Какое название носит статья манифест брюсова ключи марии тяжелые сны ключи тайн и творчество
Класс: 11
Презентация к уроку
Цели:
Методы:
Оборудование:
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
– Здравствуйте! Сегодня на уроке мы поговорим о творчестве В. Я. Брюсова, проанализируем несколько его стихотворений. Сначала ответьте на несколько вопросов по пройденному материалу:
– Назовите основные особенности поэтики символизма?
– В чем сходство и различие позиций «старших символистов» и «младосимволистов»?
– Что нового внес символизм в русскую поэзию?
2. Проверка анализа домашнего стихотворения.
– Проверим домашнее задание: анализ стихотворения И.Ф. Анненского «Среди миров..»
Среди миров, в мерцании светил
Одной звезды я повторяю имя…
Не потому, чтоб я ее любил,
А потому, что я томлюсь с другими.
И если мне сомненье тяжело,
Я у нее одной ищу ответа,
Не потому, что от нее светло,
А потому, что с не надо света.
– Как передана возвышенность чувства героя к Ней, к Звезде, и кем она является для него?
– Почему герой любовь к ней возводит в сферу «миров» и «светил»?
– Можно ли сказать, что это стихотворение создано в системе поэтики символизма? Как предана противоречивость чувств героя?
– Как добивается поэт возвышенной интонации?
– Исчерпывается ли содержание стихотворения выделением мотива?
II. Лекция учителя и анализ стихотворения.
Сейчас мы с вами прослушаем сообщение по биографии Валерия Яковлевича Брюсова, а потом поговорим о его творчестве, о его поэзии.
Брюсов считал целью создать в России новую поэтическую школу, опирающуюся на открытия французских символистов. Для него символизм был только литературной школой, и задачей символизма было утончить, изощрить поэтические средства, чтобы лучше выразить мир современника.
Вспомним стихотворение «Творчество», к которому мы обращались на прошлом уроке.
В ранней лирике видно намерение эпатировать, озадачить читателя. Лирический герой Брюсова – сильная личность, персонаж из истории или мифа, навеян философией Ницше и своим мужественным началом близок индивидуальности самого поэта, мечтающего о прорыве за пределы известного, за грани возможного. Образ мечты получает сквозное развитие и реализуется в разных обличьях. Иногда – как воплощение беспредельности: «Моей мечте люб кругозор пустынь, / Она в степях блуждает вольной, серой…». Чаще – в облике прекрасной женщины, возлюбленной музы «Сонет к мечте». Образ мечты придает реальности сказочные, необычные, экзотические формы, вызывает необыкновенные ассоциации и сравнения: «Этот мир очарований, / Этот мир из серебра!». Невозможность осуществить мечты наяву преобразуется в творческую энергию. Нереализованная жажда любви и красоты – в «грезу искусства».
– Схему перенесите себе в тетрадь:
неизвестное, невозможное
↓
мечта
↓
невозможность осуществить наяву
↓
творческая энергия
↓
«греза искусства»
2. Анализ стихотворения.
– Давайте прочитаем стихотворение «Сонет к форме» (ученик читает).
– итак, что же такое сонет? (стихотворение из 14 строк, обладающее строгой рифмовкой).
– хорошо, обратим внимание на первые две строки:
Есть тонкие, властительные связи
Меж контуром и запахом цветка.
– что такое контур? (очертание, внешний вид, фигура, образ)
– каким чувством воспринимает человек все вами названное? (зрение)
– как мы называем мир, видимый зрением? (видимый, внешний)
– а можно ли увидеть запах? (нет)
– он невидим, это – невидимый мир. Но почему связи тонкие? (они не заметны, едва уловимы)
– почему эти связи властительные? (потому что цветок и запах нельзя разорвать)
– сделаем вывод (поэт доносит до нас, что видимый и невидимый мир связаны друг с другом и не могут друг без друга существовать, показывая нам это на примере цветка и аромата)
– читаем следующие две строки
Так бриллиант не виден нам пока
Под гранями не оживет в алмазе.
– что такое бриллиант? (это обработанный алмаз)
– а кто обрабатывает алмазы? (ювелир, мастер)
– постарайтесь сделать вывод из этих двух строк, что хочет сказать нам автор (автор хочет нам сказать то, что только ювелир видит алмаз до обработки бриллиантом, а обычному человеку этого не видно, только мастер способен видеть истину)
– читаем следующие четыре строки:
Так образы изменчивых фантазий,
Бегущие, как в небе облака,
Окаменев, живут потом века
В отточенной и завершенной фразе.
