Какова роль сна софьи в сюжете комедии горе от ума
Сон Софьи – с какой целью она рассказывает свой сон? (функции сна как худож. приема вообще вспомнить)
Горе уму – Горе от ума
Название многое «высвечивает» в произведении. Первый вариант («Горе уму») более трагичен, а во втором варианте трагизм снижен за счет внесения комического.
В развитии конфликта пьесы комично то, что личная обида героя служит спусковым крючком для обвинений, которые он бросает, обвиняя общество в его многочисленных пороках.
То есть бытовой частный повод гнева Чацкого не соответствует историческим социальным масштабам – а ведь именно общественному обустройству выдвигает свои претензии Чацкий.
Сон Софьи – с какой целью она рассказывает свой сон? (функции сна как худож. приема вообще вспомнить)
Понимая, что ее мужем может стать лишь столбовой дворянин, богатый человек, София пытается понять реакцию отца на ее любовь к Молчалину, коллежскому асессору, безродному человеку. Чин асессора выхлопотан самим Фамуовым. С этой целью героиня придумывает и рассказывает свой сон. (Кроме того, София отводит внимание отца от того, что Молчалин был в ее комнате).
АСГ вводит в комедию рассказ Софии и фамусовскую реакцию на него с целью характеристики психологического состояния героини (растерянность, влюбленность) и характеристики моральных устоев семьи и общества (чтобы стать мужем богатой, нужно быть знатным и богатым).
С реальными событиями соотносится напрямую: его можно назвать пророческим. Грибоедов так же, как и его героиня, понимает бесперспективность отношений Си М; но, в отличие от С он видит низость ее возлюбленного.
Как соотносятся реальные события с вымышленным Софией сном?
Татьяна Ларина, Светлана, «Жених» Пушкин Одна из традиций классицизма – «говорящие» фамилии. ГФ потому, что сообщают о персонаже какие-то его качества.
Но многие считают, что фамилия Чацкий(Чадский) созвучна фамилии Чаадаева, который был другом Грибоедова.
В своих черновиках Грибоедов пишет фамилию главного героя несколько иначе – Чадский. Что интересно, позднее Чаадаев во многом повторил судьбу своего прототипа, а к концу жизни высочайшим императорским указом был объявлен сумасшедшим.
Горе уму – Горе от ума
Название многое «высвечивает» в произведении. Первый вариант («Горе уму») более трагичен, а во втором варианте трагизм снижен за счет внесения комического.
В развитии конфликта пьесы комично то, что личная обида героя служит спусковым крючком для обвинений, которые он бросает, обвиняя общество в его многочисленных пороках.
То есть бытовой частный повод гнева Чацкого не соответствует историческим социальным масштабам – а ведь именно общественному обустройству выдвигает свои претензии Чацкий.
Сон Софьи – с какой целью она рассказывает свой сон? (функции сна как худож. приема вообще вспомнить)
Понимая, что ее мужем может стать лишь столбовой дворянин, богатый человек, София пытается понять реакцию отца на ее любовь к Молчалину, коллежскому асессору, безродному человеку. Чин асессора выхлопотан самим Фамуовым. С этой целью героиня придумывает и рассказывает свой сон. (Кроме того, София отводит внимание отца от того, что Молчалин был в ее комнате).
АСГ вводит в комедию рассказ Софии и фамусовскую реакцию на него с целью характеристики психологического состояния героини (растерянность, влюбленность) и характеристики моральных устоев семьи и общества (чтобы стать мужем богатой, нужно быть знатным и богатым).
С реальными событиями соотносится напрямую: его можно назвать пророческим. Грибоедов так же, как и его героиня, понимает бесперспективность отношений Си М; но, в отличие от С он видит низость ее возлюбленного.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Какова роль сна софьи в сюжете комедии горе от ума
Роль сна Софьи в раскрытии её душевных тревог о том, что отец и общество не примут её жениха, велика. Автор использует этот приём, чтобы скрыть истинный смысл слов героини о любимом.
Так, Грибоедов показывает, что Софья не может прямо рассказать отцу о том, кого она любит. Героиня пытается объяснить Фамусову, что её избранник не так уж плох, но отец не готов поступиться своим принципам:
Но робок. Знаете, кто в бедности рождён.
Кто беден, тот тебе не пара
Кроме этого, Автор отмечает конфликт, который неизбежен, если отец и фамусовское общество узнают, кого выбрала Софья:
. Для довершенья чуда
В каких произведениях русской литературы герои видят сны и как их можно соотнести со сном Софьи?
В комедии «Горе от ума» Александр Сергеевич Грибоедов использует приём сна, раскрывая душевные тревоги героини.
Софья выдумывает сон в диалоге с отцом, чтобы скрыть свою истину, которая безусловно будет отвергнута Фамусовым.
А.С.Пушкин в романе «Евгений Онегин» ипользует пророческий сон Татьяны для предсказания дальнейших трагических событий. Онегин в образе медведя рушит всё на свём пути. И в романе «Евгений Онегин», и в комедии «Горе от ума» сны главных героинь сбываются.
В балладе Жуковского «Светлана» с помощью сна переданы переживания героини о возлюбленном. Также как и в комедии «Горе от ума», душевные терзания Светланы связаны с мыслью о том, кого она любит. И Софью, и героиню баллады Жуковского мучают переживания о дальнейшей судьбе.
Выявите функциональную значимость сна Софьи
Обсуждение вопроса:
В литературе сны часто использовались, чтобы сделать отсылку к прошлому героя произведения или же намекнуть на те события, которые произойдут в скором времени. Сон — иносказание жизни персонажа, изображение связанного с ним мира с другой стороны.
Софья, персонаж комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», пытается импровизировать, составляя свой «сон» в соответствии с общепринятыми нормами. Образы, описываемые ей, довольно сильно совпадают с той обстановкой, в которой она находилась и находится сейчас: непринужденная обстановка («цветистый луг»), человек, которого «увидим — будто век знакомы», — затем «темная комната» и устращающие детали.
Так, сон Софьи, описанный в начале произведения, скорее позволяет читателю узнать об отношении героини к обстановке в доме, к Молчалину и его компании.
Вспомните, каковы функции сна в литературном произведении. Покажите, что чаще всего сны персонажей выполняют функции психологической характеристики, предваряют будущие события, воспринимаются как метафора жизни. Сны связаны с движением сюжета и философско-эстетическими проблемами. Отметьте, что сон в литературе — это и предмет описания, и художественный приём, и особое средство познания мира.
Далее выявите функциональную значимость сна Софьи. Убедитесь в том, что сон героини — импровизация, он придуманный, вымышленный. Установите, в какой конкретной ситуации рождается эта импровизация. Вспомните, что Фамусов чуть не застал свою дочь наедине с Молчалиным ранним утром накануне приезда Чацкого. Поэтому своим рассказом Софья стремится отвлечь внимание отца, отвести подозрения от своего возлюбленного и т.д. Одновременно она намекает на свои чувства к тому, кто «в бедности рождён», пытаясь выяснить потенциальное отношение к этому Фамусова.
Охарактеризуйте основные сновидческие образы Софьи («цветистый луг», «небеса», «тёмная комната», «какие-то не люди и не звери» и др.) и покажите, как отражается в них внутренний мир героини, её мечты о счастье с «милым человеком» и осознание неизбежных препятствий на пути к их осуществлению.
Подумайте, можно ли назвать сон Софьи «вещим». Объясните, почему литературоведы называют его сном «наоборот».
Подводя итоги вашим размышлениям, сделайте вывод о высокой смысловой и эстетической значимости сна Софьи.
Сновидения с давних времен использовались в художественной литературе для создания таинственной атмосферы, передачи внутреннего состояния героев произведений.
Грибоедов в своей пьесе «Горе от ума» повестует о сне Софьи, который она выдумывает для своего отца Павла Фамусова. Выдуманный сон несет огромный смысл, потому что этим сном героиня раскрывает свой внутренний мир, свои душевные переживания и самые сокровенные желания.
Таким образом, можно сделать вывод, что Функциональной значимостью сна Софьи является раскрытие своей души и своих намерений перед отцом.
Сон Софьи в комедии «Горе от ума» имеет важное значение в понимании сюжетной линии «Софья и Молчалин».
Когда в первом действии пьесы Фамусов застает Молчалина, только что вышедшего с его дочерью из комнаты, Софья для отвода глаз придумывает сон, будто бы привидевшийся ей. Но выдумка девушки наполнена реальной целью: дочь хочет полунамеками проверить реакцию отца на ее возможный брак с Молчалиным, которого она горячо любит.
Таким образом, сон, придуманный Софьей, имеет реальную подоплеку: девушка влюблена в Молчалина, но предвидит, что бедность избранника станет серьезным препятствием на ее пути к счастью. И главным человеком, который не позволит ей выйти замуж за любимого, станет отец, Павел Афанасьевич Фамусов, не случайно «появившийся» во сне в таком страшном виде.
С1- Какова роль сна Софьи в раскрытии душевных терзаний героини?
С2- В каких произведениях русской литературы герои видят сны и как их можно соотнести со сном Софьи?
Для того чтобы раскрыть внутренний мир персонажей некоторые русские писатели использовали сны героев. Так же, как и в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», к сновидениям обращались в своих произведениях А.С.Пушкин и М.Булгаков. Сон Татьяны в романе «Евгений Онегин»(А.С.Пушкин) является символическим эпизодом. Он помогает понять всю глубину переживаний героини, её эмоции и страхи(«И Таня в ужасе проснулась»). Сон Понтия Пилата в романе «Мастер и Маргарита»(М.Булгаков) также играет ключевую роль в раскрытии душевных качеств прокуратора. Он видит Иешуа и идёт рядом с ним и псом Бангой по лунной дороге, во сне главный герой раскаивается в казни Га-Ноцри(«Он пойдёт на всё, чтобы спасти от казни решительно ни в чём не виноватого безумного мечтателя»). Сны Понтия Пилата и Татьяны можно соотнести со сновидением Софьи- они раскрывают персонажей с другой стороны(внутреннего мира), они помогают понять эмоции и переживания персонажей.
С5- Почему Софья предпочла незаметного Молчалина блистательному Чацкому?
Комедия в стихах «Горе от ума» А.С.Грибоедова, который совмещает в ней традиции классицизма и романтизма, является одним из самых ярких произведений в творчестве автора. В основе пьесы лежит любовный конфликт, связанный с сюжетной линией Софья-Молчалин-Чацкий. Чацкий возвращается к своей возлюбленной Софье, которую не видел 3 года. Однако, за время его отсутствия девушка изменилась. Она обижена на Чацкого за то, что он бросил её, уехал и «не писал трёх слов», и влюблена в секретаря отца Молчалина.
Так почему же Софья предпочла незаметного Молчалина блистательному Чацкому? На это есть ряд объективных и субъективных причин. К первым можно отнести долгое отсутствие Чацкого, в то время, когда Молчалин постоянно находился рядом. В одной из реплик героиня высказала своё мнение по этому поводу: «Вот о себе задумал он высоко… Охота странствовать напала на него, ах! Если любит кто кого, зачем так ездить далеко?». Так же, к объективным причинам относится то, что Молчалина в таком обществе любить было легче, чем Чацкого. Уступчивость, скромность, молчание, умение прислуживать могли помочь выжить в таком окружении. А ум, вольнодумие, любое слово, сказанное против устоев, обрекли Чацкого на неудачу в фамусовском обществе. Как говорил герой: «Молчалины господствуют на свете».
Одной из ярких субъективных причин является увлечённость Софьи романами. «Ей сна нет от французских книг»(Фамусов). Любовник-слуга- «идеальный роман», как будто из французских книг. Чацкий унижает избранника героини, тем самым вызывает её недовольство, и после она пускает слух о его безумии.
Показывая любовный конфликт, автор раскрывает характеры персонажей(Софьи, Чацкого, Молчалина). Финал пьесы является драматичным- узнав правду, герои понимают свои ошибки, но уже становится поздно. Хоть и Софья предпочла незаметного Молчалина блистательному Чацкому, но она разочаровалась в этом выборе из-за того, что её возлюбленный оказался негодяем.
Какова роль сна Софьи в раскрытии душевных терзаний героини? А.С.Грибоедов «Горе от ума» (ЕГЭ по литературе)
Роль сна Софьи в раскрытии её душевных тревог о том, что отец и общество не примут её жениха, велика. Автор использует этот приём, чтобы скрыть истинный смысл слов героини о любимом.
Так, Грибоедов показывает, что Софья не может прямо рассказать отцу о том, кого она любит. Героиня пытается объяснить Фамусову, что её избранник не так уж плох, но отец не готов поступиться своим принципам:
Но робок. Знаете, кто в бедности рождён.
Кто беден, тот тебе не пара
Кроме этого, Автор отмечает конфликт, который неизбежен, если отец и фамусовское общество узнают, кого выбрала Софья:
. Для довершенья чуда
В каких произведениях русской литературы герои видят сны и как их можно соотнести со сном Софьи?
В комедии «Горе от ума» Александр Сергеевич Грибоедов использует приём сна, раскрывая душевные тревоги героини.
Софья выдумывает сон в диалоге с отцом, чтобы скрыть свою истину, которая безусловно будет отвергнута Фамусовым.
А.С.Пушкин в романе «Евгений Онегин» ипользует пророческий сон Татьяны для предсказания дальнейших трагических событий. Онегин в образе медведя рушит всё на свём пути. И в романе «Евгений Онегин», и в комедии «Горе от ума» сны главных героинь сбываются.
В балладе Жуковского «Светлана» с помощью сна переданы переживания героини о возлюбленном. Также как и в комедии «Горе от ума», душевные терзания Светланы связаны с мыслью о том, кого она любит. И Софью, и героиню баллады Жуковского мучают переживания о дальнейшей судьбе.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.