Как сбылся сон гринева из 2 главы из текста
помогите плез. Символы сна Гринева, сбылся ли он?
Подъезжая к Оренбургу, где ему предстоит служить верой и правдой государю-императору, Петр Андреевич Гринев попадает в буран. Пока его кибитка «тихо подвигалась» к жилью, Гринёву снится страшный сон.
Мужик с черной бородою лежит в постели отца Петра Андреевича, а матушка, называя его Андреем Петровичем и «посаженным отцом», хочет, чтобы Петруша «поцеловал у него ручку» и попросил благословения. Мужик машет топором, комната наполняется мертвыми телами. «Страшный мужик» «ласково кличет» его, приговаривая: «Не боись, подойди под мое благословение». В самый апогей сновидения Петр просыпается.
Сон пропитан эмоциональными переживаниями героя. Петр Андреевич обеспокоен, ему страшно, ужас и недоумение охватывают его. Гринёв сам признаёт, что это «сон, в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни”.
Во времена Пушкина, когда Пугачёва считали государственным преступником, такая точка зрения на «народного царя» была очень необычной. Пушкин пытается рассказать нам о Пугачёве как о человеке, не лишённом привлекательности. Да, он разбойник, но Пушкин наделяет героя такими качествами характера и философией, которые располагают к нему читателей: лучше прожить жизнь ярко и сгореть, считает Пугачёв, чем вести жалкое существование раба.
Таким образом, сон в повести становится средством раскрытия характера одного из главных персонажей исторической повести А. С. Пушкина.
Сон Петра Гринева: анализ эпизода из романа «Капитанская дочка»
Произведение Пушкина «Капитанская дочка» вызывает немалый интерес у читателей. Оно переведено на разные языки мира. По школьной программе в восьмом классе дети изучают сон Петра Гринева. Анализ эпизода из второй главы романа на уроках разбирается подробно, так как в нём переплетено символическое с фантастическим. Пушкин, введя в повествование вещий сон героя, указывает, что дальше произойдёт с Петром, как будут складываться его отношения с Пугачёвым.
История создания повести
Зимой 1833 года Александр Пушкин задумал создать новый роман. Когда поэт приступил к его написанию, он ещё работал над историческим очерком про Емельяна Пугачёва.
Изучив архивные материалы, Александр Сергеевич съездил на Урал, чтобы посетить те места, где произошло пугачёвское восстание. Описание исторических событий он вставил в повествование. Этот уникальный материал, собранный Пушкиным, лёг в основу книги.
Опасаясь, что цензура не пропустит роман, поэт постоянно перерабатывал его содержание. Первая редакция была создана летом 1833 года. К сожалению, она не дошла до нас. Работа над книгой продолжалась до октября 1836 года.
Образ главного героя
Одним из главных героев книги является Петруша Гринев, который во второй главе видит пророческий сон. Автор пытается раскрыть образ персонажа через подробную его биографию, а также показать его роль через отношения с другими персонажами:
Автор кратко рассказывает о детстве героя, его родителях. Отец Гринева был отставным офицером. Мальчик хоть и рос в строгости, он не столько занимался учением, сколько продолжал играть даже на уроках. В шестнадцать лет отец отправил его на службу в Белогорскую крепость, а к нему приставил слугу Савельича. В дороге Петр встречает Пугачёва.
Содержание сна Гринева
Чтобы понять, какое значение имеет сон Гринева, стоит его внимательно прочитать и проанализировать. Можно включить описание этого сновидения в читательский дневник. Как писал автор, увиденный сон герой так и не смог забыть.
В то время Петруша был в забытье, какое может навевать снежная буря. Снилось ему, что едет он по снежной пустыне. Неожиданно появились ворота, и вскоре кибитка въехала в родной двор барской усадьбы. Петруша испугался того, что отец может прогневаться, поскольку он ослушался и вернулся домой. Когда с этими мыслями герой поспешил оставить кибитку, то увидел, что встречает его не отец, а матушка.
Матушка сообщила Петруше, что папа его болен и находится при смерти. Отец пожелал проститься с сыном. Пётр отправился вслед за матушкой и со страхом вошёл в родительскую спальню. Комната была слабо освещена, а у постели отца стояли люди, у которых были печальные лица. Петруша подошёл тихо к кровати и стал на колени, устремив взгляд на больного отца и ожидая возможности поговорить с ним, объяснить свои поступки.
