какой музыкальный инструмент используют шаманы в своих ритуалах
Целение музыкальными инструментами
Музыкальные инструменты имеют давнюю и очень старую историю. Они появились в период зарождения человеческой культуры, когда человек вторил природной и небесной гармонии. А возможно, они родились как дар Богов людям, дабы наградить их за благородные поступки. Быть может инструмент – это связь, с тонким миром и духами, с божественными энергиями. А если и рождался инструмент руками человека, то лишь устремлённый душою к чему-то глубокому, божественному, проникновенному, одухотворённому и чувственному.
Целение музыкальными инструментами может помочь:
Первое, что слышит ребёнок в утробе матери – это биение её сердца, а глубокие звуки бубна – это звуки Матери Земли. Шаманский бубен является связующей нитью с Матерью Природой, с её могущей силою и гармонией. Не случайно, что шаманы, посредники между миром духов и миром людей, целители и знахари, применяют в своей работе именно шаманские бубны. Но не все бубны обладают целебными ритмами. Бубен, сделанный на заводе, нельзя назвать живым и целебным. Чтобы бубен выполнял по-настоящему глубинные свои задачи, его должен делать шаман, по древним шаманским традициям. Бубен, сделанный самим шаманом, большая редкость, так как наделяется он особою силою. Каждый такой бубен – это в первую очередь дар духов, поэтому не каждому человеку он доступен.
Музыкальные инструменты часто совмещают с другими практиками для достижения большей глубины воздействия. Шаманский бубен используют в холотропном дыхании. Это древняя шаманская практика, посредством которой человеку открывается его подсознательная природа и мир духов, энергий.
Ученые выявили взаимосвязь между ритмами шаманского бубна и импульсами головного мозга. В момент звучания ритма, у человека учащается дыхание, сердцебиение, обостряется чувствительность и восприятие, что позволяет видеть невидимое, и ощущать, неощущаемые в обычной жизни объекты и явления.
Бубен связывают с сердечной чакрой и стихией Земля. Бубен благотворно влияет на работу сердца. А сердце – это жизнь. Способен вводить в транс и изменённое состояние сознания. О целении вибрациями бубна можно узнать в этой статье.
Окружающий нас Мир – вот она, самая древняя симфония!
Музыкальные инструменты близко связаны со стихиями природы, они являются их проявлением и выражением, в материальной природе вещей. Есть инструменты, имитирующие крики птиц и скрежет насекомых, раскаты грома, проливной дождь, звуки ветра. Из обычной ракушки можно услышать шум моря, а правильно обработав большую ракушку можно извлечь настоящее пение водных духов.
Устройство индейской флейты пимака способно выдавать музыку и пение ветра, то тихого и мелодичного, то громкого и порывистого. Есть одна интересная легенда, в которой рассказывается о происхождении пимака. В Америке растут полые деревья, которые подвержены поеданию термитами. Дятлы, доставая термитов из полых деревьев, образовывали дырки, а когда начинался ветер, то он особым образом звучал через эти отверстия. Вдохновленные природным звучанием музыки Ветра, шаманы решили воссоздать этот звук, — так произошло рождение индейской флейты.
Большее воздействие флейта оказывает на горловую чакру и дыхание. Если имеются проблемы с дыханием, нужно заниматься игрой на флейте. Со временем дыхательная система будет прочищаться, станет легче вдыхать-выдыхать воздух, блоки и зажимы будут постепенно уходить, особенно если играть на свежем воздухе. Пимак связан со стихией Воздух.
Игра на музыкальных инструментах оказывает влияние на стихии в человеке. О том, что человек соткан из природных стихий мы писали в статье «Гармония 5 Стихий», а о природных духах можно узнать из этой статьи «Места силы 5 стихий».
Посох дождя – ещё один удивительный инструмент. Даже наличие такого инструмента в доме способно привлечь водную стихию в пространство дома, тем самым внеся струю умиротворения и спокойствия. Игра на музыке дождя очищает воды внутри человека от грязи и мутности, придаёт спокойствия и свежести, нежности, гибкости и пластичности в характере и настроении. На настоящем посохе дождя играть нужно в меру, дабы не испортить погоду :-). Имитация шума дождя похожа на медитацию, время от времени игра на таком инструменте очень полезна, особенно женщинам, а может быть он станет для вас самым любимым инструментом.
