художник л д блинов
Блинов Леонид Демьянович
1867–1903 Купить работу Предложить работу на аукцион AI Предложить работу в частной сделке
4 января 1867 (Подмонастырская Слобода Ярославской губернии) — 13 июля 1903 (Алупка)
Биография
БЛИНОВ Леонид Демьянович
4 января 1867 (Подмонастырская Слобода Ярославской губернии) — 13 июля 1903 (Алупка)
Биографические сведения немногочисленны.
Из крестьянской семьи. Окончил народное начальное училище в Ярославле (1878). В 1885–1894 (с перерывами) учился в ИАХ в качестве вольноприходящего ученика. Одновременно работал маляром (грунтовщиком) в Академии. В 1886 совершил плавание на Дальний Восток на пароходе «Москва», сопровождая управляющего Морским министерством И. А. Шестакова. В 1887 возобновил учебу в Академии. В том же году был награжден малой серебряной медалью, в 1888 — большой серебряной медалью за картину «Морской вид». В 1894 окончил курс со званием классного художника 2-й степени. В том же году зачислен на службу в Морское министерство.
Жил в Петербурге. Работал как пейзажист, маринист; выполнял заказы Александра III и Николая II, создавая изображения военных кораблей, пароходов, яхт. В своем творчестве продолжал традиции академического пейзажа-марины XIX века (И. К. Айвазовского, А. П. Боголюбова). Экспонировал картины на выставках в залах ИАХ, Санкт-Петербургского общества художников. Провел персональную выставку в Ялте (1900). Участвовал во многих походах русских коммерческих и военных кораблей по Черному и Балтийскому морям. Совершил три кругосветных плавания. С русской эскадрой ходил к берегам Америки на празднование 400-летия открытия Американского континента Христофором Колумбом (1893).
Последние годы жизни провел в своем имении в Алупке, подаренном императором Николаем II.
В 1905 в Петербурге состоялась мемориальная выставка Блинова.
Ретроспективная выставка работ художника была устроена в 1997 в Центральном военно-морском музее в Петербурге.
Творческое наследие Блинова, несмотря на короткий период активной художественной деятельности, весьма обширно: несколько сотен картин, множество рисунков и этюдов.
Произведения находятся во многих музейных и частных собраниях, в частности в Государственном Русском музее, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств, Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге и других.
О.Цехановская
Маринист Леонид Блинов
Художники на службе Морского министерства
Во второй половине XIX века технический прогресс, замена парусного флота броненосным дали мощный толчок развитию марины в живописи и графике. Художники стремились запечатлеть уходящие в историю парусные корабли и показать рождение нового флота. Даже когда появилась фотография, марины про-должали пользоваться большим спросом. Заказчиком, помимо частных лиц, выступало и Морское министерство.
При Главном морском штабе (ГМШ) находился военно-морской ученый отдел, который ведал большим числом вопросов, в том числе сбором и обработкой сведений об иностранных флотах, совершенствованием военно-морского образования, изданием руководящих документов и военно-морской литературы. Именно в этой структуре появилась должность — художник при Главном морском штабе.
Российский императорский флот всегда отличался высоким творческим началом. В Морском кадетском корпусе и Техническом училище преподавалось 28 наук. Помимо специальных предметов, кадеты изучали историю, риторику, иностранные языки, обучались фехтованию, рисованию, танцам. Офицеров, умевших хорошо рисовать, направляли в гидрографические экспедиции с целью создания морских навигационных карт и пособий в мореплавании. Для некоторых из них живопись впоследствии стала основной профессией. Так произошло с А.П.Боголюбовым, А.К.Беггровым, К.В.Круговихиным, Н.Н.Гриценко. Художниками-любителями оставались корабельный инженер генерал-майор А.П.Алексеев, морской министр адмирал И.К.Григорович, профессор Морской академии Н.Л.Кладо, контр-адмирал А.Ф.Можайский, лейтенант П.П.Шмидт и многие другие.
Тематика заказов министерства была весьма разнообразна. Первоначально предпочтение отдавалось изображениям видов военных портов, различных крепостных укреплений и построек. Эти работы, как правило, выполнялись в графике, использовались для составления карт и прочих военных целей.
Актуальным был также жанр «портрет корабля», начало которому положил своей коллекцией Петр I. После посещения европейских стран (1697–1698), государь привез с собой картины голландских мастеров. На них в мельчайших подробностях и с высокой точностью были изображены корабли, служившие прототипами для русских судостроителей.
В батальном жанре успешно трудились И.К.Айвазовский, А.П.Боголюбов. По заказу Морского ведомства маринисты восстанавливали первые морские сражения, свидетелями которых они не являлись, но по гравюрам, воспоминаниям очевидцев отображали победы русского флота XVIII–XIX столетий. Произведения Е.И.Столицы, К.А.Вещилова, Н.Д.Прокофьева воспроизводили события начала XX века: русско-японской (1904–1905) и Первой мировой (1914–1918) войны.
В портретуре во второй половине XIX века работали И.А.Тюрин, Г.И.Ботман, А.В.Першаков, П.Н.Бажанов, Я.Ф.Гревизирский и другие. Они сохранили для потомков образы известных мореплавателей и флотоводцев российского флота.
Еще один жанр был связан с изображением визитов глав государств или дружественных военных эскадр, с путешествиями высокопоставленных особ. Картины преподносились в дар правительствам и Морским собраниям. На такие сюжеты писали А.П.Боголюбов («Русская эскадра в Тулоне». 1893 г.»), Н.Н.Гриценко («Вход яхты “Полярная звезда” в Шербур». 1896 г.»), М.С.Ткаченко («Пребывание французской эскадры в Кронштадте в 1893 г.»), Л.С.Бакст («Карнавал в Париже в честь прибытия русских моряков 5 октября 1893 г.»).
Очень редко можно встретить полотна, рисующие повседневный быт и службу военных моряков. Этот жанр разрабатывал передвижник А.К.Беггров. Сохранилось несколько графических работ, которые выполняли в основном офицеры, художники-любители в свободное от вахт время. Среди них изобретатель первого летательного аппарата А.Ф.Можайский и лейтенант с мятежного броненосца «Потемкин» П.П.Шмидт.
К числу «служебных» сюжетов можно отнести изображения формы одежды военных моряков. По заказу Морского музея эти работы выполнил в 1890-х годах художник Н.Н.Блинов. Мастер А.Сафонов изготовил небольшие куклы-манекены, нарядив их в костюмы, начиная с петровского времени. Идею инициировал цесаревич Николай Александрович при посещении Морского музея в 1888 году.
Первым живописцем Главного морского штаба с правом ношения флотской формы одежды в 1844 году стал молодой академик 27-летний И.К.Айвазовский. Мастер выполнял многочисленные заказы морского ведомства и проходил морскую службу. В 1896 году Иван Константинович указом императора Николая II стал действительным тайным советником, что соответствовало чину адмирала. Чиновниками министерства были в разные годы А.П.Боголюбов, А.К.Беггров, М.О.Микешин, Н.Н.Гриценко, М.С.Ткаченко, А.В.Ганзен, Л.Д.Блинов…
Жизнь Леонида Демьяновича Блинова похожа на сказку: крестьянский паренек из Ярославской губернии приехал в столицу, поступил в Академию художеств. После окончания учебы (1894) был принят на должность художника в Морское министерство. Он участвовал в многочисленных походах и смотрах русских военных и коммерческих кораблей, в экспедиции по Северному Ледовитому океану. Его работы украшали дворцы и музеи Российской империи. В 1893 году ему пожаловали золотой портсигар с драгоценными камнями из кабинета его Императорского Величества за картину «Выход яхты “Гогенцоллерн” из Кильского канала». Это полотно государь преподнес кайзеру Вильгельму II. Но после революционных событий 1917 года имя его забылось.
