кпп что это в казахстане
Что такое КПП в реквизитах юридического лица
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Чтобы получить статус юридического лица, нужно соблюсти множество формальностей, встать на учет в налоговой инспекции.
Это необходимо для идентификации организации среди тысяч ей подобных. Получение различных реквизитов, содержащих сведения о созданной компании – важный этап регистрации юр. лица.
Сегодня мы рассмотрим, что такое КПП, кому присваивается, для чего нужен и как расшифровываются его цифры.
Расшифровка КПП
КПП – это аббревиатура понятия «код причины постановки на учет», т. е. по какой причине юридическое лицо встало на учет в налоговой службе.
Код содержит дополнительные идентифицирующие сведения к ИНН организации. Он формируется из 9 цифр, каждая из которых имеет определенное значение:
Пример расшифровки КПП
Допустим, известен КПП какой-то организации. Какие сведения можно почерпнуть из кода?
Возьмем для примера КПП Сбербанка «773601001» и расшифруем его:
Кому присваивается КПП (есть ли он у ИП)
КПП присваивается юридическим лицам и является составной частью обязательных реквизитов. Закономерен вопрос: «КПП у ИП есть или нет?».
Согласно Порядку регистрации индивидуальных предпринимателей и Налоговому Кодексу РФ, ИП не должны получать КПП.
У одного юр.лица может быть несколько КПП. Это связано с тем, что компания вправе иметь несколько обособленных подразделений, земельных участков (прочего недвижимого имущества), транспорта в различных субъектах РФ.
Например, головной офис компании по добыче угля находится в Москве, а непосредственно угольные шахты – на Кузбассе. Данная организация будет иметь КПП для головного офиса и КПП для угольных шахт.
Если компания или ее подразделения в ходе своей хозяйственной деятельности меняют местоположение, приобретают и регистрируют новое имущество или транспортные средства в других (отличных от места основной регистрации) субъектах РФ, то она должна менять и КПП.
Смена КПП имеет заявительный характер. Это значит, что учредитель (учредители) юр.лица должны лично обратиться в ИФНС того административного образования, где находится новое местоположение компании (подразделения, имущества и т.д.), и подать заявление о замене КПП.
Код заносится в Свидетельство о постановке на учет, выдаваемый ИФНС. Также КПП фиксируется в едином государственном реестре юридических лиц – ЕГРЮЛ (об этом реестре вы можете узнать из другой статьи нашего сайта).
Важно: КПП юридического лица – это не уникальный код. Случается, что КПП у разных компаний совпадают. Это происходит потому, что эти организации состоят на учете в одной и той же ИФНС по одинаковому основанию. Точная идентификация юр. лица возможна только по совокупности (ИНН + КПП).
*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне
В каких документах должен указываться КПП
КПП – это обязательная составляющая официальных реквизитов коммерческой компании. Поэтому этот код необходимо указывать в целом ряде налоговых и бухгалтерских документов.
Важно: так как одно юридическое лицо может иметь несколько КПП, то в документе должен быть прописан код, актуальный именно для конкретного документа.
Где нужно указывать КПП:
Где и как узнать свой или чужой КПП
Актуальная информация по действующим налогоплательщикам РФ находится на официальном сайте ФНС. Но если сведения нужны просто для справки, то введите наименование интересующей компании в любом поисковике. На экране отобразятся все найденные результаты — вам нужно будет просто перейти на официальный сайт компании.
Как правило, юридические компании «вывешивают» все реквизиты на своих сайтах. Также такую информацию выдают разнообразные справочные ресурсы, размещенные в сети интернета.
Как определить КПП по ИНН или названию компании на сайте ФНС:
При ближайшем рассмотрении все сложное становится простым. Читайте наш блог, и вы убедитесь в этом сами!
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (1)
А что будет если КПП указать другой, но все остальные реквизиты, включая расчетный счёт, будут верными, деньги попадут куда надо?
Код причины постановки на учет (КПП)
Код причины постановки на учет (КПП) – присваивается организации в дополнение к идентификационному номеру налогоплательщика в связи с ее постановкой на учет в разных налоговых органах: по месту регистрации юридического лица, его обособленных подразделений, а также там, где оно является собственником недвижимого имущества и транспортных средств. КПП определяет принадлежность юрлица к тому или иному налоговому органу, а также причину постановки на учет. Таким образом, у одной организации может быть несколько КПП.
Код указывается в выдаваемых налоговыми органами свидетельстве о постановке на учет, а также уведомлениях о постановке на учет обособленных подразделений, недвижимого имущества и транспортных средств.
