Какие лозунги французской революции претворяются в романе чернышевского в четвертом сне веры
Анализ 4 сна Веры Павловны (роман Чернышевского «Что делать?»)
В романе Вере Павловне снится несколько снов, которые раскрывают не только характер героини, но и предполагаемое социальное устройство будущего общества. Чернышевский уделяет огромное внимание деталям предполагаемой утопии.
В первом сне Вера видит себя заточенной в подвале. Внезапно освободившись, она оказывается в цветущем поле, позже же происходит ее выздоровление. Сон демонстрирует душевное исцеление героини. Теперь она не является вульгарной и гулящей женщиной. Момент, где Вера во сне помогает освобождать и других девушек из подвала повествует о том, что она также способна помогать попавшим в аналогичную беду.
Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!
Связаться с нами:
Второй сон иллюстрирует следующее: Лопухов и Мерцалов прогуливаются в поле, рассуждая на тему грязи. словно разделяют грязь на естественную и фантастическую, демонстрируя мир возрождающийся и гниющий. Вера видит свою мать, а далее старую знакомую, которая настоятельно рекомендует девушке перестать обижаться на родительницу. Смысл данного сна в том, что Вера как бы избавляется от психологического давления прошлого: забывает о распутной жизни, прощает жестокость матери.
В следующем сне Вера понимает, что только она должна распоряжаться собственной жизнью и чувствами. Читая с певицей Бозио несуществующий дневник, героиня осознает, что любит Кирсанова, но не мужа. Это один из важнейших элементов эмансипации, который делает женщину полноправной хозяйкой своего тела и своей души.
Наконец в четвертом сне героиня видит всевозможных богинь, среди которых и она — повелительница собственной судьбы. Так же он видит намек на государственную и политическую утопию — рай, где все свободны, где царствует равенство. Картину четвертого сна следует рассматривать через призму нынешнего положения женщины и, собственно, завершения мира — появления нового государства. Итак, Вера независимая и свободная духовно и физически девушка, которая определенно хочет сама строить жизнь, распоряжаться чувствами.
Отдельно также трансформируется не только сама героиня, но и государство. Из «грязного» и полного лживыми чиновниками оно становится раем. По сути, это намек автора на необходимость проведения реформ. Данная точка зрения подтверждается и тем, что Чернышевский был ярким сторонником равенства и преобразования современной ему картины политической России. В конце четвертого сна держава уже — общество будущего, где главенствуют социалистический принципы «свободы, равенства и братства».
План-конспект урока литературы на тему: «Четвертый сон Веры Павловны (по роману Н.Г. Чернышевского «Что делать?»)
урока литературы в 10а классе
1.Ф.И.О. Черепанова Н.В.
2.Место работы МБОУ СОШ № 15
3.Должность учитель русского языка и литературы
6.Тема урока «Четвёртый сон Веры Павловны»
(по роману Н.Г.Чернышевского «Что делать?»)
Расширить представления учащихся о «новых людях», помочь почувствовать их самобытность, красоту, богатую и напряжённую умственную жизнь.
определить значение сна Веры Павловны, взгляд писателя на роль женщины в обществе;
выяснить, как показано будущее в романе;
совершенствовать навыки работы с текстом произведения, развивать монологическую речь учащихся, умение анализировать и обобщать;
воспитывать социально значимую личность, умеющую ценить труд, знания, красоту, готовую служить Отечеству.
работа с разными источниками информации, работа с текстом художественной литературы, поиск ответа на проблемный вопрос
11.Формы работы обучающихся:
12.Необходимое техническое оборудование:
Словарь С.Ожегова, тексты романа «Что делать?» Н.Чернышевского
Организационный момент. Сообщение темы, задач урока.
— Сегодня на уроке мы продолжим работу по анализу глав из романа Н.Чернышевского «Что делать?»
— Тема нашего урока: «Четвёртый сон Веры Павловны»
— Эпиграфом к уроку возьмём слова Н.Чернышевского:
…будущее светло и прекрасно.
