Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи

Анализ романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?»

Анализ романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?»

«Построение романа идёт по четырём поясам: пошлые люди, новые люди, высшие люди и сны»

Почему именно эти «четыре пояса» выделил А. В. Луначарский в романе «Что делать?»? Как вы можете это объяснить?

Вопросы к «первому поясу» – «Пошлые люди»

1. Кого можно отнести к «пошлым людям»?

2. Что нужно сделать, чтобы изменились «пошлые люди»?

Вопросы ко «второму поясу» – «Новые люди»

1. Однороден ли старый мир?

2. Почему именно в нем появляются люди, не желающие здесь оставаться, такие, как Вера Павловна, Лопухов, Кирсанов?

3. Как называет их автор?

4. Как связан первый сон, рассказывающий о сыром подвале и о выходе из него, с повествованием о новых людях?

5. Кого подразумевает автор под новыми людьми?

Вопросы к «третьему поясу» – «Высшие люди»

1. Среди новых людей есть «высшие люди». Кто они? Почему их еще так мало?

2. Как вы понимаете выражение «разумный эгоизм»?

3. Почему Рахметова называют «особенным человеком»? И чем его особенность?

4. Именно с Рахметовым связан ответ на вопрос «Что делать?». Почему?

5. Почему автор так подробно рассказывает об этом герое? Выделите основные этапы формирования личности Рахметова и оцените их.

6. Чем вам близок герой? Что вы в нем не принимаете?

Вопросы к «четвертому поясу» – «Сны»

1. Первый сон – о сыром подвале.

 Как вы понимаете этот сон? Что символизирует сырой подвал?

 Почему в первом сне с Верой Павловной беседует «Любовь к людям»? Что начинается с любви к людям?

 Как любовь к людям связана с главной темой – революцией?

 Что символизирует болезнь тех людей, которых выпускает из подвала Верочка?

 Как вы понимаете фразу: «Как же это я могла переносить паралич? Это потому, что я родилась в параличе, не знала, как ходят и бегают?

 Как этот сон связан с судьбой Верочки?

2. Второй сон – о двух типах грязи: грязь чистая и грязная, реальная и фантастическая.

 Как расшифровать этот сон?

 Почему из одной грязи вырастают здоровые колосья, а из другой – больные?

 Какую роль в изменении грязи играют движение, труд?

 Как этот сон связан с сюжетом романа? С Марьей Алексеевной?

 Как понять рассуждения о том, что злые помогают добрым, потому что добрые ещё слабы?

3. Третий сон – чтение дневника Веры Павловны.

 Какую роль играет этот сон в сюжете?

 Как он связан с судьбой героини?

4. Четвёртый сон – о будущем.

 Зачем перед четвёртым сном, рассказывающем о будущем, дан рассказ о Рахметове?

 Почему в сне о будущем говорится о далёком прошлом?

 Какую роль играют Астарта, Афродита, Непорочность, Равноправность? О чём рассуждает автор по отношению к женщине?

 Как объясняет своё появление спутница Верочки? Почему она появилась только во время Французской революции?

 Что зашифровано в строках из одних точек, после которых дана картина утопического счастливого будущего?

 Какая логика заключена в следующей цепочке: сон о подвале – сон о грязи – рассказ о Рахметове – обращение в прошлое. Повествующее об изменении отношения к женщине, – несколько строчек отточий – счастливое будущее?

 Как показано будущее? Что в нарисованной картине утопично? Есть ли в ней что-то приемлемое для нашего времени?

 Как претворяются в жизнь лозунги Французской революции: «Свобода», «Равенство», «Братство»?

Итоговые вопросы и задание.

 Почему роман «Что делать?» можно назвать романом-утопией?

Несколько лет назад, когда Россия в целом и отдельные её регионы упивались своим суверенитетом, звучали такие слова о Чернышевском: «Бросьте вы эту философию! Ну, сыграл в своё время человек известную роль! Ну, воздадим ему должное! Но зачем же нынешней молодёжи забивать голову тем, что устарело и видимого отношения к сегодняшней жизни не имеет? Униженных и нищих уже нет, а революция совершена»

 Согласны ли вы с этим высказыванием? Почему?

 Как бы вы ответили на риторический вопрос «Что делать?» применительно к России сегодняшнего дня?

Источник

Н.Г. Чернышевский » Что делать?» ( Система уроков по литературе, презентация)

Н.Г. Чернышевский » Что делать?» ( Система уроков по литературе, презентация)

Просмотр содержимого документа
«Н.Г. Чернышевский » Что делать?» ( Система уроков по литературе, презентация)»

Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Смотреть фото Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Смотреть картинку Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Картинка про Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Фото Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи

учителя русского языка и литературы

Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Смотреть фото Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Смотреть картинку Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Картинка про Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Фото Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи

Современники о Чернышевском

Жандармы: « Нам поручено вести каторжника, преступника, а мы везем святого»

А.И.Герцен « Сильная личность»

«Сыны Отечества»: «Всепоглощающее чудовище»

«Домашняя беседа»: «Пропагандист гнусной коммуны»

Из доносов на Чернышеского: «Эта бешеная шайка жаждет крови, ужасов, избавьте нас от Чернышевского».

Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Смотреть фото Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Смотреть картинку Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Картинка про Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Фото Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи

ЭСТЕТИКА Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО

«природа и жизнь выше искусства»

«прекрасно будет произведение искусства тогда только, когда художник передал в произведении своем всё то, что хотел передать»

«прекрасное есть жизнь», «прекрасно то существо, в котором видим мы жизнь такою, какова должна быть она по нашим понятиям; прекрасен тот предмет, который выказывает в себе жизнь или напоминает нам о жизни»

Сфера жизни не ограничивается одним прекрасным и его так называемыми моментами, а обнимает собою всё, что в действительности ( в природе и в жизни) интересует человека; общеинтересное в жизни – вот содержание искусства»

«необходимость прекрасного в искусстве выводится из неудовлетворенности непосредственной действительности»

«первая цель искусства – воспроизведение действительности»

Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Смотреть фото Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Смотреть картинку Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Картинка про Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Фото Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи

Личность писателя и история создания романа « Что делать? »

ОТ ИЗБЫТКА СЕРДЦА ДОЛЖНЫ ГОВОРИТЬ ГОВОРЯТ УСТА ПОЭТА

Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Смотреть фото Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Смотреть картинку Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Картинка про Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Фото Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи

Чернышевский создавал свой роман «Что делать?» в одиночной камере Петропавловской крепости в 1862-1863гг.

Цензоры заметили лишь любовный треугольник и пропустили роман в печать.

2 ЦЕНЗУРА- ЗАПРЕТ на публикацию действовал до 1905 года, а после революции 1917 года произведение стало повсеместно доступным

Направление — социалистический реализм

Смысл заглавия романа «Что делать» указывает на место и время действия книги — будущее. Вопрос адресован дню завтрашнему, ведь он звучит не «что делаем» (настоящее время), а «что делать» (будущее время).

Автор учит читает тому, как решить назревающие проблемы, как выйти из социального, политического и морального кризиса?

Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Смотреть фото Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Смотреть картинку Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Картинка про Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Фото Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи

РОМАН ГЛАВНОЕ ЖИЗНЬ,А НЕ ЕЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ

Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Смотреть фото Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Смотреть картинку Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Картинка про Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Фото Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи

От прошлого через настоящее к будущему

Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Смотреть фото Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Смотреть картинку Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Картинка про Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Фото Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи

Свобода- личностная свобода, свобода выбора

Любовь- собственнические инстинкты, без ревности и формализм брака

Дружба- лишь при условиях равенства и свободы выбора

Семья- соблюдение границ личного пространства

в общественных занятиях

Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Смотреть фото Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Смотреть картинку Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Картинка про Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Фото Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи

Связь с сюжетом. Сны

2. «Первое следствие дурацкого дела»

Аллегорический призыв к революции

Разговор с двумя типами читателей: уважаемые «благородный» и «проницательный»

4. Глава первая. «Жизнь Веры Павловны в родительском доме»

5. Глава вторая. «Первая любовь и законный брак»

Новые люди: Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна. Первый сон

6. Глава третья. «Замужество и вторая любовь»

Новые люди и новая жизнь Веры Павловны. Второй сон. Третий сон. Особенный человек

7. Глава четвертая. «Второе замужество»

Мечты о будущем. Четвертый сон

8. Глава пятая. «Новые лица и развязка»

9. Глава шестая. «Перемена декораций»

Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Смотреть фото Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Смотреть картинку Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Картинка про Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Фото Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи

Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Смотреть фото Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Смотреть картинку Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Картинка про Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Фото Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи

Основы разумного эгоизма ( Гл.2подгл.8)- выписать цитаты

1Сон Веры Павловны ( ГЛ.2 подгл.12)- схема сна и его роль.

Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Смотреть фото Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Смотреть картинку Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Картинка про Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Фото Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи

Новые люди в романе

Кого можно отнести к «пошлым людям»?

«Теперь вы занимаетесь дурными делами, потому что так требует ваша обстановка, но дать вам другую обстановку, и вы с удовольствием станете безвредны, даже полезны»

Как связан первый сон, рассказывающий о сыром подвале и о выходе из него, с повествованием о новых людях?

Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Смотреть фото Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Смотреть картинку Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Картинка про Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Фото Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи

Марья Алексеевна-мать Веры- «ужас прежней жизни»

Она выбилась из низов, ценой унижений и жестокости добывала хлеб для своей семьи и огрубела в постоянной борьбе за существование. Она не порочна по своей сути, но условия и порядки в стране вынудили ее стать черствой и продавать собственных детей.

Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Смотреть фото Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Смотреть картинку Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Картинка про Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Фото Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи

Жених Веры-собирательный образ мужчины, который живет по традиционным правилам (он веселится, наслаждается примитивными удовольствиями и не думает ни о ком, кроме себя, во всех женщинах он видит лакомство, поэтому не способен любить,пользу стране он не приносит, так как служба занимает в его жизни третьесортное место)

Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Смотреть фото Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Смотреть картинку Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Картинка про Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Фото Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи

Первый сон — о сыром подвале. — Как вы понимаете этот сон? Что символизирует сырой подвал? — Почему в первом сне с Верой Павловной беседует «Любовь к людям»? Что начинается с любви к людям? — Как любовь к людям связана с главной темой — революцией? — Что символизирует болезнь тех людей, которых выпускает из подвала Верочка? — Как вы понимаете фразу: «Как же это я могла переносить паралич? Это потому, что я родилась в параличе, не знала, как ходят и бегают»? — Как этот сон связан с судьбой Верочки?

Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Смотреть фото Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Смотреть картинку Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Картинка про Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Фото Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи

Сон Веры Павловны – первый ( Гл.2 подгл. 12)

Паралич-подвал- готовность освободить- «Невеста твоего жениха»- Любовь к людям= освобождение- весело

Маскировка революционных идей-интерпретация сюжета в духовную жизнь героини.

Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Смотреть фото Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Смотреть картинку Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Картинка про Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Фото Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи

« Недавно зародился у нас этот тип. Он рожден временем, он знамение времени»

Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Смотреть фото Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Смотреть картинку Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Картинка про Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Фото Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи

Лопухов и Кирсанов- «новые люди»

История Крюковой и Кирсанова ( подгл. 17) В чем разумный эгоизм Кирсанова?

Остаться или удалиться?

« Пить вино,пока оно не отравлено»

Подгл.20-21 В чем философия Кирсанова и Лопухова? Кто виновен в дружбе?

Подгл. 12 О чем теоретический разговор?

Почему герои «новые люди»?

Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Смотреть фото Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Смотреть картинку Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Картинка про Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Фото Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи

Второй сон — о двух типах грязи: грязь чистая и грязная, реальная и фантастическая. — Как расшифровать этот сон? — Почему из одной грязи вырастают здоровые колосья, а из другой — больные? — Какую роль в изменении грязи играют движение, труд? — Как этот сон связан с сюжетом романа?

С Марьей Алексеевной? — Как понять рассуждения о том, что злые помогают добрым, потому что добрые еще слабы?

Сон Веры Павловны – второй ( Гл. 3.подг. 3)

Как вырастает любовь к добру?

Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Смотреть фото Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Смотреть картинку Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Картинка про Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Фото Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи

Третий сон — чтение дневника Веры Павловны. — Какую роль играет этот сон в сюжете? — Как он связан с судьбой героини?

Сон Веры Павловны – третий ( Гл.3.подгл. 19)

любовь к Кирсанову Почему рассказывает свой сон Лопухову?

тревога в любви =\= любовь

Чтение дневника- прошлое

? За что любит Лопухова

Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Смотреть фото Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Смотреть картинку Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Картинка про Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Фото Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи

«Новые» люди»- это понятие вбирает в себя…

Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Смотреть фото Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Смотреть картинку Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Картинка про Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Фото Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи

( ТАБЛИЦА письменно: образование, воспитание, интересы, девиз, идеалы, дальнейшая судьба)

Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Смотреть фото Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Смотреть картинку Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Картинка про Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Фото Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи

Дискуссия «Разумна ли теория «разумного эгоизма»?

Эгоизм Марьи Алексеевны, которая не делает ни­кому зла без денежных расчетов.

Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Смотреть фото Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Смотреть картинку Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Картинка про Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Фото Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи

Рахметов – профессиональный революционер- «соль земли», «особенный человек», посвятивший жизнь служению народу и борьбе за его права. Рахметов был обычным юношей из дворянской семьи, приехавшим в Петербург. поворотным моментом в его судьбе стала встреча с Кирсановым, который познакомил героя с философскими трудами социалистов-утопистов.

Продал имение, раздал деньги студентам и аспирантам, начал вести жизнь аскетичную, безустанно тренируя ум и тело. Чтобы быть ближе к простым людям, почувствовать их тяжёлую долю, он обошёл пешком всю Россию, работал дровосеком, каменотёсом, бурлаком.

Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Смотреть фото Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Смотреть картинку Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Картинка про Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Фото Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи

Домашнее задание 4 сон Веры Павловны и его роль Критика по роману Н.Г. Чернышевского( письменно)

Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Смотреть фото Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Смотреть картинку Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Картинка про Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Фото Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи

Черты социальной утопии в романе. Анализ «Четвертого сна Веры Павловны»

Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Смотреть фото Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Смотреть картинку Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Картинка про Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Фото Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи

Революционно настроенный поэт

В.В. Маяковский очень ценил «Что делать?»

( была последняя книга, которую он читал перед смертью)

«Что делать?» есть «безобразнейшее произведение русской литературы», полное «отвратительной грязи,»- Ф.М. Толстой

(композитор и общественный деятель

19 века) А как считаете ВЫ?

Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Смотреть фото Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Смотреть картинку Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Картинка про Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Фото Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи

Четвертый сон — о будущем. — Зачем перед четвертым сном, рассказывающим о будущем, дан рассказ о Рахметове? — Почему в сне о будущем говорится о далеком прошлом? — Какую роль играют Астарта, Афродита, Непорочность, Равноправность? О чем рассуждает автор по отношению к женщине? — Как объясняет свое появление спутница Верочки? Почему она появилась только во время Французской революции? — Что зашифровано в строках из одних точек, после которых дана картина утопического счастливого будущего? — Какая логика заключена в следующей цепочке: сон о подвале — сон о грязи — рассказ о Рахметове — обращение в прошлое, повествующее об изменении отношения к женщине, — несколько строчек отточий — счастливое будущее? — Как показано будущее? Что в нарисованной картине утопично? Есть ли в ней что-то приемлемое для нашего времени?

Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Смотреть фото Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Смотреть картинку Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Картинка про Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Фото Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи

Сон Веры Павловны-четвертый

Труд- швейная мастерская – своеобразная коммуна: работницы равны и получают одинаковую сумму с прибыли, такую же долю получает и Вера Павловна.

Также работницы и Вера с мужем проводят вместе выходные, выбираясь на пикник.

Эта модель показывает будущее строение мира: все равны и всем достается поровну.

В этом и заключается смысл романа

«Что делать» — автор показал людям метод решения острых социальных проблем.

Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Смотреть фото Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Смотреть картинку Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Картинка про Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Фото Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязисвобода других”. “ Без свободы нет счастья” Неудовлетворенность » width=»640″

Любовь не может победить без революции

Равноправность – царица, которая дарит подменную свободу и определяет уровень развития общества.

Разговор с Рахметовым Равноправность и “Наше счастье невозможно без счастья

“ Без свободы нет счастья”

Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Смотреть фото Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Смотреть картинку Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Картинка про Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Фото Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Смотреть фото Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Смотреть картинку Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Картинка про Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Фото Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи

1. Человек добровольно подчинился единому порядку, выверенному, математическому

2. «Свободный труд свободно собравшихся людей» ( В. Маяковский. Хорошо!)

2. Труд, личная жизнь, любовь — все подчинено единообразию, но это добровольное подчинение

3. Коллективизм, но в каких-то моментах сохраняется и индивидуальное

3. Коллективизм, но еще и доносительство друг на друга и даже на себя

Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Смотреть фото Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Смотреть картинку Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Картинка про Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи. Фото Какая логика заключена в следующей цепочке сон о подвале сон о грязи

Напишите сочинение-миниатюру «Можно ли построить реальную жизнь по теории?» (основывайтесь на впечатления о романе, свою читательскую практику, жизненный опыт

Источник

Дистанционное обучение: Творчество Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО. Роман «Что делать?»

Плетенкина Н.Д. Дистанционное обучение: СПО юридический профиль Творчество Н. Г. Чернышевского: роман «Что делать?» 2ч

1.Обзор творчества Чернышевского и общая проблематика романа «Что делать?».

2.Понятие «тенденциозный» роман

Дайте определения литературоведческим понятиям

Литературные направления: классицизм, романтизм, реализм.

Род литературы: эпос, лирика, драма.

Жанры: книга, очерк, роман, детектив

Литературные понятия: тема, проблема, идея художественного произведения; портрет, образ-портрет, лирический образ, деталь, предметная деталь, интерьер, гипербола, гротеск; юмор, сатира.

Обзор творчества Чернышевского 1ч.

На основе статьи учебника составьте в электронном виде таблицу «Периодизация творчества Н.Г. Чернышевского »:

Основные темы и мотивы

3.Изучите подготовленную преподавателем презентацию о творчестве Н.Г. Чернышевского и ответьте письменно на вопросы, содержащиеся в ней.

4.Посмотрите учебный фильм «Отечества достойный сын» https://youtu.be/GtUS5hUJrq0 и подготовьте небольшой рассказ о творческой биографии Н.Г.Чернышевского, составьте по просмотренному фильму тезисный план-конспект.

5. Подготовьтесь ответить на вопрос №3,4,9 учебника под ред. Г.А. Обернихиной, с. 150

Общая проблематика романа «Что делать?». Понятие «тенденциозный» роман 1ч.

Прочтите роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?»

Изучите подготовленную преподавателем презентацию о романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?» и подготовьте (письменно) ответы ответьте на содержащиеся в ней вопросы.

Ш. Задания для проверки

1.Прочтите статью в учебнике на стр. с. 109-116 и ответьте на вопросы № 3,4,9 с.150-151 учебника Литература под ред. Г.А. Обернихиной.

2. Изучите подготовленную преподавателем презентацию, подумайте и ответьте на следующие вопросы:

Каково содержание романа «Что делать?»?

Каковы тематика и проблематика, идея романа?

