кпл почта россии что это
«Почта России» станет холдингом из более чем 10 компаний
Актуализированная стратегия «Почты России» на 2020–2030 годы (сейчас документ находится на рассмотрении совета директоров) предполагает переход к холдинговой модели управления. Об этом в интервью РБК рассказал гендиректор компании Максим Акимов.
«Стратегия описывает перспективный продуктовый портфель: куда мы идем в части логистики, e-commerce, финансового бизнеса и т.д. Там же есть и вторая часть — как мы должны избавляться от ригидности, меняться сами, добиваться хорошего корпоративного метаболизма, скорости принятия решений и, самое главное, гибкости», — объясняет Акимов.
Он приводит пример: холдингами являются такие компании, как Poste Italiane, Deutsche Post DHL, Singapore Post. «И вполне понятно, почему разумная человеческая мысль в других частях света пришла к этому: управлять таким огромным телом в виде монолита невозможно. Жесткая конструкция при любом потрясении рассыпается», — отметил глава «Почты России».
По его словам, переход к холдинговой модели также позволит дать новую ответственность менеджменту, возможность «дочкам» получать партнеров, в том числе акционерных, самостоятельно привлекать финансирование, быстро генерировать продукты, тестировать гипотезы и выводить их на рынок. Предполагается, что у «Почты России» будет больше десяти «дочек». К подобным активам компания уже относит существующие совместные предприятия с ВТБ — «Национальные логистические технологии» и Почта Банк, а также разработчика цифровых сервисов «ПочтаТех». В ближайших планах — создание «дочки» для развития ретейла.
АО «Почта России» было создано в 2019 году в результате реорганизации одноименного федерального государственного унитарного предприятия. Сейчас компания на 100% принадлежит государству.
Акимов считает целесообразным привлечение миноритарных акционеров в капитал компании. «Почте России» неплохо было бы, безусловно оставляя контроль со стороны государства, так или иначе иметь у себя частный капитал. То есть иметь другую сторону для диалога, которая бы немножко подвинчивала мозг менеджменту, давала бы правильные ориентиры по поводу операционной эффективности и оптимизационной работы внутри», — сообщил он в интервью, оговорившись, что пока никакого диалога с государством на этот счет нет, поскольку есть «гораздо более актуальные насущные вопросы». В то же время, развивая тему привлечения миноритарных инвесторов, Максим Акимов отметил, что, если бы «Почта России» решила разместить небольшой пакет акций на бирже в рамках IPO или private equity, желающих было бы много и «книгу заявок» компания могла бы очень эффективно закрыть.
Акционирование обсуждалось с 2014 года, изначально предполагалось, что оно позволит «в случае решения правительства в будущем привлечь стратегических инвесторов, а в дальнейшем провести и так называемое народное IPO, которое позволит большинству граждан России стать акционерами компании». Подготовка и проведение реорганизации ФГУП было основной задачей Дмитрия Страшнова, который возглавлял предприятие в 2013–2017 годах. Однако подготовленный правительством законопроект об акционировании так и не дошел до первого чтения в Госдуме, потому что депутаты опасались, что его одобрение повлечет «повышенные риски необоснованного распоряжения федеральным имуществом и его бесконтрольного отчуждения». К идее вернулись практически сразу после назначения на пост гендиректора ФГУП Николая Подгузова (июль 2017 года). Тогда представители Минкомсвязи (сейчас — Минцифры) заявляли, что работа по ограниченной модели ФГУП тормозит ход реформ предприятия. При этом в правительстве подчеркивали, что речь не идет о приватизации, что государство продолжит быть 100-процентным собственником.
Согласно стратегии «Почты России», ее инвестиционная программа в ближайшие пять лет потребует 127 млрд руб. Максим Акимов рассчитывает, что компания «спокойно найдет» эти средства за счет кредитов. К прямым субсидиям от государства, по его мнению, компании возвращаться не стоит. «Мое глубокое убеждение, что, как только мы будем получать прямые субсидии на поддержание сети или на латание дыр в нашей операционной модели, мы будем деградировать как игрок. И никакой менеджер не сможет этой деградации сопротивляться», — заявил он.
«Почта России» получала субсидии из федерального бюджета до 2015 года. Например, в 2014-м государство выплатило ей 3 млрд руб. в качестве компенсации потерь от сдерживания роста цен на доставку подписных печатных изданий и 139 млн руб. — за работу на Крайнем Севере. Дмитрий Страшнов, подводя итоги своей работы во ФГУП, называл главным достижением своей команды, что за два года работы предприятие стало безубыточным и бездотационным. В 2019 году возглавлявший на тот момент «Почту России» Николай Подгузов предложил правительству использовать свободный остаток субординированного депозита из Фонда национального благосостояния (ФНБ) в размере 39,8 млрд руб. на обучение персонала и модернизацию отделений по всей стране, чтобы трансформировать их в точки притяжения по всей стране. Однако идею так и не поддержали.
