Какой смысл выявляется в том что умирающему войну снится сон о нем самом
нужна помощь, вопрос внутри
В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая еще дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.
Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их желтые вершины
И жгло меня — но спал я мертвым сном.
И снился мне сияющий огнями
Вечерний пир в родимой стороне.
Меж юных жен, увенчанных цветами,
Шел разговор веселый обо мне.
Но в разговор веселый не вступая,
Сидела там задумчиво одна,
И в грустный сон душа ее младая
Бог знает чем была погружена;
И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди дымясь чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струёй.
помогите ответить на следующие вопросы:
1. В чем особенности композиции этого стихотворения?
2. Докажите, что лирический субъект и его подруга одиноки и разлучены. Какие преграды лежат между ними?
3. Какой смысл выявляется в том, что умирающему воину снится сон о нем самом, который «в родимой стороне» видит его подруга?
4. В чем трагичность общения их душ?
5. В каком окружении находится каждый герой стихотворения? Каково их отношение к окружающему миру? Как в этом проявляется противоречивость и несправедливость устройства мира?
«СОН» («В полдневный жар в долине Дагестана. ») (1841), стих. с новеллистич. сюжетом, часто встречающимся в поздних стихах Л. («Завещание», «Сосед», «Соседка», «Узник»).
Всепроникающая связь мотивов любви и смерти находит выражение в сложной сюжетной форме, построенной по принципу «порождения» — одна сюжетно-психол. ситуация (сон лирич. героя) порождает другую (сон любимой им женщины), или «вложения» — в сон одного «вкладывается», встраивается сон другого; ср. не тождественное, но аналогичное в «Стансах» («Не могу на родине томиться»): «Так, но если я не позабуду / В этом [смертном. — Ред.] сне любви печальный сон. ». Б. Эйхенбаум, исследуя жанровое и композиц. своеобразие «Сна», назвал его построение «зеркальным»: «Сон героя и сон героини — это как бы два зеркала, взаимно отражающие действительные судьбы каждого из них и возвращающие друг другу свои отражения» [Эйхенбаум (7), с. 252); по определению В. С. Соловьева, это — «сон в кубе».
нужна помощь, вопрос внутри
В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая еще дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.
Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их желтые вершины
И жгло меня — но спал я мертвым сном.
И снился мне сияющий огнями
Вечерний пир в родимой стороне.
Меж юных жен, увенчанных цветами,
Шел разговор веселый обо мне.
Но в разговор веселый не вступая,
Сидела там задумчиво одна,
И в грустный сон душа ее младая
Бог знает чем была погружена;
И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди дымясь чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струёй.
помогите ответить на следующие вопросы:
1. В чем особенности композиции этого стихотворения?
2. Докажите, что лирический субъект и его подруга одиноки и разлучены. Какие преграды лежат между ними?
3. Какой смысл выявляется в том, что умирающему воину снится сон о нем самом, который «в родимой стороне» видит его подруга?
4. В чем трагичность общения их душ?
5. В каком окружении находится каждый герой стихотворения? Каково их отношение к окружающему миру? Как в этом проявляется противоречивость и несправедливость устройства мира?
«СОН» («В полдневный жар в долине Дагестана. ») (1841), стих. с новеллистич. сюжетом, часто встречающимся в поздних стихах Л. («Завещание», «Сосед», «Соседка», «Узник»).
Всепроникающая связь мотивов любви и смерти находит выражение в сложной сюжетной форме, построенной по принципу «порождения» — одна сюжетно-психол. ситуация (сон лирич. героя) порождает другую (сон любимой им женщины), или «вложения» — в сон одного «вкладывается», встраивается сон другого; ср. не тождественное, но аналогичное в «Стансах» («Не могу на родине томиться»): «Так, но если я не позабуду / В этом [смертном. — Ред.] сне любви печальный сон. ». Б. Эйхенбаум, исследуя жанровое и композиц. своеобразие «Сна», назвал его построение «зеркальным»: «Сон героя и сон героини — это как бы два зеркала, взаимно отражающие действительные судьбы каждого из них и возвращающие друг другу свои отражения» [Эйхенбаум (7), с. 252); по определению В. С. Соловьева, это — «сон в кубе».
Конспект урока по литературе на тему «Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Валерик», «Завещание», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана. «).»
Урок 13. Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Валерик», «Завещание», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана. «).
Цели: показать поиск лирическим «я» гармонии с миром, трагизм лирического героя, мечты и надежды которого обречены, показать символический смысл стихотворений, наполненных философскими обобщениями.
