Какие сны снятся катерине гроза
Сны Катерины в драме Н.А. Островского «Гроза»
Островский, также как и многие другие писатели, прибегает к приему снов и видений.
Еще в юности, когда Катерина «жила в девушках», ей снились необыкновенные сны: «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху». Эти сны очень мечтательные, поэтичные, романтические. Они раскрывают свободолюбивый, вольный характер главной героини. Катерина – девушка верующая, религиозная. «И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно, как все это в одну секунду было». Таким образом, сны Катерины подчеркивают, что героиня живет с верой, с чистыми, светлыми, искренними помыслами, ведь даже во сне ей снятся «храмы золотые» и «образа». Кроме того, сны Катерины помогают наиболее полно представить ту атмосферу, в которой она жила у родителей: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю».
После того, как Катерина повстречала Бориса, все реже ей снятся эти светлые сны. В ее душе появляются новые, непонятные ей чувства. С одной стороны, она ощущает проснувшуюся в ней любовь к Борису: «Никогда со мной этого не было. Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю, или … уж не знаю».
Но в тоже время, ее начинают мучить недобрые, тревожные предчувствия. Все чаще посещают Катерину «грешные» мысли и желания, и нет ей от них покоя, и всюду они ее преследуют, даже во время молитвы. «Думать стану — мыслей никак не соберу, молиться — не отмолюсь никак. Языком лепечу слова, а на уме совсем не то: точно мне лукавый в уши шепчет, да все про такие дела нехорошие». «Ночью, Варя, не спится мне, все мерещится шепот какой-то: кто-то так ласково говорит со мной, точно голубит меня, точно голубь воркует. Уж не снятся мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы; а точно ведет меня кто-то, обнимает так горячо-горячо и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду. » А все потому, что Катерина полюбила, она жаждет любви, ей хочется кататься по Волге, «на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись. ». Катерина разумом осознает, что «грех у нее на уме», но справиться с ним у нее нет сил.
Сны Катерины неопределенные, смутные, волнующие. В них нет никакой выстроенности, заданности. Они отражают внутреннее состояние героини, ее смятения и мучения, постепенное изменение ее души под влиянием внезапной любви, а также ее неспособность бороться с этим, противостоять «греху». Кроме того, важной функцией снов является предсказание скорой гибели Катерины. «Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, и удержаться мне не за что».
Заключение
На данном этапе работы над проектом я выполнила следующие задачи:
ü узнала научное определение слова «сон» и изучила свойства и механизм сна;
ü провела анализ отобранных мною произведений;
ü рассмотрев, какую функцию выполняет сон в литературных произведениях русских писателей 19 века, обобщила и систематизировала полученные результаты.
В данной работе были рассмотрены четыре произведения русской художественной литературы. Сравнительный анализ художественных текстов показывает, что сны и сновидения могут использоваться поэтами и писателями для решения самых разных целей и задач.
Во-первых, сон может выступать как средство отражения действительности, как ключ к пониманию характера героя — в этом можно убедиться на примере снов Обломова и Катерины. Во-вторых, сон может стать предсказанием, предопределением будущего героев. Именно так воспринимается сон Татьяны из романа «Евгений Онегин». Сон также может отражать физическое и нравственное состояние героя, например сны Раскольникова в романе Достоевского.
Таковы главные выводы, к которым можно прийти в результате выборочного анализа произведений художественной литературы.
Работа над данной темой помогла изменить устоявшееся представление о том, что сон — это просто физиологическое состояние, в котором мы находимся каждую ночь, а сновидения присутствуют в нашем сознании только для того, чтобы мы толковали их с помощью всевозможных книг гаданий и сонников. После проведенного в данной работе исследования стало очевидно, что писатели очень широко использовали приём сна, ведь именно через сон можно раскрыть характер героя, его сокровенные мысли и желания, чувства и переживания, также удалось определить символическое значение и основную функцию сна для того или иного художественного произведения.
Список используемой литературы
· Гончаров И.А. «Обломов». Ленинград. Государственное издательство детской литературы Министерства Просвещения РСФСР 1963 г.
· Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание» Москва Издательство «Художественная литература» 1970г. 560 страниц
· Пушкин А.С. «Евгений Онегин». Москва. Издательство «АСТ» 2017г.
· Островский Н.А. Гроза. М.: Астрель, 2004.
