Картина сон иакова мурильо
Сон Иакова. Мурильо. Эрмитаж
Из сборника «Интересный репортаж о походе в Эрмитаж». Экскурсия по Эрмитажу для детей и взрослых.
Читайте также «Благословение Иакова», Мурильо http://stihi.ru/2021/01/03/7270
Сон Иакова. Бартоломе Эстебана Мурильо, 1637 г.
Иаков, совершив обман,
И благословение
Получив, бежал в Харран,
Боясь, брата мщения.
Много дней скитался он.
В месте для ночлега.
Вдруг увидел вещий сон-
Лестницу до неба.
Свет волшебный осиял
Ангелов небесных,
Наверху Господь стоял
В облаке чудесном.
«Землю эту, где лежишь
Отдаю тебе Я.
И потомкам твоим жить,
Сей землей, владея.
И хранить тебя всегда
Буду Я отныне.
И благословение дам
Племенам земным Я».
Иаков камень с места взял,
Где сон видел, лежа.
«Вефиль» памятник назвал.
Значит то- «Дом Божий».
Сновидения волшебство
Автор освещает
Яков спит, но мы его
Здесь не замечаем.
Нам бросается в глаза
Чудная дорога-
Лестница, что в небеса
Устремилась к богу.
Видим ангелов святых
Вверх и вниз хождение
В желтых, красных, голубых
Светлых облачениях.
Перламутром крылья их
Нежные сверкают,
На деревьях колдовских
Отблески мерцают.
Сквозь густые облака
Лунный свет струится,
Журчит чистый водопад,
Речка серебрится.
Вьется кружевом листва,
Сумрак. Ощущение
Таинства и колдовства,
С Господом общения.
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Картина Эстебана Мурильо основана на библейском сюжете, о котором говорится в Книге Бытия: «И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; [не бойся]. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе. Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!» (Быт. 28:12—16). Иаков назвал это место Вефилем, Домом Божьим и устроил в том месте жертвенник. В церковной традиции этот рассказ является пророчеством о приходе на землю Христа, а лестница соединяющая небо и землю является прообразом Божией Матери.
На своей картине Эстебан Мурильо использовал традиционную для подобных картин композицию. Свет луны, выглянувшей из облаков, вырисовывает из темноты кроны и стволы больших деревьев. На переднем плане показан спящий Иаков, положивший голову на придорожный камень. Рядом с усталым путником лежат его немногочисленные пожитки и дорожный посох. Идиллическую картину ночного пейзажа нарушает яркий свет, идущий с отверстых небес, золотое сияние которых передает славу Божества. Из центра сияния к ногам Иакова тянется широкая лестница, по которой восходят и сходят ангелы. Мурильо, как талантливый повествователь, наделил каждого ангела своим характером. Рассматривая их мимику и жесты, зритель с интересом изучает их индивидуальные черты и погружается в историю события.
История создания
Картина «Сон Иакова» написана Эстебаном Мурильо в 1660 году. Произведение раскрывает редкое умение живописного повествования, присущее художнику. Не только сюжет предстает здесь развернутой историей, но и каждый персонаж наделен характером и собственной жизнью.
Отношение автора к вере
Биография
Дату рождения Бартоломе Эстебана Мурильо история не сохранила, известно только, что крещен он был в одной из церквей Севильи 1 января 1618 года. Мальчик рано остался сиротой и воспитывался у состоятельной родни, но о его детстве и отрочестве известно мало. Так же не ясны причины, почему художник предпочел взять себе фамилию матери Мурильо, но этот факт подтвержден документами.
Родственники заботились о мальчике и рано заметили его способности к живописи. Предполагают, что первым учителем Бартоломе Эстебана стал прославленный в те времена мастер барокко Хуан дель Кастильо. Однако в 1639 году учитель в поисках заработков покинул город, и молодому художнику пришлось работать в одиночку. Мурильо писал картины на религиозные сюжеты и торговал своими работами на местной ярмарке.
Существует предположение, что в 1640 году живописец переехал в Мадрид, где по протекции своего земляка Диего Веласкеса получил доступ в королевские запасники живописи и смог обучаться, делая копии с работ великих итальянских и северных мастеров. Два года спустя один из самых известных францисканских монастырей заказал Мурильо 11 гигантских (от 2 до 5 метров) композиций. Эта работа заняла около трех лет и по окончании сразу же сделала Мурильо знаменитым.
Уже в ранних работах Мурильо ощущается прирожденный рассказчик. Это станет его методом – не просто написать евангельскую сцену по канонам, а наполнить её живыми подробностями, историями отношений героев, бытовыми деталями. Две главных темы прославили художника – портреты обездоленных и изображения Девы Марии во славе.
Автор текста: Ольга Северинова.
Картина сон иакова мурильо
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Библейские сюжеты в картинах Эрмитажа. Цикл лекций. Часть II.
ИАКОВ
Ещё в утробе матери начинается соперничество Иакова с его братом-близнецом Исавом, во всём ему противоположном. Услышав, как сыновья её в утробе стали биться, Ревекка спрашивает бога об этом и тот отвечает: «два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и старший будет служить младшему» (Быт. 25, 23). Первым из близнецов появляется на свет Исав (поэтому он считался первородным сыном), «потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя: Иаков» («пята», «подошва»).
Живя у Лавана, И. полюбил младшую дочь его красавицу Рахиль (которую встретил, ещё подходя к Харрану, у колодца, куда Рахиль привела поить овец) и отслужил за неё дяде 7 лет. Но Лаван обманом дал ему в жёны Лию, старшую свою дочь. Вскоре И. получает в жёны и Рахиль, но за неё он должен отслужить ещё 7 лет.
Бартоломео Эстебан Мурильо
Исаак благословляет Иакова
Бартоломе Эстебан Мурильо
Лоррен ввел в картину так называемый исторический сюжет — обязательную композицию, оживляющую пейзаж. Он выбрал для этого эпизод из Библии: Иаков, пасущий стадо овец, встречает дочерей Лавана, и эта встреча становится началом его долгой любви к Рахили.
МУРИЛЬО БАРТАЛОМЕ ЭСТЕБАН
Испанский живописец XVII века Мурильо был художником лирического плана. Моделями для его картин, в том числе и религиозных, служили народные типы. Он широко вводил жанровые мотивы в композиции.
Бартоломе Эстебен Мурильо родился в Севилье в семье цирюльника четырнадцатым ребенком. Он рано потерял отца и воспитывался у сестры, которая дала ему хорошее образование. Живописи Мурильо учился у Хуана де Кастильо — поклонника романистов XVI века.
К середине 40-х годов XVII века Мурильо был уже вполне сложившимся художником. Его ранние работы отличались простотой и правдивостью («Диего де Алькала, раздающий милостыню», около 1645 г.; «Святое семейство», 1645— 1650).
В 1660 году Мурильо вместе с художниками Хуаном Вальдес Леаль, Себастьяном де Льявос, Игнасио Ириарте и другими основывает в Севилье Академию художеств и избирается ее первым президентом. Академия содержалась на средства, собираемые среди ее членов. Она ставила перед собой цель — направить молодежь на путь тщательного изучения натуры.
В 60-х—70-х годах Мурильо создает ряд циклов картин для церквей и монастырей в Севилье: двадцать картин для августинского монастыря и одиннадцать картин для капеллы а Каридад (среди них «Св. Фома Вильянуэва, раздающий милостыню», «Антоний Падуанский с младенцем Христом», «Мадонна с салфеткой», «Непорочное зачатие» и др.).
Моделями для изображения мадонн Мурильо служили местные красавицы. Художник мастерски передавал женственность, нежность, национальный облик испанок.
Больших успехов достиг Мурильо в изображении пейзажа, который обычно служил: фоном в его картинах. Особенно интересны пейзажи Мурильо в картинах из цикла «Жизнь Иакова», написанных между 1660—1670 годами. Они отличаются богатством светотени, гармоничным сочетанием красочных тонов, тонкостью в передаче воздушного пространства.
Реалистические тенденции творчества Мурильо ярко проявились в бытовом жанре. Художника влекло к изображению простой, обыденной жизни народа. Его лирический талант полнее всего раскрылся в серии картин, изображающих жизнь уличных детей Севильи («Игра в кости», «За едой паштета», «Маленькие торговки», «Мальчик с собакой», «Продавщица фруктов» и др.). Можно предположить, что моделями для Мурильо служили дети, жившие на той же улице, что и художник, так как одна и та же модель встречается в разных его картинах. Эти же дети служили прообразами ангелов и юных святых Мурильо.
Жанровые картины Мурильо, изображающие уличных детей, представляли собой новый этап развития испанской бытовой живописи. Однако и здесь на творчество Мурильо наложило свой отпечаток официальное испанское искусство второй половины XVII века. Отдавая дань времени, художник снижал жизненную силу образов в своих жанровых картинах некоторой долей сентиментальности.
Мурильо был хорошим портретистом. Портреты его работы, исполненные в мягкой живописной манере, изображают преимущественно севильских идальго. Сохранились два автопортрета Мурильо.
Мурильо имел много учеников, и ему часто приходилось прибегать к их помощи. В этом отношении многочисленные произведения Мурильо еще не изучены должным образом: при их тщательной атрибуции, вероятно, некоторые придется отнести на долю его помощников.
Бартоломе Эстебан
Мурильо
Бартоломе Эстебан Мурильо (исп. Bartolomé Esteban Murillo ; родился в конце декабря 1617, крещён 1 января 1618, Севилья – 3 апреля 1682, там же) – последний из больших мастеров «золотого века» испанского искусства, мастер религиозных и жанровых сцен, глава Севильской школы живописи.
Севильский художник Бартоломе Эстебан Мурильо был младшим современником трёх титанов испанской живописи ХVII века Риберы, Веласкеса и Сурбарана. Его творчество завершает «Золотой век» в искусстве Испании. И хотя Мурильо никогда не достигал технического совершенства Веласкеса, величественной строгости Сурбарана или жутковатой трагичности Риберы, его человечные святые и жизнеутверждающие оборванцы нередко затмевали по популярности картины предшественников.
День рождения Мурильо история не сохранила, известно только, что крещён он был 1 января 1618 года. Его отец Гаспар Эстебан был простым севильским цирюльником и умер, когда младшему, 14-му по счету, сыну Бартоломе Эстебану было около 10 лет. Мать, Мария Перес-Мурильо, скончалась годом позже. Будущий художник воспитывался у состоятельной родни, но о его детстве и отрочестве известно мало.
Космополитическая Севилья времен Мурильо – не только цитадель католицизма, но и мощный коммерческий узел, этакий «испанский Вавилон». Каждый торговал там тем, что только мог продать. Итальянцы везли продукцию своих мануфактур и ремёсел. Колонизированная Америка слала золото. Генуэзцы потоком поставляли на рынок рабов. Даже ушлые севильские епископы владели торговыми суднами. Что было делать юному Мурильо, оставшемуся сиротой? От своего дальнего родственника, художника Хуана дель Кастильо, он получил кое-какие изобразительные навыки. А когда в 1639-м наставник уехал искать счастья в Кадис, постепенно перетягивающий у Севильи звание торговой столицы, Эстебан решил не идти под начало какого-нибудь матерого мэтра, чтобы вымачивать ему кисти и чистить палитру, а начать зарабатывать самому.
Вскоре предстояла знаменитая севильская ярмарка – феерия. Мурильо купил большой холст, на котором написал сцены из житий местных святых. Затем разрезал его на несколько частей и успешно продал получившиеся небольшие картинки религиозного содержания «в розницу». На родине Священной Инквизиции что ни святой – то культ и монашеский орден под его эгидой в придачу. Изображения местных святых были ходовым товаром. Каждый желал принести в дом «небесного покровителя». Так что и позднее святые Руфина, Юстина, Леандр, Родриго и иже с ними будут приносить Мурильо стабильный доход.
В начале 1640-х один из самих известных орденов – францисканский – заказал Мурильо 11 гигантских (от 2 до 5 метров) композиций для свого монастыря. Эта работа заняла около 3-х лет и по окончании сразу же сделала Мурильо знаменитым.
Сам переход от полной безвестности к громкой славе был таким разительным, что впоследствии жители Севильи сложили легенду о мадридском вояже Мурильо. Ведь должен же был сирота, не имевший регулярного художественного образования, где-то постигать свою науку? Молва утверждала, что, скопив денег, Мурильо отправился в Мадрид. Там, при дворе короля Филиппа IV, работал знаменитый Веласкес. Он тоже был родом из Севильи и не мог отказать молодому земляку в разрешении посещать Эскориал и копировать великих итальянских и северных мастеров. Легенда даже уточняет для пущей убедительности, что в тот самый день, когда в Севилье родился Мурильо, Веласкес в Мадриде сочетался браком – это, дескать, был знак.
Хотя эта история правдоподобна и действительно могла бы многое объяснить в эволюции художника, нет ни единого документа, который бы её подтвердил. Исследователи склоняются к мысли, что на самом деле Мурильо никогда не покидал Севильи.
В его ранних работах, начиная с «Кухни ангелов», где выстраивается целый литературно-юмористический сюжет, в Мурильо ощущается прирождённый рассказчик. Это станет его методом – не просто написать евангельскую сцену по канонам, а наполнить её живыми подробностями, историями отношений героев, какими-то совсем уж бытовыми деталями.
Некоторых современников Мурильо подобный реализм шокировал. Они хотели бы более благоговейного отношения к Священной истории. А у Мурильо плотник Иосиф стоит в стружках за верстаком, Мария буднично держит иголку («Святое семейство с ребенком Иоанном Крестителем»), трехлетний Иисус дрессирует собачку («Святое семейство с птичкой»), а путники в «Поклонении пастухов» коробят зрителя своими сморщенными заскорузлыми ступнями.
С другой стороны, никого из испанцев так много, как Мурильо, не упрекали в обратном – сглаженности и слащавости. И действительно, ряд его «Непорочных зачатий» грешит приторностью. Нужно признать, оценки творчества Мурильо в течение трех веков колебались от восторженной апологетики до уничижения – в зависимости от текущих вкусов.
Карьера Мурильо в Севилье, которую он ни за что не хотел покидать, сложилась отлично. Человеком он был спокойным, мягким и приветливым. Многочисленным местным церквям и монашеским орденам иметь с ним дело было одно удовольствие. В Севилье не оставалось ни одного значимого собора, который не мог бы похвастаться работой Мурильо. Ему не исполнилось и сорока, когда капитул (церковный совет) Севильского кафедрального собора избрал его лучшим художником города. После чего заказал написать «Видение св.Антония Падуанского» за фантастическую по тем временам сумму 10 тысяч реалов.
Мурильо был прекрасный организатор. В 1660-м году он создал и возглавил Севильскую академию художеств – наиболее передовую и демократическую из всех возникавших на Пиренейском полуострове во 2-й половине XVII в. Севильские художники не зависели от вкусов королевского двора, как мадридские, что давало больше свободы самовыражения. Академия в Севилье существовала не за счет меценатов, а на средства её членов – это был некий прообраз профсоюза. Еще Севильская Академия первой ввела официальное изучение обнажённой натуры – самому Мурильо не пришлось изучать анатомию на натурщиках, и передача сложных телодвижений навсегда осталась его слабым местом. Правда, через 4 года в результате подковерной борьбы главой Академии стал Хуан де Вальдес Леаль, а Мурильо отошёл от дел.
Его творчество после кризиса обрело новое качество – сложился так называемый «воздушный стиль» Мурильо. Фигуры на полотнах перестали быть резкими и жестковатыми, их смягчившиеся силуэты теперь обволакивала нежная пастельная дымка.
Две главных темы прославили художника – портреты обездоленных и изображения Девы Марии во славе. Известно, что английские и французские купцы, причаливавшие в портах на реке Гвадалквивир, первым делом спрашивали «нищих детей» Мурильо (1, 2, 3, 4), а все испанские соборы жаждали украсить свои алтари смуглыми мадоннами, которых Мурильо писал с черноглазых жительниц Андалусии.
Огромная популярность Мурильо среди самых широких слоев населения отличает его от старших представителей «Золотого века». Веласкес писал для аристократии, и его новаторство в живописной технике способны в полной мере оценить лишь знатоки. Мурильо в этом смысле более «прост», лиричен и доступен. Его немного наивные и лишённые трагизма Мадонны и весёлые нищие так же внятны и близки простому сердцу, как незатейливая проповедь Святого Франциска.
Погиб Мурильо в результате трагической случайности. Едва ли не впервые ему пришлось выехать за пределы родного города – расписывать алтарь в Кадисе. Там Мурильо сорвался с лесов и получил несовместимые с жизнью ушибы. Однако перед смертью его все-таки успели перевезти в Севилью.