Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова

Анализ главы «Сон Обломова» (10 класс)

Конспект урока «Сон Обломова»
Тема урока: «Сон Обломова»

Слово учителя: Сегодня нам предстоит познакомиться с очень значимой в контексте романа главой, которая носит название «Сон Обломова». Кроме того, мы выясним композиционную особенность его использования, выявим черты жизни обломовцев, которые повлияли на формирование характера Ильи Ильича.

Учитель: О чём говорит название произведения?

Ответ учеников :
Комментарий учителя: Имя главного героя, вынесенное в название, подчёркивает особенность его места в поэтическом мире произведения, подчёркивается тот интерес, который представляет именно его жизненная позиция для автора.

Учитель: Где эта позиция, суть отношения героя к миру выявлены наиболее полно? (В главе «Сон Обломова»)

Учитель : Давайте вспомним, в каких изученных нами ранее произведениях присутствовал сон?

Учитель : А в чем, по-вашему, функция сна в этих произведениях, зачем их используют авторы?
Ответ учеников :

Учитель : Какие функции из перечисленных выполняет сон в произведении И.А. Гончарова?
Ответ учеников :

Учитель : Какими средствами создаётся идеальное представление образа Обломовки? (задание по группам)
Группа 1. Отмечаем использование средств устного народного творчества в создании образа Обломовки (далее следуют предполагаемые ответы учащихся):

а) особая пространственно-временная организация, характерная для русской волшебной сказки; отгороженность Обломовки от остального мира, восприятие остального пространства обломовцами как чужого и фантастического;

б) наличие своей волшебной силы (сон) и своего закона в этом мире (безделие);

Группа 2. Отражение древнего представления о «золотом веке» в жизни обломовцев (в работе опираемся на те знания, которые получили слушатели спецкурса «Мировая художественная культура») – далее следуют предполагаемые ответы учащихся:

а) спокойствие, отсутствие дурных наклонностей у обломовцев;

б) духовная щедрость;

Группа 3. Черты христианского образа Эдема, рая в главе «Сон Обломова»: Обломовка (далее следуют предполагаемые ответы учащихся):

б) мир вечного тепла, солнца (зима, благодаря запасам, тёплой печке, воспринимается как продлённое лето);

Учитель : Какой образ является в главе «Сон Обломова» центральным, объединяющим все его фрагменты?

Положительные моменты обломовской жизни

Отрицательные моменты обломовской жизни

1. Единение людей с природой, природа антропоморфна, у человека нет страха перед ней.

2. Единение людей друг с другом, любовь родителей к Илюше.

1. Отгороженность Обломовки от внешнего мира, даже страх обломовцев перед ним (история с оврагом, галереей; в Обломовке нет календаря; страх перед письмом).

2. В Обломовке нет места злу, самое большое зло – это «кража гороху по огородам».

1. Жизнь – это механическое повторение еды и сна (равного смерти), пустых вечеров и бесплодных разговоров.

2. Детали, нарушающие размеренность жизни обломовцев (шатающееся крыльцо, изба Онисима Суслова, рухнувшая галерея). Все это показывает неумение обломовцев трудиться, отношение их к труду как к наказанию, надежда во всем на «авось».

2. Формирование поэтического духовного начала в ребенке при помощи сказок, фольклора.

1. Излишняя любовь, ведущая к ограждению от собственной деятельности.

2. Сказки рождают бесплодные мечтания о том, что в жизни без труда может произойти чудо, а это приводит к полной пассивности героя.

3. Воспитание Обломова «по-обломовски»

Учитель : Итак, мы с вами отразили в нашей таблице противоположные стороны жизни Обломовки. И чаще всего, самого героя романа оценивали, лишь учитывая одну сторону, повлиявшую на его жизнь. Вот два высказывания критиков, какую сторону они приняли в Обломове?

Н. Добролюбов: «В книге Гончарова предстает перед нами живой современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью. В чем черты обломовского характера? В совершенной инертности, происходящей от апатии ко всему, что делается на свете…»

А.В. Дружинин: «Заспанный Обломов, уроженец заспанной и все-таки поэтической Обломовки, свободен от нравственный болезней… Он не заражен житейским развратом. Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич во многом оставил за собой чистоту и простоту ребенка, которые ставят мечтательного чудака выше предрассудков своего века».