· Витовцева Мария «Сон как литературный метод постижения действительности» || Журнал «Литература» №21/2004
Какие сны снятся катерине гроза
Сон Катерины и сон пана Данилы о сне Катерины,
Страшная месть
Сон Катерины — чары колдуна, ее отца. Во сне он открывает ей свое желание: было б быть ей его женой. По наблюдению сабашников: самая лучшая порода от скрещивания отца с дочерью: «конденсация усиливает ток крови!» говорил мне сабашник, подливая из нутра вбас. От колдуна-отца и его дочери Катерины
зародится большой силы колдун — единственная его надежда отсрочить судьбу страшной мести.
Блеснул день, но не солнечный: небо хмурилось, и тонкий дождь сеялся на поля, на леса, на широкий Днепр. Проснулась пани Катерина, но не радостна: очи заплаканы, и вся она смутна и неспокойна: «Муж мой милый, муж дорогой! чудный мне сон снился!» — «Какой сон, моя любая пани Катерина?» — «Снилось мне, чудно право, и так живо, будто наяву, снилось мне, что отец мой есть тот самый урод, которого мы видели у есаула. Но прошу тебя, не верь сну: каких глупостей не привидится! Будто я стояла перед ним, дрожа вся, боялась, и от каждого слова его стонали мои жилы. Если б ты слышал, что он говорил. » — «Что же он говорил, моя золотая Катерина?» — «Говорил: “Ты посмотри на меня, Катерина, я хорош. Люди напрасно говорят, что я дурен. Я буду тебе славным мужем. Посмотри, как я поглядываю очами”. Тут навел он на меня огненные очи, я вскрикнула и пробудилась». — «Да, сны много говорят правды. »
Пан Данила видит во сне сон Катерины. Видеть во сне, что другому снится, явление редкое, есть еще у Лермонтова: «В полдневный жар в долине Дагестана». Но пестрого семипоясного сна, как этот сон, в литературе единственный.
Семь ступеней сна — семь цветных поясов: 1) Бледно-золотой, 2) Прозрачно-голубой, 3) С тихим звоном розовый, 4) Черный, 5) Темно-синий с серебром, 6) черный, 7) звучащий розовый.
Звучащая краска больше чем озвончатые глухие буквы: переход слова в напевное — усиленное звучание, а превращение света в звук переход из глаза в ухо, цвет может заговорить или краски разнозвучны.
В комнате света нет, а светит: золотисто-желтый свет — цвет чар, то, что называется «напущено». Этот свет глушит посторонние звуки: дверь отворилась без скрипа.
Красный жупан — красная свитка — отблеск адского пламени. Силой колдовства можно вызвать душу, а бревну дать свой образ.
Наша душа знает больше, чем мы сознаем.
Катерина из сна узнает об убийстве своей матери. Сверхсознательное значение сказывается в творчестве.
Как в Вии и Портрете — все движения окованы: губы шевелятся без звука — в сонном состоянии всегда.
влезть им: ни ворот, ни дверей не видно; со двора, верно, есть ход; но как войти туда? Издали слышно, как гремят цепи и бегают собаки. «Что я думаю долго? сказал пан Данило, увидя перед окном высокий дуб, стой тут, малый. Я полезу на дуб: с него прямо можно глядеть в окошко».
«Правдив сон твой, Катерина!» подумал Бурульбаш.
3) Колдун стал прохаживаться вокруг стола, знаки стали быстрее переменяться на стене, а нетопыри залетали сильнее вниз и вверх, взад и вперед. Голубой свет становился реже, реже и совсем погас. И светлица осветилась уже тонким розовым светом. Казалось, с тихим звоном разливался чудный свет по всем углам и вдруг пропал.
4) И стала тьма. Слышался только шум, будто ветер в тихий час вечера наигрывал, кружась по водному зеркалу, нагибая еще ниже в воду серебряные ивы.
И чудится пану Даниле, что облако то не облако, что то стоит женщина; только из чего она: из воздуха, что ли, выткана? Отчего же она стоит, и земли не трогает, и не опершись ни на что, и сквозь нее, просвечивает розовый свет и мелькают на стене знаки? Вот она пошевелила прозрачною головою своею: тихо светятся ее бледно- голубые очи; волосы вьются и падают по плечам ее, будто светло-серый туман;
губы бледно алеют, будто сквозь бело-прозрачное утреннее небо льется едва приметный алый свет зари; брови слабо темнеют. Ах! это Катерина!
(Тут почувствовал Даниле, что члены у него оковались ; он силился говорить, но губы шевелились без звука ).
(«Это Катеринина душа», подумал пан Данило; но все еще не смел пошевелиться).
