Кинофильм полеты во сне и наяву

Полеты во сне и наяву

В центре истории самый обычный мужчина, которому вот-вот исполнится сорок лет. Казалось бы, он прожил неплохую молодую жизнь и стоит на пороге новой, уже зрелой. Но что-то его гложет изнутри.

Герой решает подвести итоги своей жизни, посмотреть, где оступился, что бы он мог изменить и не воспользовался шансом, который ему любезно предоставляла судьба. Общая картина кажется неплохой, но, углубляясь в детали, мужчина понимает, что он все сделал далеко не так, как нужно было, что, если бы ему была дана вторая возможность, он все бы изменил, не совершая тех ошибок.

Теперь его не радует ничего в этой жизни. Любящая жена не приносит радости, молодая любовница не дарит удовлетворения, друзья, кажется, отвернулись, а работа и вовсе стала в тягость и, кажется, тянет его на дно.

Картину Полеты во сне и наяву называют одной из лучших работ в карьере Романа Балаяна, известного советского режиссера. Титульную роль сыграл Олег Янковский, который за работу в фильме был награжден государственной премией. Изначально образ центрального персонажа предназначался для Никиты Михалкова. Олег Иванович после признался, что эта работа особенно ценна для него.

Режиссер рассказал, что во время съемочного процесса на площадке звучало музыкальное сопровождение из фильма Восемь с половиной, Балаян хотел воссоздать подобное настроение. До Перестройки киноленту показывали лишь в небольших кинотеатрах, расположенных на окраинах городов. А все потому, что фильму присвоили лишь вторую категорию. Драму скупали зарубежные прокатчики и демонстрировали ее как один из примеров запрещенного советского кино.

Источник

Полёты во сне и наяву

Из Википедии — свободной энциклопедии

Кинофильм полеты во сне и наяву. Смотреть фото Кинофильм полеты во сне и наяву. Смотреть картинку Кинофильм полеты во сне и наяву. Картинка про Кинофильм полеты во сне и наяву. Фото Кинофильм полеты во сне и наяву
Плакат художника Александра МаховаЖанрдрама, трагикомедияРежиссёрРоман БалаянАвтор
сценарияВиктор МережкоВ главных
роляхОлег ЯнковскийОператорВилен КалютаКомпозиторВадим ХрапачёвКинокомпанияКиностудия имени Довженко, Творческое объединение «Время»Длительность90 минСтрана Кинофильм полеты во сне и наяву. Смотреть фото Кинофильм полеты во сне и наяву. Смотреть картинку Кинофильм полеты во сне и наяву. Картинка про Кинофильм полеты во сне и наяву. Фото Кинофильм полеты во сне и наяву СССРЯзыкрусскийГод 1983IMDbID 0084518

«Полёты во сне и наяву́» — советский художественный фильм в жанре трагикомедии режиссёра Романа Балаяна по сценарию Виктора Мережко. Картина находилась в производстве в 1981—1982 годах. Натурные съёмки прошли во Владимире и окрестностях города. Фильм вышел на экраны в 1983 году.

Картина повествует о трёх днях из жизни сотрудника архитектурного бюро Сергея Макарова накануне его сорокалетия, переосмыслении прожитых лет. Лента получила высокую оценку критики за сценарий и режиссёрскую работу. Полемику в среде специалистов вызвал образ главного героя и его воплощение Олегом Янковским. «Полёты во сне и наяву» стали современным размышлением на тему лермонтовского и чеховского «лишнего человека», кризиса среднего возраста и кризиса целого поколения эпохи развитого социализма. Наряду с «Отпуском в сентябре» и «Осенним марафоном», картина прозвучала как манифест поколения 1970—1980-х годов, затронув острые социальные и философские вопросы современности. Киноведы отмечали скрытый социальный подтекст, называя фильм «тихим диссидентством», который, по выражению Виктора Матизена, стал «характеристикой эпохи».

Источник

В чем пророчество фильма «Полеты во сне и наяву»?