Почта России для чайников
Почта России — это большая, сложная и не очень дружественная структура. На неё принято плеваться в социальных сетях, а поход за письмом или посылкой часто превращается в маленький квест. Про такое говорят: «Жизнь меня к этому не готовила».
Хочешь отправить книжку в подарок другу. Приходишь в отделение, а уставшая женщина спрашивает: «Как отправляем, заказной бандеролью с объявленной ценностью или первым классом?». И ты понимаешь, что это будет посложнее высоконагруженных систем, больших данных и нейросетей.
Мы в «Дадате» сильно связаны с почтой: исправляем адреса и неплохо разбираемся в особенностях её работы. Написали подробный гид по услугам Почты России, для чайников. Автор статьи — Сергей Король, редактор и почтовый гик.
Какие бывают отправления
Для начала разберёмся в двух базовых видах отправлений.
Простое отправление отправляют самостоятельно, без отделения — просто бросают в почтовый ящик. Это обычные открытки и письма.
Заказное отправление посылают только из отделения. Для него заполняют бумажки, и получают трек-номер для отслеживания. Такое отправление получают только с паспортом. На заказные отправления «навешиваются» дополнительные опции:
Простые открытки и письма
Тут всё просто: берёте открытку или письмо, наклеиваете марки и бросаете в ящик — всё, оно дойдёт. Открытка по России сейчас стоит 13 ₽, по миру — 30 ₽. Письмо из конверта и пары листов А4 по России стоит 20 ₽, по миру — от 31 ₽.
Заказные письма и посылки
Их отправляют из отделения. Приносите отправление, выберите опции, отдайте отправление оператору и получите чек. Рассчитать стоимость отправления проще всего на сайте Почты России.
Если отправляете документы государственной важности, говорите так: «Хочу отправить письмо с описью вложения и уведомлением о вручении», сотрудник дальше всё сам сделает. Еще важно не запечатывать конверт с таким вложением, потому что оператор должен проверить его по описи.
Бандероли
Бандероль — это клёвый почтовый шорткат, что-то среднее между письмом и посылкой, но только для печатной продукции. В бандеролях отправляют книги, газеты, журналы, пачки документов.
Бандероль стоит дешевле, и для неё не нужно заполнять бланки. Просто вкладываете книгу в пакет, пишете адрес и отдаёте оператору. Главное чтобы весило менее двух килограммов (иначе только посылка).
Теоретически, в бандероли можно отправить небольшую вещь вроде футболки — операторы не особо следят, что там внутри.
Отправления 1 класса
Это любые регистрируемые письма, бандероли и посылки с реактивной насадкой. Они стоят дороже, но доходят в два раза быстрее.
Для отправлений 1 класса также не нужно заполнять богомерзких бланков. Достаточно написать адрес на конверте или пакете.
Это надстройка над почтой, на манер курьерской службы доставки. На деле писать про неё нечего: долго, дорого и ужасный сервис. Если вам действительно нужно отправить что-то курьером, выбирайте частную курьерскую службу.
Всякие правила и советы:
Электронные заказные письма — как и зачем Почта России оцифровала корреспонденцию
Задача заказного письма — передать адресату важные бумаги: договоры, счета, акты или претензии. Заказные письма имеют трек-номер и вручаются лично получателю под подпись или представителю по доверенности. Эти письма часто используются для общения с государственными организациями, судами, Роспатентом.
Мы оцифровали заказные письма: вы можете отправлять и получать их через личный кабинет, без похода в почтовое отделение.
Зачем нужно было оцифровывать заказные письма?
Главная цель перехода на ЭЗП — экономия времени и ресурсов. Замена бумажных заказных писем на электронные помогла снизить нагрузку в почтовых отделениях: не нужно относить письмо на почту, а адресат получает его почти мгновенно.
Оцифровка почты помогает государственным органам и организациям снижать затраты на распечатку и упаковку в конверты бумажных писем. Через сервис ЭЗП приходят штрафы ГИБДД, постановления от Федеральной службы судебных приставов, повестки от мировых судей и других ведомств. Штрафы от ГИБДД сперва попадают в нашу систему, поэтому пользователи zakaznoe.pochta.ru и мобильного приложения Почты узнают о них раньше всех, а значит могут оперативно оплатить штраф со скидкой из электронного письма.
Что это даёт отправителю
До недавнего времени пользоваться этой услугой могли только госорганы и организации. С 2019 года у обычных пользователей Почты тоже появилась возможность отправлять электронные заказные письма в адрес госорганов, других физических лиц и организаций из своего личного кабинета zakaznoe.pochta.ru и мобильного приложения «Почта России».
Для этого не нужно тратить время на распечатку, поход в отделение или поиск ящика, конвертов и марок. Среднее время доставки электронного заказного письма до адресата всего 3 минуты. Письмо будет храниться в личном кабинете, где можно отслеживать маршрут и статус письма в режиме реального времени по трек-номеру.
Работает это так: отправитель — государственный орган, компания или частное лицо — загружает письма в электронном виде в почтовую систему. Если у получателя включена электронная доставка, то он получит письмо онлайн, если нет — оно будет доставлено в бумажном виде. При этом распечатка, подготовка и франкирование писем (нанесение отметок, заменяющих марки) это наша забота, всё это включено в стоимость услуги.
Для отправки электронного заказного письма из личного кабинета zakaznoe.pochta.ru нужно выполнить следующие шаги:
Так выглядит процесс оформления электронного заказного письма
Что это даёт получателю
Благодаря тому, что письма приходят электронно, вы получите письмо даже при смене места жительства и сможете ответить на него из личного кабинета. Чтобы начать получать юридически значимые письма от государственных органов и организаций в электронном виде, нужно дать на это своё согласие. Сделать это можно на одной из этих площадок:
Оповещения о новых заказных письмах можно получать по электронной почте, СМС и через push-уведомления. Для этого укажите номер мобильного телефона и электронную почту в настройках личного кабинета.
Услугу можно отключить в любой момент, и тогда заказные письма снова будут приходить в бумажном виде.
Сколько стоит отправка и получение ЭЗП
Подключение к сервису и получение писем доступно бесплатно, достаточно зарегистрироваться и дать согласие на доставку корреспонденции в электронном виде. Отправка одного электронного заказного письма стоит 60 рублей.
Это точно надежно?
Переживать не стоит — все работает быстро, безопасно, и отправленные таким образом письма являются юридически значимыми. Заказные письма отличаются от обычных тем, что вручение является официальным подтверждением того, что адресат получил информацию.
У бумажных заказных писем для подтверждения факта доставки есть статусы «доставлено для вручения в отделение» и «вручено». В электронной системе им соответствуют статусы «доставлено для вручения электронно» и «вручено». Для электронных писем статус вручения проставляется в момент, когда пользователь входит в личный кабинет. Зашел в личный кабинет — значит получил письмо. Ваш личный кабинет на сайте zakaznoe.pochta.ru или в мобильном приложении становится аналогом почтового ящика.
Теперь о безопасности. Письма, которые мы принимаем от клиентов-отправителей подписываются усиленной квалифицированной подписью — так мы гарантируем что в них ничего не было изменено и что сообщение было создано именно тем, кто его отправляет.
ЭЗП пересылаются по защищенным каналам передачи данных в соответствии с требованием ФЗ «О персональных данных». Почта России несёт ответственность за конфиденциальность переписки согласно статье 63 о тайне связи Федерального закона (126-ФЗ). Клиенты получают уведомление о письме на той площадке и тем способом, который выбрали при подключении.
Как Электронные заказные письма используются в бизнесе
Крупные юридические лица уже подключают свои информационные системы к сервису ЭЗП и отправляют письма в электронном формате, потому что это существенно экономит бюджет на доставку.
Если вам нужно отправить много писем своим клиентам то вы можете просто загрузить файл с письмами в личный кабинет, а Почта позаботится об отправке. Тем, кто получает письма электронно они придут в личный кабинет, а бумажные письма мы распечатаем, упакуем и доставим вживую.
Бизнес может не только отправлять письма электронно, но и получать их. Например, крупные компании, связанные с логистикой и автобизнесом, получают тысячи писем от ГИБДД ежедневно. Представьте всё это в бумажном виде — печать, доставка, каждое письмо нужно открыть и внести данные в свою систему. А благодаря интеграции с ЭЗП такой объем писем принимается и обрабатывается в электронном виде, что гораздо проще и удобнее.
Благодаря тому, что такие письма приходят быстрее, компании успевают оплачивать штрафы со скидкой, вовремя обжаловать постановления о нарушениях, если не считают себя виноватыми, а также хранить копии заказных писем.
Статистика использования
В 2018 году услуга была доступна только в 5 регионах, в 2019 году добавилось еще 46, а на 1 марта 2020 электронные заказные письма доступны уже в 58 регионах.
Только за прошлый год число электронных отправлений выросло на 48% — с 50 до 74 миллионов. Подключение к сервису ЭЗП даёт возможность получать и отправлять юридически значимые письма даже из самых отдаленных точек страны.
Карта охвата сервиса электронных заказных писем
Почта России: аббревиатуры и сокращения
В связи с профессиональной с деятельностью Почты России имеются различные сокращения и аббревиатуры. Мы дадим расшифровку наиболее часто используемых из них.
Сокращение | Расшифровка |
---|---|
АОПП | Авиационное отделение перевозки почты |
АСЦ | Автоматизированный сортировочный центр |
ГСП | Городская служебная почта |
ГЦМПП | Главный центр магистральных перевозок почты |
ДПО | Доставка почтовых отправлений |
ДТИ | Дополнительный технологический индекс |
ММПО | Место международного почтового обмена |
МРП | Межрайонный почтамт |
МСЦ | Магистральный сортировочный центр; |
О | Отделение почтовой связи |
ОПП | Отделение перевозки почты |
ОПС | Объект почтовой связи |
П | Почтамт |
ПЖДП | Прижелезнодорожный почтамт |
ПОУПС | Правила оказания услуг почтовой связи |
ППС | Полевая почтовая станция |
РЦПП | Республиканский центр перевозки почты |
СЦ | Сортировочный центр |
ТИ | Технологический индекс |
УООП | Участок обмена, обработки и перевозки |
УОПО | Унитарное отделение почтовых отправлений |
Ув. | Уведомление (например, судебное) |
УФПС | Управление Федеральной почтовой связи |
ФГУП | Федеральное государственное унитарное предприятие |
По всем интересующим вас вопросам вы можете звонить с мобильных и стационарных телефонов по бесплатному телефону горячей линии ФГУП «Почта России» 8-800-2005-888.
Поиск индекса по адресу
«Почта России» введет форматы отделений по франшизе и «почтальон на дому»
«Почта России» рассматривает возможность отдать часть отделений франчайзинговым партнерам и еще часть перевести на формат «отделение на дому», сообщил в интервью РБК гендиректор компании Максим Акимов. Трансформация сети — часть актуализированной стратегии «Почты России» на 2020–2030 годы, рассмотрением которой сейчас занимается совет директоров.
Сейчас у «Почты России» около 40 тыс. отделений по России — это крупнейшая розничная сеть в стране, — однако до 25% из них считается планово-убыточными. «Мы не планируем сокращать количество точек присутствия; наоборот, у нас обратная задача, их увеличить — и через формат франшизы, «почтальона на дому», ПВЗ (пунктов выдачи заказов. — РБК), постаматов и т.д. Мы не будем массово закрывать отделения, у нас нет и не было таких планов. Да, мы прекрасно понимаем, что внутри компании мы отделения субсидируем и это будет давить на наш финансовый результат, но это часть нашей миссии, присутствовать там, где, кроме нас, никто присутствовать не может и не будет», — отметил Акимов.
Идея открывать почтовые отделения по франшизе обсуждается уже несколько лет. В 2015 году Минкомсвязь (сейчас Минцифры) даже разработала соответствующий законопроект. Предполагалось, что это позволит превратить сельское почтовое отделение в сельпо — сельский магазин, который в том числе будет предоставлять необходимый минимум почтовых услуг. Это должно позволить компании сократить число убыточных отделений в ее сети.
Акимов отметил, что к нему обращается много предпринимателей, которые хотели бы делать бизнес вместе с «Почтой России». «Но это крайне непростая тема, и если это делать, то взвешенно и аккуратно. Надеемся, что будем развивать сеть на базе частичной занятости, когда человек будет числиться на одну десятую ставку у нас в силу регуляторного ограничения, требующего допускать к работе с почтовыми отправлениями только штатных сотрудников, но в то же время будет предпринимателем, который будет продавать сервис», — пояснил он.
Отделения в небольших населенных пунктах, которые находятся в очень плохом состоянии, «Почта России» может и вовсе закрыть, сохранив при этом почтальонов. «Мы планируем изменить зонирование, форматы, запустить так называемое отделение на дому, когда нам выгоднее доплатить сотруднику за то, что он работает из дома, а не из отделения, где нужно исправлять провалившийся пол и потолок, сквозь который давно видны звезды», — рассказал Акимов. В компании не уточнили, сколько у нее может быть подобных отделений и точек, работающих по франшизе.
Новая стратегия в том числе предполагает, что к 2025 году средний срок доставки почтовых отправлений сократится до двух дней (с 3,3 дня в 2020-м), время ожидания в очередях в отделении — до двух минут (с трех с половиной минут), а показатель NPS (Net Promoter Score, индекс потребительской лояльности) вырастет до 12 (в 2020-м — 3 со знаком минус). «[Отделения —] для нас это, конечно, главная точка клиентского контакта. Наша задача — хорошо присутствовать в городах-миллионниках. Там не должно остаться неотремонтированных отделений или отделений, где у нас будет негативный клиентский опыт», — резюмировал Акимов.