В чем состоит их особенность?

Определите композицию романа, систему образов, в чем их особенность?

Дайте развернутую характеристику образа «особенного человека» Рахметова.

Сон как ключ к пониманию проблематики романа. 4 сна Веры Павловны: определите значение снов для раскрытия идеи романа.

Приемы иносказания в романе «Что делать?» Определите их роль в раскрытии идеи романа?

Дайте определение понятиям «тенденция», «тенденциозный роман»?

В чем утопичность идей Н.Г. Чернышевского? Приведите примеры романов – утопий из зарубежной литературы, назовите их авторов.

Определите значение романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?» на развитие русской литературы, опираясь на мнение критиков.

Ответы подготовьте в виде развернутых тезисов.

Литература. Учебник под редакцией Г.А. Обернихиной, 15-е издание, Москва, Академиа,2017 г.

Чернышевский Н.Г. Избранные сочинения/Редкол.: Г.Беленький, П.Николаев, А. пузиков и др.; вступ. Статья, сост. Раздела «Приложения» П.Николаева;Примеч.У.Гуральника.-М.:Худож.лит.1989.-527с.(Б-ка учителя)

Отечества достойный сын. Учебный фильм: https://youtu.be/GtUS5hUJrq0

Приемы иносказания в романе «Что делать?» .

Полный анализ романа «Что делать?»

1. Социально-политическая проблема переустройства общества революционным путем, т. е. через физическое столкновение двух миров. Эта проблема дана намеками в истории жизни и в последней, 6-ой главе «Перемена декораций». Из-за цензуры эту проблему Чернышевский не смог развернуть подробно.

Основным пафосом книги является страстная увлеченная пропаганда идеи революционного преобразования мира.

Основным желанием автора было стремление убедить читателя, что каждый при условии работы над собой может стать «новым человеком», стремление расширить круг своих единомышленников.

Основной задачей являлась разработка новой методики воспитания революционного сознания и «честных чувств».

Роман призван был стать учебником жизни для всякого мыслящего человека. Основным настроением книги является острое радостное ожидание революционного переворота и жажда принять в нем участие.

К какому читателю обращен роман?

Чернышевский был просветителем, верящим в борьбу самих масс, поэтому роман обращен к широким слоям разночинно-демократической интеллигенции, ставшей в 60-е годы ведущей силой освободительного движения в России.

1 прием : названию каждой главы придан семейно-бытовой характер с преимущественным интересом к любовной интриге, что довольно точно передает сюжетную фабулу, но скрывает истинное содержание. Например, глава первая «Жизнь Веры Павловны в родительском семействе», глава вторая «Первая любовь и законный брак», глава третья «Замужество и вторая любовь», глава четвертая «Второе замужество» и т. д. От этих названий веет традиционностью и незаметно то, что является действительно новым, а именно новый характер отношений людей.

3 прием : применение многочисленных намеков и иносказаний, называемых эзоповой речью.

… сны Веры Павловны, анализ сюжета, который служит лишь обрамлением для главной мысли произведения Но какое влияние оказал этот роман на развитие русской общественной мысли 19 века! Прочитав его, можно понять, чем жили самые прогрессивные мыслители того времени.

Николай Чернышевский за свои радикальные высказывания в адрес действующей на тот момент власти был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Там же родилось его произведение. История романа «Что делать» началась в декабре 1862 года (дописал его автор в апреле 1863). Первоначально писатель задумывал его, как ответ на книгу Тургенева «Отцы и дети», где тот изобразил человека новой формации – нигилиста Базарова. Евгения постиг трагический финал, но в противовес ему был создан Рахметов – более совершенный герой того же склада ума, который уже не страдал по Анне Одинцовой, а занимался делом, и весьма продуктивно.

Чтобы обмануть бдительных цензоров и судебную комиссию, автор вводит в политическую утопию любовный треугольник, который занимает большую часть от объема текста. Этим трюком он запутал чиновников, и те дали разрешение на публикацию. Когда обман раскрылся, было уже поздно: роман «Что делать» разошелся по стране в выпусках «Современника» и рукописных копиях. Запрет не остановил ни распространение книги, ни подражание ей. Его сняли лишь в 1905 году, а через год официально выпустили отдельные экземпляры. Но впервые на русском она была опубликована задолго до этого, в 1867 году в Женеве.

Анархист Кропоткин восторженно отзывался о произведении:

«Для русской молодёжи того времени она была своего рода откровением и превратилась в программу, сделалась своего рода знаменем»

В.И. Ленин удостоил её своей похвалы:

«Роман „Что делать?“ меня всего глубоко перепахал. Это вещь, которая даёт заряд на всю жизнь».

Дмитрий чувствует, что мешает друзьям, и инсценирует свое самоубийство, дабы не стоять у них на пути. Он любит и уважает жену, но понимает, что та будет счастлива только с Кирсановым. Естественно, о его планах никто не знает, все искренне оплакивают его кончину. Но по ряду намеков от автора мы понимаем, что Лопухов спокойно уехал заграницу и вернулся оттуда в финале, воссоединившись с товарищами.

