Как сон григория раскрывает его честолюбивые замыслы борис годунов
«Всё тот же сон! возможно ль? В третий раз! Проклятый сон. ” — это первые слова, которые произносит в трагедии «Борис Годунов” самозванец Григорий Отрепьев. И этот сон предвещает те события, которые с ним случатся в скором будущем:
Мне снилося, что лестница крутая
Меня вела на башню; с высоты
Мне виделась Москва, что муравейник;
Внизу народ на площади кипел
И на меня указывал со смехом,
И стыдно мне и страшно становилось —
И, падая стремглав, я пробуждался.
Характерно, что пробуждение пушкинских героев происходит в кульминационный момент сновидений. Свои сны герои, как правило, не «досматривают”.
Но вернёмся к сну Отрепьева: обратим внимание на то, что во сне герой испытывает совершенно разные эмоции: «И стыдно мне и страшно становилось. ” Вот настоящие эмоции! Перед нами мыслящий, переживающий человек, эмоциональный и тонко чувствующий, обладающий к тому же даром предвидения!
Падение в конце сна — тоже эмоция, хотя немного видоизменённая и, очевидно, самая сильная, поскольку приводит к пробуждению. Отрицательные эмоции Григория во сне предвещают трагический финал произведения.»Кипящий” на площади народ «в ужасе молчит” и отказывается приветствовать нашего героя, то есть «Лжедмитрия”, это является своеобразным предвестником «падения”. Наверняка Григорий боится наяву падения на глазах у смеющегося народа. При этом он сам в своём сне пассивен: оказывается на башне словно не по своей воле: лестница ведёт его наверх. И точно так же, поневоле, самозванец стремительно падает вниз.
Примечательно то, что роль Димитрия Самозванца, начатая с пробуждения в келье Пимена с рассказа о «проклятом сне”, сном и заканчивается: «Ложится, кладёт седло под голову и засыпает”.
Таким образом, сон становится средством раскрытия внутреннего мира героя трагедии, его психологической характеристики и предвестником ужасных событий, которые в скором времени случатся наяву, он тоже вещий, как и сон Петруши Гринёва в «Капитанской дочке».
Урок по литературе «А.С.Пушкин «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре».
Тема «А.С.Пушкин «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре».
Поэт обращается к истории, чтобы разобраться в настоящем, чтобы понять. Вся наша история проходит перед читателями Пушкина.
Итак, Пушкин-поэт-историк, поэтому с позиции истории и литературы одновременно мы будем рассматривать произведение, написанное в период Михайловской ссылки – трагедию «Борис Годунов», которая рассказывает о таком периоде русской истории, который называли «смутное время». Почему время называли «смутным»? Как создавалась трагедия? Кто её действующие лица? На эти вопросы ответят ваши одноклассники.
Словарная работа: трагедия, инок
После того, как в 1598году царь Федор Иоаннович скончался, царская династия Рюриковичей пресеклась. (слайд-схема) Годунов, показавший себя умелым правителем, был избран главой страны. Но царствование Бориса оказалось несчастливым. Из-за трех неурожайных лет на страну обрушился страшный голод, там и тут вспыхивали крестьянские мятежи, устраивались боярские заговоры. Не прекращались слухи об убийстве царевича людьми Годунова. ( Смута)
В 1603 году до Москвы дошел новый слух, вскоре подтвердившийся, что в Польше объявился человек, выдающий себя за чудом спасшегося Дмитрия. Человеком этим был беглый инок Чудова монастыря Григорий Отрепьев.
Григорий Отрепьев родился в Галиче.(Костромская область) Считается, что Григорий был на год или два старше царевича. В монастыре, расположенном неподалеку от родительского поместия, постригся в монахи
Однако простая и непритязательная жизнь монаха его не привлекала: после скитания по монастырям он поступил в аристократический Чудов монастырь в Москве.
Именно там будущий претендент начинает подготовку к своей роли: он расспрашивал чудовских монахов о подробностях убийства царевича, а также о правилах и этикете придворной жизни. Позже «чернец Гришка» начинает весьма неосмотрительно хвалиться тем, что когда-нибудь займёт царский престол. Похвальбу эту донесли до царских ушей, и Борис приказывает сослать монаха в отдалённый Кириллов монастырь, но кем-то предупреждённый Григорий бежит в Польшу, где и объявляет себя «чудесно спасшимся царевичем».