Л.Д.Блинов родился в крестьянской семье в 1867 году в деревне Новое Верховье Ярославской губернии. В 1885 году он поступил в Академию художеств грунтовщиком, копировал картины известных мастеров: К.Брюллова, И.Айвазовского и других. А.П.Боголюбов, опекая начинающего художника, доверял ему копирование своих работ, таких как «Эпизод Афонского сражения. 1807 г.», «Эскадра вице-адмирала М.П.Лазарева на Константинопольском рейде. 1833 г.», и другие. В 1886 году Леонид Блинов был принят вольнослушателем на отделение живописи в Академию художеств. В том же году от Академии и Главного морского штаба он назначается в кругосветное плавание на пароходе «Москва». В 19 лет крестьянский сын оказался под покровительством адмирала А.И.Шестакова, «который осчастливил меня представлением Их Величеству Государю Императору, Государыне Императрице, Цесаревичу Георгию Александровичу, Генерал-Адмиралу Алексею Александровичу и Александру Михайловичу… Я каждый день имел счастье показывать свои новые этюды Их Величествам…» Во время плавания выяснилось, что Леонид не подвержен морской болезни, напротив, в это время он много рисовал. «Во время плавания по Индийскому океану в течение трех дней нас сильно трепало. Пассажиры на палубе не показывались, но я не мог высидеть в каюте, а забирался на верхний мостик писать этюды, несмотря на то, что брызги соленой воды обдавали меня с головы до ног и заливали ящик с красками», — вспоминал позже художник. Вернувшись из кругосветного плавания в 1887 году в Петербург, Леонид пишет прошение о зачислении его вновь вольнослушателем в Императорскую Академию художеств.
Во время обучения Блинов удостоился в 1887 году малой, а в 1888 году большой серебряной медали. Морское министерство предоставляло художникам уникальную возможность ближе познакомиться с «природой воды и неба» на разных широтах, посылая их в дальние экспедиции. За период учебы в Академии Л.Д.Блинов совершил три кругосветных плавания. В 1893 году ходил с русской эскадрой к берегам Америки на празднование 400-летия открытия американского континента Христофором Колумбом и в связи с Юбилейной выставкой в Чикаго. После окончания Академии, в 1894 году, ему было присвоено звание классного художника 2-й степени. В этом же году он приступил к службе в Морском министерстве в должности художника без денежного содержания.
В 1895 году Блинов женился на Марии Дмитриевне Старовой, в браке родилась дочь Мария.
Леонид Демьянович много работал, принимал участие в морских экспедициях. По словам художника, он видел весь земной шар и запечатлел его в своих многочисленных этюдах. В 1900 году прошла его итоговая выставка в Ялте, где в двух залах экспонировалось 382 произведения мастера. Место было выбрано не случайно. Выставлять картины на морскую тематику в Крыму, на родине И.К.Айвазовского — поступок смелый, если не дерзкий. Но выставка имела огромный успех. Смотреть ее приезжали из Петербурга и Москвы.
Мастер прожил короткую (умер в 1903 году) жизнь, но успел создать около 3000 этюдов, рисунков, живописных картин в историческом и пейзажном жанрах, в жанре «портрета корабля» и «официальных смотров флотов».
Работы Леонида Демьяновича Блинова хранятся и экспонируются в государственных галереях России и Украины, в частных собраниях. Много холстов ушло за границу с первой волной эмиграции. Сто двадцать пять живописных полотен и графических листов Леонида Блинова находятся в коллекции Центрального Военно-морского музея. В них отражен практически весь творческий путь художника-мариниста.
Живописные полотна Л.Д.Блинова, посвященные историческим событиям на море, решены в традициях И.К.Айвазовского и А.П.Боголюбова. Художник, часто копировавший учителей, перенял их манеру и композиции картин выстраивал традиционно. Но общий колористический тон его картин гораздо светлее («Смотр Балтийского флота на Транзундском рейде», «Смотр Балтийского флота», «Артиллерийская стрельба эскадры Черноморского флота» и другие). В его палитре преобладают светлые голубые, серые, розовые тона, в отличие от темных охристых, синих и зеленых у И.К.Айвазовского. Совсем немного произведений у Л.Д.Блинова с изображением штормового моря. Это можно отнести к общим тенденциям марин последней четверти XIX века, когда с полотен художников начали исчезать драматизм и романтизм, свойственные первой половине и середине века. Если и появлялся мотив бури, то изображали скорее не сам шторм, а его приближение, предчувствие (Н.Н.Дубовской, «Притихло»).
В 1952 году музей приобрел 30 этюдов Л.Д.Блинова, выполненных в 1886–1887 годах в плаваниях с адмиралом А.И.Шестаковым. Они хранятся в футляре, который был сделан по заказу адмирала в Японии. Деревянный ящик покрыт черным лаком, инкрустирован перламутром, черепаховым панцирем и костью. С трех сторон выполнен растительный орнамент. На четвертой стенке показан маршрут плавания парохода «Москва».
Этюды написаны в реалистической манере, с четкой, часто традиционной композицией и проработкой деталей. В основном это морские пейзажи, виды портов, очертания берегов. Этюд «Медвежонок на палубе» — единственный, посвященный будням художника во время плавания. Наивный сюжет, еще несовершенен рисунок, да и животное кажется игрушечным. Молодой художник только начинает овладевать техникой живописи. Однако пишет он быстро и бойко. Во время одной из стоянок за два часа написал и преподнес адмиралу Гамильтону картину, на которой изобразил английскую эскадру, стоящую в бухте на пути из Гонконга во Владивосток, чем поразил и раздосадовал последнего. Вот что писал Леонид Демьянович: «Адмирал А.И.Шестаков говорил мне, что бухта эта занята Гамильтоном обдуманно и с целью устроить в ней убежище для Английской эскадры во время войны. Бухту Гамильтон назвал своим именем и держал там в секрете эскадру».
Л.Блинов не увлекался поисками новых французских техник в живописи. Его манера письма полностью верна натуре. Единственное, что он воспринял, — это «этюдность», которой так увлекались в этот период многие художники.
Полуденным зноем веет с этюда «Севастополь. Причал яхт-клуба», где на лазоревой воде спят белоснежные яхты, а праздно фланирующая публика наблюдает за ними с берега. На фоне звенящего розово-голубого неба, в сиреневой дымке на горизонте растворяется город, растяжка цвета моря решена в пастельных тонах: светло-бирюзовый, голубой. У причала цвет становится более глубоким. Яркие акценты — белые яхты, поддержаны белыми пятнами на тенте и постройке на берегу; охристые мазки на воде первого плана — отражение деревянного причала — придают нарядность, декоративизм этюду.
Этюд «Обледеневший корабль в море» романтичен. Традиционно композиционное построение картины — линия горизонта делит картон пополам, в центре крупно изображен корабль, навечно вмерзший в лед. Он скорее похож на айсберг, и только темный корпус местами проглядывает сквозь беловато-бирюзовый снег. Холодом, морозом, вечным жутким покоем проникнут этюд, решенный в холодных бирюзовых, синих и голубых тонах.
Л.Д.Блинов был хорошим рисовальщиком. Его работы, особенно портреты кораблей, выполненные карандашом, достоверны и убедительны.
В живописных полотнах жанра «портрет корабля» художнику не всегда хватало мастерства. Некоторые из них написаны слишком схематично, видно, что художник пользовался фотографиями и как будто рисовал по трафарету. Но основная часть выполнена технически грамотно. К таким работам можно отнести «портрет» «Императорская яхта “Полярная звезда”», «Броненосный корабль “Екатерина II”» и другие.
Умер Л.Д.Блинов от паралича сердца, полный творческих сил и замыслов. Был похоронен на общем кладбище в Алупке.
Долгое время работы Л.Д.Блинова хранились в запасниках ЦВММ и редко выставлялись.
В обновленной экспозиции Центрального Военно-морского музея появились работы забытых художников рубежа XIX–XX веков. Полотна Л.Д.Блинова дополнили зал истории развития Императорского флота России.
Литература и источники
1. Айвазовскому вослед… Художники Морского ведомства России. XIX – начало XX века. Каталог выставки. СПб.: ЦВММ. 2000.
2. Военно-морской флот России в произведениях отечественной живописи. 1696–1917 (каталог коллекции музея). Л.: ЦВММ, 1991.
3. Морской музей России. СПб.: АРТ-ПАЛАС, 2004.
4. Письмо С.Блиновой от 21.05.66 г.
5. РГИА. Ф.789. Оп. 11. Ед.хр. 68-71. Леонид Демьянович Блинов.
Л.Д.Блинов. Начало 1900-х годов
Артиллерийская стрельба эскадры Черноморского флота. 1894. Холст, масло. ЦВММ
Вид канала с идущим пароходом. 1887. Холст, масло. Фрагмент. ЦВММ
Полуброненосный фрегат «Владимир Мономах» и пароход «Москва». 1887. Холст, масло. Фрагмент. ЦВММ
Севастополь. Причал яхт-клуба. 1890-е годы. Картон, масло. Этюд. ЦВММ
Парусник. 1886. Холст, масло. ЦВММ
Пароход «Москва» на рейде в Стамбуле. 1887. Холст, масло. Фрагмент. ЦВММ
Медвежонок на палубе. 1886–1887. Холст, масло. Этюд. ЦВММ
ЯРСТАРОСТИ: Леонид Блинов – художник Морского министерства с берегов Мологи
В залах Центрального военно-морского музея Санкт-Петербурга продолжает свою работу выставка к 150-летию со дня рождения художника-мариниста Леонида Блинова. Она будет открыта ещё ровно месяц. В экспозиции представлены полотна мастера, а также фотографии и
В залах Центрального военно-морского музея Санкт-Петербурга продолжает свою работу выставка к 150-летию со дня рождения художника-мариниста Леонида Блинова. Она будет открыта ещё ровно месяц. В экспозиции представлены полотна мастера, а также фотографии и документы, связанные с его жизнью и творчеством.
Леонид Демьянович Блинов имел почётный статус художника Морского министерства. Его талант высоко ценили русские цари Александр III и Николай II. До 1917 года работы Блинова украшали многие дворцы и музеи Российской империи, однако при советской власти перекочевали в запасники и до недавнего времени экспонировались крайне редко.
Ярославцам, которые собираются в ближайшие недели посетить Санкт-Петербург, мы от всей души рекомендуем побывать на выставке в Центральном военно-морском музее. Ведь Леонид Блинов – не только талантливый мастер, но и наш земляк. Кстати, многие его работы можно увидеть когда угодно – в основной экспозиции музея.
Судьба «даёт кулигу»
Леонид Демьянович Блинов родился 16 января (4 по старому стилю) 1867 года в деревне Новое Верховье Мологского уезда Ярославской губернии в крестьянской семье. Местность, где он появился на свет, с незапамятных времён носила название Кулига. Из толкового словаря Владимира Даля мы узнаём, что «дать кулигу» значит «дать крюк». «Река дала кулигу, колено, – пишет Даль, – образовав по одну сторону сухую кулигу, мыс, по другую морскую, заводь, поемный лужок».
Таким коленом изгибалась река Молога на подходе к одноимённому городу, покоящемуся ныне на дне Рыбинского моря. Сообщество Кулиги составляли двенадцать деревень, расположенных в тесном соседстве. Для крестьянских детей здесь было своё учебное заведение – Кулигское сельское начальное училище. Осенью 1878 года среди его выпускников значился одиннадцатилетний Лёня Блинов.
По своему климату и почвам Мологский уезд – не лучшее место для земледелия. Вот почему, как писал один автор той поры, испокон веков «шустрые мологжане уходят на суда, в плотники, в крючники, столярничают, слесарничают, портняжничают и пр., словом, мастера на все руки». Леониду тоже не сиделось на месте. Он уговорил родителей отпустить его в Санкт-Петербург «в учение». Так судьба Блинова «дала кулигу», приведшую его в художники-маринисты.
В свободные от работы часы Леонид начал копировать полюбившиеся сюжеты. Писал он и с натуры, на улицах Петербурга. Усердный и способный юноша обратил на себя внимание руководства Морского музея. По его заказу Блинов выполнил ряд копий с полотен Алексея Боголюбова и Александра Брюллова. Первыми оригинальными работами начинающего художника стали портреты прославленных адмиралов русского флота Романа Кроуна и Василия Головнина, а также картина «Корвет «Герцог Эдинбургский».
В августе 1885 года (по другим сведениям, в 1886 году) Леонид Блинов стал вольнослушателем Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств по живописному отделению. Однако уже весной 1886 года учёбу пришлось прервать. Повод был более чем значительный – кругосветная экспедиция.
«Рисует без устали волны»
«Молодец художник Блинов, мною взятый, рисует без устали волны, – записал 7 июня 1886 года в своём путевом дневнике управляющий Морским министерством, вице-адмирал Шестаков. – В первый раз видит настоящее море. Может быть, из него выйдет. Айвазовский».
Ивану Алексеевичу Шестакову было в ту пору шестьдесят шесть лет. Главой министерства его назначили четырьмя годами ранее. Несмотря на солидный возраст, Шестаков оказался управленцем деятельным и дальновидным. За время пребывания на посту министра он немало сделал для восстановления Черноморского флота и укрепления Сибирской флотилии, участвовал в разработке 20-летней кораблестроительной программы океанского броненосного флота и добился её утверждения.
В истории военно-морского флота Шестаков отметился ещё одним свершением. Первые в России паровые винтовые канонерские лодки были построены по его проекту и получили название «шестаковки». Это произошло в дни Крымской войны, в 1855 году, когда Иван Алексеевич служил адъютантом генерал-адмирала великого князя Константина Николаевича.
Морской министр оставил после себя многочисленные научные труды, перевёл на русский язык «Военно-морскую историю Великобритании», выпустил книгу воспоминаний. В 1886 году, собираясь на пароходе «Москва» в инспекционное плавание на Дальний Восток, вице-адмирал Шестаков решил взять с собой в качестве художника 19-летнего Леонида Блинова. О таком покровителе крестьянский сын мог только мечтать.
Путь экспедиции пролегал через Чёрное море. В Севастополе готовились спустить на воду броненосец «Чесма», первый корабль возрождаемого Черноморского флота. На торжества в «город русской славы» прибыли Александр III и члены императорского семейства. Августейших особ разместили на борту «Москвы».
Блинов вспоминает Шестакова как человека, который его «осчастливил. представлением Их Величеству Государю Императору, Государыне Императрице, Цесаревичу Георгию Александровичу, Генерал-Адмиралу Алексею Александровичу и Александру Михайловичу». «Я каждый день имел счастье показывать свои новые этюды Их Величествам», – пишет художник. Его работы получили одобрение императора.
Торжества завершились, и «Москва» двинулась к Босфору. В ходе плавания выяснилось, что Леонид не подвержен морской болезни. Это счастливое обстоятельство позволило ему много и продуктивно работать. «Во время плавания по Индийскому океану в течение трёх дней нас сильно трепало, – вспоминал Блинов. – Пассажиры на палубе не показывались, но я не мог высидеть в каюте, а забирался на верхний мостик писать этюды, несмотря на то, что брызги солёной воды обдавали меня с головы до ног и заливали ящик с красками».
Через Суэцкий канал пароход «Москва» вышел в Красное море, а оттуда в Индийский океан. В конце июня он прибыл во Владивосток. Обратный маршрут пролегал через Японию, Америку, Гавайские острова. Странствие по морям и океанам завершилось на исходе 1886 года. Его творческим итогом стало множество рисунков и этюдов. Из некоторых позже выросли большие полотна.
В 1952 году Центральный военно-морской музей приобрел 30 этюдов Леонида Блинова, сделанных в этом плавании. Все они хранятся в специальном футляре, изготовленном в Японии по заказу вице-адмирала Шестакова. Это деревянный ящик, покрытый чёрным лаком, инкрустированный перламутром, черепаховым панцирем и костью. С трёх сторон футляр украшен растительным орнаментом, на четвёртой изображён маршрут плавания парохода «Москва».
Между классами и морем
Длительные морские походы, конечно, замедляли образовательный процесс, но прервать его не могли. С поздней осени до ранней весны Блинов напряжённо трудился в классах Академии художеств. Его талант и преданность избранному делу получили должную оценку. В 1886 году по решению совета Академии работы молодого художника были отмечены малой, а годом позже большой серебряной медалью.
С мая по сентябрь длились каникулы вольнослушателя Леонида Блинова, которые обычно совпадали с его очередным плаванием. Из каждой такой творческой командировки художник привозил новые этюды и рисунки.
В фондах Центрального военно-морского музея хранится целая коллекция работ Блинова, выполненных летом-осенью 1889 года в разных районах Средиземноморья. Осенью 1891 года художник совершил плавание к берегам к берегам Индии, Японии и Австралии. Это путешествие заняло почти год. В 1893 году Леонид Демьянович отправился с русской эскадрой к берегам Северной Америки на празднование 400-летия открытия континента Христофором Колумбом.
Морское министерство предоставляло Блинову уникальную возможность изучать «природу воды и неба» на всех широтах, регулярно посылая его в дальние экспедиции. За время учёбы в Академии художеств он совершил три кругосветных плавания.
Художник Морского министерства
В 1894 году Леонид Демьянович завершил обучение в Академии художеств. По окончании курса ему присвоили звание классного художника 2-й степени «за хорошее познание в живописи, доказанное им своими работами». В ноябре того же года Блинов был назначен художником Морского министерства с одновременным утверждением в чине губернского секретаря.
Такую должность надо было заслужить. В 1844 году первым живописцем Главного морского штаба с правом ношения флотской формы одежды стал 27-летний Иван Константинович Айвазовский. Самый знаменитый художник-маринист России выполнял многочисленные заказы ведомства и таким образом проходил морскую службу. Айвазовский сделал блестящую карьеру. В 1896 году указом Николая II ему был присвоен чин действительного тайного советника, что соответствовало чину адмирала. В разные годы художниками Морского министерства были Алексей Боголюбов, Александр Беггров, Михаил Микешин, Николай Гриценко, Алексей Ганзен и другие.
В июне 1895 года Леонид Демьянович Блинов отправился в своё первое плавание в качестве художника Морского министерства. Германия торжественно праздновала открытие 98-километрового Кильского канала, соединившего Северное море с Балтийским. Строительство нового водного пути, длившееся восемь лет, было продиктовано интересами не только коммерческого судоходства, но и немецкого военно-морского флота.
Россия и Франция решили продемонстрировать кайзеру Вильгельму II нерушимость своего политического союза. Российская эскадра из трёх кораблей встретила в море французскую, в Киль они прибыли вместе и уже не разлучались.
На флагманском броненосце «Император Александр II» находился Леонид Блинов. Многочисленные этюды, написанные им во время похода, стали основой десятка полотен. На них изображались национальные эскадры, прибывшие для участия в торжествах, панорама Кильского канала, виды Северного моря.
Мастер «корабельного портрета»
В том же 1895 году художник женился. Его супруга, уроженка Ялты Мария Дмитриевна Седова, получила в наследство два каменных дома в Алупке, которая тогда представляла собой по сути дела просто приморскую деревню. Здесь и поселилась чета Блиновых с лета 1895 года. Здесь художник устроил свою мастерскую. Здесь родились их дети: дочь Мария и сын Дмитрий, ставший впоследствии офицером советского военно-морского флота.
Территорию Крыма художник покидал лишь по необходимости. На два-три зимних месяца он выезжал по делам в Петербург. На военных и торговых судах Блинов путешествовал по Чёрному, Средиземному и Балтийскому морям, а Севастополь стал его огромной мастерской под открытым небом. Здесь он писал «портреты» кораблей, составивших ядро возрождённого Черноморского флота.
Вторая половина XIX века – эпоха, когда на смену парусу пришёл пар, а дерево стремительно вытеснялось железом и сталью – стала периодом расцвета «корабельного портрета» как жанра русской маринистики. Одним из крупнейших мастеров этого направления был Леонид Блинов. Его кисти принадлежат изображения десятков кораблей – броненосцев, крейсеров, пароходов, яхт.
Любимец августейших особ
Следует особо отметить неизменно благосклонное и заинтересованное отношение к Блинову со стороны представителей правящей династии. В 1893 году ему был пожалован золотой портсигар с драгоценными камнями из кабинета его Императорского Величества Александра III за картину «Выход яхты «Гогенцоллерн» из Кильского канала». Это полотно русский царь преподнёс кайзеру Вильгельму II.
В те же годы наследник престола, будущий император Николай II заказал Леониду Демьяновичу две большие картины на основе этюдов, выполненных на Чёрном море. До 1929 года эти полотна, получившие названия «Эскадра в лунную ночь» и «Эскадренная стрельба боевыми снарядами», хранились в Зимнем дворце, а затем перекочевали в Центральный военно-морской музей, где хранятся по сей день.
В мае 1896 года художник Морского министерства удостоился высокой чести – приглашения в Москву на торжества по поводу коронации императора Николая II. Блинов был награждён памятной серебряной медалью и получил особый знак, учреждённый для участвовавших в празднестве художников.
К началу 1898 года Леонид Демьянович закончил работу над двумя крупными мемориальными полотнами, посвящёнными пребыванию покойного императора Александра III на кораблях Черноморского флота. Обе картины по указанию Николая II также были помещены в Зимнем дворце, а художник получил от царя новый подарок – золотой с эмалью портсигар.
Осенью 1898 года в южной резиденции российских императоров – Ливадийском дворце, расположенном в трёх километрах от Ялты – Блинов представил эскизы трёх своих новых больших работ. На сей раз они были посвящены пребыванию Николая II на Черноморском флоте. К лету 1899 года все полотна были закончены.
Век начинался – жизнь кончалась
В 1900 году в Ялте была развёрнута большая выставка художника, ставшая для него итоговой. В двух залах экспонировалось 382 работы Леонида Блинова. Выставка имела большой успех, смотреть её приезжали даже из Петербурга и Москвы.
К этому времени творческая активность художника снизилась. Причиной тому, очевидно, стала прогрессирующая болезнь сердца. Последняя из больших картин Блинова была закончена не позже начала 1902 года. Она носила длинное название «Выход Государя Императора на яхте «Штандарт» во время шторма в сопровождении судов Черноморской эскадры из Севастополя в Ялту в 1898 году».
Леонид Демьянович Блинов скончался в Алупке 13 июля 1903 года в возрасте 36 лет. Вся его творческая биография была связана с российским военно-морским флотом. Блинов участвовал в многочисленных походах и смотрах военных и коммерческих кораблей, в экспедиции по Северному Ледовитому океану. В творческом наследии мастера – около трёхсот картин, более двух тысяч этюдов и рисунков. После десятилетий забвения живописные работы художника Морского министерства вновь нашли своего зрителя.