Прежде чем приступить к заучиванию правил, важно ознакомиться с теоретической частью данного вопроса. Эта морфема имеет большое значение в русском языке, поэтому рассмотрим все ее функции более подробно.
Определение суффикса. Толкование в словарях
Каждый из нас знаком с суффиксами с самой начальной школы. Они используются в словах, чтобы придать речи эмоциональную и смысловую окраску, разнообразить русский язык новыми словами. Известные лингвисты давали разное определение данной морфеме. Например, в знаменитом словаре Ожегова можно найти следующее толкования этого понятия:
«Суффикс – это морфема, которая располагается в слове между корнем и окончанием и участвует в словообразовании».
А Ушаков по-другому пишет о суффиксе:
«Элемент, участвующий в словообразовании и придающий определенное смысловое значение слову».
Определения отличаются друг от друга, но при этом несут одинаковый смысл. Таким образом, можно сказать, что под суффиксом понимается словообразовательная часть, которая стоит после корня, но перед окончанием и изменяет смысловую и эмоциональную окраску единицы текста. Написание этой морфемы зависит от ее положения в слове. Также для каждой части речи существует свое правило на правописание суффиксов.
Функции суффикса в морфемике. Основная и второстепенная роли
Невозможно представить современный русский язык без суффиксов. Они выполняют сразу несколько задач, с которыми не смогут справиться другие морфемы. Суффиксы выполняют следующие очень важные функции в нашей речи:
Суффиксы выступают своеобразным коммуникатором между людьми и синтаксическими единицами. Например, уменьшительно-ласкательные суффиксы передают доброе отношение рассказчика к тому, о чем он говорит. Поэтому без этой морфемы трудно было бы выражать собственные эмоции.
Виды суффиксов. Орфограмма в различных частях речи
Суффиксы встречаются почтив каждой части речи. Из-за этого при написании можно столкнуться с трудностями. При этом правила для одной части речи не подходят к другой. Например, нельзя проверить написание этой морфемы в существительном правилом для случая с прилагательным. Поэтому важно знать все орфограммы в лицо.
Встречаются следующие виды суффиксов:
Под каждую категорию существует свое правило. Важно запомнить все случаи-исключения и основы правил, чтобы писать слова с суффиксами без ошибок.
Суффиксы существительных
Все имена существительные обозначают объекты. Они могут быть одушевленными или неодушевленными. Для образования новых слов к существительным прибавляют суффиксы. Чтобы не допустить ошибок в их написании, рассмотрим правило более подробно.
Правописание существительных. Трудные случаи и особенности
Слов-исключений в данной категории не предусмотрено, однако встречаются трудные случаи. Здесь достаточно просто разобрать и запомнить правило, дальше будет намного легче. Все суффиксы, которые могут быть добавлены к именам существительным, представлены в таблице ниже.
Таблица суффиксов существительных
При знании теории написание суффиксов данной части речи относится к самым простым правилам. Главное запомнить, как склоняется слово и куда падает ударение.
Суффиксы прилагательных
Прилагательные – это составные части русского языка, которые обозначают признак предмета. В этих словах встречаются трудные случаи и исключения, которые важно выучить. Главное – обращать внимание на ударение.
Как писать суффиксы в прилагательных. Слова-исключения
В этой категории очень много похожих суффиксов с разными правилами. Нужно уметь находить все морфемы в слове и правильно их выделять, иначе можно перепутать суффикс с корнем или окончанием. От этого изменится и написание.
Суффиксы в прилагательных подчиняются следующему правилу:
Чтобы не запутаться в морфемах слова, следует провести морфологический разбор. Делается это следующим образом:
Суффиксы глаголов и наречий
Эти части речи признаны самыми сложными в написании данной морфемы. Все зависит не только от ударения, но еще и от склонения. Число тоже играет немаловажную роль. Рассмотрим более подробно.
Правописание суффиксов в глаголах. Правила проверки
Глаголы обозначают действие. Необходимо запомнить основные вопросы, которые можно задать к каждому глаголу, поскольку они понадобятся при проверке слов и верном написании суффиксов. Разберем все правила на примерах в таблице:
Также желательно выучить спряжения глаголов. Они помогут более точно определять написание не только этой морфемы, но и других элементов слова.
Правописание суффиксов в наречиях. Окончание частей речи
В русском языке у наречий нет окончаний. На конце такой части речи всегда пишется суффикс. Он может состоять как из одной буквы, так и из нескольких. Чаще всего наречия заканчиваются буквами –А и –О. Главное не запутаться, в каких случаях употребляется каждая из этих букв.
Суффиксы в наречиях :
Нужно обращать внимание на ударение и те буквы, которые стоят перед гласными –А и –О. Если выучить эти правила, то будет не так трудно писать суффиксы в данной части речи. К тому же, не нужно запоминать слова-исключения, потому что для наречий их нет.
Правописание О, Е, Ё после шипящих
После шипящих многие путают буквы О и Е, постоянно допускают ошибки. Чтобы такого не происходило, ознакомимся с правилами и таблицами по этой теме.
Правописание гласных после шипящих. Разные части речи
В этом правиле особое внимание нужно отделять подбору однокоренных слов и отглагольных прилагательных. В окончаниях и суффиксах эти три гласные буквы подчиняются следующим правилам:
Главное при написании мысленно расставлять ударение в словах и проверять их однокоренными. Тогда не будет возникать ошибок при написании этой орфограммы.
Типовые задания ЕГЭ по русскому языку по теме «Правописание суффиксов»
В Едином Государственном экзамене по русскому языку присутствует задание на правильную постановку букв в суффиксах. Чтобы его выполнить, необходимо выучить теорию. Рассмотрим подробно структуру задания и попытаемся выполнить самостоятельно.
Задание 11. ЕГЭ по русскому языку 2021
В этом номере требуется выбрать один из предложенных рядов, в которых будет стоять одна и та же буква. Чтобы это сделать, необходимо определить часть речи, а потом вспомнить соответствующее правило. Лучше вставить буквы во всех строчках, чтобы точно не ошибиться, поскольку ответов может быть несколько.
9. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
Описание слайда:
Описание слайда:
10.Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. жалостл..вый, намер..ваться наставн..чество, обогр..вать обрад..вать, оборуд..вание сердц..вина, стрях..вать взрывч..тый, изредк..
Описание слайда:
Описание слайда:
11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) ошибка в построении предложения с однородными членами
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) неправильное построение предложения с косвенной речью
Г) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
Д) ошибка в употреблении имени числительного
1) «Лесть и трусость — самые дурные пороки», — громко промолвила Ася.
2) Двое крайних окон на первом этаже закрыты изнутри газетными листами.
3) На платформе прохаживались жандарм и две молоденькие, чему-то смеявшиеся девушки.
4) Клара спросила, что нельзя ли молока у вас купить?
5) Он проталкивался к двери и кашляет от морозного воздуха.
6) Виснет туман над озябшим полем, да первая звезда одичало смотрит на меня с вечернего неба.
7) Те, кто служит делу просвещения, снаряжает молодых в долгий путь по жизни, развивает их ум и способности, благословляет на творческий поиск.
8) Существует множество приёмов невербального общения, которыми можно эффективно воспользоваться.
9) Болельщики «Зенита» любили и гордились своей командой, не один раз выигрывавшей сложнейшие матчи.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) д..визия, с..лдат, отп..реть
2) к..сание, передв..жение, ст..пная
3) нат..реть, р..сток, подр. стает
4) об..щавший, г..лова, покл..ниться
5) р..стение, прил..гательное, ск..кать
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) улыбч..вый, ноч..вать
3) велотренаж..р, туш..нка
4) развед..вательный, размаз..вать
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) стащ..т (кошка), разоря..т
2) паш..т (пахарь), стел..т (мама)
3) означа..т (приметы), запреща..щие
5) тревож..т, очищ..нная
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Никогда ещё в его жизни не было такой кромешной (не)ясности.
В углу под настольной лампой стоял чёрный с золотом «Зингер», драпированный складками ещё (не)оконченного шитья.
Малый он был далеко (не)глупый, выражался бойко и довольно забавно.
(Не)прекращавшийся в течение суток дождь.
Почти (не)тронутая дождём почва.
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Трудно представить, ЧТО(БЫ) случилось с нами, если бы не помощь родителей, а ТАК(ЖЕ) поддержка друзей.
(НЕ)СМОТРЯ на вечную занятость, я отправился (НА)ВСТРЕЧУ со школьными товарищами.
(В)ВИДУ густого тумана все рейсы были отменены, и нам пришлось (В)ТЕЧЕНИЕ двух суток дожидаться лётной погоды
(В)ЗАКЛЮЧЕНИЕ оратор повысил голос (И)ТАК торжественно закончил речь, что зал взорвался аплодисментами.
ЧТО(БЫ) уверенно чувствовать себя во время выступления, вам лучше выучить свою речь (НА)ИЗУСТЬ.
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Молодая жаре(1)ая картошка была щедро посыпа(2)а свежим луком и укропом, приправле(3)а смета(4)ым соусом и казалась нам самым изыска(5)ым деликатесом.
Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Пленяющая красота русских пейзажей поразительна и надолго остаётся в памяти.
2) К числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека и непонятные узоры с беспорядочными переплетениями волнистых линий.
3) Логику познания Декарт выстроил от простейшего и очевидного к сложному и непонятному.
4) Для художественной речи характерна как образность так и эмоциональность.
5) Поэту видится то алмазный блеск березняка то бархатный блеск пашен то янтарный блеск свечей.
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
В кухне (1) залитой солнцем (2) бабушка раскатывала тесто для булочек (3) щедро посыпая его сахаром и корицей (4) и (5) порой задумавшись о чём-то (6) счастливо улыбалась.
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
«Весёлое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться» А.С. Пушкин (1) как известно (2) считал неотъемлемыми свойствами русского характера. Эти свойства (3) конечно (4) отразились в поэзии и прозе Александра Сергеевича.
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Городское и сельское духовенство (1) отдельные представители (2) которого (3) ещё до революции проявляли себя как интеллигенты (4) в какой-то момент снова выделило из своей среды ряд замечательных представителей интеллигенции.
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Небо совершенно сливалось здесь с землёю (1) и (2) хотя нас окружал густой мрак (3) видно было (4) как тускло светили фонари на улицах.
Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Дворцово-парковый ансамбль Павловска, созданный в эпоху расцвета русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв., — памятник культурного наследия, находящийся под защитой ЮНЕСКО.
(2)История местности, где располагается Павловск, уходит в глубокую древность, когда по руслам рек селились ильменские славяне, различные финно-угорские племена. (3)В новгородских писцовых книгах XV в. упоминается «сельцо на реке Славянке», здесь проходил торговый путь «из варяг в греки». (4)Затем почти на 100 лет эти земли перешли во владение шведам и были отвоёваны Петром Великим в ходе Северной войны. (5)Леса, изобиловавшие дичью, стали императорскими охотничьими угодьями, расположенными вблизи Царского Села. (6)Именно эти угодья площадью более 600 га с окрестными деревнями и крестьянами подарила Екатерина II своему сыну и наследнику Великому князю Павлу Петровичу и его супруге Марии Фёдоровне по случаю рождения у них первенца, великого князя Александра. (7)Так появилось Село Павловское, переименованное в город в 1796 году после вступления Павла I на престол. (8)Первоначально на Славянке было построено два деревянных господских дома: Пауллюст на высоком правом берегу Славянки (он будет разобран после строительства Большого каменного дворца), а также Мариенталь на месте старых шведских укреплений при слиянии Славянки с речкой Тызвой (при императоре Павле перестроен в крепость Бип).
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) В детстве иногда случалось так, что когда рассказчика хотели наказать, то у него отбирали книги, которые мальчик любил читать перед сном.
2) Одним из детских мечтаний писателя было не только увидеть героев любимых книг, но и пообщаться с ними.
3) По мнению рассказчика, мечтать о нереальном — глупо, нужно мечтать о том, что может случиться в действительности.
4) Мечты для автора являются не просто фантазией, а способом продолжения жизни.
5) Человеческое желание заглянуть за горизонт событий является естественным, поэтому рассказчик думает не о прошлом, а только о будущем.
(1)Сколько себя помню, меня загоняли в постель ровнёхонько в половине десятого. (2)А книжки отбирали, и если я проносил что-либо нелегально, то в самый увлекательный момент пододеяльного чтения бесшумно отпахивалась занавеска — я спал на кухне, на деревянном топчане, покрытом тоненьким матрасиком, набитым соломой, — кто-то возникал в проёме, и книжка изымалась. (3)А спать мне не хотелось то ли по причине упрямства и самоутверждения, то ли из-за того, что я был взбаламучен уже прочитанным. (4)Как бы там ни было, я не слишком расстраивался. (5)Во-первых, потому, что подобное происходило ежедневно, а во-вторых — и это главное — у меня в запасе было ещё одно увлекательнейшее занятие: я придумывал себе сны.
(6)Ах, какие это были сны, если, конечно, мне везло и они в самом деле проходили передо мною, как на экране! (7)Признаться, это случается со мной и сейчас, хотя возраст — как бы это поизящнее выразиться — внёс существенные коррективы в мои сценарии снов. (8)В детстве я мечтал обрести способность оказаться в любимых книгах и не только зримо увидеть их героев, но и запросто пообщаться с ними. (9)С Питером Марицем, юным буром из Трансвааля, с неугомонным бретёром д’Артаньяном, со знаменитым пиратом капитаном Флинтом или князем Серебряным. (10)В детстве я свято верил, что в книгах излагаются исторические события, что их герои — в самом деле существовавшие и, что самое любопытное, продолжающие существовать люди, с которыми можно запросто встретиться где-то там, вне реальности, но вполне реально. (11)Потом это прошло (может быть, к сожалению?), я стал сочинять нечто близкое к действительности и
записывать это «нечто», а ощущение — будто чуточку обокрал себя. (12)И стал куда беднее, чем в голодном детстве…
(13)Да, теперь я мечтаю об ином, но столь же нереальном, потому что мечтать реально — неинтересно, поверьте. (14)Мечтать, подобно Корейке, о том, что я найду толстый бумажник, набитый сотенными? (15)Глупо.
(16)Мечты бесценны сами по себе хотя бы потому, что способность мечтать – осколок утерянного детства. (17)Крохотный, как бриллиант, и сверкающий, как бриллиант. (18)А ведь человек живёт только в детстве своём. (19)Только. (20)В юности он – суетится, в зрелости — озабочен, в старости — раним. (21)Вот почему мечты для меня — просто способ продолжения жизни. (22)Всегда что-то обещающей и никогда не выполняющей своих обещаний. (23)Может быть, именно в этом и заключается её прелесть? (24)Как знать, как знать…
(25)Так что — мечтайте. (26)Если упорно о чём-то мечтать, то мечта обретает зыбкие черты нереальной реальности, и вы снова к чему-то стремитесь, снова чего-то ждёте, снова чего-то желаете. (27)Но ведь способность чего-то ждать и желать и есть основа нашей жизни.
(28)Например, желание заглянуть за горизонт. (29)У человека всегда два равно недостижимых горизонта: будущее и прошлое. (30)В будущее заглядывать тревожно, а тревога перед сном — гарантия тяжёлых сновидений. (31)И я заглядываю за второй, дарованный только человеку горизонт. (32)В прошлое. (33)Оно прочно прикрыто толстым льдом прожитых веков, а потому вечно спокойно и безмятежно. (34)Оно — БЫЛО, но ведь было! (35)А «БЫЛО» — всего лишь одна из форм глагола «ЕСТЬ».
* Борис Львович Васильев (1924–2013) — русский советский писатель и сценарист.