как ритуал во время встречи стих
«Между нами, девочками…»
Литература / Литература / Почта «ЛГ»
Письмо из приполярного Надыма в «Литературную газету»
Выйдя из ступора, Ирина позвонила мне. Потом мы вместе в мутной паутине интернета выловили нужную серию и внимательно уставились в монитор. Один из персонажей приглашает даму в ресторан и, демонстрируя свою начитанность, цитирует ей стихотворение нашей Ирины:
. Ах! Эти сдержанные речи
По вечерам у русской печи,
Как ритуал во время встречи
Молочных северных ночей.
Ах! За окном цветёт зарница,
Кругом – глаза речной водицы,
И вновь заезжий гость дивится
Портрету родины моей!
На что не менее образованная впечатлённая героиня восклицает: «…Не Блока, не Есенина читаете, а саму Цветаеву…»
«Дожили…» – выдохнули мы.
На ближайшем заседании литературного объединения обсудили столь «знаменательное» событие в жизни провинциальных литераторов. Наталья Массальская развеселилась: «Подумаешь, радоваться надо…» – и выдала экспромт:
«Во все века Он проЦветает,
И услужить всегда вам рад.
И ты, Ирина, не святая,
Коль «вдохновила» Плагиат!»
Потом мы припомнили с десяток случаев, когда здесь, на краю земли, в ЯНАО, наши скромные труды заимствовали поэты из соседнего округа ХМАО. Причём воровство обнаруживалось в дарёных фолиантах под супер-пупер обложками, изданных на средства богатых спонсоров нефтегазовой отрасли. Помнится, на страницах альманаха «Обская радуга» я разродилась статьёй «Чужой «души прекрасные порывы» покоя не дают…».
Однако мало что изменилось с тех пор. Зачастую полуграмотный интернет, увы, для многих стал единственно достоверным источником.
Заглянул на огонёк наш известный ямальский историк Вадим Гриценко и, услышав новость, подлил масла в огонь. Оказывается, его труды в большом почёте не только в России и далеко за её пределами, но и у собратьев по перу. Так, с регулярной периодичностью использует материалы В. Гриценко тюменский историк Александр Петрушин. В его статье «Рыбный фронт Тобольского Севера» приведены якобы письменные воспоминания бывшего спецпереселенца и организатора ловли рыбы Николая Дмитриевича Могоряну. А между тем Н.Д. Могоряну как в давно прошедшие, дееспособные годы, а тем более на девятом десятке лет ничего не писал. Он по просьбе своей дочери Валентины изложил историю Вадиму Гриценко при их встрече в надымской квартире. Отредактировав устный рассказ, Вадим опубликовал его в рамках исторического очерка «Трагедия на мысе Яптик». Очерк был напечатан в периодических изданиях, а потом вошёл в двухтомник В. Гриценко «История Ямальского Севера в очерках и документах» (Омск, 2004).
Историк А. Петрушин сдул это у В. Гриценко, не посчитав нужным упомянуть того, у кого сдул. А чуть позже тобольский историк Надежда Загороднюк, прочитав сюжет уже у А. Петрушина, в своей статье «Сибирское Заполярье в годы войны» (на примере Тазовского района Тюменской области) чистосердечно на последнего и сослалась…
В интернете можно найти и другие следы заимствований А. Петрушина у В. Гриценко. Например, в издании «Тюменская область сегодня» от 29.07.2014 г.
«В общем, – констатировал Вадим, – как всегда, «настоящие историки» предпочитают читать друг друга. А беседы с очевидцами – стезя малоуважаемых краеведов».
Перед обедом следующего дня, 2 июня, Вадим поставил жирную точку в нашем разговоре.
– Людмила! Ты представляешь, – раздражённо прокричал он в трубку, – смотрю «Вести» по России 1, где как бы поздравляют с 85-летием известного историка, академика РАН Андрея Николаевича Сахарова. Так вот, сначала его назвали Андреем Ивановичем, а потом «явили» фото Андрея Дмитриевича Сахарова.
– Вадим! Но ведь имя и фамилию озвучили верно?!
Мы оба рассмеялись.
Да-а, между нами, девочками, говоря, Москва слезам не верит.
Людмила ЕФРЕМОВА, председатель Ямальского отделения СП России, руководитель литературного объединения «Надым», г. Надым
«ЛГ» давно и чаще всего безуспешно ведёт борьбу с безграмотностью, захватившей телевидение. Борьба похожа на бои с ветряными мельницами, которые даже на замечают атак благородного идальго. У них свои дела, свои заботы, а то, что современная поэзия намного шире поэзии экранной в головах создателей нашего телевизионного пространства как-то не укладывается.
Впрочем, они в этом плане не одиноки – перед современными поэтами, особенно из глубинки, стоят несокрушимые спины наших литературных чиновников, которые готовы лечь костьми, но не пропустить инакомыслящих через свои ряды.
Ну а широта их взглядов потрясает, хотя когда вмешивается его величество случай, выходит конфуз. Получилось, что невнимательность и безграмотность сценарного отдела позволили стихам не столичного поэта прозвучать там, где они не могли быть по определению. Счастливый случай привёл стихи талантливой поэтессы к читателю, хотя, конечно, такого счастья и врагу не пожелаешь.
Можно ли украсть и не заметить?
В погоне за красивым словом стихи ямальской поэтессы приписали. Цветаевой.
По случаю вспомнилось, как в одной эстрадной юмористической репризе герой вопрошал публику: «Есть ли жизнь за МКАДом?». Его забавные рассуждения сводились к тому, что это весьма сомнительно…
Шутки шутками, а в жизни подобные персонажи провоцируют ситуации совсем не смешные. Случай же приключился такой. На днях в редакцию «КС» обратилась надымчанка Ирина Стецив, известный автор нескольких стихотворных и прозаических книг, член Союза писателей России:
– Недавно по одному из федеральных каналов начали показывать новый сериал «Между нами, девочками», – рассказала она, – легкий, непринужденный, как раз, чтобы посмотреть вечером после работы, и я им заинтересовалась.
И вот, просматривая очередную серию, Ирина с удивлением услышала, как один из героев ленты цитирует ее стихи, а героиня, поощряя его начитанность, говорит, что они принадлежат… перу Цветаевой.
– «КС» не раз рассказывал о моем творчестве, – вспоминает Ирина Юрьевна, – пожалуйста, помогите сохранить мое доброе имя, ведь не все люди знают досконально творчество Цветаевой, и теперь, «благодаря» авторам сериала, они могут заподозрить меня в плагиате!
ГОСПОДА МОСКВИЧИ, ТАЛАНТЛИВА НЕ ТОЛЬКО ЦВЕТАЕВА!
Мы когда-то рассказывали нашим читателям, что Ирина Стецив родом из Архангельской области. В основу написанного ею «Портрета Родины» (того самого, прозвучавшего в сериале) легли дорогие ее сердцу детские воспоминания:
– Моя голубоглазая родня, широкие деревянные половицы, выкрашенные желтой краской и оттого действительно казавшиеся солнечными, а еще – большой ведерный самовар, у которого так любила собираться вечерами вся наша семья, – вспоминает автор строк.
Так и родилось это стихотворение – образное, лиричное, написанное с теплой любовью к Родине и без малейшего намека на патриотическую штамповку:
Ах! Как из солнца половицы,
Ажурных окон вереницы,
Под каждым – милое корытце
Для слезно плачущей зимы.
Ах! Эти тканые дорожки,
Улыбка клавишей гармошки,
И на столе, как мед, морошка,
А рядом самовар и мы.
Ах! Эти сдержанные речи
По вечерам у русской печки,
Как ритуал во время встречи
Молочных северных ночей.
Ах! За окном цветет зарница,
Вокруг глаза речной водицы.
И вновь заезжий гость дивится
Портрету Родины моей.