Кто из этих исследователей, по-вашему, прав?
Рассуждение класса: …

IV . Домашнее задание.
Образ Штольца в романе по плану:
— семья;
— воспитание;
— образование;
— портретные особенности;

— образ жизни, ценностные ориентиры (ч.2, главы 1 – 4)

Источник

Анализ главы «Сон Обломова» (по роману И.А. Гончарова «Обломов»)

Конспект урока. Анализ главы «Сон Обломова» (по роману И.А. Гончарова «Обломов»)

Просмотр содержимого документа
«Анализ главы «Сон Обломова» (по роману И.А. Гончарова «Обломов»)»

– Гончаров в 5 главе приступает к повествованию о молодости Обломова.

Пересказ-анализ 5 главы

Обломов, дворянин родом, коллежский секретарь чином, безвыездно живёт 12-ый год в Петербурге.

Вспомним, что значит чин Обломова (10-й чин из 14-ти).

Служба, увлечение светом – через них прошёл герой, прежде чем обосновался на диване. Обломов прослужил кое-как 2 года, но, отправив однажды бумагу вместо Астрахани в Архангельск, так перепугался, что подал в отставку.

9 главе – «Сон Обломова»

Погиб, был отброшен от прямого человеческого назначения человек с чистой и ясной душой, добрый, умный, нежный, благородный.

Сон позволяет зримо представить среду, взрастившую Илью Ильича, социальные и нравственные истоки его личности, причины его трагедии. В условиях жизни ищет искусство разгадку человеческой судьбы.

Идиллический пейзаж: природа и человек слиты, едины, и, кажется, небо, которое способно защитить обломовцев от всех внешних проявлений, «там ближе к земле», и это небо распростёрлось над землёй, как домашняя кровля.

Такая атмосфера мира Обломовки передаёт полное согласие, гармонию в этом мире.

Как природа оказала влияние на характер Обломова?

На широкий и мягкий характер Ильи Ильича оказала влияние среднерусская природа с мягкими очертаниями отлогих холмов, с медленным, неторопливым течением равнинных рек, которые разливаются в широкие пруды, то стремятся быстрой нитью, то чуть ползут по камушкам, будто задумавшись.

Ни страшных бурь, ни разрушений не бывает в том краю.

Сказочная атмосфера царит в Обломовке. Природный ландшафт здесь словно игрушечный, найдите в тексте подтверждения этому тезису.

(«Горы там как будто модели тех страшных где-то воздвигнутых гор…») или «мастерски нарисованный» на «живописных этюдах».

Обломовка – обыкновенная барская усадьба с крепостническим укладом, с другой же стороны, она изображена художником как «чудный край», «благословенный уголок земли», жизнь в котором течёт по своим внутренним законам.

– Какие Первейшие жизненные потребности обломовцев?

Еда и сон. Символом обломовской жизни стал послеобеденный всепоглощающий сон:. С каким упоением предаются обломовцы сну! Никто и ничто не в силах «противиться обаянию сна»: ни человек, ни матушка-природа. Даже воздух «сонно висит без движения», даже солнце будто дремлет, «стоит неподвижно». Нет места духовности.

Кроме того, сравните семантику глаголов и зависимых от них слов в описании полдня?

И здесь преимущественно глаголы недейственной семантики, усиленной и подчёркнутой распространителями, выражающими состояние неподвижности, статичности: неподвижно, без движения, сладким сном. А если глагол и обозначает действие, то либо неактивное (разбрелись, повалил, прикрыв), либо такие, «активная» семантика которых снимается словесным окружением (не шелохнётся, перестал струиться).

Полным контрастом этой статичной картине выступает описание поведения Илюши во время «всеобщего послеобеденного сна»

В этом описании мы видим главным образом глаголы конкретного действия (искал, ловил, забирался, роется, отыскивает, мчится).

Причём подбор однокоренных слов и синонимов усиливает живописность картины подчёркиванием семантических оттенков (убегал, взбегал, обегал, выбежит, сбегать; слушал, прислушивался; смотрит, осмотрит; ср.: следил глазами, наблюдал).

Выразительны и сопутствующие глаголам слова, передающие динамику движений мальчика и его радостное, восторженное активное восприятие мира, противоположное всеобщей апатии окружающих: на цыпочках, пристально, с замирающим сердцем, с наслаждением, боясь дохнуть, всласть, дрожа от страха, ни жив ни мёртв.

