Какова роль сна обломова в композиции всего произведения
Сочинение: Сон Обломова и его значение в романе «Обломов» (И.А. Гончаров)
(435 слов) Роман Гончарова «Обломов» — это, наверное, один из самых поэтичных русских романов; он наполнен удивительной любовью к родной земле, к ее скромной красоте и необъятной широте ее просторов. С такой же сердечной теплотой относится писатель и к своим героям. Не найдется в романе ни одного отрицательного персонажа, не найдется ни слова осуждения. Особую мягкость и лиричность слог автора приобретает в главе «Сон Обломова», создавая совершенно особое настроение у читателя, проникающего в самую глубину души Ильи Ильича Обломова – главного героя романа. Невероятной нежностью сознание героя отзывается на дорогие сердцу воспоминания о детстве, о родной деревне, семье и дворовых. «Сон Обломова» — одна из самых важных глав романа, она дает нам ключ к пониманию характера героя и его судьбы.
Из сна мы узнаем о том месте, где провел свое детство Обломов, где сформировался его характер и привычки. Сама Обломовка становится отражением внутреннего мира героя. «Нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого» в этом месте. «Небо так, кажется, напротив, ближе жмется к земле…разве только, чтоб обнять ее покрепче, с любовью», как «родительская надежная кровля», оно стремится защитить от любых невзгод.
Так и в душе Обломова царит неспешное, безмятежное движение, прекрасное для того, кто смог его понять. Не зря автор пишет об Обломовке: «измученное волнениями …сердце так и просит спрятаться в этот забытый всеми уголок». К Илье Ильичу так же тянутся тревожные, погруженные в шторм жизненных невзгод и радостей сердца окружающих, например, его друга Штольца и возлюбленной Ольги. Сам Обломов далек от шумного морского прибоя жизни, он смущает его разум и волнует «хрустальное» сердце, кажется, оставшееся совсем детским, привыкшее к опеке и постоянной ласке. Как у ребенка, у него «выплыли из-под ресниц и стали неподвижно две теплые слезы» при встрече с матерью в своем удивительном сне.
Нередко няня Обломова называет его «баловнем». Сложно поспорить с тем, что мальчик, как коконом, был окружен вниманием домашних и дворовых. Конечно, леность Обломова, беспечность его быта и привычки – результат воспитания. Герой – само олицетворение неспешной жизни русского дворянства, умного, талантливого, но растратившегося свои силы, увядшего среди полуразрушенной романтики старого мира. В мире новом, в мире реформ и свершений, такие, как Обломов, становятся лишними; героями величают «штольцев», деятельных и предприимчивых.
Пробудившись ото сна, Илье Ильичу неизбежно придется столкнуться с реальным миром, который для героя остается чужим, враждебным местом, где запущена и разграблена деревня Обломовка, где незаметно, подобно мертвенной тоске, замерла жизнь его, далекая от греющих душу пасторалей.
Обломов – это образ, в котором Гончаров показал трагедию дворянского сословия с их разоряющимися гнездами и невоплощенными мечтами. Сон Обломова – канувшая в прошлое сказка. Окончательно сон Ильи Ильича растворяется, как дымка, когда вдруг сам герой понимает, что спит, горько называя не только свой недуг, но и недуг целой эпохи своим именем – «обломовщиной».
Роль «Сна Обломова» в романе И.А. Гончарова «Обломов»
Класс 10 Б
Тема урока: «Сон Обломова»
Цель урока: проанализировать «Сон Обломова», выявив те аспекты жизни обломовцев, которые повлияли на формирование двойственной натуры героя (с одной стороны, поэтическое сознание, с другой – бездеятельность, апатия); работа над развитием связной речи учащихся, выразительным чтением, воспитание в детях активной жизненной позиции, чувства ответственности за свое будущее.
Цель учеников: 1. Развивать умение аналитической работы с текстом художественного произведения.
2. Научиться анализировать образ литературного героя.
3. Воспитывать сочувственное понимание сильных и слабых сторон личности.