Согласитесь, неудивительно, что именно оно приглянулось автору сценария или авторам диалогов. Приглянулось настолько, что его захотелось использовать в канве фильма. Вот только авторство, с их точки зрения, видимо, подкачало. Ведь герой сериала должен был блистать знанием творчества классика, а не современного сибирского поэта…
ПОКА НАМ НИКТО НЕ ОТВЕТИЛ
Автором сценария к сериалу «Между нами, девочками» выступил Алексей Кирющенко. Он знаком огромному количеству россиян как режиссер, создавший известные и любимые многими ленты: «Сваты», «Приключения солдата Ивана Чонкина», «Байки Митяя» и еще более десятка других многосерийных фильмов.
Корреспондент «КС» нашел аккаунт Алексея Адольфовича в одной из социальных сетей и попробовал связаться с ним, чтобы получить разъяснение по использованию стихотворения Ирины Стецив под чужим именем. Однако на высланное письмо никакого ответа пока не поступило.
Также не было никакой реакции и на аналогичное письмо, направленное в адрес кинокомпании «Look film», под эгидой которой снимался сериал «Между нами, девочками». Хотелось бы надеяться, что это объясняется занятостью, невозможностью регулярно просматривать почту и вовремя отвечать на письма, а не презрительным отношением ко всему и всем, что находится за пределами МКАД.
«КС» решил далее не ждать ответных писем, тем более что их может и не последовать. А вот за честное имя нашей талантливой землячки мы готовы поручиться. Хотя и она не собирается бездействовать. Ирина Стецив намерена найти адвокатов, которые специализируются на авторском праве, и в ближайшее время защитить свое честное имя уже в суде. Ее также поддержали коллеги по литобъединению и готовят совместное письмо в российскую «Литературную газету».
Реплика по поводу
ИМЯ АВТОРА – ИРИНА СТЕЦИВ!
Ошибка сериальщиков не осталась незамеченной и в творческих кругах блогосферы. Ищущему истину удалось добраться до нее без труда.
Оскар Амчиславский, поэт:
– Смотрел я симпатичный водевильчик (…) назывался, кажется, «Между нами, девочками» – и один из третьестепенных персонажей, пытаясь произвести впечатление на даму, принялся читать ей стихи.
– Не Блока, не Есенина читаете, – намекая на тривиально-рутинный характер обращения к творчеству упомянутых, а также подчеркивая неординарность культурных запросов своего спутника, отреагировала дама, – а саму Цветаеву, – и поощряюще на него взглянула.
Здесь я оставляю героев водевиля и речь буду вести о том, что мне интересно.
Сомнения в авторстве Цветаевой возникли сразу – не тот звук. Но стишок понравился жемчужной россыпью слов. И поскольку под рукой такой безграничный источник информации, как Интернет, то тут же нагуглил первую строчку. Ну, так вот, имя автора – Ирина Стецив.
Мнение
ТАЛАНТЛИВЫЕ ПОЭТЫ ЕСТЬ И В ГЛУБИНКЕ!
– Со случаями подобного «заимствования» наши авторы уже не раз сталкивались. У кого-то плагиаторы брали понравившуюся прозу, у кого-то – стихотворения, даже рисунки у наших художников умудрялись копировать и ставить под ними свои подписи.
Были случаи, когда эти работы даже выставлялись на литературные конкурсы, и в итоге организаторы передавали их нам, как экспертам, для оценки. Иногда «подмену» автора замечали наши читатели и сообщали в литобъединение. Но с использованием строк под чужим именем в фильме на федеральном канале мы сталкиваемся впервые!
Кто-то из плагиаторов, видимо, считает, что нынешний читатель – совершенно безграмотен и не может отличить классика от современного писателя.
Но это, конечно, не так! Среди наших современников – масса хорошо образованных людей. И создатели подобных фильмов, безответственно относясь к написанию сценариев, заведомо роняют свой авторитет в глазах аудитории.
Обидно и за авторов, которые живут и пишут за пределами столиц, в маленьких российских городках, поселках и деревнях. Талантливых и трудолюбивых писателей, оригинальных, ярких, имеющих образное, не зашлакованное сознание, в сегодняшней России десятки, если не сотни.
Хотелось бы надеяться, что создатели сериала «Между нами, девочками» просто ошиблись. В этом случае рекомендую им простую практику – проверять и перепроверять материал, на который они ссылаются или опираются при написании текстов. Это поможет избежать досадных ошибок и сохранит их авторитет.
Вокруг глаза речной водицы и вновь заезжий гость девице цветаева
В погоне за красивым словом стихи ямальской поэтессы приписали… Цветаевой.
По случаю вспомнилось, как в одной эстрадной юмористической репризе герой вопрошал публику: «Есть ли жизнь за МКАДом?». Его забавные рассуждения сводились к тому, что это весьма сомнительно…
Шутки шутками, а в жизни подобные персонажи провоцируют ситуации совсем не смешные. Случай же приключился такой. На днях в редакцию «КС» обратилась надымчанка Ирина Стецив, известный автор нескольких стихотворных и прозаических книг, член Союза писателей России:
– Недавно по одному из федеральных каналов начали показывать новый сериал «Между нами, девочками», – рассказала она, – легкий, непринужденный, как раз, чтобы посмотреть вечером после работы, и я им заинтересовалась.
И вот, просматривая очередную серию, Ирина с удивлением услышала, как один из героев ленты цитирует ее стихи, а героиня, поощряя его начитанность, говорит, что они принадлежат… перу Цветаевой.
– «КС» не раз рассказывал о моем творчестве, – вспоминает Ирина Юрьевна, – пожалуйста, помогите сохранить мое доброе имя, ведь не все люди знают досконально творчество Цветаевой, и теперь, «благодаря» авторам сериала, они могут заподозрить меня в плагиате!
ГОСПОДА МОСКВИЧИ, ТАЛАНТЛИВА НЕ ТОЛЬКО ЦВЕТАЕВА!
Мы когда-то рассказывали нашим читателям, что Ирина Стецив родом из Архангельской области. В основу написанного ею «Портрета Родины» (того самого, прозвучавшего в сериале) легли дорогие ее сердцу детские воспоминания:
– Моя голубоглазая родня, широкие деревянные половицы, выкрашенные желтой краской и оттого действительно казавшиеся солнечными, а еще – большой ведерный самовар, у которого так любила собираться вечерами вся наша семья, – вспоминает автор строк.
Так и родилось это стихотворение – образное, лиричное, написанное с теплой любовью к Родине и без малейшего намека на патриотическую штамповку:
Ах! Как из солнца половицы,
Ажурных окон вереницы,
Под каждым – милое корытце
Для слезно плачущей зимы.
Ах! Эти тканые дорожки,
Улыбка клавишей гармошки,
И на столе, как мед, морошка,
А рядом самовар и мы.
Ах! Эти сдержанные речи
По вечерам у русской печки,
Как ритуал во время встречи
Молочных северных ночей.
Ах! За окном цветет зарница,
Вокруг глаза речной водицы.
И вновь заезжий гость дивится
Портрету Родины моей.
Согласитесь, неудивительно, что именно оно приглянулось автору сценария или авторам диалогов. Приглянулось настолько, что его захотелось использовать в канве фильма. Вот только авторство, с их точки зрения, видимо, подкачало. Ведь герой сериала должен был блистать знанием творчества классика, а не современного сибирского поэта…
ПОКА НАМ НИКТО НЕ ОТВЕТИЛ
Автором сценария к сериалу «Между нами, девочками» выступил Алексей Кирющенко. Он знаком огромному количеству россиян как режиссер, создавший известные и любимые многими ленты: «Сваты», «Приключения солдата Ивана Чонкина», «Байки Митяя» и еще более десятка других многосерийных фильмов.
Корреспондент «КС» нашел аккаунт Алексея Адольфовича в одной из социальных сетей и попробовал связаться с ним, чтобы получить разъяснение по использованию стихотворения Ирины Стецив под чужим именем. Однако на высланное письмо никакого ответа пока не поступило.
Также не было никакой реакции и на аналогичное письмо, направленное в адрес кинокомпании «Look film», под эгидой которой снимался сериал «Между нами, девочками». Хотелось бы надеяться, что это объясняется занятостью, невозможностью регулярно просматривать почту и вовремя отвечать на письма, а не презрительным отношением ко всему и всем, что находится за пределами МКАД.
«КС» решил далее не ждать ответных писем, тем более что их может и не последовать. А вот за честное имя нашей талантливой землячки мы готовы поручиться. Хотя и она не собирается бездействовать. Ирина Стецив намерена найти адвокатов, которые специализируются на авторском праве, и в ближайшее время защитить свое честное имя уже в суде. Ее также поддержали коллеги по литобъединению и готовят совместное письмо в российскую «Литературную газету».
Реплика по поводу
ИМЯ АВТОРА – ИРИНА СТЕЦИВ!
Ошибка сериальщиков не осталась незамеченной и в творческих кругах блогосферы. Ищущему истину удалось добраться до нее без труда.
Оскар Амчиславский, поэт:
– Смотрел я симпатичный водевильчик (…) назывался, кажется, «Между нами, девочками» – и один из третьестепенных персонажей, пытаясь произвести впечатление на даму, принялся читать ей стихи.
– Не Блока, не Есенина читаете, – намекая на тривиально-рутинный характер обращения к творчеству упомянутых, а также подчеркивая неординарность культурных запросов своего спутника, отреагировала дама, – а саму Цветаеву, – и поощряюще на него взглянула.
Здесь я оставляю героев водевиля и речь буду вести о том, что мне интересно.
Сомнения в авторстве Цветаевой возникли сразу – не тот звук. Но стишок понравился жемчужной россыпью слов. И поскольку под рукой такой безграничный источник информации, как Интернет, то тут же нагуглил первую строчку. Ну, так вот, имя автора – Ирина Стецив.
Мнение
ТАЛАНТЛИВЫЕ ПОЭТЫ ЕСТЬ И В ГЛУБИНКЕ!
Людмила Ефремова, член Союза писателей России, руководитель надымского литературного объединения:
– Со случаями подобного «заимствования» наши авторы уже не раз сталкивались. У кого-то плагиаторы брали понравившуюся прозу, у кого-то – стихотворения, даже рисунки у наших художников умудрялись копировать и ставить под ними свои подписи.
Были случаи, когда эти работы даже выставлялись на литературные конкурсы, и в итоге организаторы передавали их нам, как экспертам, для оценки. Иногда «подмену» автора замечали наши читатели и сообщали в литобъединение. Но с использованием строк под чужим именем в фильме на федеральном канале мы сталкиваемся впервые!
Кто-то из плагиаторов, видимо, считает, что нынешний читатель – совершенно безграмотен и не может отличить классика от современного писателя.
Но это, конечно, не так! Среди наших современников – масса хорошо образованных людей. И создатели подобных фильмов, безответственно относясь к написанию сценариев, заведомо роняют свой авторитет в глазах аудитории.
Обидно и за авторов, которые живут и пишут за пределами столиц, в маленьких российских городках, поселках и деревнях. Талантливых и трудолюбивых писателей, оригинальных, ярких, имеющих образное, не зашлакованное сознание, в сегодняшней России десятки, если не сотни.
Хотелось бы надеяться, что создатели сериала «Между нами, девочками» просто ошиблись. В этом случае рекомендую им простую практику – проверять и перепроверять материал, на который они ссылаются или опираются при написании текстов. Это поможет избежать досадных ошибок и сохранит их авторитет.
Александр Иванович Тарасов
2012-04-04 20:40:58 — Владимир Александрович Бакутов Вероника Тушнова Вот говорят: Россия… Реченьки да березки… А я твои руки вижу, узловатые руки, жесткие. Руки, от стирки сморщенные, слезами горькими смоченные, качавшие, пеленавшие, на победу благословлявшие. Вижу пальцы твои сведенные, все заботы твои счастливые, все труды твои обыденные, все потери неисчислимые… Отдохнуть бы, да нет привычки на коленях лежать им праздно… Я куплю тебе рукавички, хочешь синие, хочешь красные? Не говори не надо, мол, на что красота старухе? Я на сердце согреть бы рада натруженные твои руки. Как спасенье свое держу их, волнения не осиля. Добрые твои руки, прекрасные твои руки, матерь моя, Россия! | ||||||||
2012-04-04 20:42:56 — пользователь отключен Комментарий отключен модератором | ||||||||
2012-04-04 20:47:20 — Александр Иванович Тарасов Эх, были же времена.. Эх, были же времена.. | ||||||||
2012-04-04 20:53:09 — Ольга Ивановна Басова Село моё! Село родное! Тропа и ива над рекою. А за берёзками во ржи Синеют звёзды-васильки. Ромашек белых облака Манят до осени в луга. Прозрачный воздух опьяняет, А ветер в камышах играет. Щемит сердечко не от боли, От пенья расписной гармони. Село моё! Село родное! Село моё! Село родное! | ||||||||
2012-04-04 21:13:34 — Алла Владимировна Матвиенко ой, тоскливо как! или мы стареем, потому что всё чаще вспоминаем…. | ||||||||
2012-04-04 21:23:56 — пользователь отключен Комментарий отключен модератором | ||||||||
2012-04-04 21:26:52 — Александр Иванович Тарасов Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. До сущности протекших дней, Всё время схватывая нить О, если бы я только мог О беззаконьях, о грехах, Я вывел бы ее закон, Я б разбивал стихи, как сад. В стихи б я внес дыханье роз, Так некогда Шопен вложил Достигнутого торжества | ||||||||
2012-04-04 21:59:53 — Оксана Яковлевна Прилепина У нас аналогично! | ||||||||
2012-04-04 22:09:21 — Татьяна Викторовна Носова Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу И. Стецив Ах! Как из солнца половицы, Ах! Эти тканые дорожки, Ах! Эти сдержанные речи Ах! За окном цветёт зарница, А с хозяйством, увы, то же самое((( Прокомментируйте!Выскажите Ваше мнение: Вакансии для учителей Андрей, можно немного поправить? Занятие творчеством, даже если не приводит к созданию произведений искусства, способствует совершенствованию самого человека. Согласны с такой формулировкой? С этой мыслью можно согласиться при условии, что человек творит со смирением. Иначе это занятие может привести к развитию негативных страстей: гордыни, тщеславия, славолюбия. Вообще согласен, на практике, однако, наблюдается гордыня создающих произведения, и смирение художников, исповедующих принцип личного самосовершенствования, к чему искусство служит лишь средством. Отшумела стороной Ах! Как из солнца половицы, Ирина Стецив родилась в селе Шангалы Устьянского района Архангельской Вот специально в Google поискал! :))) Этот стих встречается только в книге Анатолия Иванова «Вечный зов» ( Том 2). Очевидно, стих автора. :)) я тоже только что нашел. Подтверждаю. Если вы не против, то перенесём это стих-е в тему «Просто любимые стихотворения»))) Я не против. Спасибо за информацию. Мне пройти бы той самой дорогой, Автор стихотворения, я.Живу в СПб, очень люблю свою Родину — Устьянский край. Марина, очень напевное, душевное стихотворение))) А ещё есть? Родом откуда? Спасибо,Татьяна. Есть,но больше в «стол»)))) Родом из Октябрьского,25 лет живу в Петербурге.В юности дружила с Вашей сестрой Ольгой, Вас очень хорошо помню))))))))) Марина, выставляйте ещё свои стихи, не надо прятать их у себя в столе))) Если наберусь смелости)))))))))))) А Вы, Марина, откройте свою группу на страничке и туда помещайте свои стихи. Так я и делаю. Кому интересно, заходят и читают. Если интересно, можете заглянуть в «Будрино-Устьяны» на моей страничке. А Вы, Фёдор (извините, не знаю отчества), совсем перестали появляться в этой теме со своими стихами. Своя группа, конечно, хорошо, но и про нас не забывайте. Мы можем в нашей группе для Вас отдельную тему создать, например «Стихи дядя Фёдора»))) Согласны? Интересный у Вас тут спор… Оказывается поэты еще есть…и даже настоящие,думал,они,как вид,вымерли…остались только которые:»За женщин всех… ПОЗВОЛЬТЕ ВСТАВИТЬСЯ…НА ПРОБУ… От души и для души… Посмотрите глаза,
|