Какие сны снились катерине гроза

Сны Катерины в драме Н.А. Островского «Гроза»

Какие сны снились катерине гроза. Смотреть фото Какие сны снились катерине гроза. Смотреть картинку Какие сны снились катерине гроза. Картинка про Какие сны снились катерине гроза. Фото Какие сны снились катерине гроза Какие сны снились катерине гроза. Смотреть фото Какие сны снились катерине гроза. Смотреть картинку Какие сны снились катерине гроза. Картинка про Какие сны снились катерине гроза. Фото Какие сны снились катерине гроза Какие сны снились катерине гроза. Смотреть фото Какие сны снились катерине гроза. Смотреть картинку Какие сны снились катерине гроза. Картинка про Какие сны снились катерине гроза. Фото Какие сны снились катерине гроза Какие сны снились катерине гроза. Смотреть фото Какие сны снились катерине гроза. Смотреть картинку Какие сны снились катерине гроза. Картинка про Какие сны снились катерине гроза. Фото Какие сны снились катерине гроза

Какие сны снились катерине гроза. Смотреть фото Какие сны снились катерине гроза. Смотреть картинку Какие сны снились катерине гроза. Картинка про Какие сны снились катерине гроза. Фото Какие сны снились катерине гроза

Какие сны снились катерине гроза. Смотреть фото Какие сны снились катерине гроза. Смотреть картинку Какие сны снились катерине гроза. Картинка про Какие сны снились катерине гроза. Фото Какие сны снились катерине гроза

Островский, также как и многие другие писатели, прибегает к приему снов и видений.

Еще в юности, когда Катерина «жила в девушках», ей снились необыкновенные сны: «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху». Эти сны очень мечтательные, поэтичные, романтические. Они раскрывают свободолюбивый, вольный характер главной героини. Катерина – девушка верующая, религиозная. «И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно, как все это в одну секунду было». Таким образом, сны Катерины подчеркивают, что героиня живет с верой, с чистыми, светлыми, искренними помыслами, ведь даже во сне ей снятся «храмы золотые» и «образа». Кроме того, сны Катерины помогают наиболее полно представить ту атмосферу, в которой она жила у родителей: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю».

После того, как Катерина повстречала Бориса, все реже ей снятся эти светлые сны. В ее душе появляются новые, непонятные ей чувства. С одной стороны, она ощущает проснувшуюся в ней любовь к Борису: «Никогда со мной этого не было. Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю, или … уж не знаю».

Но в тоже время, ее начинают мучить недобрые, тревожные предчувствия. Все чаще посещают Катерину «грешные» мысли и желания, и нет ей от них покоя, и всюду они ее преследуют, даже во время молитвы. «Думать стану — мыс­лей никак не соберу, молиться — не отмолюсь никак. Языком лепечу слова, а на уме совсем не то: точно мне лукавый в уши шепчет, да все про такие дела нехорошие». «Ночью, Варя, не спится мне, все мерещится шепот какой-то: кто-то так ласково говорит со мной, точно голубит меня, точно го­лубь воркует. Уж не снятся мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы; а точно ведет меня кто-то, обнимает так горячо-горячо и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду. » А все потому, что Катерина полюбила, она жаждет любви, ей хочется кататься по Волге, «на лодке, с пес­нями, либо на тройке на хорошей, обнявшись. ». Катерина разумом осознает, что «грех у нее на уме», но справиться с ним у нее нет сил.

Сны Катерины неопределенные, смутные, волнующие. В них нет никакой выстроенности, заданности. Они отражают внутреннее состояние героини, ее смятения и мучения, постепенное изменение ее души под влиянием внезапной любви, а также ее неспособность бороться с этим, противостоять «греху». Кроме того, важной функцией снов является предсказание скорой гибели Катерины. «Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, и удержаться мне не за что».

Заключение

На данном этапе работы над проектом я выполнила следующие задачи:

ü узнала научное определение слова «сон» и изучила свойства и механизм сна;

ü провела анализ отобранных мною произведений;

ü рассмотрев, какую функцию выполняет сон в литературных произведениях русских писателей 19 века, обобщила и систематизировала полученные результаты.

В данной работе были рассмотрены четыре произведения русской художественной литературы. Сравнительный анализ художественных текстов показывает, что сны и сновидения могут использоваться поэтами и писателями для решения самых разных целей и задач.

Во-первых, сон может выступать как средство отражения действительности, как ключ к пониманию характера героя — в этом можно убедиться на примере снов Обломова и Катерины. Во-вторых, сон может стать предсказанием, предопределением будущего героев. Именно так воспринимается сон Татьяны из романа «Евгений Онегин». Сон также может отражать физическое и нравственное состояние героя, например сны Раскольникова в романе Достоевского.

Таковы главные выводы, к которым можно прийти в результате выборочного анализа произведений художественной литературы.

Работа над данной темой помогла изменить устоявшееся представление о том, что сон — это просто физиологическое состояние, в котором мы находимся каждую ночь, а сновидения присутствуют в нашем сознании только для того, чтобы мы толковали их с помощью всевозможных книг гаданий и сонников. После проведенного в данной работе исследования стало очевидно, что писатели очень широко использовали приём сна, ведь именно через сон можно раскрыть характер героя, его сокровенные мысли и желания, чувства и переживания, также удалось определить символическое значение и основную функцию сна для того или иного художественного произведения.

Какие сны снились катерине гроза. Смотреть фото Какие сны снились катерине гроза. Смотреть картинку Какие сны снились катерине гроза. Картинка про Какие сны снились катерине гроза. Фото Какие сны снились катерине гроза

Список используемой литературы

· Гончаров И.А. «Обломов». Ленинград. Государственное издательство детской литературы Министерства Просвещения РСФСР 1963 г.

· Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание» Москва Издательство «Художественная литература» 1970г. 560 страниц

· Пушкин А.С. «Евгений Онегин». Москва. Издательство «АСТ» 2017г.

· Островский Н.А. Гроза. М.: Астрель, 2004.

· Витовцева Мария «Сон как литературный метод постижения действительности» || Журнал «Литература» №21/2004

Источник

Сны Катерины в драме Н.А. Островского «Гроза»

Островский, также как и многие другие писатели, прибегает к приему снов и видений.

Еще в юности, когда Катерина «жила в девушках», ей снились необыкновенные сны: «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху». Эти сны очень мечтательные, поэтичные, романтические. Они раскрывают свободолюбивый, вольный характер главной героини. Катерина – девушка верующая, религиозная. «И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно, как все это в одну секунду было». Таким образом, сны Катерины подчеркивают, что героиня живет с верой, с чистыми, светлыми, искренними помыслами, ведь даже во сне ей снятся «храмы золотые» и «образа». Кроме того, сны Катерины помогают наиболее полно представить ту атмосферу, в которой она жила у родителей: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю».

После того, как Катерина повстречала Бориса, все реже ей снятся эти светлые сны. В ее душе появляются новые, непонятные ей чувства. С одной стороны, она ощущает проснувшуюся в ней любовь к Борису: «Никогда со мной этого не было. Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю, или … уж не знаю».

Но в тоже время, ее начинают мучить недобрые, тревожные предчувствия. Все чаще посещают Катерину «грешные» мысли и желания, и нет ей от них покоя, и всюду они ее преследуют, даже во время молитвы. «Думать стану — мыс­лей никак не соберу, молиться — не отмолюсь никак. Языком лепечу слова, а на уме совсем не то: точно мне лукавый в уши шепчет, да все про такие дела нехорошие». «Ночью, Варя, не спится мне, все мерещится шепот какой-то: кто-то так ласково говорит со мной, точно голубит меня, точно го­лубь воркует. Уж не снятся мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы; а точно ведет меня кто-то, обнимает так горячо-горячо и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду. » А все потому, что Катерина полюбила, она жаждет любви, ей хочется кататься по Волге, «на лодке, с пес­нями, либо на тройке на хорошей, обнявшись. ». Катерина разумом осознает, что «грех у нее на уме», но справиться с ним у нее нет сил.

Сны Катерины неопределенные, смутные, волнующие. В них нет никакой выстроенности, заданности. Они отражают внутреннее состояние героини, ее смятения и мучения, постепенное изменение ее души под влиянием внезапной любви, а также ее неспособность бороться с этим, противостоять «греху». Кроме того, важной функцией снов является предсказание скорой гибели Катерины. «Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, и удержаться мне не за что».

Заключение

На данном этапе работы над проектом я выполнила следующие задачи:

ü узнала научное определение слова «сон» и изучила свойства и механизм сна;

ü провела анализ отобранных мною произведений;

ü рассмотрев, какую функцию выполняет сон в литературных произведениях русских писателей 19 века, обобщила и систематизировала полученные результаты.

В данной работе были рассмотрены четыре произведения русской художественной литературы. Сравнительный анализ художественных текстов показывает, что сны и сновидения могут использоваться поэтами и писателями для решения самых разных целей и задач.

Во-первых, сон может выступать как средство отражения действительности, как ключ к пониманию характера героя — в этом можно убедиться на примере снов Обломова и Катерины. Во-вторых, сон может стать предсказанием, предопределением будущего героев. Именно так воспринимается сон Татьяны из романа «Евгений Онегин». Сон также может отражать физическое и нравственное состояние героя, например сны Раскольникова в романе Достоевского.

Таковы главные выводы, к которым можно прийти в результате выборочного анализа произведений художественной литературы.

Работа над данной темой помогла изменить устоявшееся представление о том, что сон — это просто физиологическое состояние, в котором мы находимся каждую ночь, а сновидения присутствуют в нашем сознании только для того, чтобы мы толковали их с помощью всевозможных книг гаданий и сонников. После проведенного в данной работе исследования стало очевидно, что писатели очень широко использовали приём сна, ведь именно через сон можно раскрыть характер героя, его сокровенные мысли и желания, чувства и переживания, также удалось определить символическое значение и основную функцию сна для того или иного художественного произведения.

Список используемой литературы

· Гончаров И.А. «Обломов». Ленинград. Государственное издательство детской литературы Министерства Просвещения РСФСР 1963 г.

· Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание» Москва Издательство «Художественная литература» 1970г. 560 страниц

· Пушкин А.С. «Евгений Онегин». Москва. Издательство «АСТ» 2017г.

· Островский Н.А. Гроза. М.: Астрель, 2004.

· Витовцева Мария «Сон как литературный метод постижения действительности» || Журнал «Литература» №21/2004

Приложения

Зигмунд Фрейд. Биографическая справка

Источник

Сны Катерины

Крошечная ладошка Сергуньки целиком упряталась в Катиной ладони и там вертелась и дёргалась в такт его прыганью рядом с матерью. А как же не прыгать, как не забрасывать мать вопросами, если парню всего три года и он в первый раз приехал на Красную площадь.
 Мам, мам! А почему она не красная? Смотри, пол совсем серенький.
 Не пол, а площадь. А вон стену видишь, с зубчиками – она же красная.
 Мам, мам! А за стенкой чего? А стенка из чего?
 Стенка из кирпича, очень старого – её давным-давно построили.
 Мам, мам! А кто там за стенкой живёт? А собаки там есть?
 За стенкой живут большие начальники. А собаки им не нужны. Их часовые охраняют.
 Мам, мам! А начальники там чего делают?
 Работают.
 Молотками?
 Дурачок, почему молотками? Головой они работают. Думают много.
 Мам, мам! А думать – это разве работа?
 А ты как считаешь?
 Я считаю, что нет, не работа. Потому что это очень легко: взял – и подумал. Вот стенку сделать из кирпичей – это работа.
 Ну, ладно, философ, пойдём-ка посмотрим часы на башне. Сделать такие часы – это очень большая работа.
И они пошли по Красной площади, серьёзно обсуждая очень важные вопросы, как два взрослых человека.

Катерина умела видеть сны. У неё это получалось. Правда, последнее время сны приходили страшные, и она просыпалась от собственного крика.
Ей снилось, что Пашка с чем-то тяжёлым в руках с разинутой пастью гонится за ней по тёмному коридору, а она раздетая и босиком бежит от него по холодному и скользкому полу. Какие-то брызги летят из-под ног, и она ищет дверь, в которую можно нырнуть и захлопнуть её перед Пашкиным носом, чтобы стало тихо, сухо, и светло. Но коридор всё не кончается, Катерина оскальзывается на мокром полу, вот-вот упадёт, она дико кричит и….просыпается. А дверь так и не отыскалась. Бывает, что сон повторяется и ей кажется, что вот сейчас-то точно она найдёт спасительную дверь. Но глухая темнота и топот Пашки за спиной опять доводят её до смертельного ужаса и нечеловеческого крика.
Ворочается Сергунька, начинает хныкать и проситься к ней в постель. Катя кладёт его рядом такого тёплого, родного, беззащитного и в слезах засыпает уже без снов или бывает ей что-то такое снится светлое, радостное : поле, лес, речка…. «Д-р-р!» Будильник! Вот наказанье!
Как пьяный Пашка во сне – так будильник молчит, а как – ромашки и солнышко – так он тут как тут! Чистое наказанье! А вообще-то утро уже, всё равно надо вставать.

Источник

Какие сны снились катерине гроза

Сон Катерины и сон пана Данилы о сне Катерины,
Страшная месть

Сон Катерины — чары колдуна, ее отца. Во сне он открывает ей свое желание: было б быть ей его женой. По наблюдению сабашников: самая лучшая порода от скрещивания отца с дочерью: «конденсация усиливает ток крови!» говорил мне сабашник, подливая из нутра вбас. От колдуна-отца и его дочери Катерины

зародится большой силы колдун — единственная его надежда отсрочить судьбу страшной мести.

Блеснул день, но не солнечный: небо хмурилось, и тонкий дождь сеялся на поля, на леса, на широкий Днепр. Проснулась пани Катерина, но не радостна: очи заплаканы, и вся она смутна и неспокойна: «Муж мой милый, муж дорогой! чудный мне сон снился!» — «Какой сон, моя любая пани Катерина?» — «Снилось мне, чудно право, и так живо, будто наяву, снилось мне, что отец мой есть тот самый урод, которого мы видели у есаула. Но прошу тебя, не верь сну: каких глупостей не привидится! Будто я стояла перед ним, дрожа вся, боялась, и от каждого слова его стонали мои жилы. Если б ты слышал, что он говорил. » — «Что же он говорил, моя золотая Катерина?» — «Говорил: “Ты посмотри на меня, Катерина, я хорош. Люди напрасно говорят, что я дурен. Я буду тебе славным мужем. Посмотри, как я поглядываю очами”. Тут навел он на меня огненные очи, я вскрикнула и пробудилась». — «Да, сны много говорят правды. »

Пан Данила видит во сне сон Катерины. Видеть во сне, что другому снится, явление редкое, есть еще у Лермонтова: «В полдневный жар в долине Дагестана». Но пестрого семипоясного сна, как этот сон, в литературе единственный.

