какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы

Задание 311 Повторение 9 класс Разумовская М.М.

Привет, помогите с текстом.
Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.
Что (бы) (не) заблуди(т, ть)ся в лесах надо знать пр..меты. Находить пр..меты или созд..вать их очень увл..кательное занятие. Пр..меты связа(н, нн)ы (со) всем с цветом неба с росой и туманом с криком птиц и яркостью звёздного света. В пр..метах заключе(н, нн)о много точ(?)ного знания и поэзии. Есть пр..меты простые и сложные. Самая простая примета это дым костра. То он подыма..(т, ть)ся столбом к небу свободно струи(т, ть)ся (в) верх, выше самых высоких ив, то стел..(т, ть)ся туманом по траве то меч..(т, ть)ся вокруг огня. И вот к прел..сти ночного костра и горькому запаху дыма треску сучьев перебеганию огня и пушистому белому пеплу присоед..ня..(т, ть)ся ещё и знание завтр..шней погоды. Глядя на дым можно точ(?)но сказать будет ли завтра дождь ветер или снова как сегодня солнце подым..(т, ть)ся в глубокой тиш..не, в синих прохладных туманах.
(К. Паустовский.)
Выполните следующие задания:
I. Восприятие текста.
1. Выразительно прочитайте текст, обозначив интонационные особенности каждого предложения, соблюдая правила произношения и ударения.
2. Определите стиль текста, обоснуйте ответ.
3. Определите тип речи текста.
4. Озаглавьте текст. Что отражено вами в заголовке: тема или основная мысль высказывания?
II. Анализ языковых единиц.
1. Проведите лексический разбор выделенного дважды в тексте слова. Чем отличаются формы этого слова? Какой словарь поможет провести такой разбор и объяснить необычное написание и употребление этого слова в тексте?
2. Проведите анализ слова прохладных по плану:
а) фонетический анализ;
б) разбор по составу;
в) лексический разбор;
г) морфологический разбор.
3. Укажите слова в переносном значении (эпитеты, метафоры, олицетворения).
4. Назовите наречия. Укажите, как они образованы.
5. Найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах предложения. Составьте схему предложения, а затем придумайте предложение, соответствующее этой схеме.
6. Разберите по членам предложения, в которых между подлежащим и сказуемым употреблено тире.
7. Установите, есть ли в тексте сложные предложения с разными видами связи. Если есть, выпишите их, составьте схемы.
I. Правописание.
1. Сгруппируйте слова с пропущенными буквами и скобками по видам орфограмм, объясните написание.
2. Составьте перечень пунктуационных правил, с которыми вы встретились в тексте. Вспомните эти правила, подтверждая их примерами из текста.

Источник

Кокие приметы существовали в древнерусской школе?

Кокие приметы существовали в древнерусской школе.

какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Смотреть фото какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Смотреть картинку какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Картинка про какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Фото какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы

1. Если просыпать соль, то тогда ты поссоришься с человеком.

2. если пробежалка черная кошка то будут неудачи.

какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Смотреть фото какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Смотреть картинку какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Картинка про какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Фото какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы

СРОЧНО?

Как принятие христианства повлияло на древнерусскую культуру?

Как вы думаете, почему среди горожан Древней Руси было много грамотных людей?

Какие жанры существовали в древнерусской литературе?

Каковы достижения древнерусского зодчества и живописи?

какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Смотреть фото какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Смотреть картинку какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Картинка про какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Фото какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы

Какие категории свободного и зависимого населения существовали в Древнерусском государстве?

Какие категории свободного и зависимого населения существовали в Древнерусском государстве?

какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Смотреть фото какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Смотреть картинку какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Картинка про какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Фото какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы

Какие категории свободного и зависимого населения существовали в Древнерусском государстве?

Какие категории свободного и зависимого населения существовали в Древнерусском государстве?

какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Смотреть фото какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Смотреть картинку какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Картинка про какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Фото какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы

Какие котегории свободного и зависемого ниселения существовали в Древнерусском государстве?

Какие котегории свободного и зависемого ниселения существовали в Древнерусском государстве?

какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Смотреть фото какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Смотреть картинку какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Картинка про какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Фото какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы

Какие жанры существовали в древнерусской литературе?

Какие жанры существовали в древнерусской литературе?

какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Смотреть фото какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Смотреть картинку какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Картинка про какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Фото какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы

Какие категории свободного и зависимого населения существовали в древнерусском государстве?

Какие категории свободного и зависимого населения существовали в древнерусском государстве.

какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Смотреть фото какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Смотреть картинку какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Картинка про какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Фото какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы

Как принятие христианства повлияло на древнерусскую культуру?

Как принятие христианства повлияло на древнерусскую культуру?

Какие жанры существовали в древнерусской литературе?

Каковы достижения древнерусского зодчества и живописи?

Скажите пожалуйста это оооочень срочно!

какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Смотреть фото какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Смотреть картинку какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Картинка про какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Фото какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы

Какие жанры существовали в древнерусской литературе?

Какие жанры существовали в древнерусской литературе.

какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Смотреть фото какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Смотреть картинку какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Картинка про какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Фото какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы

Какие категории свободного и зависимого населения существовали в Древнерусском государстве?