Отдельной смысловой линией является знакомство с «особенным человеком» Рахметовым – человеком новой формации, который воплощает идеал революционера, по мнению Чернышевского (он пришел к Вере в день, когда она получила записку о самоубийстве мужа). Революционны не действия героя, а сама его сущность. Автор рассказывает о нем подробно, сообщая о том, что он продал имение и вел спартанский образ жизни, лишь бы помочь своему народу. В его образе и скрыт истинный смысл книги.

Главные герои и их характеристика

«На той высоте, на которой они стоят, должны стоять, могут стоять все люди. Высшие натуры, за которыми не угнаться мне и вам, жалкие друзья мои, высшие натуры не таковы. Я вам показал легкий абрис профиля одной из них: не те черты вы видите»

Рахметов – главный герой романа «Что делать?». Уже с половины 1917-ого года начал свое превращение в «особенного человека», до этого он был «обычным, хорошим, кончившим курс гимназистом». Успев оценить все «прелести» свободной студенческой жизни, он быстро охладел к ним: хотелось чего-то большего, осмысленного, и судьба свела его с Кирсановым, который и помог ему встать на путь перерождения. Он начал жадно впитывать в себя знания из всевозможных областей, читать «в запой» книги, тренировать физическую силу черной тяжелой работой, гимнастикой и вести спартанский образ жизни для укрепления воли: отказываться от роскоши в одежде, спать на войлоке, есть только то, что может позволить себе простой народ. За близость с народом, целеустремлённость, развитую силу среди людей он приобрел прозвище «Никитушка Ломов», в честь знаменитого бурлака, отличавшегося своими физическими возможностями. В кругу друзей же его начали называть «ригористом» за то, что «он принял оригинальные принципы и в материальной, и в нравственной, и в умственной жизни», а позже «они развились в законченную систему, которой он придерживался неукоснительно». Это чрезвычайно целеустремленный и плодотворный человек, который трудится на благо чужого счастья и ограничивает собственное, довольствуюсь малым.

Вера Павловна – главная героиня романа «Что делать?», красивая смуглая женщина с длинными темными волосами. В своей семье она чувствовала себя чужой, ведь мать пыталась выгодно выдать ее замуж любо ценой. Хоть ей и были свойственны спокойствие, уравновешенность и задумчивость, она в этой ситуации проявила хитрость, непреклонность и силу воли. Она делала вид, что благоволит ухаживаниям, но на самом деле искала выход из западни, расставленной матерью. Под воздействием образования и хорошего окружения она преображается и становится гораздо умнее, интереснее и сильнее. Даже ее красота распускается, как и душа. Теперь перед нами уверенная в себе и интеллектуально развитая женщина нового типа, которая управляет бизнесом и обеспечивает себя сама. Таков идеал дамы, по мнению Чернышевского.

Лопухов Дмитрий Сергеевич – студент-медик, муж и освободитель Веры. Его отличают хладнокровие, изощренный ум, хитрость, и в то же время отзывчивость, доброта, чуткость. Он жертвует карьерой ради спасения незнакомки, да еще и ограничивает свою свободу ради нее. Он расчетлив, прагматичен и сдержан, его окружение ценит в нем деловитость и образованность. Как видно, под действием любви герой становится еще и романтиком, ведь снова кардинально меняет свою жизнь ради женщины, инсценируя самоубийство. Этот поступок выдает в нем сильного стратега, который все просчитывает наперед.

Александр Матвеевич Кирсанов – возлюбленный Веры. Он добрый, интеллигентный, отзывчивый молодой человек, всегда готовый прийти навстречу друзьям. Он противится своему чувству к жене товарища, не дает ему разрушить их отношения. Например, надолго перестает бывать в их доме. Герой не может предать доверие Лопухова, оба они «грудью, без связей, без знакомств, пролагали себе дорогу». Персонаж решителен и тверд, и эта мужественность не мешает ему иметь тонкий вкус (к примеру, он любит оперу). Кстати, именно он вдохновил Рахметова на подвиг революционного самоотречения.

Многие писатели и общественные деятели даже спустя время упоминали эту книгу. Чернышевский понял дух того времени и успешно развил эти мысли дальше, создав настоящую памятку русского революционера. Проблематика в романе «Что делать?» оказалась болезненно актуальной и злободневной: автор затронул проблему социального и гендерного неравенства, злободневные политические проблемы и даже несовершенства менталитета.

Женский вопрос. Проблемы в романе «Что делать?», прежде всего, касаются женщин и их социальной неустроенности в реалиях царской России. Им некуда пойти на работу, нечем прокормить себя без унизительного брака по расчету или еще более унизительного заработка по желтому билету. Положение гувернантки немногим лучше: женщина бесправна, хозяин всесилен. Такая участь ожидала и Веру Паввловну, если бы ее не спас прогрессивный молодой человек – Дмитрий Лопухов. Он относился к ней с позиции равенства (равноправие). Это отношение и является залогом процветания и независимости женщины в современном обществе. И дело тут не феминизме, а в возможности обеспечить себя и детей самостоятельно Писатель обращает внимание на корень зла в современных ему отношениях: недооцененное превосходство одного пола над другим.

Проблема нищеты. Именно удручающее материальное положение приводит мать Веры к моральной деградации. Марья Алексеевна заботится о «реальной грязи», то есть думает, как выжить в стране, где женщину ни во что не ставят без титула и богатства? Ее мысли обременяют не излишества, а заботы о хлебе насущном. Постоянная нужда свела ее духовные потребности до минимума, не оставив для них ни места, ни времени.

Проблема социального неравенства. Мать Веры, не щадя чести дочери, заманивает офицера Сторешникова, чтобы сделать его своим зятем. В ней не осталось ни капли достоинства, ведь она родилась и жила в жесткой иерархии, где те, кто ниже, — бессловесные рабы для тех, кто выше. Она почтет за счастье его женитьбу на ее дочери, Вере. Такое воспитание претит Чернышевскому, и он его едко высмеивает.

Автор создал молодежи пример для подражания, чтобы показать, какие необходимы «новые люди» «новой России». Чернышевский дал России образ Рахметова, в коем и собрано большинство ответов на животрепещущие вопросы: «Что предпринять?», «Кем быть?», «К чему стремиться?» В.И. Ленин увидел это и предпринял ряд действий, которые и привели к октябрьской революции 1917года. То есть, главная мысль романа «Что делать?» — это восторженный гимн новому типу деятельного человека, который сможет решить проблемы своего народа. Писатель не только критиковал современное ему общество, но и предлагал пути решения. По его мнению, нужно было делать так, как поступал Рахметов: отказываться от эгоизма и сословного высокомерия, помогать простым людям не только словом, а рублем, участвовать в больших и глобальных проектах, способных реально изменить положение.

Анализ романа Н.Г.Чернышевского «Что делать?»

«Построение романа идёт по четырём поясам: пошлые люди, новые люди, высшие люди и сны» А. В. Луначарский

Почему именно эти «четыре пояса» выделил А. В. Луначарский в романе «Что делать?»? Как вы можете это объяснить?

Кого можно отнести к «пошлым людям»?

Что нужно сделать, чтобы изменились «пошлые люди»?

Однороден ли старый мир?

Почему именно в нем появляются люди, не желающие здесь оставаться, такие, как Вера Павловна, Лопухов, Кирсанов?

Как называет их автор?

Как связан первый сон, рассказывающий о сыром подвале и о выходе из него, с повествованием о новых людях?

Кого подразумевает автор под новыми людьми?

Среди новых людей есть «высшие люди». Кто они? Почему их еще так мало?

Как вы понимаете выражение «разумный эгоизм»?

Почему Рахметова называют «особенным человеком»? И чем его особенность?

Именно с Рахметовым связан ответ на вопрос «Что делать?». Почему?

Почему автор так подробно рассказывает об этом герое? Выделите основные этапы формирования личности Рахметова и оцените их.

Чем вам близок герой? Что вы в нем не принимаете?

Как вы понимаете этот сон? Что символизирует сырой подвал?

Почему в первом сне с Верой Павловной беседует «Любовь к людям»? Что начинается с любви к людям?

Как любовь к людям связана с главной темой – революцией?

Что символизирует болезнь тех людей, которых выпускает из подвала Верочка?

Как вы понимаете фразу: «Как же это я могла переносить паралич? Это потому, что я родилась в параличе, не знала, как ходят и бегают?

Как этот сон связан с судьбой Верочки?

2.Второй сон – о двух типах грязи: грязь чистая и грязная, реальная и фантастическая.

Как расшифровать этот сон?

Почему из одной грязи вырастают здоровые колосья, а из другой – больные?

Какую роль в изменении грязи играют движение, труд?

Как этот сон связан с сюжетом романа? С Марьей Алексеевной?

Как понять рассуждения о том, что злые помогают добрым, потому что добрые ещё слабы?

3.Третий сон – чтение дневника Веры Павловны.

Какую роль играет этот сон в сюжете?

Как он связан с судьбой героини?

4.Четвёртый сон – о будущем.

Зачем перед четвёртым сном, рассказывающем о будущем, дан рассказ о Рахметове?

Почему в сне о будущем говорится о далёком прошлом?

Какую роль играют Астарта, Афродита, Непорочность, Равноправность? О чём рассуждает автор по отношению к женщине?

Как объясняет своё появление спутница Верочки? Почему она появилась только во время Французской революции?

Что зашифровано в строках из одних точек, после которых дана картина утопического счастливого будущего?

Как показано будущее? Что в нарисованной картине утопично? Есть ли в ней что-то приемлемое для нашего времени?

Как претворяются в жизнь лозунги Французской революции: «Свобода», «Равенство», «Братство»?

Итоговые вопросы и задание.

Почему роман «Что делать?» можно назвать романом-утопией?

Несколько лет назад, когда Россия в целом и отдельные её регионы упивались своим суверенитетом, звучали такие слова о Чернышевском: «Бросьте вы эту философию! Ну, сыграл в своё время человек известную роль! Ну, воздадим ему должное! Но зачем же нынешней молодёжи забивать голову тем, что устарело и видимого отношения к сегодняшней жизни не имеет? Униженных и нищих уже нет, а революция совершена»

Согласны ли вы с этим высказыванием? Почему?

Как бы вы ответили на риторический вопрос «Что делать?» применительно к России сегодняшнего дня?

Чернышевский сам назвал этих людей типом, который «недавно народился и быстро распложается», является порождением и знамением времени.

Этим героям присуща особая революционная мораль, в основе которой просветительская теория 18 в, так называемая «теория разумного эгоизма». Эта теория состоит в том, что человек может быть счастлив, если его личные интересы совпадают с общественными.

Вера Павловна – главная героиня романа. Её прототипы – жена Чернышевского Ольга Сократовна и Марья Александровна Бокова-Сеченова, которая фиктивно вышла замуж за своего учителя, а потом стала женой физиолога Сеченова.

Вера Павловна сумела убежать от обстоятельств, которые окружали её с детства. Её характер закалился в семье, где отец был к ней равнодушен, а для матери она была просто выгодным товаром.

Вера так же предприимчива, как и мать, благодаря чему ей удаётся создать швейные мастерские, дающие хорошую прибыль. Вера Павловна умна и образованна, уравновешенна и добра и к мужу, и к девушкам. Она не ханжа, не лицемерна и умна. Чернышевский восхищается стремлением Веры Павловны ломать устаревшие моральные устои.

Чернышевский подчёркивает схожесть Лопухова и Кирсанова. Оба медики, занимаются наукой, оба из небогатых семей и добились всего тяжёлым трудом. Ради помощи малознакомой девушке Лопухов отказывается от научной карьеры. Он более рационален, чем Кирсанов. Об этом свидетельствует и замысел мнимого самоубийства. Зато Кирсанов способен на любую жертву ради дружбы и любви, избегает общения с другом и возлюбленной, чтобы забыть её. Кирсанов более чувствительный и харизматичный. Ему верит Рахметов, вступая на путь совершенствования.

Но главный герой романа (не по сюжету, но по идее) – не просто «новый человек», но «особенный человек» революционер Рахметов. Он вообще отказывается от эгоизма как такового, от счастья для себя. Революционер должен жертвовать собой, отдавать жизнь за тех, кого любит, жить так, как весь народ.

По происхождению он аристократ, но порвал с прошлым. Рахметов зарабатывал, как простой плотник, бурлак. У него было прозвище «Никитушка Ломов», как у богатыря-бурлака. Все средства Рахметов вкладывал в дело революции. Он вёл образ жизни самый аскетический. Если новые люди называются Чернышевским солью земли, то революционеры, подобные Рахметову – «цвет лучших людей, двигатели двигателей, соль соли земли». Образ Рахметова овеян ореолом таинственности и недосказанности, поскольку не всё Чернышевский мог сказать прямо.

У Рахметова было несколько прототипов. Один из них – помещик Бахметев, передавший в Лондоне Герцену почти всё своё состояние на дело русской пропаганды. Образ Рахметова собирательный.

Образ Рахметова далеко не идеальный. Чернышевский предостерегает читателей от восхищения такими героями, потому что их служение безответно.

Чернышевский широко использует два средства художественной выразительности – аллегорию и умолчание. Сны Веры Павловны полны аллегорий. Тёмный подвал в первом сне – аллегория несвободы женщин. Невеста Лопухова – это великая любовь к людям, грязь реальная и фантастическая из второго сна – обстоятельства, в которых живут бедные и богатые. Огромный стеклянный дом в последнем сне – иносказание коммунистического счастливого будущего, которое, по мнению Чернышевского, обязательно наступит и подарит радость всем без исключения. Умолчание связано с цензурными запретами. Но некоторая таинственность образов или сюжетных линий ничуть не портит удовольствие чтения: «Я знаю о Рахметове больше, чем говорю». Смутным остаётся смысл финала романа, который трактуют по-разному, образ дамы в трауре. Все песни и тосты весёлого пикника иносказательны.

В последней крошечной главе «Перемена декораций» дама уже не в трауре, а в нарядной одежде. В юноше лет 30 угадывается освобождённый Рахметов. Эта глава изображает будущее, пусть и недалёкое.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *