Как реагирует генерал на рассказ вани об удивительном сне
Урок литературы в 6 классе «Образ народа- созидателя в стихотворении Некрасова «Железная дорога» (с метакомпонентом «Образ»)
Урок литературы в 6 классе «Образ народа- созидателя в стихотворении Н. А. Некрасова «Железная дорога»
(с метапредметным компонентом «Образ»)
Основная идея урока: изучение понятия «образ» с литературной точки зрения.
Педагогические задачи: способствовать формированию представлений о Н.А. Некрасове как великом русском поэте, мастере поэтического слова, о народности лирики Некрасова; создать условия для формирования образов стихотворения «Железная дорога»
Тип урока : постановка и решение учебных задач.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: владеть знаниями о мастерстве поэта, выявлять в тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка, формировать собственное отношение к произведениям Некрасова, приобщаться к духовным ценностям русской литературы, владеть различными видами пересказа, навыками выразительного чтения, составлять устные ответы на вопросы, используя цитирование.
Личностные: осознавать личный смысл учения, проявлять готовность к саморазвитию.
Познавательные: отвечать на вопросы учителя, анализировать и делать выводы, находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, сети Интернета;
Регулятивные : овладевать способами понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;
Коммуникативные: проявлять умения вести монолог, диалог. Работать индивидуально и в группах; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; формулировать и отстаивать свое мнение, проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.
Методы: исследовательский, проблемный
Формы обучения: групповая и индивидуальная
Организационный этап урока:
Какие образы возникают у вас, когда вы слышите этот звук? (едет поезд, пролетают леса, поля, стук колес, железная дорога и т д)
Некрасовская Русь всегда в дороге. Поэтом написано много стихотворений, в котором образ дороги, мотив дороги дан в развитии. Назовем такие стихотворения « В дороге», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной…», «Железная дорога»
Постановка целей и задач урока
— А вот у меня после прочтения стихотворения Николая Алексеевича Некрасова «Железная дорога» появились совершенно другие образы, связанные с железной дорогой.(голодные, больные, замученные тяжелым трудом люди)
Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на уроке? (Образ народа в стихотворении «Железная дорога» (записать на доске тему, но для слова «созидателя» оставить место)
Я не зря оставила пустое место в названии темы урока. Дело в том, что мы должны добавить в заголовок урока еще одно слово и сейчас вы его выберете сами, исходя из лексического значения. ( Можно работать в группах 1 мин)
А почему вы выбрали именно это слово?
А какое слово в названии темы вам уже знакомо с других уроков? (образ)
А на каких уроках вы уже встречались с понятием «образ»?
Напомните, что мы понимаем под словом «образ»? (работа в группах – 1 мин) Образ — в художественной литературе картина человеческой жизни, изображённая в художественном произведении; писатель, изображая жизнь, выражает свои мысли о ней, раскрывает при помощи образов своё отношение к поведению людей в различных обстоятельствах, к явлениям природы и, показывая их в произведении, стремится вызвать такое же отношение к ним у читателя.
Сформулируйте цели нашего урока с помощью опорных слов? (на слайде слова: мы познакомимся с…, мы узнаем…, мы будем уметь…, мы можем поразмышлять…)
Постановка проблемного вопроса
Скажите, кто обычно строит железные дороги? (специалисты, строители). А кто строит железную дорогу в стихотворении Некрасова? (простой народ). Как такое могло случиться, давайте разбираться.
Изучение нового материала.
Погрузимся в ту эпоху, когда писалось стихотворение.
Рассказ учителя или подготовленного ученика «Неоправданные надежды, связанные с реформой 1861 года.
19 февраля 1861 года Александр 2 издал манифест и Положение, отменившие крепостное право. Что же получили мужики от господ?
Крестьянам обещали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Земля же признавалась собственностью помещиков. Крестьяне должны были выкупать землю у помещиков. Переход к выкупу земельного надела зависел не от желания крестьян, а от воли помещика. За право же пользования землей до уплаты выкупа мужики должны были платить помещику оброк или отрабатывать барщину. Нищенский надел не мог прокормить крестьянскую семью, приходилось идти к тому же господину с просьбой принять на работу. Некоторые крестьяне шли на заработки в город.
Так какой же вывод можем сделать о реформе 1861 года? (она освободила от крепостной зависимости, но земля по- прежнему находилась в руках помещиков)
А спустя 3 года автор написал свое замечательное стихотворение «Железная дорога» (1864)
В основу своего произведения поэт положил факты, связанные со строительство в 1842- 1851 годах Николаевской железной дороги, соединяющей Москву с Петербургом. Постройкой руководил прославившийся своей жестокостью граф Петр Андреевич Клейнмихель. Стремясь поскорее закончить строительство железной дороги и тем самым угодить царю Николаю 1, он был беспощаден к рабочим. На строительство дороги были сосланы со всех концов России десятки тысяч крепостных крестьян. Строительства машин, облегчающих труд, тогда не было. Людям приходилось работать голыми руками, по колено в болотной воде. Жили они впроголодь, в сырых холодных землянках. Если кто отказывался от непосильной работы, его били плетьми. Не всякий мог выдержать такую тяжелую жизнь. Многие заболели и падали и падали от бессилия, а иные тут же умирали.
Все это припомнилось Н.А. Некрасову, когда он ехал по железной дороге. Поезд весело мчался по рельсам, а Некрасов сидел и печально глядел в окно.
1. Работа с эпиграфом
Что предваряет текст стихотворения? (эпиграф)
О чем можно судить по ремаркам? (кто действующие лица)
Кто участвует в диалоге? (отец и сын)
Можно ли предположить, о чем пойдет речь в стихотворении, исходя из эпиграфа? (эпиграф говорит нам о том, какой замечательный человек этот граф Клейнмихель, потому что построил железную дорогу)
Действительно ли об этом пойдет речь в стихотворении? ( нет, в стихотворении говорится о том, что строителем железной дороги является народ, а граф лишь руководил работой)
Мы убедились, что Н.А. Некрасов как бы противопоставил эпиграф и содержание стихотворения. Поэт показал не труд графа Клейнмихеля, а страшные картины подневольного труда
Таким образом, истинным строителем железной дороги был многострадальный народ.
Из скольких частей состоит стихотворение?
О чем говорится в первой части? (поэт размышляет о картинах осенней природы, об осени, мелькающей за окном вагона)
Природа предстает перед нами во всем великолепии.
Найдите цитаты, подтверждающие это.
Но какое слово выделяется из всего этого великолепия и красоты? (безобразие)
Если в природе нет безобразия, значит оно где- то есть?
Об этом мы узнаем во 2 части.
Что нам рассказывается во 2 части? (страдания мужиков- строителей)
Как можно соотнести 1 и 2 части? (они противопоставлены друг другу)
Как называется такой прием? (антитеза)
Анализ отдельных эпизодов, работа в группах:
Прочитайте свой отрывок.
Как называет голод поэт? (царем)
Что сделал голод? Найдите ответ в тексте:
Водит он армии; в море судами
Правит, в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами
Какой художественный прием встретился нам здесь? (олицетворение)
Прочитайте свой отрывок.
С помощью каких слов Некрасов рисует нам толпу мертвецов?
Реальна ли эта сцена? Почему?
Какую песню поют мертвецы? Почему в ней именно такие слова?
Как они поют эту песню?
Картину подневольного труда венчает и образ больного белоруса. Невозможно без сострадания читать его образ
Прочитайте свой отрывок.
Какие эпитеты использует автор? (губы бескровные, веки упавшие, спина горбатая, тощие руки, больной).
Почему у него «Ямою грудь»?
4 гр- Мысли о будущем
Прочитайте свой отрывок.
Что пришлось вынести русскому народу? (вынес достаточно русский народ,
вынес и эту дорогу железную)
Что еще предстоит вынести? (Вынесет всё, что господь ни пошлет!)
Ради чего на долю народа выпали такие суровые испытания? Приведите цитату? (ради светлого будущего)
Откроем 3 часть произведения и найдем строчки, как реагирует генерал на рассказ Вани об удивительном сне? (захохотал)
Почему? ( для него народ – это «варвары», «дикое скопище пьяниц», которые «не создавать- разрушать мастера»)
Какое отношение к труженикам у людей высоких чинов?
Правильно ли это отношение? (нет)
Как его можно назвать? ( жестокое, бессердечное)
А в реальной жизни мы сталкиваемся с таким отношением?
Когда? (ответы из личного опыта)
С богом, теперь по домам, — поздравляю!
(Шапки долой — коли я говорю!)
Бочку рабочим вина выставляю
Кто-то „ура“ закричал. Подхватили
Громче, дружнее, протяжнее. Глядь:
С песней десятники бочку катили.
Тут и ленивый не мог устоять!
Но некоторые литературоведы считают эту сцену мрачной, потому что здесь звучит слово «недоимки»
Вы знаете, что значит это слово? (взятые в счет зарплаты деньги) И почему они получились?
Все заносили десятники в книгу-
Брал ли на баню, ходил ли больной…
Человек был болен, но все равно должен был идти на каторжную работу.
Каков итог работы? (еще остались должны)
Картину ли радости мы видим в этом эпизоде?
Как мы увидели, главная мысль, пронизывающая все стихотворение,- мысль народная. Образ народа в центре внимания поэта. Именно своими думами делится Некрасов с молодым поколением, рассказывает о жизни простых людей вам, молодым.
Итогом нашего разговора будет разгадывание кроссворда. Если мы все правильно отгадаем, то в середине должно появиться понятие, с которым мы сегодня работали. (открыть кроссворд): 1. Центральный образ в стихотворении «Железная дорога». 2. Характерная черта русского народа. 3. За какой народ болит душа поэта? 4. Крайняя нужда и бедность. 5. Как называется человек, который что – либо создает.
Мы поняли, что болеет за свой народ Некрасов не случайно: доля его тяжела. Но автор возмущен пассивностью народа, его долготерпением. Хотя понимает, что не так скоры по времени и просты пути, ведущие к исправлению народа.
«ПЯТЕРОЧКА» Ребята обрисовывают контур своей ладони и вписывают свое мнение по поводу урока. Большой палец – для меня важно и интересно. Указательный палец – мне было трудно. Средний палец – для меня было недостаточно. Безымянный палец – мне не понравилось. Мизинец – мои предложения
1. Выучить наизусть 1 часть
2.(повышенной сложности) Ответить на проблемный вопрос « Прав ли К. И. Чуковский, когда говорил, что «Железная дорога»- есть поэма о творческом народном труде» или
3. Стр 200 рубрика «Творческое задание» письменно
Конспект урока по литературе на тему «Н.А. Некрасов «Железная дорога». Трехсложные размеры стиха».
Урок литературы в 6 классе
Тема урока: «Н.А. Некрасов «Железная дорога». Трехсложные размеры стиха».
— обучающая: продолжать формировать умения анализа лирического произведения посредством беседы, ознакомить ребят с теоретико-литературными понятиями, научить определять трехсложные размеры стиха;
— развивающая: стимулировать у учащихся проявлять инициативу.
Оборудование урока: портрет Н.А. Некрасова.
Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам, объяснение теоретических вопросов.
Здравствуйте, ребята, садитесь, пожалуйста.
Ведущее слово учителя:
Сегодня на уроке мы продолжим изучать стихотворение Н.А. Некрасова «Железная дорога». А также познакомимся с понятием «трехсложные размеры стиха», научимся определять данные размеры на конкретных стихотворениях. Но сначала проверим, как вы справились с домашним заданием.
Ведущее слово учителя:
Итак, дома вы должны были письменно ответить на 6-ой вопрос на 225-ой странице. (6. Прочитайте последние три четверостишия второй части. Как показывает автор будущее?)
Два ученика зачитывают ответ на вопрос. (Данное задание выполнено в рабочих тетрадях учеников по литературе).
Оценочное слово учителя:
Молодцы, ребята! Вы верно поняли авторскую мысль. Ответ был содержательным и развернутым. Я поставлю вам пятерки.
Ведущее слово учителя:
Давайте продолжим работу над стихотворением.
Беседа по вопросам (она прерывается выразительным чтением и комментированием отдельных эпизодов стихотворения):
Учитель: Итак, мы помним, что случайно услышанный в вагоне разговор вызывает лирического героя на объяснение. Он хочет открыть правду не только мальчику-попутчику. Он обращается ко всему молодому поколению.
— Как показывает правду лирический герой? / Через какой образ лирический герой показывает правду?
Ученик: Правда показана через фантастический, сказочный образ царя-голода. Он и согнал «массы народные» на строительство железной дороги. Учитель: Как Некрасов показывает цену, которой построена дорога? Зачитайте эти строки в тексте.
Ученик : Некрасов показывает цену, которой построена дорога через следующие строки: «А по бокам-то все косточки русские. » Звучит риторический вопрос: «Все ли нас, бедных, добром поминаете»/ или забыли давно?» Забыли, конечно.
Учитель: Кто объявлен строителем железной дороги?
Ученик : Строителем железной дороги объявлен «граф Клейнмихель», а о настоящих строителях никто и не вспоминает.
Учитель: Какой образ выделяется в толпе призраков-мужиков? Зачитайте описание этого образа.
Ученик : В толпе призраков-мужиков выделяется образ белоруса, тяжелейшим трудом добывающего свой хлеб:
Губы бескровные, веки упавшие,
Язвы на тощих руках,
Вечно в воде по колено стоявшие
Ноги опухли; колтун в волосах.
Учитель: Черты какого жанра проявляются при описании видений лунной ночи?
Ученик : При описании видений лунной ночи проявляются черты баллады.
Учитель: Давайте вспомним определение баллады.
Ученик : Баллада – это стихотворный рассказ на историческую или легендарную тему. Реальное в балладе сочетается с фантастическим.
Учитель: Как вы считаете, зачем автор включает в стихотворение черты баллады?
Ученик : Автор включает в стихотворение черты баллады, т.к. тема строительства железной дороги, унесшая тысячи жизней, достойна, с его точки зрения, иметь историческое значение.
Учитель: К чему призывает своего попутчика лирический герой Некрасова? Ученик : Герой призывает увидеть очевидное, не закрывать глаза на народ ные бедствия, призывает признать в мужиках таких же людей.
Учитель: Каков идеал лирического героя?
Учитель: Как воспринимает «правду» рассказчика Ваня?
Учитель: Какую роль играет в композиции стихотворения III часть?
Ученик : Третья часть полемически противопоставлена второй. Генерал спорит с лирическим героем.
Учитель: Как реагирует генерал на рассказ Вани об «удивительном сне»?Почему?
Учитель: Как построена IV часть стихотворения?/ С помощью какого принципа она построена?
Ученик : Эта часть построена с помощью приема иронии.
Учитель: Что означает «светлая сторона»?
Ученик : Это описание окончания тяжелых работ. Оказалось, что рабочие еще остались должны подрядчику.
Учитель: Как поступает с рабочими купчина?
Ученик : Обманутым рабочим «купчина» выставляет бочку вина, раздаются крики «ура», народ впрягается вместо лошадей и мчит «купчину» по дороге.
Ученик : Они звучат издевательски.
Учитель: Каково авторское отношение к изображаемому? Через какие строки мы видим это отношение?
Ученик : «Кажется, трудно отрадней картину / Нарисовать, генерал. » Таким риторическим ироническим вопросом и многоточием заканчивается стихотворение. Остается безрадостное, тягостное впечатление.
Учитель: Вернемся к словам первой части: «Нет безобразья в природе!» Как эти слова звучат в контексте всего стихотворения?
Ученик : Прекрасная, мирная картина природы в первой части противопоставлена «безобразью» отношений между людьми.
Учитель: Как называется такой принцип противопоставления? Для чего автор вводит этот принцип?
Ученик : Он называется антитезой. Антитеза подчеркивает неестественность положения народа, на своих плечах выносящего «что Господь ни пошлет».
Учитель: Какие интонации вы услышали в стихотворении?
Учитель: В стихотворении звучит повествовательная, описательная и разговорная интонация.
Ведущее слово учителя:
Мы поработали со стихотворением Некрасова. А теперь открываем тетради. Посередине запишем: «Трехсложные размеры стиха».
Учитель: Ребята, скажите, какие размеры стиха вы уже изучили?
Ученик : Мы изучили двусложные размеры стиха.
Учитель: Какие двусложные размеры стиха вы знаете? Дайте им определения.
Ученик : Хорей и ямб. Хорей – это двусложный размер стиха с ударением на 1-ом слоге (или стихотворный метр с сильными местами на нечетных слогах стиха: 1, 3, 5, 7, 9). Ямб – это двусложный размер стиха с ударением на 2-ом слоге (или стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха: 2, 4, 6, 8, 10).
Учитель: Кто ввел в употребление двусложные размеры стиха?
Ученик : А.С. Пушкин в вел в употребление двусложные размеры стиха.
Сообщающее слово учителя:
А сегодня мы изучим трехсложные размеры стиха. Их ввел в употребление Н.А. Некрасов. Поэтому на примерах его стихотворений мы будем учиться определять данные размеры.
Учитель кладет на парту ученикам раздаточный материал.
Внимательно прочитайте первых три определения (размер, стих, стопа). Они вам знакомы, поскольку вы уже изучили двусложные размеры стиха. Я всего лишь напоминаю о них, чтобы нам легче было работать с примерами.
Ученики читают про себя определения (теоретико-литературные понятия). (См. приложения).
А теперь вслух прочтем определения трехсложных размеров стиха: дактиля, амфибрахия, анапеста.
Ученики читают вслух определения (теоретико-литературные понятия). (См. приложения).
Давайте запишем эти определения в тетрадь.
Ученики записывают в тетрадь определения.
Учитель кладет на парту ученикам следующий раздаточный материал. (См. приложения).
Давайте обратимся к примерам. Прочтем в раздаточном материале четверостишье из стихотворения Н.А. Некрасова «Тройка».
Ученики читают вслух четверостишье из стихотворения Н.А. Некрасова «Тройка». (См. приложения).
Работа на карточках.
Расставим ударение в первых 2-х строках. Пронумеруем все гласные. Разделим строки на стопы.
Ученики ставят ударение в первых 2-х строках. Нумеруют все гласные. Делят строки на стопы. Учитель работает у доски, показывая образец оформления.
Учитель: Итак, какой размер у этого четверостишия?
Ученик : Трехстопный анапест.
Учитель: Скажи, пожалуйста, всем, как ты определил размер?
Ученик : В стихотворении 3 стопы, т.к. 3 раза падает ударение. Следовательно, размер трехстопный. Это анапест, т.к. ударными являются 3-й, 6-й и 9-й слог.
Учитель: Далее работаем самостоятельно.
Ученики работают самостоятельно на карточках. (Определение стихотворных размеров в стихотворениях Н.А. Некрасова «В полном разгаре страда деревенская» и «Крестьянские дети»). (См. приложения).
Ведущее слово учителя:
Запишем домашнее задание. 1. Определить стихотворный размер в стихотворении Н.А. Некрасов «Железная дорога». 2. Письменно ответить на вопрос 5-й после стихотворения. 3. Прочитать сказ Н.С. Лескова «Левша» (1-14 глава).
Урок «Изучение стихотворения Некрасова «Железная дорога»»
СТИХОТВОРЕНИЕ «ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА»
Актуализация знаний о творчестве Н. Некрасова.
Закрепление умения выразительно читать лирические произведения.
Формирование умения определять основную мысль произведения, его художественные особенности.
Чтение вступительной статьи
П. История создания стихотворения «Железная дорога».
Шестидесятые годы XIX века. Некрасов говорил, что это было время надежд, которым не суждено было сбыться. В 1861 году Александр II отменил крепостное право, официально народ был освобожден, но от последствий многовековой крепостной зависимости невозможно было избавиться моментально. Поэт считал либеральные реформы Александра II обманом и ограблением народа, в целом ряде стихотворений высказывал свое негативное отношение к реформам, эти стихотворения были проникнуты разоблачительным, обличительным пафосом. Таково и стихотворение «Железная дорога». Железную дорогу из Петербурга в Москву прокладывали 10 лет под руководством главного управляющего путями сообщения графа П. А. Клейнмихеля, известного своей жестокостью. Осенью 1864 г. Некрасов в поезде, услышав или будто бы услышав приведенный в эпиграфе разговор отца с сыном, счел или будто бы счел нужным вмешаться в разговор.
Ш. Комментнрованное чтение и анализ произведения.
Анализ первой части стихотворения.
скажите, что представляет собой картина, нарисованная в первой части? (Это пейзаж, изображение осенней природы, проникнутое настроением бодрости, ясности, покоя. Дважды повторяется восклицание «Славная осень!», настроение умиротворения подтверждается строкой «Все хорошо под сиянием лунным». Это настроение создается и при помощи лексики: «славная», «здоровый», «ядреный», «бодрит», «свежи», «морозные», «ясные», «хорошо».)
Почему мягкие листья вызывают желание «выспаться»? (Это восприятие труженика, уставшего от тяжелой работы.)
Итак, случайно услышанный разговор вызывает лирического героя на объяснение. Он хочет открыть правду не только мальчику- попутчику. Правда показана через фантастический, сказочный образ царя-голода. Он и согнал «массы народные» на строительство железной дороги. Некрасов называет цену, какой построена дорога.
Теория литературы. Применение теории в работе с текстом.
Беседа по вопросам.
Черты какого жанра проявляются при описании видений лунной ночи? (Черты баллады.)
В чем особенность окончания стихотворения? (Используется риторический вопрос и многоточие.)
Вернемся к словам первой части «Нет безобразья в природе»: есть ли в произведении антитеза описанию природы? (Да, прекрасная, мирная картина природы в первой части противопоставлена «безобразью» отношений между людьми, антитеза подчеркивает неестественность положения народа, на своих плечах выносящего «что Господь ни пошлет».)
Задание. Согласны ли вы с утверждением, что стихотворения Некрасова «проникнуты глубоким сочувствием к человеку, гражданским чувством». Докажите примерами.
Домашнее задание. Закончить письменную работу.
Памятка для ребенка
Как подготовить выразительное чтение стихотворения «Железная дорога»
Подумаем, в чем особенность осеннего пейзажа, нарисованного в первой главке стихотворения. Найдите слова, выражающие чувства поэта, его отношение к увиденному из окна вагона.
В чем же видит поэт красоту? Представим себе: лед, похожий на тающий сахар, желтые листья, как ковер, моховые болота, пни, кочки. Все такое обычное, где же здесь красота? Но нет, все залито волшебным лунным даже не светом, а сиянием, ведь это «родимая Русь»! Осень увидена глазами человека-творца, который открывает прекрасное в самом обыкновенном. Ведь творчество — это и есть открытие нового, преображение мира.
Поэт любит свою родину не за какие-то дивные красоты, а потому что это его родина. Он называет ее не громким именем Россия, а старинным и ласковым словом Русь.
А почему поэта радует воздух, который «усталые силы бодрит»?
Почему мягкие листья вызывают у него желание «выспаться»? Да, это труженик, уставший от тяжелой работы. И в этом он тоже частица того народа, о котором написано стихотворение.
Так, еще ни слова не сказав о труде народа, построившего железную дорогу, поэт уже настраивает читателя на высокую думу о родине, народе, красоте, труде, творчестве.
После этих наблюдений вам удастся найти нужную интонацию, чтобы передать настроение поэта.
Перейдем ко второй главке.
Посмотрим, как развивается мысль. Можно выделить отдельные части этой главки: 1) царь-голод, 2) песнь мертвецов, 3) белорус, 4) мысли о будущем народа. Подумайте, как меняется интонация при переходе от одной части к другой. Как прочитать строки о царе-голоде: торжественно и твердо или печально, с горечью? Где сделать логические ударения в строках: «К жизни воззвав эти дебри бесплодные, гроб обрели здесь себе»? Заметили ли вы, как в словах «Прямо дороженька, насыпи узкие, столбики, рельсы, мосты» сам ритм стиха помогает услышать мерный стук вагонных колес?
При чтении второго и третьего отрывков важно найти нужную интонацию. Из приведенных далее слов выберите те, которые помогут вам это сделать: сочувствие, жалость, восхищение, возмущение, гордость, горечь, печаль, поэтичность, негодование. В каких строках открыто проявляется чувство поэта?
Как должны звучать заключительные строки главки?
Не забудьте, что это слова, обращенные к ребенку, и что заканчивается торжественное пророчество о широкой и ясной дороге к счастливому будущему народа горьким сожалением: «Жаль,
Третья главка начинается с резкого перелома интонации: свисток паровоза развеял сон удивительный. Мальчик еще под впечатлением сна, хочет рассказать отцу. Но генерал окончательно разрушает поэтическую картину своим хохотом.
С каким же чувством говорит поэт о генерале? Презрения, негодования, насмешки, иронии, гнева? Какое из этих слов более всего подходит для определения интонации?