Пересмотрела фильм Романа Балаяна «Полеты во сне и наяву». Удивительно, как с возрастом меняется восприятие!

Кинофильм полеты во сне и наяву. Смотреть фото Кинофильм полеты во сне и наяву. Смотреть картинку Кинофильм полеты во сне и наяву. Картинка про Кинофильм полеты во сне и наяву. Фото Кинофильм полеты во сне и наяву

Первый раз, в подростковом возрасте, когда эмоции не терпели полутонов, фильм вызвал возмущение и скуку. Раздражали все «лишние» сцены, явный вызов главного героя.

Позже фильм не смотрела, «пробегала», выхватывая фрагменты. Но эти фрагменты уже завораживали, останавливали.

Потребовалось много лет, чтобы понять, что это, действительно, шедевр. Даже не множество скрытых смыслов создают это ощущение, а заложенное в нем пророчество. А еще это кино — хороший тест для любого общества. Рецензии на фильм — лучшее описание «истории болезни». Кинофильм полеты во сне и наяву. Смотреть фото Кинофильм полеты во сне и наяву. Смотреть картинку Кинофильм полеты во сне и наяву. Картинка про Кинофильм полеты во сне и наяву. Фото Кинофильм полеты во сне и наяву Кадр из фильма «Полеты во сне и наяву»
Фото: kinopoisk.ru

Роман Балаян снял «Полеты во сне и наяву» в 1982 году. Главного героя, сорокалетнего Сергея Макарова, сыграл Олег Янковский. Великолепный актерский состав: Олег Табаков, Людмила Гурченко, Людмила Иванова, Людмила Зорина, Елена Костина, Никита Михалков, Александр Адабашьян (его озвучил Юрий Богатырев), Олег Меньшиков.

Сергей Макаров показан накануне своего сорокалетнего юбилея, времени переосмысления жизни. Не случайно многие пишут, что этот фильм о кризисе среднего возраста. Разумеется, этот фильм и о кризисе, но мне кажется, что герой показан в критическое время, чтобы высветить остроту «спрятанных» проблем.

У него есть жена и маленькая дочка, есть молодая любовница Алиса, есть коллега, бывшая любовница Лариса Юрьевна, он пользуется ее машиной и без всякого стеснения кредитуется. Коллегу-любовницу играет Людмила Гурченко. В Ларису Юрьевну влюблен начальник, а по совместительству и друг Макарова — Николай Павлович (в исполнении Олега Табакова).

Сергей Макаров мечется между женщинами, работой, подобно мотыльку. Грезя полетами над всей этой иллюзией жизни. Иногда кажется, что он и есть единственный живой человек в «механической» реальности. Человек, которому не хватает воздуха без Неба. Удивительная харизма притягивает к нему и женщин, и друзей.

Казалось бы, совершенно незаслуженное внимание, внимание к человеку, который за поиском потерял сам предмет этого поиска. Он не способен любить, ему чужды и другие человеческие чувства. Будто испытывает близких на прочность, постоянно провоцируя. Но это провокация себя через них, словно стремится достигнуть собственного дна, стремится исчезнуть, но исчезнуть красиво — в полете.

Многие писали, что это фильм о невозможности свободы в эпоху позднего застоя, да и сам режиссер как-то обмолвился о «лишнем человеке», невозможном для него расписанном пути (холодильник, ковер, квартира). Но через тридцать с лишним лет все видится иным.

Герой Михалкова (странно видеть в эпизоде) — человек будущего, человек, созданный для нашего сегодняшнего времени. Он в любом балагане — главный, ведь только он, созданный из цинизма, умеет «договариваться», умеет убедить любого, особенно «человека летающего». От него веет беспринципной прагматичностью.

И герой Табакова вползет в будущее, потому как ему и надо-то немного. Потому как таких — большинство, они основа. Им важна любовь, важна дружба, они ответственны, но их не смущает ложь «во благо», они готовы многое стерпеть… Кинофильм полеты во сне и наяву. Смотреть фото Кинофильм полеты во сне и наяву. Смотреть картинку Кинофильм полеты во сне и наяву. Картинка про Кинофильм полеты во сне и наяву. Фото Кинофильм полеты во сне и наяву Кадр из фильма «Полеты во сне и наяву»

А как много героинь Людмилы Ивановой! Зайдите на любой форум, включите ток-шоу. Они всегда «знают, как надо», они жизнь свою положили на «экспертную деятельность».

И молодому другу юной любовницы Алисы в роли Олега Меньшикова тоже есть место, а уж пресловутые 90-е были и вовсе его временем. А вот «летающему Макарову» места нет, кончилось его время. И то, что в конце застоя воспринималось тюрьмой для полетов, теперь выглядит иначе. Это остатки атмосферы для них, пусть уже и «кислотной».

Фильм многоплановый, воспринимается зрителями по-разному. Интересный и ненавязчивостью образов, которые раскрывают смыслы. Общую фальшивость «рисует» музыка, сцены непонятной свадьбы, съемок странного фильма. Путешествия по мирам, сны наяву — как свобода от каких-либо привязанностей. Не случайно он забывает о юной любовнице, когда она пряталась в машине от знакомых.

Почему этот человек обладает такой манкостью, таким притяжением? Вытянутый серый свитер, который он не снимает все время действия, подчеркнутая стертость образа, и только глаза — в которых какой-то иной блеск, а может, просто жизнь?

И финальная сцена, сцена, в которой герой становится совершеннейшим ребенком, бегая с мальчишками, а потом — сворачиваясь эмбрионом в стоге сена, мучаясь от холода, «рождаясь наоборот», умирая…

Тема детства присутствует все время, не зря же постоянны обращения к матери. Но у героя инфантилизм как вызов, как инструмент провокации, полета. Он «улетел», остались только те, которых придавило притяжение. Остался и инфантилизм, только как новое правило существования, как основа нового мира. В котором комфортно глупенькой Алисе, осуждающим «экспертам», всем героям, не жаждущим полетов.

Источник

Кинократия. «Полеты во сне и наяву» Романа Балаяна

Картина режиссера Романа Балаяна нашла точное воплощение эпохи советского «застоя». После того, как запустили космические корабли, а мир поделили на сферы влияния, в жизни простого советского человека образовалась пустота. Вакуум этот заполнялся главным образом бытовыми конфликтами, повальной рефлексией, разбавленной алкоголем, и наивными представлениями об окружающем большом мире, который ретранслировали через балет либо победы очередной «пятилетки». Внешние атрибуты этого периода казались вполне благополучными, однако, не всякой личности находилось место в сером упорядоченном социуме. Так и у главного героя фильма, Сергея Макарова (Олег Янковский) неожиданно что-то щёлкнуло и безвозвратно перевернулось.

Проблематика фильма гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд. Это не рядовые проблемы человека, достигшего кризиса среднего возраста. Главный герой начинает пристально наблюдать за своей жизнью со стороны, привычная модель существования рушится на его глазах — зрителю приходится только догадываться, о чем он думает. Его сознание, закадровый голос, молчит — скорее, это можно отнести к режиссерской задумке, чем к простому сценарному совпадению. Люди, окружающие его долгое время, становятся статичными и неживыми: вся их энергетика и эмоции с этого момента начинают идти параллельно внутренним переживаниям главного героя. Его любимые и близкие искренне недоумевают и не понимают весь экзистенциальный смысл полетов сознания героя, которые он выпускает наружу.

Это бешеная и неукротимая энергия, которая исходит от человека, неожиданно открывшего глаза. Единственный персонаж, который находится на одной волне с главным героем, — это его маленькая дочь, чье восприятие еще не затуманено бытовыми масками, социальными ролями и иерархическими статусами. Она проживает те же моменты, что и отец, но только в своем детском мире. Она искренне любит главного героя, любит окружающий мир и находится с ним в полной гармонии.

Кинофильм полеты во сне и наяву. Смотреть фото Кинофильм полеты во сне и наяву. Смотреть картинку Кинофильм полеты во сне и наяву. Картинка про Кинофильм полеты во сне и наяву. Фото Кинофильм полеты во сне и наяву
Кадр из фильма «Полеты во сне и наяву»

Образ, созданный Янковским, представляет собой типичного героя русской классической литературы, чей характер предстает в крайностях, одновременно свойственных его натуре: убийца-страдалец Раскольников, рефлексирующий философ Печорин и возвышенный идеалист Пьер Безухов. Не случайно в этой связи высказывание режиссера Романа Балаяна по поводу причин утверждения именно Олега Янковского на главную роль, а не Никиты Михалкова, под которого сценарист Виктор Мережко и писал сценарий: «Я увидел по телевизору фильм Татьяны Лиозновой «Мы, нижеподписавшиеся…» с участием Олега Янковского. Я засмотрелся на то, как он режет лимон. Просто режет лимон… Я не знал сюжета картины, смотреть стал откуда-то с середины. Но мне вдруг увиделось что-то двусмысленное в таком незамысловатом как будто действии артиста. Я почувствовал, что за его героем стоит очень многое, неоднозначное, что этот человек двулик, неверен… Больше того, по его лицу не видно, какой он человек. Никто заранее не знает, не в состоянии определить, плохой он или хороший. Его взгляд, я убеждён, способен выразить немыслимую амплитуду: от мерзавца до Христа. Такая сложность меня устраивает».

Помимо лабиринта мыслей главный герой соприкасается с окружающим миром через второстепенных персонажей-проводников, таких как Сергей Синицын (Олег Меньшиков) — молодая копия главного героя с идентичным именем. Он один из немногих персонажей, играющий без серой статики — его герой юн, амбиции бьют ключом, а циничная улыбка чем-то похожа на легкую иронию самого Макарова. Выйдя за рамки фильма, можно продолжить сравнение этих двух талантливых актеров — намек на преемственность в фильме, как и в реальной творческой биографии Олега Янковского и Олега Меньшикова, героев-одиночек, полных ироничного отношения к окружающему миру.

Кинофильм полеты во сне и наяву. Смотреть фото Кинофильм полеты во сне и наяву. Смотреть картинку Кинофильм полеты во сне и наяву. Картинка про Кинофильм полеты во сне и наяву. Фото Кинофильм полеты во сне и наяву

Сюжетная линия фильма довольно типична для того времени: вспомнить хотя бы пьесу Александра Вампилова «Утиная охота» и снятый на ее основе фильм «Отпуск в сентябре» с Олегом Далем в роли Зилова. Герои Даля и Янковского — потрепанные жизнью инженеры-романтики, носящие серые кофты, джинсы клеш и кеды. Они продолжают совершать те же ошибки, делать трагические выводы, не находя выхода из замкнутого круга своей жизни. Единственным способом вырваться из рутины повседневности оказывается самоубийство, которое совершает Зилов из пьесы Вампилова и должен был бы совершить герой Янковского, если бы не цензура, которая не смогла бы пропустить в прокат фильм с таким концом.

Кинофильм полеты во сне и наяву. Смотреть фото Кинофильм полеты во сне и наяву. Смотреть картинку Кинофильм полеты во сне и наяву. Картинка про Кинофильм полеты во сне и наяву. Фото Кинофильм полеты во сне и наяву

Экзистенциальный выплеск героя в фильме «Полеты во сне и наяву» остро ощущается в моменте, когда Сергей проигрывает спор умиляющемуся молодому герою Меньшикова и, залезая под стол, от души кукарекает. В мимике Янковского прослеживалась вся жизненная полнота главного героя, возможно, даже счастье. Это до конца не ясно — режиссер оставляет в недоумении не только других героев фильма, но и зрителей, предлагая открытый финал.

«Вот сидят две женщины, одинаково дорогие для меня. С одной меня ничего не связывает, кроме долга, с другой — всё, кроме долга»

«Тебе не стыдно перед людьми? — Нет. Они прекрасно продемонстрировали свои лучшие качества»

Источник

Полеты во сне и наяву

Полеты во сне и наяву

Полёты во сне и наяву
Кинофильм полеты во сне и наяву. Смотреть фото Кинофильм полеты во сне и наяву. Смотреть картинку Кинофильм полеты во сне и наяву. Картинка про Кинофильм полеты во сне и наяву. Фото Кинофильм полеты во сне и наяву
Режиссёр
Выход фильма «Полёты во сне и наяву»

Полёты во сне и наяву — художественный фильм, снятый Романом Балаяном в 1982 году.

Содержание

Сюжет

Накануне своего сорокалетия Сергей Макаров (Олег Янковский) подводит итоги прожитого. Но ему ничто не приносит удовлетворения — ни жена, ни любовница, ни работа, ни друзья…

В ролях

Награды

Ссылки

Каштанка • Бирюк • Полёты во сне и наяву • Поцелуй • Храни меня, мой талисман • Филёр • Леди Макбет Мценского уезда • Первая любовь • Две луны, три солнца • Ночь светла

Полезное

Смотреть что такое «Полеты во сне и наяву» в других словарях:

ПОЛЕТЫ ВО СНЕ И НАЯВУ — «ПОЛЕТЫ ВО СНЕ И НАЯВУ», СССР, киностудия им. А. Довженко, 1982, цв., 92 мин. Эксцентрическая драма. После Клоуна («Каштанка») и Лешего («Бирюк») Роман Балаян обращается к современности. Находит своего актера, идеально выразившего его… … Энциклопедия кино

Полеты во сне и наяву (фильм) — Полёты во сне и наяву Режиссёр Роман Балаян Автор сценария Виктор Мережко Сергей Антонов В главных ролях Олег Табаков Олег Янковский … Википедия

ПОЛЕТЫ — Видеть во сне полет журавлиного клина предвещает мрачные перспективы в коммерческих делах. Если летящие журавли опускаются на луг – это предвещает неожиданные события в реальной жизни. Наблюдать полет орла высоко в поднебесье предвещает наяву … Сонник Мельникова

Янковский Олег Иванович — Янковский Олег Иванович … Энциклопедия ньюсмейкеров

БАЛАЯН Роман Гургенович — (р. 15 апреля 1941, село Неркин Оратаг Мардакертского района Нагорного Карабаха), российский режиссер, лауреат Государственной премии СССР (1987, «Полеты во сне и наяву»). С 1959 по 1961 работал актером в Степанокертском театре. В 1961 1964… … Энциклопедия кино

ГУРЧЕНКО Людмила Марковна — (р. 12 ноября 1935, Харьков), актриса, композитор; народная артистка СССР (1983); награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Окончила ВГИК (1958, мастерская С. Герасимова и Т. Макаровой). Актриса Театра студии киноактера (до… … Энциклопедия кино

ТАБАКОВ Олег Павлович — (р. 17 августа 1935, Саратов), российский актер, режиссер. Лауреат Государственной премии СССР (1967 за театральную работу); Народный артист СССР (1987); Премия мэра Москвы (1997, за роль Коломийца в спектакле «Последние»); Лауреат… … Энциклопедия кино

Янковский, Олег Иванович — Олег Янковский в фильме Полеты во сне и наяву (реж. Роман Балаян). ЯНКОВСКИЙ Олег Иванович (родился в 1944), актер. С 1967 в Саратовском драматическом театре, с 1973 в Московском театре имени Ленинского комсомола (ныне театр “Ленком”). Среди… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Балаян Роман Гургенович — (р. 1941), российский кинорежиссёр. Фильмы: «Бирюк» (1978), «Полёты во сне и наяву» (1983), «Храни меня, мой талисман» (1987), «Филёр» (1988), «Леди Макбет Мценского уезда» (1989), «. первая любовь» (1995), «Две луны, три солнца» (1998). * * *… … Энциклопедический словарь

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *