Картина полет во сне и наяву
«Полеты во сне и наяву» Романа Балаяна
Картина режиссера Романа Балаяна нашла точное воплощение эпохи советского «застоя». После того, как запустили космические корабли, а мир поделили на сферы влияния, в жизни простого советского человека образовалась пустота. Вакуум этот заполнялся главным образом бытовыми конфликтами, повальной рефлексией, разбавленной алкоголем, и наивными представлениями об окружающем большом мире, который ретранслировали через балет либо победы очередной «пятилетки». Внешние атрибуты этого периода казались вполне благополучными, однако, не всякой личности находилось место в сером упорядоченном социуме. Так и у главного героя фильма, Сергея Макарова (Олег Янковский) неожиданно что-то щёлкнуло и безвозвратно перевернулось.
Проблематика фильма гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд. Это не рядовые проблемы человека, достигшего кризиса среднего возраста. Главный герой начинает пристально наблюдать за своей жизнью со стороны, привычная модель существования рушится на его глазах – зрителю приходится только догадываться, о чем он думает. Его сознание, закадровый голос, молчит – скорее, это можно отнести к режиссерской задумке, чем к простому сценарному совпадению. Люди, окружающие его долгое время, становятся статичными и неживыми: вся их энергетика и эмоции с этого момента начинают идти параллельно внутренним переживаниям главного героя. Его любимые и близкие искренне недоумевают и не понимают весь экзистенциальный смысл полетов сознания героя, которые он выпускает наружу. Это бешеная и неукротимая энергия, которая исходит от человека, неожиданно открывшего глаза. Единственный персонаж, который находится на одной волне с главным героем, — это его маленькая дочь, чье восприятие еще не затуманено бытовыми масками, социальными ролями и иерархическими статусами. Она проживает те же моменты, что и отец, но только в своем детском мире. Она искренне любит главного героя, любит окружающий мир и находится с ним в полной гармонии.
Образ, созданный Янковским, представляет собой типичного героя русской классической литературы, чей характер предстает в крайностях, одновременно свойственных его натуре: убийца-страдалец Раскольников, рефлексирующий философ Печорин и возвышенный идеалист Пьер Безухов. Не случайно в этой связи высказывание режиссера Романа Балаяна по поводу причин утверждения именно Олега Янковского на главную роль, а не Никиты Михалкова, под которого сценарист Виктор Мережко и писал сценарий: «Я увидел по телевизору фильм Татьяны Лиозновой «Мы, нижеподписавшиеся…» с участием Олега Янковского. Я засмотрелся на то, как он режет лимон. Просто режет лимон… Я не знал сюжета картины, смотреть стал откуда-то с середины. Но мне вдруг увиделось что-то двусмысленное в таком незамысловатом как будто действии артиста. Я почувствовал, что за его героем стоит очень многое, неоднозначное, что этот человек двулик, неверен… Больше того, по его лицу не видно, какой он человек. Никто заранее не знает, не в состоянии определить, плохой он или хороший. Его взгляд, я убеждён, способен выразить немыслимую амплитуду: от мерзавца до Христа. Такая сложность меня устраивает».
Помимо лабиринта мыслей главный герой соприкасается с окружающим миром через второстепенных персонажей-проводников, таких как Сергей Синицын (Олег Меньшиков) – молодая копия главного героя с идентичным именем. Он один из немногих персонажей, играющий без серой статики – его герой юн, амбиции бьют ключом, а циничная улыбка чем-то похожа на легкую иронию самого Макарова. Выйдя за рамки фильма, можно продолжить сравнение этих двух талантливых актеров – намек на преемственность в фильме, как и в реальной творческой биографии Олега Янковского и Олега Меньшикова, героев-одиночек, полных ироничного отношения к окружающему миру.
Сюжетная линия фильма довольно типична для того времени: вспомнить хотя бы пьесу Александра Вампилова «Утиная охота» и снятый на ее основе фильм «Отпуск в сентябре» с Олегом Далем в роли Зилова. Герои Даля и Янковского — потрепанные жизнью инженеры-романтики, носящие серые кофты, джинсы клеш и кеды. Они продолжают совершать те же ошибки, делать трагические выводы, не находя выхода из замкнутого круга своей жизни. Единственным способом вырваться из рутины повседневности оказывается самоубийство, которое совершает Зилов из пьесы Вампилова и должен был бы совершить герой Янковского, если бы не цензура, которая не смогла бы пропустить в прокат фильм с таким концом.
Экзистенциальный выплеск героя в фильме «Полеты во сне и наяву» остро ощущается в моменте, когда Сергей проигрывает спор умиляющемуся молодому герою Меньшикова и, залезая под стол, от души кукарекает. В мимике Янковского прослеживалась вся жизненная полнота главного героя, возможно, даже счастье. Это до конца не ясно – режиссер оставляет в недоумении не только других героев фильма, но и зрителей, предлагая открытый финал.
1. Вот сидят две женщины, одинаково дорогие для меня. С одной меня ничего не связывает, кроме долга, с другой — всё, кроме долга.
2. Тебе не стыдно перед людьми? — Нет. Они прекрасно продемонстрировали свои лучшие качества.
Кинократия. «Полеты во сне и наяву» Романа Балаяна
Картина режиссера Романа Балаяна нашла точное воплощение эпохи советского «застоя». После того, как запустили космические корабли, а мир поделили на сферы влияния, в жизни простого советского человека образовалась пустота. Вакуум этот заполнялся главным образом бытовыми конфликтами, повальной рефлексией, разбавленной алкоголем, и наивными представлениями об окружающем большом мире, который ретранслировали через балет либо победы очередной «пятилетки». Внешние атрибуты этого периода казались вполне благополучными, однако, не всякой личности находилось место в сером упорядоченном социуме. Так и у главного героя фильма, Сергея Макарова (Олег Янковский) неожиданно что-то щёлкнуло и безвозвратно перевернулось.
Проблематика фильма гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд. Это не рядовые проблемы человека, достигшего кризиса среднего возраста. Главный герой начинает пристально наблюдать за своей жизнью со стороны, привычная модель существования рушится на его глазах — зрителю приходится только догадываться, о чем он думает. Его сознание, закадровый голос, молчит — скорее, это можно отнести к режиссерской задумке, чем к простому сценарному совпадению. Люди, окружающие его долгое время, становятся статичными и неживыми: вся их энергетика и эмоции с этого момента начинают идти параллельно внутренним переживаниям главного героя. Его любимые и близкие искренне недоумевают и не понимают весь экзистенциальный смысл полетов сознания героя, которые он выпускает наружу.
Это бешеная и неукротимая энергия, которая исходит от человека, неожиданно открывшего глаза. Единственный персонаж, который находится на одной волне с главным героем, — это его маленькая дочь, чье восприятие еще не затуманено бытовыми масками, социальными ролями и иерархическими статусами. Она проживает те же моменты, что и отец, но только в своем детском мире. Она искренне любит главного героя, любит окружающий мир и находится с ним в полной гармонии.
Кадр из фильма «Полеты во сне и наяву»
Образ, созданный Янковским, представляет собой типичного героя русской классической литературы, чей характер предстает в крайностях, одновременно свойственных его натуре: убийца-страдалец Раскольников, рефлексирующий философ Печорин и возвышенный идеалист Пьер Безухов. Не случайно в этой связи высказывание режиссера Романа Балаяна по поводу причин утверждения именно Олега Янковского на главную роль, а не Никиты Михалкова, под которого сценарист Виктор Мережко и писал сценарий: «Я увидел по телевизору фильм Татьяны Лиозновой «Мы, нижеподписавшиеся…» с участием Олега Янковского. Я засмотрелся на то, как он режет лимон. Просто режет лимон… Я не знал сюжета картины, смотреть стал откуда-то с середины. Но мне вдруг увиделось что-то двусмысленное в таком незамысловатом как будто действии артиста. Я почувствовал, что за его героем стоит очень многое, неоднозначное, что этот человек двулик, неверен… Больше того, по его лицу не видно, какой он человек. Никто заранее не знает, не в состоянии определить, плохой он или хороший. Его взгляд, я убеждён, способен выразить немыслимую амплитуду: от мерзавца до Христа. Такая сложность меня устраивает».
Помимо лабиринта мыслей главный герой соприкасается с окружающим миром через второстепенных персонажей-проводников, таких как Сергей Синицын (Олег Меньшиков) — молодая копия главного героя с идентичным именем. Он один из немногих персонажей, играющий без серой статики — его герой юн, амбиции бьют ключом, а циничная улыбка чем-то похожа на легкую иронию самого Макарова. Выйдя за рамки фильма, можно продолжить сравнение этих двух талантливых актеров — намек на преемственность в фильме, как и в реальной творческой биографии Олега Янковского и Олега Меньшикова, героев-одиночек, полных ироничного отношения к окружающему миру.
Сюжетная линия фильма довольно типична для того времени: вспомнить хотя бы пьесу Александра Вампилова «Утиная охота» и снятый на ее основе фильм «Отпуск в сентябре» с Олегом Далем в роли Зилова. Герои Даля и Янковского — потрепанные жизнью инженеры-романтики, носящие серые кофты, джинсы клеш и кеды. Они продолжают совершать те же ошибки, делать трагические выводы, не находя выхода из замкнутого круга своей жизни. Единственным способом вырваться из рутины повседневности оказывается самоубийство, которое совершает Зилов из пьесы Вампилова и должен был бы совершить герой Янковского, если бы не цензура, которая не смогла бы пропустить в прокат фильм с таким концом.