Любите его, стремитесь к нему, работайте для него,
приближайте его, переносите из него в настоящее,
сколько можете перенести.
Н.Г.Чернышевский. Роман «Что делать?»
1) выяснить значение сна и романа;
2) определить взгляд писателя на роль женщины в обществе;
3) рассмотреть, как показано будущее в романе.
Повторение. Актуализация знаний.
Когда и где родился Н.Чернышевский?
Какое образование он получил?
Он учился в Саратовской духовной семинарии,
затем в Петербургском университете на отделении
общей словесности философского факультета.
Какие языки он знал?
К 16 годам он знал английский язык, немецкий,
французский, греческий, латинский, польский,
В каком журнале работал Чернышевский?
В журнале «Современник»
Какое направление журнала «Современник» определилось под руководством Некрасова и Чернышевского?
Почему Чернышевский был арестован?
7 июля 1862 года он был арестован.
Поводом к аресту послужила прокламация
«Барским крестьянам от их доброжелателей поклон»
Когда состоялась гражданская казнь Чернышевского?
18 мая 1864г. На его груди была прикреплена
дощечка с надписью «Государственный преступник»
Каково было решение суда?
14 лет каторжных работ в рудниках,
с последующим поселением в Сибири.
Когда был написан роман «Что делать?»
Декабрь 1862г. – апрель 1863г.
Почему цензура пропустила роман в печать?
Содержание глав не вызвало опасений.
«Первое следствие дурацкого дела»
«Жизнь Веры Павловны в родительском семействе»
«Первая любовь и законный брак»
«Замужество и вторая любовь»
«Новые лица и развязка»
Кому посвящён роман «Что делать?»
Ольге Сократовне, жене писателя
Что можно сказать о жанре романа?
Какие проблемы поднимает автор?
-что делать для избавления народа от страданий?
— каким будет будущее?
— что из настоящего можно взять в будущее?
— какова роль женщины в обществе?
Почему Рахметова называют «особенным человеком»?
Сообщение ученика о Рахметове.
— Что такое ригоризм? Почему Рахметова называют ригористом?
Ригоризм – чрезмерная строгость, прямолинейность в соблюдении нравственных принципов в поведении.
Ригорист – человек, отличающийся ригоризмом.
Итак, Рахметов в романе Чернышевского – «особенный человек», ригорист, человек «другой породы», т.е. профессиональный революционер.
Умный, одарённый, отличающийся редкой трудоспособностью, он заранее готовит себя к революционной работе.
Огромно его желание освободить народ от угнетения.
— Зачем же перед «Четвёртым сном Веры Павловны», повествующем о будущем, дан рассказ о Рахметове?
Чтобы увидеть, ради чего ведётся революционная
борьба. Итог этой борьбы – светлое будущее.
«Четвёртый сон Веры Павловны»
Рассмотрим, как показано будущее в романе:
Как описывается природа? Стр.381
Природа очень красивая, природа радует
(социальная функция пейзажа)
Как выглядит город? Зачитайте. Стр.383
Дивный город, много чудных храмов, всюду статуи
Прекрасные библиотеки, музеи, театры
Что сказано о народе? Каков он? Стр.383
Народ прекрасен, он деятельный, живой, весёлый
Каково отношение к женщине? Стр.384
«…человеческого достоинства они ещё не признавали в ней…»
Какой будет жизнь в новом обществе? Гл.8, стр. 393
Много молодых, долго не стареют
Дети любят трудиться
Всё делают за людей машины
Во время труда люди поют:
им весело работать
Почему они так счастливы? Гл.10 (в конце), стр.400
Люди счастливы, потому что живут свободно,
разумно, творчески, развивая и совершенствуя
свои способности, наслаждаясь
гармонической полнотой существования.
Источником их жизни является труд.
Каково же будущее? Гл.11, стр.401
«…будущее светло и прекрасно…»
Что необходимо женщине, чтобы она была счастлива в новом обществе?
Свобода и равноправие с мужчиной
Вера Павловна, как и большинство «новых людей», рано начала работать, преодолевать невзгоды и трудности. Для неё недостаточно быть счастливой только в личной жизни. Она хочет жить для народа, бороться за освобождение других женщин. Её невозможно заставить что-либо делать против её воли.
Только когда женщина станет свободной, равноправной с мужчиной, можно говорить о свободном обществе.
Сравните Веру Павловну с Кукшиной, героиней романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».
— Что общего и в чём отличие?
Роман Н.Чернышевского «Что делать?»
Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Задумываются о положении женщины в обществе
1) много читает, помогает мужу
только рассуждает о нигилизме
2) открыла мастерскую, трудится, чтобы
приблизить приход нового времени
ничего не делает, её убеждения фальшивы и неглубоки
3) счастлива сама и думает о счастье других женщин
считает себя «эмансипе»
Сообщение ученика о «Четвёртом сне Веры Павловны»
— Значение сна – изображение светлого будущего.
— Почему роман «Что делать?» можно назвать романом-утопией?
Утопия – нечто фантастическое, несбыточное, неосуществимая мечта
1) роман зовёт к действию, учит жить
2) воспевает деятельный, свободный труд человека;
3) показывает светлое будущее;
4) раскрывает роль женщины в обществе
Н.Чернышевского волновала судьба страны, народа, он звал на борьбу за светлое будущее, как и строки его идейного союзника, поэта Н.Некрасова:
…Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К Отчизне холоден душой,
Ему нет горше укоризны…
Иди в огонь за честь Отчизны,
За убежденья, за любовь… (Н.Некрасов «Поэт и гражданин»)
— Обратимся ещё раз к эпиграфу.
Какие выводы для себя мы можем сделать после прочтения романа «Что делать?»
—Учиться, любить Родину, трудиться на благо Отечества
Домашнее задание: сочинение в форме эссе
2в. – Чем привлекает вас образ Рахметова? Что в нём вы не принимаете?
Индивидуальное задание: сообщение о жизни и творчестве Н.Некрасова
Письменно ответить на вопрос:
Можно ли назвать подвигом жизнь и творчество Н.Чернышевского? Почему?
Письменно ответить на вопрос:
Можно ли назвать подвигом жизнь и творчество Н.Чернышевского? Почему?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-124939
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В Якутии проведут первую в РФ федеральную олимпиаду по родным языкам
Время чтения: 1 минута
Петербургский Политех создал отдельное меню для вегетарианцев в своих столовых
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России планируют создавать пространства для подростков
Время чтения: 2 минуты
Для школьников к 1 сентября разработают короткие экскурсионные маршруты
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Сны Веры Павловны: смысл и значение
Автор: Guru · 09.02.2018
Каждый, кто читал произведение Чернышевского «Что делать?», наверняка отметил своеобразие композиционного построения романа. Автор делится с читателями своими мыслями, рассказывает о своих идеалах посредством описания снов главной героини. Все они воспринимаются не буквально и таят в себе скрытый смысл.
Первый сон
О чем? Героиня была в заточении в подвале, но внезапно высвободилась из плена и оказалась в поле, где желтели спелые колосья. Одновременно с этим переходом случилось выздоровление Веры: она как будто была больна параличом, но после освобождения стала чувствовать себя лучше. С ней заговорила женщина, «невеста ее жениха», в этом образе автор изобразил любовь к людям. Девушка отправляется гулять по улицам города, помогая всем встречным, ведь новая знакомая просила ее выпускать девушек из подвалов и лечить их.