История создания трагедии «Борис Годунов»
С начала 19 века в России резко возрос интерес к собственной истории в связи с появлением «Истории Государства Российского» Н.М.Карамзина, старшего друга Пушкина. Его многотомный труд А.С.Пушкин хорошо знал и высоко ценил. Он не мог пройти мимо такого сюжета как «смутное время».
Ценя труд Карамзина, Пушкин следовал в своей драме в изложении исторических событий за историком. Но драма Пушкина – это не иллюстрация к карамзинской истории, а оригинальное, самобытное произведение, содержание которого составляют события последних лет правления неординарного царя Бориса Годунова. Нам с вами предстоит прочесть одну из сцен этого произведения, в которой главными персонажами являются старец Пимен, монах- летописец Чудова монастыря, под началом которого состоит молодой инок Григорий Отрепьев, будущий Дмитрий Самозванец.
А.С.Пушкин «Сцена в Чудовом монастыре»
А сейчас я предлагаю вашему вниманию монолог Пимена (читает заранее подготовленный ученик). Но перед прослушиванием познакомьтесь с вопросами, на которые вы должны будете ответить.
(Вопросы к монологу Пимена)
Звучит пролог к опере. Выходит Пимен, читает свой монолог
— В какой период жизни изображен Пимен? (Пимен говорит о последнем сказании. Монах изображен в период жизни, когда он осознает, что ему пора «отдохнуть», «Погасить свечу», он чувствует близость смерти и осознает, что скоро предстанет «пред Всевышним», и это придает особую убедительность его речам).
— Как Пимен относится к своему труду летописца? ( …долг, завещанный от Бога», он понимает необходимость сохранения памяти: «Да ведают потомки православных / Земли родной минувшую судьбу…») Труд летописца – исполнение долга, завещанного Богом.)
Послушаем диалог Пимена и Григория в исполнении учащихся. (инсценировка) До слов «И в тихую обитель затвориться…
В 1866 году М.П.Мусоргский создал оперу «Борис Годунов». Послушайте продолжение сцены в Чудовом монастыре в исполнении оперных певцов. Следите по тексту. (Звучит акт 1 Келья в Чудовом монастыре с 23 секунды)
Каждое лицо в драматическом произведении говорит само за себя, чувствует и поступает в соответствии со своим характером
ВОПРОСЫ К ОБРАЗУ ПИМЕНА.
— Кратко восстановите биографию Пимена. (Её легко восстановить по тексту)
— Какое событие изменило судьбу Пимена ( С тех пор как Пимен стал свидетелем «злого дела, кровавого греха – убийства царевича Дмитрия, он «Мало вникал в дела мирские).
— Как Пимен относится к Григорию? (Покровительственно, с заботой, как учитель к ученику)
— Как характеризуют Пимена раздумья и размышления Григория? ( «как я люблю его спокойный вид, когда, душой в минувшем погруженный, он летопись свою ведет» «все тот же вид смиренный, величавый, добру и злу внимая равнодушно»)
— Только ли царей винит в преступлениях Пимен? ( «Прогневали мы Бога, согрешили…») Пимен – носитель народной мудрости. Как горе воспринимает Пимен совершенное противно всем законам «венчание Бориса на престол»
ВОПРОСЫ ПО ОБРАЗУ ОТРЕПЬЕВА
— Что послужило причиной решения Григория выдать себя за наследника престола? (Кроме честолюбивых помыслов, слова Пимена о том, что царевич Дмитрий – ровесник Григория)
— Как выражается отношение автора к своим героям и к самозванству? (Самозванство, по Пушкину, безнравственно и жестоко).
Смутное время потому и названо «смутным», что о престоле стал мечтать и бедный «чернец». Раз власть правящим царем достигнута незаконно и везде и всюду говорят о том, почему не сыграть роль Димитрия? И Отрепьев начинает игру. Докажите цитатой из текста
В трагедии «Борис Годунов» отразился взгляд Пушкина на историю, в истории есть цель. В трагедии «Борис Годунов» цель состоит в пробуждении совести людей, стремлении покаянием остановить преступления. Выразителем этой идеи становится смиренный монах, летописец, тот, кто пишет историю народа. В опере М.П.Мусоргский тоже звучит высокая нравственная тема ответственности человека за свои поступки
Начало ноября 1612 года считается завершением Смутного времени. Русское ополчение под руководством Минина и Пожарского одержали победу над поляками. В память об этой победе 4 ноября объявлен в России Днем народного единства.
Прочитать повесть «Станционный смотритель».
Урок литературы по трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» (7 класс)
1. Трагедия – это драматическое произведение, в котором изображаются острые, непримиримые жизненные конфликты, часто приводящие к гибели героя.
2. Трагедия возникла в Древней Греции (Эсхил, Софокл, Еврипид).
В творчестве А. С. Пушкина жанр трагедии представлен «Маленькими трагедиями» («Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы») и драмой «Борис Годунов».
В «Борисе Годунове» Пушкин воссоздал события русской истории конца XVI – начала XVII века.
Вопросы к трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов»
№ 1. Каким автор рисует образ летописца?
— Летописец изображен на закате своей жизни: он пишет уже «последнее сказанье», и его летопись будет окончена: «Но близок день, лампада догорает» (стр. 90) (догорающую лампаду можно сравнить с заканчивающейся жизнью). Однако вспоминая прошлое, оживляя в памяти картины ушедшей жизни, он и сам как бы оживает: «На старости я сызнова живу».
— Пимен (стр. 92): «Я долго жил и многим насладился; / Но с той поры лишь ведаю блаженство, / Как в монастырь Господь меня привел».
№ 2. Как оценивает Пимен свой труд летописца, в чём видит свой долг и предназначение?
№ 3. Как Пимен характеризует правление и личность царя Иоанна и его сына Федора?
— Царь Иоанн искал «успокоенья» в подобии монашеских трудов. Грозный осознавал себя преступником и в конце жизни собирался принять монашескую схиму: стр. 93: «Ты, Никодим, ты, Сергий, ты, Кирилл, / Вы все – обет примите мой духовный: / Прииду к вам, преступник окаянный, / И схиму здесь честную восприму, / К стопам твоим, святый отец, припадши».
— Его сын Федор, находясь у власти, мечтал о мирской жизни, а царские чертоги превратил в монашескую келью. Стр. 94: «А сын его Феодор? На престоле / Он воздыхал о мирном житии / Молчальника. Он царские чертоги / Преобратил в молитвенную келью; / Там тяжкие, державные печали / Святой души его не возмущали».
№ 4. Каким «последним сказаньем» Пимен собирается закончить свою летопись? Почему?
— Свою летопись Пимен собирается закончить описанием смерти малолетнего сына Ивана Грозного – Дмитрия, убитого в Угличе 12 лет назад; организатором убийства, по словам Пимена, был Борис Годунов. Стр. 95: «Сей повестью плачевной заключу / Я летопись мою; с тех пор я мало / Вникал в дела мирские».
№ 5. В чем символика сна, который видится Григорию трижды? Какую роль играет сон в повествовании? Как сон Григория раскрывает его замыслы?
— В третий раз Григорий видит один и тот же сон: он идет на башню по крутой лестнице, Москва видится ему «с высоты». На площади – толпа народа, которая со смехом смотрит на Григория. Григорий падает с башни.
— Сон символичен: когда придет конец власти Григория-самозванца, народ сбросит его с башни. Таким образом, сон как бы предсказывает дальнейшую судьбу Лжедмитрия.
— Москва видится Григорию с высоты – это намек на то, что он стремится очутиться на высоте, верхушке общества, желает захватить власть в свои руки.
№ 6. Какими чувствами проникнуто отношение Григория к прошлой жизни Пимена при дворе Ивана Грозного?
— Григорий с завистью говорит о том, что молодость Пимена, в отличие от его собственной молодости, была очень насыщенной событиями:
Стр. 92: «Как весело провел свою ты младость! / Ты рать Литвы при Шуйском отражал, / Ты видел двор и роскошь Иоанна!».
— Сам же Григорий уже с отроческих лет скитается по кельям. Он очень честолюбив: тоже желает «тешиться» в боях, пировать, а обет монашества может принять и «на старость лет».
— Стр. 92 : «. Зачем и мне не тешиться в боях, / Не пировать за царскою трапезой?».
Вопросы к трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов»
№ 1. Каким автор рисует образ летописца? № 2. Как оценивает Пимен свой труд летописца, в чём видит свой долг и предназначение? № 3. Как Пимен характеризует правление и личность царя Иоанна и его сына Федора? № 4. Каким «последним сказаньем» Пимен собирается закончить свою летопись? Почему? № 5. В чем символика сна, который видится Григорию трижды? Какую роль играет сон в повествовании? Как сон Григория раскрывает его замыслы? № 6. Какими чувствами проникнуто отношение Григория к прошлой жизни Пимена при дворе Ивана Грозного?
Урок по теме «А.С. Пушкин. Борис Годунов»
А.С.Пушкин «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре).
Цель урока:учащиеся должны познакомиться с фрагментом драмы, углубить представление о драматических жанрах, развивать навыки анализа поэтического текста, уметь сопоставлять анализ текста, давать характеристику героям произведения, развивать навыки выразительного чтения, свои творческие способности.
Методические приёмы: рассказ учителя, реализация межпредметных связей с историей, изобразительным искусством, выразительное чтение, словарная работа, работа с иллюстрациями, элементы анализа текста, работа над выразительным чтением.
Оборудование: презентация к уроку; фрагмент оперы «Борис Годунов» М.П.Мусоргского.
I. Знакомство с творчеством писателя.
Поэт обращается к истории, чтобы разобраться в настоящем, чтобы понять. Вся наша история проходит перед читателями Пушкина.
Русь древнейшая, старинная нам открывается в «Песне о вещем Олеге», в сказках.
Русь крепостная в «Русалке», «Борисе Годунове».
Великие деяния Петра в «Медном всаднике», в «Полтаве», восстание Пугачева в «Капитанской дочке»
Итак, Пушкин-поэт-историк, поэтому с позиции истории и литературы одновременно мы будем рассматривать произведение, написанное в период Михайловской ссылки – трагедию «Борис Годунов», которая рассказывает о таком периоде русской истории, который называли «смутное время». Почему время называли «смутным»? Как создавалась трагедия? Кто её действующие лица? На эти вопросы мы постараемся сегодня ответить. Пушкин не только гениальный поэт, но и историк. Темы этих произведений – темы исторические.
II. Историческая справка.
После того, как в 1598 г. Царь Фёдор Иоаннович скончался, царская династия Рюриковичей пресеклась. Годунов, показавший себя как искушённый и умелый правитель, был избран на царство. Многие сильные люди оказались, однако, недовольны его избранием. Среди них бояре Романовы, князья Шуйские. К тому царствование Бориса оказалось несчастливым. Из – за трёх неурожайных лет на страну обрушился страшный голод, тут и там вспыхивали крестьянские мятежи, устраивались боярские заговоры. Не прекращались слухи об убийстве царевича людьми Годунова.
В 1603 году до Москвы дошёл новый слух, который вскоре подтвердился, что в Польше объявился человек, выдающий себя за чудом спасшегося Димитрия. Проведённое расследование показало, что человеком этим был беглый инок Чудова монастыря Григорий Отрепьев.
Чудов монастырь находился прямо на территории Московского Кремля. Находясь здесь, Григорий Отрепьев, возможно, имел какие – то связи в боярской среде. Известно, что он был как – то близок к Романовым. Как написал историк В.О.Ключевский, Лжедмитрий «был только испечён в польской печке, а заквашен в Москве».
С начала ХIХ века в России резко возрос интерес к собственной истории, стимулированный появлением «Истории Государства Российского» Н.М.Карамзин, старшего друга Пушкина. Его многотомный труд А.С.Пушкин хорошо знал и высоко ценил и именно Карамзину он посвятил свою трагедию, так как не смог пройти мимо такого сюжета, как Смутное время. Это был период гражданских войн и иностранных вторжений, начавшихся, по сути, с появления в Польше Самозванца, который вступил с войском в Московское государство, взошёл после неожиданной смерти Бориса Годунова на русский трон, а спустя год был убит восставшими жителями Москвы.
Трагедия «Борис Годунов» посвящена последним годам правления Годунова.
IV. Чтение фрагмента «Сцена в Чудовом монастыре».
V. Характеристика героев.
Учитель. Назовите героев Сцены в Чудовом монастыре.
Пимен. Григорий Отрепьев.
Вопросы по образу Пимена:
В какой период жизни изображен Пимен? (Пимен говорит о последнем сказании. Монах изображен в период жизни, когда он осознает, что ему пора «отдохнуть», «Погасить свечу», он чувствует близость смерти и осознает, что скоро предстанет «пред Всевышним», и это придает особую убедительность его речам).
— Как Пимен относится к своему труду летописца? (…долг, завещанный от Бога», он понимает необходимость сохранения памяти: «Да ведают потомки православных / Земли родной минувшую судьбу…») Труд летописца – исполнение долга, завещанного Богом.)
— Свойственны ли были Пимену в молодости грехи?
— Можем ли мы кратко восстановить судьбу Пимена?
— Какое событие изменило судьбу Пимена? (С тех пор как Пимен стал свидетелем «злого дела, кровавого греха – убийства царевича Дмитрия, он «Мало вникал в дела мирские).
— Как Пимен относится к Григорию? (Покровительственно, с заботой, как учитель к ученику)
— Прав ли Григорий, сравнивая Пимена с дьяком, который «не ведает ни жалости, ни гнева»? (Нет, не прав. Пимен не равнодушен к людям. Это проявляется в его отношении к Ивану Грозному, смиренному царю Федору, общему греху, нареченного царя – убийцы «владыкою»).
— Только ли царей винит в преступлениях Пимен? ( «Прогневали мы Бога, согрешили…») Пимен – носитель народной мудрости. Как горе воспринимает Пимен совершенное противно всем законам «венчание Бориса на престол»
Как характеризуют Пимена раздумья и размышления Григория? («как я люблю его спокойный вид, когда, душой в минувшем погруженный, он летопись свою ведет» «все тот же вид смиренный, величавый, добру и злу внимая равнодушно»)
ВОПРОСЫ ПО ОБРАЗУ ОТРЕПЬЕВА
Что послужило причиной решения Григория выдать себя за наследника престола? ( Кроме честолюбивых помыслов, слова Пимена о том, что царевич Дмитрий – ровесник Григория)
Как Григорий оправдывает свое желание стать самозванцем? (Григорий мысленно обращается к царю Борису:»И не уйдешь ты от суда мирского,/ Как не уйдешь от Божьего суда»).
Как выражается отношение автора к своим героям и к самозванству? (Самозванство, по Пушкину, безнравственно и жестоко).
Смутное время потому и названо «смутным», что о престоле стал мечтать и бедный «чернец». Раз власть правящим царем достигнута незаконно и везде и всюду говорят о том, почему не сыграть роль Димитрия? И Отрепьев начинает игру. Докажите цитатой из текста
VI. Беседа по вопросам.
Учитель. Ребята, подтвердите текстом те черты, которые Пушкин хотел подчеркнуть в летописце. («простодушие», умилительная кротость», мудрость и усердие).
Ученики. «Простодушие», умилительная кротость», мудрость и усердие.
Учитель. Какие черты мы замечаем в Григории?
Ученики. Жажда власти, стремление к богатству, неразборчивое честолюбие.
Учитель. А.С.Пушкин сравнивает Дмитрия Самозванца с Генрихом IV (слайд 26).
В трагедии «Борис Годунов» отразился взгляд Пушкина на историю, в истории есть цель. В трагедии «Борис Годунов» цель состоит в пробуждении совести людей, стремлении покаянием остановить преступления. Выразителем этой идеи становится смиренный монах, летописец, тот, кто пишет историю народа. В опере М.П.Мусоргский тоже звучит высокая нравственная тема ответственности человека за свои поступки
Начало ноября 1612 года считается завершением Смутного времени. Русское ополчение под руководством Минина и Пожарского одержали победу над поляками. В память об этой победе 4 ноября объявлен в России Днем народного единства.