крафт лайнер что это
Картон лайнер
Гофрокартон состоит, как правило, из трёх слоёв. Это два плоских слоя (лайнеры) и один волнистый (флютинг). Многослойные гофрокартоны содержат больше лайнеров и флютингов, а самый простой вариант вовсе ограничивается двумя слоями.
В зависимости от количества лайнеров и флютингов, гофрокартон бывает:
Стоит отметить и небольшую путаницу в терминологии: некоторые считают не лайнеры и флютинги, а количество «законченных» слоёв, то есть:
Виды лайнера
При заказе коробок и ящиков из гофрокартона следует уточнять, по какой именно системе вы считаете, иначе неизбежен конфуз.
Лайнер используется как лицевой материал в однослойных гофрокартонах и в качестве прослойки в многослойных. Они делятся на два вида:
Крафт-лайнер является многослойным объектом. Обычно в нём два слоя, но их количество может достигать и восьми. Наружный слой обычно изготавливается из первичных волокон, а внутренний — из вторичных. Крафт-лайнер применяется преимущественно для той упаковки из гофрокартона, для которой необходимы повышенные эстетические и прочностные показатели.
Тест-лайнерами называют всё то, что не попало в категорию крафт-лайнеров. Они схожи практически во всём, в том числе и в многослойности, за исключением процентного состава целлюлозы и вторичных волокон. Также тест-лайнеры выделяет то, что их поверхность подвергается дополнительной обработке при изготовлении. К примеру, он может быть проклеен или обработан специальными составами, которые придадут гофрокартону дополнительные свойства. Наиболее часто можно встретить обработку с целью придания поверхности водостойкости, морозостойкости и защиты от коррозии.
Внешне лайнеры бывают коричневыми, пёстрыми и белыми. Цвет целиком зависит от материала, что использован для создания лайнера.
Гофрокартон: лайнер и флютинг
Каждый производитель гофрокартона знает, что есть два главных слова «лайнер» и «флютинг». Это основополагающие понятия в производстве гофроупаковки. Давайте же попробуем разобраться, что значат эти слова и откуда они взялись.
Лайнер
Самое интересное, что это слово относиться к профессиональной речи, жаргону изготовителей картона и отсутствует в нормативной документации.
По каталогу FEFCO (это ведущая Европейская организация производителей гофрокартона), лайнеры подразделяются на крафт- и тест-лайнеры.
Такой картон, как правило, используют для производства упаковки с повышенными требованиями к сопротивляемости механическому воздействию.
Международная практика подразделяет лайнер на:
Флютинг
Флютинг (от англ. Fluting) – название картона для изготовления гофрированного слоя гофрокартона.
В Европе принято делить бумагу для гофрирования на:
И хотя флютинг имеет менее эстетичный вид, чем лайнер, да и на ощупь он не столь приятен, именно он играет основную роль при производстве гофрокартона. Ведь именно от его технических характеристик зависит качество и амортизационные свойства гофроупаковки, ведь гофрированный слой принимает на себя основную нагрузку при внешнем воздействии.
Флютинг по своим физико-механическим показателям должен обеспечивать стабильное качество при возникающих статических и динамических нагрузках и обеспечивать сохранность гофра. Нормируют же бумагу для гофрирования по следующим показателям: сопротивление плоскостному сжатию, торцовому сжатию, продавливание, разрушающая длина и т.д.
Что касается основных различий между лайнером и флютингом, создаваемыми различными производителями, то они зависят от используемого сырья, технологии производства и конечного предназначения материала.
«Лайнер», «флютинг». Гофро-ликбез
Слова «лайнер» и «флютинг» знакомы всем производителям гофрокартона и тары из него. Это — альфа и омега гофрокартона, его строительные материалы. Термины кажутся настолько привычными и понятными, что мы уже не задумываемся над их значением и происхождением.
Лайнер (от англ. liner — прямой, ровный, гладкий) — это обобщенное название картона для плоских слоев гофрированного картона. В нормативной документации (НД) термин «лайнер» отсутствует. Он перекочевал в наш лексикон из англоязычных стран и, видимо, прижился надолго.