Согласно приказу ФНС России от 29.06.2012 № ММВ-7-6/435@ «Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика», структура кода причины постановки на учет представляет собой девятизначный номер (NNNNPPXXX), где: NNNN – код налогового органа, где была поставлена на учет организация; PP – причина постановки на учет (эти символы могут принимать значения для российских организаций – от 1 до 50, для иностранных – от 51 до 99); XXX – порядковый номер постановки на учет в территориальном налоговом органе (цифры показывают, сколько раз организация вставала на учет по данной причине).
КПП – обязательный реквизит при заполнении платежных поручений, различных бухгалтерских и налоговых документов. Но это касается только юридических лиц, индивидуальным предпринимателям такой код не присваивается, и поэтому они поле с данным реквизитом не заполняют или указывают там цифру «0».
Что такое КПП
У многих организаций в реквизитах можно увидеть код причины постановки на учет. В документах КПП идет сразу за ИНН в одной строке «ИНН/КПП». Что это за код, как и где узнать КПП организации, расскажем далее.
Что такое КПП организации
КПП — это набор цифр, дополняющий ИНН. По нему определяют, на основании чего юрлицо поставлено на учет. Включает 9 знаков. Расшифровывается КПП в реквизитах организации так:
По расшифровке можно понять как присваивается КПП организации. Важные моменты — место регистрации и причина.
Что можно узнать по КПП организации
В первую очередь можно узнать налоговую по КПП организации. Для этого достаточно взглянуть на цифры 1-4 — это и есть код ИФНС. Следовательно, по номеру можно узнать регион, где работает юрлицо.
Важную информацию скрывают знаки 5 и 6. Например, комбинация 01 говорит, что КПП присвоен юрлицу при регистрации по местонахождению. Комбинации 06-08 — КПП присвоен по месту нахождения недвижимости. Для крупнейших налогоплательщиков пятая и шестая цифры — 5 и 0 соответственно.
Найти организацию по КПП на сайте налоговой нельзя, потому что это не уникальный номер. Для проверки контрагента используйте ИНН или ОГРН.
Узнать КПП организации по ИНН можно онлайн. Для этого откройте сайт ФНС и получите выписку из ЕГРЮЛ. В ней будет указан нужный номер.
Кому присваивается КПП
Код есть только у организаций. Предприниматели обходятся без него. А кредитные организации часто упускают свой КПП, даже при его наличии. Вот перечень документов, где есть КПП организации:
КПП всегда рядом с ИНН, но есть ряд отличий. Во-первых, у двух компаний может быть один код, если они стоят на учете в одной ИФНС и по одному основанию. С ИНН такое невозможно.
Во-вторых, КПП не постоянен. Например, код необходимо изменить при смене места регистрации или при становлении крупнейшим налогоплательщиком.
В-третьих, номеров КПП у организации может быть несколько. Самый частый пример — крупнейшие налогоплательщики. Один КПП присвоен при постановке на учет в ИФНС по месту регистрации, второй — при постановке в качестве крупнейшего плательщика налогов. У таких фирм КПП начинается с 99 — это код межрегиональной инспекции по крупнейшим налогоплательщикам.
Что такое КПП в реквизитах организации: расшифровка
Бухгалтеру необходимо понимать, что такое КПП в реквизитах организации и как его расшифровать. Наша статья поможет разобраться, что означает каждая цифра данного кода. Кроме того мы подскажем, где узнать КПП своей компании, в каких документах его указать.
Расшифровка КПП
КПП — это аббревиатура. Ее расшифровка звучит как «Код причины постановки на учет». Речь идет о налоговом учете, и данный код присваивают именно налоговики.
В общем случае он состоит из девяти цифр.
Для чего нужен КПП
Юридическое лицо может состоять на учете одновременно в нескольких ИФНС: в одной — по своему месту нахождения, в другой — по месту нахождения своего подразделения, в третьей — по месту нахождения недвижимости и проч. Чтобы отразить информацию о той или иной причине, каждой из них присваивают отдельный код.
ВАЖНО. У компании всегда есть только один ИНН, причем он остается неизменным. А вот КПП может быть несколько, и при определенных обстоятельствах они будут меняться. Например, если смена юридического адреса повлечет переход в другую ИФНС, налоговики присвоят юрлицу новый КПП взамен прежнего.
Кому присваивается КПП, в каких документах указывается
ИФНС присваивает код причины постановки на учет только юридическим лицам. У индивидуальных предпринимателей этого реквизита нет.
Юрлица должны указывать КПП (равно как и ИНН) во всех документах, которые имеют отношение к налогам и страховым взносам. Среди таких бумаг:
ВНИМАНИЕ. Юрлицам, у которых есть несколько КПП, важно правильно выбрать код. В частности, при выставлении счета-фактуры обособленным подразделением необходимо указать код данного подразделения. Если работник числится в филиале, в справке 2-НДФЛ по такому работнику нужно указать код филиала.
Как узнать КПП организации
Код причины постановки на учет можно узнать из свидетельства, либо уведомления, выданного инспекцией. Кроме этого, КПП указан в листе записи Единого госреестра юрлиц (ЕГРЮЛ). Этот лист комания получает при регистрации.
Подводя итоги отметим: бухгалтеру нужно разбираться, что такое КПП в реквизитах организации, и как его расшифровать. Это поможет избежать ошибок при оформлении важных документов, например, счетов-фактур и банковских платежных поручений.
Ошибки при заполнении платежек можно исключить, если формировать платежные документы автоматически. Некоторые веб-сервисы для сдачи отчетности (например, « Контур.Экстерн ») позволяют сформировать платежку в 1 клик на основе данных из декларации (расчета) или присланного инспекций требования об уплате налога (взноса). Все необходимые данные (реквизиты получателя, в том числе КПП, актуальные коды бюджетной классификации — КБК, номера счетов управлений Федерального казначейства, коды для статуса плательщика) своевременно обновляются в сервисе без участия пользователя. При заполнении платежки все актуальные значения подставляются автоматически.
Закон Республики Казахстан от 12 января 2007 года № 223-III «О национальных реестрах идентификационных номеров» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 18.11.2021 г.)
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
О национальных реестрах идентификационных номеров
См. о внесении изменений в настоящий Закон:
Закон РК от 02.08.15 г. № 342-V (вводятся в действие с 1 января 2023 г.)
Настоящий Закон определяет цели, задачи, принципы и правовые основы создания и ведения национальных реестров идентификационных номеров на основе формирования для физического, юридического лица (филиала и представительства) идентификационного номера.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
1. В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
Подпункт 1 изложен в редакции Закона РК от 25.11.19 г. № 272-VI ( см. стар. ред. )
Статья дополнена подпунктом 1-1 в соответствии с Законом РК от 25.11.19 г. № 272-VI
Подпункт 2 изложен в редакции Закона РК от 24.12.12 г. № 60-V ( см. стар. ред. )
Подпункт 10 изложен в редакции Закона РК от 02.04.19 г. № 241-VI (введено в действие с 1 июля 2019 г.) ( см. стар. ред. )
2. Специальные понятия законодательства Республики Казахстан о национальных реестрах идентификационных номеров, не указанные в настоящей статье, используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях настоящего Закона.
3. Официальным сокращением при указании идентификационных номеров на документах признается:
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о национальных реестрах идентификационных номеров
1. Законодательство Республики Казахстан о национальных реестрах идентификационных номеров основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
В статью 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 19.03.10 г. № 258-IV ( см. стар. ред. )
Статья 3. Цель и задачи создания, ведения национальных реестров идентификационных номеров и формирования идентификационного номера
1. Целью создания и ведения национальных реестров идентификационных номеров является переход к единой системе регистрации сведений, относящихся к определенному лицу, на основе введения в Республике Казахстан идентификационного номера.
2. Задачами создания и ведения национальных реестров идентификационных номеров являются:
1) актуализация информационных баз данных государственных органов и исключение дублирования информации;
В подпункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 24.11.15 г. № 419-V ( см. стар. ред. )
2) совершенствование механизма управления и использования электронных информационных ресурсов;
3) совершенствование взаимоотношений физических и юридических лиц с государственными органами посредством ускорения и упрощения процедур при их обращениях.
3. Формирование идентификационного номера для физического или юридического лица (филиала и представительства) осуществляется для сохранения сведений, относящихся к определенному физическому или юридическому лицу (филиалу и представительству) в национальных реестрах идентификационных номеров и информационных системах государственных органов и иных государственных учреждений.
4. Идентификационный номер применяется при:
1) регистрации актов гражданского состояния;
2) выдаче документов, удостоверяющих личность;
3) государственной регистрации объектов недвижимого, движимого имущества, а также иных объектов, приравненных к недвижимым вещам;
Подпункт 4 изложен в редакции Закона РК от 26.12.12 г. № 61-V ( см. стар. ред. ); Закона РК от 16.11.15 г. № 406-V (введены в действие с 1 июля 2017 г.) ( см. стар. ред. ); Закона РК от 05.01.21 г. № 407-VI ( см. стар. ред. )
4) осуществлении платежей и переводов денег, в том числе при перечислении обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений, отчислений и (или) взносов на обязательное социальное медицинское страхование, а также исполнении налоговых обязательств, за исключением осуществления платежей и переводов денег иностранцами и лицами без гражданства;
Подпункт 5 изложен в редакции Закона РК от 26.12.12 г. № 61-V ( см. стар. ред. ); Закона РК от 05.12.13 г. № 152-V (введены в действие с 1 января 2014 г.) ( см. стар. ред. ); Закона РК от 02.01.21 г. № 399-VI (введено в действие с 16 декабря 2020 г.) ( см. стар. ред. )
5) открытии и ведении банковских счетов в банках, филиалах банков-нерезидентов и организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций, за исключением корреспондентских счетов иностранных банков-корреспондентов и сберегательных счетов юридических лиц-нерезидентов, иностранцев и лиц без гражданства;
6) выдаче документов разрешительного характера;
7) выдаче документов регистрационного характера;
8) выдаче военного билета, удостоверения личности офицера;
9) ведении статистических регистров;
10) осуществлении внешнеэкономической деятельности;
11) регистрации избирателей на выборах и участии в республиканских референдумах;
12) ведении информационных систем центральных государственных органов и иных государственных учреждений;
13) государственной регистрации (перерегистрации) юридических лиц или учетной регистрации (перерегистрации) филиалов и представительств;
14) государственной регистрации (перерегистрации) индивидуальных предпринимателей;
15) других случаях, установленных законодательными актами Республики Казахстан.
Статья 4. Принципы создания и ведения национальных реестров идентификационных номеров и формирования идентификационного номера
Создание и ведение национальных реестров идентификационных номеров, формирование идентификационного номера осуществляются в соответствии с принципами законности, единства, обязательности, уважения и защиты прав и свобод граждан, конфиденциальности, обеспечения целостности и сохранности электронных информационных ресурсов.
Статья 5. Компетенция Правительства Республики Казахстан
Правительство Республики Казахстан:
1) устанавливает порядок формирования идентификационного номера;
2) устанавливает порядок создания, ведения и использования национальных реестров идентификационных номеров;
3) определяет требования к интегральной микросхеме, используемой при изготовлении документов, удостоверяющих личность;
Статья дополнена подпунктом 4 в соответствии с Законом РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования )
Статья 6. Компетенция уполномоченного органа
1) разрабатывает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию, ведению и использованию национальных реестров идентификационных номеров;
2) осуществляет ведение национальных реестров идентификационных номеров;
Подпункт 3 изложен в редакции Закона РК от 29.09.14 г. № 239-V ( см. стар. ред. ); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 25.11.19 г. № 272-VI ( см. стар. ред. )
3) централизованно осуществляет формирование идентификационного номера и предоставляет информацию регистрирующим и другим государственным органам и иным государственным учреждениям;
4) осуществляет организацию изготовления документов с идентификационным номером;
5) устанавливает порядок ведения классификаторов и справочников идентификационных данных, их структуру, состав и формат;
Статья дополнена подпунктом 6 в соответствии с Законом РК от 05.07.11 г. № 452-IV (введены в действие по истечении трех месяцев после его первого официального опубликования )
6) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
Статья 7. Ведение национальных реестров идентификационных номеров
1. Ведение национальных реестров идентификационных номеров обеспечивается соответствующими информационными системами.
В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 24.11.15 г. № 419-V ( см. стар. ред. ); изложен в редакции Закона РК от 25.11.19 г. № 272-VI ( см. стар. ред. ); Закона РК от 02.01.21 г. № 399-VI (введены в действие с 1 июля 2021 г.) ( см. стар. ред. )
2. Национальные реестры идентификационных номеров являются электронным информационным ресурсом для информационных систем государственных органов, учреждений и иных юридических лиц Республики Казахстан.
3. Национальные реестры идентификационных номеров содержат:
1) сведения об идентификационных номерах, содержащих данные о дате рождения, поле физического лица, государственной регистрации юридического лица (филиала и представительства) и индивидуального предпринимательства в виде совместного предпринимательства;
2) сведения, получаемые от регистрирующих и других государственных органов и иных государственных учреждений;
3) информацию о всех изменениях сведений, входящих в состав национальных реестров идентификационных номеров.
Заголовок статьи 8 изложен в редакции Закона РК от 02.04.19 г. № 241-VI (введено в действие с 1 июля 2019 г.) ( см. стар. ред. )
Статья 8. Обязанности регистрирующих органов, государственных органов и иных государственных учреждений, осуществляющих ведение национальных реестров идентификационных номеров
1. Уполномоченный орган обязан осуществлять:
1) формирование идентификационного номера в течение одного рабочего дня с момента обращения регистрирующих органов;
Подпункт 2 изложен в редакции Закона РК от 02.04.19 г. № 241-VI (введено в действие с 1 июля 2019 г.) ( см. стар. ред. )
2) предоставление информации регистрирующим органам и иным государственным учреждениям не позднее двух рабочих дней с момента их обращений.
2. Регистрирующие органы обязаны осуществлять:
1) своевременное представление сведений в уполномоченный орган для формирования идентификационного номера в течение одного рабочего дня с момента поступления таких сведений;
2) представление сведений уполномоченному органу для пополнения и поддержания актуального состояния данных информационных систем национальных реестров идентификационных номеров в течение одного рабочего дня с момента поступления таких сведений;
3) представление сведений уполномоченному органу для исключения или условного исключения идентификационных номеров из национальных реестров идентификационных номеров в течение одного рабочего дня с момента поступления таких сведений.
3. Государственные органы и иные государственные учреждения обязаны осуществлять:
1) представление сведений, установленных Правительством Республики Казахстан, уполномоченному органу для пополнения и поддержания актуального состояния данных информационных систем национальных реестров идентификационных номеров в течение одного рабочего дня с момента поступления таких сведений;
2) представление сведений уполномоченному органу для исключения или условного исключения идентификационных номеров из национальных реестров идентификационных номеров в течение одного рабочего дня с момента поступления таких сведений.
См.: Правила информационного взаимодействия интеграционной части Государственной базы данных «Физические лица» и Единой информационной системы здравоохранения Республики Казахстан
Пункт 4 изложен в редакции Закона РК от 24.11.15 г. № 419-V ( см. стар. ред. )
4. Обеспечение защиты электронных информационных ресурсов в информационных системах национальных реестров идентификационных номеров осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
5. Ведение национальных реестров идентификационных номеров осуществляется за счет бюджетных средств.
Глава 2. Формирование, исключение или условное исключение идентификационного номера
Статья 9. Формирование идентификационного номера
Пункт 2 изложен в редакции Закона РК от 29.01.13 г. № 74-V ( см. стар. ред. )
2. Интегральная микросхема, содержащая индивидуальный идентификационный номер, размещается на документах, удостоверяющих личность, указанных в подпунктах 2)-7) пункта 3 настоящей статьи.
Пункт 3 изложен в редакции Закона РК от 29.01.13 г. № 74-V ( см. стар. ред. )
3. Документами с индивидуальным идентификационным номером являются:
1) свидетельство о рождении;
3) удостоверение личности гражданина Республики Казахстан;
4) вид на жительство иностранца в Республике Казахстан;
Пункт дополнен подпунктом 4-1 в соответствии с Законом РК от 24.11.15 г. № 421-V; внесены изменения в соответствии с Законом РК от 13.05.20 г. № 327-VI (введены в действие со 2 января 2021 г.) ( см. стар. ред. )
5) удостоверение лица без гражданства;
В подпункт 8 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 25.11.19 г. № 272-VI ( см. стар. ред. )
8) регистрационное свидетельство для иностранцев и лиц без гражданства;
Пункт дополнен подпунктом 9 в соответствии с Законом РК от 13.05.20 г. № 327-VI (введено в действие со 2 января 2021 г.)
9) проездной документ.
4. Документами с бизнес-идентификационным номером являются:
1) исключен в соответствии с Законом РК от 30.11.16 г. № 26-VI (введено в действие с 1 января 2017 г.) ( см. стар. ред. )
Подпункт 2 изложен в редакции Закона РК от 24.12.12 г. № 60-V ( см. стар. ред. )
Подпункт 3 изложен в редакции Закона РК от 24.12.12 г. № 60-V ( см. стар. ред. )
Подпункт 4 изложен в редакции Закона РК от 10.12.08 г. № 101-IV (введен в действие с 1 января 2009 г.) ( см. стар. ред. ); Закона РК от 25.12.17 г. № 122-VI (введен в действие с 1 января 2018 г.) ( см. стар. ред. )
4) регистрационное свидетельство для юридических лиц-нерезидентов:
являющихся налоговыми агентами в соответствии с пунктом 8 статьи 650 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);
владеющих в Республике Казахстан объектами налогообложения ;
являющихся дипломатическими и приравненными к ним представительствами иностранного государства, аккредитованными в Республике Казахстан;
осуществляющих деятельность через зависимого агента, который рассматривается как его постоянное учреждение согласно пункту 9 статьи 220 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс).
В пункт 5 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 26.12.12 г. № 61-V ( см. стар. ред. ); Законом РК от 25.11.19 г. № 272-VI ( см. стар. ред. ); Законом РК от 02.01.21 г. № 399-VI (введены в действие с 16 декабря 2020 г.) ( см. стар. ред. )
5. Государственные органы и иные государственные учреждения обязаны учитывать идентификационный номер при выдаче документов регистрационного, разрешительного и иного характера в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Банки, филиалы банков-нерезидентов и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, обязаны учитывать идентификационный номер, а также контролировать правильность указания в соответствии с алгоритмом формирования бизнес-идентификационного номера и (или) контрольного разряда в индивидуальном идентификационном номере в соответствии с алгоритмом его расчета, установленным законодательством Республики Казахстан.
См.: Письмо Комитета регистрационной службы и оказания правовой помощи Министерства юстиции Республики Казахстан от 11 ноября 2009 года № 11-03-13/12658
Пункт 6 изложен в редакции Закона РК от 29.01.13 г. № 74-V ( см. стар. ред. ); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 25.11.19 г. № 272-VI ( см. стар. ред. )
6. Формирование индивидуального идентификационного номера осуществляется:
В подпункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 25.11.19 г. № 272-VI ( см. стар. ред. )
1) для граждан Республики Казахстан при выдаче впервые :
свидетельства о рождении;
паспорта гражданина Республики Казахстан;
удостоверения личности гражданина Республики Казахстан;
Подпункт 2 изложен в редакции Закона РК от 25.11.19 г. № 272-VI ( см. стар. ред. )
2) для иностранцев и лиц без гражданства при выдаче впервые:
вида на жительство в Республике Казахстан;
удостоверения лица без гражданства;
Пункт дополнен подпунктом 2-1 в соответствии с Законом РК от 24.11.15 г. № 421-V; внесены изменения в соответствии с Законом РК от 13.05.20 г. № 327-VI (введены в действие со 2 января 2021 г.) ( см. стар. ред. )
2-1) для этнических казахов при присвоении статуса кандаса ;
3) исключен в соответствии с Законом РК от 25.11.19 г. № 272-VI ( см. стар. ред. )
При повторной и последующей выдаче документов, указанных в настоящем пункте, формирование нового индивидуального идентификационного номера не производится, кроме случаев усыновления (удочерения), а также несоответствия контрольного разряда в индивидуальном идентификационном номере алгоритму его расчета.
7. Регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность в виде личного предпринимательства, производится по индивидуальному идентификационному номеру.
Присвоение нового индивидуального идентификационного номера при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность в виде личного предпринимательства, не производится.
8. Формирование бизнес-идентификационного номера осуществляется:
1) для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в виде совместного индивидуального предпринимательства, одновременно при государственной регистрации совместного индивидуального предпринимательства;
2) для юридических лиц-резидентов, их филиалов и представительств одновременно при их регистрации;
3) для юридических лиц-нерезидентов, осуществляющих деятельность в Республике Казахстан через филиалы и представительства (с образованием постоянного учреждения), одновременно при их учетной регистрации;
Подпункт 4 изложен в редакции Закона РК от 10.12.08 г. № 101-IV (введен в действие с 1 января 2009 г.) ( см. стар. ред. ); Закона РК от 07.11.14 г. № 248-V ( см. стар. ред. ); Закона РК от 25.12.17 г. № 122-VI (введен в действие с 1 января 2018 г.) ( см. стар. ред. ); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 02.01.21 г. № 399-VI (введены в действие с 16 декабря 2020 г.) ( см. стар. ред. )
4) при регистрации в органе государственных доходов в качестве налогоплательщиков юридических лиц-нерезидентов:
являющихся налоговыми агентами в соответствии с пунктом 8 статьи 650 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);
являющихся дипломатическими и приравненными к ним представительствами иностранного государства, аккредитованными в Республике Казахстан;
осуществляющих деятельность через зависимого агента, который рассматривается как его постоянное учреждение согласно пункту 9 статьи 220 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);
осуществляющих деятельность через постоянное учреждение без открытия филиала, представительства;
владеющих в Республике Казахстан объектами налогообложения;
открывающих текущие счета в банках-резидентах, филиалах банков-нерезидентов.
9. При изменении сведений, входящих в структуру идентификационного номера, процедура перерегистрации не производится.
10. Регистрация либо прием обращений физических и юридических лиц (филиалов и представительств) для формирования идентификационного номера осуществляется:
Подпункт 1 изложен в редакции Закона РК от 25.11.19 г. № 272-VI ( см. стар. ред. )
1) по месту фактического пребывания:
для формирования индивидуального идентификационного номера;
2) исключен в соответствии с Законом РК от 25.11.19 г. № 272-VI ( см. стар. ред. )
3) по месту жительства уполномоченного лица совместного индивидуального предпринимательства;
4) по местонахождению:
для юридических лиц (филиалов и представительств), в том числе для юридических лиц-нерезидентов, осуществляющих деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение;
Подпункт 5 изложен в редакции Закона РК от 10.12.08 г. № 101-IV (введен в действие с 1 января 2009 г.) ( см. стар. ред. ); Закона РК от 25.12.17 г. № 122-VI (введен в действие с 1 января 2018 г.) ( см. стар. ред. )
5) по месту нахождения резидента или консорциума, обладающего правом недропользования в Республике Казахстан, имущество которого составляет 50 и более процентов стоимости реализованных акций, долей участия или активов юридического лица-нерезидента, являющегося налоговым агентом в соответствии с пунктом 8 статьи 650 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);
В подпункт 6 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 10.12.08 г. № 101-IV (введен в действие с 1 января 2009 г.) ( см. стар. ред. )
6) по местонахождению и (или) регистрации объектов налогообложения :
для нерезидентов, приобретающих и (или) владеющих в Республике Казахстан объектами налогообложения;
Подпункт 7 изложен в редакции Закона РК от 02.01.21 г. № 399-VI (введено в действие с 16 декабря 2020 г.) ( см. стар. ред. )
7) по местонахождению банка-резидента, филиала банка-нерезидента:
Статья 10. Исключение или условное исключение идентификационного номера из национальных реестров идентификационных номеров
В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 25.11.19 г. № 272-VI ( см. стар. ред. )
1. Индивидуальный идентификационный номер исключается из Национального реестра индивидуальных идентификационных номеров:
1) со смертью физического лица;
Пункт 2 изложен в редакции Закона РК от 29.01.13 г. № 74-V ( см. стар. ред. ); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 25.11.19 г. № 272-VI ( см. стар. ред. )
2. Индивидуальный идентификационный номер условно исключается из Национального реестра индивидуальных идентификационных номеров:
1) после вступления в силу решения суда о признании физического лица безвестно отсутствующим, сведения о котором представляются в порядке, объемах и сроки, которые установлены государственным органом, осуществляющим в пределах своей компетенции статистическую деятельность в области правовой статистики и специальных учетов;
2) при выезде нерезидентов из Республики Казахстан;
3) после вступления в силу решения суда об усыновлении (удочерении) при изменении сведений об усыновленном ребенке, его персональных данных;
4) после вступления в силу решения суда об объявлении физического лица умершим;
5) в случае выезда физического лица за пределы республики на постоянное место жительства;
Подпункт 6 изложен в редакции Закона РК от 02.01.21 г. № 399-VI (введено в действие с 16 декабря 2020 г.) ( см. стар. ред. )
6) в случае закрытия физическим лицом-нерезидентом текущего счета в банке-резиденте, филиале банка-нерезидента;
7) при прекращении прав физического лица-нерезидента на объекты налогообложения и объекты, связанные с налогообложением;
8) в случае прекращения физическим лицом-нерезидентом предпринимательской деятельности в Республике Казахстан;
9) в случае отмены решения суда об усыновлении (удочерении).
При повторной и последующих регистрациях физических лиц в случаях, предусмотренных подпунктами 1), 2), 5), 6), 7) и 8) части первой настоящего пункта, выдается документ с ранее сформированным индивидуальным идентификационным номером.
Индивидуальный идентификационный номер физических лиц в случаях, предусмотренных подпунктами 3) и 4) части первой настоящего пункта, подлежит восстановлению после отмены решения суда об усыновлении (удочерении) либо объявлении физического лица умершим.
Индивидуальный идентификационный номер физических лиц в случае, предусмотренном подпунктом 9) части первой настоящего пункта, подлежит восстановлению после отмены решения суда об отмене решения суда об усыновлении (удочерении).
3. Бизнес-идентификационный номер исключается из Национального реестра бизнес-идентификационных номеров:
1) при ликвидации юридического лица (филиала, представительства);
Пункт 3 дополнен подпунктом 1-1 в соответствии с Законом РК от 02.01.21 г. № 399-VI (введено в действие с 16 декабря 2020 г.)
1-1) при прекращении деятельности филиала иностранного юридического лица, предметом деятельности которого является оказание финансовых услуг;
2) при прекращении осуществления предпринимательской деятельности индивидуальным предпринимателем, осуществляющим деятельность в виде совместного индивидуального предпринимательства;
3) при прекращении прав юридического лица-нерезидента на объекты налогообложения и объекты, связанные с налогообложением;
Подпункт 4 изложен в редакции Закона РК от 02.01.21 г. № 399-VI (введено в действие с 16 декабря 2020 г.) ( см. стар. ред. )
4) в случае закрытия юридическим лицом-нерезидентом текущего счета в банке-резиденте, филиале банка-нерезидента;
5) в случае прекращения юридическим лицом-нерезидентом предпринимательской деятельности в Республике Казахстан и выбытия из Республики Казахстан.
4. Условное исключение бизнес-идентификационного номера из Национального реестра бизнес-идентификационных номеров не производится.
5. Исключение или условное исключение идентификационного номера из национальных реестров идентификационных номеров производится на основании обращений государственных органов, физических и юридических лиц. Исключенные или условно исключенные идентификационные номера подлежат сохранению в базе информационных систем национальных реестров идентификационных номеров.
Статья 11. Тайна сведений
В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 24.12.12 г. № 60-V ( см. стар. ред. ); Законом РК от 03.07.14 г. № 227-V ( см. стар. ред. )
1. Сведения, содержащиеся в национальных реестрах идентификационных номеров, кроме информации, являющейся общедоступной, не подлежат разглашению, за исключением случаев представления сведений:
1) регистрирующим органам в целях поддержания актуального состояния данных информационных систем национальных реестров идентификационных номеров на основании письменного разрешения уполномоченного органа;
2) органам, осуществляющим в соответствии с законом уголовное преследование;
3) судам в ходе рассмотрения дел об определении ответственности за правонарушения;
Пункт1 дополнен подпунктом 3-1 в соответствии с Законом РК от 02.07.18 г. № 168-VI
3-1) кредитному бюро с государственным участием в целях формирования базы данных кредитных историй;
Пункт дополнен подпунктом 3-2 в соответствии с Законом РК от 25.11.19 г. № 272-VI
3-2) фонду социального медицинского страхования в целях формирования данных информационной системы и электронных информационных ресурсов системы обязательного социального медицинского страхования;
Пункт дополнен подпунктом 3-3 в соответствии с Законом РК от 02.01.21 г. № 399-VI (введены в действие с 1 июля 2021 г.)
3-3) Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан для создания, ведения и использования реестра бизнес-партнеров в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан;
Пункт дополнен подпунктом 3-4 в соответствии с Законом РК от 02.01.21 г. № 399-VI
3-4) центральному депозитарию для целей ведения системы учета центрального депозитария;
Пункт дополнен подпунктом 3-5 в соответствии с Законом РК от 09.06.21 г. № 49-VII
3-5) адвокатам в рамках оказания юридической помощи при направлении адвокатского запроса в письменной форме или форме электронного документа, удостоверенного посредством электронной цифровой подписи, через единую информационную систему юридической помощи;
Пункт дополнен подпунктом 3-6 в соответствии с Законом РК от 18.11.21 г. № 73-VII
4) в иных случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан.
Пункт 2 изложен в редакции Закона РК от 24.12.12 г. № 60-V ( см. стар. ред. ); Закона РК от 02.01.21 г. № 399-VI ( см. стар. ред. )
2. Информация, касающаяся физического или юридического лица, за исключением общедоступной информации, предоставляется с согласия физического или юридического лица в соответствии с законодательством Республики Казахстан о персональных данных и их защите.
3. Не допускаются утрата документов государственных баз данных информационных систем или иных носителей информации, содержащих сведения о физических и юридических лицах, а равно их неправомерное изменение лицами, имеющими доступ к указанной информации в связи с их служебной деятельностью.
Статья 12. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о национальных реестрах идентификационных номеров
Нарушение законодательства Республики Казахстан о национальных реестрах идентификационных номеров влечет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.
Статья 13. Порядок введения в действие настоящего Закона
В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 15.07.10 г. № 327-IV ( см. стар. ред. ); Законом РК от 12.01.12 г. № 538-IV (введены в действие с 1 января 2012 г.) ( см. стар. ред. )
См.: Письмо Национального Банка Республики Казахстан от 26 декабря 2011 года № 29203/4921 «О переносе срока перехода на использование идентификационных номеров»
В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 15.07.10 г. № 327-IV ( см. стар. ред. ); Законом РК от 12.01.12 г. № 538-IV (введены в действие с 1 января 2012 г.) ( см. стар. ред. )
3. Документы, перечисленные в пунктах 3 и 4 статьи 9 настоящего Закона, за исключением свидетельств о рождении, признаются недействительными в случае отсутствия в них сформированного идентификационного номера с 1 января 2013 года.
До 1 января 2013 года используются идентификационный код Общего классификатора предприятий и организаций, регистрационный номер налогоплательщика, социальный индивидуальный код.