Смысл. Этот сон означает освобождение Веры из среды вульгарных и ограниченных людей старой формации. Подземелье – символ «темного царства», где темнота – невежество, а духота – несвобода. Родители героини – рабы условностей и стереотипов, недаром мать учит дочь соблазнять богатого человека и выходить замуж по расчету. В их мире женщина больше ни на что не способна. Покинув семью, Вера испытывает облегчение: ей больше не надо пытаться продать себя. Если раньше она жила в страхе и злобе из-за постоянного давления матери, то после освобождения к ней действительно приходит любовь к человечеству. Она узнает, что на Земле есть другие люди, не пошлые и не глупые. К ним она и подходит на улицах во сне, испытывая радость. «Любовь к людям» называет себя «невестой жениха Веры», потому что именно Лопухов открывает героине новый мир. Просьба выпускать всех девушек вдохновит героиню на создание швейной мастерской.
Второй сон
О чем? Лопухов и Мерцалов идут в поле, где говорят о реальной и фантастической грязи. В первой протекает здоровая и естественная жизнь, появляются колосья, а вторая – гнилая и фальшивая, в нет плодородия и сути. Во время этого разговора девушка видит свою мать, погрязшую в бедности и неусыпных заботах о пропитании для семьи. Зато в тот момент на лице изнуренной женщины просветлела улыбка. Потом Вера видит, будто она сидит на коленях у офицера. Это видение сменяется сценой, где героиня не может устроиться на работу. Старая знакомая девушки, Любовь к людям, объясняет, как важно Вере простить свою мать за злость и жестокость: Марья Алексеевна всю жизнь положила на то, чтобы вывести семью из нищеты, поэтому она и ожесточилась на мир, что поставил ее в такие трудные условия.
Смысл. Первые два сна – отражение взаимоотношений Веры Павловны с теми, кто принадлежал к миру прошлого. Этих людей можно назвать пошлыми, однако их таким сделали тяжелейшие жизненные обстоятельства. Как бы они не старались, им не выбраться в люди. Весь их труд едва может прокормить, но уж никак не изменить условия жизни. Реальная грязь – это мир этих забитых нищетой обывателей, которые, тем не менее, трудятся и приносят обществу пользу. Они могут переродиться в добрых, ответственных и нравственных горожан, но им необходимо дать возможность жить, а не выживать. Фантастическая грязь – это среда праздных, незаслуженно облагодетельствованных господ, от которых никакой пользы. Их волнуют только несущественные мелочи, их внутренний мир тесен и убог. Такое положение в обществе искусственно, поэтому в нем нет естественных и подлинно чистых людей, способных на развитие. Посредством этих сюжетов Чернышевский рисует картину социального состава русского общества – бедных и богатых. Согласно автору, под хорошей почвой понимается трудовая жизнь, которая и является правильной. На ней произрастают колосья морали и нравственности. Фантастическим является отсутствие труда, паразитизм.
Третий сон
О чем? Певица Бозио берет в руки несуществующий в реальности дневник Веры и читает его вместе с ней. Там изложены подробности отношений героини с Лопуховым. Из последней страницы, которую девушка боится открывать, становится ясно, что она хочет, но не может любить супруга. Она уважает и ценит его, но их чувства – всего лишь дружеская привязанность. Вера любит Кирсанова.
Смысл. В этом сновидении героиня постигает истинную природу своих чувств и приходит к выводу, что должна свободно распоряжаться собой, несмотря на узы брака. Главное – это сердечная склонность, и если она изменилась, нужно следовать за ней, а не блюсти формальные приличия из-за боязни общественного порицания. Это один из важнейших элементов эмансипации, который делает женщину полноправной хозяйкой своего тела и своей души. Она вправе решать, с кем ей быть.
Четвертый сон
О чем? Вера видит всевозможных богинь в хронологическом порядке: языческую Астарту, древнегреческую Афродиту, «Непорочность», как отражение Богоматери и т.д. Сквозь парад богинь ее ведет красавица, в которой Вера узнает себя – раскрепощенную и независимую повелительницу нового времени. Также перед ней появляется своеобразный райский сад, где труд доброволен, все равны, свободны, никто никого и ни к чему не принуждает.
