Какова роль снов раскольникова в романе преступление и наказание
Сны Раскольникова — описание, суть, смысл, значение (таблица) | «Преступление и наказание»
Раскольников (актер Г. Тараторкин, фильм 1969 г.) |
В своих произведениях Достоевский неоднократно использует сны как средство художественной выразительности.
Ниже представлена таблица с описанием снов Раскольникова в романе «Преступление и наказание» по главам: суть, смыл, значение сновидений героя.
Смотрите:
— Все материалы по «Преступлению и наказанию»
— Все статьи о Раскольникове
Сны Раскольникова в романе «Преступление и наказание»: описание, суть, смысл, значение (таблица)
Описание снов Раскольникова
из романа «Преступление и наказание»
«Страшный сон приснился Раскольникову. Приснилось ему его детство, еще в их городке…»
«…в большую такую телегу впряжена была маленькая, тощая, саврасая крестьянская клячонка…»
«Он проснулся весь в поту, с мокрыми от поту волосами, задыхаясь, и приподнялся в ужасе…»
«Ему все грезилось, и все странные такие были грезы: всего чаще представлялось ему,
что он где-то в Африке, в Египте, в каком-то оазисе… »
«Вдруг Раскольников затрепетал как лист: он узнал этот голос; это был голос Ильи Петровича. Илья Петрович здесь и бьет хозяйку…»
«Но, стало быть, и к нему сейчас придут, если так, «потому что… верно, все это из того же… из-за вчерашнего…»
«Страх, как лед, обложил его душу, замучил его, окоченил его…»
«…старушонка сидела и смеялась, — так и заливалась тихим, неслышным смехом, из всех сил крепясь, чтоб он ее не услышал…»
«…все смотрят, — но все притаились и ждут, молчат… Сердце его стеснилось, ноги не движутся, приросли… Он хотел вскрикнуть и — проснулся…»
«Он пролежал в больнице весь конец поста и Святую. Уже выздоравливая, он припомнил свои сны, когда еще лежал в жару и в бреду. Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве…»
Это была таблица с описанием снов Раскольникова в романе «Преступление и наказание» по главам: суть, смыл, значение сновидений главного героя.
Сочинение Роль снов в романе Преступление и наказание Достоевского
Сны зачастую используются в литературе как средство раскрытия персонажей, их внутренних черт и переживаний. Иногда сны оказывают колоссальное влияние на развитие персонажей, их действия и весь сюжет произведения в целом, иногда сны – лишь художественный прием, использованный автором в качестве более яркого описания персонажа.
Первый сон описывается в пятой главе первой части романа. В нём Раскольникову снится как тощая лошадь, которая тащила тяжелый груз, неожиданно останавливается, из-за чего извозчик Миколка с особой жестокость забивает лошадь до смерти. Причем этого извозчика неспроста зовут именно Миколкой – так будут звать красильщика, который возьмет на себя вину за преступление Раскольникова. Именно в этом сне Достоевский гиперболизировано изображает для нас истинную сущность теории Родиона о «право имеющих». Сам Родион просыпается и. дрожа, ложится на диван «как загнанная лошадь», что показывает нам его неготовность к тому, чтобы стать таким «право имеющим».
Второй сон так же является некоторой аллегорией – сначала Родиону снится райский оазис с ручьем, из которого герой пьёт чистую воду, затем всё это резко прерывается картиной убийства. Достоевский как бы говорит нам, что чистая жизнь Родиона прервется именно убийством старухи-процентщицы.
Третий сон, который описывается во второй главе второй части, является скорее галлюцинацией, в которой помощник квартального надзирателя жестоко избивает хозяйку. Однако ничего подобного не было – это внутренние муки совести героя, смешанные с его безумием, находят себе выход.
Четвертый сон показывает на отчуждение Раскольникова от людей, насмешки и слухи, которые распускают люди о Родионе. Причиной такого отчуждения от общества Достоевский называет его теорию, которая перечеркнула для него возможность нормально жить и общаться.
Подробнее
Ни для кого не секрет, что сны – это не просто несвязные, вырванные из контекста, картинки, что возникают в подсознании человека. Зачастую они имеют огромный смысл, верная трактовка которого может многое рассказать о состоянии его души, образе мыслей, мотивах поступков.