хочется. Катерина полюбит меня!» — «О, ты чудовище, а не отец мой! простонала она, нет, не будет по-твоему. Правда, ты взял нечистыми чарами твоими власть вызывать душу и мучить ее; но один только Бог может заставить ее делать то, что Ему угодно. Нет, никогда Катерина, доколе я буду держаться в ее теле, не решится на богопротивное дело. Отец! близок страшный суд! Если б ты и не отец мой был, и тогда бы не заставил меня изменить моему любимому, верному мужу. Если бы муж мой и не был мне верен и мил, и тогда бы не изменила ему, потому что Бог не любит клятвопреступных и неверных душ». Тут вперила она очи свои в окошко, под которым сидел пан Данило, и неподвижно остановилась. «Куда ты глядишь? Кого ты там видишь?» закричал колдун. Воздушная Катерина задрожала.
Но уж пан Данило был давно на земле и пробирался со своим верным Стецьком в свои горы. «Страшно, страшно!» говорил он про себя, почувствовав какую-то робость в казацком сердце, и скоро прошел двор свой, на котором так же крепко спали казаки, кроме одного, сидевшего на стороже и курившего люльку. Небо все было засеяно звездами.
имеет власть вызывать душу каждого человека; а душа гуляет, по всей воле, когда заснет он, и летает вместе с архангелами около Божией светлицы».
В этой песне о колдуне и его дочери — «Страшная месть» вся песенная — Гоголь рассказывает о себе, о прошлом, что открылось его душе. Есть и из настоящей жизни.
«Говорят, что он родился таким страшным и никто из детей сызмала не хотел играть с ним. Как страшно говорят, будто ему все чудилось, что все смеются над ним. Встретится ли под темный вечер с каким-нибудь человеком и ему тотчас покажется, что тот открывает рот и скалит зубы — и на другой день находили мертвым того человека».
Гоголь в детстве получал тычки за свой необычайный вид — за свой колкий птичий нос. А потом из гонимого сделался коноводом, за ним ходили, подчиняясь ему во всем, а случилось это после того, как стал он направо и налево раздавать, вклеивая чище подзатыльника, смешные прозвища.
Обыкновенно Гоголь страшное пересыпает забубённым балагурьем, и только в «Страшной мести» не смех, а песня — песня о величьи необъятного мира и его тайны.
Достоевский в «Хозяйке» пытался подделать свою Катерину под голос Катерины «Страшной мести», но родился без песни и пропелось фальшиво.
Знак судьбы паутина, а Достоевский прибавит «паучиная». Но выражение ужаса единственное у Гоголя: «Дух занялся у Катерины, и ей чудилось, что волосы стали отделяться на голове ее». Как нет ни у кого, только у Гоголя, такой далекой дали зрения и слов выражающих преследование.
«Уж он хотел перескочить с конем через узкую реку, выступившую рукавом среди дороги, как вдруг конь на всем скаку остановился, заворотил к нему морду, и — чудо — засмеялся! белые зубы страшно блеснули двумя рядами во мраке. Дыбом поднялись волосы на голове колдуна: Дико закричал он и заплакал, как исступленный и погнал коня прямо к Киеву.
Только голосом можно передать всю глубину словесных знаков смутных и безразличных при чтении непоющими глазами. Только с голоса слышно, что Днепр не Днепр, а библейский Геон, Фиссон, Тигр и Ефрат, а Черное море не Черное, а Тивериадское, прародина всего живого на земле. И только через голос звучен обрекающий приговор судьбы и предостережение: глас человеческой мудрости.
Сны Катерины в драме Н.А. Островского «Гроза»
Островский, также как и многие другие писатели, прибегает к приему снов и видений.
Еще в юности, когда Катерина «жила в девушках», ей снились необыкновенные сны: «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху». Эти сны очень мечтательные, поэтичные, романтические. Они раскрывают свободолюбивый, вольный характер главной героини. Катерина – девушка верующая, религиозная. «И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно, как все это в одну секунду было». Таким образом, сны Катерины подчеркивают, что героиня живет с верой, с чистыми, светлыми, искренними помыслами, ведь даже во сне ей снятся «храмы золотые» и «образа». Кроме того, сны Катерины помогают наиболее полно представить ту атмосферу, в которой она жила у родителей: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю».
После того, как Катерина повстречала Бориса, все реже ей снятся эти светлые сны. В ее душе появляются новые, непонятные ей чувства. С одной стороны, она ощущает проснувшуюся в ней любовь к Борису: «Никогда со мной этого не было. Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю, или … уж не знаю».
Но в тоже время, ее начинают мучить недобрые, тревожные предчувствия. Все чаще посещают Катерину «грешные» мысли и желания, и нет ей от них покоя, и всюду они ее преследуют, даже во время молитвы. «Думать стану — мыслей никак не соберу, молиться — не отмолюсь никак. Языком лепечу слова, а на уме совсем не то: точно мне лукавый в уши шепчет, да все про такие дела нехорошие». «Ночью, Варя, не спится мне, все мерещится шепот какой-то: кто-то так ласково говорит со мной, точно голубит меня, точно голубь воркует. Уж не снятся мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы; а точно ведет меня кто-то, обнимает так горячо-горячо и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду. » А все потому, что Катерина полюбила, она жаждет любви, ей хочется кататься по Волге, «на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись. ». Катерина разумом осознает, что «грех у нее на уме», но справиться с ним у нее нет сил.
Сны Катерины неопределенные, смутные, волнующие. В них нет никакой выстроенности, заданности. Они отражают внутреннее состояние героини, ее смятения и мучения, постепенное изменение ее души под влиянием внезапной любви, а также ее неспособность бороться с этим, противостоять «греху». Кроме того, важной функцией снов является предсказание скорой гибели Катерины. «Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, и удержаться мне не за что».
Заключение
На данном этапе работы над проектом я выполнила следующие задачи:
ü узнала научное определение слова «сон» и изучила свойства и механизм сна;
ü провела анализ отобранных мною произведений;
ü рассмотрев, какую функцию выполняет сон в литературных произведениях русских писателей 19 века, обобщила и систематизировала полученные результаты.
В данной работе были рассмотрены четыре произведения русской художественной литературы. Сравнительный анализ художественных текстов показывает, что сны и сновидения могут использоваться поэтами и писателями для решения самых разных целей и задач.
Во-первых, сон может выступать как средство отражения действительности, как ключ к пониманию характера героя — в этом можно убедиться на примере снов Обломова и Катерины. Во-вторых, сон может стать предсказанием, предопределением будущего героев. Именно так воспринимается сон Татьяны из романа «Евгений Онегин». Сон также может отражать физическое и нравственное состояние героя, например сны Раскольникова в романе Достоевского.
Таковы главные выводы, к которым можно прийти в результате выборочного анализа произведений художественной литературы.
Работа над данной темой помогла изменить устоявшееся представление о том, что сон — это просто физиологическое состояние, в котором мы находимся каждую ночь, а сновидения присутствуют в нашем сознании только для того, чтобы мы толковали их с помощью всевозможных книг гаданий и сонников. После проведенного в данной работе исследования стало очевидно, что писатели очень широко использовали приём сна, ведь именно через сон можно раскрыть характер героя, его сокровенные мысли и желания, чувства и переживания, также удалось определить символическое значение и основную функцию сна для того или иного художественного произведения.
Список используемой литературы
· Гончаров И.А. «Обломов». Ленинград. Государственное издательство детской литературы Министерства Просвещения РСФСР 1963 г.
· Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание» Москва Издательство «Художественная литература» 1970г. 560 страниц
· Пушкин А.С. «Евгений Онегин». Москва. Издательство «АСТ» 2017г.
· Островский Н.А. Гроза. М.: Астрель, 2004.
· Витовцева Мария «Сон как литературный метод постижения действительности» || Журнал «Литература» №21/2004
Приложения
Зигмунд Фрейд. Биографическая справка
Сны Катерины
Крошечная ладошка Сергуньки целиком упряталась в Катиной ладони и там вертелась и дёргалась в такт его прыганью рядом с матерью. А как же не прыгать, как не забрасывать мать вопросами, если парню всего три года и он в первый раз приехал на Красную площадь.
Мам, мам! А почему она не красная? Смотри, пол совсем серенький.
Не пол, а площадь. А вон стену видишь, с зубчиками – она же красная.
Мам, мам! А за стенкой чего? А стенка из чего?
Стенка из кирпича, очень старого – её давным-давно построили.
Мам, мам! А кто там за стенкой живёт? А собаки там есть?
За стенкой живут большие начальники. А собаки им не нужны. Их часовые охраняют.
Мам, мам! А начальники там чего делают?
Работают.
Молотками?
Дурачок, почему молотками? Головой они работают. Думают много.
Мам, мам! А думать – это разве работа?
А ты как считаешь?
Я считаю, что нет, не работа. Потому что это очень легко: взял – и подумал. Вот стенку сделать из кирпичей – это работа.
Ну, ладно, философ, пойдём-ка посмотрим часы на башне. Сделать такие часы – это очень большая работа.
И они пошли по Красной площади, серьёзно обсуждая очень важные вопросы, как два взрослых человека.
Катерина умела видеть сны. У неё это получалось. Правда, последнее время сны приходили страшные, и она просыпалась от собственного крика.
Ей снилось, что Пашка с чем-то тяжёлым в руках с разинутой пастью гонится за ней по тёмному коридору, а она раздетая и босиком бежит от него по холодному и скользкому полу. Какие-то брызги летят из-под ног, и она ищет дверь, в которую можно нырнуть и захлопнуть её перед Пашкиным носом, чтобы стало тихо, сухо, и светло. Но коридор всё не кончается, Катерина оскальзывается на мокром полу, вот-вот упадёт, она дико кричит и….просыпается. А дверь так и не отыскалась. Бывает, что сон повторяется и ей кажется, что вот сейчас-то точно она найдёт спасительную дверь. Но глухая темнота и топот Пашки за спиной опять доводят её до смертельного ужаса и нечеловеческого крика.
Ворочается Сергунька, начинает хныкать и проситься к ней в постель. Катя кладёт его рядом такого тёплого, родного, беззащитного и в слезах засыпает уже без снов или бывает ей что-то такое снится светлое, радостное : поле, лес, речка…. «Д-р-р!» Будильник! Вот наказанье!
Как пьяный Пашка во сне – так будильник молчит, а как – ромашки и солнышко – так он тут как тут! Чистое наказанье! А вообще-то утро уже, всё равно надо вставать.
Катерина. Художник С. В. Герасимов |
Катерина Кабанова является главной героиней драмы «Гроза» А. Н. Островского.
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Катерины в пьесе «Гроза» Островского: описание характера, жизни и смерти героини в цитатах.
Смотрите:
— Краткое содержание пьесы «Гроза»
— Все материалы по пьесе «Гроза»
Краткая характеристика и история жизни Катерины в «Грозе»
Катерина Кабанова является молодой женщиной, открытой и свободолюбивой по характеру. Родители воспитали ее в любви и свободе, так что девочка жила счастливо и не знала печали.
Выйдя замуж за Тихона Кабанова не по любви, Катерина становится очень несчастна. Свекровь Катерины, злая старуха Кабаниха, обижает безответную Катерину. Ее муж Тихон не только не заступается за нее, но и сам нередко обижает ее.
Однажды Катерина влюбляется в молодого мужчину Бориса, племянника купца Дикого. Катерина тайно встречается с ним, пока муж находится в другом городе. Будучи не в силах врать мужу, Катерина рассказывает ему правду об измене.
Образ и характеристика Катерины в пьесе «Гроза» Островского, описание в цитатах
«Так это молодая Кабанова, что ль. « (действие 3 сцена 2 явление 2)
«Это вы, Катерина Петровна. « (действие 3 сцена 2 явление 3)
«. Что, красавицы? Красота-то ваша вас радует? Вот красота-то куда ведет. » (барыня — Катерине, действие 1 явление VIII)
«. с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь. » (Кабанов о своей жене Катерине, действие 2 явление IV)
«. видишь, какая красавица! Ха, ха, ха! Красота. « (барыня о Катерине, действие 4 явление VI)
«Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю. » (Катерина о себе, действие 1 явление V)
«Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу. « (Катерина о себе, действие 2 явление II)
«. отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. « (действие 1 явление VII)
«И такая мысль придет на меня, что, кабы моя воля, каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись…» (действие 1 явление VII)
«Ты какая-то мудреная, Бог с тобой. « (Варвара о Катерине, действие 2 явление II)
«Ты ее не знаешь! Она ведь чудная какая-то у нас. От нее все станется! Таких дел наделает, что. « (Варвара о Катерине, действие 4 явление III)
«Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно, я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять. « (действие 2 явление II)
«Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. « (Катерина о себе, действие 1 явление VII)
Катерина. Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай Бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» (действие 2 явление II)
Катерина. Нет, как не любить! Мне жалко его очень.
Варвара. Нет, не любишь. Коли жалко, так не любишь. Да и не за что, надо правду сказать. И напрасно ты от меня скрываешься! Давно уж я заметила, что ты любишь одного человека. « (действие 2 явление II)
«Эко горе! Деток-то у меня нет: все бы я и сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать – ангелы ведь это. « (действие 2 явление VIII)
«Кабанова. Да я об тебе и говорить не хотела; а так, к слову пришлось.
Катерина. Да хоть и к слову, за что ж ты меня обижаешь?
Кабанова. Эка важная птица! Уж и обиделась сейчас.
Катерина. Напраслину то терпеть кому ж приятно!» (действие 1 явление V)
«Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты. » (Катерина о свекрови, действие 1 явление V)
Муж Катерины, Тихон, говорит, что любит ее, но при этом обижает ее, чаще всего по указанию своей злой матери Кабанихи:
«Мать на нее нападает, и ты тоже. А еще говоришь, что любишь жену. « (Варвара о Тихоне, действие 1 явление VI)
«А я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть. Побил немножко, да и то маменька приказала. « (действие 5 явление I)
«Молоду тебя замуж-то отдали, погулять-то тебе в девках не пришлось; вот у тебя сердце-то и не уходилось еще. « (действие 2 явление II)
«Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем.
Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле.
Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Таково хорошо было. « (действие 1 явление VII)
«А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы, и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то. « (действие 1 явление VII)
История любви Катерины и Бориса
Однажды в город приезжает молодой человек по имени Борис, племянник местного купца Дикого. Катерина влюбляется в Бориса, но считает эту любовь грехом, который ей никогда не замолить:
«Ты знаешь ли: ведь мне не замолить этого греха, не замолить никогда! Ведь он камнем ляжет на душу, камнем. « (Катерина о своей измене мужу, действие 3 явление III)
«Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю. « (действие 1 явление VII)
«Давно люблю. Словно на грех ты к нам приехал. Как увидела тебя, так уж не своя стала. С первого же раза, кажется, кабы ты поманил меня, я бы и пошла за тобой; иди ты хоть на край света, я бы все шла за тобой и не оглянулась бы. «
По словам Бориса, у Катерины ангельская улыбка, когда она молится в церкви:
«А то в церкви вижу, на бульваре встречаемся. Ах, Кудряш, как она молится, кабы ты посмотрел! Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится. » (Борис о Катерине, действие 3 сцена 2 явление 2)
«Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть! Матушка! Тихон! Грешна я перед Богом и перед вами! Не я ли клялась тебе, что не взгляну ни на кого без тебя! Помнишь, помнишь! А знаешь ли, что я, беспутная, без тебя делала? В первую же ночь я ушла из дому. » (действие 4 явление VI)
С Борисом Григорьичем.» (Катерина о себе, действие 4 явление VI)
При этом Катерина думает не только о себе и своих проблемах, но и о своем возлюбленном Борисе. Девушка чувствует за собой вину за то, что она «ввела Бориса в беду». Катерина даже просит прощения у Бориса, хотя сама она пострадала от этого скандала куда больше, чем Борис:
«За что я его в беду ввела? Ведь мне не легче от того! Погибать бы мне одной! А то себя погубила, его погубила, себе бесчестье – ему вечный покор! Да! Себе бесчестье – ему вечный покор.» (действие 5 явление II)
«Ну, прости меня! Не хотела я тебе зла сделать; да в себе не вольна была. Что говорила, что делала, себя не помнила.» (действие 5 явление III)
Катерина считает, что Борис — ее единственная возможность обрести счастье, увидеть какую-то радость в ее несчастной жизни:
«Еще кабы с ним жить, может быть, радость бы какую нибудь я и видела… Что ж: уж все равно, уж душу свою я ведь погубила.» (действие 5 явление II)
Тем временем Борис под давлением дядьки Дикого собирается срочно уехать из города. В их прощальную встречу несчастная Катерина просит его взять ее с собой, но Борис отказывается, так как он слишком боится своего дядьку Дикого, который может лишить его наследства за непослушание:
Борис. Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду: дядя посылает, уж и лошади готовы; я только отпросился у дяди на минуточку, хотел хоть с местом то тем проститься, где мы с тобой виделись.» (действие 5 явление III)
Оставшись без любимого и его поддержки, убитая горем Катерина совершает страшный поступок — бросается в Волгу и погибает:
«Женщина в воду бросилась!» (действие 5 явление V)
Критика об образе Катерины в пьесе «Гроза»
(С. З. Бураковский, книга «А. Н. Островский. Биографические сведения и разбор его произведений для учащихся», 1904 г.)
Это был цитатный образ и характеристика Катерины в пьесе «Гроза» Островского: описание характера, жизни и смерти Катерины Кабановой в цитатах из драмы.