По классификации FEFCO* лайнеры подразделяются на крафт- и тест-лайнеры.
Крафт-лайнер (от нем. kraft — сила) — это картон, состоящий не менее чем на 80% из волокон лиственной целлюлозы. Оставшиеся 20% — любая смесь из первичных волокон (целлюлозы разных способов варки, полуцеллюлозы, древмассы, макулатуры, соломы, тростника, льна, конопли и т.д.). Т.е. композиция картона многокомпонентна, однако, чтобы называться крафт-лайнером, процент вторичных волокон в нем должен быть минимальным.
В международной практике крафт-лайнер, на 100% состоящий из крафт-целлюлозы (полученной сульфатным способом), также называют топ-лайнером.
Крафт-лайнер — это многослойный материал. Количество слоев колеблется от двух до восьми в зависимости от возможностей картоноделательной машины. Чаще всего производят двухслойный крафт-лайнер — базовый коричневый слой состоит из вторичного волокна, а наружный слой, в основном, из длинноволокнистых первичных волокон.
Крафт-лайнер, как правило, используют для производства изделий и тары с повышенными требованиями к механическим показателям.
Тест-лайнер также многослойный материал. Он изготавливается, в основном, из тех же компонентов, что и крафт-лайнер, но в другом соотношении. Обычно наружный слой подвергают специальной обработке: поверхностной проклейке, кашированию; всевозможные добавки придают тест-лайнеру специальные водоотталкивающие, морозостойкие, антикоррозионные и др. свойства.
Картоны для плоских слоев (лайнеры) должны отвечать требованиям ГОСТ 7420, где марка картона К-1 — высшей, К-2 и К-3 — первой категории качества.
Международная практика подразделяет лайнер на:
Для лайнеров нормируемыми являются показатели: сопротивление продавливанию, торцовому сжатию, излому в поперечном направлении.
Термин «флютинг» также, как и «лайнер», в НД не фигурирует. Однако, уже довольно давно он прочно вошел в обиход людей, связанных с гофроиндустрией. Официальное название флютинга согласно ГОСТ — «бумага для гофрирования, предназначенная для изготовления гофрированного слоя гофрированного картона».
На Западе флютингом называют гофрированный картон, произведенный из полуцеллюлозы (Semichemical fluting, SF). В основном, это масса, полученная путем неглубокой химической обработки хвойной древесины.
Бумага для гофрирования, почти на 100% состоящая из вторичного сырья (макулатуры), называется веленштофф (Wellenstoff, WS). Рекуперационные волокна в среднем проходят трехступенчатую переработку, поэтому в волокнистой композиции веленштоффа все равно присутствует некоторый процент первичного волокна, что обеспечивает жесткость флютинга.
Шренц (Schrenz) это бумага для гофрирования, а также материал для тест-лайнера самого низшего сорта с низкими техническими характеристиками, к которым выдвигают не столь жесткие требования.
Флютинг отличается очевидной грубостью поверхности на ощупь и менее эстетичен на вид, т.к. он предназначен для изготовления внутреннего слоя гофрокартона. Чаще всего состав по волокну флютинга аналогичен материалам, которые используются для изготовления тест-лайнера (Waste based fluting, WBF). Однако, при производстве гофрокартона и тары из него флютинг играет, пожалуй, самую важную роль — гофр принимает на себя основную нагрузку, и именно от технических характеристик бумаги для гофрирования зависят амортизационные свойства гофрокартона и тары из него.
Бумагу для гофрирования нормируют показателями: сопротивление плоскостному сжатию, торцовому сжатию, продавливание, разрушающая длина и т.д.
Основные отличия между лайнерами и флютингами разных производителей зависят от сырьевой базы, технологии производства, конечного предназначения материала и т.п.
Картон для плоских слоев: крафт-лайнер и тест-лайнер
Одной из составляющих частей гофрированного картона является лайнер. Что же такое лайнер? Такое название носит картон для плоских слоев этого материала. В нормативной документации этот термин отсутствует. Он произошел от английского слова liner, которое означает «прямой», «гладкий».
Волнистые слои гофрированного картона называются флютинг. Обычно они размещаются между плоскими. В зависимости от общего количества листов различают трехслойный, пятислойный, семислойный гофрокартон. Материал имеет вид своеобразного слоеного «пирога». Он состоит из чередующихся листов лайнера и флютинга.
Виды картона для плоских слоев
Крафт-лайнер является многослойным материалом с количеством слоев от 2 до 8. Его применяют для производства тары повышенной прочности. Наилучшие виды упаковки изготавливают из специальных сортов двухслойного крафт-лайнера.
Тест-лайнер производят из таких же компонентов, но взятых в других пропорциях. Он также состоит из многих слоев. Такой материал обладает более низкой прочностью и жесткостью. Это объясняется высоким содержанием вторичных волокон в нижних слоях.
Одной из главных особенностей данного материала является то, что наружный слой специально дополнительно обрабатывают. Его подвергают кашированию, поверхностной проклейке, обработке добавками. Цель этого состоит в придании тест-лайнеру дополнительных качеств. К ним относятся морозоустойчивость, водостойкость, устойчивость к влаге.
Качество всех видов лайнеров описывают следующие характеристики: cопротивление торцевому сжатию, сопротивление поперечному излому.
Картон для плоских слоев гофрокартона классифицируют также в зависимости от цвета. Бывает бурый, беленый, крапчатый, бежевый, облачный материал. Чаще всего его изготавливают в привычном коричневом тоне. При производстве такого материала применяются только первичные полуфабрикаты – сульфатная небеленая целюлоза и полуцеллюлоза. Лайнер таких оттенков может быть изготовлен также из особого вида макулатуры. Для этих целей используют только отходы гофрированной тары.
Существуют также лайнеры пестрой окраски. Их получают вследствие обработки беленой целлюлозы и снижения массы наружного слоя. В результате этого возникает неравномерный окрас.
Белый лайнер обладает гладкой мелованной поверхностью. Его изготавливают из беленой лиственной или хвойной целлюлозы, а также из смеси этих сортов.
Чтобы придать гофрированному картону особые свойства, используют специальные сорта крафт-лайнеров. Внешний вид упаковочных изделий улучшают применением беленого, облачного и разноцветного картона.
Повышенной влагостойкости для изделий из гофрокартона добиваются путем использования ламинированных лайнеров или лайнеров с различными покрытиями.
Что такое «лайнер» и «флютинг»?
Производители гофрокартона активноо используют такие термины, как «лайнер» и «флютинг». Уточним, что они означают.
Этот термин относиться к профессиональной речи, жаргону изготовителей картона и отсутствует в нормативной документации.
По каталогу FEFCO (это ведущая Европейская организация производителей гофрокартона), лайнеры подразделяются на крафт- и тест-лайнеры.
Такой картон, как правило, используют для производства упаковки с повышенными требованиями к сопротивляемости механическому воздействию.
Международная практика подразделяет лайнер на:
Флютинг (от англ. Fluting) – название картона для изготовления гофрированного слоя гофрокартона.
В Европе принято делить бумагу для гофрирования на:
И хотя флютинг имеет менее эстетичный вид, чем лайнер, да и на ощупь он не столь приятен, именно он играет основную роль при производстве гофрокартона. Ведь именно от его технических характеристик зависит качество и амортизационные свойства гофроупаковки, так как гофрированный слой принимает на себя основную нагрузку при внешнем воздействии.
Флютинг по своим физико-механическим показателям должен обеспечивать стабильное качество при возникающих статических и динамических нагрузках и обеспечивать сохранность гофра. Нормируют же бумагу для гофрирования по следующим показателям: сопротивление плоскостному сжатию, торцовому сжатию, продавливание, разрушающая длина и т.д.
Что касается основных различий между лайнером и флютингом, создаваемыми различными производителями, то они зависят от используемого сырья, технологии производства и конечного предназначения материала.