие режимы учебного и выходного дня вы считаете для себя наиболее оптимальными?
Задания
1. Объясните влияние биоритмов на вашу работоспособность.
2. Сформируйте свой режим дня и недели, который вы считаете наиболее оптимальным, с учётом элементов вашей жизнедеятельности.
Биология в лицее
Site biology teachers lyceum № 2 Voronezh city, Russian Federation
Работоспособность. Режим дня
Работоспособность – это физиологическое состояние человека, совершающего какой-либо труд: физический или умственный. В процессе труда работоспособность изменяется. Вначале она часто повышается, затем держится на одном уровне и, наконец, по мере развития утомления, снижается, а то и прекращается вовсе. Необходим отдых, чтобы восстановить силы.
Стадии работоспособности | Самая уязвимая стадия, работу нельзя прерывать, никакие отвлечения недопустимы, отдых противопоказан. |
Чтобы отодвинуть наступающее утомление, полезно делать небольшие перерывы, полезен активный отдых. | |
Наиболее целесообразен пассивный отдых, сон. Переход к отдыху должен быть постепенным. |
Режим дня – это постоянный распорядок труда, отдыха, приема пищи, отхода ко сну. Правильно организованный режим дня обеспечит нормальное развитие организма, сохранит здоровье. Режим дня способствует выработке полезных привычек, развитию воли, организованности.
Соблюдение режима приводит к выработке динамического стереотипа – цепи следующих друг за другом условных и безусловных рефлексов. В результате выполненное дело становится сигналом для начала последующего, а это сокращает время, которое обычно тратится на врабатывание.
Динамический стереотип – это объединение нескольких условных рефлексов в единую цепочку. Динамические стереотипы лежат в основе навыков и привычек, в том числе и спортивных. Например, для отработки горнолыжной техники используется специальный тренажёр. Он позволяет спортсменам многократно повторять упражнения, тренирующие мышцы, которые участвуют при катании на склоне.
Оптимальный режим дня должен предусматривать чередование умственного и физического труда. Это условие необходимо для правильного и гармоничного развития человека.
Учащимся после школы рекомендуют сначала отдохнуть, а уже потом садиться за уроки. Отдых после школы должен быть активным: можно заняться спортом, помочь родителям по дому. Физический труд и спорт не только развивают мышцы, сердце, грудную клетку, но и восстанавливают силы после умственной работы. Выполняя домашние задания, соблюдайте гигиену труда, помните о стадиях работоспособности и постарайтесь возможно дольше продлить стадию оптимальной работоспособности.
После приготовления уроков погуляйте на свежем воздухе, займитесь спортом, физической работой. Затем почитайте книгу, просмотрите интересные для вас телепередачи. Смена видов деятельности предохраняет от переутомления.
Многие учащиеся увлекаются компьютерными играми. Они развивают быстроту реакции, точность движений и отрабатывают некоторые навыки работы с компьютером. Однако слишком часто играть не следует, так как это вредно для зрения.
Многие считают, что режим дня, то есть жизнь по распорядку, однообразна. На самом деле это не так. Режим дня определяется рациональным чередованием разных видов деятельности и отдыха, способствует сохранению работоспособности в течение дня. Он отвечает разумным правилам, предусмотренным самой природой (ритмы сна и бодрствования, труда и отдыха, приема пищи). Несоблюдение режима дня может приводить к отставанию в умственном и физическом развитии, нарушению функций различных систем органов. Соблюдение режима — важное правило поведения, сберегающее здоровье.
Работоспособность – физиологическое состояние человека, совершающего физический или умственный труд, – имеет 3 стадии: 1) врабатывания, или нарастающей работоспособности; 2) устойчивой, или оптимальной, работоспособности; 3) истощения, когда вследствие утомления продуктивность работы падает. Знание стадий работоспособности позволяет правильно организовать отдых. В состоянии врабатывания любой отдых противопоказан. В состоянии устойчивой работоспособности полезен активный отдых, и наконец, в стадии истощения наиболее целесообразен пассивный отдых, сон.
Облегчает любую деятельность четкий распорядок дня – режим. При его выполнении образуются условные рефлексы на время. Они выстраиваются в четкий динамический стереотип, который сокращает время врабатывания, удлиняет фазу устойчивой работоспособности и дает возможность наиболее рационально сочетать труд, еду, отдых, спорт.