Подробно Гончаров описывает изготовление «исполинского пирога», поедаемого в течение целой недели.

Символом чего является Пирог, которого хватает всем, начиная от господ и кончая дворником Антипом?

Служит в романе символом всеобщего равенства и земного благополучия.

Развивая мечтательность, сказка только больше привязывала мальчика к дому. Ведь в сказках живёт та же Обломовка, только поэтически украшенная; няня.

Какие сказки рассказывает няня маленькому Илюше?

В Обломовке всё овеяно сказкой про «Емелю-дурачка», про «добрую волшебницу, являющуюся… в виде щуки» и осыпающую его «ни с того ни с сего разным добром», про «неслыханную красавицу Милитрису Кирбитьевну», про «неведомую сторону», где «текут реки мёду и молока». Духовная жизнь такого рода культивирует созерцательность, бездействие. Псевдожизнью подменяется подлинная жизнь.

Не случайно у воспитанного в атмосфере сказки Ильи Ильича и во взрослом состоянии «сказка… смешалась с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка».

Расскажите об отношении обломовцев к труду. Труд воспринимали как наказание, избавление от которого возможно и должно. Жители очень боятся хлопот, волнений, перемен. Бездействие и безделие здесь возведены в культ.

Как влияет на характер обломовцев то, как они воспринимают время и пространство?

Идиллическим обломовцам вместе с тем присущи мягкость, сердечность и благодаря этому человечность.

Строго ограниченное пространство живёт по своим вековечным традициям, ритуалам. Любовь, рождение, брак, труд, смерть – вся жизнь Обломовки сводится к этому кругу и так же неизменна, как смена времён года.

Вспомним, насколько знаковы обряды и обычаи для обломовцев?

Кажется, вся жизнь их состоит только из одних обрядов и ритуальных праздников. Отсчёт времени ведут по праздникам или по семейным событиям. То, что для обыкновенного человека считается вполне естественным, здесь возведено в ранг мистического бытия – обломовцы смотрят на мир как на таинство, святость.

Особое отношение у обломовцев к приметам: в них мир подаёт человеку знаки, предупреждает его, диктует свою волю. Что будет, Если в зимний вечер погаснет свеча? И дальше начнётся заинтересованное обсуждение этого вопроса, кто бы это мог быть, но в том, что гость будет, в этом никто не сомневается.

Какой Вывод мы можем сделать, исходя из вышесказанного?

По мнению Гончарова, именно первые бессознательные детские впечатления формируют натуру будущего человека. Детство, отрочество – в них начало судьбы Обломова, недаром картины патриархальной жизни в родном доме (какие?) навсегда остались для И. И. идеалом настоящей жизни – спокойной, сытой. И никакие последующие влияния – книги, университетский быт, служба в Москве – не смогли его серьёзно поколебать.

И это, по Гончарову, естественно, потому что в обломовском доме воспиталось в Илюше и чувство избранничества, на которое опирается его убеждение «я – другой» и бессознательный эгоизм, чуждый его кроткой и доброй натуре. А главное, с детства заложены в герое основы нравственного иждивенчества, предопределившие трагедию его жизни.

Как думаете, для чего автору нужен «Сон Обломова» в композиции романа? «Сон Обломова» и должен объяснить, почему И. И. стал таким, каким он показан в начале романа. Характер героя – объективный результат условий рождения и воспитания. Он, как жидкость, принял форму сосуда, в который был налит.

Если в первых главах Обломов был представлен читателю как воплощение своей среды, то «Сон Обломова» доказал правомочность такого представления. Нет никаких намёков на способность героя противостоять сложившемуся порядку жизни: более того, сами потенциальные задатки сопротивления среде (природная живость, любознательность) подавляются в ребёнке воспитанием.

Положительные моменты обломовской жизни

Отрицательные моменты обломовской жизни

1. Единение людей с природой, природа антропоморфна, у человека нет страха перед ней.

2. Единение людей друг с другом, любовь родителей к Илюше.

1. Отгороженность Обломовки от внешнего мира, даже страх обломовцев перед ним (история с оврагом, галереей; в Обломовке нет календаря; страх перед письмом).

2. В Обломовке нет места злу, самое большое зло – это «кража гороху по огородам».

1.«Распорядок дня обломовца». Из него видно, что жизнь – это механическое повторение еды и сна (равного смерти), пустых вечеров и бесплодных разговоров.

2. Детали, нарушающие размеренность жизни обломовцев (шатающееся крыльцо, изба Онисима Суслова, рухнувшая галерея). Все это показывает неумение обломовцев трудиться, отношение их к труду как к наказанию, надежда во всем на «авось».

2. Формирование поэтического духовного начала в ребенке при помощи сказок, фольклора.

1. Излишняя любовь, ведущая к ограждению от собственной деятельности.

2. Сказки рождают бесплодные мечтания о том, что в жизни без труда может произойти чудо, а это приводит к полной пассивности героя.

Источник

И.А.Гончаров: русский герой и русская сказка

К сожалению, научная биография Гончарова пока еще не написана, причем особенно темным периодом для исследователей является детство Гончарова. В частности, мы почти ничего не знаем о том, как шло соприкосновение будущего писателя с устным народным творчеством в этот чрезвычайно важный период его жизни. Ведь именно в детстве писатели, как правило, органично усваивают «золотой запас» народного творчества. В автобиографиях писатель никак не акцентирует знакомство с фольклором, но все-таки отмечает в одной из них, что находил «в лакейской дома у себя сказки о Еруслане Лазаревиче, Бове Королевиче и другие, читал и их» (VIII. 221). [5] Сказки эти были чрезвычайно популярны в то время. Брат Ф. М. Достоевского А. М. Достоевский вспоминал: «В наше время, т. е. во время нашего детства, были очень распространены так называемые лубочные издания сказок: про «Бову королевича», «Еруслана Лазаревича» и т. п. Это были тетради в четвертушку, на серой бумаге, напечатанные лубочным способом или славянскими, или русскими буквами, с лубочными картинками вверху каждой страницы. Таковые тетрадки и у нас дома не переводились». [6] Очевидно, с этими изданиями имел дело и мальчик Гончаров. Между прочим, сказка о Еруслане Лазаревиче эхом отзовется в романе «Обломов»: «Он любит вообразить себя иногда каким-нибудь непобедимым полководцем перед которым не только Наполеон, но и Еруслан Лазаревич ничего не значит» (Ч. 1, гл. VI).

Ясно, что лакейская никогда не была для писателя единственным или, тем более, главным источником познания народного творчества. Несомненно, главную роль в этом сыграла его няня. О ней романист упомянул в воспоминаниях «На родине», а также в письмах к родным. Звали ее Аннушкой, Анной Михайловной. Она оказала на маленького Ваню Гончарова огромное влияние, о чем, к сожалению, совершенно умалчивает академическая наука. Именно она открыла для будущего писателя сокровищницу русского фольклора. На всю жизнь Гончаров сохранил к няне сердечную любовь. Это глубокое благодарное чувство к Анне Михайловне отмечают мемуаристы. Так, племянник писателя М. В. Кирмалов пишет: «Иван Александрович нежно любил свою няню Аннушку. Я хорошо помню эту старушку, нянчившую и меня и жившую в то время на покое у бабушки моей Александры Александровны в Хухореве. В ее слабом, иссохшем теле жила кристально чистая душа ребенка, полная до краев любовью к детям и ко всем домашним. «. [7] Перед нами вполне классический со времен Арины Родионовны образ своеобразной «литературной няни»: чем-то оказалась она слишком дорога писателю, помнившему ее до конца своей жизни. И это «что-то», думается, верно обозначено в воспоминаниях Г. Н. Потанина: «волшебные сказки»! В отличие от Пушкина, автор «Обломова» не посвящал своей няне отдельных литературных произведений, но заслуживает внимания образ няни, например, в «Сне Обломова». Здесь явно чувствуются личные впечатления автора. Няня дает маленькому Илюше сказочное, мифологическое объяснение мира, которым довольствуется сама. При этом она развивает в ребенке воображение и поэтическое мировосприятие:

— Оттого, батюшка, что солнце идет навстречу месяцу и не видит его, так и хмурится; а ужо, как завидит издали, так и просветлеет.