Семь ступеней сна — семь цветных поясов: 1) Бледно-золотой, 2) Прозрачно-голубой, 3) С тихим звоном розовый, 4) Черный, 5) Темно-синий с серебром, 6) черный, 7) звучащий розовый.

Звучащая краска больше чем озвончатые глухие буквы: переход слова в напевное — усиленное звучание, а превращение света в звук переход из глаза в ухо, цвет может заговорить или краски разнозвучны.

В комнате света нет, а светит: золотисто-желтый свет — цвет чар, то, что называется «напущено». Этот свет глушит посторонние звуки: дверь отворилась без скрипа.

Красный жупан — красная свитка — отблеск адского пламени. Силой колдовства можно вызвать душу, а бревну дать свой образ.

Наша душа знает больше, чем мы сознаем.

Катерина из сна узнает об убийстве своей матери. Сверхсознательное значение сказывается в творчестве.

Как в Вии и Портрете — все движения окованы: губы шевелятся без звука — в сонном состоянии всегда.

влезть им: ни ворот, ни дверей не видно; со двора, верно, есть ход; но как войти туда? Издали слышно, как гремят цепи и бегают собаки. «Что я думаю долго? сказал пан Данило, увидя перед окном высокий дуб, стой тут, малый. Я полезу на дуб: с него прямо можно глядеть в окошко».

«Правдив сон твой, Катерина!» подумал Бурульбаш.

3) Колдун стал прохаживаться вокруг стола, знаки стали быстрее переменяться на стене, а нетопыри залетали сильнее вниз и вверх, взад и вперед. Голубой свет становился реже, реже и совсем погас. И светлица осветилась уже тонким розовым светом. Казалось, с тихим звоном разливался чудный свет по всем углам и вдруг пропал.

4) И стала тьма. Слышался только шум, будто ветер в тихий час вечера наигрывал, кружась по водному зеркалу, нагибая еще ниже в воду серебряные ивы.

И чудится пану Даниле, что облако то не облако, что то стоит женщина; только из чего она: из воздуха, что ли, выткана? Отчего же она стоит, и земли не трогает, и не опершись ни на что, и сквозь нее, просвечивает розовый свет и мелькают на стене знаки? Вот она пошевелила прозрачною головою своею: тихо светятся ее бледно- голубые очи; волосы вьются и падают по плечам ее, будто светло-серый туман;

губы бледно алеют, будто сквозь бело-прозрачное утреннее небо льется едва приметный алый свет зари; брови слабо темнеют. Ах! это Катерина!

(Тут почувствовал Даниле, что члены у него оковались ; он силился говорить, но губы шевелились без звука ).

(«Это Катеринина душа», подумал пан Данило; но все еще не смел пошевелиться).

хочется. Катерина полюбит меня!» — «О, ты чудовище, а не отец мой! простонала она, нет, не будет по-твоему. Правда, ты взял нечистыми чарами твоими власть вызывать душу и мучить ее; но один только Бог может заставить ее делать то, что Ему угодно. Нет, никогда Катерина, доколе я буду держаться в ее теле, не решится на богопротивное дело. Отец! близок страшный суд! Если б ты и не отец мой был, и тогда бы не заставил меня изменить моему любимому, верному мужу. Если бы муж мой и не был мне верен и мил, и тогда бы не изменила ему, потому что Бог не любит клятвопреступных и неверных душ». Тут вперила она очи свои в окошко, под которым сидел пан Данило, и неподвижно остановилась. «Куда ты глядишь? Кого ты там видишь?» закричал колдун. Воздушная Катерина задрожала.

Но уж пан Данило был давно на земле и пробирался со своим верным Стецьком в свои горы. «Страшно, страшно!» говорил он про себя, почувствовав какую-то робость в казацком сердце, и скоро прошел двор свой, на котором так же крепко спали казаки, кроме одного, сидевшего на стороже и курившего люльку. Небо все было засеяно звездами.

имеет власть вызывать душу каждого человека; а душа гуляет, по всей воле, когда заснет он, и летает вместе с архангелами около Божией светлицы».

В этой песне о колдуне и его дочери — «Страшная месть» вся песенная — Гоголь рассказывает о себе, о прошлом, что открылось его душе. Есть и из настоящей жизни.

«Говорят, что он родился таким страшным и никто из детей сызмала не хотел играть с ним. Как страшно говорят, будто ему все чудилось, что все смеются над ним. Встретится ли под темный вечер с каким-нибудь человеком и ему тотчас покажется, что тот открывает рот и скалит зубы — и на другой день находили мертвым того человека».

Гоголь в детстве получал тычки за свой необычайный вид — за свой колкий птичий нос. А потом из гонимого сделался коноводом, за ним ходили, подчиняясь ему во всем, а случилось это после того, как стал он направо и налево раздавать, вклеивая чище подзатыльника, смешные прозвища.

Обыкновенно Гоголь страшное пересыпает забубённым балагурьем, и только в «Страшной мести» не смех, а песня — песня о величьи необъятного мира и его тайны.

Достоевский в «Хозяйке» пытался подделать свою Катерину под голос Катерины «Страшной мести», но родился без песни и пропелось фальшиво.

Знак судьбы паутина, а Достоевский прибавит «паучиная». Но выражение ужаса единственное у Гоголя: «Дух занялся у Катерины, и ей чудилось, что волосы стали отделяться на голове ее». Как нет ни у кого, только у Гоголя, такой далекой дали зрения и слов выражающих преследование.

«Уж он хотел перескочить с конем через узкую реку, выступившую рукавом среди дороги, как вдруг конь на всем скаку остановился, заворотил к нему морду, и — чудо — засмеялся! белые зубы страшно блеснули двумя рядами во мраке. Дыбом поднялись волосы на голове колдуна: Дико закричал он и заплакал, как исступленный и погнал коня прямо к Киеву.

Только голосом можно передать всю глубину словесных знаков смутных и безразличных при чтении непоющими глазами. Только с голоса слышно, что Днепр не Днепр, а библейский Геон, Фиссон, Тигр и Ефрат, а Черное море не Черное, а Тивериадское, прародина всего живого на земле. И только через голос звучен обрекающий приговор судьбы и предостережение: глас человеческой мудрости.

Источник

Сны Р-й Прозы IV. Островский, Черныш-й, Гончаров

АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ОСТРОВСКИЙ (1823 — 1886) —драматург, определивший своим творчеством дальнейшее развитие русского театра. Островский создал около 60 пьес. В драматургии А.Н. Островского функция СНОВ героев традиционна: СНЫ служат сравнению, сатире и противопоставлению реальности с мечтой. Так для героини «Грозы» Катерины СОН равнозначен видению гармонии жизни: какой в её представлении жизнь должна бы быть, но…
* * *
А.Н. ОСТРОВСКИЙ. ГРОЗА. ДРАМА В ПЯТИ ДЕЙСТВИЯХ. 1859 г. Действие 1, Явление 7.
КАТЕРИНА. Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь? (Хочет бежать.)

ВАРВАРА. Что ты выдумываешь-то?

КАТЕРИНА (вздыхая). Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем. …Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. …Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Потом пойдем с маменькой в церковь. А придем из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют. …Таково хорошо было!
ВАРВАРА. Да ведь и у нас то же самое.
КАТЕРИНА. Да здесь все как будто из-под неволи. И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как все это в одну секунду было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается! А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало, девушка, ночью встану — у нас тоже везде лампадки горели — да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу; так меня и найдут. И об чем я молилась тогда, чего просила — не знаю; ничего мне не надобно, всего у меня было довольно.