Экзистенциальный выплеск героя в фильме «Полеты во сне и наяву» остро ощущается в моменте, когда Сергей проигрывает спор умиляющемуся молодому герою Меньшикова и, залезая под стол, от души кукарекает. В мимике Янковского прослеживалась вся жизненная полнота главного героя, возможно, даже счастье. Это до конца не ясно — режиссер оставляет в недоумении не только других героев фильма, но и зрителей, предлагая открытый финал.
«Вот сидят две женщины, одинаково дорогие для меня. С одной меня ничего не связывает, кроме долга, с другой — всё, кроме долга»
«Тебе не стыдно перед людьми? — Нет. Они прекрасно продемонстрировали свои лучшие качества»
Марк Шагал. Полеты во сне и наяву
«Автопортрет перед домом». 1914 год.
«Автопортрет перед домом». 1914 год.
«Святое семейство». 1909 год.
«Святое семейство». 1909 год.
«Старушка с клубком». 1906 год.
«Старушка с клубком». 1906 год.
«Сидящая красная обнаженная». 1908 год.
«Сидящая красная обнаженная». 1908 год.
«Аптека в Витебске». 1914 год.
«Аптека в Витебске». 1914 год.
«Революция». 1937 год.
«Революция». 1937 год.
«Вид Парижа из окна». 1913 год.
«Полёты во сне и наяву» (1982) – реж. Роман Балаян
Всей семьёй вчера посмотрели «Полёты во сне и наяву» – вверглись в дискуссию. Я с ужасом обнаружила, что поменяла своё мнение о главном герое Сергее Макарове, которого играет Олег Янковский – избавилась от сочувствия и жалости к этому персонажу.
Как это случилось? Примерила на себя его метания и поиски? Но и раньше я это с успехом делала, при этом жалея его по-матерински. Такая резкая оппозиция этому человеку может означать лишь одно – я выросла, я самостоятельна, я независима, меня греет моя семья, мои друзья, мои интересы, а он, скрюченный и плачущий, остался в стоге сена, далеко, в прошлом.
Да, повторюсь, моё мнение о Сергее изменилось. Но картина по-прежнему впечатляет, заставляя проживать несколько дней из его мытарства на полную катушку. Накануне своего сорокалетия он делает всё возможное, чтобы настроить против себя полгорода. А сам День Рождения становится определяющей точкой его путешествия, с которой либо всё начнётся, либо кончится.
«Полёты» вызывают у меня стойкую ассоциацию с другой картиной, снятой тремя годами раньше, «Отпуск в сентябре». Но Зилов, сыгранный на самых противных нотах Олегом Далем, вызывает более сильное отторжение, чем Макаров Янковского. (Кстати, обоим актёрам по 38 лет на время съёмок картин). Срабатывает невероятное обаяние Янковского, коим он пользуется вовсю, вовлекая в свою клоунаду всех близких и дальних, испытывая их терпение и выставляя полными идиотами.
У обоих есть несбыточная цель – у Зилова поездка на охоту, у Макарова – повидать мать, у которой не был пять лет. Оба изменяют жёнам и поглядывают на молодых. Оба инженеры – что-то там проектируют, ненавидя свою работу. Но Зилов действует жёстче Макарова – он приготовил для своих друзей и коллег по работе более изощрённые игры.
Сергей Макаров просыпается на рассвете от каких-то кошмаров. В тесной квартирке рядом с железной дорогой всё дрожит и трясётся от проезжающих поездов и слышны объявления по громкоговорителю. Он садится за стол, где рассыпаны его чертежи и начинает писать письмо матери. Дальше первой строчки дело не идёт. И не пойдёт. Разве можно что-то объяснить в письме?
Стычка с женой (играет Людмила Зорина, реальная жена Янковского) гонит его вон из дома. Почему-то кажется, что эта ссора ему очень выгодна – можно пропадать где угодно и с кем угодно, не держа ответ. С этой горькой предрассветной ноты начинается двухдневная одиссея неприкаянного героя.
В сцене утренней ссоры всё абсолютно понятно о жизни Сергея – ненадёжность, хрупкость, необязательность и … «невыносимая лёгкость бытия», как выразился бы Милан Кундера. И эту невыносимую лёгкость Макаров сам себе выковал. В одном из эпизодов он приходит к своему однокурснику Николаю (Олег Табаков), который стал его начальником в маленьком проектном бюро.
Николай влюблён в Ларису (Людмила Гурченко) из этого же бюро. Он говорит Макарову, как завидовал ему в институте, и как жалеет его сейчас, потому что в жизни у него всё кувырком. Любимчик женщин, Макаров охотно пользуется их отношением – перехватывает денег, ездит на машине Ларисы по старой памяти. Отношения подруга-любовница очень устраивают Сергея. Даже расставшись с женщиной, он продолжает брать у неё деньги, что отлично иллюстрирует его натуру – паразитизм и беспринципность.
Он возлагает большие надежды на новую подругу, молодую девушку Алису (Елена Костина), которая, вероятно, раза в два его младше. Что он для Алисы? Что он может ей дать? Ни денег, ни энергетики. Он настолько устал от жизни, что даже развлечения ему в тягость. На новом празднике жизни он лишний. Она знакомит его со своими друзьями, скульптором (Александр Адабашьян почему-то говорит голосом Юрия Богатырёва и этим вызывает когнитивный диссонанс)), который уже успел вылепить её молодое тело и ему осталось «пройтись по её костям». С появлением друга Алисы (Олег Меньшиков), напористого и самоуверенного, у Макарова ещё меньше останется иллюзий относительно своей подружки.
С каждым новым лицом в путешествии Сергея открывается какая-то новая деталь его характера – вот ночная встреча с режиссёром, снимающим историческую картину во Владимире. Режиссёра играет Никита Михалков, и несколькими мазками он нарисовал пародию на самого себя – этакий барин, уставший от славы и внимания, а появление Макарова перед его камерами – встреча небожителя и простого смертного. Своеобразная аналогия отношений Москва-провинция. Высокомерие зашкаливает.
И ещё одна ночная встреча характеризует Макарова – он становится случайным свидетелем воровства на товарнике, в котором отправился к матери. Его реакция спонтанна, пресечь грабёж, и он не думает о трагических для себя последствиях.
Из короткого знакомства с Макаровым совершенно ясно, что он не однозначная личность и нельзя сказать про него – «плохой» или «хороший». Он, как все мы, мешанина из разных импульсов. И подойдя к какому-то возрастному рубежу, мы начинаем переоценивать ценности и пытаться ответить на неудобные вопросы. Типа, «Доколе?» Иногда это так больно, что лучше бы забраться назад в утробу матери и попросить её родить себя обратно.
Этот кризис среднего возраста кто-то преодолевает играючи, а кому-то приходится пройти круги адовы. И совсем не факт, что из стога сена Макаров выйдет новой личностью и обрадует всех своим перерождением. Но на этом мрачном фоне есть одна тоненькая ниточка – его несомненная любовь к дочке. А когда она ему долго машет рукой в ответ, то это говорит о том, что любовь взаимна. И что, если не любовь, спасает нас на этом несправедливом свете?
Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента
В сущности, это фильм про человека, снимающего у себя в голове бесконечное кино про самого себя, в котором остальным отводится роль восхищенных зрителей. И как только ему начинает казаться, что он вдруг оказался не в фокусе, он творит какое-то очередное безобразие, чтобы этот фокус вернуть. То есть это в какой-то степени фильм о взбесившемся персонаже в поисках собственного кино.
Олег Янковский в фильме «Полеты во сне и наяву»
«К концу семидесятых годов современникам казалось вполне очевидным, что Россия больна. Спорили лишь о том, какова болезнь и чем ее лечить?» Так начинался роман Трифонова «Нетерпение». Речь там шла о XIX веке, но все, конечно, понимали. В 1977, 79-м и 82-м годах три хороших режиссера сняли три очень похожих фильма. Все три фильма не то чтобы широко показывали, но как-то и не особо запрещали. Они шли вторым экраном в отдельных кинотеатрах.
Короче, этот герой – законченная сволочь, подонок и скандалист. Но, что самое главное, в нем есть какая-то деятельная хлестаковщина. На протяжении всех трех фильмов он не совершает ни одного сколько-нибудь приличного поступка, зато активно и с удовольствием разводит вокруг себя массу говна и сладострастно мучает окружающих. И он никогда не страдает ни совестью, ни жалостью, ни сочувствием – просто не знает, что это такое.
При этом он очень-очень обаятельный персонаж. Все от него без ума, его любят, носятся с ним как с писаной торбой, непрерывно его спасают и постоянно хотят. Его хотят женщины, подростки, мужчины. Собственно, это и есть главное, если не единственное достоинство героя. Он объект всеобщего желания, качественный генетический материал, альфа-самец. Но сам он никого не хочет. Он романтический герой, наследующий «лишним людям» русской классики от Онегина до Ставрогина. Инсайдер, который видит себя аутсайдером, а вырваться наружу не может. И от фильма к фильму он стареет и немножко меняется.