Пора уснуть последним сном, Довольно в мире пожил, Обманут жизнью был во всем И ненавидя и любя.
В информации, предваряющей чтение и анализ стихотворения «Валерик» («Я к вам пишу: случайно! право. «), необходимо сообщить, что стихотворение написано на основе наблюдений Лермонтова над боевыми делами отряда генерал-лейтенанта Галафеева во время похода в Чечню. Речка Валерик существует на самом деле и впадает в реку Сунжу, правобережный приток Терека. «С 6 по 14 июля 1840 года Лермонтов участвовал в боях и, по преданию, вел журнал военных действий отряда генерала Галафеева. Совпадение текста «Журнала военных действий» и лермонтовского стихотворения дает представление о том, как точно воспроизвел он действительную обстановку похода и, в то же время, в каком направлении шло поэтическое освоение материала его наблюдений. Из сопоставления текста стихотворения с соответствующими страницами «Журнала военных действий» видно, что совпадает в них не только фактическая основа, но и самый стиль, целые предложения «Журнала» и строки стихотворения. Лермонтов за участие в деле 11 июля 1840 года при Валерике и проявленную при этом храбрость был представлен к ордену Станислава III степени, Николай I этого представления не утвердил. Отказ был получен уже после гибели Лермонтова»[6].
Вопросы и задания к стихотворению «Валерик» (1840)
1. К какому жанру можно отнести это стихотворение: любовное послание, поэтический рассказ, письмо?
2. Какова композиция стихотворения? Какие жанровые особенности характерны для основных частей текста?
3. Охарактеризуйте ключевые образы стихотворения, традиционные для любовного послания: Он и Она. В чем они противопоставлены?
4. Что нового вносит Лермонтов в отношение к жизни и к слову?
5. Какой в стихотворении изображена война? Что придает описаниям лирического «я» особую достоверность?
6. Какой смысл привносят в текст описания картин природы?
7. Докажите, что язык стихотворения тяготеет к разговорному стилю, «прозаической» речи. Подтвердите свои мысли примерами. Какой смысл эти особенности стиля придают тексту?
8. Проанализируйте особенности рифмовки текста. Какой смысл придает ему нерегулярность рифм?
9. Докажите, что любовное послание и батальный рассказ наполнены философским содержанием. Какой смысл придает тексту ирония его финала?
10. Индивидуальное задание. Сопоставьте стихотворение Лермонтова «Валерик» со стихотворением «Бородино» и с рассказом Л. Толстого «Набег».
Вопросы и задания к стихотворению «Завещание» (1840)
1. В чем драматизм рассказа смертельно раненного офицера? Как передается его душевное волнение?
2. Какую роль играет в стихотворении прием умолчания, графически переданный многоточиями?
3. Какой смысл стихотворению придают слова и выражения, характерные для разговорной речи?
4. Докажите что по ходу текста растет его эмоциональное напряжение.
5. В чем отличие лирического «я» стихотворения «Завещание» от героя ранней лирики Лермонтова?
Вопросы и задания к стихотворению «Сон» (1841)
1. В чем особенности композиции этого стихотворения?
2. Докажите, что лирический субъект и его подруга одиноки и разлучены. Какие преграды лежат между ними?
3. Какой смысл выявляется в том, что умирающему воину снится сон о нем самом, который «в родимой стороне» видит его подруга?
4. В чем трагичность общения их душ?
5. В каком окружении находится каждый герой стихотворения? Каково их отношение к окружающему миру? Как в этом проявляется противоречивость и несправедливость устройства мира?
6. Индивидуальное задание. Сопоставьте стихотворение «Сон» 1841 года со стихотворением 1830—1831 года с тем же названием («Я видел сон: прохладный гаснул день. «). В чем разница в содержании и стилистике этих стихотворений?
В стихотворениях о жизни и смерти, относящихся к зрелой лирике Лермонтова, эта тема уже не является данью романтической традиции, а наполняется глубоким философским содержанием. Поиск лирическим «я» гармонии с миром оказываются тщетным: нельзя убежать ни от самого себя, нет душевного равновесия ни в окружении природы, ни «в шумном граде», ни в бою. Трагизм лирического героя, мечты и надежды которого обречены, нарастает, драматическое мироощущение усиливается.
Урок по литературе в 9 классе
Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова
Цели урока: расширить знания учащихся о лирическом герое; раскрыть тему жизни и смерти в лирике поэта; понять, каков лирический герой в поэзии Лермонтова.
Тип урока : комбинированный.
Оборудование: портрет М. Ю. Лермонтова, сборники стихотворений поэта, презентация к стихотворениям.
I . Эмоциональный настрой.
III . Фронтальная беседа.
-Назовите основные темы и мотивы в лирике Лермонтова. (Свободолюбивая лирика, гражданская лирика, тема поэта и поэзии, философская лирика)
-Какое настроение чаще всего преобладает в стихотворениях поэта? (Грусть, одиночество, тоска)
IV . Проверка домашнего задания.
Чтение наизусть стихотворения «Валерик» или «Как часто пестрою толпою окружен…» или «Сон».
V . Беседа по теме урока.
-Назовите вечные темы в мировой литературе (тема жизни и смерти, взаимоотношения поколений, любовь и ненависть ит. д.).
VI . Работа в группах.
Анализ стихотворения «Валерик».
Необходимо сообщить, что стихотворение написано на основе наблюдений Лермонтова над боевыми делами отряда генерал-лейтенанта Галафеева во время похода в Чечню. Речка Валерик существует на самом деле и впадает в реку Сунжу, правобережный приток Терека. «С 6 по 14 июля 1840 года Лермонтов участвовал в боях и, по преданию, вел журнал военных действий отряда генерала Галафеева. Совпадение текста «Журнала военных действий» и лермонтовского стихотворения дает представление о том, как точно воспроизвел он действительную обстановку похода и, в то же время, в каком направлении шло поэтическое освоение материала его наблюдений. Из сопоставления текста стихотворения с соответствующими страницами «Журнала военных действий» видно, что совпадает в них не только фактическая основа, но и самый стиль, целые предложения «Журнала» и строки стихотворения. Лермонтов за участие в деле 11 июля 1840 года при Валерике и проявленную при этом храбрость был представлен к ордену Станислава III степени, Николай I этого представления не утвердил. Отказ был получен уже после гибели Лермонтова.
Вопросы и задания к стихотворению «Валерик» (1840)
1. К какому жанру можно отнести это стихотворение: любовное послание, поэтический рассказ, письмо?
2. Какова композиция стихотворения? Какие жанровые особенности характерны для основных частей текста?
3. Охарактеризуйте ключевые образы стихотворения, традиционные для любовного послания: Он и Она. В чем они противопоставлены?
4. Что нового вносит Лермонтов в отношение к жизни и к слову?
5. Какой в стихотворении изображена война? Что придает описаниям лирического «я» особую достоверность?
6. Какой смысл привносят в текст описания картин природы?
7. Докажите, что язык стихотворения тяготеет к разговорному стилю, «прозаической» речи. Подтвердите свои мысли примерами. Какой смысл эти особенности стиля придают тексту?
Анализ стихотворения «Сон».
Вопросы и задания к стихотворению «Сон» (1841)
1. В чем особенности композиции этого стихотворения?
2. Докажите, что лирический герой и его подруга одиноки и разлучены. Какие преграды лежат между ними?
3. Какой смысл выявляется в том, что умирающему воину снится сон о нем самом, который «в родимой стороне» видит его подруга?
4. В чем трагичность общения их душ?
5. В каком окружении находится каждый герой стихотворения? Каково их отношение к окружающему миру? Как в этом проявляется противоречивость и несправедливость устройства мира?
-Что общего в стихотворениях, которые мы проанализировали?
Какой смысл выявляется в том что умирающему войну снится сон о нем самом
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814 – 1841)
Уроки литературы в 10 классе[1]
УРОК 34
«Пора уснуть последним сном, / Довольно в мире пожил я; / Обманут жизнью был во всем / И ненавидя и любя»[2]
Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова.
Анализ стихотворений «Валерик», «Завещание»,
«Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана. »).
Тема жизни и смерти — вечная во всей литературе — является ведущей и в лирике Лермонтова и своеобразно в ней преломляется. Размышлениями о жизни и смерти проникнуты многие стихи поэта. Некоторые из них, например «И скучно и грустно», «Любовь мертвеца», «Эпитафия» («Простосердечный сын свободы. »), «1830. Мая. 16 числа» («Боюсь не смерти я. О нет. »), «Могила бойца», «Смерть» могут прозвучать в начале урока, создавая настроение размышления.
Думами о конце человеческой жизни проникнуты многие страницы «Героя нашего времени», будь то гибель Бэлы, или мысли Печорина перед дуэлью, или вызов, который бросает смерти Вулич.
В информации, предваряющей чтение и анализ стихотворения «Валерик» («Я к вам пишу: случайно! право. »), необходимо сообщить, что стихотворение написано на основе наблюдений Лермонтова над боевыми делами отряда генерал-лейтенанта Галафеева во время похода в Чечню. Речка Валерик существует на самом деле и впадает в реку Сунжу, правобережный приток Терека. «С 6 по 14 июля 1840 года Лермонтов участвовал в боях и, по преданию, вел журнал военных действий отряда генерала Галафеева. Совпадение текста „Журнала военных действий“ и лермонтовского стихотворения дает представление о том, как точно воспроизвел он действительную обстановку похода и, в то же время, в каком направлении шло поэтическое освоение материала его наблюдений. Из сопоставления текста стихотворения с соответствующими страницами „Журнала военных действий“ видно, что совпадает в них не только фактическая основа, но и самый стиль, целые предложения „Журнала“ и строки стихотворения. Лермонтов за участие в деле 11 июля 1840 года при Валерике и проявленную при этом храбрость был представлен к ордену Станислава III степени, Николай I этого представления не утвердил. Отказ был получен уже после гибели Лермонтова»[3].
Вопросы и задания
к стихотворению «Валерик»
1. К какому жанру можно отнести это стихотворение: любовное послание, поэтический рассказ, письмо?
2. Какова композиция стихотворения? Какие жанровые особенности характерны для основных частей текста?
3. Охарактеризуйте ключевые образы стихотворения, традиционные для любовного послания: Он и Она. В чем они противопоставлены?
4. Что нового вносит Лермонтов в отношение к жизни и к слову?
5. Какой в стихотворении изображена война? Что придает описаниям лирического «я» особую достоверность?
6. Какой смысл привносят в текст описания картин природы?
7. Докажите, что язык стихотворения тяготеет к разговорному стилю, «прозаической» речи. Подтвердите свои мысли примерами. Какой смысл эти особенности стиля придают тексту?
8. Проанализируйте особенности рифмовки текста. Какой смысл создается нерегулярностью рифм?
9. Докажите, что любовное послание и батальный рассказ наполнены философским содержанием. Какой смысл выявляет ирония его финала?
10. Индивидуальное задание.
Сопоставьте стихотворение Лермонтова «Валерик» со стихотворением «Бородино» и с рассказом Л. Толстого «Набег».
Вопросы и задания
к стихотворению «Завещание»
1. В чем драматизм рассказа смертельно раненного офицера? Как передается его душевное волнение?
2. Какую роль играет в стихотворении прием умолчания, графически переданный многоточиями?
3. Какой смысл стихотворению придают слова и выражения, характерные для разговорной речи?
4. Докажите, что по ходу текста растет его эмоциональное напряжение.
5. В чем отличие лирического «я» стихотворения «Завещание» от героя ранней лирики Лермонтова?
6. Индивидуальное задание.
Сопоставьте стихотворение «Завещание» 1840 г. с ранним стихотворением — переводом из Гёте — с тем же названием («Есть место: близ тропы глухой. »). Проследите, как изменился облик лирического «я» в ранней и зрелой лирике.
Вопросы и задания
к стихотворению «Сон»
1. В чем особенности композиции этого стихотворения?
2. Докажите, что лирический субъект и его подруга одиноки и разлучены. Какие преграды лежат между ними?
3. Какой смысл выявляется в том, что умирающему воину снится сон о нем самом, который «в родимой стороне» видит его подруга?
4. В чем трагичность общения их душ?
5. В каком окружении находится каждый герой стихотворения? Каково их отношение к окружающему миру? Как в этом проявляется противоречивость и несправедливость устройства мира?
6. Индивидуальное задание.
Сопоставьте стихотворение «Сон» (1841) со стихотворением 1830—1831 гг. с тем же названием («Я видел сон: прохладный гаснул день. »). В чем разница в содержании и стилистике этих стихотворений?
Итог урока.
В стихотворениях о жизни и смерти, относящихся к зрелой лирике Лермонтова, эта тема уже не является данью романтической традиции, а наполняется глубоким философским содержанием. Поиск лирическим «я» гармонии с миром оказывается тщетным: нельзя убежать от самого себя, нет душевного равновесия ни в окружении природы, ни «в шумном граде», ни в бою. Трагизм лирического героя, мечты и надежды которого обречены, нарастает, драматическое мироощущение усиливается.
1. Источник: Литература. 10 класс. Беляева Н. В., Иллюминарская А. Е. — М.: Просвещение. (вернуться)
2. Лермонтов М. Ю. «Пора уснуть последним сном. » // М. Ю. Лермонтов. Полн. собр. соч. — М., 1948. — Т. 1. — С. 227. (вернуться)
3. Лермонтов М. Ю. Полн. собр. соч. — М., 1948. — Т. 1. — С. 353. (вернуться)