Как увидеть ясный сон
Как увидеть ясный сон
3. Контролируемые сновидения
Этот термин относится к тому сну, когда вы знаете, что спите. Он введён голландским психиатром Фредериком ван Ээденом в 1913 году. Это более значит ясность сознания, чем живость сна. Обычно это случается, когда происходит нечто странное и вы начинаете осознавать, что спите. Большинство из тех, кто помнит сны, переживали это иногда, просыпаясь незамедлительно после этого осознания. Однако возможно продолжить сон, оставаясь при этом полностью осведомлённым о том, что спишь.
Замечательная и обескураживающая форма ясных снов — фальшивые пробуждения. Вам снится пробуждение, но на самом деле вы ещё спите. Единственная польза ложных пробуждений — в том, что они иногда могут быть использованы для получения внетелесного опыта. В натуре, Оливер Фокс рекомендует их для этого использовать. Для многих внетелесный опыт и ясные сны неразличимы. Спите вы, или покидаете своё тело, опыт во многом тот же самый.
3.1.1. Если сознание ясно, можно ли управлять сном?
Обычно ясность привносит некоторую степень контроля, которая может меняться у разных людей и при разных снах. В конце концов, сновидцы могут выбирать, как они будут отвечать на события сна.
3.2. Как вы добиваетесь ясных снов?
Есть несколько методов. Сначала, независимо от применяемого метода, надо добиться воспоминаний, чтобы по меньшей мере запоминать один сон за ночь. Если у вас был ясный сон, вы будете помнить его. Вы лучше познакомитесь со своими снами, и таким образом будет легче узнавать их, когда они произойдут. Если же вы помните ваши сны, вы можете незамедлительно начать две техники стимулирования ясных снов. Сновидцы имеют привычку «проверять реальность». Это значит — исследовать среду, чтоб определить, вы спите или нет. Спрашивайте себя по нескольку раз на дню: «может, я сплю?». После этого, проверьте стабильность текущей реальности, прочитав несколько слов, посмотрев в сторону и прочитав опять, с желанием, что это были другие слова. Если они изменились, значит вы спите. Нестабильность снов — самый лёгкий ключ для отличия сна от бодрствования. Вы должны достаточно долго пробыть в дремоте, чтоб достичь состояния «быстрого движения глаз». Если вы дремлете, у вас большая вероятность достичь ясности, чем при обычном ночном сне. Сосредоточьтесь на вашем намерении распознать сон, в то время как вы впадаете в дремоту.
Исследования ЛяБержа выявили, что есть два метода вызвать ясный сон. В одном, наиболее частом случае, сновидец получает уверенность, что он находится во сне, будучи полностью вовлечённым в него. Это происходит обычно во время стадии быстрого сна (REM). Это случалось с каждыми четырьмя из пяти сновидцев, обследовавшихся в лаборатории. В остальных 20 % случаев они сообщали о пробуждении и последующем возвращении в состояние сна с ненарушенным сознанием — в первый момент они осознавали, что они проснулись в кровати в лаборатории сна, и в следующий они знали, что вошли в сновидение и более не воспринимают комнаты вокруг себя.
Многим ясные сны доставляют удовольствие, и они хотят научиться иметь их в большем количестве или как вызывать их по желанию. Из экспериментов выяснено, что высокие уровни физической и эмоциональной активности в течение дня могут предшествовать ясному сну ночью.
Одна из самых известных техник для получения ясных снов — метод мнемонического стимулирования ЛяБержа. Эта техника практикуется при пробуждении ранним утром. Вы должны проснуться полностью, заняться какой-нибудь деятельностью — почитать или пройтись вокруг, а потом лечь спать опять. Тут вы должны представить, что спите, повторяя сон, от которого вы проснулись, напоминая себе: «В следующий момент я увижу этот сон; я хочу помнить, что я сплю».