Можно не сомневаться, что эти перлы народного воображения и поэзии Гончаров узнал от своей няни, Аннушки. В романе он как бы вспоминает, как он «в бесконечный зимний вечер робко жмется к няне, а она нашептывает ему о какой-то неведомой стороне, где нет ни ночей, ни холода». В «Сне Обломова» указан репертуар, видимо, близкий репертуару реальной няни Гончарова: «Она повествует ему. об удали Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, о Полкане-богатыре, о Колечище прохожем». Здесь же сказка о Жар-птице, Емеле-дураке, Медведе на деревянной ноге. Въяве видим мы и манеру Анны Михайловны рассказывать чудные народные сказки: «Рассказ лился за рассказом. Няня повествовала с пылом, живописно, с увлечением, местами вдохновенно, потому что сама вполовину верила рассказам. Глаза старухи искрились огнем: голова дрожала от волнения; голос возвышался до непривычных нот». Свое восприятие этих рассказов Гончаров также описывает: «Ребенок, объятый неведомым ужасом, жался к ней со слезами на глазах. ребенок не выдерживал: он с трепетом и визгом бросался на руки к няне; у него брызжут слезы испуга, и вместе хохочет он от радости, что он не в когтях у зверя, а на лежанке, подле няни».

В творческом сознании писателя сказка присутствует постоянно и проявляется порою очень неожиданно. Как ассоциативный фон она ясно ощущается в описании кругосветного путешествия в книге «Фрегат «Паллада»». Так, при посещении Японии Гончаров восклицает: «9-го августа, при той же ясной, но, к сожалению, чересчур жаркой погоде, завидели мы тридесятое государство. Вот этот запертой ларец, с потерянным ключом. » (Ч. 2, гл. I). Или: «Мне не верилось, что всё это делается наяву. В иную минуту казалось, что я ребенок, что няня рассказала мне чудную сказку о неслыханных людях, а я заснул у ней на руках и вижу всё это во сне. Да где же это я в самом деле?» (Ч. 2, гл. III). Гончаров может вспомнить сказку и в дружеском письме: «. Я духом не смутился, а только, обращаясь мысленно к автору, вспомнил одно место из древних сказок: «дурень ты, дурень, неразумный ты бабин, то же бы слово, да не так бы молвил». » [8]

Еще Н. Д. Ахшарумов, несколько сузивший образ Ильи Обломова параллелью с Емелей-дурачком, призывал читателей вглядеться попристальнее в Обломова: «. и вы увидите, что он недалеко ушел от Емели-дурачка. Обломов больше развит, и потому идеал его гораздо сложнее; но если внимательно сверить его с идеалом Емели, то едва ли окажется какое-нибудь существенное различие». [9] Разговор о бессильном богатырстве Ильи Обломова окрашен в романе в сказочные тона. То же касается и Тарантьева: «В петербургской службе ему нечего было делать с своею латынью и с тонкой теорией вершить по своему произволу правые и неправые дела; а между тем он носил и сознавал в себе дремлющую силу, запертую в нем враждебными обстоятельствами навсегда, без надежды на проявление, как бывали запираемы, по сказкам, в тесных заколдованных стенах духи зла, лишенные силы вредить» (Ч. 1, гл. III).

Сам Гончаров, судя по «Сну Обломова», в детстве выслушал от няни Анны Михайловны немало волшебных сказок. Впрочем, упомянул здесь писатель всего несколько: сказку «о Емеле-дурачке» («Емеля-дурак», «По щучьему велению»), сказку «о Жар-птице» («Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке»), сказку «о медведе с деревянной ногой» («Медведь»). Последнюю сказку о медведе Гончаров подробно цитирует, приводя из нее слова медведя, отправившегося на поиски своей ноги: «Скрипи, скрипи, нога липовая; я по селам шел, по деревне шел, все бабы спят, одна баба не спит, на моей шкуре сидит, мое мясо варит, мою шерстку прядет». Судя по этой цитате, романист не пользовался сборником сказок Афанасьева, а скорее всего просто хорошо помнил сказки своего детства, приводя какой-то поволжский вариант текста сказки о медведе на липовой ноге.

Емеля-дурак, а вместе с ним и Обломов делают установку не на здравый смысл, не на «земное» разрешение проблем жизни, а на «запредельное», на «Божий промысел». И в этом главную роль играет то обстоятельство, что сказочный дурак живет не умом, а сердцем. Им-то, сердцем и постигается запредельное, внелогичное, неземное. Кто из умных братьев Емели поверил бы обещаниям щуки и отпустил ее?

Работа выполнена при поддержке РГНФ. Грант 08-04-00079а «И.А.Гончаров и мировой литературный процесс».

Источник

Сон Обломова. Анализ 9 главы в романе Гончарова «Обломов»

Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Смотреть фото Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Смотреть картинку Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Картинка про Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Фото Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова

Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Смотреть фото Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Смотреть картинку Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Картинка про Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Фото Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова

Содержимое разработки

Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Смотреть фото Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Смотреть картинку Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Картинка про Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Фото Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова

Сон Обломова Анализ 9 главы романа И.А.Гончарова «Обломов»

Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Смотреть фото Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Смотреть картинку Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Картинка про Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Фото Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова

1) вспомнить функцию сна в художественном произведении;

2) познакомиться с композиционной особенностью использования «Сна Обломова»;

3) выявить положительные и отрицательные черты жизни обломовцев, которые повлияли на характер Ильи Ильича.

Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Смотреть фото Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Смотреть картинку Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Картинка про Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Фото Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова

Беседа по пройденному материалу:

Какова роль визитеров в начале романа?

Какую суть жизни воплощает каждый из этих героев?

Отношение Обломова к образу жизни каждого из них: есть ли это цель, смысл жизни, по мысли Обломова?

Согласны ли вы с Обломовым? Аргументируйте свое мнение.

Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Смотреть фото Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Смотреть картинку Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Картинка про Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Фото Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова

Вспомните содержание 5 главы романа:

Какова его жизнь в Петербурге?

Каково его отношение к начальнику?

Почему оказался на диване?

Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Смотреть фото Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Смотреть картинку Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Картинка про Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Фото Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова

Для автора очень важна жизненная позиция главного героя романа «Обломов».

В какой композиционной части романа наиболее полно показан процесс формирования героя?

Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Смотреть фото Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Смотреть картинку Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Картинка про Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Фото Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова

В главе «Сон Обломова».

Давайте вспомним, в каких изученных нами ранее произведениях присутствовала тема сна?

Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Смотреть фото Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Смотреть картинку Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Картинка про Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Фото Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова

В чем, по-вашему, функция сна в произведениях?

Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Смотреть фото Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Смотреть картинку Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Картинка про Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Фото Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова

Функция сна в произведениях:

Какие функции из перечисленных выполняет сон в произведении И.А. Гончарова?

Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Смотреть фото Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Смотреть картинку Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Картинка про Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Фото Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова

Функция сна в романе «Обломов»:

Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Смотреть фото Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Смотреть картинку Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Картинка про Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Фото Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова

Какова композиция этой главы?

Из скольких частей состоит (условно)?

Как вы это определили?

Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Смотреть фото Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Смотреть картинку Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Картинка про Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Фото Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова

«Сон Обломова» состоит из 4-х частей:

1. «Благословенный уголок земли» (экспозиция).

2. Семилетний Обломов в родительском доме. Распорядок дня. Воспитание мальчика. Восприятие окружающего мира.

3. Чудесная страна. Сказки няни.

4. Обломову 13-14 лет. Образование Обломова. Взгляды обломовцев на жизнь.

Как такое расположение частей главы романа помогает понять характер героя?

(Сформулировать ответ письменно в тетради)

Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Смотреть фото Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Смотреть картинку Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Картинка про Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Фото Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова

Анализ 1 части сна: «Благословенный уголок земли» (экспозиция)

«Где мы? В какой благословенный край перенес нас сон Обломова? Что за чудесный край!»

Вспомните описание утра;

Каков полдень? Каков вечер?

Как вы думаете, почему так подробны пейзажные зарисовки?

С какой целью автор использует пейзаж?

Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Смотреть фото Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Смотреть картинку Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Картинка про Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Фото Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова

Анализ 2 части сна:

Семилетний Обломов в родительском доме.

Восприятие окружающего мира.

Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Смотреть фото Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Смотреть картинку Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Картинка про Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Фото Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова

Анализ 3 части сна:

Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Смотреть фото Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Смотреть картинку Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Картинка про Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Фото Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова

Анализ 4 части сна:

Взгляды обломовцев на жизнь.

Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Смотреть фото Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Смотреть картинку Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Картинка про Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Фото Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова

Каждая часть – ряд ярких эпизодов из детства Обломова, совершенно разных по тематике, но связанных общей идеей, задачей писателя.

Автор показывает читателям истоки характера героя:

как природа, уклад жизни семьи, взгляды на жизнь и образование повлияли на формирование характера главного героя.

Какими средствами создаётся идиллия жизни в Обломовке?

Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Смотреть фото Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Смотреть картинку Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Картинка про Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Фото Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова

Использование средств устного народного творчества в создании образа Обломовки:

а) особая пространственно-временная организация, характерная для русской волшебной сказки; отгороженность Обломовки от остального мира, восприятие остального пространства обломовцами как чужого и фантастического;

б) наличие своей волшебной силы (сон) и своего закона в этом мире (безделие);

Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Смотреть фото Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Смотреть картинку Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Картинка про Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Фото Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова

Отражение древнего представления о «золотом веке» в жизни обломовцев:

а) спокойствие, отсутствие дурных наклонностей у обломовцев;

б) духовная щедрость;

Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Смотреть фото Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Смотреть картинку Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Картинка про Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Фото Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова

Черты христианского образа рая в главе «Сон Обломова»:

б) мир вечного тепла, солнца (зима, благодаря запасам, тёплой печке, воспринимается как продлённое лето);

Какой образ является в главе «Сон Обломова» центральным, объединяющим все его фрагменты?

Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Смотреть фото Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Смотреть картинку Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Картинка про Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Фото Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова

Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Смотреть фото Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Смотреть картинку Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Картинка про Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Фото Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова

Какое дополнительное (историческое) прочтение получает образ Обломовки в контексте той борьбы идей середины XIX века в России, о которой говорилось на уроках?

Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Смотреть фото Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Смотреть картинку Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Картинка про Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Фото Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова

Обломовка в этом контексте воспринимается в качестве идиллической модели патриархальной России.

Итак, нравственный идеал Обломова – цельная гармоничная личность.

Именно этим объясняется поэтизация патриархального уклада жизни, его эстетизация.

Однако совпадает ли идеал героя с идеалом автора?

Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Смотреть фото Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Смотреть картинку Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Картинка про Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Фото Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова

Автор же, любуясь естественностью, добросердечностью патриархальных отношений, видит их ущербность.

Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Смотреть фото Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Смотреть картинку Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Картинка про Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Фото Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова

Реализация домашнего задания: (работа в тетради)

Запишите положительные и отрицательные стороны жизни обломовцев:

Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Смотреть фото Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Смотреть картинку Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Картинка про Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Фото Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова

Положительные стороны жизни обломовцев:

1. Единение людей с природой, у человека нет страха перед ней.

2. Единение людей друг с другом, любовь родителей к Илюше.

4. В Обломовке нет места злу, самое большое зло – это «кража гороху по огородам».

6. Формирование поэтического духовного начала в ребенке при помощи сказок, фольклора.

Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Смотреть фото Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Смотреть картинку Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Картинка про Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Фото Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова

Отрицательные стороны жизни обломовцев:

1. Отгороженность Обломовки от внешнего мира, даже страх обломовцев перед ним (история с оврагом, галереей; в Обломовке нет календаря; страх перед письмом).

2 Распорядок дня обломовца: из него видно, что жизнь – это механическое повторение еды и сна (равного смерти), пустых вечеров и бесплодных разговоров.

3. Детали, нарушающие размеренность жизни обломовцев (шатающееся крыльцо, изба Онисима Суслова, рухнувшая галерея). Все это показывает неумение обломовцев трудиться, отношение их к труду как к наказанию, надежда во всем на «авось».

4. Излишняя любовь, ведущая к ограждению от собственной деятельности.

5. Сказки рождают бесплодные мечтания о том, что в жизни без труда может произойти чудо, а это приводит к полной пассивности героя.

6.Воспитание Обломова «по-обломовски».

Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Смотреть фото Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Смотреть картинку Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Картинка про Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Фото Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова

Итак, мы с вами отразили противоположные стороны жизни Обломовки.

И чаще всего, самого героя романа оценивали, лишь учитывая одну сторону, повлиявшую на его жизнь.

Вот два высказывания критиков, подумайте, какую сторону они приняли в Обломове?

Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Смотреть фото Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Смотреть картинку Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Картинка про Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова. Фото Какие элементы русских народных сказок использует гончаров в этой главе сон обломова

Н. Добролюбов : «В книге Гончарова предстает перед нами живой современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью. В чем черты обломовского характера? В совершенной инертности, происходящей от апатии ко всему, что делается на свете…»

А. Дружинин : «Заспанный Обломов, уроженец заспанной и все-таки поэтической Обломовки, свободен от нравственный болезней… Он не заражен житейским развратом. Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич во многом оставил за собой чистоту и простоту ребенка, которые ставят мечтательного чудака выше предрассудков своего века».

Кто из этих исследователей, по-вашему, прав?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *