Как объяснить ребенку что такое сон
«Зачем я должен спать?»
Татьяна Смирнова
«Зачем я должен спать?»
Тема: «Зачем я должен спать?»
— формировать представление детей о том, что такое сон и зачем надо спать? Какие бывают сны?;
— познакомить детей с новым стихотворением;
— развивать мелкую моторику рук, двигательную активность;
— проводить упражнения на релаксацию;
— учить образному мышлению.
Оборудование и материал: картинка с животным – Соня; картинки о снах человека; подушки, музыка для релаксации; маски кота и мышей.
Ход занятия
1. У нас в гостях Соня.
-Ребята, посмотрите, какой зверёк пришёл к нам в гости.
Воспитатель показывает картинку.
-Его зовут Соня. Сони весь день спят, а ночью ищут себе еду. Зимой они сворачиваются клубочком в своих уютных гнёздах и погружаются в зимнюю спячку.
-А как вы думаете, что такое сон?
-Сон – это состояние человека, при котором всё его тело замирает (засыпает, отдыхает.
2. «Зачем я должен спать?»
-Как вы думаете, зачем человек должен спать?
-Во время сна тело работает в ином ритме. Он отдыхает, набирается сил. (Картинка).
-Сон позволяет мозгу развиваться, а телу расти.
-Глаза слипаются,мы зеваем: пришло время, спокойно лечь, чтобы поспать.
-Мы не остаёмся в своей любимой позе всю ночь, а бессознательно ворочаемся. (Картинка).
-Вам, маленьким деткам, нужно спать и днём и ночью, чтобы лучше расти и не болеть.
-А чтобы ваш сон был крепким и спокойным, надо перед сном выпивать стакан тёплого молока. Ещё можно лечь со своей любимой мягкой игрушкой.
-Когда моя дочка была маленькой, я ей перед сном читала сказку или пела колыбельную песню.
-А вам мама читает сказку перед сном? (Ответы детей).
-А после, какой детской передачи вы обычно ложитесь спать? («Спокойной ночи, малыши!»)
-Главные герои это – Хрюша, Филя, Степашка, Каркуша (игрушки героев).
— Какие слова говорят, когда человек ложится спать? (Спокойной ночи, спокойных снов).
Спать ложатся все:
И бычок, и хомячок, и светлячок.
Спать ложатся пятачки
Прячут хвостики – крючки
И не жалко добрых слов
Всем сказать: «Приятных снов».
3. Пальчиковая гимнастика.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Это пальчик уж заснул.
«Тише, пальчик не шуми,
Братиков своих не разбуди».
Встали пальчики – «Ура!»
В детский сад идти пора!
По очерёди пригибать пальцы к ладошке, кроме мизинца. Указательным пальцем другой руки поругать мизинец. Одновременно с восклицанием «Ура» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны. Затем опустить руку пальцами вниз и имитировать их ходьбу в детский сад.
-Когда мы спим, нам иногда снятся сны. Ведь мозг и ночью остаётся активным. Однако мы не всегда вспоминаем свои сновидения!
-Бывают сны добрые, хорошие и нам не хочется просыпаться. (Рисунок).
-А бывают страшные сны, в которых отражаются неприятности и страхи, пережитые в настоящей жизни. (Рисунок).
5. Русская народная игра «Кот и мыши»
Примечание. На детях маски животных.
Мыши водят хоровод. (Дети, взявшись за руки, идут по
На лежанке дремлет кот, кругу вокруг кота).
-Тише, мыши, не шумите! (Грозят друг другу пальчиком.)
Кота Ваську не будите.
Разобьёт весь хоровод. (По очереди поднимают и опускают согнутые в локтях руки, пальцы сжаты в кулаки.)
Шевельнул ушами кот – (Убегают на места.)
И исчез весь хоровод!
-Ребята, вы поиграли, устали и вам нужно отдохнуть.
-Возьмите подушки и ложитесь на ковёр.
Воспитатель включает спокойную приятную музыку.
-Лягте удобно. Закройте глазки, вытяните ручки и ножки.
-Подумайте о тёплом солнышке, о зелёной травке и красивых весенних цветах.
-Улыбнитесь весёлым птичкам, ярким бабочкам и жучкам.
Дети отдыхают 2 минуты.
Затем воспитатель поёт песенку:
Стали крыльями махать
Наших деток поднимать!
У воспитателя на тонкой палке привязаны на верёвочках птички из бумаги. Каждый ребёнок дует на одну птичку. Затем воспитатель дарит птичек детям.
Перспективный план занятий для детей 3–4-х лет. «Здоровье и безопасность» Эти дидактические куклы я испльзую на своих занятиях. У каждой из них есть свое имя и набор одежды. Это фрагмент из занятия с использованием.
Перспективный план занятий для младших дошкольников. Здоровье и Безопасность Перспективный план занятий по программе Логиновой В. И. «Детство», образовательные области «Здоровье и Безопасность» для младших дошкольников.
Консультация «Сон и его значение в жизни ребенка дошкольника»
Екатерина Решетникова
Консультация «Сон и его значение в жизни ребенка дошкольника»
Сон является неотъемлемой составляющей жизни каждого человека, он очень важен как для взрослого, так и для ребенка. Однако для детей не менее важным считается дневной сон, присутствие которого существенно влияет на физическое и эмоциональное развитие.
Дневной сон – важная часть режима маленького ребенка. Но иногда у малышей возникают нарушения режима сна и бодрствования, что грозит обернуться задержкой психического, физического и интеллектуального развития. В этом случае важно найти причину «диссонанса» и устранить ее. Чередование бодрствования и сна способствует нормальной психической деятельности. Качество, глубина и продолжительность сна связаны с условиями его организации и ряд других факторов, знание которых необходимо и воспитателю, и родителям.
Доводов «за» дневной сон предостаточно. Очень многие родители идут на поводу детей и утверждают, что идти против воли ребёнка совершенно бессмысленно. Конечно, очень часто за этим стоит простое нежелание тратить время и нервы на непростой процесс укладывания карапуза спать против его желания. Некоторым детям в возрасте до 6-ти лет нужно до получаса для нормального засыпания, а родителям или некогда, или просто не хочется возиться с капризным ребёнком столько времени.
Полноценный отдых повышает активность иммунной системы ребенка, влияет на интеллект, память. В период фазы медленного сна высвобождается гормон роста и дети в буквальном смысле «растут в кровати».
Почему так важен дневной сон для ребенка?
Дневной сон оказывает позитивное влияние на многие факторы развития малыша. Прежде всего, дневной сон, впрочем, как и ночной, способствует развитию гормона роста. Как это ни странно, но именно во сне дети быстрее растут. Одна из задач дневного сна – это защита нервной системы ребенка. Во время сна мозг ребенка отдыхает, что помогает справиться с масштабным объемом информации, которое особенно характерно для первых лет жизни. Таким образом, весь «жизненный материал» обрабатывается мозгом ребенка небольшими порциями, разделяемыми дневным сном. Кроме того, сегодня доказана прямая взаимосвязь между сном и активностью малыша. Так, если ребенок не получает необходимых часов сна, он становится нервным и раздражительным, а иногда даже возникают очаги неуправляемой импульсивности и даже агрессии. Также дневной сон способен оказывать положительное влияние на работу некоторых органов, например, кишечника и желчевыводящих путей.
Несомненно, полноценный дневной сон – это важный элемент развития ребенка, поэтому родители и мы –воспитатели должны создать благоприятные условия для правильного отдыха детей.
Консультация для родителей. Значение трудовой деятельности дошкольника в нравственном становлении личности. В нравственном становлении личности очень важна трудовая деятельность. В труде у ребенка формируется ответственность за порученное дело,.
Особенности лепки и ее значение в разностороннем развитии дошкольника Лепка – объемно-пространственный способ отображения действительности при использовании пластичных материалов. Близость детского лепного.
Родительское собрание «Значение игрушки в жизни ребенка» Форма проведения: семейная гостиная Возраст: средний Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности.
Сообщение из опыта работы «Значение прогулки в жизни дошкольника» Физическое воспитание предусматривает решение трех взаимосвязанных задач – воспитательных, образовательных и оздоровительных. Оно направлено.
Значение игры в формировании личности ребенка Дошкольный возраст является предметом пристального внимания, как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности.
Значение конструирования в развитии дошкольника Конструирование – целенаправленный процесс, в результате которого получается определённый реальный продукт. Детское конструирование тесно.
Значение правового воспитания в жизни ребенка из личного опыта Ребенок приходит в мир беспомощным и беззаботным. Его жизнь целиком и полностью находится в руках взрослых. Антуан де Сент – Экзюпери писал:.
Значение семейных отношений в воспитании ребенка Если ребенка постоянно критиковать, он учится ненавидеть. Если ребенок растет во лжи, он учится агрессивности. Если ребенка высмеивать,.
Значение театрализованной деятельности в развитии личности дошкольника Театр – это не просто игра, театр – чудесное средство развития детей дошкольного возраста. Театрализованная деятельность – то, что способствует.
Исследовательская работа «Что такое сон и зачем он нужен детям»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Берёзовый
Солнечного муниципального района
Что такое сон и зачем он нужен детям
Выполнил: Разуваев Алексей Владимирович,
Руководитель: Кондратова Светлана Васильевна,
учитель начальных классов
второй квалификационной категории
1.1 Моё отношение к теме.
2.3 Практическая часть. Что такое сон?
3. Исследовательская часть. Результаты исследование и выводы.
6. Список литературы.
1.1 Моё отношение к теме: В этом году я пошел в школу, в первый класс! Это значит первые настоящие уроки, первые нагрузки, новые сложные задания. У меня появилось много вопросов: что нужно делать, чтобы со всем этим справиться? Быть всегда в форме, не зевать на уроках, усваивать новый материал и узнать много полезного? Я понял, что нужно соблюдать режим дня и в первую очередь хорошо высыпаться!
Я решил разобраться, что такое сон и зачем он нужен детям? Что нужно школьнику, чтобы хорошо выспаться?
2.1Гипотеза : если выполнять правила сна, то организм восстановится полностью, будет здоровым, бодрым.
2.2 Цель работы : выяснить и обосновать важность полноценного сна для школьника
1. Узнать, что такое сон и зачем он нужен
2. Узнать, почему нужно высыпаться
3. Узнать, сколько нужно спать
4. Выявить причины долгого засыпания детей
5. Познакомиться с правилами сна
6. Провести анкетирование, обработать результаты, сделать выводы
2.4 Практическая часть.
Это нашло отражение в народной мудрости:
«Утро вечера мудренее», «Сон милее отца и матери».
Сном, как и всеми прочими функциями организма, ведает мозг. Это он замедляет на время работу всех органов, если организму нужен отдых.
Ученые установили, что во время сна наш мозг не отключается полностью.
Учёные говорят о «поверхностном сне», такой сон у солдат на марше, когда достаточно резкого звука, чтобы проснуться. Так спит мама у кровати ребенка: специальный «сторожевой пункт» в мозгу разбудивший ее, как только малыш проснется, но не будет реагировать ни на шум, ни на свет.
То, что наш мозг ни на минуту не прекращает свою работу, подтверждают чудесные открытия, сделанные во сне. А. С. Пушкин сочинял стихи во сне.
Почему нужно высыпаться?
Детям, нужно много спать, чтобы восполнить ту энергию, которую они затратили, бегая и играя весь день. Ведь после активно проведенного дня устают не только мышцы, но и многие важные органы, такие как легкие, сердце и печень.
А особенно нужен отдых мозгу, чтобы на следующий день он мог быстро и хорошо соображать.
Многие замечали: когда не выспишься, то бываешь на уроке рассеянным, и соображаешь гораздо хуже, чем обычно.
Наш мозг работает напряженно во время урока или игры с товарищем.
Взрослые люди, которые хорошо высыпаются, живут дольше тех, кто постоянно не досыпает.
Организм человека устроен так, что может прослужить дольше, если будет достаточно часто и полноценно отдыхать.
Трудно делать уроки, читать книгу и даже играть в увлекательную игру, когда ты очень устал. Порой можно даже задремать во время чтения или игры. Это происходит потому, что мозг утомился и хочет отдохнуть. Во время сна отдыхают также ваши кости: благодаря этому они лучше растут. Во время сна вырабатывается гормон роста. Не зря говорится, что дети растут во сне.
Всем органам сон полезен, и для всех них вредно, если человек регулярно не досыпает.
Например, дети, когда они не выспались, становятся капризными и раздражительными. Кроме того, в школе они гораздо хуже, чем могли бы, отвечают на вопросы учителя и выполняют задания.
От недосыпания даже желудок начинает плохо работать. Все знают, что уставший ребенок теряет аппетит, потому что его желудок нуждается в отдыхе и не вырабатывает достаточно желудочного сока.
Сколько же нужно спать?
Потребность во сне меняется с возрастом.
Новорожденный ребенок спит почти круглые сутки. По мере того, как организм растет, уменьшается время, нужное для сна.
Известно, что Петр I спал в сутки 5 часов, Эдисон отдавал сну 2 часа, Наполеон во время походов довольствовался тем, что удавалось немного вздремнуть, и чувствовать себя при этом прекрасно.
Излишняя сонливость и вялость могут означать начало болезни.
Некоторые мальчики и девочки начинают спорить и капризничать, когда родители отправляют их спать. Это очень глупо. Не надо воспринимать это как наказание. Напротив, мамы и папы очень любят своих детей и охотно посидели бы с ними подольше, но родители знают, что ребенку надо много спать и отдыхать, чтобы он рос здоровым, поэтому они следят за тем, чтобы сын или дочь легли в постель вовремя.
А еще родители знают, что дети, которые мало спят, чаще простужаются и болеют. А все мамы и папы хотят, чтобы их ребенок рос сильным и крепким.
Некоторые дети после того, как лягут в постель, очень долго не могут уснуть.
Почему дети не могут долго заснуть?
Чаще всего потому, что перед сном они делают то, что делать нельзя.
Следует помнить, что перед сном НЕЛЬЗЯ:
1. Смотреть страшные фильмы по телевизору. Ведь это так будоражит мозг, что ему потом очень трудно успокоиться. И как ему бедняжке заснуть, если его переполняют отрицательные картины: стрельба, убийства, звук сирен?
2. Заглядывать в холодильник, чтобы съесть бутерброд, полпачки печенья или еще что-нибудь вкусное. Иначе желудку, вместо того чтобы спокойно отдыхать, изо всех сил придется переваривать то, что ты съел. Заснуть на полный желудок довольно трудно.
3.Нельзя играть в активные игры. Из-за этого ваш организм не сможет полноценно отдохнуть. Вы будете плохо спать, просыпаться.
4. Широко открывать дверь спальни, чтобы в нее из коридора попадал яркий свет. В темноте спать намного спокойнее, чем при свете. Кроме того, при открытой двери мешают спать голоса и шум, доносящиеся из коридора и других комнат. Вместо того чтобы спать, ребенок начинает прислушиваться к разговору родителей или даже пытаться смотреть телевизор, стоящий в другой комнате. Только в тишине можно быстро заснуть и спокойно спать.
5. Спорить с родителями из-за того, что тебя заставляют идти спать, а твой старший брат или сестра еще не ложатся.
Когда мы спим, наши органы продолжают работать. Мы дышим, и легкие снабжают кислородом усталые ткани нашего организма. Наши мышцы, в том числе и сердечные, отдыхают, чтобы на утро быть сильными и готовыми к работе.
Во время сна из организма выводятся отходы его жизнедеятельности и к тканям поступают питательные вещества, накопленные в печени и других органах. Вот почему после ночного сна мы встаем полные сил и готовы активно приняться за дела.
Необходимо постараться правильно организовать время перед сном.
гуляй немного перед сном, а потом прими расслабляющий теплый душ
не наедайся перед сном, можно выпить стакан теплого молока или чай с мятой
откажись от просмотра фильмов ужасов – мозг может отомстить во сне жуткими кошмарами
можно послушать специальную спокойную музыку: шум прибоя, звуки леса, пение птиц, шум дождя
кровать должна быть удобной и в меру жесткой
хорошо проветри комнату, оптимальная температура в спальне должна быть 18 градусов.
Выводы: следуя этим правилам, сон будет полноценным, и организм восстановится полностью, будет здоровым, бодрым. Школьники будут хорошо усваивать учебный материал, будут радовать своих родителей успехами в учебе и спорте.
Как же обстоят дела в нашем классе? Все ли ребята выполняют правила сна?
Вместе с мамой мы составили анкету для учащихся (см. Приложение), а вместе с учителем мы провели опрос ребят нашего класса. На вопросы анкеты ответили 22 ребёнка. С мамой мы обработали материалы и сделали следующие выводы:
1. Наши ребята недостаточно хорошо выполняют правила сна,
3 % испытывают трудности с засыпанием и
64 % встают утром не отдохнувшими,
77 % смотрят перед сном телевизор,
32 % ложатся спать в разное время,
50 % не проветривают комнату перед сном
2. К сожалению, только
68 % не спорят с родителями, когда их заставляют идти спать, а
3. Очень радует то, что у
100 % удобная кровать
68 % засыпает в темноте
4. В среднем, ребята нашего класса спят 9 часов.
Этого достаточно для ученика первого класса, поэтому ребята нашего класса не зевают на первых уроках!
В ходе работы над данной темой я убедился в том, что школьнику необходим полноценный, здоровый сон для того, чтобы организм отдохнул, восстановился. Теперь я знаю правила сна и могу познакомить с ними других ребят.
Выдвинутая гипотеза справедлива.
Давайте же соблюдать правила сна, чтобы не зевать на уроках, хорошо учиться, расти умными и здоровыми детьми на радость своим любимым родителям и учителям!
1. Есть ли трудности с засыпанием?
2. Смотришь ли перед сном телевизор?
3. Кушаешь ли перед сном?
4. Споришь ли с родителями, если они заставляют идти спать?
5. Ложишься ли спать в одно и то же время?
6. Проветриваешь ли комнату перед сном?
7. Просыпаешься ли ночью?
8. Засыпаешь ли ты в темноте?
9. Удобная ли у тебя кровать?
10. Утром встаешь отдохнувшим?
11. Во сколько ты ложишься спать?
12. Во сколько часов ты просыпаешься?
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Детская энциклопедия «Здоровый образ жизни», 1992
2. Коростелев А. Б. «От А до Я», 1987
3. Куценко Г. И., Ю. В. Новиков «Книга о здоровом образе жизни», 1987
Сон. Физиологическое значение сна. Фазы детского сна. Требования к организации сна детей
Елена Чулкова
Сон. Физиологическое значение сна. Фазы детского сна. Требования к организации сна детей
2. Физиологическое значение сна…. 6
3. Требования к организации сна детей…. 13
3.1. Причины необходимости дневного сна для ребенка….13
3.2. Гигиенические и педагогические условия организации сна детей….14
3.3. Фазы детского сна…16
Список использованной литературы…20
Как много мы спим! Сну мы отдаем треть нашей жизни. Сколько можно было бы успеть за это время, которого всем так не хватает! А что если спать меньше или вообще не спать? Вдруг в сокращении времени сна кроется один из резервов?
Так что же такое сон? Зачем он нужен организму? Что происходит с организмом во время сна? Почему нам снятся сны и что такое сновидения?
Однако, по-настоящему профессиональный интерес к сновидениям начался с появлением работы З. Фрейда* «Толкование сновидений» (1900г.).
2. Физиологическое значение сна
Сон крайне важен для нашего организма. Во время него происходит множество жизненно-важных процессов. Рассмотрим главные функции сна.
Сон играет важную роль в процессах метаболизма. Во время медленного сна высвобождается гормон роста. Во время быстрого сна происходит восстановление пластичности нейронов и обогащение их кислородом.
Сон помогает восполнить наш уровень энергии, таким образом, увеличивая и поддерживая общий уровень активности и внимательности. Достаточное количество сна также связано с уменьшением риска заболевания хроническими болезнями, включая болезнь сердца и диабет 2-й степени.
Ночью у человека растут волосы и ногти.
Важным также является то, что во время сна в организме вырабатывается такой гормон как мелатонин. Мелатонин синтезируется из серотонина в эпифизе. Секреция мелатонина подчинена суточному ритму. Синтез и секреция мелатонина зависят от освещённости — избыток света тормозит его образование, а снижение освещённости повышает синтез и секрецию гормона. У человека на ночные часы приходится 70 % суточной продукции мелатонина.
Мелатонин способен быстро восстановить жизненные силы. Способствует омоложению, защищает клетки от канцерогенов, радиации, гербицидов и пестицидов, помогает бороться с опухолями, замедляет процессы старения, укрепляет иммунную систему, помогает справиться со стрессом, увеличивает способность переживать радость, удовольствие, уменьшает количество холестерина в крови, снижает кровяное давление, помогает справиться с аритмией сердца, уменьшает риск остеопороза.
6. Требования к организации сна детей
6.1. Причины необходимости дневного сна для ребенка
Одним из важнейших факторов гармоничного развития ребенка является дневной сон. Результаты исследований показали, что дети в возрасте 3—4 лет, которых не укладывали на дневной отдых, проявляли более высокие уровни гиперактивности, тревожности и депрессии, чем дети, продолжавшие ежедневно спать I— 2 ч в обеденное время. Ученые пришли к выводу, что дневной сон не только отлично замещает возможные недочеты ночного сна, но и важен сам по себе в качестве передышки для организма энергичного ребенка. Дневной сон — чудесная возможность восстановить силы и провести остаток дня в хорошем расположении духа.
Удовлетворение этой естественной потребности способствует хорошему самочувствию и нормальной работоспособности. Для детей раннего и дошкольного возраста физиологически полноценный сон составляет основу крепкого здоровья и правильного развития.
Потребность во сне в значительной мере связана с условиями окружающей среды с функциональным состоянием организма и зависит от множества других факторов.
Выдающийся физиолог И. П. Павлов установит что сон — это тормозное состояние нервных клеток, возникающее вслед за их активной деятельностью (он восстанавливает нормальную деятельность организма функции нервных клеток коры больших полушарии головного мозга). Поэтому так велика роль полноценного сна для ребенка дошкольного возраста организм, которого требует не только восстановления затраченной энергии, но и со здания благоприятной основы для его дальнейшего нормального роста и развития.
Нервная система ребенка еще недостаточно сформирована, она не обладает большой выносливостью и подвержена сравнительно Быстрому истощению. Особенно неблагоприятно отражается на ее состоянии и состоянии организма в целом частое недосыпание, которое определяется не только недостаточной продолжительностью сна, но и плохим качеством сна, когда он неспокоен и часто прерывается.
Исследования показали, что при недостатке сна у дошкольника в пределах 1,5 ч в сутки выносливость нервных клеток коры головного мозга значительно снижается. А это влечет за собой снижение активной деятельности и работоспособности. Часто нарушается поведение. У ребенка могут появиться неправильные неадекватные реакции на те или иные воздействия окружающих его сверстников и взрослых. Он может расплакаться из-за пустяка, делать все наоборот и т. п. Длительное недосыпание нередко бывает причиной невротических состояний, характеризующихся появлением у ребенка раздражительности, плаксивости, ослаблением внимания памяти. В одних случаях дети становятся возбужденными, драчливыми, в других, наоборот, вялыми и безучастными к окружающему. Невротические состояния могут сопровождаться и головными болями, снижением аппетита, сопротивляемости организма к заболеваниям, так как недостаточный сон отрицательно влияет на состояние всех физиологических систем и функций организма, тесно связанных с регулирующей деятельностью нервной системы.
6.2. Гигиенические и педагогические условия организации сна детей
Для формирования полноценного сна у детей важно на всех возрастных этапах создавать необходимые для него гигиенические и педагогические условия, устранять причины, мешающие его наступлению. Мы должны обязательно учитывать индивидуальные особенности каждого воспитанника. Чем моложе ребенок, тем большее количество часов он спит и меньше бодрствует. Дети дошкольного возраста должны спать в сутки не менее 11-12 ч. Дневной сон в зависимости от возраста длится до 2-2,5 ч. Он обязателен, так как нервная система ребенка быстро реагирует на внешние раздражители, относительно легкоранима и менее вынослива по сравнению с нервной системой взрослого. Именно поэтому активное непрерывное бодрствование дошкольников ограничено. Если ребенок в детском саду не спит, то мы должны выяснить причину этого, поговорить с родителями, врачом или медсестрой детского сада.
Создавая условия для хорошего сна ребенка, следует помнить о том, что свежий воздух является лучшим «усыпляющим» и оздоровительным средством. Поэтому перед сном следует проветрить комнату 15-20 минут.
Одежда для сна в помещении должна быть свободной, сшитой из мягких хлопчатобумажных тканей. Наиболее удобными для этой цели будут длинная рубашка или пижама без карманов с небольшим числом пуговиц. В жаркое время года дети могут спать в одних трусах, предназначенных специально для сна. Важно постоянно следить за тем, чтобы во время сна дети не переохлаждались и не перегревались. Поза, в которой спит ребенок, существенно влияет на качество сна. Лучше, если он будет засыпать лежа на правом боку или на спине. При таких положениях тела внутренние органы испытывают наименьшее давление веса тела.
Укладывание наиболее сложный и ответственный момент в организации сна, имеющий большое значение для его нормального протекания; необходимо доброжелательно и в тоже время настойчиво укладывать спать ребенка. Только так можно добиться быстрого засыпания. При организации сна в первую очередь я укладываю ослабленных детей, детей, быстро засыпающих, тех, кто спокойно ведет себя перед сном. Детей возбудимых, беспокойных при засыпании я укладываю в последнюю очередь, с тем, чтобы уделить им больше внимания (посидеть около них, погладить и т. д.).
Спокойная обстановка создаст общий положительный настрой перед сном, а тишина в спальне будет способствовать глубокому сну. В это время недопустимы разговоры, шум. Я дольше бываю около трудно засыпающего ребенка, не позволяя ему разговаривать, вертеться. Все дети в той или иной степени нуждаются при засыпании в определенных педагогических воздействиях. Хорошо, если для ребенка потребуется в среднем от 5 до 20 минут для засыпания. Если же оно затягивается на 30-40 минут, то сон окажется недостаточным по длительности, а, следовательно, не обеспечит восстановление работоспособности, необходимой для продолжения активного бодрствования.
6.3. Фазы детского сна
По данным физиологических исследований, сон на всем своем протяжении проходит разные фазы: после засыпания обычно сразу наступает глубокий сон, затем он сменяется более поверхностным и вновь глубоким. Во время ночного сна такая цикличная смена фаз может происходить до 8—10 раз, если он не прерывается. Общая длительность одного цикла, включающего фазы глубокого и неглубокого сна, равна примерно 1 ч. Днем полноценный сон ребенка обеспечивается 2—3 периодами глубокого сна, т е. в течение 1,5—2 ч периоды глубокого сна повторяются 2 раза; при 2-2,5-часовом сне — 3 раза. У возбудимых детей периоды глубокого сна продолжаются лишь 30—45 мин; неглубокий сон протекает у них, как правило, с большим числом двигательных и эмоциональных реакций. У большинства детей с уравновешенной нервной системой фазы неглубокого сна протекают без каких-либо особенностей и по длительности составляют не более 10—15 мин. Однако в это время дети легче пробуждаются от различных внешних раздражителей, шума, поэтому в период неглубокого сна, наступающего примерно через час после засыпания, важно не допустить пробуждения ребенка. Исследованиями показано, что во время дневного сна у многих детей полное торможение наступает только во второй, а иногда и в третий период глубокого сна, т. е. спустя достаточно длительное время после укладывания. Вот почему так необходимо охранять сон детей на всем его протяжении.
Сон детей старшего дошкольного возраста по своему характеру приближается ко сну взрослых, хотя и имеет свои особенности.
В результате многочисленных исследований были сделаны окончательные выводы:
• Сон совершенно необходим для здоровья человека. Для нормального функционирования человеку ежедневно нужен продолжительный и качественный сон.
• Недосыпание негативно сказывается как на физическом, так и на психическом состоянии организма.
•Состояние человека при пробуждении зависит от нескольких факторов сна:
1. От продолжительности сна;
3. От того, как согласуется режим сна и бодрствования человека с биоритмами природы.
• Необходимо жить в соответствии с биоритмами природы.
• Наиболее благоприятен для организма тип активности «голубь».
• Для хорошего самочувствия необходимо соблюдать гигиену сна.
• Для здоровья организма необходим не только здоровый режим сна, но и режим питания, физическая деятельность и т. п.
(ВЫПИСКА ИЗ СанПиНов)
2.12. Требования к организации режима дня и учебных занятий
Детей с трудным засыпанием и чутким сном рекомендуется укладывать первыми и поднимать последними. В разновозрастных группах более старших детей после сна поднимают раньше. Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне обязательно.
Список использованной литературы
1. Вейн А. М. «Патология мозга и структура ночного сна», 1971.
2. Дильман В. М. «Большие биологические часы», 1981
3. Дроздова И. В. «Удивительная биология», 2005.
4. Куприянович Л. И. «Биологические ритмы и сон», 1976.
5. Хомутов А. Е. «Анатомия центральной нервной системы», 2005.
6. Хомутов А. Е. «Физиология центральной нервной системы», 2006.
Обеспечение ранней социализации и интеллектуального развития детей в рамках организации работы детского мини-центра В сентябре 2011 года решением педагогического совета мы организовали Детский мини-центра «Зеленная дверца» по адаптации и социализации детей.
Памятка для воспитателей «Требования к организации физического воспитания детей 4–5 лет» «Образование ребенка должно быть направлено на развитие физических способностей ребенка в их самом полном объеме». (Конвенции о правах ребёнка.
Проект по созданию в дошкольной организации детского хорового коллектива «Россияночка» Введение В условиях современной России, при наличии социальной и экономической нестабильности, значительного числа национальных конфликтов,.
Развитие познавательных интересов воспитанников в процессе организации детского музея в группе детского сада. Одним из основных принципов дошкольного образования, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом ДО, является:.
Требования к личности воспитателя в коррекционных группах детского сада для детей с нарушениями речи Педагог дошкольного образования должен обладать наиболее развитыми профессионально-предметными, личностными характеристиками и коммуникативными.
Требования к оцениванию познавательного развития детей дошкольного возраста согласно ФГОС до Согласно п. 4.3 Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования.
Требования к организации и проведению современного занятия Ситдикова Ирина Анатольевна, старший воспитатель, МАДОУ №79, г. Томск Требования к организации и проведению современного занятия У каждого.
Требования к организации предметно-развивающей среды учреждения дошкольного образования в соответствии с ФГОС до Вопрос организации предметно-развивающей среды ДО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального.
Воспитательная программа организации отдыха и оздоровления детей детского пришкольного лагеря дневного прибывания Пояснительная записка Воспитательная программа организации отдыха и оздоровления детей детского пришкольного лагеря дневного прибывания.
Экологическая тропинка детского сада. Методические рекомендации по организации Методические материал освещает организацию одну из форм работы МБ ДОУ № 14 в направлении реализации целевых ориентиров познавательного,.