4. Обогащать словарный запас и совершенствовать навыки культуры речи
Оборудование : портрет И.А.Гончарова, презентация Microsoft PowerPoint, фрагмент фильма «Сон Обломова», выставка книг И.А.Гончарова
Слово учителя: Здравствуйте! Садитесь! Мы продолжаем изучать произведение Ивана Александровича Гончарова «Обломов». Сегодня нам предстоит познакомиться с очень значимой в контексте романа главой, которая носит название «Сон Обломова». Какие цели вы должны достигнуть, по-вашему мнению, сегодня на уроке? (ответ учеников). Кроме того, мы выясним композиционную особенность его использования, выявим черты жизни обломовцев, которые повлияли на формирование характера Ильи Ильича .
Учитель: Вспомним, о чём говорит название произведения?
Ученик: Имя главного героя, вынесенное в название, подчёркивает особенность его места в поэтическом мире произведения, подчёркивается тот интерес, который представляет именно его жизненная позиция для автора.
Учитель: Где эта позиция, суть отношения героя к миру выявлены наиболее полно?
Ученик: В главе «Сон Обломова».
Учитель: Давайте вспомним, в каких изученных нами ранее произведениях присутствовал сон?
Учитель: А в чем, по-вашему, функция сна в этих произведениях, зачем их используют авторы?
Учитель: Какие функции из перечисленных выполняет сон в произведении И.А. Гончарова?
I. Анализ произведения:
Слово учителя: А теперь перейдем к рассмотрению «Сна». Сейчас мы с вами услышим описание Обломовки, которым открывается «Сон». Давайте попробуем в нем найти значимые слова, эпитеты (определения, придающие выражению образность и эмоциональность), которыми автор передает свое отношение к этому месту.
Художественное чтение отрывка учеником:
«Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? Что за чудный край! Нет, правда, там моря, нет высоких гор, скал и пропастей, ни дремучих лесов – нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого…
Солнце там ярко и жарко светит около полугода и потом удаляется оттуда не вдруг, точно нехотя, как будто оборачивается назад взглянуть еще раз или два на любимое место и подарить ему осенью, среди ненастья, ясный, теплый день.
Горы там как будто только модели тех страшных, где-то воздвигнутых гор, которые ужасают воображение. Это ряд отлогих холмов, с которых принято кататься, резвясь, на спине или, сидя на них, смотреть в раздумье на заходящее солнце.
Река бежит весело, шаля и играя; она то разольется в широкий пруд, то стремится быстрой нитью, или присмиреет, будто задумавшись, и чуть-чуть ползет по камешкам, выпуская из себя по сторонам резвые ручьи, под журчанье которых сладко дремлется.
Весь уголок верст на пятнадцать или на двадцать вокруг представлял ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей. Песчаные и отлогие берега светлой речки, подбирающийся с холма к воде мелкий кустарник, искривленный овраг с ручьем на дне и березовая роща – все как будто было нарочно прибрано одно к одному и мастерски нарисовано.
Измученное волнениями или вовсе не знакомое с ними сердце так и просится спрятаться в этот забытый всеми уголок и жить никому не ведомым счастьем. Все сулит там спокойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть».
(Учащиеся выделяют эпитеты и значимые слова: благословенный уголок; чудный край; любимое место; живописные этюды; веселые, улыбающиеся пейзажи, все тихо и сонно).
Учитель: Сделайте вывод о том, чем было это место в жизни Обломова.
Ученики: Это идеальное место, рай для Обломова.
Слово учителя: А сейчас обратимся с вами к реальной жизни в Обломовке. И посмотрим, действительно ли все в ней так идеально, как представлено в описании.
Для того чтобы вспомнить ключевые аспекты жизни обломовцев, мы посмотрим фрагменты из фильма Н. Михалкова «Шесть дней из жизни Обломова». В процессе просмотра необходимо будет найти положительные и негативные моменты в обломовской жизни. Чтобы легче было выполнить данное задание, я предлагаю вам обратить внимание на следующие аспекты:
Ответить на вопрос: «Действительно ли мы можем назвать Обломовку раем и почему?»
Просмотр эпизодов из фильма: Любопытство Илюши. Бесхозяйственность обломовцев.
Учитель: Какова композиция этой главы? Из скольких частей она состоит (условно)? Как вы это определили?
Ученики: «Сон Обломова» состоит из 4-х частей:
«Благословенный уголок земли» (экспозиция).
Семилетний Обломов в родительском доме. Распорядок дня. Воспитание мальчика. Восприятие окружающего мира.
