Как отучить ребенка от сна на руках комаровский

Как отучить ребенка засыпать на руках

Содержание статьи

Есть «ручные» дети, которые не могут заснуть без укачивания. Они рыдают, плачут и требуют «на ручки» до тех пор, пока уставшие и обессилевшие родители в очередной раз не сдадутся и не начнут качать своего плаксу. Но если месячный малыш, засыпающий на руках, — это нормально, то что делать, если на руки просится годовалый ребенок? Расскажем в этой статье.

Почему дети спят на руках

Как отучить ребенка от сна на руках комаровский. Смотреть фото Как отучить ребенка от сна на руках комаровский. Смотреть картинку Как отучить ребенка от сна на руках комаровский. Картинка про Как отучить ребенка от сна на руках комаровский. Фото Как отучить ребенка от сна на руках комаровский

Почему засыпать на руках полезно

Почему для новорожденного засыпать на руках у родителей — это нормально и даже полезно?

Новорожденный ребенок и малыш до 3-месячного возраста может спокойно находиться на руках у матери или отца. Да, чем он старше, тем физически тяжелее становятся укачивания. Именно поэтому уже 2-месячного ребенка нужно постепенно отучать от этой практики.

Когда засыпание на руках становится проблемой

В первое время после рождения малыш все еще тесно связан с матерью: он зависит от нее и физически, и психологически. Кроме того, в нашем культурном коде до сих пор существует установка, которая говорит о том, что ребенок — это целиком и полностью забота матери. Очень маленький процент отцов включается в полноценный уход за ребенком, так что укачиванием обычно занимаются именно мамы. Если новорожденный кажется достаточно легким, то со временем, когда малыш начинает набирать вес, у женщин появляются проблемы с позвоночником, суставами и связками. Не стоит доводить до этого: если нельзя делегировать укачивание ребенка его отцу, то нужно приучать кроху засыпать самостоятельно.

Отучаем малыша от рук

Как отучить ребенка от сна на руках комаровский. Смотреть фото Как отучить ребенка от сна на руках комаровский. Смотреть картинку Как отучить ребенка от сна на руках комаровский. Картинка про Как отучить ребенка от сна на руках комаровский. Фото Как отучить ребенка от сна на руках комаровский

Дети до двухмесячного возраста еще не умеют лукавить. Если ребенок начал сердито сопеть или заплакал, у него действительно проблема: нужно менять подгузник, он захотел есть, у него начались колики и так далее. А вот трехмесячные детки прекрасно понимают связь между собственным плачем и появлением мамы, которая тут же подхватывает на руки, и начинают этим пользоваться. Доктор Комаровский рекомендует отучать ребенка от укачивания именно на этом рубеже. Чем дальше Вы будете потакать ребенку в его капризах, тем сложнее это будет сделать, потому что сформируется чрезмерная привязанность. Поэтапно это выглядит так.

Новорожденный до двух месяцев. В это время у ребенка формируется иммунная система, опорно-двигательный аппарат и, как ни странно, чувство уверенности в себе. Помните, как доктор Спок, популярный в восьмидесятых, советовал лишний раз не брать ребенка на руки? Психологи утверждают, что именно из-за его методики выросло целое поколение людей, нуждающихся в психологической помощи

От двух до четырех. Дети в 4 месяца все еще могут страдать от кишечных колик, но случаются они гораздо реже. Тем не менее один из способов облегчить состояние — взять ребенка на руки. Малыш в это время уже достаточно тяжелый, так что мамам этим способом лучше не злоупотреблять

От четырех до шести. Ребенок в 6 месяцев совершенно спокойно может засыпать в собственной кроватке, не нуждаясь в укачивании. Однако если родители потакали его капризам и при малейшем недовольстве хватали на руки, полугодовалый малыш будет настаивать на укачивании. А средний вес у ребенка в это время может составлять уже около 7 килограмм. Для материнских рук и позвоночника это слишком серьезная нагрузка, способствующая различным заболеваниям. Так что к этому возрасту ребенок уже не должен быть «ручным»

Качать или не качать

С одной стороны, качание — процесс естественный: за те девять месяцев, что малыш провел в животе у матери, он уже привык к укачиванию. Однако до сих пор нет никакой доказательной базы у необходимости качать ребенка уже после его рождения. Природой это не предусмотрено никак: самостоятельно ребенок раскачиваться не сможет. Так что большинство педиатров сходятся во мнении, что качание придумали родители, которым нужно было поскорее уложить малыша и заняться собственными делами. Все тот же Комаровский говорит, что постоянное качание ребенка рано или поздно превратит жизнь в настоящий хаос: ребенок просто перестанет слезать с рук. Конечно, это вовсе не значит, что нужно оставлять кричащего ребенка в кроватке. Но и злоупотреблять регулярным хватанием малыша на руки при малейшем писке тоже не стоит.

Как отучить ребенка от сна на руках комаровский. Смотреть фото Как отучить ребенка от сна на руках комаровский. Смотреть картинку Как отучить ребенка от сна на руках комаровский. Картинка про Как отучить ребенка от сна на руках комаровский. Фото Как отучить ребенка от сна на руках комаровский

Как отучить от укачиваний

Если Вы все-таки приучили ребенка к рукам, то ситуацию нужно исправлять. Природа устроила нас таким образом, что мы не можем игнорировать детский крик: он буквально ввинчивается в сознание*. Сильнее всего на него реагируют матери, но даже чужие люди не способны воспринимать плач малышей адекватно. А если ребенок приучен к рукам, то кричать он будет. Так что родителям придется принять волевое решение: больше не качать! И терпеть 2–3 вечера, когда малыш будет устраивать настоящие концерты. Как правило, этого времени хватит, чтобы ребенок понял: истерики не работают. Так что отучить ребенка от рук можно и в 8 месяцев, и даже годовалый малыш в итоге успокоится и начнет засыпать самостоятельно. Вот несколько универсальных советов, рассказывающих о том, как отучить ребенка от рук.

Постарайтесь отвлечь ребенка. Когда его уже покормили, переодели и уложили в кроватку, он начнет требовать, чтобы его взяли на руки. В этот момент ему можно дать яркую игрушку: это даст шанс, что малыш временно забудет о своем желании

Дистанцию нужно наращивать постепенно. Если каждый выход мамы из комнаты сопровождается приступом плача, нужно дать ребенку самостоятельно заниматься чем-то интересным, при этом занимаясь своими делами. Затем можно начать выходить из комнаты на одну-две минуты, постепенно увеличивая время

Нужно понимать, что детский плач ничем опасным ребенку не грозит. Да, родители от этого нервничают, но если концерт вызван исключительно желанием попасть на ручки, то ребенок рано или поздно устанет и уснет. Придется потерпеть. Педиатры не рекомендуют доводить демонстрацию любви и привязанности до абсурда: ребенок, привыкший к тому, что его постоянно носят на руках, не захочет отказываться от такого удобного «транспорта». Спать ребенок должен не на материнских (отцовских, бабушкиных, сестринских и так далее) руках, а в собственной кровати.

Источник

Как отучить ребенка от сна на руках комаровский

У малыша основную часть времени занимает сон, но родители сталкиваются с трудностями укладывания. У многих привычкой становится укачивание, ребенок спит только на руках. Требуется время и терпение, родители устают, интересуются, как отучить младенца от зависимости.

Как отучить ребенка от сна на руках комаровский. Смотреть фото Как отучить ребенка от сна на руках комаровский. Смотреть картинку Как отучить ребенка от сна на руках комаровский. Картинка про Как отучить ребенка от сна на руках комаровский. Фото Как отучить ребенка от сна на руках комаровский

Причины «ручного сна»

Во время родов малыш испытывает сильный стресс, попадает в агрессивную среду и вынужден приспосабливаться к трудностям. На руках он быстрее успокаивается, засыпает крепко и надолго. Запах, тепло, голос мамы и биение ее сердца напоминают новорождённому внутриутробную среду, ассоциируются с безопасностью. Тактильный контакт является естественной потребностью, способствует укреплению психологической связи.

Близость матери формирует доверие к окружающему миру, благоприятно действует на нервную систему и общее развитие младенца. Он лучше растет, отличается крепким иммунитетом. Прикосновения помогают грудничку чувствовать значимость, любовь родных. Психологи рекомендуют больше времени проводить рядом с малышом до достижения полугода.

Важно разобраться, почему грудничок спит только на маминых руках. Основной причиной является тревога, вызванная разными факторами:

Нахождение рядом с мамой помогает быстрее успокоиться при болях, прорезывании зубов, облегчает самочувствие новорожденного во время колик и вздутия.

Днем спит на руках

Как отучить ребенка от сна на руках комаровский. Смотреть фото Как отучить ребенка от сна на руках комаровский. Смотреть картинку Как отучить ребенка от сна на руках комаровский. Картинка про Как отучить ребенка от сна на руках комаровский. Фото Как отучить ребенка от сна на руках комаровский

Многих детей приходится укачивать, укладывая днём. Заснув на руках, они начинают бодрствовать при попытке переложить в кроватку. Малыши могут отказываться засыпать самостоятельно по разным причинам:

Отдыхать нужно в одно время для формирования привычки. Сразу отказаться от засыпания на руках не получится, нужно пробовать переложить в кроватку спящего. Предварительно можно завернуть младенца в пеленку – это снизит его чувствительность. Перекладывать следует во время фазы глубокого сна – первых 20-40 минут. Малыш при этом неподвижен и не просыпается в кроватке. Фаза чередуется с периодами быстрого, чуткого сна, когда ребенка легко разбудить.

Слинг

Выходом может стать слинг, освобождающий руки мамы для домашних дел. Но удобство относительно: положение ребенка отличается от нормального, постоянное движение делает сон поверхностным и снижает его качество. Многие укладывают рядом с собой на взрослой кровати, если удобно, чтобы мамочка засыпала с ребенком в дневное время.

Посторонние дневные звуки

Родители советуют укладывать на фоне шума, что делать не всегда приемлемо. Вариант оптимален до 3-х месяцев, когда дети спят в любых условиях. При внутриутробном развитии их постоянно сопровождали звуки, схожие с работающим пылесосом. После рождения они по привычке лучше засыпают на фоне шума. Через три месяца детский организм перестраивается, посторонние звуки начинают раздражать. В это время необходимо обеспечивать тишину для полноценного засыпания.

Нужно ли укачивание?

Как отучить ребенка от сна на руках комаровский. Смотреть фото Как отучить ребенка от сна на руках комаровский. Смотреть картинку Как отучить ребенка от сна на руках комаровский. Картинка про Как отучить ребенка от сна на руках комаровский. Фото Как отучить ребенка от сна на руках комаровский

Многие специалисты не рекомендуют укачивать младенца из-за негативного влияния на развитие вестибулярного аппарата. Равномерное движение оказывает гипнотический эффект, малыш засыпает быстрее. Укачивание на руках часто становится привычкой и причиной отказа засыпать в кроватке. Альтернатива в виде колыбели тоже формирует зависимость. Если спящего ребенка перестать укачивать, он может проснуться. Родители вынуждены тратить время и силы, а позже и нервы на попытки, как отучить грудничка от этой привычки.

Комаровский о проблеме

Доктор Комаровский поясняет, что засыпание на руках вредно в первую очередь для родителей, говорит о недостатке терпения и силы воли с их стороны. Потребность спать естественна, долгие капризы говорят о дополнительных раздражающих факторах, требующих устранения.

Многие родители берут плачущего ребенка на руки вместо выяснения причин его недовольства. Комаровский рекомендует оптимизировать образ жизни грудничка, чтобы он засыпал самостоятельно.

Что предпринять?

Как отучить его от привычки спать на руках? Нужно постепенно подбирать другие способы взаимодействия. Несколько рекомендаций:

Ребенку старше полугода нужно спокойным и рассудительным тоном объяснять, что нужно спать отдельно. Затем пробовать уложить в кроватку, не прерывая тактильного контакта и ласкового разговора. В случае сильного плача опять взять на руки, повторить действия. Может понадобиться несколько попыток, пока малыш успокоится.

Распространенные ошибки

Как отучить ребенка от сна на руках комаровский. Смотреть фото Как отучить ребенка от сна на руках комаровский. Смотреть картинку Как отучить ребенка от сна на руках комаровский. Картинка про Как отучить ребенка от сна на руках комаровский. Фото Как отучить ребенка от сна на руках комаровский

Засыпание ребенка на руках приводит к недостатку времени, снижению качества маминого сна. По мере увеличения веса грудничка возрастает нагрузка на суставы и позвоночник взрослого. Это приводит родителей к крайностям.

Негатив

Недовольство, злость на ребенка или сложившуюся ситуацию. Негативные эмоции передаются младенцу, усугубляя его состояние. Взрослый должен уметь справляться с плохим настроением и смотреть на вещи позитивно. От этого зависит психологическое и физическое здоровье грудничка.

Внезапное изменение тактики воспитания

Резкое отучение от рук – лишает ребенка нужной ласки и является большим стрессом. Нужно действовать постепенно, подбирать альтернативные способы укладывания, первое время находиться рядом с кроваткой.

Одиночество

Оставление кричащего ребенка одного на долгое время. Методика была предложена американским педиатром Бенджамином Споком, признавшим свою ошибку. Малыш действительно кричит все меньше, постепенно привыкает засыпать самостоятельно. При этом испытывает большой стресс, вызывающий нервные расстройства в будущем. Нарушается здоровое формирование психоэмоциональной связи с матерью.+

Совместный сон

Совместный сон – подходит для новорожденных и недоношенных. Это может быть опасно для младенца, требует чуткости от взрослых. Если совместный сон перерастет в привычку, родители столкнутся со страхом малыша спать отдельно. Это потребует времени на отучение и станет новым стрессом.

Многие родители берут ребенка на руки, если он спящий издает звуки. Лучше выждать пару минут, малыш может успокоиться сам. Если плач усиливается, значит, есть весомая причина: дискомфорт, боль или голод, их нужно устранить.

Отучение малыша от сна на руках требует терпения, но является важным этапом развития самостоятельности. Может понадобиться несколько дней, но усилия будут вознаграждены спокойным детским сном и позволят полноценно отдохнуть родителям. В случае трудностей следует проконсультироваться у педиатра, как отучить ребенка от рук.

Источник

Проблемы с засыпанием у ребенка 2-3 лет

Как отучить ребенка от сна на руках комаровский. Смотреть фото Как отучить ребенка от сна на руках комаровский. Смотреть картинку Как отучить ребенка от сна на руках комаровский. Картинка про Как отучить ребенка от сна на руках комаровский. Фото Как отучить ребенка от сна на руках комаровский

Наиболее распространенными проблемами засыпания у малышей 2-3 лет являются:

Согласно опросам американских родителей, 20-30% маленьких детей испытывают серьезные проблемы со сном и / или пробуждениями в течение ночи (Mindell et al 2006).

По мнению исследователей, проблемы со сном возникают, по крайней мере, из-за двух причин:

Во-первых, дети могут научиться ассоциировать засыпание с определенными формами стимуляции ( например, приемы успокаивания ) или с определенной внешней средой сна. Если они не получают эти формы стимуляции, то дети испытывают трудности с засыпанием и / или продолжительностью сна (Moore et al 2006).

Во-вторых, поскольку дети с возрастом становятся более независимыми, они могут начать тестирование пределов своей свободы и ограничительного поведения своих родителей. Стратегии сопротивления отхода ко сну могут запускать гамму форм поведения от очаровательных попыток свалиться («еще одно объятие») до серьезных истерик (Moore et al., 2007). Если правила отхода ко сну неясны или непоследовательно соблюдаются, сопротивление заыспанию становится серьезной проблемой в семье.

Фактически, исследования показывают, что игнорирование страхов вашего ребенка может привести к кошмарам и эмоциональным проблемам.

Исследование американских детей школьного возраста сообщает, что дети с аллергией чаще страдают от бессонницы (Stein et al 2001). Они также чаще страдают от шумного сна. Если у вашего ребенка аллергия и проблемы со сном, обратитесь к врачу.

Попробуйте держать дневник сна в течение определенного периода времени. Рассмотрение этой информации в течение нескольких дней или недель может помочь вам найти некоторые шаблоны. Как только вы увидите шаблоны, вы сможете найти решение. Кроме того, если вы пойдете к педиатру вашего ребенка о проблемах со сном вашего ребенка, принесите дневник сна. Вот что вы должны отслеживать:

Источник

Терапия поведенческих нарушений сна у детей

Споры вокруг методов самостоятельного засыпания ребенка всегда раззгораются нешуточные. А почему, собственно? Потому что мамы дают оценку методу лечения нарушения сна не по эффективности, а по принципу «жалко/не жалко», «гуманно/негуманно», «работает/не работает». Кто-то вообще написал, что плохо, когда врачи лезут не в свое дело, т.е. в педагогику.

Так вот. Прежде чем я напишу о принципах обучения детей самостоятельному засыпанию, хочу уточнить одну важную вещь. Обучение ребенка самостоятельному засыпанию относится к методам поведенческой терапии. Терапия = лечение. Более того, я специально попросила нашего уважаемого психиатра, Сергея Владимировича написать пост о том, что такое поведенческая терапия (подробности и ссылки на исследования ищите в оригинале материала). На минуточку, когнитивно-поведенческая терапия — это единственная научно доказанная методика, которая входит в американские гайдлайны работы с поведенческими нарушениями и психическими расстройствами! Эффективность остальных методик, которые так любят психиатры (НЛП, гипноз и пр.), в крупных исследованиях не доказана и до сих пор остается под вопросом.

Ведь мало кто рассуждает, гуманно или не гуманно отрезать человеку целый орган (миндалины или желчный пузырь, например) в случае, если для этого имеются медицинские показания. Можно же довести ситуацию вообще до абсурда: природа лишнего не придумала, раз есть аппендикс, значит, он не лишний. Плюс его удаляют в операционной, под наркозом, а наркоз — это вредно, разлука с мамой в операционной — вредно, отходить от наркоза — слезно, пребывать в стационаре — стресс. Давайте не будем удалять воспаленный аппендикс.

Но все-таки мы понимаем, что есть соотношение польза — риск (которое врач оценивает каждый раз, прежде чем предложить тот или иной метод лечения), и польза от аппендэктомии или удаления желчного пузыря с камнями явно превышает риск от бездействия или осложнений, которые могут возникнуть в ходе операции, или стресса, который неминуемо испытает и взрослый, и ребенок.

Так почему же родители не дают свою личную оценку оперативным или консервативным видам лечения, но бурно обсуждают поведенческую терапию? На мой взгляд, дело в ответственности и вовлеченности родителей в процесс. При проведении операции или назначении медикаментозного лечения ответственность в большей степени ложится на врача. Роль родителей минимальна. А вот в поведенческой терапии ответственность за результаты лечения ложится в равной степени на врача и родителей. Врачу важно грамотно объяснить принципы лечения, грамотно подобрать методику обучения, а родителям важно не делать ошибок и четко следовать инструкции специалиста. Ну а если говорить о вовлеченности в процесс, то тут вся работа в принципе ложится на плечи родителей. Поэтому мамы, будучи потенциально активными участниками процесса, оценивают его, примеряя на себя, и дают личную оценку методу. Наверное, это не плохо.

Вопрос только в том, что публичное высказывание личной позиции (а в большинстве случаев это делают те мамы, у которых в принципе дети спят хорошо, и они просто примеряют на себя приемлемость методики) может травмировать мам, которые эти методики уже применяли или только собираются применять. Я знаю много историй, когда и мама, и ребенок страдали от нарушений сна, но не решались на коррекцию, потому что у них из головы не выходили слова женщин, которые не применяли эти методы, не собирались их применять, у которых вообще дети отлично спят, но они публично оценивали эти методы: «гестапо», «бесчеловечно», «это ж как надо не любить своего ребенка».

Есть даже целые исследовательские работы, которые рассматривают причины, по которым родители предпочитают страдать от нарушений сна ребенка и его последствий (плохое настроение, истерики, снижение внимания и памяти), чем обучать ребенка самостоятельному засыпанию.

Поэтому я хочу еще раз напомнить мамам: при условии правильной работы поведенческая терапия доказанно эффективна и безопасна. И других методов коррекции еще не придумали.

Показания к поведенческой терапии нарушений сна:

При всем этом у ребенка должны наблюдаться признаки нехватки сна: малыш просыпается в плохом настроении, плаксивый в течение дня, случаются истерики на пустом месте, перевозбужден, очень активен (часто ближе к ночи) или, наоборот, засыпает во второй половине дня во время тихих игр, не дожидаясь сигналов родителей, ребенок спит при любом удобном случаем (в машине, слинге, коляске, при этом время сна не соответствует режиму, установленному родителями, но как только движение прекращается — ребенок просыпается), ребенок засыпает всегда со слезами.

Работа проводится с соматически здоровыми детьми, а в случае наличия хронических заболеваний ребенок должен быть в стадии ремиссии. До 6 месяцев (при ИВ) и 9 месяцев (при ГВ) ночные кормления сохраняются. Отмена ночных кормлений решается в индивидуальном порядке, согласовывается с педиатром и консультантом по ГВ (если у мамы есть проблемы с ГВ).

Итак, в чем суть поведенческой терапии нарушений сна?

Мы предлагаем ребенку новую модель поведения — самостоятельное засыпание. Для этого после проведения всех необходимых процедур подготовки ко сну кладем малыша в кроватку и выходим из комнаты. Далее, в зависимости от выбранной методики, либо взаимодействуем с малышом (возвращаясь к нему), подкрепляя правильное поведение и игнорируя нежелательное, либо не взаимодействуем вовсе.

Чем проще правила, которые мы транслируем ребенку, тем быстрее он их понимает и принимает, тем быстрее достигается эффект. Но есть одно «но».

Чем радикальнее изменяются условия и правила засыпания, тем активнее ребенок выражает протест этим изменениям.

Отсюда следуют два вывода:

Говоря простым языком, самые быстрые и эффективные методики требуют минимального участия в них родителей (потому что конечной целью является засыпание ребенка без участия взрослых), но сопровождаются бурным протестом малыша. Чем методика мягче (т.е. изменение условий засыпания постепенное), тем более активное участие родителей в процессе требуется, тем менее понятные для ребенка правила засыпания, тем дольше времени ребенку надо, чтобы эти правила усвоить, а значит, эффект от обучения мы увидим позже. Но зато протест малыша будет не таким ярким, как в быстрых методиках.

Радикальные, или быстрые методы

Метод исключения плача

После завершения привычных ритуалов и пожелания спокойной ночи взрослый выходит из комнаты и игнорирует все проявления недовольства ребенка до утра. Таким образом ребенку транслируется новое правило: теперь ты засыпаешь сам, без помощи взрослых, и спишь в кроватке до утра.

Так как правила очень простые, то ребенок быстро понимает и принимает их, и уже через 3–5 дней засыпает самостоятельно, без слез, а т.к. изменение привычных условий радикальное, то обучение сопровождается ярким протестом со стороны ребенка.

Но тем не менее есть дети и родители, которым подойдет именно этот метод обучения, например детям старше 9 месяцев, которые отличаются энергичностью и упрямством, а значит, только возбуждаются от присутствия взрослых. А также родителям с очень крепкими нервами, уверенными в последовательности своих действий (если взрослый хотя бы единожды откликается на плач, это дает малышу ложную надежду на возвращение прежних правил на засыпание и усиливает проявления недовольства).

Подробнее с методикой можно ознакомиться в книге М. Вайсблута «Здоровый сон — счастливый ребенок».

Метод контролируемого плача

После завершения привычных ритуалов и пожелания спокойной ночи взрослый выходит из комнаты, но если ребенок плачет, то возвращается к малышу спустя 3 минуты после начала плача и успокаивает его в кроватке. Лучше не брать малыша на руки (так он успокоится быстрее, но попадание в кроватку вызовет новую волну возбуждения). Когда ребенок успокоится, родитель снова выходит из комнаты. Если малыш опять начинает плакать, то взрослый заходит в комнату теперь уже через 5 минут. Так, увеличивая интервалы между началом плача ребенка и возвращением родителя в комнату, взрослые действуют до засыпания малыша.

Правила для ребенка остаются достаточно простыми: ребенок засыпает сам в кроватке, но поведение родителей немного усложняют задачу для ребенка. С одной стороны, родители реагируют на плач ребенка и заходят в комнату, чтобы успокоить малыша, как бы подкрепляя его протест, с другой стороны, как только малыш успокоился, родители все равно выходят из комнаты, транслируя неизменность нового правила: теперь малыш засыпает в кроватке сам.

Из-за визитов родителей процесс привыкания затягивается, поэтому ждать результатов приходится уже не через 3–5 дней, а через 7–10. Из-за радикальных изменений привычных условий засыпания протест ребенка будет особенно ярким, но у родителей есть возможность участвовать в успокоении малыша.

У этого метода много поклонников, т.к. он достаточно быстрый, но в то же время не исключает полностью взаимодействие взрослого и ребенка, помогая родителям легче перенести слезы малыша.

Подробнее с методикой можно ознакомиться в книгах: Р. Фербер «Сон ребенка. Решение всех проблем», Э. Эстивиль «Спите спокойно».

Мягкие методики, в которых не допускается, чтобы ребенок плакал в одиночестве

Метод стула

После завершения привычных ритуалов и пожелания спокойной ночи взрослый выходит из комнаты, но если ребенок плачет, то он возвращается к малышу и садится на стул, заранее поставленный рядом с кроваткой. Взрослый, который укладывает малыша спать, сидит рядом с ребенком и не покидает комнату, пока тот не заснет полностью. Родитель может помогать малышу успокаиваться в кроватке руками или голосом. Спустя две-три ночи стул постепенно отодвигают от кроватки и уменьшают степень участия взрослого в засыпании. Этому алгоритму следуют, пока стул не окажется за пределами комнаты.

Из-за того, что правила меняются (каждые три дня взрослый меняет свое положение относительно кроватки и уменьшает степень своего участия в засыпании малыша), ребенку нужно больше времени, чтобы понять, что от него требуется, и усвоить новое правило засыпания, поэтому обучение затягивается в среднем на 2 недели. Но зато изменения в условиях засыпания не такие радикальные (если малыш привык засыпать в присутствии взрослого, то он продолжает засыпать со взрослым, сидящим в комнате), поэтому протест минимальный.

Метод подойдет детям, которые тяжело переносят разлуку (часто это малыши, которые только научились ползать или ходить), и родителям, которые достаточно терпеливы и последовательны, но не могут позволить, чтобы ребенок плакал в одиночестве.

Подробнее с этой методикой можно ознакомиться в книге Ким Вест «Спокойной ночи, спи крепко».

Метод «Обнял-положил»

После завершения привычных ритуалов и пожелания спокойной ночи взрослый выходит из комнаты, но если ребенок плачет, то возвращается к малышу.

Каждый раз, когда ребенок начинает плакать, взрослый берет его на руки, обнимает, успокаивает и кладет обратно, как только плач прекращается. Если малыш снова начинает проявлять беспокойство, нужно снова брать его на руки и успокаивать, а затем возвращать в кроватку. Процесс повторяется до тех пор, пока ребенок не заснет. Самое главное, чтобы ребенок заснул в кроватке, а не в маминых объятиях.

В этой методике понять ребенку правило самостоятельного засыпания еще сложнее, т.к. поведение родителей неоднозначно — вроде бы берут на ручки по первому требованию и успокаивают, но с другой стороны все равно кладут в кроватку. Поэтому сам процесс укладывания затягивается на час или даже дольше, а работа по методике длится до 3–4 четырех недель, пока малыш не поймет и не усвоит новое правило. Но зато в этой методике ребенок не плачет в одиночестве, а всегда успокаивается у мамы/папы на руках.

Методика подойдет терпеливым родителям, готовым к долгой работе, которым важно постоянное присутствие рядом с ребенком.

Подробнее с методикой можно ознакомиться в книгах: Т.Хогг «Чего хочет ваш малыш»; Э. Пэнтли «Как уложить ребенка спать без слез».

Нельзя сказать, какая из этих методик лучше, а какая — хуже. Все они работают, у всех есть свои плюсы и минусы. Важно подобрать ту методику, которая будет соответствовать философии воспитания в семье, подходить ребенку по темпераменту и возрасту, а также соответствовать возможностям родителей следовать методике.

Можно не ограничиваться какой-то одной методикой, а комбинировать техники, переходя от мягких к более радикальным.

Спасибо за внимание! С пожеланием сладких снов, детский невролог Островерхова Анна Максимовна

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *