Какой сон самозванцу снится трижды
«Всё тот же сон! возможно ль? В третий раз! Проклятый сон. ” — это первые слова, которые произносит в трагедии «Борис Годунов” самозванец Григорий Отрепьев. И этот сон предвещает те события, которые с ним случатся в скором будущем:
Мне снилося, что лестница крутая
Меня вела на башню; с высоты
Мне виделась Москва, что муравейник;
Внизу народ на площади кипел
И на меня указывал со смехом,
И стыдно мне и страшно становилось —
И, падая стремглав, я пробуждался.
Характерно, что пробуждение пушкинских героев происходит в кульминационный момент сновидений. Свои сны герои, как правило, не «досматривают”.
Но вернёмся к сну Отрепьева: обратим внимание на то, что во сне герой испытывает совершенно разные эмоции: «И стыдно мне и страшно становилось. ” Вот настоящие эмоции! Перед нами мыслящий, переживающий человек, эмоциональный и тонко чувствующий, обладающий к тому же даром предвидения!
Падение в конце сна — тоже эмоция, хотя немного видоизменённая и, очевидно, самая сильная, поскольку приводит к пробуждению. Отрицательные эмоции Григория во сне предвещают трагический финал произведения.»Кипящий” на площади народ «в ужасе молчит” и отказывается приветствовать нашего героя, то есть «Лжедмитрия”, это является своеобразным предвестником «падения”. Наверняка Григорий боится наяву падения на глазах у смеющегося народа. При этом он сам в своём сне пассивен: оказывается на башне словно не по своей воле: лестница ведёт его наверх. И точно так же, поневоле, самозванец стремительно падает вниз.
Примечательно то, что роль Димитрия Самозванца, начатая с пробуждения в келье Пимена с рассказа о «проклятом сне”, сном и заканчивается: «Ложится, кладёт седло под голову и засыпает”.
Таким образом, сон становится средством раскрытия внутреннего мира героя трагедии, его психологической характеристики и предвестником ужасных событий, которые в скором времени случатся наяву, он тоже вещий, как и сон Петруши Гринёва в «Капитанской дочке».
Что трижды снилось Григорию (А.С. Пушкин «Борис Годунов»)?
1) что он падает с башни
2) что он убивает Бориса Годунова
3) что он становится царём
4) что его убивает Годунов
Григорьеву Отрепьеву три раза снился один и тот же сон. Виделось ему, что он поднимается по крутой лестнице на башню, откуда ему видна вся Москва, а на площади внизу было огромное скопление народа. Люди смеялись, указывая на него. Потом он испытывал страх и стыд и, падая вниз с башни, каждый раз просыпался.
«Робизон Крузо», написанный в другой стране четыре века спустя, показывает то же отношение к жажде приключений. Герой отправляется в плаванье вопреки воле родителей, считающих его тягу к путешествиям безумием.
Главное отличие Робинзона от Одиссея в том, что первый сел на корабль, ведомый кем-то. Царь Итаки, был главой своего войска и флота, поэтому он несёт ответственность за принятые решения, влияющие на жизнь коллектива.
Любопытство победило и чувство долга перед семьёй, и перед ведомыми им людьми. Герой идёт на прямое нарушение запрета, направляясь туда, где стоит запрещающий знак:
Обратите внимание на призывные речи персонажа, ни разу не упоминающий истинной причины путешествия, но бьющий по самолюбию и разжигающий их любопытство:
Подводим итог прочитанному.
Урок литературы 7 класс (2 ноября).
Тема. А.С.Пушкин. Драма «Борис Годунов». Образ летописца. Анализ эпизода (сцена в Чудовом монастыре).
— познакомиться с фрагментом драмы, углубить представление о драматических жанрах;
— развивать навыки анализа поэтического текста, уметь сопоставлять анализ текста, давать характеристику героям произведения.
1. Сегодня речь пойдет о трагедии «Борис Годунов» великого поэта А.С. Пушкина. Поэт обращается к истории, чтобы разобраться в настоящем, чтобы понять. Вся наша история проходит перед читателями Пушкина:
Русь древнейшая, старинная нам открывается в «Песне о вещем Олеге», в сказках.
Русь крепостная в «Русалке», «Борисе Годунове».
Великие деяния Петра в «Медном всаднике»,в «Полтаве».
Восстание Пугачева в «Капитанскойдочке»
Итак, Пушкин-поэт-историк, поэтому с позиции истории и литературы одновременно мы будем рассматривать произведение, написанное в период Михайловской ссылки – трагедию «Борис Годунов», которая рассказывает о таком периоде русской истории, который называли «смутное время». Почему время называли «смутным»? Как создавалась трагедия? Кто её действующие лица?