Вдруг герой видит, что вместо отца в родительской кровати лежит мужик с чёрной бородой. Это был человек, которого Петр встретил в дороге. Мужик весело глядел на Петрушу и подмигивал ему. Когда же Гринев обратился к матери с вопросами о том, кто это и зачем ему просить у него благословения, то она ответила, что это посаженый отец, который должен Петрушу благословить.
Но Гринев не соглашался. Тогда мужик с бородой вскочил с постели и стал махать топором, который выхватил из-за спины. Главный герой пытался бежать, но у него ничего не выходило, так как в комнате появилось много крови и мёртвых тел, о которые Гринев спотыкался. Страшный мужик звал его ласково, говоря, что он только благословит и всё. Петрушу охватил ужас.
Гринев проснулся. Лошади давно остановились, а Савельич будил его, так как они уже приехали.
Значение сновидения
Александр Пушкин сон Гринева в «Капитанской дочке» использовал для того, чтобы подготовить и заинтересовать читателя. В вещем сне принимают участие разные герои:
Петруша говорит, что сон ему приснился пророческий, поэтому он не может его забыть. Ему пригрезился вожатый, который помог отыскать дорогу. С помощью этого интересного эпизода автор романа устанавливает связь между офицером Гриневым и предводителем войска казаков Емельяном Пугачёвым. Последний провозгласил себя ещё и царём.
Сон Петра показывает, какие исторические события будут развиваться в сюжете, подготавливает читателя к их восприятию. В сновидении можно увидеть предсказание о том, что во время защиты Белогорской крепости произойдёт казнь защитников. Кровь и мёртвые тела — это результат захвата военной крепости, их увидел во сне главный герой.
В сновидениях Гринева мужик был ласков и желал благословить героя. Впоследствии при казни Пётр Андреевич получил от народного вождя покровительство и прощение.
Анализ эпизода
Сон в пушкинской повести имеет символический смысл. Автор специально вводит его в начало произведения для того, чтобы предупредить, что вскоре будут трагические изменения в жизни основного персонажа. Таким образом Пушкин задаёт тон всему повествованию.
Сон снится Петруше в экстремальной ситуации, когда во время снежного бурана он и его слуга сбились с пути. Но даже буран у Пушкина — это образ, который заключает в себе не только ощущения главного героя, впервые в жизни расставшегося с родным домом и близкими людьми, но и грядущие исторические изменения.
С Пугачёвым Петруша знакомится перед тем, как впадает в дремоту, и тот сразу становится действующим лицом страшного сновидения. Скорее всего, состояние Петра можно даже назвать полусном, когда перед ним пробегает странное видение, которое он представляет отчётливо. Все события кажутся вполне реалистичными.
Если осмыслить увиденное Петром Гриневым, то можно увидеть предсказание, что скоро начнётся бунт казаков, а также узнать, как будут развиваться отношения между ним и Емельяном Пугачёвым. Уже из видения героя становится понятно, что он будет защищать крепость и никогда не станет на сторону мятежников.
Посаженым отцом Петруши Емельяну Пугачёву всё-таки пришлось стать, так как родной папа не давал согласия на его брак с Машей Мироновой, а разбойник и предводитель бунтующих казаков устроил их счастье. Свой сон основной персонаж запомнил настолько хорошо, что до конца жизни он считал его провидением и связывал с ним все события, которые происходили с ним.
Сон Петра Гринева: анализ эпизода из романа «Капитанская дочка»
События крестьянской войны 1773-1775 годов долгое время волновали умы образованных людей. А.С. Пушкин живо интересовался народным движением и национальным самосознанием. Поэт изучил много исторических трудов о времени крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачёва. Большая часть материала была использована им при создании исторического труда «История Пугачёва». Роман «Капитанская дочка» – это художественное осмысление событий 18 века.
Произведение относится к реалистическому направлению, однако Пушкин не отказывается окончательно от романтических традиций. Один из важных эпизодов романа – сон Петра Гринёва – наполнен различными символами.
Во сне главный герой приезжает проститься с больным отцом, но вместо него в постели обнаруживает чернобородого крестьянского мужика. Матушка говорит, что это посаженый отец Петра. В этой фразе слышится предречение будущих событий. Именно простой мужик Емельян Пугачёв, грубый и неотёсанный, поможет Гринёву с его отношениями с Машей Мироновой. Предводитель крестьянского восстания продолжает воспитывать в Петре Андреевиче те же качества, о которых в своём завете ему говорил отец. Пугачёву важнее, чтобы люди с ним были честными, а не лицемерными. Гринёв смог заслужить расположение бунтовщика не лестью и подхалимством, а верностью своим принципам и словам.
Сон Петра Гринёва предвещает и многочисленные жертвы. После отказа просить благословения и целовать ручку у посаженого отца в комнате появляются кучи мёртвых тел. Также затем произойдёт и в реальности. Русский бунт, бессмысленный и беспощадный, приведёт к тому, что в огромном количестве будут гибнуть не только военные, но и ни в чём неповинные люди. Отказавшись преклонить колено перед самозванцем, погибает комендант крепости Иван Кузьмич и его супруга, родители Маши.
Можно сказать, что в образе мужика с чёрной бородой и топором в руке, который видится Петру Гринёву во сне, воплотились и безмерная сила русского бунта, и могучий национальный характер русского народа. Сон имеет пророческий характер, поскольку в нём содержится предсказание того, чем может обернуться неконтролируемая мощь народного движения.
История создания повести
Зимой 1833 года Александр Пушкин задумал создать новый роман. Когда поэт приступил к его написанию, он ещё работал над историческим очерком про Емельяна Пугачёва.
Изучив архивные материалы, Александр Сергеевич съездил на Урал, чтобы посетить те места, где произошло пугачёвское восстание. Описание исторических событий он вставил в повествование. Этот уникальный материал, собранный Пушкиным, лёг в основу книги.
Опасаясь, что цензура не пропустит роман, поэт постоянно перерабатывал его содержание. Первая редакция была создана летом 1833 года. К сожалению, она не дошла до нас. Работа над книгой продолжалась до октября 1836 года.
Образ главного героя
Одним из главных героев книги является Петруша Гринев, который во второй главе видит пророческий сон. Автор пытается раскрыть образ персонажа через подробную его биографию, а также показать его роль через отношения с другими персонажами:
Автор кратко рассказывает о детстве героя, его родителях. Отец Гринева был отставным офицером. Мальчик хоть и рос в строгости, он не столько занимался учением, сколько продолжал играть даже на уроках. В шестнадцать лет отец отправил его на службу в Белогорскую крепость, а к нему приставил слугу Савельича. В дороге Петр встречает Пугачёва.
Впоследствии Петрушке приснится этот бородатый мужик, который и предскажет, что в дальнейшем произойдёт в его судьбе. Сложно поверить, что это видение может сбыться, но дальнейшее знакомство с произведением позволяет понять, какие события происходят в жизни Гринева.
Пётр Андреевич Гринев — положительный персонаж, который ставит честь и достоинство на первое место и этим вызывает уважение. Он верит в любовь и жертвует всем, чтобы защитить любимую девушку. Ради Маши Мироновой Пётр Гринев совершает много поступков:
Пётр Гринев совершает добрые поступки, получая в ответ такое же отношение к себе. В дороге, когда герой заблудился во время снежной пурги, он подарил провожатому заячий тулуп, который потом спас ему жизнь. Этим человеком оказался Емельян Пугачёв. При захвате крепости он вспомнил доброту Гринева и подарил ему жизнь.
Значение символических снов Гринева в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина и Раскольникова
Значение символических снов Гринева в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина и Раскольникова — в «Преступлении и наказании» Ф. М. Достоевского
Как океан, объемист шар земной,
Земная жизнь кругом объята снами…
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами…
Есть в нашей жизни время, когда мы не принадлежим себе, когда нами играют таинственные и непостижимые силы, порожденные Космосом и Хаосом. Это время — время сна, когда душа отрывается от тела и живет своей самостоятельной жизнью. Сон литературного героя — это часть истории его души.
Вместе с пушкинской Татьяной мы бежим в ее сне по таинственному лесу к странной избушке, где «полужуравль и полукот». И узнаем ее русскую душу, наполненную сказками и преданиями «простонародной старины». Вместе с Катериной Островского мы улетаем из «темного царства» Кабанихи и Дикого в светлый мир грез. Вместе с Обломовым мы попадаем в застойный рай спящей Обломовки. Вместе с Верой Павловной мы видим в ее снах воплощение заветных мечтаний великого утописта Н. Г. Чернышевского.
Какие же бездны открывают нам сны Гринева и Раскольникова? Почему в формулировке темы эти герои рядом? Попробую ответить. Они оба молоды, оба ищут в жизни свои дороги. Сон Гринева — предсказание, каким будет этот тернистый путь; сны Раскольникова — раскаяние в том, что пошел по кривой дорожке. Оба героя выведены обстоятельствами жизни из душевного равновесия. Гринев погружается в «нежные видения полусонья», Раскольников пребывает в полусознательном, близком к бреду состоянии. А в такие моменты сны выпуклы, ясны, выразительны. Гринев, оторванный от папеньки и маменьки, конечно, видит во сне родное поместье. Но все остальное… Вместо отца — бородатый вожатый. Топор в его руках. Кровавые лужи. Петруша видит грядущие события и свою роль в них. Он станет свидетелем кровавого побоища, он будет пытаться ему противостоять. Он сроднится с зачинщиком бунта — этим страшным бородатым вожатым, который станет ему посаженым отцом. Если сон — знак, то сон Гринева — знак судьбы.
Таким знаком предостережения мог бы стать для Родиона Раскольникова его первый сон. Страшась самого слова убийство», он все время спрашивал себя: «…да разве то будет?» Он сомневался, готов ли совершить худшее из насилий живым существом. И во сне маленький Родион, плачущий над замученной пьяной толпой лошадкой, будто говорит взрослому Родиону: «Не убий!» Проснувшись, Раскольников спрашивает себя: неужели он возьмет топор и станет бить по голове? Но, увы, этот сон не доказал герою Ф. М. Достоевского, что убийство противно человеческой натуре.
Писатель не принимал того, что истина могла быть рождена из головы, а не из сердца. И потому зараженные трихинами люди не знали, что есть добро, что есть зло, и убивали друг друга в бессмысленной ярости во имя торжества истины. Этот сон Раскольникова открывает перед нами заветную мечту Ф. М. Достоевского о том, что спасет мир не блистательная идея, а нравственное перевоспитание человечества. Почему в романе Ф. М. Достоевского так много болезненных снов?
Сон Гринева у Пушкина задает трагическую тональность дальнейшему повествованию. Достоевский снами своего героя не только усугубляет общий мрачный фон повествования, но и спорит, спорит, спорит. Почему же так? Я думаю, разгадка в том, что «Капитанская дочка» — это рассказ автора об исторической трагедии, которая была, а «Преступление и наказание» — предостережение об исторической трагедии, которая может быть.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта https://ilib.ru/
Информация о работе «Значение символических снов Гринева в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина и Раскольникова»
Раздел: Литература и русский язык Количество знаков с пробелами: 4885 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0
Похожие работы
Сборник сочинений русской литературы с XIX века до 80-х годов XX века
здрасте. истолкуйте сон гринева из повести капитанская дочка глава 2
Совершенно особую роль в романе играет сон Гринева, который он видит сразу же после первой встречи с вожатым-Пугачевым. Неизученность реализма Пушкина 1830-х годов приводит к тому, что символическое начало в нем игнорируется, не принимается в расчет при анализе произведений, в частности «Капитанской дочки». Введение сна Гринева объясняется как предваряющая события информация: Пушкин-де предупреждает читателя, что будет с Гриневым дальше, как сложатся его отношения с Пугачевым.
Подобное толкование противоречит самому принципу повествования Пушкина — с его краткостью и лаконизмом, динамически развивающимся сюжетом. Да и зачем, спрашивается, дважды повторять одно и то же: сначала во сне, а потом в реальной жизни? Правда, сон в известной мере наделен и функцией предсказывания последующих событий. Но это «предсказывание» нужно совершенно для особых целей: Пушкину необходимо заставить читателя при встрече как бы со знакомыми фактами возвращаться к сцене сна. Об этой особой роли возвращений будет сказано позже. Вая?-но помнить при этом, что увиденный сон — вещий, пророческий: об этом предупреждает читателя сам Гринев: «Мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни». Давний сон свой Гринев помнил всю жизнь. И читатель должен был его помнить все время так же, как Гринев, «соображать» с ним все случившееся с мемуаристом во время восстания.
Подобное восприятие символического смысла обусловливается многовековой народной традицией. Исследователь сновидений в народных верованиях справедливо писал: «С самых древних времен человеческий ум видел в сновидениях одно из наиболее действительных средств для того, чтобы приподнять таинственную завесу будущего». Вещие, пророческие сны, пишет тот же исследователь, опираясь на богатейший материал паблюдений, «никогда не забываются человеком до тех пор пока пе сбудутся» ‘. Пушкип знал эти верования. Оттого Гринев и пе забывал свой вещий сон. Не должен был его забыпать и читатель.
Какой же сон видел Гринев? Ему снилось, что он вернулся домой: «…Матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. «Тише,— говорит она мне,— отец болен при смерти и желает с тобою проститься». — Пораженный страхом, я иду за нею в спальню. Вижу, комната слабо освещена; у постели стоят люди с печальными лицами. Я тихонько подхожу к постеле; матушка приподымает полог и говорит: «Андрей Петрович, Петруша приехал; он воротился, узнав о твоей болезни; благослови его». Я стал на колени и устремил глаза мои на больпого. Что ж. Вместо отца моего, вижу в постеле лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая. Я в недоумении оборотился к матушке, говоря ей: «Что это значит? Это не батюшка. И ккакоймпе стати просить благословения у мужика?» — «Всё равно, Петрушка,— отвечала мне матушка,— это твой посаженый отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит»…»
Обратим внимание на подчеркнутую реальность событий сна и действующих лиц — все буднично, пичего символического в описанной картине нет. Она скорее нелепа и фантастична, как это часто и происходит в снах: в отцовской постели лежит мужик, у которого надо просить благословения и «поцеловать ручку»… Символическое в ней будет простонать по мере знакомства читателя с сюжетным развитием романа — тогда родится догадка, что мужик с черной бородой похож на Пугачева, что Пугачев так же ласков был с Гриневым, что это он устроил ело счастье с Машей Мироновой… Чем больше узнавал читатель о восстании и Пугачеве, тем стремительнее росла многогранность образа мужика из сна, все отчетливее выступала его символическая природа.
Анализ эпизода «Сон Петра Гринева» из романа «Капитанская дочка» Пушкина
Художник С. Герасимов |
Сон Петра Гринева является одним из ключевых эпизодов в романе «Капитанская дочка» Пушкина.
Текст эпизода «Сон Петра Гринева» можно найти во 2-ой главе романа, которая называется «Вожатый».
В этой статье представлен анализ эпизода «Сон Петра Гринева» из романа «Капитанская дочка».
Смотрите: Все материалы по «Капитанской дочке»
Анализ эпизода «Сон Петра Гринева» из романа «Капитанская дочка» Пушкина
(из книги «Мастерство Пушкина» Д. Благого)
«Гринев во сне возвращается домой и узнает, что его отец при смерти. Однако, став на колени у его постели, чтобы получить последнее отцовское благословение, Гринев вдруг видит, что перед ним совсем не отец.
Эта тесная связь между сном и последующей явью усиливается и прямями текстуальными перекличками. Казаки-«губители», которые тащат Гринева к виселице, повторяют «Не бось, не бось». Помилованного Пугачевым Гринева приводят к нему и ставят перед ним «на колени».
Прием «пророческого» сна применяется Пушкиным неоднократно (вспомним сон Татьяны в «Евгении Онегине», сон Григория в «Борисе Годунове»). В «Капитанской дочке» Пушкин дает этому психологическую, то есть, по сути дела, реалистическую мотивировку, вкладывая в уста Гринева следующее «извинение» перед читателями: «Мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое. «
(Д. Благой «Мастерство Пушкина», 1955 г.)