А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то.
Ох, девушка, что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то. Никогда со мной этого не было. Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю, или. уж и не знаю.

…Такой на меня страх, такой-то на меня страх! Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что. (Хватается за голову рукой.) … Лезет мне в голову мечта какая-то. И никуда я от нее не уйду. Думать стану — мыслей никак не соберу, молиться — не отмолюсь никак. Языком лепечу слова, а на уме совсем не то: точно мне лукавый в уши шепчет, да все про такие дела нехорошие. И то мне представляется, что мне самое себя совестно сделается. Что со мной? Перед бедой перед какой-нибудь это! Ночью, Варя, не спится мне, все мерещится шепот какой-то: кто-то так ласково говорит со мной, точно голубит меня, точно голубь воркует. Уж не снятся мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы; а точно меня кто-то обнимает так горячо-горячо, и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду.
…………………………………………………………..
В речах Катерины (той самой, которую Добролюбов назвал «лучом света в тёмном царстве!) звучит эхо искушения лермонтовским Демоном несчастной княжны Тамары. Судьба Катерины сложится не менее несчастно: так поэтично предсказанная СНОМ беда случится весьма прозаически. Образованный, но слабый человек, которого в нарушение всех писанных и неписанных законов страстно полюбила мужняя жена Катерина, не только на «роль» Демона, но и вообще на искусителя «не тянет». В принципе, не человека, но свою мечту любит героиня, а косное окружение и собственный страх и стыд доводят её до самоубийства.

А вот в противопоставление СНУ Катерины нелепее любого сна рассказ странницы о заморских странах (где она никогда не бывала!) (Действие 2. Явление 1):

ГЛАША (служанка Кабановых). А ты, Феклуша, далеко ходила?

ФЕКЛУША (божья странница). Нет, милая. Я, по своей немощи, далеко не ходила; а слыхать — много слыхала. Говорят, такие страны есть, милая девушка, где и царей-то нет православных, а салтаны землей правят. В одной земле сидит на троне салтан Махнут турецкий, а в другой — салтан Махнут персидский; и суд творят они, милая девушка, надо всеми людьми, и что ни судят они, все неправильно, И не могут они, милая, ни одного дела рассудить праведно, такой уж им предел положен. У нас закон праведный, а у них, милая, неправедный; что по нашему закону так выходит, а по ихнему все напротив. И все судьи у них, в ихних странах, тоже все неправедные; так им, милая девушка, и в просьбах пишут: «Суди меня, судья неправедный!» А то есть еще земля, где все люди с песьими головами.

ГЛАША. Отчего ж так, с песьими?
ФЕКЛУША. За неверность…

КАБАНОВ. Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться! (Падает на труп жены.) – Занавес…
* * *

А.Н. ОСТРОВСКИЙ. ЖЕНИТЬБА БАЛЬЗАМИНОВА. ПЬЕСА. 1861 г. Не очень умный любитель помечтать, молодой чиновник Бальзаминов так желает найти богатую невесту, что даже видит её во СНЕ:

БАЛЬЗАМИНОВ. (СЫН) Что же это такое, маменька! Помилуйте! …Матрена меня разбудила на самом интересном месте.

БАЛЬЗАМИНОВА (МАТЬ). Разве ты что-нибудь во сне видел?

БАЛЬЗАМИНОВ (СЫН). Да помилуйте! на самом интересном месте! Вдруг вижу я, маменька, будто иду я по саду; навстречу мне идет дама красоты необыкновенной и говорит: «Господин Бальзаминов, я вас люблю и обожаю!» Тут, как на смех, Матрена меня и разбудила. Как обидно! Что бы ей хоть немного погодить? Уж очень мне интересно, что бы у нас дальше-то было. Вы не поверите, маменька, как мне хочется доглядеть этот сон. Разве уснуть опять? Пойду усну. Да ведь, пожалуй, не приснится.

БАЛЬЗАМИНОВА Разумеется, не приснится. …Какой странный сон! Уж очень прямо; так что-то даже неловко: «Я вас люблю и обожаю»… Хорошо, как так и наяву выйдет, а то ведь сны-то больше всё наоборот выходят. Если бы она ему сказала: «Господин Бальзаминов, я вас не люблю и вашего знакомства не желаю», – это было бы гораздо лучше…
…………………………………………………………
Так во многих пьесах Островского СНЫ либо противопоставлены действительности как идеал. Либо СНЫ выгодно оттеняют сатирический блеск действия. Обе функции для мировой литературы классические. Нового здесь Островский не открыл, но зато с каким блеском он умел СНЫ в действии использовать!
* * * * *

ПЕРЕЙДЁМ К СЮЖЕТУ «ЧТО ДЕЛАТЬ?» Вера Павловна Розальская дабы избежать навязываемого злой и корыстной матерью замужества, заключает брак со студентом-медиком Дмитрием Лопуховым. Тогда женщина после замужества зависела не от родителей, но от мужа. В данном же случае брак позволял героине распоряжаться своей судьбой.

Вера тайно уходит из «подвала» венчаться. Дочь не за богатого, а за студента вышла замуж. Мать в бешенстве, но вынуждена смириться (с церковным браком ничего не поделаешь!). Ночью выпившей матери снится зеркально противоположный дочкиному СОН.

Из «подвала» старой жизни убежав на свободу, Вера учится, ищет место в жизни; открывает швейную мастерскую «нового типа» — коммуну, где без разделения на рабочих и хозяев все девушки одинаково заинтересованы в прибыли и благополучии предприятия. Всё замечательно – деятельно и прекрасно. В процессе этого по форме авантюрно любовного действа Вера Павловна видит демократические СНЫ – как следует обустроить новую жизнь на основе равенства и братства.

— Вы интересуетесь знать, Алексей Петрович, почему из одной грязи родится пшеница такая белая, чистая и нежная, а из другой грязи не родится? …Посмотрите корень этого прекрасного колоса: около корня грязь, но эта грязь свежая, можно сказать, чистая грязь; слышите запах сырой, неприятный, но не затхлый, не скиснувшийся. Вы знаете, что на языке философии …эта чистая грязь называется реальная грязь. Она грязна, это правда; но всмотритесь в нее хорошенько, вы увидите, что все элементы, из которых она состоит, сами по себе здоровы. Они составляют грязь в этом соединении, но пусть немного переменится расположение атомов, и выйдет что-нибудь другое: и все другое, что выйдет, будет также здоровое, потому что основные элементы здоровы. Откуда же здоровое свойство этой грязи? обратите внимание на положение этой поляны: вы видите, что вода здесь имеет сток, и потому здесь не может быть гнилости.

— Так видите, Алексей Петрович, когда солнце станет согревать эту грязь и теплота станет перемещать ее элементы в более сложные химические сочетания, то есть в сочетания высших форм, колос, который вырастает из этой грязи от солнечного света, будет здоровый колос. Теперь перейдем на эту поляну. Берем и здесь растение, также рассматриваем его корень. Он также загрязнен. Обратите внимание на характер этой грязи. Нетрудно заметить, что это грязь гнилая.

— Так; элементы этой грязи находятся в нездоровом состоянии. Натурально, что, как бы они ни перемещались и какие бы другие вещи, не похожие на грязь, ни выходили из этих элементов, все эти вещи будут нездоровые, дрянные.

— Нам нетрудно будет открыть причину… гнилости этих элементов, если мы обратим внимание на положение этой поляны. Вы видите, вода не имеет стока из нее, потому застаивается, гниет.

Собственно, Чернышевский аллегорично пересказывает нам свою диссертацию «Эстетические отношения искусства к действительности» (1855), которая радикально настроенные демократы считали революционным манифестом реалистического искусства. Искусство – должно нести практическую пользу.

…НО ВЕРНЁМСЯ К СНУ № 2. Дальнейшие в нём в аллегорической форме данные вполне реалистичные картинки – истинный шедевр:
«…Вера Павловна подходит к ним и говорит: ” …Пожалуйста, господа, что-нибудь другое, чтоб и я могла участвовать в разговоре, или лучше давайте играть.”

…Два месяца. Как это, в одну минуту, прошли два месяца? Сидит офицер. На столе перед офицером бутылка. На коленях у офицера она, Верочка. …Еще дна месяца прошли в одну минуту. Верочка на улице. …Верочка бежит к Неве.

Верочка (во сне) и плачет, и дрожит, и холодеет: “Маменька, чего вы от меня хотите? Я не могу любить вас.” – “А я разве прошу: полюби?” – “Мне хотелось бы, по крайней мере, уважать вас, но я и этого не могу.” – “А я нуждаюсь в твоем уважении?” – “Что же вам нужно, маменька? …Чего вы хотите от меня?”

— Разве без нее нельзя вам?

”И всегда так будет? Нет, так не будет?” – “Да, Верочка, после так не будет. Когда добрые будут сильны, мне не нужны будут злые, Это скоро будет, Верочка.”

— “Ах, как это будет хорошо! …Какая вы добрая! …Когда мне грустно, вы придете тоже как будто грустная, а всегда сейчас прогоните грусть; с вами весело, очень весело.”

— Верочка! Да я разбудил тебя? впрочем, уж чай готов. Я было испугался: слышу, ты стонешь, вошел, ты уже поешь…

— Нет, мой миленький, не разбудил, я сама бы проснулась. А какой я сон видела, миленький, я тебе расскажу за чаем».

Всё продолжает быть вроде замечательно – деятельно и прекрасно. Только постепенно Вера понимает, что мужа только уважает, а любит его друга — Александра Кирсанова, тоже в неё влюбляющегося. В то время при обязательном церковном браке развод не всегда был возможен даже для богатых. Героиня и новый герой из чувства долга долго пытаются победить свою страсть.
* * *

Вера Павловна просыпается… и быстрее, чем сознала она, что видела только сон и что она проснулась, она уже вскочила, она бежит.

— Мой милый, обними меня, защити меня! Мне снился страшный сон! …Защити меня!

“ …Спаси меня! мне снился гадкий сон, мне снилось, что я не люблю тебя.” – “Милая моя, кого же ты любишь, как не меня? Нет, это пустой, смешной сон!” – “Да, я люблю тебя… я тебя люблю, я тебя хочу любить”».

А ВОТ КАК ВЕРА ПЕРЕСКАЗЫВЫАЕТ ТОТ ЖЕ СОН МУЖУ по его просьбе: «Мне снялось, что я скучаю оттого, что не поехала в оперу…; ко мне пришла какая-то женщина, которую я сначала приняла за Бозио и которая все пряталась от меня; она заставила меня читать мой дневник; там было написано все только о том, как мы с тобою любим друг друга, а когда она дотрогивалась рукою до страниц, на них показывались новые слова, говорившие, что я не люблю тебя».

Понимая, что супруга его действительно не любит, и расставание неизбежно, благородный и идейный муж изображает самоубийство. Чтобы дать своим друзьям свободу, «новый человек» Лопухов инсценирует самоубийство (эпизодом мнимого самоубийства начинается роман). На самом деле он уезжает в Америку, где преуспевает в делах. Через какое-то время присланный мужем его товарищ растолковывает Вере Павловне мнимость самоубийства. Так что теперь она может со спокойной совестью вступить в брак с любимым человеком. Ещё через какое –то время героиня получает от бывшего мужа, принявшего новое имя, письмо:

«БЕРЛИН, 20 ИЮЛЯ 1856. МИЛОСТИВЕЙШАЯ ГОСУДАРЫНЯ, ВЕРА ПАВЛОВНА! Близость моя к погибшему Дмитрию Сергеичу Лопухову дает мне надежду, что вы благосклонно примете в число ваших знакомых человека, совершенно вам неизвестного, но глубоко уважающего вас. …Я только исполняю желание погибшего…; и те сведения, которые я сообщаю о нем, вы можете считать совершенно достоверными, потому что я буду передавать его мысли его собственными словами, как бы говорил он сам. Вот его слова о деле, объяснение которого составляет цель моего письма:

«Мысли, которые произвели развязку, встревожившую людей мне близких (я передаю подлинные слова Дмитрия Сергеича, как уже сказал), созревали во мне постепенно, и мое намерение менялось несколько раз, прежде чем получило свою окончательную форму. Обстоятельство, которое было причиною этих мыслей, было замечено мною совершенно неожиданно, …когда она (Дмитрий Сергеич разумеет вас) с испугом сказала мне о сне, ужаснувшем ее. Сон показался мне очень важен; и как человек, смотревший на состояние чувств ее со стороны, я в тот же миг понял, что в ее жизни начинается эпизод, который, на время более или менее продолжительное, изменит прежние наши отношения с нею. Но человек до последней крайности старается сохранить положение, с которым сжился; в основной глубине нашей природы лежит консервативный элемент, от которого мы отступаем только по необходимости.

Я царствую здесь. …То, что мы показали тебе, нескоро будет в полном своем развитии, какое видела теперь ты. … Говори же всем: …будущее светло и прекрасно. Любите его, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее, сколько можете перенести: настолько будет светла и добра, богата радостью и наслаждением ваша жизнь, насколько вы умеете перенести в нее из будущего. Стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее все, что можете перенести”».
* * *

ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ГОНЧАРОВ (1812 – 1891) – прозаик и литературный критик. Член-корреспондент Петербургской академии наук по разряду русского языка и словесности. Без мистики и таинственности в прозе Ивана Гончарова СНЫ служат сравнению, сатире, обобщению и психологическому анализу причин явления.
……………………………………….

И. А. ГОНЧАРОВ. ОБЫКНОВЕННАЯ ИСТОРИЯ. РОМАН. 1847 г. ХАРАКТЕРИСТИКА одной из ГЕРОИНЬ. «И вот, когда Юлия вышла из детства, ее на первом шагу встретила самая печальная действительность – обыкновенный муж. Как он далек был от тех героев, которых создало ей воображение и поэты! Пять лет провела она в этом скучном сне, как она называла замужество без любви, и вдруг явились свобода и любовь».

СОН АННЫ ПАВЛОВНЫ, МАТЕРИ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ «ОБЫКНОВЕННОЙ ИСТОРИИ» АЛЕКСАНДРА АДУЕВА:

«…Вот я вижу во сне, что я будто сижу этак-то, а так, напротив меня, Аграфена стоит с подносом. Я и говорю будто ей: «Что же, мол, говорю, у тебя, Аграфена, поднос-то пустой?» – а она молчит, а сама смотрит все на дверь. «Ах, матушки мои! – думаю во сне-то сама про себя, – что же это она уставила туда глаза?» Вот и я стала смотреть… смотрю: вдруг Сашенька и входит, такой печальный, подошел ко мне и говорит, да так, словно наяву говорит: «Прощайте, говорит, маменька, я еду далеко, вон туда, – и указал на озеро, – и больше, говорит, не приеду». – «Куда же это, мой дружочек?» – спрашиваю я, а сердце так и ноет у меня. Он будто молчит, а сам смотрит на меня так странно да жалостно. «Да откуда ты взялся, голубчик?» – будто спрашиваю я опять. А он, сердечный, вздохнул и опять указал на озеро. «Из омута, – молвил чуть слышно, – от водяных».

Я так вся и затряслась – и проснулась. …Как встала, сейчас затеплила лампадку перед Казанской божией матерью: авось она, милосердная заступница наша, сохранит его от всяких бед и напастей. Такое сомнение навело, ей-богу! не могу понять, что бы это значило? Не случилось бы с ним чего-нибудь? ГРОЗА ЖЕ ЭТАКАЯ…

– Это хорошо, матушка, плакать во сне: к добру! – сказал Антон Иваныч, разбивая яйцо о тарелку, – завтра непременно будет»
.……………………………………………………

В КОНЦЕ РОМАНА АННА ПАВЛОВНА ИСПУГАНА БЛЕДНЫМ ВИДОМ ИЗ ПЕТЕРБУРГА В ДЕРЕВНЮ ВЕРНУВШЕГОСЯ СЫНА. Она допрашивает лакея. Как и многие матери, первой причиной бледности сына, естественно, найдя в плохом питании, барыня продолжает допрос:

– Ходил ли он в церковь?

– …Нельзя сказать, сударыня, чтоб больно ходили… – нерешительно отвечал он (лакей), – почти можно сказать, что и не ходили… там господа, почесть, мало ходят в церковь…

– Вот оно отчего! – сказала Анна Павловна со вздохом и перекрестилась. – …Сон-то и не лжив: точно из омута вырвался, голубчик мой!
Подлинно омут, прости господи… Что это делается на белом свете, как поглядишь! Знать, скоро света преставление.
.

Несостоявшийся поэт – великий человек – нежный возлюбленный и демон-искуситель (СНЫ, которые герой выдумывал – взятые из литературы роли, которые он пробовал играть в столице) Адуев – младший возвращается в деревню в «роли» разочарованного лишнего человека (Онегина или Печорина): и эту также заимствованную чужую роль – этот очередной СОН героя жизнь тоже разобьёт! Кому же суждено состояться?! Удачно служащий уже за 30 чиновник Александр Адуев выгодно женится в конце: то есть он повторяет карьеру дяди.

И.А. ГОНЧАРОВ. ОБЛОМОВ. РОМАН. 1959 г. Для героя романа Ильи ИЛЬИЧА Обломова СОН равносилен мечте, а мечта – приятному и покойному отсутствию надобности принимать решения.

ГЛАВА VIII. «ЕМУ (ОБЛОМОВУ) ПРЕДСТАВИЛОСЬ, КАК он сидит в летний вечер на террасе, за чайным столом, под непроницаемым для солнца навесом деревьев, с длинной трубкой и лениво втягивает в себя дым, задумчиво наслаждаясь открывающимся из-за деревьев видом, прохладой, тишиной; а вдали желтеют поля, солнце опускается за знакомый березняк и румянит гладкий, как зеркало, пруд; с полей восходит пар; становится прохладно, наступают сумерки…

…Накрывался большой круглый стол; …садятся за обильный ужин; тут сидит и товарищ его детства, неизменный друг его, Штольц, и другие, все знакомые лица; потом отходят ко сну. Лицо Обломова вдруг облилось румянцем счастья: мечта была так ярка, жива, поэтична, что он мгновенно повернулся лицом к подушке. Он вдруг почувствовал смутное желание любви, тихого счастья, вдруг зажаждал полей и холмов своей родины, своего дома, жены и детей. Полежав ничком минут пять, он медленно опять повернулся на спину. Лицо его сияло кротким, трогательным чувством: он был счастлив.

…Услужливая мечта носила его легко и вольно, далеко в будущем. Теперь его поглотила любимая мысль: он думал о маленькой колонии друзей, которые поселятся в деревеньках и фермах, в пятнадцати или двадцати верстах вокруг его деревни, как попеременно будут каждый день съезжаться друг к другу в гости, обедать, ужинать, танцевать; ему видятся все ясные дни, ясные лица, без забот и морщин, смеющиеся…; будет вечное лето, вечное веселье, сладкая еда да сладкая лень».
.

— Однако. любопытно бы знать. отчего я. такой. — сказал он опять шепотом. Веки у него закрылись совсем. — Да, отчего. Должно быть. это. оттого. — силился выговорить он и не выговорил. Так он и не додумался до причины; язык и губы мгновенно замерли на полуслове и остались, как были, полуоткрыты. Вместо слова послышался еще вздох, и вслед за тем начало раздаваться ровное храпенье безмятежно спящего человека.

Сон остановил медленный и ленивый поток его мыслей и мгновенно перенес его в другую эпоху, к другим людям, в другое место, куда перенесемся за ним и мы с читателем в следующей главе».
* * *

ОПИСАНИЕ ПОСЛЕОБЕДЕННОГО СНА В ДЕРЕВЕНСКОМ ДОМЕ ОБЛОМОВЫХ. «Можно было пройти по всему дому насквозь и не встретить ни души; легко было обокрасть все кругом и свезти со двора на подводах: никто не помешал бы, если б только водились воры в том краю. Это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти. Все мертво, только из всех углов несется разнообразное храпенье на все тоны и лады.

Изредка кто-нибудь вдруг поднимет со сна голову, посмотрит бессмысленно, с удивлением на обе стороны и перевернется на другой бок или, не открывая глаз, плюнет спросонья и, почавкав губами или поворчав что-то под нос себе, опять заснет. А другой быстро, без всяких предварительных приготовлений, вскочит обеими ногами с своего ложа, как будто боясь потерять драгоценные минуты, схватит кружку с квасом и, подув на плавающих там мух, так, чтоб их отнесло к другому краю, отчего мухи, до тех пор неподвижные, сильно начинают шевелиться, в надежде на улучшение своего положения, промочит горло и потом падает опять на постель как подстреленный. А ребенок все наблюдал да наблюдал…»
* * * * * *

И.А. ГОНЧАРОВ. ОБРЫВ. РОМАН. 1969 г. «Что делать?» – такой вопрос звучит в «Обрыве». И это полемика с уже вышедшим романом Чернышевского «Что делать?» (1863) Мы вынуждены представить героев романа, так как без того СНЫ (целый букет СНОВ!) их непонятны.

«Райский считал себя не новейшим, то есть не молодым, но отнюдь не отсталым человеком. Он открыто заявлял, что, веря в прогресс, даже досадуя на его «черепаший» шаг, сам он не спешил укладывать себя всего в какое-нибудь, едва обозначившееся десятилетие…» – очень подходящий герой для вмещения всех возможных отражений «лишних людей»: вместе Онегина и Ленского, Печорина и дюжину героев Островского, начиная с возлюбленного героини «Грозы» Катерины – тоже Бориса.

ВООБЩЕ, ОДИН ИЗ ВЕДУЩИХ МОТИВОВ «ОБРЫВА» – ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ СТАРОГО И НОВОГО: старое не так уж плохо, но оно прошло: простое повторение тормозит развитие. С НОВЫМ ТОЖЕ ВСЁ НЕ ПРОСТО: когда новое поколение не возьмёт от старины самого лучшего, тогда оно обречено на бесчеловечность – Обрыв… Название романа символично: все главные герои либо стоят перед Обрывом – переломом судьбы, либо некий Обрыв скрыт в прошлом. Символичны и все имена и фамилии героев.

Например, двоюродная бабушка Райского Татьяна Марковна Бережкова: либо от – «беречь» (такова и есть роль бабушки!), либо от уменьшительного от «берег» – «бережок»… Отсюда по аналогии: не «обрыв», но «обрывчик» – был, но не смертелен… Надо ли говорить, что около бабушкиного имения над Волгой есть Обрыв, куда в Грозу ходят гулять герои?! И около того Обрыве есть беседка, где происходят важные свидания!

Как Софья в «Горе от ума» имела недозволенное свидание примерно в то время, в какое жила пушкинская Татьяна. Родители не позволили выйти замуж за избранника сердца; в ответ отказавшись выйти за графа и оставшись в девицах, тёзка пушкинской Татьяны теперь оберегает внучку – новый вариант характера Татьяны… Здесь начинает звучать уже и тема уже нашумевших «Отцов и детей» (1859) Тургенева!

НО ВЕРНЁМСЯ К ВЕДУЩЕМУ ГЕРОЮ РОМАНА. В первой молодости Райский искренно любил робкую сироту, но в прямом смысле не бросив, как-то начал скучать с нею. Она умерла от наследственной болезни, – он очень убивался, себя обвиняя. (Светский приличный вариант отношений Печорин – Белла!) Уже пресытившись грубыми и неизменными в косности «ролями» светской жизни, последний раз в Петербурге герой безответно увлекается своей дальней кузиной – «великолепной картиной». В смысле отсутствия всяких страстей кузина не живёт, а спит в старых правилах…

Не смогший «вывести» эту Галатею со старинного портрета, но не расставшись с мечтой об «оживлении» Райский едет развеяться в деревню к другим своим кузинам – сироткам Вере и Марфиньке (новые Татьяна и Ольга), которых воспитывает бабушка Татьяна Марковна, заодно разумно и до щепетильности честно управляющая имением героя. Одна из целей бабушки – уберечь внучек от несчастной любви вне закона (по образу героини «Грозы» да и «Что делать?» тоже – должен понять Читатель.

Как поэтическая натура Райский, избирает своей очередной Галатеей старшую кузину, задумчивую Верочку – новую Татьяну. В отличие от пушкинской Татьяны Верочка не любит никакой старины: «душа рвалась куда-нибудь…» – с ясными направлениями в России вообще было всё не ясно. Однако, как мы помним, героиню романа Чернышевского «Что делать?» тоже зовут Вера, из которой «новые люди» развивают женщину нового времени со свободными понятиями о любви (от чего именно бабушка в том числе и хочет уберечь внучку!).

Именно Марфенька героиня, счастливо сочетавшая из старины лучшее с новой жизнью. НО! Сочетается это не через идеи или осмысление жизни и искусства – а через от природы гармоничную натуру. Марфенька – не нуждающаяся в улучшении «картина» – она счастливо любит и любима соседом Викентьевым – по старинному, как Ленский, пылким и честным, но более благоразумным.

НОВЕЛЛА ИЗ ЧЕТЫРЁХ СНОВ. Все герои «Обрыва» в момент кульминации действия – в обрывной ситуации – видят и рассказывают друг другу свои СНЫ. Получается нечто вроде вставной новеллы ИЗ ЧЕТЫРЁХ СНОВ – аллегорического отражения всего романа в целом.

СТРАШНЫЙ СОН МАРФЕНЬКИ:

— Какой такой, расскажи. Что это ты бледная сегодня?

Немецкий критик Готхольд Эфраим Лессинг свой знаменитый трактат назвал «Лаокоон, или о границах живописи и поэзии» (1766). В трактате доказывается, что не всё из жизни может быть объектом искусства: слишком искажённое страданием лицо статуи или картины вызовет только несовместимый с искусством ужас зрителя.
Недаром непосредственная Марфенька забывает имя «старика! Не ей, но Райскому близки споры о совместимости жизненного материала с искусством.
Именно по словам Марка «неудачнику» Райскому ни в искусстве, ни в жизни не удаётся облечь «материал» в гармоничную форму. Так что Марфенька видит для Райского и предсказывающий его любовную неудачу в отношениях с Верой СОН. (Вера живёт в доме со статуями.)
.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СНА МАРФЕНЬКИ «Вдруг будто статуи начали шевелиться. Сначала одна тихо, тихо повернула голову и посмотрела на другую, а та тоже тихо разогнула и не спеша притянула к ней руку: это Диана с Минервой. Потом медленно приподнялась Венера – и не шагая. какой ужас. подвинулась, как мертвец, плавно к Марсу, в каске. Потом змеи, как живые, поползли около старика! он перегнул голову назад, у него лицо стали дергать судороги, как у живого, я думала, сейчас закричит! (До такого состояния доведёт Райского подогреваемая ревность страсть к Вере!) И другие все плавно стали двигаться друг к другу, некоторые подошли к окну и смотрели на месяц. Глаза у всех каменные, зрачков нет. Ух!

…Статуи как будто советовались друг с другом, наклоняли головы, шептались. Я вся тряслась от страха. Сова встрепенулась крыльями и носом почесала себе грудь. Марс обнял Венеру, она положила ему голову на плечо, они стояли, все другие ходили или сидели группами. Только Геркулес не двигался. Вдруг и он поднял голову, потом начал тихо выпрямляться, плавно подниматься с своего места. Большой такой, до потолка! Он обвел всех глазами, потом взглянул в свой угол. и вдруг задрожал, весь выпрямился, поднял руку; все в один раз взглянули туда же, на меня – …потом все кучей бросились прямо ко мне.

– Ну, что же вы, Марфа Васильевна? – спросил Викентьев.

– Ах, братец, да где же мне все это выдумать! Я так все вижу и теперь, что нарисовала бы, если б умела. »
.

Чего только с точки зрения психоанализа уже не написали про СОН Марфеньки… И зря! Потому что литературные СНЫ не поддаются прямо ни по Фрейду, ни по другим типа гендерных признаков толкованию. Генеалогия литературных СНОВ – в СНАХ предыдущих литературных героев либо в отношении Автора к своим предшественникам – писателям.

ВЫДУМАННЫЙ СОН ЖЕНИХА МАРФЕНЬКИ – ВИКЕНТЬЕВА

– Полно тебе, что это, сударь, при невесте. – остановила его Татьяна Марковна.
– А верхом на нем будто… тоже.

– Перестанешь ли молоть? – сказала Татьяна Марковна, едва удерживаясь от смеху.

– Все сочинил, бабушка, сейчас сочинил, не верьте ему! – сказала Марфенька.

– Ей-богу, нет! и все будто, завидя меня, бросились, как ваши статуи, ко мне, я от них: кричал, кричал, даже Семен пришел будить меня – ей-богу правда, спросите Семена.

– Ну, тебе, батюшка, ужо на ночь дам ревеню или постного масла с серой. У тебя глисты должны быть. И ужинать не надо».
* * *

СНЫ ВЕРОЧКИ, РАЙСКОГО и БАБУШКИ удобно поместить вместе:

– Я была где-то на берегу, – продолжала Вера, – у моря, передо мной какой-то мост, в море. Я побежала по мосту – добежала до половины; смотрю, другой половины нет, ее унесла буря.

– Все? – спросил Райский.

– И этот сон хорош, и тут поэзия.

– Я не вижу обыкновенно снов или забываю их, – сказала она, – а сегодня у меня был озноб: вот вам и поэзия!

— Вообразите, я всю ночь летал. Так: будто крылья явились.

Марфенька смеялась до слез, и даже Вера улыбалась. Бабушка села опять.

— Вижу, да не такие безобразные и страшные, как вы все.

— Ну, что, например, видели сегодня?

Бабушка стала припоминать.

— Чего ж еще? И слава богу, кричать и метаться не нужно!»

Что касается Викентьева, то согласно характеру якобы сновидца СОН его выдуман для весёлости. Райский выдумывает вполовину – присочиняет детали для занятности и чтобы испытать Верочку, которую он смутно подозревает в склонности, может быть, и к Марку… Таким образом, светски общепринятое и невинное рассказывание друг другу СНОВ приводит к неизбежной кульминации действия, на что указывает якобы «мирный» СОН Бабушки о щепке на снегу: «Лес рубят – щепки летят!» – пословица.

ЩЕПКА – метафора после – обрывного состояния: кроме Викентьева с Марфенькой у всех остальных одни щепки – от прежних надежд и убеждений.
ЩЕПКА на чистом снегу (в поле откуда грязный снег?) – метафора перелома к чему-то другому не такому плохому.
ЩЕПКА в поле – пространство – разные варианты перелома.

Серьёзно или шутливо мы относимся к СНАМ, – это дверь в ту часть сознания, в которую, быть может, мы сами боимся заглянуть! И даже выдуманный СОН может сбыться, как происходит с якобы СНОМ Райского. Ведь Марк вызывает Веру на свидание ружейным выстрелом, что для ревнующего Райского подобно смерти.
До этого момента Райский смотрел на жизнь якобы как гениальный художник: Вера – дикарка, неразвитая уездная барышня. Оживлённая им статуя будет живее жизни… Когда же головная влюблённость его в Веру переросла в неподвластную искусству страсть, Райский осознал свою беспомощность: разум и все теории бессильны, – его ОБРЫВ, к которому доселе он «подталкивал» своих Галатей. Ведь оказывается, что в том числе его же, без спроса читаемые Верой «новые» книги вели её к Обрыву!

Полюбив нового человека, сосланного Марка Волохова, слишком умная Вера скоро осознаёт кредо его любви:
«Он во имя истины, развенчал человека в один животный организм, отнявши у него другую, не животную сторону. В чувствах видел только ряд кратковременных встреч и грубых наслаждений, обнажая их даже от всяких иллюзий, составляющих роскошь человека, в которой отказано животному». Разрыв Веры с Марком её – и ОБРЫВ. Или наоборот: связь с Марком – ОБРЫВ, а разрыв – СПАСЕНИЕ? СОЗНАНИЕ человека противоречиво как сама ЖИЗНЬ!

БАБУШКИН ПРОШЛЫЙ ОБРЫВ уже описан: отказ знатному жениху – подсмотренное этим женихом свидание с возлюбленным. Дуэль ославила бы девушку. Взяв с соперника слово не жениться, граф дал слово молчать… Верная своей любви бабушка осталась в девушках… Сорокалетней давности ОБРЫВ.

А вот Вера… Свидания в грозу, исступление страсти… Верующая старая женщина едва не сошла с ума, считая, что её молодой грех «проклятием» повтора лёг на внучку. Вместо того чтоб рассказать всё, она велела читать нравоучительные книги… Кому они помогали?! Здесь мы подходим к уже к краю самого главного на всех одного ОБРЫВА: между ИСКУССТВОМ и ЖИЗНЬЮ.

ИСКУССТВО – СОН с точки зрения жизни. ЖИЗНЬ – СОН с точки зрения искусства. Для их единения «Что делать?» – на этот вопрос Райского Автор не даёт ответа. Автор ответа не знает! (Если бы Автор тоже не любил искусство – не писал бы свой роман!). Райский уезжает из деревни, его все провожают. Все «обменялись взглядом – и в этом взгляде, в одном мгновении вдруг мелькнул как будто всем приснившийся, тяжелый полугодовой СОН, все вытерпленные муки. Никто не сказал ни слова».

Райскому «хотелось бы набраться этой вечно нести все с собой туда, в свою Малиновку. й красоты природы и искусства, пропитаться насквозь духом окаменелых преданий и нести все с собой туда, в свою Малиновку. (МаЛиНовка – имение героя. Обратим, наконец, внимание, что перестановкой двух букв название превращается в – МаНиЛовку – имение гоголевского Манилова!)

Чтобы мечты его обрели какую то реальную форму, что же герою делать? Пытаться по мере сил и дальше осмысливать…
* * *

И ОТСЮДА НАМ ОСТАЛОСЬ РАССМОТРЕТЬ ТОЛЬКО СОН за пределами текстуального Конца. Известно, что Гончаров называл свой роман Пробуждением, следующим за целой эпохой СНА! (Гончаров. Собр. Соч. в 8 т. Т. 8. М. 1980. С. 117) Однако, весь Конец романа «Обрыв» – хитрый реминисцентный СОН для Грамотного Читателя. Как вызов: Пробудись, Читатель – Сделай Выводы! …Заканчивать роман обобщённым вопросом о путях России?! Это уже было, – припомнит Грамотный Читатель! В пушкинском «Медном всаднике» вопрос:

Ужасен он в окрестной мгле!
Какая дума на челе!
Какая сила в нём сокрыта!
А в се;м коне какой огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?

После пушкинского определения России над бездной (Обрыв!) был лирически обобщающий Конец гоголевских «Мёртвых душ»:

Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка, несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, всё отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? …Русь, куда ж несешься ты, дай ответ? Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо всё, что ни есть на земли, и косясь постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

И вот теперь, после гоголевского Конца «Мёртвых душ» – последние слова «Обрыва»:

«За ним (духовным образом за Райским уже за границей) все стояли и горячо звали к себе – его три фигуры: его Вера, его Марфенька, бабушка. А за ними стояла и сильнее их влекла его к себе – еще другая, исполинская фигура, другая великая «бабушка» – Россия». …Ни много, ни мало – речь идёт о пробуждении России!

Бабушка – Россия?! Автор уже описал нам её несломленный грозами характер. Так ещё по приезде Райского в деревню на обеде в бабушкином доме местный Дикой – самодур Тычков Нил Андреевич – свысока поучает всех и зло смеётся над не первой молодости недалёкой местной кокеткой. Райский даёт отпор. Тычков взбешен:

— Татьяна Марковна, или мы не знакомы с вами, или чтоб нога этого молодца (он указал на Райского) у вас в доме никогда не была! Не то я упеку и его, и весь дом, и вас в двадцать четыре часа куда ворон костей не занашивал.

Райский с удивлением глядел на бабушку. Она, а не Нил Андреич, приковала его внимание к себе. Она вдруг выросла в фигуру, полную величия, так что даже и на него напала робость.

Тычков ворочал одурелыми глазами.

Он ушел, а Татьяна Марковна все еще стояла в своей позе, с глазами, сверкающими гневом, передергивая на себе, от волнения, шаль. Райский очнулся от изумления и робко подошел к ней, как будто не узнавая ее, видя в ней не бабушку, а другую, незнакомую ему до тех пор женщину…» (Портрет Екатерины II)

В СВОЁМ ЖИВОМ СЕРДЦЕ БАБУШКА ХРАНИТ ЛУЧШИЕ ТРАДИЦИИ. А РАЙСКОМУ ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ? Пытаться по мере сил и даль осмысливать… Не суждено ему стать великим Творцом, но Райский счастливее Марка Волохова – сердце у него отзывчивее.

ТАКИЕ ВОТ СНЫ ВЫПЛЕСКИВАЮТСЯ ИЗ РОМАНА «ОБРЫВ». Его Автор, поспорив сразу со всеми своими великими предшественниками по писательскому ремеслу, со всеми в итоге и согласился. Потому как цель у все Творцов одна – раскрыть лучшее в человеке.
.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *