Какой сон видит раскольников после встречи с мещанином
Сны Раскольникова
На протяжении романа «Преступление и наказание» главный герой Родион Раскольников видит пять сновидений:
Сон Раскольникова о лошади (часть 1, глава V)
Сон Раскольникова о лошади является одним из самых грустных и тяжелых эпизодов романа «Преступление и наказание» Достоевского.
Незадолго до совершения своего преступления Родион Раскольников видит страшный сон. В этом сне он является мальчиком лет семи. Он гуляет с отцом за городом на празднике и проходят мимо кабака, вокруг которого стоит толпа пьяных, все поют, веселятся. Рядом с кабаком стоит большая телега, в которую впряжена слабая, маленькая лошадь. Лошадь не в силах тащить огромную телегу и 8 человек на ней. Лошадь хлещут кнутами и бьют палками, но она еле двигается. В итоге ее жесточайшим образом забивают до смерти.
Маленький Раскольников пробирается сквозь толпу к мертвой лошади, обнимает и целует ее морду, глаза. Затем мальчик с кулачками бросается на изверга Миколку, но в это время отец хватает ребенка и выводит из толпы. Раскольников, всхлипывая, спрашивает отца: «За что они… бедную лошадку… убили!». Отец объясняет, что это пьяные так развлекаются.
Значение сна о лошади:
Во сне о лошади мы видим, что молодой человек все-таки способен сострадать, что у него есть сердце:
Сон отражает двойственность натуры Раскольникова: во сне молодой человек испытывает жалость к лошади, к животному, но при этом в реальной жизни он замышляет убийство человека, к которому жалости не испытывает.
Сон Раскольникова о Африке (часть 1, глава VI)
Сон об Африке снится герою накануне его страшного преступления, когда он находится в странном, болезненном состоянии. В этом сне герой видит Египет, оазис, голубую воду, разноцветные камни, золотой песок:
Значение сна о Африке:
Этот яркий сон, полный прекрасных деталей, представляет собой полный контраст с тоскливой, безрадостной, серой жизнью Раскольникова.
Сон Раскольникова о Илье Петровиче и хозяйке (часть 2, глава II)
После совершения преступления Раскольников впадает в бред и видит сон о том, как полицейский Илья Петрович бьет хозяйку квартиры Раскольникова:
Во сне молодой человек чувствует страх, что за ним могут прийти, чтобы арестовать, но в тоже время он не предпринимает ничего, чтобы не сдаться полиции.
Так как Родион в это время находился в лихорадочном состоянии, испытывал общее раздражение, то этот сон можно назвать скорее галлюцинацией или бредом.
Значение сна о Илье Петровиче:
С одной стороны, Достоевский с помощью этого эпизода раскрывает подсознательное желание Раскольникова расправиться ещё с одной «вошью», так как именно в это время герой должен немалые деньги квартирной хозяйке, но с другой — это всё — страх перед будущим, которое впоследствии может стать поистине ужасным.
Сон Раскольникова о смеющейся старухе (часть 3, глава VI)
Во сне Раскольников идет в квартиру старухи вслед за каким-то человеком, который зовет его за собой. В квартире в углу гостиной молодой человек видит сидящую старуху-процентщицу, которая смеется. Раскольников пытает расправиться со старухой, но ему это не удается и смех старухи только усиливается:
Не сумев совладать со старухой, Раскольников бежит прочь, но повсюду видит смотрящих на него людей:
Значение сна о смеющейся старухе:
Раскольников уже начал понимать, что «эксперимент над собой» провален. Раскольников оказался далеко не Наполеоном или властелином, а обыкновенным человеком, но теперь перед ним громадная проблема, глубочайшая проблема вины.
Сон Раскольникова о конце света (эпилог, глава II)
Это последний сон Раскольникова. Отбывая срок на каторге, Раскольников однажды заболевает и попадает в больницу. В болезненном бреду он несколько раз видит сон о конце света:
Значение сна о конце света:
Каторга становится для героя началом его новой жизни и искупления греха. Этот сон — символ очищения и обновления души героя. Это очень яркий и эмоциональный сон, который говорит об активной внутренней работе героя.
Значение снов в романе «Преступление и наказание»
Мир снов и сновидений всегда волновал писателей, учёных и поэтов. Многие русские и зарубежные писатели и до и после Достоевского пытались прибегать к помощи снов, чтобы раскрыть основную идею произведения, раскрыть душу и мысли героя, его внутренние качества и характер, отношение его к себе и к другим героям, чтобы понять, как к этому герою относятся остальные действующие лица.
В русской литературе сны всегда играли очень важную роль. Многие авторы делали сон полноценным «действующим лицом» своих произведений. Зачастую именно сон определяет будущее героев, позволяет понять их характер, причину поступков, отношение к людям и к себе, отражает переживания, раскрывает внутренний и нравственный мир героев. Только когда человек спит, он не может лгать и прикрываться масками, потому что его подсознание освобождается и не сковано внешними условностями. Такими яркими примерами могут служить сон Татьяны в романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, сон Светланы в балладе «Светлана» В. А. Жуковского, сон в романе Чернышевского «Что делать?», сон в книге Радищева «Путешествия из Петербурга в Москву», сон Обломова в романе Гончарова «Обломов», сны в пьесе А. Н. Островского «Гроза», сон Софьи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» и многие другие. Но Достоевскому удалось это так глубоко, так точно и так развёрнуто, как ни одному из них.
Писатель не просто раскрыл сам смысл поступков Родиона Раскольникова, но и смог опровергнуть теорию бедного студента, убивающую в человеке всё человеческое при осознании этим человеком возможности убийства им другого, себе подобного.
Именно через сны Родиона Раскольникова мы можем сопереживать герою, подготовиться к последующим эпизодам, полностью сконцентрироваться на развитии сюжета, почувствовать атмосферу того времени, наиболее полно понять цели и мысли людей девятнадцатого столетия, потому что только во сне человеческое подсознание высвобождается и способно о многом поведать читателю. Кроме того, введение в повествование таких элементов, как сны, имеет важное значение в художественно-изобразительном плане. Оно определяет психологизм в изображении главного героя романа.
Мещанин в романе «Преступление и наказание»
Мещанин — эпизодический персонаж романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского. Скорняк (мастер по изготовлению изделий из меха и кожи), пьяница, «народный обвинитель» Раскольникова. Сосед старухи-процентщицы сказавший Раскольникову, что тот «убивец» и рассказывает о своих подозрениях следователю, но затем, когда преступник совсем уже было пришел в отчаяние, явился к нему и сообщил, что «оклеветал» его.
В сюжете романа
Спустя пять дней после убийства старухи-процентщицы, Раскольников возвращается на место преступления. Он задает странные вопросы местным жителям, и привлекает внимание «мещанина в халате»:
Мещанин подозревает, что все эти вопросы не спроста и предлагает отвести Раскольникова в полицию, но дворник советует не связываться с ним:
Но на этом мещанин не успокоился. После отыскивает дом, где живет Раскольников, и расспрашивает о нем у местного дворника. В этот момент к дому подходит Расскольников, дворник рассказывает о интересовавшимся им незнакомце:
В итоге мещанин делает выводы, что Раскольников и является убийцей старухи. Раскольников узнаёт от своего дворника, что какой-то мещанин о нем расспрашивал:
Раскольников отправляется следом за мещанином и спрашивает, что тот хотел:
В итоге, мещанин прямо в лицо Раскольникову несколько раз бросил слово «убивец!», а затем пошел дальше. Этот странный поступок незнакомца потрясает молодого человека:
Для убийцы старухи-процентщицы и ее сестры появление этого «обвинителя» стало полнейшей неожиданностью. Раскольников не понимает, откуда мещанин знает о его преступлении и что ему нужно:
В тот же день Раскольников, под впечатлением этой встречи, видит сон о смеющейся старухе, в котором также появляется и мещанин:
На следующий день мещанин отправляется в полицию. С третьей попытки ему удается поговорить с Порфирием Петровичем, он рассказывает следователю, что молодой человек вчера приходил смотреть квартиру убитой старухи:
В это время в кабинет следователя является сам Раскольников, чтобы подать заявление о выкупе вещей (колечко сестры и часы отца), которые он закладывал у покойной старухи. Порфирий Петрович и Раскольников ведут напряженную беседу, а мещанин тем временем сидит за дверью. Внезапно в комнату врывается красильщик Миколка (Николай) и неожиданно для всех берет на себя вину за убийство старухи:
Таким образом, мещанин приходит к выводу, что он ошибался, ведь Миколка сам признался в преступлении. В тот же день он приходит к Раскольникову домой и просит прощения за свой оговор. Мещанин объясняет Раскольникову, что он сегодня был у Порфирия и якобы «оклеветал» его:
Рассказав Раскольникову всю историю, мещанин во второй раз кланяется ему и просит простить за оговор и злобу. Раскольников грубо отвечает ему — «Бог простит»:
Слова мещанина окончательно убеждают Раскольникова, что у следователя нет весомых улик против него:
Позже, в ходе последнего, третьего разговора с Раскольниковым, следователь раскрывает все свои карты и рассказывает об истории с мещанином:
При этом, следователь признает, что показания мещанина вряд ли бы всерьез восприняли в суде, из-за его репутации пьяницы:
Запись на стене
СНЫ РАСКОЛЬНИКОВА
Структура всех снов Раскольникова, собранных в одном месте для ЕГЭ!
Сон о лошади
Раскольникову накануне его преступления приснился сон о лошади, которую забили кнутом до смерти. Раскольников, будучи маленьким мальчиком, вероятно, видел убийство лошади вживую. Из-за болезненного состояния Раскольникова и его планах об убийстве, этот сон напомнил Раскольникову о страшной ситуации, которую он наблюдал своим глазами. «…Страшный сон приснился Раскольникову. Приснилось ему его детство, еще в их городке…» «…в большую такую телегу впряжена была маленькая, тощая, саврасая крестьянская клячонка…» «…Он проснулся весь в поту, с мокрыми от поту волосами, задыхаясь, и приподнялся в ужасе…» Сон отражает двойственность натуры Раскольникова (и любого человека). Во сне Раскольников испытывает жалось к лошадке. Но при этом он обдумывает убийство человека, к которому жалости не испытывает.
Глава в романе: Часть 1, Глава V
Сон об Африке
Этот сон также приснился Раскольникову накануне преступления. При этом Раскольников находился в болезненном состоянии. В этом сне Раскольников видит Египет, оазис, голубую воду, разноцветные камни, золотой песок. «. Ему все грезилось, и все странные такие были грезы: всего чаще представлялось ему, что он где-то в Африке, в Египте, в каком-то оазисе…” Этот сон – сон контрастный, он является совершенной противоположностью реальной жизни Раскольникова – жалкой, бесцветной, серой.
Глава в романе:Часть 1, Глава VI
Сон об Илье Петровиче и хозяйке
В бреду после совершения преступления Раскольников видит сон об Илье Петровиче, который бьет хозяйку. Во сне Раскольников почувствовал страх, что, возможно, за ним пришли «…Вдруг Раскольников затрепетал как лист: он узнал этот голос; это был голос Ильи Петровича. Илья Петрович здесь и бьет хозяйку…» «…Но, стало быть, и к нему сейчас придут, если так, «потому что… верно, все это из того же… из-за вчерашнего…» «…Страх, как лед, обложил его душу, замучил его, окоченил его…» Во сне воплотился страх Раскольникова, что его разоблачат и арестуют. В то же время даже во сне Раскольников не предпринимает ничего, чтобы сбежать, закрыться, не сдаться полиции.
Глава в романе: Часть 2, Глава II
Сон о смеющейся старухе Перед приходом Свидригайлова
Раскольников увидел бредовый сон об убитой старухе-процентщице. Во сне Раскольников идет в квартиру старухи вслед за каким-то мещанином, который его туда зовет. В углу в гостиной он обнаруживает сидящую старушонку. Старуха смеется. Раскольников ударяет по ней топором, но смех старухи только усиливался. «…старушонка сидела и смеялась, — так и заливалась тихим, неслышным смехом, из всех сил крепясь, чтоб он ее не услышал…» Во сне Раскольников бросился бежать, но повсюду были люди – на лестнице, в помещениях и т.д.: «…все смотрят, — но все притаились и ждут, молчат… Сердце его стеснилось, ноги не движутся, приросли… Он хотел вскрикнуть и — проснулся…» Во сне Раскольников испытывает страх, который мучал его в реальности после преступления. После убийства старухи Раскольников боялся позора и людского суда. Он боялся быть опозоренным перед толпой. Во сне этот страх воплотился.
Глава в романе: Часть 3, Глава VI
Сон о конце света
Это – последний сон Раскольникова. Уже на каторге Раскольников однажды заболел и попал в больницу. В болезненном бреду он несколько раз видел, судя по всему, повторяющийся сон о конце света. «…Он пролежал в больнице весь конец поста и Святую. Уже выздоравливая, он припомнил свои сны, когда еще лежал в жару и в бреду. Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих, избранных…» Этот последний сон снится Раскольникову уже после суда, на каторге. Каторга стала для него началом его новой жизни, началом искупления его греха. Этот сон – символ очищения и обновления души Раскольникова. Сон очень яркий и эмоциональный говорит о об активной внутренней работе над собой у Раскольникова.
Сны Раскольникова — описание, суть, смысл, значение (таблица) | «Преступление и наказание»
Раскольников (актер Г. Тараторкин, фильм 1969 г.) |
В своих произведениях Достоевский неоднократно использует сны как средство художественной выразительности.
Ниже представлена таблица с описанием снов Раскольникова в романе «Преступление и наказание» по главам: суть, смыл, значение сновидений героя.
Смотрите:
— Все материалы по «Преступлению и наказанию»
— Все статьи о Раскольникове
Сны Раскольникова в романе «Преступление и наказание»: описание, суть, смысл, значение (таблица)
Описание снов Раскольникова
из романа «Преступление и наказание»
«Страшный сон приснился Раскольникову. Приснилось ему его детство, еще в их городке…»
«…в большую такую телегу впряжена была маленькая, тощая, саврасая крестьянская клячонка…»
«Он проснулся весь в поту, с мокрыми от поту волосами, задыхаясь, и приподнялся в ужасе…»
«Ему все грезилось, и все странные такие были грезы: всего чаще представлялось ему,
что он где-то в Африке, в Египте, в каком-то оазисе… »
«Вдруг Раскольников затрепетал как лист: он узнал этот голос; это был голос Ильи Петровича. Илья Петрович здесь и бьет хозяйку…»
«Но, стало быть, и к нему сейчас придут, если так, «потому что… верно, все это из того же… из-за вчерашнего…»
«Страх, как лед, обложил его душу, замучил его, окоченил его…»
«…старушонка сидела и смеялась, — так и заливалась тихим, неслышным смехом, из всех сил крепясь, чтоб он ее не услышал…»
«…все смотрят, — но все притаились и ждут, молчат… Сердце его стеснилось, ноги не движутся, приросли… Он хотел вскрикнуть и — проснулся…»
«Он пролежал в больнице весь конец поста и Святую. Уже выздоравливая, он припомнил свои сны, когда еще лежал в жару и в бреду. Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве…»
Это была таблица с описанием снов Раскольникова в романе «Преступление и наказание» по главам: суть, смыл, значение сновидений главного героя.
Мещанин в романе «Преступление и наказание» — характеристика, описание в цитатах
Мещанин в романе «Преступление и наказание» — характеристика, описание в цитатах
Мещанин является соседом старухи-процентщицы Алены Ивановны, которую убивает Родион Раскольников. Мещанин живет со старухой в одном доме.
О внешности мещанина известно, что это мужчина за пятьдесят лет, одетый во что-то вроде халата и издалека очень похожий на женщину:
«Дворник стоял у дверей своей каморки и указывал прямо на него какому-то невысокому человеку, с виду похожему на мещанина, одетому в чем-то вроде халата, в жилетке и очень походившему издали на бабу. Голова его, в засаленной фуражке, свешивалась вниз, да и весь он был точно сгорбленный. Дряблое, морщинистое лицо его показывало за пятьдесят; маленькие, заплывшие глазки глядели угрюмо, строго и с неудовольствием.» (часть 3 глава VI)
«Несколько людей стояло при самом входе в дом с улицы, глазея на прохожих: оба дворника, баба, мещанин в халате и еще кое-кто. » (часть 2 глава VI)
«Приведу я, например, уличать вас мещанинишку, а вы ему скажете: «Ты пьян аль нет? Кто меня с тобой видел? Я тебя просто за пьяного и принимал, да ты и был пьян», — ну что я вам тогда на это скажу, тем паче, что ваше-то еще правдоподобнее, чем его, потому что в его показании одна психология, — что его рылу даже и неприлично, — а вы-то в самую точку попадаете, потому что пьет, мерзавец, горькую и слишком даже известен.» (Порфирий о мещанине, часть 6 глава II)
«Несколько людей стояло при самом входе в дом с улицы, глазея на прохожих: оба дворника, баба, мещанин в халате и еще кое-кто. Раскольников пошел прямо к ним.
— Фатеру* <*квартиру>смотреть приходил, — сказал, подходя, старший работник.
— А где работаем. «Зачем, дескать, кровь отмыли? Тут, говорит, убивство случилось, а я пришел нанимать». И в колокольчик стал звонить, мало не оборвал. А пойдем, говорит, в контору, там всё докажу. Навязался.» (слова работника, который клеит обои в квартире покойной старухи, часть 2 глава VI)
— А вот взять да свести в контору? — ввязался вдруг мещанин и замолчал.» (часть 2 глава VI)
«— А всё бы свести в контору, — прибавил мещанин.
— Нечего связываться, — решил большой дворник. — Как есть выжига! Сам на то лезет, известно, а свяжись, не развяжешься… Знаем!» (часть 2 глава VI)
«— Обидно стало. Как вы изволили тогда приходить, может во хмелю, и дворников в квартал звали и про кровь спрашивали, обидно мне стало, что втуне оставили и за пьяного вас почли. И так обидно, что сна решился. А запомнивши адрес, мы вчера сюда приходили и спрашивали… » (часть 4 глава VI)
Раскольников не понимает, откуда мещанин знает о его преступлении и что ему нужно:
В тот же день Раскольников, под впечатлением этой встречи, видит сон о смеющейся старухе-процентщице, в котором также появляется и мещанин:
На следующий день мещанин отправляется в полицию. С третьей попытки ему удается поговорить со следователем Порфирием Петровичем о Раскольникове, которого он подозревает в убийстве. Мещанин докладывает Порфирию, что молодой человек вчера приходил смотреть квартиру убитой старухи. Следователь очень рад, что появляются такие любопытные детали. Он прячет мещанина за дверью, а сам принимает у себя Раскольникова, с которым у него встреча (см. Вторая встреча Раскольникова и Порфирия). Порфирий и Раскольников ведут напряженную беседу, а мещанин тем временем сидит за дверью. Внезапно в комнату врывается маляр Миколка (он же Николай) и неожиданно для всех берет на себя вину за убийство старухи. Таким образом, мещанин, сидя за дверью, приходит к выводу, что убийцей является Миколка, а Раскольников никого не убивал:
«— Видемши я, — начал мещанин, — что дворники с моих слов идти не хотят, потому, говорят, уже поздно, а пожалуй, еще осерчает, что тем часом не пришли, стало мне обидно, и сна решился, и стал узнавать. А разузнамши вчера, сегодня пошел. Впервой пришел — его не было. Часом помедля пришел — не приняли, в третий пришел — допустили. Стал я ему докладывать всё, как было, и стал он по комнате сигать и себя в грудь кулаком бил: «Что вы, говорит, со мной, разбойники, делаете? Знал бы я этакое дело, я б его с конвоем потребовал!» Потом выбежал, какого-то позвал и стал с ним в углу говорить, а потом опять ко мне — и стал спрашивать и ругать. И много попрекал; а донес я ему обо всем и говорил, что с моих вчерашних слов ничего вы не посмели мне отвечать и что вы меня не признали. И стал он тут опять бегать, и всё бил себя в грудь, и серчал, и бегал, а как об вас доложили, — ну, говорит, полезай за перегородку, сиди пока, не шевелись, что бы ты ни услышал, и стул мне туда сам принес и меня запер; может, говорит, я тебя и спрошу. А как привели Николая, тут он меня, после вас, и вывел: я тебя еще, говорит, потребую и еще спрашивать буду…» (мещанин о себе и Порфирии, часть 4 глава VI)
Тем временем Раскольников продолжает беспокоиться о загадочном мещанине. В этот день он, как сказано выше, приходит в контору к следователю Порфирию Петровичу, где у них происходит очень тяжелая беседа (см. Вторая встречи Порфирия и Раскольникова). Беседуя с Порфирием, Раскольников не знает, что за стеной сидит тот самый загадочный мещанин:
Чуть позже в тот же день мещанин приходит к Раскольникову домой. Гость выглядит грустным, не как в прошлый раз. Он вдруг глубоко кланяется Раскольникову и просит прощения за свой оговор, то есть за ложные обвинения. Мещанин объясняет Раскольникову, что он сегодня был у Порфирия и якобы «оклеветал» его. Гость просит прощения у Раскольникова за то, что он оговорил его, невиновного человека:
«Дверь отворялась медленно и тихо, и вдруг показалась фигура — вчерашнего человека из-под земли.
Человек остановился на пороге, посмотрел молча на Раскольникова и ступил шаг в комнату. Он был точь-в-точь как и вчера, такая же фигура, так же одет, но в лице и во взгляде его произошло сильное изменение: он смотрел теперь как-то пригорюнившись и, постояв немного, глубоко вздохнул. Недоставало только, чтоб он приложил при этом ладонь к щеке, а голову скривил на сторону, чтоб уж совершенно походить на бабу.
— Что вам? — спросил помертвевший Раскольников.
Человек помолчал и вдруг глубоко, чуть не до земли, поклонился ему. По крайней мере тронул землю перстом правой руки.