В произведении «Преступление и наказание» сны Раскольникова тоже играют далеко не последнюю роль. Мало того, по некоторым из них можно не только определить черты характера героя, но и задуматься о том, что могло двигать молодым человеком в момент приятия решения о совершении злодеяния.
Накануне преступления Раскольников видит сон, в котором забивают до смерти лошадь. Возможно, это предзнаменование о том, что вскоре случится кровавое убийство. Однако данный сон можно расценивать и в качестве детских страхов героя – быть может, в детстве главный герой видел, как убивают животных и на фоне этого у него возникла некая психологическая травма.
Раскольников двойственен – с одной стороны, он жалеет животных, с другой – со спокойной душой, без сожаления, убивает человека. Впрочем, эта особенность натуры проявляется не только у него, но у многих личностей в реальности.
Также главному герою снится сон об Африке – причем, в данном сновидении состояние его здоровья оставляет желать лучшего. Все о чем он мечтает – заветный оазис, который Раскольников, наконец, находит. Он так рад любоваться зеркальной гладью волн, чувствовать на себе лучи палящего солнца.
Это видение резко контрастирует с серой и будничной жизнью молодого человека. Вполне возможно, его стоит расценивать как тягу к успокоению и чему-то лучшему, как желание вырваться из повседневности и зажить иной, более яркой и полной событий, жизнью.
Следующий достойный внимания сон имеет место уже после совершения убийства. Парень впадает в бред и видит сон, в котором полицейский избивает хозяйку квартиры. Вполне возможно, что совесть Раскольникова стремится переложить его вину за совершенное деяние на кого – то другого. Даже сам герой подсознательно не хочет верить в то, что он совершил такой жестокий и мерзкий поступок.
Также главный герой боится ареста – однако не предпринимает никаких попыток оказать сопротивление либо скрыться.
Видит во сне Раскольников и смеющуюся, убиенную им, старуху. Он всячески старается изгнать этот образ из своего подсознания, но, в отличие от жизни, ему никак не удается избавиться от пожилой женщины. Какие бы попытки он не предпринимал, старуха смеялась пуще прежнего, чем вызывала леденящий ужас.
Это можно назвать отражением позора, который герой испытывает в реальности. Ведь образ словно высмеивает его, осуждает и указывает на то, что с этой ношей он теперь будет существовать до конца своих дней.
Последний сон Раскольников видит уже на каторге – это сон о конце света, также имеющий место в бреду. Вполне возможно, что сновидение символизирует раскаяние героя, долгожданное освобождение – это означает, что духовная работа над собой все же была проведена, человек многое переосмыслил и понял.
В целом, данный персонаж не вызывает негативных чувств и отвращения – а создает впечатление заблудшего человека, который дал волю непозволительным эмоциям и действиям, в результате чего получил вполне логичное и справедливое наказание.
Сны в произведении
Сны в этом романе крайне психологичны, в них отражаются вся сложность внутреннего мира героев. Сновидения удачно вписаны в событийную канву произведения. Главному событию (убийству старухи Раскольниковым) предшествует описание сна о лошади.
Разве можно представить себе что-то более жестокое и бесчеловечное? Вся картина показана глазами семилетнего Родиона. Но он беспомощен в этой ситуации, ничто уже не может помочь лошади. Ярость хозяина ужасна, но еще ужаснее те, кто его подзадоривают криками «Добивай!», «Топором ее…», «Секи ее, секи. ». Безумство Миколки и толпы продолжает нарастать, до тех пор, пока лошадь не умирает. Хозяин оправдывается себя тем, что кобыла – его собственность, что он имеет право делать с ней что угодно. В этом оправдании воплощается одна из ключевых идей теории повзрослевшего Раскольникова – если ты имеешь власть над кем-то или над чем-то, то можешь оправдать этим даже наказание, расправу, включая убийство. Отец Раскольникова успокаивает словами «пьяные шалят»…
Проснувшись, герой осмысливает сон. Его осеняет мысль о том, что несмотря на весь ужас задуманного преступления, он готов его совершить. Образы будущего убийства снова пролетают в его голове. Трагизм ситуации заключается в осознании Раскольниковым бесчеловечности задуманного им злодейства и, вместе с тем, внутреннего принятия и готовности его совершить.
4 вариант (роль и значение)
В книге Достоевского сны разделяются композиционно по принципу своеобразной симметрии. Если рассмотреть пять снов Раскольникова, то легко увидеть, что два сна касаются убийства старушки, один сон представляет собой некую пустоту и отсутствие образов (такие сны бывают, когда ничего не видно, сохраняется только сознание и ощущения) и два сна представляют собой иллюстрацию теории Раскольникова.
Также сны связаны и между собой определенной градацией. В этой конструкции рассмотрим сон без образов, как центральную часть, некую ось, около которой по двум сторонам располагаются по два сна. Соответственно, с каждой стороны есть по своеобразной ступеньке, которая позволяет Раскольникову перейти на новый уровень понимания, а также автору подчеркнуть некоторые значимые детали.
Для начала рассмотрим центральный сон, который Родион видит после того, как совершает двойное убийство. Как говорит Настасья, в Раскольникове «кричит кровь» и, понятное дело, что в этом контексте кричит кровь убитых им людей. Он ощущает ужас и видит, что в действительности просто совершил жестокость, поэтому мир в нем, его душа возвопила таким пронзительным криком.
Этот крик имеет глубокое значение, так как указывает на понятую и понятную причинно-следственную связь. Не представляется возможным совершить нечто ужасное, как убийство человека и при этом остаться как бы вне этой связи. Мир всегда будет кричать таким криком ужаса, когда любое божье создание терпит подобные страдания, и этот крик является частью мира.
Сны, которые касаются убийства, снятся до и после него. Сначала Раскольников видит детство, невзрачное пространство, в котором он вырос. Достоевский использует образы серости, обыденности, безысходность, которая охватывает все пространство даже в праздничные дни, а также довольно типичную российскую дихотомию кабак-церковь.
Этот детский сон имеет огромное значение, но его детальный анализ потребует огромного количества времени, начиная от поиска детских истоков особенностей личности Раскольникова и до сероватой образности, которая может трактоваться как пребывание Раскольникова в каких-то низких мирах потустороннего, сонного мира. Поэтому остановимся только на основном, на том, что Раскольников не приемлет жестокость с детства и является возвышенной личностью. Сон указывает ему на некоторую абсурдность его решения и дает явный намек на возможность выбрать церковь, а не кабак, то есть любовь, а не жестокость.
Следующей ступенькой является сон после убийства. Там появляется старушка и она смеется над Раскольниковым в компании народа. Таким образом, указывается на нелепость поступка главного героя, он понимает, что убивая старушку, убивал самого себя.
Сны, которые говорят о теории Родиона, тоже идут подобным ступенчатым образом. Первым из них является тот, который предлагает образ как бы зарождающегося пространства мира радости и покоя. Раскольников созерцает предвестников собственного мира, который собирается создать и не замечает ничего плохого.
Следующий сон указывает ему на итог воплощения его теории. Люди, которые живут в его мире, обвиняют друг друга, «колются и режутся», «кусают и едят друг друга». Таким образом этот сон полностью уничтожает теорию главного героя, позволяет ему понять, уда ведут подобные воззрения.
Как видим, через сны Раскольникова Достоевский достаточно умело и с четкой композиционной продуманностью предоставлял читателю и собственные воззрения и описывал эволюцию внутренних взглядов главного героя.
Также читают:
Картинка к сочинению Сны в романе Преступление и наказание
Популярные сегодня темы
Тема бедности и социальной несправедливости – одна из основных в творчестве Достоевского. Очень часто героями его произведений являются представители низших слоёв общества, выживающие в мрачном, недружелюбном Петербурге
О городе впервые говорится в XIII веке, но до русских переселенцев здесь жили болгаро-чувашские племена. В 1992 году город становится столицей республики. Город считается благоустроенным городом.
Название произведения является искаженной фразой английского поэта Бернса, измененная писателем в виде отсылки к божественному писанию, подразумевая ловцов в отношении человеческой души.
С большой уверенностью можно сказать, что так как Айвазовский, никто из маринистов моря не изображал. Какую любовь нужно иметь к морю, чтобы так точно красками передать всю его красоту.
Вообще, я знаю, что отношение к людям, которые следуют этой фразе, не очень хорошее. Они живут, совсем не проявляя инициативы, следуют за большинством, как получится.
Сны Раскольникова и их значение в романе Преступление и наказание Достоевского
В романе «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевский большое внимание обращает на внутренний мир главного героя. Читатель может увидеть не только мысли и переживания Раскольникова, но и его сны. На протяжении произведения они встречаются в разных эпизодах, у каждого есть своя эмоциональная окраска и значение.
Первый сон оказывается тяжелым и мрачным. В нем многократно мелькают серые, черные тона; единственные цветные пятна – это зеленый церковный купол и рубашки пьяниц. Действие приходится на раннее детство Раскольникова. Родион испытывает страх перед злостью мужиков в кабаке, но всего в трестах шагах от этого неприятнейшего места находится церковь, о которой герой думает с теплотой. Сон как бы намекает на концовку романа, в которой выходом из тьмы станет вера в бога. Также же в нем показаны образы смерти и топора. Сновидение возникло на фоне эмоций, испытанных Родионом при виде пьяной девочки на бульваре, и привело к зарождению мыслей об убийстве.
Следующий сон ничуть не приятнее первого. Он представляет собой какофонию безобразных звуков: визга, хрипов, ругательств и воплей. Кошмар не просто пугает Родиона, он пробивает брешь в, казалось бы, неоспоримой теории. Настасья считает, что эти звуки – крик его кипящей крови. Но на самом деле дело скорее не в его крови, а в той, что он собственноручно пролил, убив несчастных женщин. Главный образ в этой сцене – лестница. Она символизирует путь, который преступнику предстоит пройти, чтобы обрести искупление.
Еще два сна относятся к теории Раскольникова. Первый – это Новый Иерусалим, рай, крохотный островок в океане печали и горя, который будет создан самим Родионом-Наполеоном. Второй – опровержение предыдущего. Он больше похож на ад земной, полный людских мучений и ненависти. Это противопоставление выдуманной реальности и той, которая действительно могла бы осуществиться, будь теория верной.
Сны Раскольникова – ещё один способ полноценно раскрыть душевные муки страдающего и потерянного героя. Родион запутан и полон сомнений, но сны не лгут и показывают, что происходит в его душе на самом деле и в каком-то смысле подсказывают ему верный путь. Ф.М.Достоевский не только поработал с их помощью над психологизмом персонажа, но и в иносказательной форме преподнес другие проблемы произведения, позволил читателям предвосхитить развязку, высказал собственную позицию по поводу теории.
2 вариант
Во снах такого персонажа, как Раскольников, автором было вложено очень много смысловой нагрузки, которая заключалась в том, чтобы раскрыть характер и образ данного персонажа цело, глубоко и многогранно. Именно благодаря подобным сценам в произведении, где рассказывается о снах героя, читатель может понять весь характер и натуру данного персонажа. Стоит сказать, что по ходу произведения показываются сны героя, и те события, которые происходят в его жизни, находят свое раскрытие и в его сновидениях. Можно говорить о том, что многие авторы любят добавлять этот элемент в свои работы, так как при помощи данных сцен можно показать, что на самом деле чувствуют персонажи, которые находятся в соответствующем положении. Также, можно говорить и о том, что русские писатели вкладывали в смысл данных сцен то, что герои показывались крайне искренними в те моменты времени, так как невозможно было обмануть свое сознание, находясь в сновидении.
Использовались такие приемы и Пушкиным, и Гончаровым, и Жуковским. Стоит сказать, что значение у сновидений персонажей совершенно различное. Если в одном произведении сны показаны вещими и направляющими, то в другом рассказе они могут не иметь абсолютно никакого смысла. Также, можно отметить и тот факт, что сновидения героев прекрасным образом могли передавать чувства и эмоции героев. Благодаря снам, произведения Достоевского открывали по-настоящему души героев, и раскрывали их характеры.
Вначале герой был показан весьма разумным и спокойным человеком, которому во сне виделись сцены, в которых говорилось о том, что нельзя никого лишать жизни, и вредить окружающим. Однако, после того, как он совершает преступление, его сознание становится мутным, и походит больше на мысли нездорового психически человека. В сценах покаяния, герой обретает вновь свое душевное равновесие и покой. Первым сном данного персонажа, была сцена, в которой он видел измученную лошадь, которую ему было очень жалко. Стоит сказать о том, что эта сцена шла из далекого прошлого, и связана с тем, что он наблюдал в детстве. Как-то раз, он был свидетелем того, как прохожие люди били лошадь. Он не мог смотреть на это спокойно, и ему было крайне жаль животное. Данная сцена говорит о том, что герой является очень противоречивым персонажем, так как он готов пойти на очень ужасное и бесчеловечное преступление, однако, в нем осталась эмпатия и чувство сострадания к ближним.
Сочинение 3
Внутренний мир главного героя Достоевский раскрывает с помощью его мыслей, переживаний и снов. Сны Раскольникова появляются в различных эпизодах повествования и имеют определённое значение для понимания эмоционального состояния героя.
Ещё один сон герой видит перед совершением рокового преступления. Он видит прекрасную, умиротворяющую картину: голубая вода, зелёный оазис и золотистый песок. Африканский пейзаж чудовищно контрастирует с реальной жизненной ситуацией героя. А видение Египта может быть отсылкой к наполеоновскому походу, который закончился плачевно, как и безумная затея Раскольникова.
Следующие два сна отражают состояние героя после совершения им рокового преступления. Сначала Раскольников видит Илью Петровича, который избивает его домовладелицу. Образ полицейского символизирует страх молодого человека перед разоблачением и наказанием. Второй сон – настоящий кошмар. Во сне он убивает старуху ещё раз, но на этот раз процентщица зловеще смеётся и издевается над своим убийцей, а тот бежит с места преступления. Сон отражает внутренние муки Раскольникова, который на самом деле не был способен на убийство человека и страдал от своего поступка.
Последний сон герой видит уже на каторге. Ему кажется, что весь мир должен погибнуть от эпидемии какой-то болезни. Заражённые непонятным вирусом люди начинают уничтожать друг друга, считая, что они лучше других и имеют право убивать остальных. Этот кошмар помог Раскольникову полостью очиститься и избавиться от нравственных мук и сомнений по поводу своей теории. Он окончательно выздоровел морально и физически и мог наконец начать новую жизнь. Жизнь, в которой нет античеловечных теорий, но есть свет, надежда на лучшее и вера в Бога.
Также читают:
Картинка к сочинению Сны Раскольникова и их значение в романе Преступление и наказание
Популярные сегодня темы
Иногда в нашей жизни случается так, что одного желания совершать какие-либо поступки бывает недостаточно. Не хватает той силы, которая дает энергию, толчок для выполнения действий
Если попросить рассказать, что такое мечта, многие смело заявят, что мечта – это самое-самое заветное желание. Так уж получается, что понятия «желание» и «мечта» всегда идут друг за другом и в понимании многих являются смежными.
Одна из самых известных пьес Александра Николаевича Островского «Гроза» поднимает по ходу своего повествования несколько масштабных, или, как можно выразиться, вечных вопросов
Абсолютно все мы дарим подарки. Это неотъемлемая часть нашей жизни. Мы дарим их по поводу или просто так, спонтанно или запланировано, по принятым традициям или для выражения любви.
Николай Семёнович Лесков написал интересное произведение «Левша». В качестве главного персонажа выступает обычный мужчина. Он проживает в городе Тула. Левша очень любит свою работу.
О душевных муках Раскольникова («Преступление и наказание»)
Для более глубокого понимания главного героя, его характера и мотивов Достоевский поместил в «Преступление и наказание» символические сны Раскольникова. Их роль в романе на самом деле куда больше, чем может показаться на первый взгляд. Эти сновидения детально отображают скрытый ранее внутренний мир Родиона, который достаточно сильно отличается от своего «хозяина».
Символический смысл снов Раскольникова
Всего в романе сны встречаются 5 раз, однако основными стоит выделить 3. В начале, середине и в конце; каждый раз они отображают реальное состояние главного героя: первый сон Раскольникова протестует против преступления, второй начинает процесс восстановления личности, а третий уже окончательно приводит героя к искуплению. Каждый играет значимую роль и для читателя и для самого́ Родиона Раскольникова. Но лучше всего, более подробно остановиться на каждом:
Последний повествует о конце света. Он снится Родиону уже на каторге и сигнализирует об активной работе процесса восстановления героя. Это виде́ние показывает, что Раскольников на прямом пути к долгожданному очищению и искуплению. (Эпилог романа).
Сновидение о забитой кляче
Первый сон Родион видит ещё до совершения убийства; в нем герой наблюдает жесточайшее поведение человека, который без капли жалости забивает до смерти ни в чём не виновное животное. Героя пугает подобное виде́ние, но всё-таки не останавливает от совершения преступления. Это сновидение — крик человеческой природы против убийства. Часть Раскольникова не хочет убивать, она любит людей и совершенно не видит ценности в теории; единственным способом сказать об этом разуму героя является жестокое виде́ние.
Однако остановить героя так и не удаётся, он, несмотря на все усилия своей «светлой» стороны, идёт на убийство во благо своей выдуманной теории о делении людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Но стремления подсознания героя вернуть «хозяина» в реальность на этом, конечно, не заканчиваются: они продолжают преследовать Раскольникова в виде новых страшных снов, постоянных мук, страданий, что выливается в долгожданное искупление Родиона. В первое сновидение Раскольникова Достоевский вкладывает свои мысли о противоестественности убийства.
Художественный приём
Сочинение Достоевского изобилует его фирменными деталями, ассоциативными метафорами и художественными приёмами. Мастерство автора выливается в ту самую полифонию романа, однако сейчас важнее сфокусироваться именно на художественных приёмах в виде снов главного героя.
Сонные виде́ния в русской литературе XIX века появлялись достаточно часто, этим пользовались и Пушкин, и Гончаров, и Жуковский, и, собственно, сам Достоевский. Всё потому, что сновидения — отличный способ глубже копнуть в характер героя, понять его образ и более детально с ним познакомиться. Так происходит в романе Достоевского, где сны отражают внутреннее состояние главного героя, которое герой умело скрывает своим циничным разумом.
Чтобы понять смысл и суть сновидений Раскольникова, совсем необязательно детально изучать их содержание, достаточно кратко по ним пробежаться, и всё станет понятно. Ведь сны в литературе, как и жизни — что-то абстрактное, в снах не так уж и важны действующие лица, куда большее значение имеют чувства и эмоции, вызываемые этими самыми виде́ниями.
Сны Раскольникова вызывают в нём постоянные бури чувств, которые по итогу выливаются в одну общую цель — вернуть Родиона в реальность, где нет его выдуманной теории. Темы, затрагиваемые автором в сновидениях героя, ведут к одному — искуплению, которое просто необходимо Раскольникову, так как он уже достаточно намучился с внутренней борьбой в глуби его мозга.
О душевных муках Раскольникова («Преступление и наказание»)
Рассказывают, что В. Г.Белинский сказал тогда еще молодому писателю Достоевскому: «Цените ваш дар и будете великим художником». Должно быть, в дни тяжелых испытаний воспоминание об этом грело «государственного преступника» Достоевского. И быть может, именно на каторге у писателя зародилось желание написать о душевных муках преступника, о болезненной ломке его теорий. В переживаниях Раскольникова чувствуется что-то личное, авторское, хотя в главном писатель и его герой противоположны.
В темной каморке, когда нечего было
есть, в переполненной отчаянием душе Раскольникова зародилась его страшная теория. Она росла и крепла, заполнила все его думы и подчинила волю.
Родион Романович решился на убийство. Не затем, чтобы завладеть деньгами и продолжать учебу, не затем, чтобы помочь матери, не затем, чтобы промотать деньги. Чтобы проверить себя, свою идею, понять, «человек» он или «тварь дрожащая». Высокомерная его теория говорила, что люди подлы и низки и их не переделать — «и труда не стоит тратить». Но можно встать над людским «муравейником» и управлять им. Есть два рода людей: подвластные и немногие избранные — властители. Последние
внешне ничем не отличаются от простых людишек, но на самом деле имеют право добиваться власти любым путем, переступая через закон и кровь. Раскольников решает стать таким властелином.
Одновременно он чувствует и противоречивость своей теории: ведь все эти «наполеоны и Магометы» служили прежде всего своим личным интересам, а общими лишь прикрывались. Одинокий и озлобившийся «теоретик» не доходит до сознания того, что невозможно делать хорошее, выбирая для этого преступный путь. Ведь где найти критерий добра, если освободиться от критериев моральных? Остается решать только с точки зрения своего блага.
История показывает, что тот, кто идет к власти путем насилия, даже во имя высоких целей,- всегда рискует пожертвовать этими целями ради самой власти. Сегодня много спорят о сущности Октябрьской революции. А ведь и большевики надеялись на диктатуру, желая с ее помощью преобразовать мир, Но не может группа людей заставить всех остальных делать что-то, если те не дали им такого права. Можно лишь убеждать. Сейчас в нашей стране много партий и групп, которые пытаются силой (в том числе и военной) навязать остальным свою волю. Не пора ли прислушаться к размышлениям великого писателя?
Итак, Раскольников убивает старуху-процентщицу. Он выдержал «испытание» и, казалось бы, может идти к власти дальше. Но уже не может, не выдерживает. Почему? Не только потому, что сдали нервы. И не потому, что, как считает сам герой, оказался «вошью». Мы видим, что Родион Раскольников — личность незаурядная. И прав, конечно, проницательный Порфирий Петрович, что действительность и натура любой расчет могут подсечь. Но и это не все.
Хотя ум Раскольникова не может противиться железной логике его теории, но душа восстает. По собственной теории, он должен жить для себя, а отдает последние деньги на похороны, помогает Мармеладовым, расстраивает свадьбу сестры. Зачем все это? Не понимает Родион Романович, что чувство любви и сострадания — стержень человеческого общества. Не будь его, давно бы оно распалось, а люди «перегрызлись». Столько вокруг несправедливости, а если каждый начнет пробовать таким образом, какой он, обыкновенный или нет, человек…
Да и что толку в гениальном человеке, если он негодяй? Это еще страшнее, потому что ради своих умозрительных теорий, во имя своей власти он уничтожит множество других людей, в том числе и талантливых. Пример Сталина слишком хорошо доказывает это.
Забыл Раскольников и о том, что тот, кто преступил закон человеческий, обречен носить в душе страшную тяжесть одиночества. Так и происходит с ним. Даже мать и сестра для него становятся чужими. Более откровенен он лишь с циником Свидригайловым, который знает цену своим поступкам и не обставляет их «высокими» теориями. Впрочем, и он не выдержал до конца своей роли.
Если бы не сострадание и любовь Сони, Раскольников мог бы сойти с ума. Именно эта женщина, ее жалость, умение понять и простить спасли его, а на каторге — обновили душу.
Хотя Раскольников убежден в правоте своей антигуманной идеи, но в душе его крепнут новые чувства. И мы ясно видим, что только любовь к людям, вера в них могут спасти человека и все человечество.
Трудно читается роман, не сразу «разгрызешь» этот «орешек». Но чем глубже вчитываешься в него, тем больше понимаешь правоту слов М. Горького о том, что «гениальность Достоевского неоспорима, а по силе изобретательности его талант равен, быть может, только Шекспиру».
Многогранная картина личности
В романе «Преступление и наказание» сны Раскольникова позволяют читателю проникнуть в самые дальние уголки души персонажа, при помощи их Достоевский совершает краткий экскурс в подсознание Родиона, чтобы читатель смог считать образ главного героя как можно детальнее. Автор прекрасно понимал, какое значение будут иметь виде́ния в его произведении, поэтому уделил их проработке особое внимание:
Общая картина личности Раскольникова прекрасно дополняется при помощи сновидений. Если бы в романе не было этих снов, Родион представал бы перед читателем таким же, как Свидригайлов — Достоевский позаботился, чтобы подобного не произошло и детально проработал все аспекты, которые так или иначе касаются характера Раскольникова. Таким образом, сны имеют огромное значение для понимания главного героя и играют очень большую роль во всём романе.
Сочинение 3
Внутренний мир главного героя Достоевский раскрывает с помощью его мыслей, переживаний и снов. Сны Раскольникова появляются в различных эпизодах повествования и имеют определённое значение для понимания эмоционального состояния героя.
Ещё один сон герой видит перед совершением рокового преступления. Он видит прекрасную, умиротворяющую картину: голубая вода, зелёный оазис и золотистый песок. Африканский пейзаж чудовищно контрастирует с реальной жизненной ситуацией героя. А видение Египта может быть отсылкой к наполеоновскому походу, который закончился плачевно, как и безумная затея Раскольникова.
Следующие два сна отражают состояние героя после совершения им рокового преступления. Сначала Раскольников видит Илью Петровича, который избивает его домовладелицу. Образ полицейского символизирует страх молодого человека перед разоблачением и наказанием. Второй сон – настоящий кошмар. Во сне он убивает старуху ещё раз, но на этот раз процентщица зловеще смеётся и издевается над своим убийцей, а тот бежит с места преступления. Сон отражает внутренние муки Раскольникова, который на самом деле не был способен на убийство человека и страдал от своего поступка.
Последний сон герой видит уже на каторге. Ему кажется, что весь мир должен погибнуть от эпидемии какой-то болезни. Заражённые непонятным вирусом люди начинают уничтожать друг друга, считая, что они лучше других и имеют право убивать остальных. Этот кошмар помог Раскольникову полостью очиститься и избавиться от нравственных мук и сомнений по поводу своей теории. Он окончательно выздоровел морально и физически и мог наконец начать новую жизнь. Жизнь, в которой нет античеловечных теорий, но есть свет, надежда на лучшее и вера в Бога.
Родион Раскольников. Цитаты из романа
Теория, которую он выдумал, оказалась для него непосильнйо ношей. Душевные муки вынуждают его признаться в содеянном и Раскольников отбывает наказание на каторге, но любовь к нему чистой простой девушки оставляет надежду, что он будет спасен. Цитаты Раскольникова изображают его как человека думающего, рефлексирующего; раскрывают противоречия его внутреннего мира.
● Тварь я дрожащая или ПРАВО имею?
● Два года собираюсь купить себе замок. Счастливы те, кому запирать нечего
● Встречаются такие низкие характеры, которые любят, точно ненавидят!
● Знаете как низкие потолки и тесная комната на душу и ум давят?
● Не стоит тратить силы на то, чтобы переделать людей они не поменяются. У них кто на сильный поступок решился тот и прав.
● Город Петербург влияет мрачно и странно на душу человека.
● Бывают встретишь человека совершенно незнакомого и с первого взгляда сразу начинаешь им интересоваться, ни сказав еще ни слова.
● Очень хочется иногда уйти и остаться совсем одному на всю жизнь, чтобы стать счастливым.
● Почему я не хочу быть умнее, если понимаю, насколько все вокруг глупы? Если ждать, пока все поумнеют, пройдет слишком много времени….а потом я понял, что это и вовсе невозможно.
● Весь замысел может испортить одна мелочь или глупость.
● Дети созданы по образу Христа, их надо любить и лелеять они будущее человечество.
● Некоторые привыкли жить на всем готовом, ходить на чьих-то помочах, есть пищу жеванную…
● Почему и за что меня любят, если я этого вовсе не достоин? Если бы меня никто не любил и я никого!
● Иногда человек доходит до такой черты, что если не перешагнет — будет несчастлив, а перешагнет еще несчастнее станет.
● За час до смерти приходят в голову мысли, что человек настолько подлый, что готов жить на маленькой площадке у вершины скалы, где места хватает только, чтобы стоять или сидеть, над пропастью, над темными водами, в страхе, но лишь бы жить, жить, жить!
Разбираться в человеке нужно постепенно и осторожно, чтобы не ошибиться, а то потом трудно или вовсе невозможно что-то исправить.
● Осмелюсь ли я преступить, нагнуться и поднять, или я тварь, которая дрожит?
● Все находится во власти человека, а он каждый раз мимо носа все проносит.
● Чего люди больше всего боятся? Нового шага или нового собственного слова?
● Каково твое мнение? Не загладится ли грех за одно маленькое преступление сотнями или даже тысячами хороших дел?
Итог эксперимента
Гордость не давала жить Раскольникову там, в Сибири, на каторге: он стыдился себя за то, что оказался слишком слабым, чтобы реализовать свой план до конца. Он не смог помочь другим, сделал свою семью несчастной, не спас ни одной души и загубил свою. Родиона не мучает совесть за то, что он лишил жизни человека – этот факт он пережил достаточно спокойно.
Героя не радует то, что было целью преступления: добытые драгоценности и возможность спасти тысячи жизней. Все цели, желания уходят на задний план; совесть, гордость – не дают герою жить дальше. Только любовь даёт шанс Раскольникову обрести покой и примириться с людьми.
Статья будет полезна при подготовке к сочинению “Почему Раскольников страдает после преступления?”