2. Познакомьтесь с предысторией.
Предыстория.
Нам с вами предстоит прочесть одну из сцен этого произведения, в которой главными персонажами являются старец Пимен, монах- летописец Чудова монастыря, под началом которого состоит молодой инок Григорий Отрепьев, будущий Дмитрий Самозванец.
3. Прочитайте трагедию «Борис Годунов» (отрывок ) в учебнике стр. 111- 117 и ответьте вначале на вопросы и проверьте себя.
Вопросы.
2. Какой завет Бога он выполняет?
3. Как Пимен относится к своему труду летописца?
4.Какой сон видит Григорий? Не пророческий ли он?
5. Какое событие изменило судьбу Пимена?
6. Что вспоминает о Грозном Пимен? Как называет себя сам царь? Кого противопоставляет Грозному рассказчик?
7. Как Пимен относится к Григорию?
8. О чём спрашивает инок, т.е. молодой монах, Пимена?
9. Какие слова Григория говорят о том, что он готов продолжать цепь преступлений?
10. Что же послужило причиной решения Григория выдать себя за наследника престола?
11. Как Григорий оправдывает свои желания стать тем самым самозванцем?
12. Какие черты мы замечаем в Григории?
13. Как выражается отношение автора к своим героям и к самозванству?
5. Ответы для самопроверки.
1. (Это монах, который попал в опалу, то есть в немилость и вынужден творить в монашеских кельях.)
2. (Бог наградил его долгой жизнью, памятью, научил читать и писать, чтобы потомки знали судьбу своей родины, поминали добром добрых царей и молились о жестоких деяниях жестоких.)
3. ( …долг, завещанный от Бога», он понимает необходимость сохранения памяти: «Да ведают потомки православных / Земли родной минувшую судьбу…») Труд летописца – исполнение долга, завещанного Богом.)
4. (Москва видится Григорию с высоты, а люди в нём как муравьи в большом муравейнике).
5. (С тех пор как Пимен стал свидетелем «злого дела, кровавого греха – убийства царевича Дмитрия, он «Мало вникал в дела мирские).
6. (Пимен вспоминает, что в этой самой келье он видел Грозного. Царь беседовал с монахами и плакал, он раскаивался в своих грехах, признавал их, считал себя преступником. «Приду к вам, преступник окаянный», — говорит он о себе. Летописец сравнивает Грозного с его сыном Федором, который «на престоле» воздыхал о мирном житии молчальника». Образ жизни Федора противопоставлен образу жизни Грозного: царствование Федора дало Руси утешение «во славе безмятежной» в то время как правление Грозного отличалось большим количеством войн и казней.)
7. (Покровительственно, с заботой, как учитель к ученику)
8. (Интересуется он с глубоким интересом: «Хотелось мне тебя спросить о смерти Дмитрия царевича; в то время ты, говорят, был в Угличе. Каких был лет царевич убиенный?»)
9. («…Зачем и мне не тешиться в боях,/ Не пировать за царскою трапезой?»; «А мой покой бесовскиое мечтанье тревожило,/ И враг меня мутил…»).
10. (Безусловно, в первую очередь, честолюбивые замыслы. А уже во вторую очередь, по словам Пимена, царь убиенный был тех же лет, что и Григорий.)
11. (Григорий мысленно обращается к царю Борису: «И не уйдёшь ты от суда мирского, как не уйдёшь от божьего суда». В этих словах желание восстановить справедливость. Но способ, выбранный Григорием, уже изначально был неправеден.)
12. (Жажда власти, стремление к богатству, неразборчивое честолюбие).
13. (А.С. Пушкин с уважением относится к собрату по перу, восхищается им, добровольным затворником, часто безвестным. Его желания донести его потомкам историю государства своего. Самозванство, по Пушкину, безнравственно и жестоко).
Послесловие.
-Пушкин подчеркивает: «Характер Пимена не есть мое изобретение. В нем собрал я черты, пленившие меня в наших старых летописях: простодушие, умилительная кротость, нечто младенческое и вместе с тем мудрое, усердие, можно сказать набожное к власти царя, данной ему Богом, совершенное отсутствие суетности, пристрастия дышат в сих драгоценных памятниках времен давно минувших. Мне казалось, что сей характер всё вместе нов и знаком для русского сердца. Как проявились характеры Пимена и Григория (Самозванца) в сцене «Келья в Чудовом монастыре»?
Полной противоположностью Пимену является Григорий. Он молодой человек, его душа бунтует против того образа жизни, который он ведет, Григорий завидует бурной молодости Пимена. Те сны, которые видит Григорий, он сам называет «бесовским мечтанием», то есть его искушают бесы, и он поддается искушению. Личность Бориса Годунова он оценивает совершено иначе: Григорий размышляет о могуществе Бориса и записи Пимена называет «ужасным доносом».
Так проявились характеры героев в сцене «Келья в Чудовом монастыре»).
-Смутное время потому и названо «смутным», что о престоле стал мечтать и бедный «чернец». Раз власть правящим царем достигнута незаконно и везде и всюду говорят о том, почему не сыграть роль Димитрия? И Отрепьев начинает игру.
-В драме «Борис Годунов» создано много иллюстраций. Среди авторов известные русские художники В. И. Суриков, В. Л. Фаворский, В. Г. Перов и др. Рассмотрите рисунки к прочитанной нами в классе сцене. Так ли вы представляли себе героев и келью?
Подводим итог прочитанному.
В трагедии «Борис Годунов» отразился взгляд Пушкина на историю, в истории есть цель. В трагедии «Борис Годунов» цель состоит в пробуждении совести людей, стремлении покаянием остановить преступления. Выразителем этой идеи становится смиренный монах, летописец, тот, кто пишет историю народа. В опере М.П.Мусоргский тоже звучит высокая нравственная тема ответственности человека за свои поступки
Начало ноября 1612 года считается завершением Смутного времени. Русское ополчение под руководством Минина и Пожарского одержали победу над поляками. В память об этой победе 4 ноября объявлен в России Днем народного единства.
8. Д.З. Жду отрывок из «Вещего Олега» с той четверти наизусть по видео. Выполните тест по теме урока (приложение), ответы вышлите на проверку. Прочитайте «Станционного смотрителя» А.С. Пушкина.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тест по теме «А. С. Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре»
Задание 1. Укажите, где правда, а где ложь. Укажите истинность или ложность вариантов ответа:
1) в трагедии «Борис Годунов» летопись вёл монах Пармен
2) Григорий стал монахом совсем недавно
3) царевича Дмитрия убили в Угличе
4) Григорию трижды снился один и тот же сон
Задание 2 В каком монастыре происходит действие в трагедии «Борис Годунов»? Выберите один из 4 вариантов ответа:
Задание 3 В каком возрасте был Григорий, герой трагедии «Борис Годунов», по вычислению монаха Пимена. Указать числом.
Задание 4 Каких царей упоминает в беседе монах Пимен, герой трагедии «Борис Годунов»? Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) Алексея Михайловича
2) Василия Шуйского
4) Фёдора Иоанновича
Задание 5 Чем по замыслу монаха Пимена, героя трагедии «Борис Годунов», должен был заниматься после смерти Пимена Григорий? Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) стать самым лучшим в монастыре монахом
2) покинуть монастырь и служить царю
3) хранить монастырскую библиотеку
4) стать летописцем
Задание 6 Чему в жизни монаха Пимена завидовал Григорий, герой трагедии «Борис Годунов»?
Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
1) что Пимен воевал под Азовом
2) что Пимен воевал под Казанью
3) что Пимен бывал при дворе царя Ивана Грозного
4) что Пимен воевал в Литве
Задание 7 Чем по совету монаха Пимена должен был смирять «младую кровь» Григорий, герой трагедии «Борис Годунов»? Выберите несколько из 4 вариантов ответа:
Задание 8 Какое из приведённых выражений в трагедии «Борис Годунов» повторяется дважды?
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) Еще одно, последнее сказанье
2) Добру и злу внимая равнодушно
3) Минувшее проходит предо мною
4) И не уйдешь ты от суда мирского,
Как не уйдешь от божьего суда
Задание 9 Правильно сопоставьте слова с их характеристиками. Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:
1) длинная грубая рубашка из волос или козьей шерсти 2) постель 3) народное собрание в древней и средневековой Руси 4) документ публично-правового характера | А) хартия Б) вече В) власяница Г) одр |
Задание 10 Какой сон снился Григорию, герою трагедии «Борис Годунов»? Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) он сражался с царём Борисом и побеждал его
2) он объезжал дикого коня и укрощал его
3) он видел ангела, повелевающего ему занять трон царя-убийцы
4) он поднимался по лестнице на башню и падал с неё
«Сцена в Чудовом монастыре» из трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов» на уроке литературы (7 класс)
Харитонова Ольга Николаевна, учитель МБОУ гимназии имени И. А. Бунина, город Воронеж
ТРАГЕДИЯ А.С. ПУШКИНА «БОРИС ГОДУНОВ» (СЦЕНА В ЧУДОВОМ МОНАСТЫРЕ) 7 класс
Фрагмент трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов» (Сцена в Чудовом монастыре) включила в свой вариант программы по литературе В.Я. Коровина. Восприятие текста представляет немалую трудность для учащихся, поэтому анализу, безусловно, должна предшествовать подготовительная работа: знакомство с творческой историей произведения, с эпохой, отраженной в нем, с устаревшей лексикой.
УРОК № 1 ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ТРАГЕДИИ «БОРИС ГОДУНОВ» ИСТОРИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Эти факты учитель может привести во вступительном слове.
На первом же занятии повторяем сведения по теории литературы: драма как литературный род, понятие о жанрах драматургии, трагедия. Сделать это помогает краткий словарь литературоведческих терминов, помещенный в конце учебника.
Урок продолжают заранее подготовленные сообщения учащихся:
1. История создания трагедии «Борис Годунов».
2. Художественное своеобразие трагедии «Борис Годунов», новаторство А.С.
Пушкина в области драматургии.
На каждое сообщение выделяется не более пяти минут урочного времени.
Трагедия создана на историческом материале. Действие в произведении происходит в 1598 – 1605 годах – в так называемое «смутное время». Посему совершаем небольшой экскурс в Россию на рубеже XVI – XVII столетий. О том, какие исторические события
положены в основу трагедии, рассказывают ученики в своих мини-докладах:
1) Гибель царевича Димитрия. Легенды и быль.
3) Правление Бориса Годунова (1598 – 1605).
Как известно, настольной книгой Пушкина в период работы над «Борисом Годуновым» была «История Государства Российского» Н. М. Карамзина. Небезынтересно поэтому сопоставить на уроке версию событий, представленную в «Истории…» Карамзина, с точкой зрения современных ученых-историков. В этой связи можно привлечь, например, статьи и книги профессора Р.Г. Скрынникова. 2
Вторую часть урока занимает чтение фрагмента трагедии «Ночь, келья в Чудовом монастыре».
Домашнее задание состоит в следующем: подготовиться к выразительному чтению означенной сцены, ответить устно на вопросы из учебника-хрестоматии. Группе учащихся поручается словарная работа: выписать из текста архаизмы и историзмы и, пользуясь словарем, объяснить их значение.
Следующий урок всецело посвящен анализу сцены в Чудовом монастыре.
УРОК № 2
ЧТЕНИЕ И АНАЛИЗ СЦЕНЫ «НОЧЬ, КЕЛЬЯ В ЧУДОВОМ МОНАСТЫРЕ»
Сцена в Чудовом монастыре – одна из ключевых в трагедии: здесь «узел» характеров, «узел» действия.
Как известно, пушкинский Пимен – фигура вымышленная. На то, что это собирательный образ, указывал сам поэт: «Характер Пимена не есть мое изобретение. В нем собрал я черты, пленившие меня в наших старых летописях; умилительная кротость, младенческое и вместе мудрое простодушие, набожное усердие к власти царя, данной Богом, совершенное отсутствие суетности дышат в сих драгоценных памятниках времен давно минувших…» 5
Итак, посмотрим, каким этот герой предстает в указанной сцене из трагедии. Все ли качества из оглашенного поэтом «списка» присущи ему в полной мере?
Учитель предлагает одному из учащихся выразительно прочитать монолог Пимена, открывающий сцену. Беседа по тексту начинается с вопроса:
— Что значит для Пимена работа над летописью?
К труду летописца Пимен подходит как к священному долгу. Пониманием высоты и значительности своей миссии обусловлено чувство необычайной ответственности перед людьми и Богом, испытываемое героем. Спокойный, величественный тон речи объясняется, говоря словами поэта, «совершенным отсутствием суетности», отрешенностью от мирских треволнений. Осознание своей нынешней независимости от сильных мира сего добавляет ему спокойствия и уверенности. В каждом слове, в каждом движении старца сквозит огромная жизненная мудрость. Герой безраздельно предан Творчеству. Работа над летописью – дело всей его жизни, да это и есть для него сама жизнь:
На старости я сызнова живу,
Минувшее проходит предо мною…
Работает он стоически, не щадя физических сил, ночами «не смыкая очей». Перед нами величайший из подвижников.
Обратим внимание на строки из монолога Пимена:
Когда-нибудь монах трудолюбивый
Найдет мой труд усердный, безымянный…
— Очевидно, герой не намеревается афишировать свое авторство. Почему? Что проявляется в этом: дань традиции или жизненная позиция персонажа?
Большинство древнерусских текстов анонимны. Нам неизвестны создатели ни «Слова о полку Игореве», ни «Слова о погибели Русской земли», ни «Сказания о Мамаевом побоище». В том, что древнерусские авторы не указывали своих имен, давал себя знать, если использовать терминологию академика Д.С. Лихачева, тогдашний «литературный этикет». Пушкинский Пимен также следует этому издревле идущему «кодексу». Вместе с тем нельзя не отдать дань и личной скромности героя, ведь Пимен – бессребреник, нет в нем ни тщеславия, ни гордыни. Но, что самое главное, здесь нашла выражение позиция героя: в век выскочек и самозванцев он подчеркнуто самоустраняется, отводит в тень свою персону, помня, что говорит от имени всего народа русского.
— Каким принципом руководствуется старец в работе с историческим материалом? – таков следующий вопрос классу.
Имея целью поведать «потомкам православных//Земли родной минувшую судьбу», святой отец стремится к предельной объективности. Свои «сказанья» он называет правдивыми. Значит, правда и есть единственный и непреложный принцип, который пушкинский летописатель избрал в качестве творческого credo. Но может ли субъект оставаться абсолютно объективным, даже будучи отрешенным от мирских страстей в такой мере, как Пимен? Об этом речь впереди.
Монолог венчает фраза:
Но близок день, лампада догорает –
Еще одно, последнее сказанье.
— Каков метафорический смысл данных слов?
Пимен торопится завершить труд, во что бы то ни стало донести до потомков все, чему «свидетелем Господь [его] поставил». Смысл сказанного таков: срок земной жизни, отмеренной ему, на исходе; пора пролить свет на «темные пятна» отечественной истории. Тем временем пробуждается Григорий. Взбудораженный «проклятым сном», он вскоре успокаивается, лицезрея старца, невозмутимо склонившегося над свитком.
Как я люблю его спокойный вид
констатирует Григорий и продолжает:
Все тот же вид, смиренный, величавый,
Так точно дьяк, в приказах поседелый,
Спокойно зрит на правых и виновных, Добру и злу внимая равнодушно, Не ведая ни жалости, ни гнева.
— Согласны ли вы с характеристикой, данной Григорием Пимену? Является ли последний смиренником? Можно ли сказать, что, затворившись в монастыре и отгородившись от всего мирского, он стал безразличен к добру и злу? Не обернулась ли на поверку его творческая объективность равнодушием, бездушием?
Со слов Григория и самого Пимена мы узнаем, что «честной отец» не всегда был обитателем монастырской кельи, он знал и «шумные пиры», и «схватки боевые», и «безумные потехи юных лет». Некогда он «воевал под башнями Казани», «рать Литвы при Шуйском отражал», был фаворитом при дворе Ивана Грозного. Ныне старец советует Григорию «смирять себя молитвой и постом». Но сам Пимен до конца ли смирился внутренне? Оказывается, он не знает покоя и укрывшись от мира за толстыми стенами божьей обители. О чем, как не об этом, свидетельствует оброненная им фраза:
Не сотворю молитвы долгой к ночи –
Мой старый сон не тих и не безгрешен…
— Что же мучает героя? Быть может, мы найдем ответ в его рассказе о российских самодержцах, которых он повидал на своем веку?
Вспоминая «царей великих», Пимен акцентирует внимание на их христианской сущности: они и помазанники Божьи (власть и сан дарованы им по воле Всевышнего), и Божьи угодники (каждый по-своему пришел к Богу). Так, Иван IV обрисован Пименом как раскаявшийся грешник, царь-послушник, незадолго до смерти принявший схиму. С восторгом и умилением говорит летописец о сыне Грозного Федоре, который «на престоле воздыхал о мирном житии// Молчальника» и которого «Бог возлюбил» за действительное смирение и святость. Но едва речь заходит о Годунове, интонация повествователя кардинально меняется. Где былая умиротворенность?! Ноты гнева и возмущения прорываются практически в каждой фразе. Восклицания «О, страшное, невиданное горе!» и «Ох, помню!» выдают необычайное волнение героя. Никакого смиренничества здесь нет и в помине. И ничего похожего на равнодушие к «правым и виновным». Вряд ли в последнем из сказаний летописателю удастся сохранить беспристрастность, поскольку новоявленный властитель мнится ему ставленником антихриста, поправшим самые основы, на коих от века держался крещеный мир. Однако в том, что страна ввергнута в беззаконие, Пимен винит не столько Годунова и его клику, сколько, выражаясь современным языком, всю российскую общественность и себя в том числе, ибо не отделяет себя от народа:
Прогневали мы Бога, согрешили: Владыкою себе цареубийцу Мы нарекли.
Кровь невинно убиенного младенца смертным грехом пала на всех и каждого, и «мальчики кровавые» мерещатся теперь не одному царю Борису. Понятно, что в течение долгих лет, проведенных в стенах монастыря, Пимена не покидало чувство вины и что «последнее сказанье» есть призыв к покаянию, попытка восстановить связь времен, разорванную кощунственным (хотя и невольным) пособничеством гнусным убийцам.
Теперь попытаемся прояснить еще один немаловажный вопрос:
— Почему именно Григорию поверяет Пимен свои сокровенные думы?
По всей вероятности, старец надеется, что юноша будет его преемником:
Тебе свой труд передаю.
А мне пора, пора уж отдохнуть…
— Но может ли Григорий стать преемником Пимена? Захочет ли? Каковы жизненные устремления юноши?
— Григорию трижды снится один и тот же сон. Каково его содержание? Как сон «комментирует» характер и судьбу Григория?
Сон этот вещий, только герой об этом не догадывается. Юноша соотносит навязчивое видение с происками нечистой силы:
А мой покой бесовское мечтанье
Тревожило, и враг меня мутил.
Мне снилося, что лестница крутая
Меня вела на башню; с высоты
Мне виделась Москва, что муравейник…
Образ башенной лестницы (с указанием на ее крутизну), созерцание столицы, что называется, с высоты птичьего полета – эти «реалии» сновидения позволяют вместе с героем пережить мгновения неожиданного и стремительного взлета судьбы. Но вслед за взлетом сон сулит столь же стремительное падение:
И, падая стремглав, я пробуждался…
Помимо того, что сон приоткрывает завесу над будущим, он символизирует душевное смятение героя, взбунтовавшегося против уготованного ему жребия скромного инока и одновременно страшащегося этого бунтарства, сознающего греховность своих высоких жизненных притязаний:
И стыдно мне и страшно становилось…
Посредством пророческого сна Святое Провидение словно посылает герою «сигнал», предупреждая об угрозе трагического исхода, но, снедаемый честолюбием, Отрепьев не внял предупреждению и не во сне, а наяву оказался включенным в сатанинскую свистопляску за «место под солнцем».
Говоря о роли сна в трагедии «Борис Годунов», можно познакомить учащихся
На данном этапе урока целесообразно ввести понятия самозванство и самозванец. Сначала обращаемся к словарю. Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой дает следующее определение явлению самозванства: «Незаконное присвоение чужого имени, звания». Согласно этому же источнику, самозванцем следует считать «того, кто выдает себя за другого человека, присвоив его имя, звание».
Советуем словеснику также использовать материалы очерка В.Г. Короленко «Современная самозванщина». Писатель определял самозванство как «тяжелую болезнь “русской личности”, ищущей внешней опоры, легко от себя отрекающейся и так жадно стремящейся к чужим сильным личностям и положениям». 8 Психологическую почву подобного явления В.Г. Короленко усматривал в катастрофичном переживании индивидом своей безликости. Исчерпывающее, на наш взгляд, объяснение сущности самозванства и причин, его порождающих, было дано исследователем А.Л. Бемом в известной работе «У истоков творчества Достоевского. Достоевский и Пушкин. Достоевский и Гоголь»: «В основе самозванства лежит психологическая черта недовольства своим местом, убеждение в праве занять в иерархии человеческих отношений высшее положение. Надо дерзнуть, надо преодолеть ложные предрассудки, надо только заявить свое право». 9
Итак, соотнеся все вышесказанное с образом Григория Отрепьева, можно сделать вывод, что он являет собой классический тип самозванца.
А теперь прочитаем реплику Григория в финале сцены:
Борис, Борис! все пред тобой трепещет,
Никто тебе не смеет и напомнить О жребии несчастного младенца – А между тем отшельник в темной келье Здесь на тебя донос ужасный пишет: И не уйдешь ты от суда мирского, Как не уйдешь от Божьего суда.
— Каким представляется Пимен Григорию? Почему изменилась оценка деятельности летописца?
Небезынтересно, что, согласно первоначальному замыслу, подобную речь должен был произносить сам Пимен:
Борис, Борис. Престола ты достиг, Исполнилось надменное желанье.
Вокруг тебя послушные рабы,
Все с трепетом твоей гордыне служит,
Но счастья нет в твоей душе преступной,
И ты забыл младенца кровь святую,
А в келии безвестное перо
Здесь на тебя донос безмолвный пишет;
И не уйдет злодейство от суда,
И на земле, как в вышних перед Богом.
Этими словами начинался один из монологов героя в черновом варианте сцены. Впоследствии Пушкин переадресовал их Григорию, вероятно, решив, что «прокурорские» функции не к лицу почтенному старцу. И в окончательной редакции «подпольным» самозванцем Пимена воспринимает лишь искаженное зрение того, кто со своей стороны впал в безумье самозванщины. Таким образом, стремясь уличить товарища по келье в идеологической «диверсии», Отрепьев изобличает самого себя.
На завершающем этапе занятия обобщаются представления учащихся о характерах
действующих лиц. Сделать это помогает работа по составлению плана ответа.
Образец плана
Образ Пимена в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов» I. А.С. Пушкин о характере летописца.
II. Пимен в трагедии «Борис Годунов».
1. Личностные качества героя: преданность творчеству; понимание высоты и значительности миссии летописца, чувство ответственности; подвижничество и бескорыстие; отсутствие тщеславия и авторская скромность; отрешенность от мирских треволнений и погруженность в пучину истории; стремление к объективности в изложении исторических фактов; независимость от сильных мира сего; жизненная мудрость, непримиримость со злом.
2. Отношение Пимена к монаршей власти: позитивная оценка личности и деятельности российских самодержцев прошлого; неприятие нынешней правящей верхушки; острое чувство вины за беззакония, творящиеся в стране.
3. «Честной отец» и его скромный преемник. Пимен глазами Григория.
III. Роль сцены «Ночь, келья в Чудовом монастыре» в композиционной структуре произведения. Значение фигуры летописца в трагедии.
Дома ребята самостоятельно работают над планом «Григорий Отрепьев в трагедии «Борис Годунов» (на материале сцены «Ночь, келья в Чудовом монастыре»)». Группе наиболее сильных учеников учитель поручает прочесть основные сцены, где появляется Григорий-Самозванец (например, «Краков. Дом Вешневецкого», «Ночь. Сад. Фонтан», «Лес»), проанализировать поведение героя, сделать выводы о его характере.
Что касается задания по объяснению устаревших слов и выражений, материал, собранный к настоящему уроку, привлекается по мере необходимости на протяжении занятия.
УРОК № 3 ПРОБЛЕМАТИКА И ИДЕЙНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ТРАГЕДИИ А.С. ПУШКИНА «БОРИС ГОДУНОВ»
Большая часть данного урока посвящается рассмотрению получившихся планов. Учащиеся делают сообщения, которые готовили дома. После небольшого обсуждения ученических сообщений учитель делает необходимые выводы относительно общей проблематики и идейной направленности произведения.
На завершающей стадии урока можно уделить внимание сценической истории «Бориса Годунова», рассказать об опере М.П. Мусоргского, написанной на сюжет пушкинской трагедии, и, если есть такая возможность, провести работу с иллюстрациями известных художников: посмотреть и обсудить репродукции гравюр В. А. Фаворского, акварелей В. М. Васнецова.
По завершении темы советуем провести урок внеклассного чтения по рассказу Дины Рубиной «Всё тот же сон. » Впервые он был опубликован в журнале «Юность» за 1986 год под названием «Возвращение к пройденному». Ныне автор включает этот рассказ во многие сборники своих произведений. Весьма ироничный тон повествования, остроумие рассказчицы, прекрасно узнаваемые ситуации из школьной жизни – все это не может не вызвать живой интерес у ребят. Рассказ небольшой по объёму, и его можно прочитать вслух прямо на одном из уроков. На следующем занятии учитель организует обсуждение прочитанного.
Приведем примерный перечень вопросов для беседы по тексту рассказа «Все тот же сон. ».
1. Кто главные герои рассказа? От чьего лица ведется повествование? Какие характеристики дает рассказчица одноклассникам и себе самой? А школьной учительнице литературы?
2. Как рассказчица объясняет тот факт, что Баба Лиза взялась инсценировать фрагменты «Бориса Годунова»? Какими соображениями «педагогического характера» руководствовалась последняя, распределяя роли? Почему роль Пимена досталась «шпане большого полета» Сеньке Плоткину?
3. Как поначалу подросток отнесся к такого рода «общественной нагрузке»? Когда и почему «Сенька очень воодушевился»? Какие «странные вещи» стали происходить с пареньком? Проследите по тексту, как шло «вживание» восьмиклассника в роль летописца.
4. Как Сенька сыграл роль во время «премьеры»?
5. Каким мы видим героя в финале рассказа? Какие подростковые качества он сохранил спустя годы, в тридцатилетнем возрасте?
6. Как соприкосновение с литературной классикой обогатило внутренний мир школьников, повлияло на формирование личности героев?
7. Каково ваше отношение к той трактовке образа Пимена, которая возникла у Сеньки в ходе работы над ролью?
В основе сюжета новеллы – история о том, как учащиеся восьмого класса во главе с Бабой Лизой (такое прозвище ребята дали пенсионерке-литераторше) инсценировали фрагменты пушкинского «Годунова», в том числе и сцену в келье Чудова монастыря. Усталая «пожилая гипертоничка», тянувшая, «как запряженный вол, две ставки и общественную нагрузку – школьный драмкружок», засыпала на репетициях. Какие бы то ни было «сценические решения» и «режиссерские находки» ее ни в коей мере не заботили. Бабу Лизу вполне устраивало и то, чтоб подопечные мало-мальски сносно «артикулировали». Роль Пимена была поручена «шпане большого полета» Сеньке Плоткину, поскольку «на недавнем комсомольском собрании решено было на Плоткина влиять, и при распределении ролей сочли, что лучше Пушкина вряд ли кто сможет повлиять на Сеньку». Сенька понял, что на сей раз «отвертеться» ему не удастся. На первых репетициях он самым кощунственным образом коверкал пушкинский текст – то ли намеренно, чтобы позлить незадачливых «воспитателей», то ли в самом деле читать толком не умел. Неизвестно, к чему бы привели Баба-Лизины «соображения педагогического характера», только мальчишку неожиданно заинтересовала одна деталь в тексте:
Что касается рассказчицы (она же выступает в качестве главной героини), девочка смогла осмыслить значение классики в своей жизни, лишь значительно повзрослев. То, что ей довелось «присутствовать при пробуждении таланта», она, по ее собственному признанию, вряд ли тогда понимала, как не задумывалась над пушкинским «вымыслом».
Зато, благодаря «хорошей артикуляции», ей удалось снискать одобрение Бабы Лизы.
Плоткин же на протяжении школьных лет оставался в ее глазах «шпаной и разгильдяем». При новой встрече молодой режиссер и начинающая писательница не могут не вспомнить отрочество – те яркие творческие дни, когда ребята «пытались разобраться сразу во всем – в правде и лжи, в добре и зле, в жизни, в литературе, в Пушкине, в театре». Вчерашних школьников, некогда силившихся постигнуть «поэтическое откровение одной народной эпохи», и ныне сводит вместе «волшебная сила искусства».
1 Тыркова-Вильямс А.В. Жизнь Пушкина: В 2 т. Т. 2.: 1824 – 1837. –М.: Молодая гвардия, 1998. – (Жизнь замечательных людей. Серия биографий; Вып. 750). – С. 82.
2 Скрынников Р.Г. Борис Годунов. – М.: Наука, 1983; Скрынников Р.Г. Борис Годунов. – М.: ООО
«Издательство АСТ», 2002.
3 Анненков П.В. Материалы для биографии Александра Сергеевича Пушкина. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 1999. – С. 117.
4 Цитируется по кн.: Соколов А.Н. История русской литературы XIX века (1 половина). – М.: Высшая школа, 1970. – С. 469.
5 Цитируется по кн.: Анненков П.В. Материалы для биографии Александра Сергеевича Пушкина. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 1999. – С. 119.
6 Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. – М.: Советская Россия, 1979. – С. 123.
8 Короленко В.Г. Современная самозванщина// Короленко В.Г. Полн. собр. соч. – СПб., 1914. – Т.
9 Бем А.Л. У истоков творчества Достоевского. Достоевский и Пушкин. Достоевский и Гоголь// О Достоевском. Т. 3. Сб. ст. Под ред. А.Л. Бема. – Прага: Петрополис, 1936. – С. 161 – 162.
10 Удодов Б.Т. Русская литература XIX века: (Пушкин, Лермонтов, Гоголь): Книга для учителя.- Воронеж: Родная речь, 1995. – С. 21.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.