Как восстановить сон после перелета
Синдром смены часовых поясов (Джет лаг)
Вас беспокоит джет лаг? Обращайтесь в наш Центр, и мы вам эффективно поможем! Запись по телефону: +7 (495) 775-60-33.
Определение и эпидемиология
Синдром смены часовых поясов (Джет Лаг) – расстройство сна, сопровождающееся бессонницей или избыточной сонливостью
Заболеваемость джет лагом неизвестна, но можно предположить, что он ежегодно поражает не менее 30 миллионов путешественников, совершающих перелеты из США с пересечением пяти или более часовых поясов (2).
При несовпадении между временем сна в рабочие и выходные дни, а также различия в «социальном» и «биологическом» временем на два часа и более наблюдаются те же симптомы, что описываются при синдроме смены часовых поясов. Это носит название « социального джет лага ». Впервые этот термин был впервые предложен Мarc Wittmann и соавт. в 2006 г. после исследования 35000 людей в Германии, Швейцарии и Австрии. В ходе исследования выяснилось, что до половины работающего населения Германии испытывают «социальный джет лаг» (3). Около трети популяции имеют социальный джет лаг на 2 и более часов, и около 69% – на один час (4). Несмотря на более широкое распространение по сравнению с синдромом смены часовых поясов, на данный момент в современной классификации не выделено отдельной нозологии для этого состояния.
Этиология и патогенез
Джет лаг. Люди, которые регулярно путешествуют туда и обратно через временные зоны (например, летный состав авиакомпаний, дипломаты, руководители межнациональных корпораций) относятся к группе риска развития джет лага. Систематических данных о влиянии других предрасполагающих факторов на развитие джет лага нет, но некоторые исследования указывают на то, что люди старше 50 чаще испытывают данное состояние, чем более молодые. Невротические экстраверты адаптируются к меняющимся условиям быстрее, чем невротические интроверты, следовательно, у первых стоит ожидать меньших проявлений джет лага. Четкой связи с полом и наследственными факторами не выявлено (1).
Циркадианный часовой механизм, расположенный в супрахиазматическом ядре гипоталамуса, обычно синхронизирован с солнечным ритмом смены дня и обеспечивает бодрствование днем и сон ночью и энергетический баланс этих процессов. С патофизиологической точки зрения после быстрой смены часовых поясов наступает рассогласованность внутреннего циркадианного ритма и солнечных суток в месте пребывания, поскольку биологические часы остаются ориентированными на домашнее время (1) (5). В норме внутренние часы способны к перестройке на новый цикл «сон-бодрствование», однако этот процесс требует длительной адаптации.
В среднем, возвращение фазы сна к исходной занимает 60 минут в день после смены часового пояса на более поздний (при путешествиях на запад) и 90 минут в день при смене часового пояса на более ранний (при перелетах на восток) (1). В результате, до момента окончательной перестройки циркадианных ритмов эндогенные сигналы сна и бодрствования будут не совпадать с местным ритмом дня и ночи, и солярным циклом (5).
Это служит причиной появления вторичных нарушений сна (попытки засыпания во время фазы бодрствования, внезапное бодрствование в фазу сна). При джет лаге также наблюдается рассогласованность и других циркадианных ритмов организма, ряд из которых адаптируется быстрее цикла «сон-бодрствование». Наряду с нарушениями сна это приводит к появлению дневных симптомов, таких как усталость, головная боль, потеря аппетита и др. (1).
В группу риска по развитию социального джет лага входят учащиеся и работающие лица. Для пожилых людей социальный джет лаг менее характерен, в большей степени это люди в подростковом и зрелом возрасте. Среди них проявления расстройства более выражены у индивидов с «поздним хронотипом», так называемых «сов» (7). К ним относятся люди, которые чувствуют себя и работают лучше, а также наиболее бодры поздним вечером и ночью.
Основой развития социального джет лага является то, что большая часть активности приходится на вечер и ночные часы. Это приводит к смещению времени засыпания и пробуждения на более позднее время по отношению к социально приемлемому. В рабочие дни под влиянием социальных обязательств и рабочего графика происходит накопление значительного дефицита сна, который компенсируется в выходные дни и во время отпуска (3).
Разница между временем подъема в выходные и рабочие дни активирует адаптационные механизмы циркадианного механизма, что позволяет восстановить биологические ритмы до исходных в тех же временных рамках, что и при джет лаге. Причем с началом выходных происходит адаптация, аналогичной после перелета на запад, а с началом рабочей недели – после перелета на восток. В случае смещения времени засыпания и пробуждения в выходные дни по отношению к рабочим на 5 и более часов полного восстановления циркадианных ритмов с учетом их адаптационных возможностей не происходит. Это приводит к отягощению симптомов и хронизации нарушений сна.
Нарушение циркадианных ритмов не только напрямую вызывает расстройство сна, но и ведет к дисбалансу энергетических процессов. Структура сна при социальном джет лаге может оставаться нормальной, и выработка соматотропного гормона и кортизола, ответственных за углеводный и жировой обмен(8), сохранена. Однако снижение общей длительности сна и возможность микропробуждений негативно сказывается на энергетических процессах организма. Исследования выявили, что короткая продолжительность сна является фактором риска ожирения и метаболических расстройств (4) (9) (10) (11) (12) (13). Лабораторные эксперименты по изучению влияния социального джет лага на метаболизм глюкозы выявили связь нарушений сна с развитием метаболического синдрома и сахарного диабета 2 типа (14).
Клиника
Характерны и соматические симптомы. Чаще всего это желудочно-кишечные расстройства, в том числе диарея и запоры, и менструальные симптомы у женщин (5) (15). Стоит отметить, что у одного индивида может наблюдаться только один из симптомов или их сочетание (15). Несмотря на то, что этот синдром протекает с медицинской точки зрения благоприятно и излечивается самостоятельно, он может спровоцировать серьезные ошибки в коммерческих и профессиональных делах (5), что значимо влияет на качество жизни.
Тяжесть и длительность симптомов может значительно меняться в зависимости от числа пересеченных временных зон, направления (запад или восток) путешествия, времени отлета и прилета. Важно учитывать и условия перелета, приводящие к недосыпанию, доступность местных стимулов адаптации и индивидуальную способность переносить сдвиги циркадианного ритма. При перелетах на восток симптомы обычно отмечаются дольше. Отличий в степени выраженности джет лага при путешествиях из дома и обратно домой выявлено не было (1).
Для большинства людей этот синдром представляет собой периодические незначительные неудобства, хотя иногда и тяжелые, которые проходят самостоятельно. Нарушения цикла «сон-бодрствование» в основном исчезают через 2-3 дня нахождения в месте прибытия (16). В то же время адаптация других физиологических функций к новому ритму может занимать восемь и более дней (1). Среди тех, кому приходится летать особенно часто, например, у летного персонала и руководителей международных компаний синдром может стать рецидивирующим или даже хроническим. При этом развиваются симптомы нарушения сна, дневное недомогание, раздражительность и снижение трудоспособности, аналогичные тем, что испытывают работники со сменным графиком работы (1).
Пациенты с биполярным (маниакально-депрессивным) расстройством могут испытывать обострение с большей склонностью к мании при перелетах на восток и к депрессии при перелетах на запад (1).
Тяжесть и длительность симптомов зависит от разницы между продолжительностью сна в выходные и рабочие дни. Для тех людей, которые придерживаются в выходные дни того же режима сна и бодрствования, что и всю рабочую неделю, вероятность развития социального джет лага минимальна.
Рис. 1. Уровень настроения и употребления стимуляторов в зависимости от смещения фазы сна (час):
А: депрессия по опроснику POMS психологического самочувствия за последнюю неделю;
В: процент людей, употребляющих кофеинсодержащие напитки;
С: процент людей, курящих сигареты;
D: процент людей, употребляющих алкоголь (пиво, вино и крепкие спиртные напитки).
Установлена прямая зависимость между индексом массы тела (ИМТ) и средней продолжительностью сна (22) (23) причем коэффициент корреляции для выходных дней был в два раза больше (double). Таким образом было достоверно доказано, что социальный джет лаг может быть фактором развития ожирения.
The correlation between BMI and sleep duration in ourdata set is highly significant for both work and free days, but the correlation coefficient on free days is double that on workdays(see legend to Figures S3A and S3B); this is a first indicationthat social jetlag (i.e., sleeping outside the circadian sleepwindow) may be a factor contributing to developing obesity.
Социальный джет лаг значимо влияет на увеличение веса у лиц с уже повышенной массой тела, однако пока еще до конца не ясны механизмы влияния на вес у людей с нормальным индексом массы тела (4). Учитывая то, что социальный джет лаг имеет тенденцию к хронизации и охватывает огромное количество людей, то его можно рассматривать как один из факторов эпидемии избыточного веса и ожирения (4).
Диагностика
Табл. 1 Диагностические критерии джет лага (1).
А. Основные жалобы на бессонницу или избыточную сонливость.
B. Нарушение нормального цикла «сон-бодрствование».
С. Начало симптомов через 1 или 2 дня после перелета через 2 и более часовых пояса.
D. Наличие по меньшей мере 2 из перечисленных ниже симптомов:
E. Полисомнография и множественный тест латентности сна указывают на нарушение нормального цикла «сон-бодрствование» (т.е., нарушение хронобиологической ритмичности).
F. Не имеется других медицинских или психических расстройств, которые могли бы обусловить симптоматику.
G. Симптомы не соответствуют критериям любого другого расстройства сна, которое сопровождается бессонницей или избыточной дневной сонливостью (например, расстройство сна, связанное со сменным графиком работы).
Установление диагноза возможно при наличии критериев А + С и более.
Формулировка диагноза возможна с выделением легкой, умеренной и тяжелой форм джет лага в зависимости от выраженности нарушений сна (см. табл.2) и острой, подострой и хронической форм в зависимости от длительности наличия симптомов (см. табл.3) (1).
Табл.2 Критерии тяжести джет лага (1):
Легкая: легкая бессонница или легкая избыточная сонливость.
Умеренная: умеренная бессонница или умеренная избыточная сонливость.
Тяжелая: тяжелая бессонница или тяжелая избыточная сонливость.
Табл.3 Критерии длительности джет лага (1):
Острая форма: 7 дней и менее.
Подострая форма: более 7 дней, но менее 3 месяцев; симптомы связаны более чем с одним эпизодом смены часовых поясов.
Хроническая: 3 месяца и более; симптомы связаны с множеством эпизодов смены часовых поясов.
Дополнительные исследования, в том числе полисомнографическое исследование, отражают снижение эффективности сна на 10% от исходной, увеличение количества 1 стадии сна и микропробужденийво время первых двух-трех периодов сна после прилета по сравнению со сном дома. Вне зависимости от направления перелета преимущественно наблюдается нарушение второй половины периода сна. Актиграфия указывает на характерные для джет лага нарушения цикла «сон-бодрствование». Также были выявлены нарушение циркадианной ритмичности суточной температуры и биохимических показателей (1).
Дифференциальный диагноз: В большей части случаев, синдром смены часовых поясов проходит самостоятельно и не является клинически значимым. Сохранение симптомов джет лага более 2 недель после перелета предполагает наличие других расстройств, провоцирующих бессонницу или избыточную сонливость, таких как психофизиологическая бессонница или синдром обструктивного апноэ сна (1).
Критерии для социального джет лага были предложены в 2006 году. Основным критерием диагноза является факт смещения внутренних биологических часов по отношению к «социальным» на два часа и более в результате воздействия социальных факторов (3).
Дифференциальный диагноз
Симптомы джет лага следует отличать от обычно кратковременных симптомов «сухих глаз», раздражения носовых ходов, мышечных судорог, головных болей, тошноты, вздутия в животе, вторичных отеков и преходящего головокружения. Эти симптомы могут обусловлены дегидратацией вследствие воздействия очень сухого воздуха и изменений давления в кабине самолета. Данные проявления не являются истинными симптомами джет лага (1) (15).
Синдром смены часовых поясов также часто путают с неспецифической дорожной усталостью, которая возникает также вследствие обезвоживания. Дополнительными факторами выступают длительная гиподинамия, нерегулярный сон и питание, и другие факторы, связанные с длительным перелетом независимо от пересечения часовых поясов. Дорожная усталость может редуцироваться в течение одного-двух дней при адекватном питании, отдыхе и режиме сна, тогда как признаки синдрома смены часовых поясов сохраняются, пока не адаптируется циркадианная система (5).
Лечение
Существует несколько подходов улучшения адаптации к смене часовых поясов. Руководство по лечению синдрома смены часовых поясов, выпущенное Американской академией сомнологии (24), рассматривает в качестве основного метода лечения применение мелатонина. В качестве допустимых видов лечения описываются режим сна, тщательно спланированная световая стимуляция и применение фармакотерапии, в том числе стимуляторов (25). Все эти направления концептуально различны, но могут быть на практике применены как отдельно, так и в сочетании друг с другом (5).
Применение мелатонина. Мелатонин является гормоном, секреция которого осуществляется в основном в эпифизе (26). Синхронизация выработки этого гормона с суточным циклом осуществляется посредством циркадианных часов, которые регулируются внешними сигналами, в основном, степенью освещенности (27). Его влияние на циркадианную систему противоположно эффекту световой стимуляции (5) (28). Анатомической локализацией циркадианных часов являются мелатониновые рецепторы супрахиазматического ядра, которые и опосредуют эффект экзогенного мелатонина (29).
Большая часть позитивного эффекта мелатонина при лечении синдрома смены часовых поясов, возможно, связана с переводом внутренних часов, однако у него также есть и прямое снотворное действие, особенно в высоких дозах (1 мг и выше) (5). Поэтому, если пациент принимает мелатонин вечером (до начала эндогенной секреции), внутренние часы переводятся назад, если же его принимают утром (после падения уровней эндогенного гормона) часы переводятся вперед.
Эффективность мелатонина была показана в нескольких двойных слепых плацебо контролируемых исследованиях (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37). В метаанализе четырех исследований также было показано, что выраженность джет лага у пациентов, принимавших мелатонин в дозировках 5-8 мг была значительно ниже (38)
В большинстве исследований мелатонин назначался перед сном после перелета на восток (33) (34) (37) (31) (39) (40). Однако при перелете на запад с пересечением менее 6-8 часовых поясов в связи с эндогенной секрецией (28) более целесообразно принять низкую, краткодействующую дозу (0,5 мг или меньше) более поздно ночью (5). Не было выявлено значимого преимущества назначения мелатонина за несколько дней до вылета в часы, совпадающие со временем отхода ко сну в регионе прилета (33) (32) (35) (36).
В зарубежных работах чаще всего используется дозировка 5 мг (33) (32) (22) (35) (36) (39), в России же мелатонин доступен в форме 3 мг. В сравнительном исследовании применения мелатонина в дозе 5 мг, и 0,5 мг не было выявлено значимых различий эффективности, хотя по субъективной оценке участников высокая доза обладает большим снотворным эффектом.
Стратегия контроля режима сна. При кратковременных путешествиях можно сохранять прежний режим сна и бодрствования, привычный для региона вылета (41), однако это не всегда совместимо с социальной активностью или деловыми обязательствами. В связи с этим рекомендуется смещение периода сна перед вылетом на 1-2 часа в сторону сближения с часовым поясом в регионе прилета (5). Более выраженная адаптация до перелета наблюдается при комбинации сдвига времени сна и искусственной световой стимуляции, что также не всегда удобно и доступно (42).
Недосыпание после ночного перелета можно уменьшить за счет улучшения условий для сна, например, полет первым или бизнес-классом, в которых легче можно уснуть. Восстановительный сон и короткий дневной сон в первые 1-2 дня после прибытия также помогают справиться с джет лагом. Длительный дневной сон не рекомендуется, так как это может ухудшить сон ночью и снизить восстанавливающий эффект естественного света на циркадианный ритм. Однако, даже несмотря на адекватный ночной сон, дневная сонливость может сохраняться до момента перестройки циркадианной системы (5).
Светотерапия. График светового облучения является наиболее важным фактором синхронизации циркадианных ритмов у человека. Световое воздействие в вечерние часы сдвигает часы на более позднее время, тогда как облучение светом по утрам – на более раннее, компенсируя, таким образом любое отклонение от суточного цикла (43).
Предполагается, что интенсивность и время светового воздействия на путешественника после прибытия в другой часовой пояс определяют скорость и направление возврата к суточному ритму. Этот процесс может варьироваться в зависимости от времени и сезона перелета, погодных условий, яркости искусственного освещения в помещении, а также от режима сна и активности субъекта.
Для ускорения адаптации циркадианных ритмов необходимо целенаправленно воздействие яркого света в оптимальное для этого время суток. Простой рекомендацией при перелете на расстояние до 8 часовых поясов будет стимуляция ярким светом по утрам после перелета на восток и по вечерам после перелета в западном направлении. С другой стороны, может оказаться полезным избегать яркого света, когда он может препятствовать адаптации. То есть, следует в течение нескольких дней избегать воздействия света в первые несколько часов после рассвета после длительного перелета на восток или на несколько часов перед закатом после перелета в западном направлении (42) (44). В случае невозможности применения данных рекомендаций альтернативой может стать ношение темных солнечных очков, что было продемонстрировано исследованиями, в которых проводилась симуляция сменной работы (45).
Фармакотерапия. Снотворные препараты. В рандомизированных исследованиях было показано, что применение снотворных препаратов при бессоннице, связанной с джет лагом, позволяет увеличить общее время сна и его качество и одновременно снизить число пробуждений в течение 3-4 ночей после перелета в восточном направлении с пересечением до 5-9 часовых поясов (31) (46) (47) (48). Предпочтение отдается монотерапии, поскольку комбинация нескольких препаратов может вызвать дневную сонливость и дезориентацию за счет потенцирования действия (31).
Применение гипнотиков обосновано также в случае ночного перелета и ограничения условий для удобного засыпания (длительное вынужденное, полулежащее положение). Предпочтение отдается средствам с коротким временем действия (2-3 часа), например, таким как залеплон. Длительно действующие снотворные препараты, например, золпидем, способны вызывать сонливость, дезориентацию и нарушение координации после прибытия вследствие более длительного периода полувыведения из организма. Применение снотворных во время полета должно проводиться после тестирования дозировки в домашних условиях и обеспечения должной профилактики тромбоза глубоких вен во время перелета и исключения алкоголя. Это обусловлено возможными побочными эффектами и противопоказаниями снотворных, а также основным действием препаратов, связанным с расслаблением мышц и длительной гиподинамией во время полета (49) (5).
Препараты, повышающие бодрость. Справиться с дневной сонливостью, вызванной джет лагом, позволяет увеличение потребления кофеина. В двойном слепом контролируемом исследовании на фоне приема 300 мг медленно высвобождающегося кофеина отмечалось повышение бодрости и уменьшение прочих симптомов после перелета в восточном направлении через 7 часовых поясов (30). Однако потребления кофеина зачастую приводит к усиление бессонницы по типу нарушения засыпания, ассоциированной с синдромом смены часовых поясов. В связи с этим, прием кофеинсодержащих напитков и препаратов рекомендуется во первой половине дня.
Армодафинил, разрешенные к применению за рубежом, не зарегистрированы для продажи и применения в Российской Федерации. Модафинил, сходный по составу и функциям к армодафинилу, не проходил испытаний в лечении циркадных нарушений сна и также не зарегистрирован в Российской Федерации (5) (50).
Лечение социального джет лага. Американская академия медицины сна для лечения социального джет лага рекомендует те же принципы, что и для лечения синдрома смены часовых поясов (24), однако больший акцент делается на устранении влияния социальных факторов, приводящих к расстройству.
В первую очередь, это сохранение режима сна и бодрствования в выходные дни и отпускной период или каникулы с тем, чтобы разница во времени подъема в выходные и рабочие дни составляла не более 2 часов (24). Устранение депрессивных симптомов и курения среди подростков является важным направлением профилактики и борьбы с социальным джет лагом, равно как и с другими нарушениями сна (3).
Употребление кофеина возможно в утренние часы, но рекомендуется ограничить его во второй половине дня (24).
Светотерапия в утренние часы в рабочие дни также помогает восстановить циркадианные ритмы в прежнее состояние (24).
При развитии задержки фазы сна релаксационные методики и прием гипнотиков будут иметь временный результат или не приносить результата вообще в отношении засыпания. Чаще всего это только усиливает дневные симптомы в виде затруднения пробуждения и сонливости. Наличие хронической зависимости от гипнотиков или алкоголя, принимаемых для улучшения засыпания, усугубляет клинику нарушений сна. Чаще всего, пациенты указывают на прием многих седативных веществ в анамнезе, которые были отменены по причине временного характера эффекта (1) (приведено по СЗФС).
Список литературы
1. The international classification of sleep disorders: diagnostic and coding manual. 2nd ed. Westchester, IL: American Academy of Sleep Medicine, 2005.
4. Roenneberg, T; Allebrandt, KV; Martha Merrow, M; Vetter, C. Social Jetlag and Obesity. Current Biology, 2012, 22 – pp.939–943.
5. Sack, RL. Jet lag. N Engl J Med, 2010, 362 – pp.440-447.
6. Roenneberg, T; Hut, R; Daan, S; Merrow, M. Entrainment concepts revisited. J Biol Rhythms, 2010, 25 – pp.329–339.
7. Roenneberg, T; Kuehnle, T; Pramstaller, PP; Ricken, J; Havel, M; Guth, A; Merrow, M. A marker for the end of adolescence. Curr Biol, 2004, 14 – pp.R1038–R1039.
8. Rudman, D.; Feller, A.G.; Nagraj, H.S.; et al. Effects of human grouth hormone in men over 60 year. N. Engl J. Med. 1990, 323, pp. 1-6.
9. Van Cauter, E; Spiegel, K; Tasali, E; Leproult, R. Metabolic consequences of sleep and sleep loss. Sleep Med, 2008, 9 – pp. S23–S28.
10. Spiegel, K; Tasali, E; Penev, P; Van Cauter, E. Brief communication: Sleep curtailment in healthy young men is associated with decreased leptin levels, elevated ghrelin levels, and increased hunger and appetite. Ann Intern Med, 2004, 141 – pp.846–850.
11. Jennings, JR; Muldoon, MF; Hall, M; Buysse, DJ; Manuck, SB. Self-reported sleep quality is associated with the metabolic.
12. Broussard, J;Brady, MJ. The impact of sleep disturbances on adipocyte function and lipid metabolism. Best Pract Res Clin Endocrinol Metab, 2010, 24 – pp.763–773.
13. Leproult, R;Van Cauter, E. Role of sleep and sleep loss in hormonal release and metabolism. Endocr Dev, 2010, 17 – pp.11–21.
14. Scheer, FAJL; Hilton, MF; Mantzoros, CS; Shea, SA. Adverse metabolic and cardiovascular consequences of circadian misalignment. Proc Natl Acad Sci USA, 2009, 106 – pp.4453–4458.
15. Jet Lag. WHO, Regional Medical Services, Important documents, 2011. URL:http://www.searo.who.int/LinkFiles/Important_Documents_JET_LAG.pdf.
16. Harding, RM; Mills FJ. Aviation Medicine Articles from BMJ 1983.
17. Giannotti,F; Cortesi,F; Sebastiani,T; Ottaviano,SJ. Circadian preference, sleep and daytime behaviour in adolescence. Sleep Res, 2002,11 – pp.191–199.
18. Roenneberg,T; Wirz-Justice, A; Merrow, M. Life between clocks—daily temporal patterns of human chronotypes. J Biol Rhythms, 2003, 18- pp.80–90.
19. Taillard, J; Philip, P; Coste, O; Sagaspe, P; Bioulac, B. The circadian and homeostatic modulation of sleep pressure during wakefulness differs between morning and evening chronotypes.J Sleep Res, 2003, 12 – pp.275–282.
20. Taillard, JPP; Bioulac, B. Morningness/eveningness and the need for sleep. J Sleep Res, 1999, 8 – pp. 291–295.
21. Steinhausen, HC; Metzke, CW. Frequency and correlates of substance use among preadolescents and adolescents in a swiss epidemiological study. J Child Psych Psych Allied Dis, 1998, 39 –pp.387–397.
22. Nielsen, LS; Danielsen, KV; and Sorensen, TI. Short sleep duration as a possible cause of obesity: critical analysis of the epidemiological evidence. Obes Rev, 2011, 12 – pp. 78–92.
23. Cizza, G; Requena, M; Galli, G;de Jonge, L. Chronic Sleep Deprivation and Seasonality: Implications for the Obesity Epidemic. J Endocrinol Invest, 2011, 34 – pp.793–800.
24. Morgenthaler, TI; Lee-Chiong, T; Alessi, C; et al. Practice parameters for the clinical evaluation and treatment of circadian rhythm sleep disorders: an American Academy of Sleep Medicine report. Sleep, 2007, 30 – pp.1445-1459.
25. Sack, RL; Auckley, D; Auger, RR; et al. Circadian rhythm sleep disorders: part I, basic principles, shift work and jet lag disorders. Sleep, 2007,30 – pp.1460-1483.
27. Roenneberg, T; Daan, S; Merrow, M. The art of entrainment. J. Biol. Rhythms, 2003, 18 – pp.183–194.
28. Burgess, HJ; Revell, VL; Eastman, CI. A three pulse phase response curve to three milligrams of melatonin in humans. J Physiol, 2008, 586 – pp.639-647.
29. Dubocovich, ML; Benloucif, S; Masana, MI. Melatonin receptors in the mammalian suprachiasmatic nucleus. Behav Brain Res, 1996,73 – pp.141-147.
30. Beaumont, M; Batéjat, D; Piérard, C; et al. Caffeine or melatonin effects on sleep and sleepiness after rapid eastward transmeridian travel. J Appl Physiol, 2004, 96 – pp.50-58.
31. Suhner, A; Schlagenhauf, P; Höfer, I; Johnson. R; Tschopp. A; Steffen, R. Effectiveness and tolerability of melatonin and zolpidem for the alleviation of jet lag. Aviat Space Environ Med, 2001,72 – pp.638-646.
32. Arendt, J; Aldhous, M. Further evaluation of the treatment of jet lag by melatonin: a double blind crossover study. Annu Rev Chronopharmacol, 1988,5 – pp.53-55.
33. Arendt, J; Aldhous, M; Marks, V. Alleviation of jet lag by melatonin: preliminary results of controlled double blind trial. Br Med J (Clin Res Ed), 1986,292 – pp.1170.
34. Claustrat, B; Brun, J; David, M; Sassolas, G; Chazot, G. Melatonin and jet lag: confirmatory result using a simplified protocol. Biol Psychiatry, 1992,32 – pp.705-711.
35. Petrie, K; Conaglen, JV; Thompson, L; Chamberlain, K. Effect of melatonin on jet lag after long haul flights. BMJ, 1989, 298 – pp.705-707.
38. Herxheimer, A; Petrie, KJ. Melatonin for the prevention and treatment of jet lag. Cochrane Database Syst Rev, 2002,2: CD001520.
40. Spitzer, RL; Terman, M; Williams, JB; et al. Jet lag: clinical features, validation of a new syndrome-specific scale, and lack of response to melatonin in a randomized, double-blind trial. Am J Psychiatry, 1999, 156 – pp.1392-1396.
41. Lowden, A; Akerstedt, T. Retaining home-base sleep hours to prevent jet lag in connection with a westward flight across nine time zones. Chronobiol Int, 1998,15 – pp.365-376.
42. Eastman, CI; Burgess, HJ. How to travel the world without jet lag. Sleep Med Clin, 2009,4 – pp.241-255.
46. Reilly, T; Atkinson, G; Budgett, R. Effect of low-dose temazepam on physiological variables and performance tests following a westerly flight across five time zones. Int J Sports Med, 2001,22 – pp.166-174.
47. Buxton, OM; Copinschi, G; Van Onderbergen, A, et al. A benzodiazepine hypnotic facilitates adaptation of circadian rhythms and sleep-wake homeostasis to an eight hour delay shift simulating westward jet lag. Sleep, 2000,23 – pp.915-927.
48. Daurat, A; Benoit, O; Buguet, A. Effects of zopiclone on the rest/activity rhythm after a westward flight across five time zones. Psychopharmacology (Berl), 2000,149 – pp.241-245.
49. Silverman, D; Gendreau, M. Medical issues associated with commercial flights. Lancet, 2009,373 – pp.2067-2077.