– попробуйте удержать в воображении образ цветка, только цветка… Это очень трудно. Образы, мысли, чувства человека зыбки, текучи, они именно бегут. Как их можно остановить? (записать, нарисовать)
– отточенная фраза должна быть гармонична, а оттачивает ее поэт, то есть поэт подобен мастеру, оттачивающему бриллиант.
– Читаем следующие три строки:
И я хочу, чтоб все мои мечты,
Дошедшие до слова и до света,
Нашли себе желанные черты.
– чего же хочет автор? (чтобы его стихи дошли до света, их увидели, прочитали)
Пускай, мой друг, разрезав том поэта,
Упьется в нем и стройностью сонета,
И буквами спокойной красоты!
– о чем здесь идет речь? (о том, что стихи обладают и стройностью сонета и красотой )
– давайте сделаем вывод, кто же владеет тайной красотой? Сделать вывод вам поможет схема.
– как мы убедились, поэта и ювелира объединяет умение придать форму – своим переживаниям или драгоценному камню, то есть воплотить то, что невидимо другим, и воплотить по законам красоты. Ведь символисты верили, что их творчество способно изменить жизнь к лучшему, не просто украсить, а именно изменить, и в первую очередь – человека.
3. Анализ стихотворения.
– Искусство по Брюсову, самоценно. Художественному дару, творчеству он поклонялся как божеству. Чтобы проиллюстрировать это, давайте прочитаем стихотворение «Юному поэту».
Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее – область поэта.
Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.
Юноша бледный со взором смущенным!
Если ты примешь моих три завета,
Молча паду я бойцом побежденным,
Зная, что в мире оставлю поэта.
– а теперь прокомментируем его. Каким должен быть поэт, какими качествами он должен обладать? Отвечая на эти вопросы, используйте цитаты из текста. («не живи настоящим, Только грядущее – область поэта», «никому не сочувствуй, Сам же себя полюби беспредельно», «поклоняйся искусству, Только ему, безраздумно, бесцельно»).
– соответствуют ли наставления автора юному поэту чертам символизма и каким? (пророческие ощущения, «искусство ради искусства» считал Брюсов, самоотверженная работа над словом, над собой ).
– какова цель стихотворения Брюсова? (желание помочь юноше «со взором горящим» себя полюбить, поверить в собственные силы, с честью выполнить долг поэта, до конца нести знамя поэзии, поклоняться искусству, то есть чтить тех, за кем идешь, не споткнуться, не потушить жар своего юного сердца).
– Брюсов требовал право поэта на свободу: «Поэт вне общественной, философской, религиозной борьбы». В споре сторонников «утилитарного» и «чистого» искусства он не причислял себя ни к тем ни к другим («Ключи тайн» статья-манифест, 1904 г.).
Большое место в поэзии Брюсова занимает история, ни столько в познавательных целях, сколько для декорации, условность исторических образов нужна, прежде всего, для раскрытия темы творческой личности, для передачи драматизма своего времени.
Явлением реальности, соединяющим прошлое и настоящее, стал для Брюсова город. Сборник «Граду и миру» показывает неоднозначность отношения к этому образу: воспевание культурных и материальных ценностей противопоставляется ужасу перед разрушительной силой незримых чудовищ, уродливой действительностью, борьба «города с людьми». Образ города – средоточие роскоши и разврата накануне апокалиптической гибели.
– Так же в ранней поэзии Брюсова можно рассмотреть черты декаденства. Давайте сначала вспомним, что значит этот термин по отношению к литературе? (декаденство – это общее наименование кризисных явлений европейской культуры 2-й половины начала 20 века, отмеченных настроениями безнадежности, неприятия жизни, тенденциями индивидуализма. Постоянными темами являются мотивы небытия и смерти, тоска по духовным ценностям и идеалам).
– Хорошо, давайте прочитаем стихотворение «Сухие листья» и выявим черты декадентства и возможно черты, которые им противоречат.
Сухие листья, сухие листья,
Сухие листья, сухие листья,
Под тусклым ветром кружат, шуршат,
Сухие листья, сухие листья,
Кружась, что шепчут, что говорят?
Трепещут сучья под тусклым ветром,
Сухие листья под тусклым ветром,
Что говорят нам, что шепчут, что?
Трепещут листья, под тусклым ветром,
Лепечут листья, под тусклым ветром,
Но слов не понял никто, никто!
Меж черных сучье синее небо,
Так странно нежно синеет небо,
Так странно нежно прозрачна даль.
Меж голых сучьев прозрачно небо,
Над черным прахом синеет небо,
Как бедно небу земли не жаль.
Сухие листья шуршат о смерти:
Кружась под ветром, шуршат о смерти:
Они блестели, им время тлеть.
Прозрачно небо. Шуршат о смерти
Сухие листья, – чтоб после смерти
В цветах весенних опять блестеть!
– обратим внимание на цветовую гамму стихотворения, какие цвета преобладают, найдите в тексте?(тусклый, черный, синеет, блестели, прозрачно)
– какие образы присутствуют в данном стихотворении (сухие листья, тусклый ветер, синеет небо, прозрачна даль, черный прах, цветы весенние)
– какой образ вам кажется не таким как остальные, иным, и почему? (весенние цветы, они создают жизнерадостное настроение, в отличие от остальных образов)
– итак, какие же черты декаденства мы видим? (темные тона, увядающая природа, тема смерти)
– хорошо, а что нарушает эти черты? (торжество жизни в конце, природа умерла, но чтобы весной снова воскреснуть).
III. Задания по творчеству В. Я. Брюсова.
– Прослушайте задания по пройденному материалу на сегодняшнем уроке и ответьте на вопросы:
IV. Подведение итогов. Рефлексия.
– Итак, я думаю, мы сегодня проделали большую и интересную работу на уроке: познакомились с творчеством В. Я. Брюсова, проанализировали несколько его стихотворений, сделали много выводов. Проделанная на уроке работа поможет вам при выполнении домашнего задания.
V. Домашнее задание.
Поэзия В.Я. Брюсова (1873—1924)
Поэзия В. Я. Брюсова (1873—1924)
Цели урока: показать значение творчества Брюсова для русской поэзии; разобраться в особенностях поэтики Брюсова.
Оборудование урока: портрет В. Я. Брюсова, сборники его стихов.
Методические приемы: лекция учителя, сообщение ученика, разбор стихотворений.
I. Проверка домашнего задания
Каковы основные особенности поэтики символизма?
— В чем сходство и различие позиций «старших символистов» и «младосимволистов»?
— Что нового внес символизм в русскую поэзию?
II. Реализация индивидуального домашнего задания
Серебряный век отмечен целыми созвездиями феноменальных поэти ческих дарований, и Валерий Яковлевич Брюсов — одно из наиболее яр ких. Он был литературным критиком, переводчиком, историком литературы, пушкинистом, занимался редакционно-издательской дея тельностью, теорией стиха, исследованием культуры. Это был «живой классик».
2. Слушаем сообщение ученика о биографии Брюсова.
Брюсов считал целью создать в России новую поэтическую школу, опирающуюся на открытия французских символистов. Для него символизм был только литературной школой, и задачей символизма было утончить, изощрить поэтические средства, чтобы лучше выразить сложный мир современника. Вспомним стихотворение «Творчество», к которому мы обращались на 14-м уроке.
В ранней лирике видно намерение эпатировать, озадачить читателя. Скандально известен моностих Брюсова «О, закрой свои бледные ноги!». Лирический герой Брюсова — сильная личность, персонаж из истории или мифа, навеян философией Ницше и своим мужественным началом близок индивидуальности самого поэта, мечтающего о прорыве за пределы известного, за грани возможного («Где-то там, на какой-то планете. », «мы на грани снов скользим. »). Образ мечты получает сквозное развитие и реализуется в разных обличьях. Иногда — как воплощение беспредельности: «Моей мечте люб кругозор пустынь, / Она в степях блуждает вольной серной. ». Чаще — в облике прекрасной женщины, возлюбленной, музы («Сонет к мечте»). Образ мечты придает реальности сказочные, необычные, экзотические формы, вызывает необыкновенные ассоциации и сравнения: «Этот мир очарований, / Этот мир из серебра!»; «Дремлет Москва, словно самка спящего страуса»; «Моя любовь — палящий полдень Явы». Невозможность осуществить мечты наяву преобразуется в творческую энергию. Нереализованная жажда любви и красоты — в «грезу искусства» («Отреченье»):
Довольно! Надежды и чувства
Отныне былым назови,
Приветствуй лишь грезы искусства,
Ищи только вечной любви.
Искусство, по Брюсову, самоценно. Художественному дару, творчеству он поклоняется как божеству: «Поклоняйся искусству, / Только ему, безраздельно, бесцельно» («Юному поэту»).
Прочитаем это стихотворение и прокомментируем его.
Брюсов требовал права поэта на свободу: «Поэт вне общественной, философской, религиозной борьбы». В споре сторонников «утилитарного» и «чистого» искусства он не причислял себя ни к тем, ни к другим («Ключи тайн», статья-манифест, 1904). Лирический герой свободно перемещается во времени и в пространстве, и в стихи и творчества ему подвластно все, он стоит как бы над миром реальности и прозревает «сплетения роковые» мира, его противоречия, обретает новые «дали духа»:
И все моря, все пристани
Хочу, чтоб всюду плавала
И Господа, и дьявола
Большое место в поэзии Брюсова отводится истории, не столько в познавательных целях, сколько для декорации, условность исторических образов нужна прежде всего для раскрытия темы творческой личности, для передачи драматизма своего времени («Пить Ариадны», 1902; «Антоний», 1905). Явлением реальности, соединяющим прошлое и настоящее, стал для Брюсова город. Сборник 1903 года «URBI ET ORBI» («Граду и миру») показывает неоднозначность отношения к этому образу. С одной стороны, воспевание культурных и материальных ценностей, «духа движения» города («Париж», «Мир», «Венеция»), с другой — ужас перед разрушительной силой незримых чудовищ, уродливой действительностью, борьба «города с людьми». Образ города — средоточие роскоши и разврата накануне апокалиптической гибели. Урбанистическая тема иногда заключает в себе переклички с творчеством А. Блока: «В ресторане», «К Медному всаднику». Читаем стихотворения, отмечаем тревожные настроения, изображение таинственности, призрачности жизни.
Некоторые актуальные настроения, события получили в творчестве Брюсова обобщенный, философский отклик. Например, стихотворение 1905 года:
(Читает учитель или заранее подготовленный ученик.)
На площади, полной смятеньем,
При зареве близких пожаров,
Трое, став пред толпой,
Первый воскликнул: «Братья,
Разрушим дворцы и палаты!
Разбив их мраморы, мы
Увидим свет из тюрьмы!»
Другой воскликнул: «Братья,
Разрушим весь дряхлый город!
Стены спокойных домов
Это звенья старинных оков!»
Третий воскликнул: «Братья,
Сокрушим нашу ветхую душу!
Лишь новому меху дано
Вместить молодое вино!»
Лирический герой жаждет свободного и гармоничного бытия. Поэт защищает и свободу творчества. Декларацией, раскрывающей понимание Брюсовым сути и задач поэзии, является стихотворение «Кинжал» (1903). И название, и эпиграф («Илы никогда на голос мщенья / Из золотых ножон не вырвешь свой клинок. ») относят читателя к образу лермонтовского лирического героя. Лирический герой Брюсова — тоже горд, силен, уверен в себе: «Я — песенник борьбы, / я вторю грому с небосклона». Брюсов — поэт интеллектуального характера, в его творчестве много рационального, идущего от ума, а не от чувства. «Кинжал» — логичное развитие мысли, тезиса «Поэт всегда с людьми, когда шумит гроза, / И песня с бурей вечно сестры». Вторая и третья строфы объясняют уход лирического героя от «позорно-мелочной, некрасивой» жизни в историческую экзотику. Мещанской покорности герой противопоставляет борьбу на пике возможностей:
Кинжал поэзии! Кровавый молний свет,
Как прежде, пробежал по этой верной стали,
И снова я с людьми, — затем, что я поэт.
Затем, что молнии сверкали.
Соответствует высокому настрою стихотворения и лексика — возвышенная, звучная, торжественно-приподнятая. Интонации и синтаксические конструкции «Кинжала» приближают его к высокой ораторской речи. Строгая организованность, гармоничность, стройность стихотворения типичны и для творчества Брюсова в целом.
В современной ему жизни и в глубине веков поэт выявляет высокое, достойное, прекрасное и утверждает это в своей поэзии в качестве образцов, основ человеческого существования.
(Возможна сравнительная характеристика одноименных стихотворений Лермонтова и Брюсова, хотя бы как индивидуальное задание наиболее подготовленным ученикам или как доклад-сообщение.)
IV. Чтение и анализ стихотворений Брюсова, подготовленных учениками в качестве домашнего задания.
V. Задания по творчеству В. Я. Брюсова
1. К какому поэтическому направлению принадлежал В. Я. Брюсов?
2. Перечислите стороны дарования В. Я. Брюсова.
3. Что, с точки зрения В. Я. Брюсова, являлось задачей символизма?
4. Какие тенденции Серебряного века отразились в стихотворении В. Я. Брюсова:
И все моря, все пристани
Хочу, чтоб всюду плавала
И Господа, и Дьявола
5. Каковы взгляды В. Я. Брюсова на искусство? В каких произведениях отражены эти взгляды?
6. Какое название носит статья-манифест В. Я. Брюсова?
а) «Ключи Марии», б) «Тяжелые сны»,
в) «Ключи тайн», г) «Творчество».
7. Какая тема не является ведущей в творчестве В. Я. Брюсова?
а) тема природы, б) тема истории,
в) тема любви, г) урбанистическая тема.
8. Сделайте сравнительную характеристику одноименных стихотворений М. Ю. Лермонтова В. Я. Брюсова «Кинжал».
VI. Практикум по поэзии В. Я. Брюсова
1. Литературовед Э. С. Литвин утверждает, что мир ранней лирики В. Брюсова — «прежде всего мир утонченных, противоречивых, субъективных переживаний одинокой, замкнутой души, страстно отталкивающейся от уродливого обывательского городского быта».
— Какие стихотворения ранней лирики В. Брюсова вам знакомы? Какие из них и чем произвели на вас наиболее сильное впечатление?
— Как представлен в этих стихах «уродливый обывательский городской быт»? Согласны ли вы с тем, что душа поэта отталкивается от этого быта?
— Что, на ваш взгляд, свидетельствует о том, что в ранней лирике поэта отражен мир «противоречивых, субъективных переживаний одинокой, замкнутой души»?
2. Литературовед Д. Е. Максимов считает, что «в стихах Брюсова 90-х годов. возникает образ «страшного мира» со всеми его гримасами и гротескными атрибутами».
— Кем и чем представлен окружающий мир в стихах В. Брюсова 90-х гг.? Согласны ли вы с тем, что поэт создает образ «страшного мира»?
— Какие «гримасы» и «гротескные атрибуты» вы заметили в окружающем мире, изображенном поэтом? Противопоставляет ли что-либо им поэт?
3. В предисловии к сборнику своих ранних стихов Валерий Брюсов писал: «. я надеюсь свести действительность к роли простой модели художника; я надеюсь создать поэзию, чуждую жизни, воплотить настроения, которые, жизнь дать не может».
— Как вы понимаете стремление поэта «свести действительность к роли простой модели художника»? Ранняя лирика В. Брюсова, по вашему мнению, дает примеры такого «сведения»?
— Согласны ли вы с тем, что, к примеру, «Сумасшедший» (1895), «Есть что-то позорное в мощи природы. » (1896), «Творчество» (1895) и другие ранние стихи — пример поэзии, чуждой жизни, поэзии, дающей «настроения, которые жизнь дать не может»?
4. Э. С. Литвин замечает, что в ранней любовной лирике Брюсова «любовь часто влечет за собой мрачный призрак смерти».
— Как часто в любовной лирике Брюсова возникает образ смерти?
— В каких тонах, с каким настроением говорит о смерти поэт?
— Как вы думаете, о чем свидетельствует такое соседство любви и смерти, каким смыслом оно наполняет понимание поэтом этой темы?
5. «Образ любимой женщины в этих стихах, — пишет о любовной лирике Брюсова Э. С. Литвин, — лишен какой бы то ни было психологической конкретности. Меняются имена, обстановка, сама же возлюбленная — лишь источник наслаждения, существо далекое, а порой враждебное».
— Каким предстает в стихах Брюсова образ любимой женщины? Согласны ли вы с тем, что он лишен «психологической конкретности»?
— Верно ли, что возлюбленная в стихах Брюсова — «существо далекое, а порой враждебное»? Приведите примеры.
6. Критик газеты «Русские ведомости» писал в 1903 г.: «. Брюсов смотрит на труд поэта не как на дань мимолетному настроению, а как на тяжелую и ответственную работу. Брюсов обещает в будущем дальнейшее развитие, потому что он ищет, и сферой его исканий является человеческий мир».
— Согласны ли вы с тем, что Брюсов смотрит на труд поэта «как на тяжелую и ответственную работу»? Свидетельствуют ли об этом стихи «Возвращение» (1900), «В ответ» (1902) или какие-либо другие?
— Чем понимание труда поэта в указанных выше стихотворениях отличается от того, как понимает его Брюсов в стихотворении «Творчество»? Какое понимание, какое отношение к труду поэта вам ближе и почему?
7. Критик журнала «Вестник Европы» писал в 1904 г. о книге «URBI ET ORBI», в которую вошло и стихотворение «Нить Ариадны» (1902), что оно свидетельствует об убожестве мыслей Брюсова, демонстрирует «тяжеловесную неуклюжесть», «уродливое копанье в грязи», «жалкие потуги сказать нечто глубокомысленное» и поэтому свидетельствует, что почитателем Брюсова является «класс людей, для которых декадентское ни стыда ни совести, возведенное в принцип, как нельзя более по сердцу. »
— Встречали ли вы в стихах В. Брюсова то, что показалось вам «тяжеловесной неуклюжестью», «уродливым копанием в грязи» и т. д.?
— О каких стремлениях поэта свидетельствует стихотворение «Нить Ариадны»?
— Есть ли в творчестве В. Брюсова стихи, свидетельствующие о том, что ему близко «декадентское ни стыда ни совести, возведенное в принцип»?
— Как вы думаете, что более всего близко, дорого поэту Валерию Брюсову?
8. Литературовед А. В. Лавров пишет: «Книгу «URBI ET ORBI» отличает чрезвычайно широкий тематический и жанровый диапазон: Брюсов, помимо урбанистических. мотивов, вводит в поэзию тему любви как всепоглощающей страсти, развивает жанр исторической баллады, дает образцы медитативной лирики».
— Согласны ли вы с тем, что в лирике В. Брюсова любовь предстает как «всепоглощающая страсть»? Обоснуйте свой ответ. Приведите примеры.
— Как вы представляете себе «медитативную лирику»? Найдите в творчестве В. Брюсова стихотворения, которые можно назвать примерами медитативной лирики. Чем они отличаются от тех, которые представляют собой примеры лирики «обычной»?
— Согласны ли вы с тем, что в лирике В. Брюсова присутствуют «урбанистические мотивы»?
9. Поэт Сергей Городецкий писал, что творчество Валерия Брюсова 1910-х годов «волнует, увлекает, очаровывает. В простоте, художественной решительности, в прямоте подхода к миру вещей и миру чувств Валерий Брюсов достигает небывалой высоты. ».
— Отличается ли творчество указанного периода от ранних стихов поэта? Если да, то в чем конкретно вы заметили это отличие?
— Что вы понимаете под «простотой» в поэзии? Можете вы согласиться с тем, что такая простота присутствует в творчестве Валерия Брюсова? Обоснуйте свой ответ.
— Верно ли, что стихи поэта отличает прямота подхода «к миру вещей и миру чувств»? Если да, то в чем именно это проявляется?
10. Литератор Р. В. Иванов-Разумник в 1906 г. утверждал, что «в настоящее время у В. Брюсова нет соперников в области рифмы, ритма, стиля, отточенности стиха».
— Какие ритмы наиболее характерны для поэзии В. Брюсова? Несет ли, на ваш взгляд, ритмическая организация его стихов какую-либо функциональную смысловую нагрузку?
— Что особенного вы заметили в принципах рифмовки у В. Брюсова? Есть ли в его рифмах нечто неожиданное, необычное? Как вы думаете, сам способ рифмовки у В. Брюсова несет смысловую нагрузку?
— Можете вы согласиться с тем, что В. Брюсов обладал «чувством меры» в поэзии? Если да, то в чем вы это увидели?
— Каковы, на ваш взгляд, представления В. Брюсова о гармонии в поэзии? Дают ли его стихи образцы такой гармонии, а может быть, наоборот?
11. Поэт Вл. Ходасевич считал, что для Валерия Брюсова характерны «неутомимая жизнедеятельность поэта, и излюбленный им мотив соединения жизни с поэзией, любви — со стихами. Враждебная критика любит упрекать Брюсова в том, что он всегда и везде остается литератором. Какой вздор! Почему поэту разрешается писать стихи, работать над ними всю жизнь — но воспрещается любить их? Точнее: почему эта любовь не может служить такою же темою стихов, как любовь к женщине или природе?»
— Как вы понимаете определение «жизнедеятельность поэта»? Согласны ли вы с тем, что такая жизнедеятельность характерна для В. Брюсова? Обоснуйте свой ответ.
— Заметили ли вы то, как в поэзии В. Брюсова жизнь и любовь «соединяются» со стихами?
— Ответьте на вопросы, поставленные Вл. Ходасевичем.
— Могли бы вы назвать «красоту слов» Валерия Брюсова «холодной»? Почему?
— Изменялось ли отношение Брюсова к жизни, понимание смысла ее после 1909 г., когда были написаны процитированные слова?
— Согласны ли вы с тем, что «Валерий Брюсов больше любит прекрасный призрак жизни, мечту, украшенную метафорами, чем саму жизнь»? О каком отношении к жизни, на ваш взгляд, свидетельствует поэзия Брюсова?
— В чем смысл мысли о том, что «Брюсов-человек» — это лишь де таль «Брюсова-поэта»? Разве не наоборот?
1. Выучить на выбор стихотворение К. Бальмонта, проанализировать его.
2. Индивидуальное задание: подготовить сообщение о биографии поэта.
Дополнительный материал для учителя
В 1890—1900 годы в России возникает новое течение русский символизм. В нем принято выделять два основных этапа. К первому этапу относятся «старшие символисты» — Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Федор Сологуб. В 1900-е годы облик символизма обновили новые силы, так называемые «младшие символисты» — Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов. Разделял символистов двух этапов не столько возраст, сколько разница в направленности творчества и разница в отношении к миру.
В 1892 году молодой поэт Дмитрий Мережковский издал свою книгу стихов «Символы (Песни и поэмы)» и прочитал лекцию «О причинах упадка и новых течениях в современной русской литературе». Мережковский высказал мнение, что «современные люди стоят, беззащитные, лицом к лицу с несказанным мраком, на пограничной черте света и тени, и уже более ничто не ограждает их сердца от страшного холода, веющего из бездны. Мы свободны и одиноки. » Один из «старших символистов» видел «три главных элемента нового искусства — мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности».
В течение 1894—1895 годов выходят три сборника под названием «Русские символисты». Их издателем и главным автором был В. Брюсов. Он так определяет цель нового течения: «Цель символизма — рядом сопоставленных образов как бы загипнотизировать читателя, вызвать в нем известное настроение». Для Брюсова и его единомышленников символизм, прежде всего, — это новый язык, новые темы. Поэзия «старших символистов» отличалась обостренной чувствительностью, переживаниями, непонятными обычному человеку, и видениями.
Прежде чем перейти к разговору о «младших символистах», необходимо сказать несколько слов об истоках тех идеалов, которые легли в основу их мировоззрения.
Культура и литература в России всегда были тесно связаны с философией, но на рубеже веков возникает особый интерес к этой науке. Философское учение проникает в разные области культуры. Происходит расцвет философской лирики, публицистики, прозы, музыки.
В конце ХIХ века в России в самостоятельную область духовной деятельности выделяется философия. Родоначальником русской философии принято считать Владимира Соловьева (1853— 1900 гг.) — известного мыслителя и поэта.
Соловьёв считал, что только на началах любви возможно торжество христианских идеалов. Любовь для философа являлась основным принципом отношений между людьми, только с ее помощью, по его мнению, можно ощутить свое единство со всем человечеством, преодолев природный эгоизм.
Большую задачу русский философ ставил перед поэтами и художниками, которые должны были «воздействовать на реальную жизнь, направляя и улучшал ее, согласно известным идеальным требованиям».
Под влиянием высоких идей Соловьева о любви, добре и красоте формировалось мировоззрение многих «младших символистов»: их не случайно называли «соловьевцами». По их мнению, поэт является связующим звеном между двумя разными мирами — земным и небесным. Перед поэтом, тем самым, стоит новая задача — стать «органом мировой души. тайновидцем и тайнотворцем жизни».
Писатели-символисты считали, что окружающий нас материальный мир — это видимость, всего лишь отражение идеального Высшего мира. Перед человеком творчества стоит главная задача — проникнуть в истинный мир, надреальный, это и даст возможность стать ближе к Высшему разуму. Символ, используемый при, этом, и является средством, помогающим постигнуть этот надреальный мир.
Символ — это слово-знак, с помощью которого поэт выражает сущность явления и может перекинуть мостик в субъективный мир, в иную реальность. «В поэзии то, что не сказано, мерцает сквозь красоту символа» — так говорил о символе Д. Мережковский.