Смысл. В этом сне автор изобразил общество будущего, где главенствуют социалистический принципы «свободы, равенства и братства». Все богини отражают социальную роль женщины, которая меняется со временем: от предмета наслаждения и восхищения до вполне логичного финала – эмансипации, когда дамы становятся полноправными членами общества и носительницами многообразных социальных ролей. Если Афродита – лишь развлечение для мужчин, а Непорочность – их собственность и репродуктивный орган, то сама Вера – это независимая, умная и развитая дама, которая равна сильному полу, а не принижена и использована им.
Если первый сон представляет собой символическую картину: не только героиня покидает старый мир, но и все девушки «из подвала», наконец, вырываются на свободу, то эмансипированными они становятся уже в четвёртом сне – такой же символической картине. Обновляется всё человечество, пережитки прошлого умирают. Мы понимаем, что писатель верил в вероятность наступления светлого будущего, и что каждый, кто мог видеть такие сны, каким-то образом приближал миг всеобщего счастья и свободы.
Четвертый сон Веры Павловны, анализ
Вера Павловна видит золотые нивы, цветущие луга, леса, горы. Звучит песня радости, любви и добра. Верочка слышит рядом знакомый голос и узнает красавицу, невесту всех женихов. Они идут во дворец, в котором идет роскошный пир. Встает поэт, начинает говорить, и жизнь тысячелетий проносится в его песне.
Вот эпоха царицы Астарты. Верочка видит роскошную женщину, на руках и ногах у нее золотые браслеты, на шее ожерелье. В глазах женщины сладострастие, раболепие и бессмыслие. Эта женщина была рабыней. Там где нет равенства, там нет любви к людям.
Следующая картина явила дивный город. Древняя Греция, царица Афродита появляется перед Верой Павловной. Мужчины восхищаются женщинами, их телесными формами. В глазах женщины физическое наслаждение, мужчина ее господин, она полурабыня. Здесь тоже нет места для любви к людям.
На следующей картине рыцарский турнир. Царица Непорочность прекраснее Афины и Афродиты. Перед ней преклоняют колена, а она задумчива и грустна. Мужчины завоевывают прекрасных женщин. После того, как завоюют ее, теряют к ней интерес. Женщина становится его подданной, она лишена свободы. И здесь нет места любви к людям.
Наступает новое время. Женщина не вещь, она тоже человек. Мужчина стал разумнее, женщина получает равные права с ним. Теперь настало время для любви к людям. Она вступает на царство. Вера Павловна – умная, независимая женщина. Писатель воплотил в этом сне социалистические идеалы.
Смысл и значение снов Веры Павловны в романе «Что делать?»
Роман Николая Чернышевского «Что делать?» является уникальным не только в своем идейном направлении, но и в построении сюжета. Смысл и значение снов Веры Павловны в романе «Что делать?» аллегоричны. Ведь через них автор противопоставил свои представления о светлом будущем и несправедливости настоящего. Они описали не только судьбу самой главной героини, но и всего женского рода.
Герои романа
В своих снах главная героиня видела множество персонажей, некоторых из них она знала в жизни, а другие были лишь плодом ее воображения. Всего сны Веры заняли в романе 4 главы — Чернышевский отвел на описание каждого из них по одной.
Вера Павловна
Вера Розальская — главный персонаж романа, история ее жизни может послужить основой сочинения по роману.
Девушка выросла в Петербурге в многоэтажке на Гороховской улице. В 12 лет мать отдала ее в пансион. Еще будучи ребенком, она научилась шить, с 14 шила на всю семью, а с 16 сама учила других девушек пансиона. По характеру героиня общительная и веселая, несмотря на мещанскую угнетающую атмосферу, царившую в родном доме. Вера желает покинуть его и выходит замуж за любящего ее учителя своего брата — Дмитрия Сергеевича. Девушка не прониклась к нему чувствами, а потому жили они в разных комнатах.
Розальская решается открыть швейную мастерскую, которая в будущем стала приносить ей хороший доход. Прибыль от дела она распределяет между работницами. Девушка влюбляется в друга своего мужа — Александра Кирсанова и это оказывается взаимно. Лопухов, узнав об этом, спокойно разводится с ней и Вера находит свое счастье с любимым мужчиной.
Кирсанов и Лопухов
Кирсанов Александр стал вторым мужем Веры и был другом ее первого супруга. У мужчины привлекательная внешность, темно-русые волосы, продолговатое бледное лицо, глубокие голубые глаза и прямой нос. Он выглядит сильным и мускулистым.
Александ Матвеич родился в семье писца уездного суда. И начиная с двенадцатилетнего возраста помогал отцу на работе, а с четвертого класса гимназии давал уроки.
Александр выучился в медицинской академии и теперь возглавляет в ней кафедру и работает врачом.
Дмитрий Сергеич Лопухов был первым супругом Веры. Он родился в семье помещика. Мужчина умный, окончил гимназию, а на жизнь зарабатывал тем, что преподавал. Лопухов так сильно влюбился в девушку, что стал всячески добиваться ее. Но женившись, ему пришлось оставить обучение в медицинской академии еще до получения диплома.
Со временем мужчина осознает, что супруга влюблена в Кирсанова. Тогда он принимает решение имитировать самоубийство и уехать в Америку. Тем самым он освободил девушку от брачных уз. После того как двое его близких людей поженились, он вернулся на родину. Но тогда мужчина уже носил имя Чарльз Бьюмонт. Вскоре он женился на Екатерине Полозовой и раскрыл правду о своем поступке другу и бывшей жене. Тогда две семьи поселились рядом.
Первое сновидение
В первом из четырех снов Вера Павловна оказалась заточена в темнице. Но она внезапно вырвалась из страшного плена и очутилась посреди поля желтых спелых колосков. Героине показалось, что в момент, когда она переместилась, она словно исцелилась от какой-то страшной болезни, подобной параличу. Ведь оказавшись в поле, она тут же начала чувствовать себя в разы лучше и дышать стало легче.
С Верой заговорила девушка, которая была невестой ее жениха, этим образом Чернышевский хотел отобразить любовь к людям. После разговора героиня романа пошла гулять по улицам города, помогая всем на своем пути. Она доставала женщин из темниц и исцеляла их, ведь новая знакомая попросила ее сделать это.
Первый сон можно расшифровать, как символ спасение Веры от пошлых людей старого типа мышления. В подвале душный воздух — это рабство, а темнота — непросвещенность, отсутствие знания. Родители девушки закованы в цепи условностей и стереотипов, а потому мама наставляла ее выходить замуж только за богатого мужчину, по расчету, а не по любви. В их головах крепко засела мысль, что женщина в своей жизни больше ни на что не сгодиться.
Оставив семью, Вера испытала чувство облегчения, ведь больше не было надобности стараться продать себя подороже.
Ранее она боялась из-за вечного давления со стороны матери, но теперь к ней пришла настоящая любовь к людям. Но все же именно горький жизненный опыт помог героине осознать нужды человечества и то, что она должна вызволить девушек из темниц, помочь им начать жить независимо и добродетельно. А потому, чтобы дать возможность им честно работать, Вера открывает швейную мастерскую.
Второй сон
Краткое содержание второго сна следует начать с описания картины, где Мерцалов и муж Веры шагают по полям и рассуждают о видах грязи. В реальной грязи, по мнению Лопухова, может зародиться новая жизнь, а фантастическая же лишена плодородия и всякого смысла. Наблюдая за мужчинами, Вера замечает свою маму, поглощенную заботами о пропитании семьи и о том, как выкарабкаться из бедности. Но в этот момент она впервые за долгое время увидела на ее уставшем лице улыбку.
Сцена меняется, и девушка видит себя, сидящей на коленях у офицера. Уже в следующее мгновенье она пытается устроиться работать. Тогда ее знакомая, Любовь к людям, начала ей объяснять, как важно для самой Веры простить свою мать. Мария Алексеевна всю свою жизнь неустанно старалась вывести семью из злыдней, оттого и стала такой жестокой в мире, что поставил ее в невыносимо трудные условия бытия.
Первые 2 сна Веры в романе «Что делать» отображают ее взаимоотношения с людьми прошлого. Их можно называть пошлыми и злыми, но такими они стали под влиянием тяжелых обстоятельств жизни. Несмотря на жаркое рвение им никак не выбраться в люди. Работа сможет их прокормить, но не поменять условия жизни. Настоящая грязь — это мир этих затоптанных нищей жизнью людей, которые все же трудятся и приносят пользу. Все они все еще могут стать нравственными добродетельными людьми, но для этого у них должна появиться возможность начать жить по-настоящему.
Фантастическая гнилая грязь отображает общество, незаслуженно названных благодетелями горожан, которые не приносят никакой пользы. Каждого из этих людей беспокоят лишь нелепые, не ценные вещи, а их мировоззрение бедное и жалкое, несмотря на наличие у них богатства. Весь их класс появился искусственным путем, а потому среди его представителей не найти по-настоящему искренних людей, способных улучшать себя и окружающий мир.
На примере этих сюжетов Чернышевский отображает социальный состав русского общества тех лет, который делится на бедных и богатых. По его мнению, на хорошей почве зарождается трудовая жизнь, которая есть единственно правильная. Только на ней могут прорасти колоски морали. Гнилым и фантастическим выступает отсутствие труда.
Осознание любви
В третьем сне девушка видит певицу, держащую в руках ее дневник. Они вместе садятся и начинают его читать. Вера видит, что на страницах своего дневника, она изложила историю отношений с Лопуховым. Приближаясь все ближе к последней странице, она понимает, что хотела бы, но никогда в жизни не сможет полюбить своего мужа. Вера его всей душой уважает и очень ценит, но это не имеет ничего общего с любовью. Истинные чувства она испытывает к Кирсанову.
Проведя анализ этого сновидения, девушка осознает, кого она любит на самом деле. И понимает, что она сама вольна распоряжаться собой и своим телом, не обращая при этом внимания на узы брака. Ведь главное в этой жизни — к кому лежит сердце. И если оно стало симпатизировать другому человеку, нужно идти вслед за этим чувством, а не оставаться пленником ненавистных отношений в страхе быть осужденным обществом. Это осознание является ключевым элементом эмансипации, который дает женщинам возможность самостоятельно собой управлять. Ведь только она сама вправе решать с кем быть и кого любить.
Обретение свободы
В четвертом сне Вера снова оказывается посреди поля. На этот раз оно наполнено цветами и благоухающими ароматами. Она видит, как по нему навстречу ей шагают богини:
Вслед за ними в хронологическом порядке идут другие великие женщины, а в конце девушка видит, как одна из богинь ведет за руку ее саму. Но во сне она другая — независимая и волевая представительница новой эпохи женского рода. Проводница девушки сообщает ей, что царство трех цариц пало, и теперь она новая богиня. Она нарекает ее на равноправие. После этого Вера видит прекрасный сад, в котором все люди равны, а труд доброволен. В этом месте уже никто никого не принуждает.
Значение сна в романе «Что делать?» заключается в отображении автором России будущего. В этой новой переродившейся стране будут править 3 ключевых принципа:
Каждая из цариц отображает роль и место женщины в обществе, которое с течением времени ушло от предмета наслаждения до эмансипации.
Теперь представительницы женского пола такие же полноправные члены общества, имеющие множество ролей в социуме, как и мужчины. А потому Вера, как и ее сверстницы — это сильная девушка, уважаемая мужчинами, а не использованная ними.
Если первое сновидение — это лишь аллегория, в которой не только Вера покидает старый мир, но и все девушки обретают свободу, то независимыми они становятся лишь в четвертом сне, непосредственно повлиявшем на мышление главной героини. Все человечество перерождается и начинает мыслить по-новому.