Другой подход состоит в том, чтобы постоянно напоминать себе быть сознательным весь день, скорее чем ночью. Это основано на идее, что мы проводим бoльшую часть нашего времени в состоянии, подобном удивлению при пробуждении. Если бы мы могли стать более сознательными наяву, возможно будем более сознательными и во сне. Немецкий психолог Пауль Толай предлагает спрашивать по многу раз на дню «Я сплю или нет?». Это выглядит простым, но на самом деле нет. Требуется много решительности и настойчивости, чтобы не забывать об этом. Для тех, кто забывает, французский исследователь Кларк предлагает нарисовать большое С на руке («Сознание»), чтобы напоминало вам. Этот метод аналогичен старинной технике увеличения сознательности медитацией и сосредоточением.
Третий и последний метод требует целого набора приспособлений. Идея в том, чтобы использовать некоторый внешний сигнал для напоминания людям, что они сейчас в самом деле в состоянии «быстрого сна». Хёрн сначала пробовал распылять воду на лица и руки испытуемых, но нашёл это ненадёжным. Это заставляло их видеть образы воды в своих снах, но они редко становились сознательными. Тогда он решил использовать слабый электрошок на запястья. Его «машина снов» обнаруживает изменения в частоте дыхания (что сопровождает начало быстрого сна) и автоматически включает на запястья электрошок.
В то же время в Калифорнии ЛяБерж отверг голоса, записанные на плёнку и вибрации и вместо этого работал с вспышками света. Первоначальная версия аппарата для вызывания ясных снов была основана на персональном компьютере, который обнаруживал свойственные для быстрого сна движения глаз и включал вспышки, когда движение глаз достигало определённого уровня. Однако впоследствии вся схема была была вмонтирована в солнечные очки. Пользователь мог даже регулировать уровень движений глаз, при которых включались вспышки. Последняя версия аппарата содержит вмонтированную в очки микросхему, которая не только управляет вспышками, но и записывает данные о движении глаз в течение ночи, равно как и о том, как долго мерцали вспышки, делая возможной точную настройку.
3.3. Как предотвратить пробуждение
В начале начинающие сталкиваются с трудностью — как остаться во сне, после того как добились ясности. Это препятствие не даёт многим осознать ценность ясного сна, поскольку опыт их ограничивается не более, чем вспышкой осознания, что они спят, за которой следует немедленное пробуждение. Преодолеть это помогут две простые техники. Первая — это оставаться спокойным во время сна. Появляющаяся ясность возбуждает, но состояние возбуждения может пробудить вас. Подавите ваше чувство и переключите внимание на сон. Если сон демонстрирует признаки конца, такие как исчезновение, потеря ясности или глубины образа, «кручение» может помочь возвратить сон. Как только сон начал «затухать», пока вы ещё не почувствовали физическое тело в кровати, закрутите своё тело сна, как волчок. Крутитесь, как ребёнок, пытающийся добиться головокружения, но вы не почувствуете скорей всего головокружения во время сна, так как ваше физическое тело не вращается. Напомните себе: «Вот следующая сцена сна». Когда прекратите вертеться, то это ещё не очевидно, что вы спите — сделайте тест на реальность. Если вы думаете, что проснулись, вы можете быть удивлены, обнаружив, что всё ещё спите!
Проснувшись утром, вспоминая сон, который только что был, дайте себе установку: «В следующий момент я сплю, и я хочу осознавать, что сплю». Тогда представьте себя в недавишнем сне, но представьте, что в это время вы знаете, что спите. Тогда повторите внушение и представление, пока не добьётесь этого или не заснёте.
Чтобы превратить ясный сон во внетелесный опыт, нужно осознать, что вы вне тела. Повторяйте себе это несколько раз, чтобы избежать скатывания к ясному или обычному сну. Теперь вы во внефизическом мире. Чтобы поиметь внетелесный опыт в физическом мире, скажите себе вернуться в физическое тело. Если хотите, можете визуализировать физическое тело, дав установку. Если вам хоть раз удалось вернуться в физическое тело, не пробудившись, вы можете быть снова в пределах физического тела, но не будете чувствовать связи с ним. Вы можете чувствовать, как летаете внутри тела. Это подходящий момент, чтоб вылететь из него.
При засыпании рекомендуется давать себе установку на то, что во сне вы будете полностью сознательными, но фенька в том, что хороший эффект достигается, когда эта установка даётся уже в пограничном состоянии, что само по себе уже трудно.
Как открыть возможности сна: ясные сны и тибетская йога сновидений
Б. Алан Уоллес исследует фантастический ландшафт ясных снов и тибетскую йогу сновидений
Веками люди во всем мире рассказывают о своем опыте «ясных снов» ― сновидений, в которых они осознают, что спят и видят сны. Но ещё тридцать лет назад не существовало никаких научных доказательств того, что можно сохранять осознанность во сне несмотря на то, что ум исследуется наукой уже сто лет. Большинство психологов были убеждены, что ясные сны ― просто фантастика. Были и философские основания для такого скептицизма: несоответствие противоречащих друг другу понятий ― как можно спать и бодрствовать одновременно? Это представлялось немыслимым, в особенности тем, кто никогда не видел ясных снов и не допускал, что они могут сниться другим.
Автор и психофизиолог Стивен Лаберж был одним из тех, кто с малых лет временами видел ясные сны. Став постарше, он решил, что его необычный опыт ясных снов мог бы стать областью увлекательных исследований. В 1977 году он продолжил обучение в аспирантуре Стэнфордского университета, избрав для себя направление по изучению этой новой области знаний. Он стал постепенно разрабатывать методы стимулирования ясных снов, записывая свои собственные переживания. За семь лет у него накопилось почти девятьсот описаний ясных снов. Но как убедить коллег по науке в том, что можно сохранять осознанность во сне?
Стивен Лаберж понимал, что представить доказательства существования ясного сна можно только путем непосредственного контакта человека в этом состоянии с кем-либо бодрствующим. Препятствием этому было то, что во сне большая часть тела спящего неподвижна. Однако психологи обнаружили, что глаза спящего человека движутся не спонтанно, а в направлении тех объектов, которые он наблюдает в своем сновидении. Уильям Чарльз Демент, исследователь сна из Стэнфордского университета, провел следующее получившее широкую известность исследование: он разбудил спящего после того, как тот сделал примерно двадцать повторяющихся горизонтальных движений глаз. Когда его спросили о том, что ему только что приснилось, то он рассказал, что долгое время наблюдал за игрой в пинг-понг! Тогда у Лабержа появилась идея. Он постарается вызвать у себя ясный сон, в то время как его коллеги по науке будут фиксировать состояния его мозга и быстрые движения глаз, чтобы убедиться, что он действительно спит. Затем он послал бы им условные сигналы, двигая своими сновидящими глазами заранее обговоренным способом. Поскольку физические глаза повторяют движения сновидящих, то он смог бы представить объективные доказательства того, что осознает происходящее во сне. В итоге, Лабержу удалось представить эмпирические доказательства существования осознанных сновидений. Сейчас его работы и работы других исследователей ясных снов получили широкое признание в западных научных кругах, а научные разработки в этой области подарили целый ряд замечательных методов в помощь обычным людям, желающим сохранять осознанность во сне.
Ясные сны открывают удивительный диапазон возможностей тем, кого интересует исследование природы ума. Вы можете попросту использовать ясный сон для отдыха ― при этом диапазон возможных событий в таком сне будет ограничен только вашим собственным воображением. Если же вы захотите заняться вещами поважнее, то сможете научиться решать свои психологические проблемы во сне или изучать пластичность сна, изменяя его содержание по своему желанию. Или, быть может, вы решите проникнуть в глубины своей собственной интуитивной мудрости. Вы сможете, например, призвать ваш архетип мудрости: будь то греческого философа, богиню мудрости или любой другой образ, являющий для вас идеал прозорливости. Установив с ним контакт в своем сновидении, вы обратитесь не к внешнему источнику знания, но начнете раскрывать ресурсы собственного подсознания, к которым обычно не имеете доступа.
Помимо таких исследований сознания ясные сны обеспечивают идеальную площадку для изучения основополагающей природы сновидений и реальности, а также взаимоотношений между состояниями сна и бодрствования. Согласно последним научным исследованиям принципиальная разница между сновидением и воображением с одной стороны, и восприятием в состоянии бодрствования с другой, состоит в том, что переживания, получаемые нами в состоянии бодрствования, непосредственно вызываются внешними раздражителями, тогда как воображение и сновидение представляют собой свободное творчество, не ограниченное физическим воздействием окружающей среды. Согласно буддийской мысли западная наука дает нам только часть существующей картины. Буддизм и наука сходятся в том, что, хотя образы, звуки и тактильные ощущения окружающего мира кажутся нам реально существующими, они в действительности не существуют отдельно от нашего восприятия. Но буддизм добавляет к этому, что также и масса, энергия, пространство и время, ― как они воспринимаются человеческим умом, ― не существуют отдельно от нашего восприятия и умопостроений. Они реальны не больше, чем наши сны по ночам. Все явления существуют лишь в неразрывной связи с умом, их воспринимающим, и все психические состояния связаны с воспринимаемыми явлениями. Мы живем во взаимозависимой вселенной, без абсолютных субъектов или объектов. Делая упор на иллюзорной природе реальности, какой она предстает в бодрствовании, и сна, тибетские буддисты уже более тысячи лет назад сформировали систему учений, известную как йога сновидений, которая использует силу ясных снов для того, чтобы сломить наши иллюзии и открыть дверь к Просветлению.
Как только, занимаясь йогой сновидений, вы научитесь распознавать себя в состоянии ясного сна, вы сможете начать исследовать природу своей психики и свой собственный познающий ум уже в течение этой жизни. На более фундаментальном уровне можно исследовать природу базового сознания (алая-виджняна), индивидуального континуума сознания, на основе которого у ребенка развивается психика, пока он находится в утробе матери, и в котором она растворяется в момент смерти. На высшей ступени йоги сновидений раскрывается высшая природа сознания ― природа «ясного света» или изначального осознавания (ригпа), постижение которой имеет ключевое значение в тибетском учении, известном как Великое Совершенство (Дзогчен). Каждый этап практики йоги сновидений ведет к постоянно углубляющемуся самопознанию, кульминацией которого становится достижение состояния Будды.
Учения Великого Совершенства провозглашают, что единственное различие между Буддами и обычными живыми существами заключается в том, что первые знают, кто они на самом деле, а последние ― нет.
Дневная практика йоги сновидений основывается на поддержании осознавания того, что всё, воспринимаемое нами, иллюзорно. Хотя нам представляется, будто вещи существуют независимо от какого бы то ни было познающего или постигающего [их] субъекта, на самом деле все они «пусты», то есть лишены такой неотъемлемой самосущей природы. Идея Декарта о полном разделении субъекта и объекта наблюдения, оказывающая огромное и продолжительное влияние на западную науку, полностью отрицается в тибетском буддизме. Все психические и физические явления состоят из взаимозависимых событий: нет никакой обладающей абсолютными свойствами разделительной линии между субъектом и объектом, умом и материей, или внешним и внутренним.
Ночная практика йоги сновидений начинается с осознания того, что вы спите, и поддержания этого осознавания. Для достижения такой ясности и стабильности внимания очень хорошо поначалу овладеть практикой самадхи, или сосредоточения внимания как в состоянии бодрствования, так и сна. Как только вы достигаете стабильности в осознавании того, что спите, вы переходите ко второму этапу, где учитесь управлять содержанием своего сна и преобразовывать его. Это упражнение не должно превращаться всего лишь в подпитку своего эго, растущего от осознавания вашего доминирующего влияния на свои сны. Скорее, речь идет о практическом способе исследования пластичной природы своих снов и более глубоком постижении их иллюзорности.
Например, вы можете поставить себе задачу научиться проходить сквозь стену. В конце концов, стены во сне сделаны из того же материала, что и сам сон,― так почему бы вашему телу сновидений не проскользнуть беспрепятственно прямо сквозь возникающую в сновидении стену? Но когда вы попытаетесь это сделать, то можете обнаружить, к своему удивлению, что пройдя стену наполовину, вы почему-то застреваете в ней! Это говорит о том, что есть целый ряд степеней ясности. Вы можете осознавать, что спите, но вы еще недостаточно срослись с этим знанием, и потому у вас пока не получается преобразовывать происходящее во сне так, как вы того хотите. (Но в то же время у вас получается летать ― это одна из самых простых сверхъестественных способностей, обретаемых в ясном сне). Подобно тому как ребенок изучает мир, открывающийся ему в бодрствовании, вы на этом втором этапе йоги сновидений исследуете мир сна, взаимодействуя с окружающей средой, и на опыте постигаете то, как всевозможные объекты, возникающие во сне, проявляются относительно воспринимающего их субъекта.
Настойчивое обучение йоге сновидений неминуемо активизирует ваше подсознание, начинающее подчас рисовать причудливые и даже ужасающие картины. Именно это предоставляет уникальную возможность научиться преодолевать страх и проникать в суть иллюзорной природы сновидений, что и является третьим этапом этой практики. Всякий раз, когда во сне вы чувствуете угрозу, например со стороны каких-нибудь свирепых животных, либо слышите рев пышущего огня или бушующих вод, постарайтесь углубить понимание природы сновидения, спросив себя: «Разве могут такие иллюзорные явления хоть как-нибудь навредить моему иллюзорному «я»?» А потом пусть во сне на вас нападают бандиты, дайте себе сгореть в огне или утонуть в воде. Ведь все это сродни нападению одной радуги на другую: пока вы осознаете иллюзорность сна, ничто не может причинить вам вред.
Ясный сон предоставляет вам прекрасную лабораторию для изучения природы ума, ибо все, что вы испытываете во сне, состоит только из проявлений вашего осознавания. Согласно буддизму у ума есть две определяющих характеристики: ясность и способность к осознаванию. «Ясность» ― это способность ума создавать или «освещать» видимые проявления. Исследуя природу образов, проявляющихся во сне, вы начинаете открывать присущий уму потенциал светоносности. Тогда, сохраняя понимание того, что вы спите, вы можете растворить ландшафт сна, оставив сознание в состоянии вакуума, без какого-либо объекта. Теперь остается только способность ума к осознаванию ― у ума нет иного объекта осознавания кроме него самого. В традиции Великого Совершенства говорят, что здесь мы имеем дело с базовым сознанием, которое характеризуется тремя качествами: блаженством, светоносностью и отсутствием умопостроений. Проникая сквозь иллюзию еще глубже, вы попадаете в глубочайшее измерение сознания, известное как ригпа, или изначальное осознавание.
Согласно учениям Великого Совершенства, как мир сновидений проявляется из относительного пространства базового сознания, так и все миры, возникающие в нашем восприятии, в конечном итоге, рождаются из недвойственной реальности изначального пространства (дхармадхату) и изначального сознания (джняна). Йога сновидений ― один из путей изучения и пробуждения глубин сознания и понимания его роли в мире природы. Когда Будду спросили, кто он ― человек или Бог, он ответил просто: «Я пробужденный». В омраченных снах нас затягивает в иллюзию, как в болото, ― нам кажется, что мы пробуждены, и мы страдаем, воспринимая все, с чем мы сталкиваемся в сновидении, как отдельную от нас абсолютную реальность. Подобным образом, наш ум омрачен и в течение дня, мы видим себя самих и все окружающее как разъединенное и не связанное между собой. Но только представьте себе, какое блаженство ― постоянно сохранять ясность, когда все воспринимается как светоносное проявление глубинного измерения нашего собственного осознавания. Это та истина, которая делает нас свободными.
Проснитесь! Пять методов стимулирования ясных снов
1. Старайтесь отмечать во сне такие события, которые невозможны в бодрствовании. Происходит что-то странное ― слишком странное! И тогда вы сможете внезапно осознать, что вы, должно быть, спите! Отмечайте внезапные перемены мест. Например: вы находитесь в Лондоне, а в следующий момент ― уже в Нью-Йорке. Или вот: вы вовлечены в разговор со старым другом, а через минуту он превращается в пуделя, грызущего кость. Или вам снится какой-то немыслимый кошмар, но как только вы скажете себе, что все вокруг слишком уж необычно, то сможете распознать, что вы видите сон.
2. Готовьте себя к работе со сновидениями, отмечая все аномальные события, происходящие в дневное время, когда вы бодрствуете. Всякий раз, когда они происходят, спрашивайте себя: «Мне это снится?». И если вы будете проделывать это достаточно часто, то, возможно, в конце концов, вам удастся задать себе тот же вопрос во сне и получить на него утвердительный ответ.
3. Для того чтобы узнать наверняка спите ли вы или нет, поищите во сне какой-нибудь материал для чтения. Постарайтесь прочитать и запомнить любую строчку из найденного текста, затем отвернитесь и снова взгляните на него. Дело в том, что психологи уже обнаружили, что в 75% случаев текст во сне при повторном прочтении изменяется, причем в третий раз шансы на его изменение будут уже 95%.
4. Можно вызвать ясный сон с помощью «перспективной памяти». Когда мы бодрствуем, мы легко запоминаем то, что необходимо сделать в будущем. Например: вы «завязываете узелок» в памяти, обозначающий для вас, что по пути домой после работы вам нужно зайти в магазин за продуктами. Таким же образом вы можете развить в течение дня твердое намерение осознать ночью во сне то, что вы спите. Вы можете направить силу перспективной памяти на осознание того, что события и явления во сне слишком необычны для реальной действительности, и это может послужить ключом для распознавания того, что вы видите сон.
5. Когда засыпаете, постарайтесь не «проваливаться» в сон, а сохранить ясность ума. Это, пожалуй, самый утонченный способ вызывания ясных снов; фокус в том, чтобы сохранить ясность восприятия в период расслабления и засыпания. Когда физические ощущения начинают постепенно отключаться, вы можете сознательно войти в фазу безобъектного осознавания. Это ― состояние ясного сна без сновидений. Из этого лишенного объектов состояния сознания может неожиданно появиться сновидение, и вы сможете сразу же его распознать. Задача теперь заключается в том, чтобы оставаться во сне и при этом сохранять осознавание того, что вы спите, а это требует некоторой практики. Но как только у вас получится достигнуть стабильности в переживании ясного сна, вот тогда-то и начнется настоящее приключение.
Алан Уоллес
TRICYCLE
Перевод Дмитрия Петренко
Видео по теме:
Скачать в высоком разрешении
11 сентября 2010 года, в Центре «Открытый Мир»
Перевод Александра Нариньяни
Лекция построена на фундаментальном материале о шаматхе (практике безмятежности), випашьяне (практике проникновения) в дзогчен – школе, которую называют «кульминацией всех предшествующих колесниц, высшим путем к пробуждению». Поскольку медитация не является сугубо буддийской практикой, абсолютно любой человек способен овладеть навыками правильной концентрации, которая приводит к быстрому развитию умственных способностей, ясности ума и памяти и даже блаженству на уровне тела.
Статьи по теме:
Далай-лама как-то сказал, что в буддизме много говорят о необычайном потенциале человеческого сознания, о реализациях, которых добивались йоги в прошлом: о достижении шаматхи, випашьяны, развития паранормальных способностей и кульминации этого пути ― Просветлении. Далай-лама сравнил все эти рассказы с бумажной валютой, которая имеет какую-то ценность только, если обеспечена золотом. «Золотым стандартом» для обеспечения бумажной валюты таких заявлений буддизма должны служить наши современники, достигающие подобных состояний реализации.
На протяжении многих лет я был озадачен различием в определениях памятования, которые дают многие современные учителя Випассаны и опирающиеся на них психологи, с одной стороны, и теми, что мы обнаруживаем в традиционной литературе Тхеравады и махаяны, с другой. Когда около 30 лет назад я впервые заметил это несоответствие, то подумал, что его причина, возможно, кроется в различиях между буддизмом Тхеравады и Махаяны. Но чем глубже я всматривался, тем отчетливее понимал, что традиционные тхеравадинские и махаянские источники в целом находятся в согласии друг с другом, в то время как современные трактовки памятования отступают от обеих традиций.
Алан Уоллес. Что такое истинное счастье?
Журнал «Трисайкл» обсуждает самое типичное в жизни каждого стремление с Б. Аланом Уолласом
На протяжении трёх с лишним десятилетий учёный и созерцатель Б. Алан Уоллес рассматривал вечный вопрос: «Что такое счастье?» как с позиций современной науки, так и традиционной буддийской практики медитации. Обе эти отрасли знания легли в основу Института по изучению сознания в Санта-Барбаре, основанного Уолласом в 2003 году для проведения тщательных научных исследований методов созерцания в сотрудничестве с признанными специалистами в области психологии и нейронауки.