Какие категории свободного и зависимого населения существовали в Древнерусском государстве?

какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Смотреть фото какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Смотреть картинку какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Картинка про какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Фото какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы

какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Смотреть фото какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Смотреть картинку какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Картинка про какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Фото какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы

1. Как вы думайте, почему среди горожан Древний Руси было много грамотных людей?

1. Как вы думайте, почему среди горожан Древний Руси было много грамотных людей?

2. Какие жанры существовали в древнерусской литературе?

3. Каковы достижения древнерусского зодчества и живописи?

какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Смотреть фото какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Смотреть картинку какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Картинка про какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Фото какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы

какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Смотреть фото какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Смотреть картинку какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Картинка про какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Фото какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы

Якщо я не помиляюсь, то нафтова.

какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Смотреть фото какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Смотреть картинку какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Картинка про какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Фото какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы

1) Царем по старшинству должен был стать Иван. Но он был болезненным и слабоумным. Ближайшее окружение умершего царя настояло на провозглашении Петра новым царем, но это противоречило правилам наследования престола. В этих условиях был поднят бунт..

какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Смотреть фото какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Смотреть картинку какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Картинка про какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Фото какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы

какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Смотреть фото какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Смотреть картинку какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Картинка про какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Фото какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы

Залей фото более лучшего качества.

какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Смотреть фото какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Смотреть картинку какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Картинка про какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Фото какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы

Хадар это местонахождение древнейших стоянок в Эфиопии в долине р. Аваш.

какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Смотреть фото какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Смотреть картинку какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Картинка про какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Фото какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы

какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Смотреть фото какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Смотреть картинку какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Картинка про какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Фото какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы

1)Империали́зм— государственная политика, ос­но­ван­ная на использовании во­енной си­лы для разных форм внешнеполитической экспансии, в том числе для захвата территорий, формирования колоний и установления политического или экономического контроля на..

Источник

Народные приметы для школьников

какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Смотреть фото какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Смотреть картинку какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Картинка про какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Фото какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы

К чему упасть в коридоре школы. Что делать, если на пути встретились каркающие вороны. Как получить хорошую оценку на экзамене. Почему нельзя сидеть на подоконнике.

Не только взрослые верят в приметы, дети школьного возраста, умеющие читать, тоже частенько обращают внимание на народную мудрость, прошедшую сквозь десятилетия и века. Благодаря поверьям и приметам можно избежать конфликтов со сверстниками, получить хорошую оценку.

Приметы для школьников — народные поверья для учащихся в школе

1.Спеша на линейку 1 сентября, важно не споткнуться по дороге, иначе сложно будет подружиться с одноклассниками и наладить отношения с учителем.

2. Для первоклассников первый учебный год сложится удачно, если накануне вечером пойдет дождь.

3. В первый день порвать школьную форму – плохая примета, сулящая отставание в учебе, конфликты с классным руководителем.

4. Отпрыск без происшествий будет добираться до учебного заведения и обратно весь год, если 1 сентября бросить на первом перекрестке три грецких ореха.

6. Если в первый день подержаться за ручку двери, ведущую в учительскую комнату, то в классе можно стать лидером.

7. Если вокруг школьных принадлежностей постоянно летает муха, а прогонять ее бесполезно, значит, вскоре понравится девочка или мальчик из класса.

8. Ребенок, часто встречающий по дороге домой пьяных людей, будет учиться плохо, согласно приметам.

9. Упасть в первую неделю в коридоре школы – дурной знак, предвещающий плохие оценки. Возможно, придется оставаться на второй год обучения в одном классе.

10. Сидеть в учебном заведении на подоконнике нельзя – это сулит проблемы с выбором направления в дальнейшем.

11. Найти и подобрать чужой предмет в школе – к появлению новых проблем в учебе. Считается, что все беды от старого владельца перейдут к новому.

12. Ходить в школу и обратно желательно по ровному тротуару. Если дорога испещрена трещинами, то возникнет немало трудностей.

13. Перед тем, как зайти на экзамен, следует отыскать портрет со знаменитым ученым или писателем, потереть ему нос. Тогда оценка будет хорошей.

14. Если по дороге увидеть ворону или несколько ворон, которые громко каркают, то нужно показать им кукиш, чтобы беда обошла стороной.

15. Забыв дома какой-то предмет, за ним можно вернуться, но дабы неудачи не постигли в школе, перед повторным выходом нужно посмотреть в зеркало.

Хорошее образование – это залог успеха в дальнейшем. Нельзя упускать предоставленные судьбой шансы.

Источник

Какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы

Какова основная мысль прочитанного текста и сумели ли вы понять его на древнерусском языке? Прочитайте выразительно текст на древнерусском языке и тот же текст в пересказе.

Основная мысль прочитанного текста такова: чтение очень полезно, потому что книги содержат много мудрости, но это в том случае, если читаем прилежно, то есть внимательно, со старанием и желанием найти «великую пользу душе своей».

Похожая примета

После перехода экономика всех стран резко подскочила и теперь страны начали учавствовать в гонке за производство, также появились монополии.

Юстиниан построил памятники и возвёл храм Святой Софии в Константинополе.

Законовещательным органом при императоре вроде

Охарактеризуйте результаты правления во владимиро суздальской земле юрия владимировича долгорукого андрея юрьевича боголюбского

В конце XIII века в Европе были изобретены очки. О чем свидетельствует этот факт?

Характеристика рабовладельческого строя? очень надо по истории! 🙁

В чём было сходство исторические пути государств Западной Европы в период развития Средневековья очень очень кратко)))))

Похожая примета

Епідемії,голод та війни

НЭП(характерные черты) 1.Замена продразведки продналогом. 2.Разрешена свободная торговля 3.Частичная денационализация 4.Разрешен наемный труд и аренда земли 5.Разрешалась организация частных предприятий. 6.Была упразднена уравнительная оплата труда. 7.Государство сохраняло в своих руках среднюю и тяжелую промышленность. 8.Отмена карточной системы. 9.Была проведена денежная реформа. 10.Концессии Военный коммунизм(характерные черты) 1.Продразведка 2.Национализация 3.Трудовая мобилизация 4.Запрет свободной продажи продовольствия 5.Отмена платы за жильё

Народні трибуни (лат. tribuni plebis, букв. — плебейські трибуни) — у Стародавньому Римі посадові особи, які щорічно (з 494 р. до н. є.) обиралися з числа плебеїв на зборах по трибах. Спочатку обиралися 2 народних трибуни, а з 457 р. до н. є. — 10. Посада народних трибунів була введена для захисту плебеїв від свавілля патриціанських магістратів. Після закінчення боротьби патриціїв і плебеїв народні трибуни стали захисниками прав та інтересів всіх пересічних громадян. Народні трибуни мали право забороняти розпорядження або постанову будь-якого магістрату (крім диктатора і цензора) і сенату (право вето), арештовувати і накладати штрафи на магістратів (крім диктатора) і пересічних громадян, скликати засідання трибутних коміцій сенату і головувати на них, видавати едикти і пропонувати законопроекти. Особистість народного трибуна вважалася священною і недоторканною. Народні трибуни були зобов’язані постійно тримати двері будинку відкритими для громадян, що потребували захисту, і не залишати Рим більше ніж на добу, їхня влада була обмежена міською межею Рима. У періоди загострення соціальних протиріч народні трибуни, як правило, очолювали демократичний рух.

О чем идет речь? «…И когда стало смеркаться, приказала… своим воинам пустить голубей и воробьев…И так загорелись где голубятни,

Докажите,что католическая церковь была крупнейшим землевладельцев.

Які терміни характеризують соціально- економічний розвиток радянської ураїни в 1929-1938?

Яке з висловлювань є правильним? 1)під час революції і 1905-1907 у Наддніпрянській Україні стала створюватися мережа культурно-п

Определи последовательность правления государством этих правителей: 1) Николай 2 2) Петр 1 3) Сталин И. В. 4) Ельцин Б.С. 5) Ива

Почему французский народ поддержал установление империи Наполеона? 8 класс

написать тест гдето 5-7 вопросов по истории на тему культура русских земель в 12-13 веках

История России 9 класс Помогите ответить на вопросы: 1.Каковы причины образования СССР? 2.Каковы предпосылки образования СССР? 3

Похожая примета

Привет, помогите с текстом.
Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.
Что (бы) (не) заблуди(т, ть)ся в лесах надо знать пр..меты. Находить пр..меты или созд..вать их очень увл..кательное занятие. Пр..меты связа(н, нн)ы (со) всем с цветом неба с росой и туманом с криком птиц и яркостью звёздного света. В пр..метах заключе(н, нн)о много точ(?)ного знания и поэзии. Есть пр..меты простые и сложные. Самая простая примета это дым костра. То он подыма..(т, ть)ся столбом к небу свободно струи(т, ть)ся (в) верх, выше самых высоких ив, то стел..(т, ть)ся туманом по траве то меч..(т, ть)ся вокруг огня. И вот к прел..сти ночного костра и горькому запаху дыма треску сучьев перебеганию огня и пушистому белому пеплу присоед..ня..(т, ть)ся ещё и знание завтр..шней погоды. Глядя на дым можно точ(?)но сказать будет ли завтра дождь ветер или снова как сегодня солнце подым..(т, ть)ся в глубокой тиш..не, в синих прохладных туманах.
(К. Паустовский.)
Выполните следующие задания:
I. Восприятие текста.
1. Выразительно прочитайте текст, обозначив интонационные особенности каждого предложения, соблюдая правила произношения и ударения.
2. Определите стиль текста, обоснуйте ответ.
3. Определите тип речи текста.
4. Озаглавьте текст. Что отражено вами в заголовке: тема или основная мысль высказывания?
II. Анализ языковых единиц.
1. Проведите лексический разбор выделенного дважды в тексте слова. Чем отличаются формы этого слова? Какой словарь поможет провести такой разбор и объяснить необычное написание и употребление этого слова в тексте?
2. Проведите анализ слова прохладных по плану:
а) фонетический анализ;
б) разбор по составу;
в) лексический разбор;
г) морфологический разбор.
3. Укажите слова в переносном значении (эпитеты, метафоры, олицетворения).
4. Назовите наречия. Укажите, как они образованы.
5. Найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах предложения. Составьте схему предложения, а затем придумайте предложение, соответствующее этой схеме.
6. Разберите по членам предложения, в которых между подлежащим и сказуемым употреблено тире.
7. Установите, есть ли в тексте сложные предложения с разными видами связи. Если есть, выпишите их, составьте схемы.
I. Правописание.
1. Сгруппируйте слова с пропущенными буквами и скобками по видам орфограмм, объясните написание.
2. Составьте перечень пунктуационных правил, с которыми вы встретились в тексте. Вспомните эти правила, подтверждая их примерами из текста.

Источник

Какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 примера

Кокие приметы существовали в древнерусской школе

какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Смотреть фото какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Смотреть картинку какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Картинка про какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Фото какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы

какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Смотреть фото какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Смотреть картинку какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Картинка про какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Фото какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы

какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Смотреть фото какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Смотреть картинку какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Картинка про какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Фото какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы

какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Смотреть фото какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Смотреть картинку какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Картинка про какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Фото какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы

какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Смотреть фото какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Смотреть картинку какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Картинка про какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы. Фото какие приметы существовали в древнерусской школе приведите 2 приметы

Древнейшие памятники каменного века, обнаруженные на территории Дагестана, относятся к ашельской эпохе (древние племена легов, гелов, удинов и др.). В кон. 1-го тыс. до н. э. территория Дагестана входила в состав Албании Кавказской, затем державы Сасанидов.

С 5 в. на территории Дагестана образуется ряд государственных образований: Дербент, Лакз, Табасаран, Серир, Зирихгеран (Кубачи), Кайтаг, Гумик и др; в 6 в. — государство гуннов. В 7 в. в степях Северо-Восточного Кавказа сложилось Хазарское государство (Хазарский каганат), в которое входил северный равнинный Дагестан. В 664 начались нашествия арабов. Дагестан в 7-12 вв. был ареной противостояния трех народов хазар, арабов и турок. В 11-12 вв. на территории Дагестана сложился ряд феодальных государств (Дербентский эмират, Аварское ханство, Казикумухское шамхальство, Кайтагское уцмийство и др.). В этот период в Дагестане активно распространялся ислам.

В нач. 13 в. Дагестан завоеван монголо-татарами. В 14 в. Дагестан вторгались войска Узбека, Тохтамыша и Тимура. С 15 в. в Дагестан начал экспансию сефевидский Иран. С 16 в. Дагестан вошел в зону интересов России. В 1722 войска Петра I вторглись в приморский Дагестан и присоединили его к России. Однако по Гянджинскому трактату (1735) Россия, заинтересованная в союзе с Ираном против Турции, уступила ему эти территории. Вновь Дагестан вошел в состав России по Гюлистанскому договору (1813), завершившему русско-иранскую войну (1804-1813). На территории Дагестана стали возникать русские города-крепости.

Национально-колониальный гнет стал причиной кавказской войны (1817-64 гг.). В ней участвовали народы Дагестана, Чечни, Черкесии под лозунгами мюридизма. Основателем движения был имам Гази-Магомед. Его последователем был имам Шамиль, который 25 лет руководил борьбой горцев. Он создал государство имамат. После того как Шамиль сдался в почетный плен (1859), война стала затухать.

В 1860 была образована Дагестанская область Российской империи, во главе с генерал-губернатором. С середины 19 в., после строительства в 1890-х гг. Владикавказской железной дороги в Дагестане активно развивалась промышленность (к началу 20 в. ок. 70 предприятий).

В 1918-20 гг. Дагестан был захвачен немецко-турецкими войсками и белогвардейцами. 20 января 1921 образована Дагестанская Автономная Советская Социалистическая Республика в составе Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. В мае 1991 Верховный Совет республики принял новое название — Республика Дагестан.

В августе 1998 банды террористов под командованием Ш. Басаева и Хаттаба вторглись в Дагестан, провозгласив своей целью создание единого мусульманского государства на Северном Кавказе. Федеральные войска вытеснили экстремистов обратно в Чечню и вошли на ее территорию для окончательной ликвидации бандитских формирований осенью 1999.

Удивительный мир народных примет

Тема: Удивительный мир народных примет

ученица 7 «Г» класса,

г. Владикавказ РСО-Алания

Тедеева Яна Джамбулатовна

Джиоева Лейла Омаровна,

учитель русского языка и литературы ГБОУ РФМЛИ

Владикавказ, 2018-2019 г

Глава 1. История происхождения примет, их функции, языковые особенности, приметы в литературе стр.5-11

Глава 2. Роль примет в жизни осетинского народа стр.12-16

Глава 3 . Результаты опроса стр.17

Список литературы стр.21

Год за годом, день за днем мы становимся свидетелями все новых и новых научных открытий, технических изобретений. Нас уже трудно чем-то удивить. Но независимо от социального статуса, количества дипломов и званий люди все также суеверно продолжают плевать через левое плечо и стучать по деревяшке, «чтоб не сглазить». Далеко не каждый рискнет отправиться в дальнее путешествие, не присев на дорожку, или перейдет дорогу там, где ее перешла черная кошка. И, наверное, даже у самого отъявленного скептика при виде разбитого зеркала промелькнет-таки мысль, что это не к добру. [4].

Приметы и суеверия уходят своими корнями еще в древность. Раньше люди не понимали многих явлений, но замечали определенную связь между некоторыми событиями. Само слово «примета» происходит от слова «примечать».

Народные приметы всегда привлекали к себе внимание, так как были составной частью любого народа. Они охватывали все области общественной и частной жизни: это и охотничий уклад, и земледельческий, и скотоводческий. Несмотря на это народные приметы практически не исследованы, не описаны и, если не считать примет о погоде, даже не собраны. Это и натолкнуло нас на мысль о том, что нужно исследовать приметы, понять, каковы их функции, каков язык. Нам стало интересно, есть ли подобные явления в языках других народов? Какова роль примет в литературе? Какова их роль в жизни моего народа? В поисках ответов на эти и другие вопросы возникло желание выбрать именно эту тему — «Удивительный мир народных примет». Актуальность данной темы заключается в том, что суеверия настолько вошли в нашу жизнь, что стали неотъемлемой частью нашей натуры. Каждый день человек разумный плюет через левое плечо, стучит по дереву, умалчивает о своих достижениях, только чтобы никто не сглазил. Почему человек доверяет подобным обстоятельствам? Что заставляет поступать его так, а не иначе? Ответы на эти вопросы мы попыталась найти в ходе исследования. Цель работы: исследовать язык народных примет, функционирование в речевом процессе, раскрыть глубину и поэтичность в литературе, значимость в жизни осетинского народа, выяснить, знает ли современная молодежь приметы.

Объект исследования — речевой процесс

Предмет исследования — народная примета

1) выяснить историю происхождения примет, определить функции народной приметы;

2) Определить место народной приметы в художественной литературе;

3) определить и проанализировать особенности языка народной приметы.

4) рассказать о том, какую роль играют приметы в жизни осетинского народа

Методы исследования: теоретические (анализ литературы, работа с Интернет-ресурсами, обобщение данных), практические (социологический опрос).

Практическая значимость работы:

формирование интереса школьников к народной культуре;

возможность использования материала для проведения тематических классных часов;

информационный, просветительский материал, а также дополнительный

материал для внеклассной работы и на занятиях по развитию речи;

Гипотеза: приметам можно верить или не верить, но и до сегодняшнего дня они много значат, придавая российской жизни особый колорит.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Введение состоит из формулировки и обоснования темы и целей исследования. В первой главе даётся характеристика примет как исторического явления, их функций, языковых особенностей и роли в литературе

Во второй главе говорится о роли примет в жизни осетинского народа.

В третьей главе содержатся результаты опроса респондентов

содержатся в заключении. При написании работы использовалась в основном литература современных авторов.

История происхождения примет их функции, языковые особенности, роль приметы в литературе

История возникновения народных примет и обычаев уходит в далекое прошлое, во времена языческих поверий. Люди пытались всячески защитить себя от могущественной и неопознанной природы, перед страхом, который появляется от вещей, не имеющих логического объяснения. Люди искали закономерности, анализировали собственные наблюдения. Таким образом, появились злые и добрые духи, плохие и хорошие приметы, начали появляться ритуалы и обычаи, призванные защитить и помочь выжить человеку в этом мире. [6]

В наш 21 век, век И нтернета и мобильной связи, человек все равно верит в приметы, смотрит зимним вечером на небо, чтобы предположить, будет ли морозным завтрашний день или нет. И пусть очень многие народные приметы сегодня не актуальны (мы уже не топим печь; редкие городские жители имеют домашних животных), они остаются интереснейшей микроформой, посягающей на знание будущего и приучающей нас внимательнее относиться к настоящему. Многие приметы не более чем привычки. Но главное, что многие из нас следуют им, часто, пусть и неосознанно, но верят в них. Довольно сложно объяснить, как именно зарождаются суеверия. Может, причина в каких-то явлениях природы, пугающих людей своей таинственностью, или событиях, наступление которых бы они хотели предотвратить. Однако люди начинают верить в какое-то объяснение происходящих явлений или укрепляются в мысли, что в их силах определенными действиями заставить эти явления происходить по их желанию.

Приметы — явления, обещающие добро или худо. Все они основаны на обыденном наблюдении за бытом и правильно сделанных выводах. Просто многие приметы так прочно вошли в нашу жизнь своеобразным ритуалом, что мы не задумываемся, откуда эти приметы произошли, что явилось причиной их появления. Часто с приметами путают суеверия, поскольку они очень похожи по своему построению. Но между этими двумя понятиями есть существенные различия. Примета по большей части несет информацию о явных причинно-следственных связях между одним природным явлением и другим, а суеверие имеет под собой мистический подтекст. [7] Поэтому основными причинами возникновения суеверий можно считать: желание заглянуть в ближайшее будущее; стремление избежать неблагоприятных ситуаций; порывы утешить человека; желание подсказать человеку правильное поведение: или с помощью страха негативных последствий, или поманив позитивными последствиями.

Например, существует примета о том, что нельзя стол рукой вытирать, а то нищим будешь. Объясняется эта примета так: раньше столы делали из дерева, и, тщательно убирая стол, хозяйка скоблила его ножом. После такой уборки, вытирая стол рукой, можно было загнать занозу. Плох тот работник, у кого больные руки, так и до нищеты недолго. [3].

Виды примет по происхождению.

*Приметы, возникшие из языческих верований («Спилишь ель – леший задерёт»).

*Приметы, возникшие в противовес уже существующим приметам («Оставишь вещь на улице днём — бес из неё выселится»). Такие приметы можно называть приметами – оберегами.

*Приметы, возникшие из многолетних наблюдений. («Ласточки низко летают – к дождю»).

*Есть ещё приметы — шутки. Сколько морщин между бровями, столько раз жениться или замуж выходить. Чешется кончик носа – в рюмку смотреть. Чихнуть – подтвердить правдивость сказанного. Икота одолевает – кто-то вспоминает.

Интерес людей к приметам и частое их использование, равно как их

хронологическая устойчивость, живучесть, объясняется, вероятно, тремя

функциями примет, во многом определяющими и особенности языка этого

фольклорного жанра. Существуют три функции народной приметы. [5].

жанров является прогнозирующая функция.

*Если деревья к ноябрю еще не скинули листву, быть затяжной и суровой зиме.

* Если с утра дождь — до полдня дождь.

*Яркие звезды зимою — к морозу, тусклые — к оттепели.

*Роса и туман предвещают хорошую погоду.

Кошка умывается на пороге — жди гостей. И все то же народное поверье гласит, что у кошки можно еще и уточнить какие именно гости будут. Надо потрогать кошку за лапку. Если лапки теплые, значит, встреча будет теплой, долгожданной. Т.е. гости родные или близкие. А вот если лапки холодные, гости будут неожиданные и вряд ли что-то хорошее можно ждать от их визита. [3].

Второй функцией народной приметы следует считать ее регуляторную

функцию. Приметы помогали ритмически организовывать трудовые процессы,

они говорили крестьянину, когда сеять, когда убирать:

*В воздухе толкутся комары — пора сеять овес.

*Зацвела рожь — пора косить сено.

*Появились оводы — настала пора посадки картофеля.

разбить зеркало – к несчастью; забыть венок при похоронах – будет еще покойник; встретить человека с пустым ведром – к неудаче.

Примета может сбыться, а может, и нет. Но они воспитывали внимание, уважение к повседневным мелочам быта.

Морфологическими признаками языка народной приметы является экспрессивное использование форм единственного и множественного числа, использование инфинитива, расширение состава слов категории состояния.

Синтаксические особенности народной приметы: обилие форм неполных предложений, эллипсиса (умолчание), синтаксический параллелизм, частотность конструкций с отрицанием. [7].

Краткость создается использованием формы повелительного наклонения глагола, которая в приметах часто используется в значении изъявительного наклонения, использование имён существительных в качестве главных членов предложения: Худая сбруя — несчастный выезд. Апрель — сожги снега. Не шагай через коромысло — порча потянет. Две ложки в одном соуснике — к свадьбе. Кроме краткости, для приметы характерна и вариативность. [3]

Вариативность наблюдается и в загадках, но загадка имеет свой окончательный или наиболее известный, типичный вариант, этот жанр фольклора тяготеет к отточенности каждого слова, тогда как народную примету отличает вариативность, особенно во второй, прогностической ее части. Народная примета не всегда отличается жесткостью и выверенностью каждого слова:

Увидеть паука – к письму. Паука видел – хорошая примета, придет письмо.

Наконец, третья особенность языка народной приметы – образность.

Изобразительно-выразительные средства в приметах

Прием умолчания — самая яркая эстетическая особенность народной приметы. Примета потому и примета, что без объяснения указывает на связь явлений, именно в этом заключается главный секрет поэтичности данного жанра.

Краткая, выразительная, красивая формула связи, и в центре ее – тайна! [2].

Серенькое утро — красненький денёк. Октябрьский гром — зима

бесснежная. Теплая осень — к долгой зиме. Высоко летят гуси — к дружному и высокому весеннему половодью, низко – к малой весенней воде.

Примета обычно состоит из двух частей. Эпитет во второй части

тяготеет к тому, чтобы получить статус постоянного. Для зимы это такие

характеристики, как мягкая или суровая, для весны — поздняя или дружная,

для осени — мокрая или теплая, для дороги – удачная, благополучная.

Особенно запоминается игра цветовых эпитетов:

Красное лето — зеленый покос. Белее зима — зеленее лето.

Цветовые эпитеты обычно используются в первой, событийной части

приметы: Красноватая луна — на большой ветер.

Олицетворения более свойственны загадкам, но не чужды и пословицам,

приметам. Впрочем, некоторые приметы, построенные по модели простого

предложения и содержащие олицетворение, напоминают загадку:

Соловей ячменным колоском подавился (умолкает, когда заколосится

природы, в частности атмосферные явления: Увидел на вербе пушок — и весна на шесток. Одуванчик сжимает шар — к дождю.

Важным средством, способствующим запоминанию приметы, является

антитеза: Зима снежная — лето дождливое.

Ночью был иней — днем снега не выпадет.
Повторы однокоренных слов — характерная черта примет:

Поздний грибок — поздний снежок.

Урожай на сосновые шишки — урожай на ячмень.

Зимой много инея — летом много росы.

Повторы облегчают понимание и запоминание приметы, усиливая эффектность и красоту этой формы.

Также наиболее интересны в приметах глагольные метафоры:

Перелетная птица течет стаями — к дружной весне. Облака плывут

низко — ожидай стужу.

В древности люди верили, что человек может, в тех или иных условиях, превращаться в зверя, птицу или дерево — «оборачиваться» ими (герой ударяется о землю и оборачивается серым волком, конем). В этих примерах очевидно порождение самой грамматической формы образной речи определенным фантастическим содержанием. [8]. Творительный падеж сравнения создает компактность образности, столь необходимую для надежного запоминания. Комары и мошки столбом — к вёдру. Кошка клубком лежит — на мороз. Собака свертывается и лежит калачиком — на холод. Паук плетет свою паутину колесом — будет вёдро. Ветер полосами, порывами — к теплой погоде.

Приметы в художественных произведениях

Где, кроме повседневной жизни, мы встречаемся с приметами? Художественная литература, художественные тексты бережно хранят народные приметы, благодарно используют этот интересный микрожанр. Приведем несколько примеров. «Татьяна, состоявшая, как мы сказали выше, в должности прачки… была женщина лет двадцати восьми, маленькая, худая, белокурая, с родинками на левой щеке. Татьяна не могла похвалиться своей участью». (Тургенев «Муму»).

Родинки на левой щеке почитаются на Руси худой приметой – предвещанием несчастной жизни. Народные гадания, связанные с приметами упоминаются или описываются во многих произведениях классической русской литературы: у В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого. [1].

Гадают две наиболее популярные русские литературные героини: Татьяна Ларина в романе «Евгений Онегин » и Наташа Ростова в романе «Война и мир». Можно сказать, что народные приметы были необходимым элементом литературных описаний жизни деревенской России. Мы ещё не изучали романы А. С. Пушкина «Евгений Онегин», Л.Н. Толстого «Война и мир», поэтому научный руководитель подсказала некоторые произведения, в которых присутствуют элементы народных примет. Всем известна примета «Гадание на рождество» Она обычно всегда сбывается. Пятая глава «Евгения Онегина» А.С. Пушкина — кладезь народных примет, в которой описано, как на Рождество молодые девушки пытаются узнать имя, внешность своих будущих мужей (IV). Героиня романа Татьяна верила преданьям простонародной старины; она знает, что предвещают сны, карты, луна, умывающийся на печи кот (V гл.) и падающие звезды; она знает, что монах или заяц, перешедшие ей дорогу, — это дурное предзнаменование… [9].

Александр Сергеевич Пушкин хорошо знал народное творчество и, наверное, ему были известны легенды о князе Олеге, как о былинном богатыре. Ему покорны воды и суша, его щит висит на воротах Царьграда, его боятся и ему завидуют недруги, «и пращ, и стрела, и лукавый кинжал» не могут нанести ему ран.

В балладе В. А. Жуковского «Светлана» деревенские девушки гадают в

крещенский вечер: бросают за ворота башмачки, кормят курицу зерном, топят

воск, кладут кольца и серьги в блюдо с водой, распевая подблюдные песни.

Интерес А.П. Чехова к приметам русского народа был довольно

устойчивым: народные приметы тесно вплетены и в сюжетную канву его

произведений. Писатель относится к приметам как к незаменимому,

удивительному, уникальному звену национальной культуры. [7].

У И.С. Тургенева в рассказе «Бежин луг» речь о приметах ведут дети. «Бежин луг» — живой художественный организм с динамичным, стремительно развивающимся сюжетом. Всё в нём движется от мрака к свету, от тьмы к солнцу, от загадок и тревожных вопросов к их разрешению. [3].

Глава 2. Роль примет в жизни осетинского народа

«Привычку не переделаешь»

Откуда исходит эта странная особенность коллективного сознания целого народа, не зависящая от уровня образованности человека – верить в приметы и суеверия?

Вспомним особенности природы, сурового климата, историю страны, византийскую склонность русских к мистике. Очень многое идет от веры людей в темные силы, в чертовщину, которая может нарушить их планы, вмешаться в нормальный ход жизни.

Приметам можно верить или не верить, но и по сей день они много значат, придавая российской жизни особый колорит. Не стали исключением и осетины.

Суеверия, предрассудки, вера в приметы и прочую чертовщину — это часть национальной психологии, тесно связанная с фольклором, историей народа и его культурой, а потому достойная интереса и внимания.

Особенности жизни осетинского народа отражаются в приметах, которые имеют много общего с русскими народными приметами и приметами других народов.

Язык примет осетинского народа богат, выразителен и многообразен. Условно их можно разделить на десять типов:

1. Явления природы, времена года

2. Растительный мир

3. Животные: дикие и домашние

5. Бытовое хозяйство и одежда

6. Профессия, учеба, работа

10. Свадьба и семья [3].

Различаются они не только по предмету, о котором идет речь, но также и по достоверности.

* Арв, дам, куы фæнæры, уæд Уацилла хæйрæджыты рæхысæй фæцæвы. Когда сверкает молния, тогда говорят, что Уацилла плетью бьет чертей.

* Боныгон арвыл хуримæ стъалы фенын, дам, амонды нысан у, амонд хæссы.

На дневном небе увидеть сразу и солнце, и звезды, к счастью.

Наряду со стихийными приметами стоят приметы относительно растений и животных. Впрочем, можно заметить, что разница между природой и живым миром в данном вопросе весьма прозрачна, первое зависит от второго, а второе от первого.

Кæлмы дзыхы хæфс куы фенæй, уæд амондджын уыдзына.

Если ты во рту змеи увидишь лягушку, обязательно будешь счастливым.

Г æды йæ рахиз дзæмбы куы стæра, уæд кæсдзæнис хур – йæ галиу та, уардзæнис.

Если кошка лижет свою правую лапу – будет светить солнце, если левую – будет идти дождь.

Сау г æды дауæнн фæндаг куы ацауа, уæд танг тарс.

Если черная кошка перешла тебе дорогу, тогда сильно бойся.

Лису повстречать – знак хороший, зайца повстречать – знак плохой.

Приметы про диких и домашних животных имеют под собой достаточно прочную основу многовековых наблюдений охотников и деревенских жителей, у которых всегда водилась какая-нибудь живность. В сомнительные приметы можно сразу занести утверждения о цвете животного: черное животное – к худу, к убытку, белое – к достатку, к удаче, и другие суеверия, например, касаемо трехцветных кошек. Причина – в той же предубежденности, необразованности, приверженности к фантазиям. Большая часть осетинских примет о человеке, а конкретно – о человеческих делах и поступках.

Ног азы фыццаг къæсæрæй йæ къах чи рбæвæрæра, уыман йæ рухс зæрдæ хъуамæ уæ æмæ бинонты уарза.

На Новый год, в дом должен прийти человек такой, у которого открытое сердце, и который любит эту семью.

Чызг йæ фыды хуызæн куы уа, уæд амонджын уыдзанис.

Если девочка при рождении похожа на отца, она будет счастлива.

Фынгыл бадгай æ дæ вилкæ куы рхауа, уад уазæгмæ æнхъæлмæ кæс.

Если в доме сидя за столом у тебя упала вилка, жди гостей.

Ног къайагыл й æ сæры сасыг рæсугъд куы бады, уæдай йæ хицау бирæ уарздзанис.

Если на невесте красиво смотрится косынка, значит, ее сильно будет любить свекор.

Х æдзарæй рацаугæй, фæстæмæ æздæхæн нæй. Нæ фæ рæстфæндаг уыдзына.

Выйдя из дома назад, пути назад нет. Не найдешь потом правильную дорогу. ( Нужную)

Къæрныхы кувын нæдæр Хуыцаумæ хъусы, нæдæр æй йе сконд зæдтæ исынц.

Когда лжец говорит тост, и Бог его не слушает, и небеса не принимают.

Ирон хæдзармæ сылгоймаджы номæй дзурын нæ фæтчы. Сæ нæлгоймаг цыфæнды кæстæр, авдæны куы хуыссыдаид, уæддæр дзыртой уый номæй. Цæмæй, дам, сæ нæлгоймæгтæ ма скуынæг уой.

Стучась в осетинский дом, нельзя называть женское имя. Неважно как молод мальчик, если даже он младенец, все равно говорят мужское имя. Это для того, чтобы не довести мужчину до запустения.

Перейдем к бытовым приметам. Тут, насчет каждой нужно судить в отдельности. Некоторые призваны действительно сберечь человека от какого-либо несчастного случая, не посвящая того в истинную причину, почему так нельзя делать, например: «Не зашивать одежду на себе», что легко объясняется с позиции логики – можно уколоться.

Цалынм æ сывæллон нæ райгуыра, уæдмæ йын ницы лхæнын хъæуы. Уый тыххæй æвзæр нысан у.

До рождения ребенка нельзя ему ничего покупать, это говорят к несчастью.

Х æдзары тæбæгъ куы асæттæ – хордз у, куы къус – æвзæр у.

Если в доме поломается тарелка – к счастью. А если чашка – к несчастью.

Х æдзары цæхх куы акалан халма кæны.

Говорят если в доме рассыпать соль, это к ссоре.

Гом дуарыл дыууæрдыгæй банцой кæнгæйæ лæууын нæ фæтчы, уæд, дам, бинонты фæндаг æхгæныс.

С обеих сторон прохода стоять нельзя, так ты загораживаешь дорогу семьи

Стъолыл бадын нæ фæтчы, йæ фарын, йæ бæркад ын сафыс.

Садясь на стол, ты теряешь прибыль и благополучие.

Судзин æд фæдзæл иу къухæй иннæ къухмæ дæтгæ нæу – нæ, дам, фæтчы.

Иголку с ниткой нельзя передавать из рук в руки.

Хоть и попадаются спорные приметы, порой выдуманные на пустом месте, отчасти верные, отчасти неверные, но есть такие, верить в которые нельзя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *