Когда ребенку не нужен дневной сон
До какого возраста дети спят днем? И как понять, что от дневного сна пора отказываться?
Маленьким детям надо много спать — это помогает им расти, развиваться и набираться сил для отвязных тоддлерских лет. Новорожденные младенцы спят если и не весь день, то все же довольно много. Чуть позже, по мере роста ребенка, в его распорядке дня можно четко выделить дневные сны — сперва их четыре или пять, потом три, потом два, один и вообще ни одного.
Отношения со сном у каждого ребенка складываются индивидуально, однако чаще всего дети переходят с двух дневных снов к одному в возрасте 12-21 месяцев, утверждает педиатр и автор книги «Здоровый сон — счастливый ребенок» Марк Вайсблут.
Возраст, в котором ребенок готов и вовсе отказаться от дневного сна, для каждого свой — кто-то готов распрощаться с «тихим часом» около четырех лет, а кто-то любит подремать после обеда даже во время начальной школы. Если ребенок легко и быстро засыпает днем, то значит, его организм еще нуждается в дополнительном отдыхе. Но что, если быстрое засыпание днем — это не про вашего ребенка?
Признаки того, что ребенок готов отказаться от дневного сна
Стабильное настроение. Понятное дело, что невозможно ждать от ребенка 4-5 лет полной уравновешенности и стабильности на протяжении всего дня. Однако если вы заметили, что ваши дети находятся в довольно устойчивом состоянии с утра до вечера и не устраивают истерики после того, как они пропустили дневной сон, это может говорить о том, что они уже готовы обойтись без «тихого часа».
Проблемы с дневным сном. Даже если вам удалось уложить ребенка в кровать после обеда, заснуть ему все равно не удается. В процессе укладывания ребенок может много вертеться, беситься, долго и мучительно засыпать. Однако если в результате всех этих страданий ребенок все же засыпает и спит больше часа без пробуждений, возможно, ему еще рановато отказываться от дневного сна совсем, а достаточно лишь скорректировать режим.
Дневной сон портит ночной сон. Возможно, вы заметили, что в те дни, когда ваш ребенок спит днем, ему сложно заснуть вечером. Он долго засыпает, некрепко спит или слишком рано просыпается — верный признак того, что дневной сон ему уже не нужен.
Без дневного сна ребенок легко укладывается на ночь. В те дни, когда ваш ребенок пропустил дневной сон, он нормально укладывается вечером, ложится в адекватное время без истерик и скандалов, хорошо и крепко спит всю ночь.
Ребенок не демонстрирует признаков усталости в течение дня. Если же ваш ребенок «отрубается» в середине дня, когда у него есть такая возможность — например, за просмотром мультиков или во время поездки на машине, или начинает выглядеть сонным уже в районе обеда — зевает и трет глаза, то скорее всего, дневной сон ему все еще нужен.
Ребенок развивается по возрасту. Сон крайне важен для физического и психологического здоровья ребенка, а потому, если вы решили отказаться от дневного сна, убедитесь, что у ребенка нет признаков системного недосыпания. Это значит, что ребенок легко запоминает новые вещи, а уровень его внимания соответствует возрасту. Также он в целом здоров и не болеет чаще, чем обычно.
Если вам кажется, что ваш ребенок уже готов расстаться с «тихим часом» и перейти на один долгий ночной сон, вот, как вы можете помочь ему перестроиться.
Дневной сон: почему он так важен, и как уложить ребенка спать без капризов
Для многих родителей вопрос дневного сна оказывается проблемным. Ребенок слишком быстро просыпается, или вообще отказывается идти в кровать, или отправляется на обеденный сон в совсем неподходящее время.
© jurgita.photography/Getty Images Дневной сон как уложить ребенка
Что делать, если малыш «уходит в отказ»
Когда можно перестать спать днем
Когда пора укладывать
Воспользуйтесь сигналами утомления своего чада как главными индикаторами:
Сколько ребенок должен спать днем?
В среднем полноценный дневной сон продолжается 1−3 часа. Возьмите за основу общее количество рекомендуемого в таблице времени сна (за полные сутки) и вычтите из него то количество часов, которое уходит у вашего малыша на ночной отдых. Оставшиеся часы послужат вам ориентиром как самое оптимальное время для отдыха днем.
© Getty Images/EyeEm Premium Дневной сон как уложить ребенка
Что делать, если ребенок спит днем очень мало
Два раза или один?
Если ребенок не засыпает самостоятельно
Возможно, она не хочет засыпать в своей кроватке, но ей понравится идея спать днем в уютной родительской спальне. Но не забудьте напомнить крохе, что родительская кровать свободна только днем, а ночью все люди спят в своих кроватках, иначе фея сна не сможет доставлять людям предназначенные для них сны. В дневной сон не страшно вводить исключения, он должен привлекать малыша своей особенностью. Можно лечь спать в специальном детском гамаке, в спальном мешке под столом или у старшего брата на втором ярусе кровати.
Если вас раздражает необходимость «караулить» засыпающего ребенка, вы нервничаете оттого, что впустую тратите время, ситуация только ухудшится. Ваше раздражение передастся и ребенку, отчего он будет засыпать еще дольше. Наберитесь терпения. Отодвигайте стул или кресло, на котором вы сидите, каждые два-три дня все дальше и дальше от кроватки, все ближе к выходу из спальни. Через какое-то время ваш стул окажется за дверью. Если малышка будет звать вас, откликайтесь на ее зов, пусть она знает, что вы рядом, хотя и не видит вас. За 1−2 недели вы сможете полностью избавить вашего ребенка от потребности быть около нее.
© Getty Images/Onoky Дневной сон как уложить ребенка
Почему детям важен дневной сон?
Режим дня важен не только для родителей, но и для ребенка. Если у него будет нормальное соотношение периодов бодрствования и сна, то проблем со здоровьем не возникнет. Ему будет проще сидеть на занятиях и играть. Однако некоторые родители считают, что дневной сон — лишний.
Причины для сна
Организм ребенка еще не имеет таких ресурсов, как взрослый человек. Поэтому утомляется он быстрее и чаще требует отдыха. Если понаблюдать за котятами, то можно заметить: они играют и в какой-то момент падают спать. С детьми так поступать не надо, но все же днем им нужно спать.
Старайтесь придерживаться того же распорядка, что и в детском саду. Будьте ребенка в одно и тоже время, кормите, а также укладывайте днем спать. Во время отдыха у него успокаивается нервная система, а это способствует повышению концентрации внимания.
Плюсы дневного сна:
К тому же дневной сон отличная возможность для родителей: они могут заниматься своими делами. Если ребенок категорически не хочет спать, то он не устал или слишком перевозбужден.
Приучение к дневному сну
В норме ребенок испытывает усталость к обеду. Однако это справедливо при раннем пробуждении. Если дошкольник не спит до двух ночи, а просыпается в 11 дня, то в два часа он не захочет спать. Поэтому начинайте с правильной организации режима дня.
Выбирайте одно время укладываться спать и пробуждение. Это важно сохранять даже в выходные и праздничные дни. Иначе режим не установится и ребенок будет уставать и капризничать.
Выбирайте время для дневного сна — тоже, что и в детском саду. Учитывайте, что в разных группах (младшей, средней, старшей, подготовительной) оно меняется. Поэтому нужно будет корректировать.
Что нельзя делать:
Все это вызовет истерику и негатив со стороны ребенка. Лучше идти путем позитивных убеждений. Например, сделайте ритуал: чтение сказки перед сном или прослушивание аудиоспектакля.
Перед сном лучше гулять на улице. Свежий воздух и активные игры способствуют развитию усталости. Поэтому уже будет проще уложить спать. К тому же плотный обед тоже приведет к желанию отдохнуть.
Важно правильно подготовить места для сна. В комнате должно быть чисто, а сама она проветриваемой. Обязательно предложите ребенку переодеться, помыть руки и лицо, с комфортом лечь. Потом возьмите его любимую игрушку, которая тоже хочет спать и положите рядом.
Самое главное в выработке навыка
Не ждите, что ребенок будет засыпать по щелчку пальца. Он может ворочаться и заниматься своими делами. Предоставьте ему тихую изолированную комнату и время для расслабления. Также поставьте стакан воды на случай, если ребенок захочет пить. Будьте последовательны и дневной сон перестанет вызывать проблемы. Со временем ребенок сам начнет проситься спать в дневное время.
Дневной сон малыша. Отказ от дневного сна
Нужно ли заставлять ребенка спать? Влияет ли продолжительность дневного сна на ночной? Когда ребенок начинает отказываться от дневного сна? Читайте ответы на эти и другие вопросы
Нужно ли соблюдать режим дня?
Режим дня помогает ребенку ориентироваться во времени, способствует уравновешенности, предохраняет его нервную систему от переутомления. Если ребенок примерно в одно и то же время ест, играет, гуляет, то и засыпать ему будет гораздо легче в заранее установленное и привычное время.
Нужно ли укладывать ребенка спать в одно и то же время?
Скрупулезная точность здесь не требуется. Если малыш явно устал, его можно уложить спать чуть раньше, чем обычно. В тех случаях, когда дневной сон особенно крепок, ребенка можно разбудить немного позже. Лучше ориентироваться не на часы, а на самочувствие и поведение малыша: в идеале он должен засыпать без капризов, а просыпаться бодрым и активным.
Как бороться с нежеланием ребенка отправляться в постель?
Если ребенок не поддается на уговоры и наотрез отказывается идти спать, возможно, он недостаточно устает к тому времени, когда родителя хотят его уложить. Можно постараться увеличить его физические нагрузки, продолжительность прогулок, интенсивность занятий спортом. Желательно избегать эмоционального возбуждения ребенка незадолго до времени дневного сна.
Как помочь ребенку заснуть?
Важно обустроить кроватку ребенка так, чтобы она была комфортной и уютной. Не стоит использовать сон или кроватку в качестве наказания. Спокойнее заснуть ребенку может помочь игрушка-посредник — например, кукла или плюшевый мишка, которые тоже «засыпают» в кроватке малыша. Иногда ребенка легче отправить в постель, предоставив ему иллюзию самостоятельного выбора, например, спросив «Ты хочешь лечь спать сейчас или через пять минут»? Можно также напомнить о привычной последовательности действий: после еды нужно умыться, а потом отправляться в кроватку и там слушать сказку. Ребенок начинает ожидать тех событий, о которых ему уже сообщили, и воспринимает их как неотъемлемую часть своего дня.
Почему ребенок часто просыпается, чтобы попить?
В большинстве случаев это свидетельствует о неправильном температурном режиме в комнате ребенка и о его перегреве в кроватке. В комнате малыша должно быть прохладно — 18-20С. Если не устранить постоянный перегрев, пробуждения для того чтобы попить могут закрепиться в виде рефлекса.
Когда дневной сон можно отменить?
Нервная система у ребенка еще только развивается, испытывая постоянные нагрузки, и полноценный отдых получает только во сне. С возрастом потребность в дневном сне у детей становится все меньше. Шестилетним детям достаточно одного часа. Нередко дети отказываются ложиться спать днем. Как правило, это происходит из-за нежелания отрываться от увлекательной игры или по причине слишком позднего пробуждения по утрам. Постепенно режим дня меняется, и к семи годам большинство детей уже свободно обходятся без дневного сна.
Нужно ли заставлять ребенка спать, если он не хочет?
Заставлять ребенка спать днем не имеет смысла. Для малыша нет никакой пользы в том, что его заставляют засыпать, когда он не устал, или кормят, когда он не проголодался. Другой распространенной педагогической ошибкой является превращение дневного сна в наказание. Провинившегося ребенка можно оставить в комнате одного и даже закрыть дверь, но насильно укладывать его в кровать нельзя, поскольку это может привить ему негативное отношение к укладыванию на ночь.
Влияет ли продолжительность дневного сна на ночной?
Когда ребенок начинает отказываться от дневного сна?
Систематически отказываться ложиться спать днем малыши нередко начинают уже в возрасте около трех лет. В это время дневной сон еще необходим, и родителям лучше прилагать усилия к тому, чтобы их ребенок продолжал днем спать. Дневной сон считается нормой вплоть до старшего дошкольного возраста.
Что делать, если малыш отказался от дневного сна слишком рано?
Если ребенок перестал спать днем и не испытывает от этого никаких неудобств, то родителям достаточно выделить время днем, в течение которого ребенок мог бы просто полежать в спокойной обстановке. Такой тихий отдых тоже способствует восстановлению сил и укреплению нервной системы.
Эксперты: Пономарева Ольга, Педиатр, невролог
Рекомендации по режиму дня школьников, нормам сна, отдыха, работы с компьютером
Режим для школьника важен потому, что он создает прочные рефлексы, воспитывает полезные устойчивые привычки. Ребенок приучается вставать и ложиться спать ежедневно в одно и то же время. Это помогает ребенку быстрее заснуть, крепче спать и утром встать бодрым. То же относится к приему пищи. Если школьник будет питаться регулярно, в одно и то же время получать завтрак, обед, полдник и ужин, то он будет есть с аппетитом, а это способствует лучшему усвоению пищи. Рациональный режим дня создает здоровый динамический стереотип поведения, укрепляет нервную систему ученика.
Ежедневное выполнение рационального режима дня, кроме большого гигиенического значения — сохранения и укрепления здоровья, имеет немаловажное значение для успешного обучения. Ребенок приучается к аккуратности, порядку, опрятности,
учится ценить и беречь время, экономно его расходовать, привыкает работать последовательно, прилежно, тщательно. Приученный к режиму ребенок всегда будет иметь время для занятий в школе и дома, для отдыха, прогулок и игры, для ока-
зания помощи родителям по хозяйству (это должно быть предусмотрено режимом дня). Выработанные в детстве привычки облегчают работу и нередко сохраняются на всю жизнь.
Режим дня школьника. Каким он должен быть?
Основными элементами режима дня школьника являются:
-учебные занятия в школе и дома;
-активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе;
-регулярное и достаточное питание;
-физиологически полноценный сон;
-свободная деятельность по индивидуальному выбору.
Физиологически полноценный сон
Человеку необходимо удовлетворять соответствующую возрасту потребность во сне, так как в противном случае создаются условия для возникновения заболеваний. У детей при недостатке сна может нарушаться поступление в кровь специфических гормонов, что отрицательно сказывается на их росте и развитии. Школьникам показано увеличивать обычную продолжительность сна (хотя бы на 1 час) на время экзаменов, перед контрольными работами и при всякой напряжённой умственной деятельности. У детей, недосыпающих 2–2,5 часа, уровень работоспособности на уроках снижается на 30 % по сравнению с детьми, «высыпающими» свою норму.
Для преодоления проблем с засыпанием следует соблюдать некоторые условия:
-ложиться спать в одно и то же время;
-ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов и т. п.);
-сформировать собственные полезные привычки («ритуал»): вечерний душ или ванна, прогулка, чтение и т. п.
Кровать у ребёнка должна быть ровной, не провисающей, с невысокой подушкой. Комнату нужно хорошо проветривать.
Продолжительность сна у детей школьного возраста меняется с возрастом и составляет:
в 7-10 лет – 10-11 часов;
в 15-17 лет – 9-8 часов
Первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов.
Регулярное и достаточное питание
Правильно организованный режим питания основывается на выполнении определённых требований. Прежде всего, это соблюдение времени приёмов пищи и интервалов между ними. Промежутки между приёмами пищи у школьников не должны превышать 3,5–4 часов.
Для школьников рекомендуется 4–5-разовое питание.
При этом рацион должен быть сбалансированным по составу, содержать необходимое количество белков, жиров, углеводов, пищевых волокон, витаминов и минералов.
Активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе
Не следует приступать к выполнению домашних заданий сразу по приходу домой из школы. Не успевший отдохнуть организм получает дополнительную нагрузку, работоспособность его понижается и на приготовление уроков затрачивается больше времени. Особое внимание следует уделить двигательной активности ребёнка и прогулкам на свежем воздухе. Продолжительность прогулок, подвижных игр и других видов двигательной активности должна составлять как минимум 3–3,5 часа в младшем возрасте и 2,5 часа у старшеклассников. Если ребенок дополнительно занимается в кружках, то эти занятия должны быть ограничены: не более двух дополнительных занятий. Желательно, чтобы они были разные: спортивные чередовались с познавательными занятиями. А выходные только для отдыха!
Особое внимание следует уделить нормам работы школьников за компьютерами.
Непрерывная длительность занятий непосредственно с персональным компьютером (далее-ПК) не должна превышать:
Для учащихся 1-4-х классов – 15 мин.;
Для учащихся 5-7-х классов – 20 мин;
Для учащихся 8-11-х классов – 25 мин.
Работа на ПК должна осуществляется в индивидуальном темпе и ритме. После установленной длительности работы на ПК следует проводить комплекс упражнений для глаз, после каждого урока на переменах – физические упражнения для профилактики общего утомления.
Занятия в кружках с использованием ПК должны организовываться не раньше чем через 1 час после окончания учебных занятий в школе. Это время следует отводить для отдыха и приема пищи.
Занятия в кружках с использованием ПК должны проводиться не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью:
Для учащихся 2-5-х классов (7-10 лет) – не более 60 мин.;
Для учащихся 6-х классов и старше – до 90 мин.
Не рекомендуется проводить компьютерные игры перед сном.
Важно правильно организовать выполнение школьником домашних заданий.
Возвращаясь из школы, прежде чем заняться выполнением домашнего задания, ребёнок должен отдохнуть: поиграть, погулять, но не смотреть телевизор. Начинать выполнять домашнее задание следует не раньше 15–16 час. Необходимо знать о временных нормах выполнения домашних заданий и следить за их соблюдением.
В 1 классе – 1 час; во 2 классе – 1,5 часа; в 3–4 классах – 2 часа. Нужно стремиться не выходить за рамки рекомендованного времени.
Важно правильно организовать рабочее место школьника-условия, в которых обучается и выполняет домашние задания ребенок, что ощутимо влияет на его успеваемость и здоровье. Рабочее место может быть удобным только в том случае, если размеры стола и стула будут соответствовать росту школьника. При этом нужно, чтобы туловище находилось в вертикальном положении, голова слегка была наклонена вперед, ноги согнуты под прямым углом, подошвы всей поверхностью касались пола. Стул должен иметь невысокую спинку. Стол, за которым занимается ребенок, должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева (если ребенок левша, то наоборот), Аналогично должно быть налажено полноценное искусственное освещение. Соблюдение этих условий обеспечивает хорошее зрительное восприятие, свободное дыхание, нормальное кровообращение и способствует выработке правильной осанки
Как правило, грамотно организованный день школьника быстро приносит положительные изменения в его настроение, самочувствие и успеваемость.