Чудесная страна. Сказки няни.
Обломову 13-14 лет. Образование Обломова. Взгляды обломовцев на жизнь).
1.В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? 2.Зачитайте описание утра, приснившегося Обломову? 3.Каков полдень, вечер Обломова? 4.С какой целью автор использует пейзаж? 5. Каким предстает перед нами мальчик Илюша? 6. Какими предстают Обломовка и ее жители? 7. С какими героями знакомит нас автор?
Учитель: Как такое расположение частей главы романа помогает понять характер героя?
Ученики: Каждая часть – ряд ярких эпизодов из детства Обломова, совершенно разных по тематике, но связанных общей идеей, задачей писателя: показать истоки характера героя; как природа, уклад жизни семьи, взгляды на жизнь и образование повлияли на формирование характера главного героя. Перед тем как перейдем к аспектам произведения, прослушаем выступление Гисматуллина Рамазана о распорядке дня обломовцев.
Учитель: Назовите, пожалуйста, «Девиз» обломовцев?
Ученики: «День прошёл и слава богу».
Учитель: А теперь перейдем к аспектам произведения, к положительным и отрицательным сторонам обломовской жизни:
Положительные моменты обломовской жизни
Отрицательные моменты обломовской жизни
1. Единение людей с природой, природа человекоподобна, у человека нет страха перед ней.
2. Единение людей друг с другом, любовь родителей к Илюше.
1. Отгороженность Обломовки от внешнего мира, даже страх обломовцев перед ним (история с оврагом, галереей; в Обломовке нет календаря; страх перед письмом).
2. В Обломовке нет места злу, самое большое зло – это «кража гороху по огородам».
1. Доклад ученика «Распорядок дня обломовца». Из него видно, что жизнь – это механическое повторение еды и сна (равного смерти), пустых вечеров и бесплодных разговоров.
2. Детали, нарушающие размеренность жизни обломовцев (шатающееся крыльцо, изба Онисима Суслова, рухнувшая галерея). Все это показывает неумение обломовцев трудиться, отношение их к труду как к наказанию, надежда во всем на «авось».
2. Формирование поэтического духовного начала в ребенке при помощи сказок, фольклора.
1. Излишняя любовь, ведущая к ограждению от собственной деятельности.
2. Сказки рождают бесплодные мечтания о том, что в жизни без труда может произойти чудо, а это приводит к полной пассивности героя.
3. Воспитание Обломова «по-обломовски»
Слово учителя: Итак, мы с вами отразили в нашей таблице противоположные стороны жизни Обломовки. И чаще всего, самого героя романа оценивали, лишь учитывая одну сторону, повлиявшую на его жизнь.
Вот два высказывания критиков, какую сторону они приняли в Обломове?
Николай Александрович Добролюбов : «В книге Гончарова предстает перед нами живой современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью. В чем черты обломовского характера? В совершенной инертности, происходящей от апатии ко всему, что делается на свете…»
Александр Васильевич Дружинин: «Заспанный Обломов, уроженец заспанной и все-таки поэтической Обломовки, свободен от нравственных болезней… Он не заражен житейским развратом. Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич во многом оставил за собой чистоту и простоту ребенка, которые ставят мечтательного чудака выше предрассудков своего века».
Кто из этих исследователей, по-вашему, прав?
Учитель: В чём разгадка характера героя, предложенная автором? Черты человека формируются в детстве. Чистая, нежная душа Обломова, его «голубиная» кротость берут истоки в Обломовке. Но лень и беспомощность – тоже оттуда. Вот почему так важна для нас эта ключевая глава романа.
Рефлексия. Что вы узнали нового на этом уроке? Какие выводы можете сделать для себя?
IV . Домашнее задание. Образ Штольца в романе: семья, воспитание, образование, портретные особенности, образ жизни, ценностные ориентиры (ч.2, главы 1 – 4)
Учитель: Благодарю всех за активную работу, сегодня все получают «5». Урок закончен. До свидания!
Цель учеников: 1. Развивать умение аналитической работы с текстом художественного произведения.
2. Научиться анализировать образ литературного героя.
3. Воспитывать сочувственное понимание сильных и слабых сторон личности.
4. Обогащать словарный запас и совершенствовать навыки культуры речи
Сон Обломова
сочинение по литературе 10 класса
Глава «Сон Обломова» — это девятый эпизод первой части романа. В этом эпизоде описывается сон главного героя, в котором он снова оказывается в своём детстве. Автор прибегнул к подобному приёму не случайно. Как известно, именно детские впечатления закладывают основу в формировании личности.
Обломовка
Эскиз к мультфильму «Обломов»
Во сне Обломов переносится обратно в родную Обломовку. Эта деревня, словно отдельный мирок, её жители изолировались от других людей. Сюда не доходят новости, сюда не приезжают незнакомые люди.
Главный герой происходит из старинного дворянского рода. В былые времена их имение считалось лучшим в округе, но поколение, к которому относились родители Ильи Ильича, посчитало, что более нет нужды трудиться. Зачем прилагать усилия, если жизнь всё равно будет сытой и безбедной.
Главными событиями в Обломовке были обеды, ужины, и сон. Илья Ильич не мог стать другим человеком, воспитываясь в этом месте. Слуги все за него делали, даже одеваться мальчику самостоятельно не приходилось. Целыми днями он отдыхал, а его родители не могли нарадоваться тому, что оградили своего сына от трудностей.
Сон Обломова
«Сон Обломова» — это особая глава романа. В ней повествуется о детстве главного героя, о влиянии воспитания на его характер.
Эта глава переносит читателя в Обломовку, где Илье Ильичу жилось комфортно и спокойно. Там он чувствовал себя защищённым от внешнего мира. Все в Обломовке были довольны своей жизнью, и ничто не нарушало её размеренный ход. Местные жители никогда не задумывались о смысле своего существования или собственном предназначении, их сознание не было загромождено какими-либо мыслями.
Изображая картину жизни Обломовки, И.А. Гончаров рассказывает и про её хозяев. Отец главного героя тоже был ленивым и апатичным. Он мог целое утро сидеть и просто смотреть в окно, наблюдая за тем, что происходит во дворе их дома. Мать Обломова была более деятельной натурой, чем её муж, но большую часть времени она была занята выбором блюд для завтраков, обедов и ужинов. Забота о пище была главной заботой в Обломовке, где царил культ еды.
В таких условиях формировался характер главного героя, и все это, без сомнений, на нём отразилось. В детстве он был активным, умным, любознательным, способным мальчиком, перед которым открывалось множество возможностей. Он не вписывался в сонное царство Обломовки своей неуёмной энергичностью. В других условиях Обломов вырос бы совсем другим человеком и обязательно достиг бы больших успехов, но воздействие обломовской среды оказалось настолько сильным, что он не смог ему противостоять.
Роль сна Обломова в раскрытии характеров героев
Характер главного героя был противоречивым, поэтому и роман разделён на две части, описывающие разные стороны его жизни, а связующим звеном выступает глава под названием «Сон Обломова». Этот эпизод даёт объяснение тому, почему главный герой стал таким безвольным человеком. Всё дело в том, что основные качества в Илью Ильича заложила Обломовка, и оказала большое влияние на него самого и на его дальнейшую судьбу.
Сон Обломова играет в романе важную композиционную роль. Описанный в этой главе сон объясняет отношение главного героя к окружающей его действительности, помогает понять, откуда берёт свои истоки «обломовщина» — явление, которое способно погубить любого человека.
Данная глава даёт возможность проследить жизнь Обломова с самого начала, и увидеть, что в раннем детстве он был таким же, как и все остальные дети. Однако родители оградили мальчика не только от всевозможных опасностей, но и от самой жизни, вместе со всеми её радостями.
«Сон Обломова» выступает в роли своеобразного смыслового и композиционного ключа ко всему роману. Именно любовь ко сну не дала возможности Обломову реализовать свой потенциал, обусловила его неспособность к какой-либо деятельности.
Сон Обломова
Начинается этот эпизод с того, что автор описывает тот «благословенный уголок земли», в котором прошло детство главного героя. Об этом месте говорится, что в нём нет ничего, что могло принести его жителям неприятности или неудобства. Здесь всё пропитано любовью, заботой и спокойствием. Обломовка, словно остановилась во времени, замерла в своём развитии.
Без сомнений, эта глава имеет большое значение для понимания всего романа, она помогает лучше понять внутренний мир главного героя, узнать его страхи и надежды. Ведь именно в детстве закладываются основы, на которых в дальнейшем формируется личность человека.
В Обломовке Илюше не позволяли быть самостоятельным, подавляли всяческий интерес к окружающему миру. Вначале эта чрезмерная опека не нравилась мальчику, но со временем он привык к тому, что о нём заботятся, и оберегают от малейшей опасности. Обломов рос в тишине и спокойствии, эта безмятежность прослеживалась во всем: в местных жителях, в природе, словно витала в самом воздухе.
Изолированность Обломовки от внешнего мира
Иллюстрация к роману «Обломов»
В главе «Сон Обломовка» наглядно демонстрируется изолированность Обломовки от внешнего мира. К примеру, ситуация, когда незнакомый мужчина оказался в канаве. Жители Обломовки не стали ему помогать только потому, что он был не из здешних краёв. Удивительно, с какой теплотой и заботой они относятся к своим землякам, и как равнодушно к тем, кто не был родом из Обломовки. Страх перед новым и неизведанным полностью изменил мировоззрение «обломовцев», всё чуждое для их понимания остаётся за пределами Обломовки.
Значение сна Обломова
И.А. Гончаров в романе «Обломов» дал личную оценку существующему государственному устройству, со всеми его пороками и изъянами. Осуждая бездеятельность главного героя, автор в то же время показывает пагубное влияние общественного строя, которому не хочет подчиняться Обломов. Несмотря на то, что у него нет будущего, и в свои тридцать два года он оказался в тупике, Илья Ильич не стал частью того мира, который считал несправедливым. Гончаров не одобряет этот пассивный протест, но и покорное молчание не считает достойным выбором.
Сон Обломова является ключом для понимания его характера. Автору удалось показать причины, лежащие в основе поступков и поведения главного героя. Обломов – это продолжение Обломовки, он провёл своё детство в царстве сна и спокойствия, поэтому разучился к чему-нибудь стремиться и действовать. Да и не привык он прокладывать себе в жизни дорогу.
Обломов – это образ, при помощи которого Гончаров показал трагедию всего дворянского сословия, с их невоплощёнными в жизнь мечтами и стремительно разоряющимися семейными гнёздами. А сон Обломова – сказка, оставшаяся где-то в прошлом.
Характер Ильи Обломова
Илья Ильич Обломов — главный герой романа И.А. Гончарова- характер трагичный, противоречивый. Его личность — результат его воспитания в детстве и юности, влияния на него обычаев деревни Обломовка. Эпизод «Сон Обломова» как нельзя лучше раскрывает это утверждение.
Эта глава сюжетно закончена и не влияет на ход остального повествования. Ее функция — более глубокое раскрытие образа главного героя Обломова. Здесь подробно представлено детство героя, из описания которого становится ясно, что лень привита Илье его родителями и няньками и вовсе не является врожденным качеством.
Деревня Обломова
Деревня Обломовка овеяна ленью и праздностью, все ее жители похожи один на другого. Все, что отличалось от привычного уклада обломовцев, устрашало их. Единственной заботой для обитателей деревни была добыча пищи и обустройство условий для отдыха.
В начале сна Обломов предстает в облике семилетнего мальчика. Он весел, игрив, все ему интересно, все вызывает у него восторг и любопытство, он стремится познать мир во всех его проявлениях. Но гиперопека матери и няни мешают ему в его начинаниях. Ему не позволяют играть на солнышке, чтобы голову не напекло, в непогоду одевают так, что он шевелиться не может. В середине дня во всей деревне наступал час сна, когда засыпала даже няня. В эти недолгие мгновения ребенок был предоставлен сам себе.
Детство
Далее Илья видит себя уже тринадцатилетним. Обычаи жизни Обломовки уже достаточно прочно засели внутри него. Он уже не знает, что можно жить как-то иначе, чем его родители. Учительство его не привлекает, во-первых потому, что ради этого приходится выбираться в соседнее имение к Штольцам, а во-вторых, Илья не видит в нем смысла. Любое желание, изъявленное подростком, тут же исполняется двумя-тремя слугами, а вся забота матери сводится к тому, чтобы сын был весел, здоров и толст.
Слуга Ильи Захар до сих пор одевает мальчика, напоминает о необходимости умыться и завязывает шнурки. Обломов больше ничем не интересуется. А если и возникнет у него желание что-то сделать самому, родители кричат в один голос — зачем? Так все его стремления и сошли на нет.
Сказка
Интонация повествования напоминает сказочную, передает поэзию старинного деревенского уклада, народного сказания, заунывной песни. В Обломовке одухотворена природа: солнце светит ярче, а небо клонится к земле, чтобы крепче обнять ее. А Обломов спит и видит сказочные сны, путая их с реальной жизнью.
Я думаю, что автор ввел главу «Сон Обломова», чтобы дать читателям возможность понять истоки характера главного героя и предостеречь от ошибок в воспитании подрастающего поколения.
Анализ сна Обломова
«Обломов» – произведение о «лишнем человеке», о том, как лень и апатия способны съесть человека, и сделать бесполезным того, кто был бы способен принести миру пользу. В произведении использованы различные образы, а с помощью контрастов и ярких моментов произведения читатель узнает важные факты о герое. Для понимания эпизода про сон Обломова анализ очень важен, ведь это одна из основных сцен произведения, которая во многом раскрывает его смысл.
Структура эпизода
Сон Обломова является кульминационным моментом произведения. Его структура важна для общего понимания смысла, ведь контраст возрастов дает читателю понять, что и как изменилось в жизни главного героя. Данный эпизод можно рассматривать как отдельное произведение, так как его структура выстроена по всем правилам литературного искусства. Сон формально разделяется на три части. В одной из них Обломов вспоминает себя маленьким мальчиком, в другой он подросток, а в третьей – уже взрослый.
Детство Обломова
В начале сна Обломов видит себя маленьким мальчиком, который находится в своем любимом доме – обломовке. В его душе обломовка предстает с особенным трепетом, нежностью, любовью. Он воспоминает все, что отзывается теплом в его сердце – красивые пейзажи, крестьянский быт, гармония и единение с природой, родительская любовь и ласка. В начале сна Обломову семь лет. Он вспоминает время, когда мир был интересен ему во всей красе. Во время дневного сна родителей мальчику были подвластны любые интересные для него вещи. но когда родители бодрствовали, он начинал вбирать ту самую обломовщину, примерять на себя законы барской жизни. Мальчик был полон энергией и интересом к миру, от которого на самом деле был изолирован. Этот мир представлялся ему таким, каким его описывала няня в своих сказках. Сама жизнь в обломовке была похожа на сказку – все любили его, баловали, лелеяли. Но сказка эта была монотонной. Его сердце было наполнено любовью к миру, которая требовала взаимности, но реальный мир оказался совсем не таким, каким его себе представлял маленький мальчик.
Обломов-подросток
Во второй части сна читатель видит героя в возрасте 14 лет. За это время в мальчике произошли большие изменения. Это время, когда герой должен был обучаться, но у него не удалось сделать этого полноценно, ведь все уроки за него делал сын учителя-немца. Андрей в последствии стал другом героя, который пытался вытащить Обломова из его состояния. Но именно в этом возрасте барский уклад жизни привил мальчику любовь к безделью, ощущение обломовщины, которую он принес и в свою взрослую жизнь. В этом нельзя винит ни самого Илью, ни его родителей. Виноват в этом скорее жизненный уклад, который был присущ этой социальной категории. Эту особенность можно назвать болезнью общества, и ребенок был просто не в состоянии справиться с такой болезнью, разорвать эти оковы. Ему давалось все, что он только захочет, в том числе и друзья, детские забавы.
Взрослый Обломов
Не справившись с миром вне обломовки, оставшись без родительского попечения, Обломов объявляет миру пассивный протест. Он не научился работать и не понял ценности труда, он не привык обслуживать себя сам. Обломовка осталась для него идеалом, который не нашел места в реальной жизни.
Глава «Сон Обломова» имеет большое значение для всего произведения. В нем Обломов видит себя и свое состояние в развитии, с самых малых лет. Обломовка для него райский уголок, где все интересно, где жизнь бьет ключом и не отталкивает. Именно таким мог бы стать для него и реальный мир, но сам жизненный устрой России того времени не позволил Обломову быть счастливым и жить полной жизнью.