Как правило, человек пробует игру на разных инструментах, но со временем выделяются особенно любимые, на которых очень приятно играть. А пробуя совмещать несколько инструментов вместе, можно получить интересные музыкальные вариации и ощущения.
Чтобы поцелиться при помощи музыкальных инструментов важно проявлять спонтанность. Именно спонтанная игра, рождённая непонятно откуда и непонятно зачем, способна погружать в особое состояние, в котором то и происходит целение. В этом состоянии отступает апатия, пессимизм, негативный груз словно улетучивается в неизвестном направлении. Появляется приподнятое настроение, чувство ритма, новые переживания и чувства, обогащающие и наполняющие душу и все существо.
При такой игре важно уметь отключать мозг. Не нужно думать о том, а «для чего я это делаю», и «что это мне даст». Играя на инструменте нужно отдаться музыке, ритмам, движениям под эту музыку, и целебная сила музыки проведёт вас своею тайною дорогою… а по возвращению можно обрести нового себя, наполненного, радостного и счастливого…
Оздоравливающее воздействие напрямую зависит от того, кто играет, как играет и что. Воздействие одного и того же инструмента на разных людей может отличаться. Для достижения стабильного положительного эффекта нужно играть почаще.
Музыкальные инструменты и правда целят, поверьте. И проверьте. На себе их действие, воздействие, волшебное содействие, вашим органам и чувствам.
Варган. Магический инструмент шамана, музыкальный инструмент северных народов.
Как на данном чудо-инструменте создать звук? Это сочетание вибраций язычка, корпуса варгана, костей головы и рта. Чтобы сыграть конкретную мелодию, нужно знать определенные технические моменты. Ведь во время игры вы слышите не сам варган. Многим интересно узнать, как играть на музыкальном инструменте варгане. Сначала прикладывают его к зубам, затем легонько стучат по язычку, после чего резонанс идет по костям черепа. Звучать начинает тело. Музыкант в процессе игры меняет артикуляцию, управляет диафрагмой, сокращает гортань, изменяет дыхание. Все это влияет на звучание инструмента. Для того чтобы создать красивую мелодию, достаточно месяц потренироваться по 15-20 минут в день.
Ждите следующий пост, в котором будет моя игра на варгане.
Музыка народов мира
61 пост 352 подписчика
Правила сообщества
Ограничений особенно не будет, но старайтесь, что бы музыка соответствовала названию сообщества.
Не только северных.
Дальше экспериментируйте с резонансом, усложняйте рисунок ударов и дыхания, ищите магию ритма, тренируйтесь с метрономом, чтобы достичь идеально точного темпа.
Покупал в подарок другу. перевпробовал штук 10 из запасов музыкального магазина, чтобы выбрать один с нормальным звучанием.
Тоже такой есть. Сидели в аэропорту Красноярска ожидая рейса, от нечего делать минут за 30 научился воспроизводить звук на нем.
А его нужно зубами зажимать или просто между губ держать?
Зубы от этого чудо-инструмента себя нормально чувствуют? Всегда интересовал этот вопрос.
Немножко про варганы
Привет всем Пикабушникам!
Теперь про нас. У нас маленькая варганная мастерская, находящаяся в перманентном процессе строительства. Работает в этой мастерской всего один человек, известным под именем Дмитрий Бабаев. Помогает ему Дарья, которая и пишет данный пост. Варганы в мастреской делаются уже больше 13 лет, многие этапы пройдены, но многие еще предстоят. Попутно с созданием варганов мы занимаемся их популяризацией, хоть и не всегда хватает на это времени. В рамках этого общественно-полезного начинания и хочется сделать серию постов на Пикабу.
Посты будут делиться на несколько типов: как изготавливаются инструменты (с подробным фотоотчетом и комментариями); история варгана и разные факты; что происходит в мире варгана сейчас (информация о различных событиях как в России, так и за ее пределами); полезные уроки о том, как играть на варгане от Димы и от наших друзей (кстати, один из них выпускает большой подробный самоучитель по игре на этом инструменте). Безусловно, в ходе работы у нас появятся новые темы, которыми захочется поделиться. Также мы всегда рады ответить на все вопросы, с Димой можно списаться в одной популярной бело-голубой соц. сети, посмотреть наши ролики по изготовлению на Ютубе.
Не буду сейчас много расписывать, продолжу пост инструментами, которые уже были когда-то сделаны в нашей мастерской.
Для чего шаману нужен бубен
Бубен – обязательный атрибут любого шамана. Это не просто один из древнейших ударных инструментов, известных истории музыки. Самый первый бубен появился на заре человечества, когда магия еще была неотделима от искусства. Без этого атрибута шаманы не могли бы контактировать с миром духов и проводить свои ритуалы. Вы не найдете двух одинаковых бубнов: у каждого из них свое звучание.
«Живой» бубен
Монотонные удары в бубен позволяют всего за несколько минут погрузиться в такое состояние, когда человек начинает воспринимать подсознательные образы. В какой-то степени, подобный транс позволяет людям лучше понять самих себя.
Каждый шаман считает свой бубен живым существом, верным помощником при перемещении в астральном мире и общении с духами.
Этот инструмент играет ключевую роль во всех духовных практиках. С первыми ударами шаман настраивается на символическое путешествие к центру Вселенной, где обретает свои знания и умения.
Фактически, бубен представляет собой деревянный обод овальной формы, обтянутый кожей оленя, лося, лошади или дикого козла. Часто с обратной стороны к инструменту приделывается ручка, чтобы его было удобнее держать. Шаманы рисуют мистические символы на своих бубнах, к ним крепят всевозможные колокольчики, погремушки, фигурки животных.
Функции магического инструмента
Изготовление бубна – процесс мистический. К нему готовятся, в течение трех дней шаман не принимает пищу животного происхождения. Считается, что бубен служит только тому, кто сам его сделал. Этот инструмент содержит не только душу животного, чья кожа пошла на его изготовление, но также и дух священного дерева, а у каждого шамана оно свое.
Основными функциями бубна являются:
помощь шаману с погружением в состояние транса;
призыв магических помощников;
изгнание злых духов;
увеличение мистической силы шамана;
защита своего владельца от колдовства;
вознесение шамана на Небеса;
путешествие вместе с владельцем по разным уровням мироздания;
предсказание будущего.
Впрочем, у шаманов разных народов есть свои оригинальные традиции, которые отражаются как на внешнем виде бубнов, так и на особенностях ритуалов, проводимых с ними.
Саамские рисунки
Магическую силу своих бубнов саамские шаманы усиливают когтями и клыками медведей, которые крепятся к деревянному ободу инструмента. В качестве колотушки используют олений рог или заячью лапку.
Каждый саамский бубен обязательно украшают символические рисунки. В центре изображают бога Пэйве (Пяйвий) – стилизованный образ солнца, которое дарует людям все блага. На четырех лучах, расходящихся от центра, шаманы рисуют других влиятельных божеств. Это Варал-ден-Олмай – ответственный за перерождение каждой души, Пьегг-Олмай – повелевающий погодой, Лейб-Олмай – покровитель охоты, Айлекэс-Олмак (Пассе-Олмак) – бог веселья и праздничных дней.
По краям бубна располагаются изображения менее влиятельных божеств, а также священных животных. Считается, что для путешествий в верхний мир шаману помогает птица Сэйво-Лодле, а проводником на нижние уровни бытия служит змея Сэйво-Гуоле. Ударяя колотушкой по изображению нужного духа, шаман дает понять обитателям мистического мира о своих намерениях: куда он собрался отправиться и зачем.
«Священные олени» якутов
В отличие от саамов якутские шаманы никогда не изображали божеств и духов на своих бубнах. На ободе могли быть нарисованы лишь оленьи рога, поскольку инструмент здесь считается «священным оленем», на котором шаман путешествует по мистическим мирам.
Внутри бубнов крепятся деревянные крестовины, украшенные резьбой. Причем, по инструменту можно отличить белого шамана от черного. Крестовину, окаймленную плоским железным кольцом, используют представители светлых сил, тогда как темные личности обходятся без этого кольца, служащего своеобразной защитой от злых духов.
Жизнь алтайского шамана
К внутренней стороне обода на железных кольцах крепят шесть металлических подвесок, напоминающих маленькие сабли. Они должны защищать своего владельца от злых духов. В качестве колотушки используют разлапистую ветку березы или таволожника, обмотанную пучком разноцветных ленточек. Такая колотушка служит символической плетью шамана, с помощью которой он изгоняет болезни из тела человека.
Как и саамы, алтайцы разрисовывают свои бубны. На них изображают солнце, луну и звезды, радугу, священную березу, разных животных, духов-покровителей.
В каждой чукотской семье
Если среди других народов бубнами владеют только шаманы, то для чукчей этот инструмент является частью обычной жизни. Он есть в каждом доме. Во время праздников родственники собираются вместе и одновременно бьют в несколько бубнов. Их только чукчи используют непосредственно как ударные музыкальные инструменты, не придавая особого сакрального значения.
Рукоять бубна изготавливают из моржового клыка, а в качестве колотушки используют тонкую полоску китового уса. Рисунков на свои бубны чукчи не наносят.
Мистическая лодка эвенков
Согласно древним верованиям эвенков, бубен – это лодка, на которой шаман «плавает» по мистической реке, соединяющей разные миры Вселенной. Так, деревянный обод этого инструмента представляет собой борта лодки, натянутая оленья кожа – ее дно, а колотушка является символическим веслом. Раньше ее часто изготавливали из клыков мамонтов, останки которых находили в вечной мерзлоте.
По краям бубна красной и черной красками чертили круги, внутри которых могли быть нарисованы птицы и животные – покровители шаманского рода.
Водный мир селькупов
Для селькупов бубен символизирует саму Вселенную. Рисунки на нем изображают землю и небо, верхний и нижний миры. Для пояснения духам, куда конкретно решил отправиться шаман в своем мистическом путешествии, используются разные колотушки.
Веточка кедра, обтянутая медвежьей шкурой, ведет своего владельца в нижний мир, а для путешествия на Небеса требуется березовая веточка, магически усиленная оленьей кожей. Используя колотушку, обмотанную шкурой выдры, шаман может символически погрузиться мир водных духов.
Защитник оленей у ненцев
Главной задачей ненецкого бубна является защита оленьих стад от хищников, болезней и непогоды. Основным сырьем для изготовления инструмента здесь служат: древесина лиственницы или ели, а также оленья кожа и рога. Местные шаманы регулярно проводили обряды, призывая духов на помощь животноводам.
По краю бубна часто изображают горы, на которые опирается само небо, иначе оно бы раздавило землю и людей, так считают ненцы.
Два нанайских бубна
Нанайский шаман в своих ритуалах использует сразу два бубна. Пока он камлает с одним, другой инструмент помощник греет над огнем, чтобы «разбудить» его магическую силу.
Для придания руке шамана дополнительной силы на березовой колотушке вырезают образ змеи или ящерицы, лягушки, медведя. На самом конце ручки помещают одно изображение Аями Тереми – двуликого божества, а также два рисунка Аджеха.
Интересно, что во время ритуала шаман погружает ручку колотушки в стакан с китайской водкой (ханшином), так он символически «кормит» и задабривает духов. Считается, что они всегда рады такому подношению.
Инструменты шамана | Что я использую для встречи с тотемом
Сегодня я пишу о том, какие музыкальные инструменты способны превратить Вашу практику работы с тотемными животными в настоящую магию и, конечно, делюсь собственным опытом в этом. Инструмент шамана — это его проводник в тонкий мир, а зачастую и самый близкий друг.
Безусловно, правильный выбор инструмента очень важен. От этого зависит настрой и результат практики, психическое и физическое состояние практикующего. В данной статье я расскажу о своем опыте использования различных музыкальных инструментов в практике погружения для общения с тотемными животными и получения ответов на различные вопросы.
В результате опыта я выбрала один наиболее подходящий мне инструмент и несколько дополнительных. Надеюсь, что эта статья поможет и вам совершить свой выбор.
А начала я с деревянной флейты, так как это был мой любимый инструмент с детства.
Флейта (дудочка)
На самом деле свой инструмент я выбирала очень долго. И, как уже сказала, сначала думала, что им будет деревянная флейта, так как питаю особый интерес к этому инструменту с ранних лет. Однако, когда я попробовала использовать флейту для вхождения в измененное состояние сознания, то процесс «не пошел».
Играя, я отвлекалась на саму музыку, и сделать ее фоном для медитации не получилось. Так я осознала, что в моем случае флейта хороша для создания музыки, для отдыха, но в транс входить с помощью нее лично у меня получается не очень хорошо.
Ниже видео, в котором играют на пимаке. Качество самого видео не очень, но главное — звук.
Однако сбрасывать флейту со счетов не рекомендую. Несмотря на то, в среде шаманов Азии она не является самым популярным инструментом, тем не менее, многие люди, которые занимаются медитативными практиками, используют ее. Если правильно подобрать тембр и высоту звучания, то, вполне возможно, что именно флейта станет вашим проводником в магическую реальность.
Именно для практик и особенно начинающим, могу порекомендовать флейту-пимак. Это флейта североамериканских индейцев. Такие инструменты бывают альтовые, теноровые и сопрановые, и на них несложно играть даже человеку, который впервые берет в руки музыкальный инструмент и вообще не знает нот.
Пимак еще называют флейтой любви. Американские индейцы делают ее из бамбука и мягких пород деревьев.
Дело в том, что пимак настроен на пентатонику — это такой звукоряд, в котором все ноты относительно друг друга звучат в гармонии. Вы закрываете определенные отверстия на флейте, и мелодия получается благозвучной.
Это дает возможность не думать о том, как «сделать» красивую музыку, а сосредоточиться непосредственно на практике. У меня есть несколько пимаков, один из них сделан на заказ прекрасным мастером, у этого инструмента глубокий, сочный, низкий и очень приятный тембр, и я играю на нем с большим удовольствие. Также у меня есть пимак в высоком строе — его звук больше похож на переливистое пение птиц. Так что выбирайте инструмент по себе и пробуйте.
Полагаю, что флейты с высоким звучанием будут хороши для работы с тотемами птиц, а флейты низких и средних диапазонов — с тотемами стихий земли и воды.
Варган (хомус)
Вторым инструментом, который я попробовала, был варган. Однако в моем случае он способствовал скорее релаксации, нежели концентрации. Однако многие шаманы очень успешно пользуются именно им. Если освоить его в совершенстве, то, я уверена, можно исследовать самые дальние и невероятные уголки магических миров.
Фото с сайта: https://shamanic.ru
С другой стороны, слишком зацикливаться на технике, наверное, тоже не стоит — здесь больше подойдет интуитивная, спонтанная игра. Варган лучше покупать сразу с компактным чехлом на шнурке — это защитит его от загрязнений и утери. Чехол можно надеть на шею и таким образом инструмент всегда будет при вас)
Варганы хороши при работе с любыми тотемами, духами и другими обитателями тонкого мира.
Бубен
Бубен, пожалуй, самый распространенный инструмент среди шаманов России (Бурятия, Тува, Якутия и тд), а также азиатских стран (например, Монголия)
Я купила себе бубен у мастера из Хакасии, этот инструмент мне очень нравится. Несмотря на небольшой, буквально «сувенирный» размер, он звучит достаточно объемно. Звук красивый, приятный.
Фото с сайта: https://www.doska3.ru
Бубен — это очень живой инструмент, и с ним нужно искать контакт, а это длительная настройка, которую я еще не до конца провела. Так что я пока нахожусь «в процессе». Посмотрим, что будет.
Большие бубны с низким, объемным звучанием хороши для работы с духами древних и вымерших животных — динозавров, мамонтов, а также крупных млекопитающих. Бубны средних размеров подойдут для практики с любым тотемом.
Погремушка
Самая первая моя удачная практика со встречей с тотемным животным состоялась, как ни странно, благодаря…погремушке. Конечно, я имею в виду специальную погремушку, а не детский вариант)
Это действительно странно, потому что я никогда бы не подумала, что именно звук погремушки мне подойдет. Мне казалось, что он довольно раздражающий. Однако именно с ним все сработало. Я даже не помню точно, где купила ее, но помню, что она как-то сразу мне приглянулась, и ее звук показался приятным. Моя погремушка выглядит почти как эта:
Шаманская погремушка
Погремушка долго лежала у меня без дела, пока однажды я не решила попробовать погружение с ней. В общем, все «срослось». Поэтому пробуйте и экспериментируйте, пока не найдете что-то свое.
Погремушки и трещотки хорошо подходят под работу с тотемами птиц, любых активных, юрких и быстрых животных, а также создадут хороший фон для работы с тотемами мелких животных водной стихи — например, лягушек, речных рыб и тд.
Возможные варианты других инструментов
Далее я напишу об инструментах, которые обычно не используются в шаманских практиках, либо используются в них крайне редко, в индивидуальных случаях, однако я уверена, что их тоже можно успешно применить в этом направлении.
Окарина
По сути своей окарина несет примерно тот же эффект, что и флейта. Звук правильно настроенной окарины, конечно, волшебный. Он более объемный, чем у маленькой флейты, более бархатный.
Фото с сайта: commons.wikimedia.org
Единственное — почему-то далеко не все мастера считают нужным настроить окарину в каком-то звукоряде, поэтому частенько они звучат фальшиво. Так что если будете выбирать этот инструмент, спрашивайте у продавца или мастера, настроен ли он, а лучше, если сначала Вам сыграют на нем. Самая удобная и простая настройка — в пентатонике, мажорной либо минорной. Тогда вы сможете заиграть в тот же день.
Окарины незаменимы для работы с птичьими и любыми «поющими» тотемами. Для тех, кто практикует работу с мифологическими животными — например, русалками, единорогами — окарина тоже очень хорошая помощница.
Калимба
Это небольшой инструмент, размером с ладонь, который настроен на очень красивый лад и имеет совершенно потрясающий, поистине волшебный звук. Конечно, калимбы бывают и большими, однако для практики больше подойдет самый простой вариант, от 5 до 7 звуков. Такой инструмент умещается на ладони, его удобно брать с собой.
Говорят, что этим инструментом пользуются африканские шаманы. Так как я не специалист по Африке, утверждать не буду. Однако охотно поверила бы в это, потому что звучание калимбы действительно необыкновенное.
Фото с сайта: саsgerasimuk.blogspot.com
Прибавлю к этому и то, что на данном инструменте можно играть без музыкального образования и знания нот, интуитивно. Вы просто нажимаете на металлические язычки, а звучит очень красиво.
Сама лично я, хотя и играю на калимбе, но не использовала ее для работы именно с тотемами. Предполагаю, что она будет хороша в работе с теми же мифологическими животными, а также оленем, кабаргой и с тотемами необычных животных.
Поющая чаша
Думаю, все примерно знают, о чем речь. Этот инструмент больше используется для медитаций, например, в буддизме, однако, на мой взгляд, может подойти и для камлания. Не для классического его варианта, конечно, но для определенных настроек — вполне.
Фото с сайта:
sotymarket.ru
Звук ее охватывает все пространство, в котором вы находитесь, создает удивительную атмосферу и перемещает на свои частоты. Поэтому подбирать надо строго под себя. Чаши бывают капризны. «Не ваш» инструмент может долго не звучать в ваших руках. Иногда они «обижаются» и не хотят петь. Однако это зависит от внутреннего настроя) Если вы подружились с чашей, то в любом месте создадите комнату для медитации.
Чаша подойдет для работы с любым тотемом, если подобрать ее по нужной высоте.
Металлофон, ксилофон
Я имею в виду небольшие инструменты. Если вам нравится их звук, то можете попробовать привлечь их в свою практику. Металлофон довольно звонкий, ксилофон имеет более мягкое звучание, но и менее продолжительное.
Фото с сайта: photopoint.lv
В принципе, можно просто играть палочкой отдельные звуки и погружаться в атмосферу. Но на нем доступны и мелодии. Даже детский металлофон способен настроить на нужный лад, если правильно к этому подойти)
Гусли
Вообще, гусли не такой уж простой для освоения инструмент. Однако для практики достаточно просто научиться извлекать из него звуки. Можно перебирать струны и погружаться в состояние. А звук у них, конечно, завораживающий. Кроме того, гусли доступны в небольших размерах, это может быть всего 5 или 7 струн.
Голос
Да, это тоже инструмент. Который всегда с собой. И который находится в непосредственном соприкосновении с вашим внутренним миром. Можно просто петь, без слов. Голос сам найдет удобную высоту, тембр и громкость звука. А также его можно сочетать с большинством из вышеперечисленных инструментов.
Инструменты можно приобрести как в магазинах, так и у частных мастеров, например, на Ярмарке мастеров: livemaster.ru
Заключение
Надеюсь, что эта статья подарит вам новые идеи, как сделать свою практику более эффективной и приятной. Пишите в комментарии, что помогает вам настроиться на работу с тотемами и какие музыкальные инструменты нравятся больше всего.
А я возобновляю цикл статей про тотемных животных, и в следующий раз будем знакомиться с тотемом хамелеона.